Оглавление
Создание электронных магазинов. Основные требования и перспективы.. 3
Решение финансово-экономических задач с помощью электронных таблиц. 11
Задача. 17
Постановка задачи. 17
Расчет. 17
Создание электронных магазинов. Основные требования и перспективы
Электронный магазин — это web-сайт, обеспечивающий продажи через Интернет с использованием электронного каталога или другого способа представления продукции. Число продуктов, представляемых и продаваемых на одном сервере, может составлять от единиц до нескольких тысяч. Оплата товара может производиться как при помощи интерактивных платежных систем, так и традиционными способами — банковским или почтовым переводом, при доставке товара покупателю, наложенным платежом и т. д.
Электронный магазин (или Интернет-магазин) объединяет элементы прямого маркетинга с образом посещения традиционного магазина. Его отличительная от обычной формы торговли черта состоит в возможности предложить значительно большее количество товаров и услуг и обеспечить потребителей намного большим объемом информации, необходимой для принятия решения о покупке. Кроме того, за счет использования компьютерных технологий возможна персонализация подхода к каждому из клиентов, исходя из истории его посещений магазина и сделанных ранее покупок.
Среди способов оплаты наиболее часто встречается оплата наличными при доставке, что объясняется недостаточным уровнем развития виртуальных платежных систем, хотя последние распространяются все обширнее.
Собственные службы доставки используются обычно в пределах небольших регионов. Отдаленные регионы обслуживаются, как правило, почтой или международными службами доставки.
Наиболее удобной для покупателя является курьерская доставка с возможностью оплаты наличными. Но, как правило, доставочный сервис развит только в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих областях. Впрочем, Интернет понемногу продвигается в регионы России, и с появлением достаточного количества пользователей вглубь страны будут расширяться и службы доставки.
Схема взаимодействия покупателя с виртуальным магазином
На рис. 1 изображена общая схема взаимодействия покупателя с виртуальным магазином.
Рис. 1. Схема взаимодействия покупателя с электронным магазином
При помощи браузера покупатель заходит на web-сайт электронного магазина. Сайт содержит электронную витрину, на которой представлен каталог товаров и необходимые элементы интерфейса для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения через Интернет платежей, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и интерактивной помощи.
Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара ему требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. Для защиты персональной информации взаимодействие должно осуществляться по защищенному каналу, например, по протоколу SSL. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе с электронной витрины поступает в торговую систему электронного магазина. Там осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки.
В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю, необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону.
Если магазин имеет возможность оплаты покупки по сети, тогда на этапе оплаты подключается платежная система. После сообщения о проведении виртуального платежа торговой системой формируется заказ для службы доставки.
В целом, систему электронной торговли можно разделить на три основных элемента: электронный магазин с электронной витриной и торговой системой, система оплаты покупки, система доставки товара.
Рассмотрим каждую из этих составляющих более подробно.
Основные функции программного обеспечения электронных магазинов
Торговые системы электронных магазинов на практике редко бывают полностью автоматизированными. По признаку степени автоматизации их можно классифицировать как web-витрины, электронные магазины и торговые интернет-системы (ТИС).
Web-витрина представляет собой совокупность каталога, системы навигации и оформления заказа с последующей передачей менеджеру для дальнейшей обработки. Это относительно простые и недорогие сайты, представляющие товары торговой компании в виде стандартного каталога. Они могут производить операции оформления заказа, а иногда и выставления счета. На этом этапе работа с заказом переходит к менеджеру по продажам. Очевидно, что даже в случае полной реализации перечисленных возможностей до полной автоматизации торгового процесса еще очень далеко. Необходимо, как минимум, связаться со складом, организовать доставку товара покупателю, принять оплату покупки. Параллельно требуется тщательное изучение спроса, проведение рекламных мероприятий и масса аналитической работы. Здесь практически невозможно реальное уменьшение уровня операционных издержек, и даже в случае идеального решения рентабельность web-витрины мало отличается от рентабельности обычных методов ведения торговли.
Возможности электронного магазина значительно выше, но вместе с этим выше и стоимость его реализации. Системы электронного магазина выполняют большую часть задач, не решаемых в рамках web-витрины, например, благодаря динамической обработке информации и работе с базами данных в нем имеется возможность работать индивидуально с каждым зарегистрировавшимся покупателем. Электронные магазины и ТИС могут осуществлять полный торговый цикл. Отличительной чертой ТИС при этом является то, что она дополнительно интегрирована в систему автоматизации всей деятельности компании.
Примерами программного обеспечения электронных магазинов могут выступать такие программные продукты как InterShop, Элит, UlterShop, 1С:Аркадия и ряд других.
Рассмотрим основные функции, выполняемые программным обеспечением электронного магазина.
В общем случае в их перечень входит информационное обслуживание покупателя, обработка заказов, проведение платежей, а также сбор и анализ различной статистической информации.
Обслуживание покупателей
Потенциальный клиент может покинуть электронный магазин гораздо легче, нежели реальный магазин. Данное обстоятельство определяет необходимость высокого уровня сервиса, предлагаемого в виртуальных магазинах. В то же время особенности контакта с покупателем приводят к принципиальному различию предоставляемых ими услуг. Элементами, на основе которых строится взаимодействие покупателя с электронным магазином, являются каталог товаров, дополнительная справочная информация, работа с виртуальной корзиной, а также процедура регистрации.
Полнота размещенной в каталоге товаров информации, удобная структура и быстрый поиск во многом определяют успех магазина. Ведь именно здесь располагается все доступные потенциальному клиенту сведения о товаре, которые должны полностью компенсировать отсутствие образцов и продавца-консультанта. Значительную роль в выборе продукта могут играть технологии 3D, которые дают возможность «взять в руки» приглянувшийся образец, осмотреть его со всех сторон, открыть крышку и т. п.
Наличие на сайте большого количества информации о товарах в свою очередь требует, чтобы клиенты магазина легко и быстро могли найти нужные сведения, руководствуясь структурой каталога или используя систему поиска.
Информационная поддержка покупателя призвана обеспечить потенциального клиента возможностью в любой момент получить ответы на любой вопрос, сопутствующий покупке. К таким вопросам могут относиться условия послепродажного сервиса, консультации по особенностям схем оплаты и многое другое.
В процессе выбора товара формируется список отобранного товара — виртуальная торговая корзина. Как и в случае с реальной корзиной, любой товар по желанию покупателя может быть в любой момент изъят с последующим пересчетом общей стоимости покупки. И, разумеется, необходимо, чтобы текущее содержимое корзины постоянно отображалось перед пользователем. После окончания выбора товара наступает момент оформления заказа с определением метода оплаты и доставки, а также регистрация покупателя. В тех случаях, когда выбор условий доставки произведен покупателем заранее, ее стоимость может сразу учитываться при расчете общей стоимости покупки.
Регистрация может происходить до или после выбора товаров. В первом случае создается регистрационный вход, которым могут воспользоваться постоянные клиенты магазина. Для них реализуется специальная система обслуживания и схема оплаты. Возможность регистрации после выбора товара позволяет клиенту сохранить анонимность и экономит время, если он не принял решения о покупке. Во время регистрации система обеспечивает безопасность личной информации покупателя, пользуясь при передаче данных защищенными методами, например, протоколом SSL.
Обработка заказов
Процесс обработки заказа начинается с проверки наличия товара и резервирования его на складе. При отсутствии части заказа система информирует покупателя о возможной задержке. Затем инициируется запрос к выбранной платежной системе и при подтверждении оплаты происходит оформление заказа на доставку товара. Покупатель со своей стороны может получать информацию о его прохождении.
Сбор маркетинговой информации
У владельца виртуального магазина есть возможность получать полную информацию о посетителях web-сайта и строить в соответствии с ней систему маркетинга электронного магазина. Программное обеспечение электронного магазина позволяет не только собрать для анализа максимум статистической информации, но и оперативно ее использовать. На основе полученных результатов можно, например, выявить в каких местах наиболее оптимально размещать рекламную информацию, а системы управления web-содержимым позволяют автоматизировать ход рекламной кампании. Обычно публикация дополнительной информации реализуется при помощи отдельного сервера приложений и соответствующей базы данных.
Оплата товара
В целом можно выделить два варианта оплаты купленного товара: оплату в момент его получения (при доставке курьером, по почте наложенным платежом или визите покупателя в реальный магазин) и на предварительную оплату (при передаче информации через Интернет, доставке обычной или экспресс-почтой, магистральным транспортом). К варианту предварительной оплаты также можно отнести различные схемы, связанные с резервированием суммы покупки на счете покупателя с действительным переводом средств только после осуществления доставки (так называемые защищенные сделки).
Доставка товара
Существуют следующие способы доставки товаров покупателю:
- международной курьерской службой;
- собственной курьерской службой магазина или при помощи профессиональной курьерской службы;
- почтой (по предоплате или наложенным платежом);
- с использованием магистрального транспорта;
- международной почтовой службой;
- самовывозом — клиент приезжает за заказанным товаром сам;
- по телекоммуникационным сетям — для информационного содержания, программных средств или других продуктов, имеющих «электронную» природу.
Выбор варианта реализации электронного магазина
Для компании, решившей организовать продажу товаров через Интернет, существует ряд возможностей. Как уже было изложено ранее, систему электронной торговли можно разделить на три основных элемента: электронный магазин с электронной витриной и торговой системой, система оплаты покупки, система доставки товара. Для начала компании необходимо определиться в главном — будет ли она реализовать каждый блок силами своей фирмы или найдет партнеров, которые окажут соответствующие услуги.
Создание электронного магазина своими силами охватывает широкий круг вопросов, например, нужно решить вопрос разработки или приобретения программного комплекса, обеспечивающего функционирование электронного магазина. Стоимость необходимого для его создания оборудования и программного обеспечения в минимальной конфигурации составляет от $3000, если же требуется высокопроизводительная система, то счет может идти уже на десятки тысяч долларов.
Альтернативой покупке готового программного обеспечения является самостоятельная разработка торговой системы.
Еще одна возможность состоит в аренде электронного магазина в электронном торговом ряду на специализированном сервере. В этом случае большую часть технических вопросов берет на себя владелец торгового ряда.
Последний вариант создания электронного магазина является самым дешевым и быстрым. От предпринимателя, как правило, требуется предоставить каталог товаров в требуемой форме, указать, каким образом будет производиться оплата и доставка, разработать дизайн сайта магазина по шаблону арендодателя (обычно такая услуга предлагается за дополнительную плату), выяснить взаимные обязательства сторон и заключить договор. К недостаткам данного способа можно отнести неполноту получаемой рыночной информации, доступность данных о коммерческой деятельности магазина для сторонней организации, риски компании-владельца торгового ряда.
Принимать оплату виртуальной покупки фирма может своими силами, используя банковский перевод или наличный расчет. Счет для оплаты банковским переводом может быть составлен на web-сервере с последующей распечаткой покупателем на локальном принтере. Также можно воспользоваться услугами различных платежных систем.
Организация собственной службы курьерской доставки выгодна лишь при большом количестве заключаемых сделок. Поиск партнеров, которые будут осуществлять доставку, проводится исходя из характеристик продуктов и потребителей. Для одних групп товаров наиболее критичной частью является скорость и надежность доставки, для других — цена. Надо представлять, в какую сумму покупатель оценивает удобство виртуальной покупки. Очевидно, что цена доставки не должна превышать цену самого товара.
Решение финансово-экономических задач с помощью электронных таблиц
В последнее время компьютерные технологии все глубже проникают во все отрасли народного хозяйства. На многих рабочих местах компьютеры уже стали незаменимыми помощниками, какими в свое время были микрокалькуляторы, пришедшие на смену счетам. В настоящее время существует огромная масса программного обеспечения, предназначенного для применения в экономической отрасли, но, к сожалению, зачастую приходится «подгонять» готовое программное обеспечение под индивидуальные особенности данного предприятия, даже если эти программы уже выдержали испытание временем.
Для самостоятельной организации рабочего места экономиста существуют два направления: системы управления базами данных, которые требуют более серьезной подготовки в программировании, а также не совсем удобный инструментарий для создания пользователем своих выходных форм; и электронные таблицы, которые имеют некоторое ограничение по мощности, но более просты в работе.
Электронные таблицы предназначены для хранения некоторых табличных данных, обработки этих данных посредством формул, а также для организации более наглядного отображения числовой информации (при помощи графиков, диаграмм). Что мы называем табличными данными? Как правило, в таблице в каждом столбце мы храним информацию определенного типа, например, в столбце «фамилия» будут храниться различные фамилии в виде текста, в столбце «возраст» будет храниться число, соответствующее возрасту данного человека. В электронных таблицах, каждая ячейка может иметь один из 3-х глобальных типов (число, текст и формула). Если в ячейке хранится формула, то электронные таблицы автоматически осуществляют расчет по ним и отображают при просмотре таблицы не формулу, а результат вычислений. Каждая ячейка имеет свой уникальный адрес, который состоит из указания столбца, обозначенного буквами латинского алфавита и номера строки, например, С8, Е64,…. Ссылка на ту или иную ячейку при составлении формул производится по адресу этой ячейки.
Электронные таблицы могут применяться на любых рабочих местах, на которых требуется производить некоторые расчеты и печатать выходные формы. Наиболее часто расчеты производятся на рабочем месте экономиста, бухгалтера.
Из электронных таблиц наиболее распространены Super Calc для компьютеров, работающих с операционной системой MS-DOS, и не имеющих возможности работать с графической операционной системой Windows; и Microsoft Excel, предназначенный для машин, работающих с операционной системой Windows’95 (Windows’98, Windows-NT, Windows’2000) или с операционной системой MS-DOS и установленным Windows 3.1.
Решение задачи с помощью табличного процессора обычно начинается с выбора схемы решения задачи, вывода или составления табличных формул и др. Это сложный процесс, своеобразный для разных типов задач. Однако решение большинства задач связано с созданием рабочих таблиц (далее просто таблиц). Это основной объект табличного процессора.
Исходными данными задачи, обычно является макет вводимой таблицы с указанием ее названия, шапки и пр., а также приведенные в нем значения.
Результатом работы табличного процессора обычно является законченный, красочно и профессионально оформленный документ. Как правило, это таблица или документ, содержащий таблицу.
При этом таблица-документ может быть выведена на принтер или записана на диск (в файл). Причем записана лишь с числовыми результатами либо со всеми формулами, форматами и т. д.
Операции, непосредственно выполняемые при работе с таблицей в табличном процессоре:
— создание таблицы в соответствии с макетом;
— редактирование таблицы с учетом фактических размеров данных и результатов;
— украшение (оформление) таблицы с целью придания ей большей наглядности;
— создание диаграмм;
— запись таблицы на диск и при необходимости распечатка.
Для того, чтобы ввести число или текст в ячейку А1, необходимо сначала выделить ячейку А1 и ввести с клавиатуры текст или число, нажать клавишу Enter. Прежнее значение ячейки при этом автоматически стирается.
Если при вводе числа в ячейке появляются символы «#####», то ширину столбца ячейки следует увеличить.
При вводе текста в ячейку его длина может превышать ширину ячейки, например, при вводе названия таблицы. В этом случае текст занимает ячейки справа, если они свободны. В противном случае весь введенный в ячейку текст можно увидеть только в строке формул.
Для ввода формулы в ячейку необходимо: выделить ячейку, ввести знак «=» и остальную часть формулы обычным образом (как число, текст), но возможны и упрощения ввода:
а) для вставки в формулу адреса ячейки установить курсор в точку вставки и выделить мышью ячейку;
б) для вставки в формулу встроенной функции Y следует выполнить:
— в меню Вставка выбрать строку Функция, на экране появится диалоговая панель;
— в списке с прокруткой «Категория функции» выделить вид функции;
— в списке с прокруткой «Функция» найти и выделить имя функции Y; нажать клавишу Шаг;
— в поля ввода появившейся диалоговой панели ввести значения аргументов функции — числа, адреса ячеек, диапазоны.
Когда в ячейки таблицы вводятся числа, Excel анализирует их на принадлежность к числовой последовательности. Производимый анализ позволяет Excel автоматически продолжить ввод распознанной последовательности в оставшиеся ячейки диапазона.
Эта возможность называется автозаполнением. Ее использование может существенно увеличить скорость ввода дат, названий месяцев, лет, а также чисел, связанных простой зависимостью.
Ввод функций в Excel осуществляется посредством мастера функций, либо с помощью ручного ввода.
Мастер функций позволяет использовать весь набор функций Excel, даже если вы точно не знаете их названия. Все функции организованы в группы (или категории), такие как Financial (Финансовые), Statistical (Статистические) и др. Мастер функций выводит краткое описание каждой функции, благодаря которому вы сможете выбрать нужную функцию. Кроме того, мастер функций помогает вводить аргументы функции и поясняет, для чего они нужны.
При использовании мастера функций практически исключаются ошибки при записи формул в ячейки, кроме того, так удобнее вводить сложные функции с несколькими аргументами.
Если вы точно помните название нужной вам функции и используемые ею аргументы, то самый простой вариант — ввести функцию вручную. Как правило, это займет меньше времени, чем вызов мастера функций. Но чаще всего таким образом вводятся только самые простые функции, которые требуют лишь одного аргумента, например диапазона данных.
Диаграмма — это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных. На диаграмме числовые данные ячеек изображаются в виде точек, линий, полос, столбиков, секторов и в другой форме. Группы элементов данных, отражающих содержимое ячеек одной строки или столбца на рабочем листе, составляют ряд данных.
Диаграмму можно перетянуть мышью в любое место. Для изменения размера диаграммы необходимо щелкнуть по ней мышью и перетянуть маркеры размера. Для изменения типа и параметров построенной диаграммы следует щелкнуть по диаграмме правой клавишей мыши и в контекстном меню выбрать подходящую команду. Для удаления диаграммы следует щелкнуть по ней мышью, чтобы появились маркеры размера, и нажать клавишу Delete.
Каждое число в таблице можно представить в разных форматах (с различным количеством десятичных позиций, незначащих нулей и пр. ). Для изменения формата содержимого ячейки необходимо:
— выделить ячейки;
— выбрать команду Ячейки меню Формат;
— в диалоговом окне Формат ячеек выбрать вкладыш Число;
Текстом в Excel считается произвольное сочетание букв, цифр и прочих символов. Если Excel воспринимает фрагмент как текст, то он, в отличие от чисел, дат и времени, выравнивается по левому краю.
Excel распознает содержимое ячейки как дату или время в зависимости от разделителей, установленных на вкладках Время и Дата окна диалога Свойства: Язык и стандарты, которое открывается при щелчке на одноименном значке в Панели управления. Эти же установки определяют формат по умолчанию для даты и времени. Если Excel распознает в содержимом ячейки дату или время, оно выводится выровненным по правому краю, а в строке состояния появляется распознанное значение в формате по умолчанию.
Кроме того, в существует возможность создавать собственные числовые форматы, например, для финансовых или научных задач или для форматирования товарных кодов, иностранной валюты и т. п. — каждый раз, когда приходится форматировать числа каким-нибудь особым образом.
Пользовательский формат может включать в себя до четырех частей (способов форматирования для разных типов данных): положительные числа, отрицательные числа, нулевое значение, текст. Для разделения частей пользовательского формата используется точка с запятой. Первая часть указывает формат для положительных чисел, вторая — для отрицательных и т. д.
Для облегчения форматирования в Excel применяются стили — это наборы заранее заданных форматов, которые можно создавать и затем применять к ячейкам или диапазонам. По умолчанию ячейки форматируются в соответствии со стилем Normal (Обычный). Для любого повторяющегося варианта оформления имеет смысл создавать собственный стиль — это сэкономит вам время.
Улучшить внешний вид таблицы можно путем создания вокруг ячеек границы. Можно, тем самым, выделить заголовки, итоги и т. п. Обычно границы применяют совместно с заливкой. Часто границы выступают в роли линий подчеркивания при создании форм для ввода данных. В Excel существует инструмент, который называется «автоформат». Это набор заранее заданных параметров форматирования таблиц, избавляющих пользователей от необходимости выполнения сложных операций форматирования. Для его использования достаточно несколько раз щелкнуть мышью.
Улучшить впечатление от таблиц можно еще одним способом — используя различные узоры и цвета, помогающие выделить важные данные. Впоследствии такой документ можно вывести на печать в цвете.
В Excel также есть средства для создания и работы с базой данных. Правда, эти средства позволяют выдавать лишь простые по структуре запросы к БД. Для решения серьезных задач они, конечно, не годятся, но тем не менее часто могут быть полезны. В качестве базы-списка можно рассматривать любую таблицу, отвечающую требованиям:
— названия полей должны быть в 1-й строке;
— в каждой строке должны быть данные одного объекта (т. е. строка есть запись);
— в таблице не должно быть пустых строк.
Задача
Постановка задачи
Определить грузооборот («грузооборот безразличия»), при котором предприятию оптовой торговли безразлично иметь ли собственный склад или пользоваться услугами наемного склада.
Исходные данные:
1. Собственный склад.
§ Постоянные затраты (у.е./год) – 53 000.
§ Стоимость грузопереработки (у.е./т) – 5,4.
2. Наемный склад.
§ Тариф на использование грузовой площади (у.е. за 1 м2 в сутки) – 0,28.
§ Средний срок хранения (дней) – 52.
§ Нагрузка на 1 м2 площади (т/м2) – 1,6.
Число рабочих дней в году – 254.
Расчет
Для того, чтобы рассчитать «Грузооборот безразличия» необходимо сравнить затраты на использование наемного склада с затратами на эксплуатацию собственного.
Затраты на эксплуатацию собственного склада рассчитываются как сумма независящих расходов (постоянные затраты) с затратами зависящими от грузооборота.
Таким образом, функция затрат на эксплуатацию собственного склада будет иметь вид:
где:
Zсоб(T) – затраты на эксплуатацию собственного склада,
Zпост – постоянные затраты,
Zгр.пер.(T) – стоимость грузопереработки,
T – масса хранимого груза.
Затраты на использование наемного склада находятся в прямой зависимости от размера грузооборота, среднего срока хранения, тарифа за использование грузовой площади и в обратной зависимости от нагрузки на 1 м2 площади и количества рабочих дней в году.
Таким образом, функция затрат на использование наемного склада будет иметь вид:
где:
Zнаем(T) – затраты на использование наемного склада,
Zтар – тариф за использование грузовой площади,
tхр – средний срок хранения,
M(T) – нагрузка на 1 м2 площади,
dраб. – количество рабочих дней в году,
T – масса хранимого груза.
Построим графики зависимостей затрат на эксплуатацию собственного склада и затрат на использование наемного склада от массы хранимого груза.
Из графика видно, что прямые затрат на эксплуатацию собственного склада и затрат на использование наемного склада пересекаются где-то в точке между 22-мя и 23-мя тоннами.
Аналитическим путем получаем, что точка «Грузооборота безразличия» равна 22,983 тонны.
Таким образом, если масса груза меньше 22,983 тонн предприятию выгоднее пользоваться наемным складом, но если масса груза больше 22,983 тонны, выгоднее эксплуатировать собственный склад.