Содержание

1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия. 3

2. Философия Платона. 4

3. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности платоновского учения о государстве. 17

4. Логические задачи, упражнения, комментарии. 19

5. Тестовая проверка знаний. 22

Список литературы.. 24

1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия

Архэ – первоначало, первопричина, принцип.

Атом – мельчайшие, неделимые составные частицы материи из которых состоит все сущее.

Атараксия – душевное спокойствие, безмятежность, как высшая ценность.

Бытие – философская категория обозначающая существование.

Гедонизм – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

Диалектика – искусство аргументации, логики; движение, которое лежит в основе всего, учение о развитии.

Диалог – разговор; в античной философии – литературная форма, употреблявшаяся для изложения проблем с помощью диалектики, ведет свое начало от софистов.

Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов.

Душа – в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания живого существа; антитеза понятий тела и материи.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.

Идеализм – мировоззрение, определяемое подлинными идеалами и их практическими следствиями.

Идея – в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии – метафизическая сущность вещи.

Кинизм – учение Антисфена, который проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более позднего кинизма является пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.

Космос – мир, мыслимый как упорядоченное единство, то же самое, что порядок, устроение.

Логос – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, мировой закон.

Майевтика – предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Материализм – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности в материи.

Понятие – одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, выражающее сущность какого-либо явления, вещи ли процесса.

Разум – ум; способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, но и на познание ценностей, универсальную связь вещей и всех явлений.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Стоицизм – духовная позиция, основанная на идеях стоиков.

Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому, все должно свершиться так, как того хочет слепой рок и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Эйдос – образ, понятие идея.

Эпикуреизм – учение и образ жизни, заключающийся в том, что бы не задумываясь отдавать предпочтение материальным радостям жизни.

Этический – нравственный, соответствующий нравственности.

Рационализм – точка зрения рассудка, соответственно - разума.[1]

2. Философия Платона

1. Платон и его сочинения

Знаменитым учеником Сократа был философ Платон Афинский. Настоящее имя его – Аристокл, а Платон – это прозвище, которое переводится с греческого как “Широкий”. Он получил его то ли за крепость телосложения, то ли за широкий лоб, то ли широту мысли. Если Сократ ничего не писал, то Платон оставил много сочинений, которые в современном издании занимают четыре больших тома. Его произведения написаны, в основном, в форме диалогов, главным действующим лицом которых является Сократ, беседующий с философами на различные темы.

Платона (427-347 гг. до н.э.) называют «Учителем человечества» представителя античной классики. Ученик и почитатель таланта Сократа, он сделал его героем своих произведений. Когда же учителя несправедливо осудили и приговорили к смерти за то, что "он не чтил богов, которых чтил город, а вводил новые божества… и тем самым развращал юношество", Платон остро прочувствовал проблему несправедливости. Как могло государство, в котором победила демократия, осудить такого достойного гражданина? И Платон приходит к выводу, что государство, где верх берут частные интересы и субъективные мнения, где нет общего и единого понимания и, собственно, не хватает знания о том, что такое справедливость, - несовершенно, несправедливо.

И он ставит задачу – прояснить ситуацию, считая, что только философия способна дать научное понимание справедливости. Философ занялся поиском объективного основания справедливости, и сразу же границы поиска раздвинулись: речь пошла не только о нахождении абсолютных ценностей в области морали и политики, а и во всех областях. Смысл вопроса был углублен до выяснения сущности вещей вообще, до определения "истины" каждой вещи.

Собрание платоновских сочинений, составленное выдающимся филологом античности Аристофаном Византийским (ок. 257–180 гг. до н. э.) является ценностью мировой цивилизации. Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объема и качества, часть которых была отклонена Аристофаном, тогда как еще некоторая часть была помещена в собрании, правда, в качестве сомнительных или, при всех достоинствах, недостоверно платоновских произведений. Основу издания составили те сочинения, которые по сей день определяют лицо Платоновского корпуса. Тот же Аристофан Византийский положил, вероятно, начало систематизации сочинений Платоновского корпуса, поскольку в его издании они располагались трилогиями. Так, в одной трилогии объединялись “Государство”, “Тимей” и “Критий”, в другой – “Законы”, “Минос” и “Послезаконие”, в третьей – “Критон”, “Федон” и “Письма”, что свидетельствует о тематическом принципе классификации сочинений, весьма далеких друг от друга по объему, структуре и по художественному уровню. Сочинения, которым не находилось тематических аналогов, в трилогии не включались и располагались беспорядочно.

Следующий важный этап истории Платоновского корпуса связан с деятельностью Фрасилла (I в. н. э.), чьим собранием, по существу, пользуется и современная наука. У Фрасилла платоновские сочинения были объединены в тетралогии и расположены в следующем порядке:

I. “Евтифрон”, “Апология Сократа”, “Критон”, “Федон”.

II. “Кратил”, “Теэтет”, “Софист”, “Политик”.

III. “Парменид”, “Филеб”, “Пир”, “Федр”.

IV. “Алкивиад I”, “Алкивиад II”, “Гиппарх”, “Соперники в любви”.

V. “Феаг”, “Хармид”, “Лахес”, “Лисид”.

VI. “Евтидем”, “Протагор”, “Горгий”, “Менон”.

VII. “Гиппий Больший”, “Гиппий Меньший”, “Ион”, “Менексен”.

VIII. “Клитофонт”, “Государство”, “Тимей”, “Критий”.

IX. “Минос”, “Законы”, “Послезаконие”, “Письма”.[2]

Этот порядок воспроизводится во многих авторитетных изданиях нашего времени. В основе своей Платоновский корпус ограничивается именно этим кругом сочинений, среди которых далеко не все признаются сегодня платоновскими. Помимо них в некоторых рукописных собраниях сохранилось еще несколько произведений: “Определения”, крохотные диалоги “О справедливости”, “О добродетели”, “Демодок”, “Сизиф”, “Эриксий”, “Аксиох”, “Алкиона”, которые по традиции присоединяются к корпусу, хотя платоновскими никогда не считались.

2.Учение об идеях как  причине и сущности вещей, первооснове сущего

Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию  и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие  у Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Но, в отличие от Демокрита, это множество бытий Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляются Платоном как тождественные понятия.

Итак, бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Платон впервые в истории философии  проводит четкое различие между сущностью и явлением, между тем, что существует поистине и тем, что существует, но не имеет истинного бытия. «Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и, что всегда становится, но никогда не существует», - пишет Платон в диалоге «Тимей». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей – идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, деревья существуют потому, что есть идея дерева, стол – потому, что существует идея стола. Предметы искусства создаются потому, что имеется идея прекрасного.

Противопоставляя идею (сущность)  вещам (явлениям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи между ними. Однако Платон не дал однозначного объяснения характера этой связи. Иногда он рассматривал чувственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу подражания им, иногда как «причастные» идеям. В ряде высказываний он говорит, что идея – это образцы, а прочие вещи подходят  к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть нечто иное, как уподобление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материал, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принимать любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность.

Этот подход к объяснению чувственного мира заимствовал у Платона Аристотель. Для него материя – это также первичный материал, потенциал вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности  в действительность, форма.  Таким образом, Аристотель заменяет понятие идеи на понятие формы. Согласно Аристотелю, форма – это активное начало, начало жизни и деятельности. Аристотель дает понятию сущности другое истолкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос «что есть вещь?» и представляет собой субстанцию вещи. Аристотель делит сущности на низшие, те что состоят из материи и формы (таковы все вещества чувственного  мира), и высшие, чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму, перводвигатель, который служит источником движения всего Космоса.

Внесение Платоном новшество о множественности бытия идей поставило перед ним  задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира. Чтобы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию единого, но истолковывает это понятие иначе, чем элеаты. Единое, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое выше всякого существования и всякой множественности. Но без его объясняющей силы невозможны и сами идеи, ибо невозможна даже и множественность. Ведь каждое их многих тоже есть нечто единое, а, значит, оно, тем самым причастное единому. Это единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту сторону всякого бытия, трансцендентно, следовательно, недоступно разуму. О нем самом нельзя ни чего сказать, кроме отрицания, указывающего только на то, чем оно не является.

3. Учение о человеке и его душе

Бытие человека, как и бытие мира, двойственно: душа и тело. Тело несовершенно, бренно, оно есть временное пристанище души, ее "темница". Со смертью человека тело разрушается, и душа, освободившись от его оков, устремляется в занебесный мир, где приобщается к миру идей, "напитывается" ими и по прошествии определенного времени возвращается на землю, вселяясь в других людей. Сталкиваясь же с вещами, она узнает в них копии идей: у человека формируется знание. Оно выступает как способность души из самой себя (благодаря припоминанию) находить истину и рациональное значение вещи. Так Платон отвечает на вопрос: откуда берется знание?

Далее он структурирует душу соответственно двум слоям бытия. Одна ее часть – разумная, с помощью нее человек приобщается к высшим идеям блага, добра, справедливости. Другая часть – чувственная, в ней выделяется аффективная душа, связанная с такими возвышенными идеями, как долг, храбрость, стремление к славе, и вожделеющая, близкая к телесному существованию человека, удовлетворению низменных потребностей. Вся судьба человека, его жизнь зависят от того, какая часть души побеждает: низменная, неразумная или возвышенная.

У каждого человека есть тело и душа. Душа - главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее - мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только познание, но и любовь.

Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью. В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Согласно обыденным представлениям, платоническая любовь - это любовь, лишенная чувственных влечений. В действительности же Платон воспевал любовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной простоте. Любовь, по Платону, это мост соединяющий телесное, чувственное с духовно-возвышенным. Читатель, разве тебе не хочется пройти по этому мосту?

Душа человека состоит, говорит Платон, из трех частей: разумной, аффективной или эмоциональной и вожделеющей. Это сочетание в каждом случае не равномерное. Если преобладает разумная часть души, то человек – философ, если эмоциональная, он – воин, а если вожделеющая, то – земледелец или ремесленник. Получается, что род человеческий естественным образом распадается на три сословия, каждое из которых должно заниматься тем, к чему предопределено своей природой: философы как люди всеведущие и мудрые должны управлять государством; храбрые, сильные и мужественные воины должны его защищать; а те, кто прекрасно знает как обрабатывать землю, умеет добывать урожай и изготавливать ремесленные изделия, должны трудиться и кормить государство. Каждый, занимающийся своим делом, будет приносить максимальную пользу обществу, и в этом случае нас ждет процветание. Если же каждый будет делать то, что не умеет, пользы не будет никакой, а общественная жизнь станет беспорядком.

4. Платоновская концепция общества и его государственного устройства

Aнтpoпoлoгия и этика гpeчecкoгo филocoфa,  тaк жe кaк и eгo oнтoлoгия,  имeли цeлью coздaниe coвepшeннoгo  чeлoвeчecкoгo oбщecтвa, a пocкoлькy жизнь гpeчecкиx cooбщecтв пpoтeкaлa в пoлиcax - гopoдax-гocyдapcтвax - coздaниe идeaльнoгo  гocyдapcтвa. Плaтoнoвcкaя этикa opиeнтиpoвaнa нe нa фopмиpoвaниe coвepшeннoй личнocти,  a cкopee нa фopмиpoвaниe coвepшeннoгo чeлoвeчecкoгo poдa,  coвepшeннoгo oбщecтвa. Этика Платона - не индивидуальная, как, например, y стоиков или эпикурейцев, a социальная,  и  потому  oнa  оргaничecки cpaщeнa c пoлитичecкoй тeopиeй Плaтoнa.

Платон делит  людей на три разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная,  аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Ecли пpeoблaдaeт paзyмнaя,  тo этo люди,  кoтopыe cтpeмятьcя coзepцaть кpacoтy и пopядoк идeй,  cтpeмятcя к выcшeмy блaгy.  Oни пpивepжeны к пpaвдe, cпpaвeдливocти и yмepeннocти вo вceм, кacaющeмcя чyвcтвeнныx нacлaждeний.  Иx Плaтoн зoвeт мyдpeцaми,  или филocoфaми,  и oтвoдит им poль пpaвитeлeй в идeaльнoм  гocyдapcтвe.  Пpи пpeoблaдaнии aффeктивнoй чacти дyши чeлoвeк oтличaeтcя блaгopoдными cтpacтями: xpaбpocтью, мyжecтвoм, yмeниeм пoдчинять вoждeлeниe  дoлгy.  Этo  кaчecтвa,  нeoбxoдимыe для вoинoв,  или cтpaжeй,  кoтopыe зaбoтятcя o бeзoпacнocти гocyдapcтвa.  Наконец,  люди вождeлeющeгo типa дoлжны зaнимaтьcя физичecким трудoм,  ибo oни c caмoгo нaчaлa cлишкoм cильнo пpивepжeны к тeлecнo-физичecкoмy миpy:  этo - cocлoвиe кpecтьян,  и peмecлeнникoв, oбecпeчивaющиx мaтepиaльнyю cтopoнy жизни гocyдapcтвa.

Есть, однако, добродетель, общая для вcex сословий, кoтopyю Платон ценит очень высоко:  это мера.  Ничего сверх меры - таков принцип,  общий у Плaтoнa с большинcтвoм гpeчecкиx филocoфoв;  к мepe  как к вeличaйшeй этической ценности призывал своих сторонников Coкpaт;  yмepeннocть кaк дoбpoдeтeль мyдpeцa чтили Apиcтoтeль, cтoики и эпикypeйцы.

Coглacнo Плaтoнy,  cпpaвeдливoe и coвepшeннoe гocyдapcтвo - это  выcшee из вceгo,  чтo мoжeт cyщecтвoвaть нa Зeмлe.  Пoэтoмy чeлoвeк живeт paди гocyдapcтвa,  a нe гocyдapcтвo - paди чeлoвeкa.  B учениии об идеальном гocyдapcтвe мы находим яpкo выpaжeннoe гocпoдcтвo вceoбщeгo нaд индивидyaльным.

Oпacнocть абcoлютизaции  тaкoгo  пoдxoдa yвидeл yжe Apиcтoтeль. Бyдyчи бoльшим peaлиcтoм, чeм eгo yчитeль, oн xopoшo пoнимaл, чтo идeaльнoe гocyдapcтвo в зeмныx ycлoвияx eдвa ли yдacтcя coздaть в cилy cлaбocти и нecoвepшeнcтвa чeлoвeчecкoгo  poдa.  A пoэтoмy  в  peaльнoй жизни пpинцип жecткoгo пoдчинeния индивидyaльнoгo вceoбщeмy нepeдкo выливaeтcя в caмyю  стpaшнyю  тиpaнию, чтo,  кcтaти, caми гpeки мoгли видеть нa мнoгoчиcлeнныx пpимepax иcтopии.

5. Главные задачи государства. Модель совершенного государства, ее позитивные и утопические моменты

Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое.

Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.

В утопическом государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание.

За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя.

При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас название города».[3]

Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».

В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.

разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться, прежде всего, на потребностях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда. Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающих шерсть и кожу.

Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран требует производства в государстве излишка товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числа рабочих, изготавливающих соответствующие товары.

В свою очередь, развитая торговля требует деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый для государства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.

Укреплению идеального государства должна служить строгая система воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Совокупность гимнастики, музыки и математике - обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могут обучиться диалектике, после овладения которой они переходят в другую профессиональную группу - философов-правителей.

Государством у Платона руководят, как и в олигархии, немногие. Но в отличие от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством. Во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.

Кого же именно он называет философами, утверждая, что именно они должны править? Платон был уверен, что некоторым людям по самой их природе подобает быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а следовать за теми, кто руководит. Платон признает, что между происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными и умственными задатками, могут родиться в низшем общественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классов могут оказаться с низкими душами.

Поэтому в обязанности правителей входит обязанность и право исследовать нравственные задатки детей и распределять их между тремя основными классами государства. «Если в душе вновь родившегося окажется «медь» или «железо», его надлежит без всякого сожаления или снисхождения прогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленника родится младенец с примесью «золота» или «серебра», то он должен быть причислен либо к классу правителей, либо к классу воинов».

Специфические особенности искусства в «идеальном городе» также очень интересны. Из исследования отрицательных типов государств Платон вывел, будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем в господстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей.

Аскетически строя свое идеальное государство Платона, однако, мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.

Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон.[4]

Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победит врагов в битвах. Здесь, даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.

Недостаточно обосновано у Платона созерцание идей, которое является профессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного свода с его вечно правильными, механически и геометрически размеренными движениями? Общественные отношения, возникающие по законам геометрии или астрономии, являются отношениями чертежника к его чертежу. Если одно сословие только чертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, что обыкновенно называется рабовладением. Следовательно, независимо от своего непосредственного содержания, утопия Платона в конечном счете отражает рабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов.

6. Место и роль философии Платона в историко-философском процессе

Охватывая как внутренний мир человека, так и внешний, как чувственный, так и дополняющий его сверхчувственный, как природу индивида, так и организацию человеческого общества, платоновская философия есть первая выступившая в истории универсальная система; вместе с тем, она остается самой влиятельной вплоть до наших дней. Основная мысль учения об идеях не только стала исходным пунктом многих позднейших систем, но оказала большое влияние на религиозное миросозерцание, преимущественно на христианское. Но в непосредственно следующий период влияние этой философии частью вытеснялось выступившей вскоре после нее аристотелевской философией, с которой она позднее часто вела борьбу за господство.

На первый взгляд может показаться, что философия Платона, жившего 24 столетия тому назад, устарела. Если читатель слышал от кого-либо это утверждение, пусть он попросит собеседника изложить свои собственные воззрения и сравнит их с концепциями Платона. Берем на себя смелость прогнозировать: либо окажется, что Платон просто-напросто выиграл соревнование, либо "победа" над Платоном досталась вашему собеседнику лишь постольку, поскольку он прекрасно знает философию Платона и сумел развить его воззрения. По большому счету ныне, как и 24 столетия назад, философия Платона стимулирует развитие человека, общества. В этом, пожалуй, состоит главная тайна многовековой значимости философии Платона. В центре этой философии находится учение об идеях.

3. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности платоновского учения о государстве

Формы государства, которые анализирует Платон

Сущностная

характеристика

Оценка их Платоном

Ваша оценка модели

государства Платона

1

Тимократия

Тимократия (греч. timokratia, от time - цена, честь и kratos - власть, сила), у древних авторов обозначение правления, при котором государственная власть находится у привилегированного меньшинства

Тимократия ― власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям. Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, «убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платону ненавистны войны, особенно между эллинами. У людей уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

На мой взгляд, Платон правильно оценил сущность тимократии.

 Как и в случае олигигархии, тимократия - это государство состоит как бы два государства: одно ― бедняков, другое — богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии

2

Олигархия

государственное устройство, в котором власть принадлежит ограниченному кругу лиц, обыкновенно группе знатных и богатых фамилий

Олигархия. — «строй, основывающийся на имущественном цензе». В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса.

3

Демократия

форма государственного устройства, основанная на признании: - верховенства конституции и законов; - народовластия и политического плюрализма

«Демократия, на мой взгляд, ― пишет Платон, ― осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь». В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. Однако, демократия «опьяняется свободой в неразбавленном виде», она еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

Демократии – власть не народ, а толпы. Толпа не может по большому счету решать направления развития государства, поэтому нельзя не согласиться с Платоном в характеристике демократии.

4

Тирания

форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении

Тирания, по мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тирания —государственное устройство, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.

Тирания — наихудший тип государственного устройства, власть осуществляется на подавлении и уничтожении.

5

Платоновская модель государства

Идеальное (аристократическое) государственное устройство

Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии.

 

4. Логические задачи, упражнения, комментарии

Платон первым в истории философии выделил два разных типа философствования, подчеркнув их противоположность и борьбу следующим образом: «Происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о Бытии»… «Одни утверждают, будто существует то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и Бытие за одно и тоже», …» «другие убеждены, что «истинное бытие» - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Первое идет от Милетской школы, Гераклита, Эмпедокла и достигает вершин в атомизме Демокрита. Второе уходит своими истоками к пифагорейскому учению о числе, элейскому Бытию-мышлению, разумному, упорядочивающему все началу – NOOS – у Анаксагора».

1. О каких типах философствования идет речь? Назовите их.

Это материализм и идеализм

Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Материализм – (от лат. materialis — вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса.

 2. К какому из них относит себя Платон? В чем суть его философской позиции?

Учение Платона – система объективного идеализма. Объективный идеализм проповедует, что дух, мышление, идеи существуют якобы объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе. На самом деле, как мы знаем, дух, мышление, идеи – свойства, состояния и достояния высокоорганизованной материи. Поскольку объективный идеализм выносит эти свойства за пределы человека в некий объективный мир, поскольку можно говорить об антропоморфизме идеализма. Такой антропоморфизм, конечно, неявен. Мир ни в целом, ни в своих частях не приобретает человеческого облика, ему приписывается лишь разумность, мышление, духовность. Таков абсолютный безличный объективный идеализм. Однако возможен полуантропоморфический персональный объективный идеализм, при котором объективированное сознание сохраняет такие черты человеческой личности, как воля, эмоции и самосознание, приобретая форму абстрактной сверхъестественной личности – бога философского идеализма. У Платона мы находим и личный, и персональный объективный идеализм, когда Платон говорит о боге как сознательном устроителе мироздания, и безличный идеализм, когда он говорит и о высшей из них – идее блага.

Создавая доктрину идеализма, Платон, по-видимому, создавал ее несовместимость не только с материализмом, но и с обыденным сознанием и со здравым смыслом, с его уверенностью  в том, что человек живет в реальном мире и что его чувства дают ему в общем правильную картину этого мира. Поэтому Платону было важно убедительно подорвать наивно-реалистическую непосредственную веру в реальность чувственного и вещного мира. В этих целях в начале седьмой книги «Государства» Платон сравнивает наивных реалистов, верящих в реальность чувственной картины, с людьми, которые с рождения находятся в пещере и видят при слабом источнике света лишь тени вещей, а не сами вещи. Они убеждены, что, кроме их пещеры, проникающего в нее слабого света и бледных теней, ничего нет. Такие узники совершенно не верят тому из них, кто, сумев вырваться за пределы пещеры и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Теперь представим вместо теней вещей сами вещи, вместо слабого источника света – само Солнце, вместо пещеры – весь чувственный мир, всю природу, вместо узников – всех людей, а вместо человека, выбравшегося из пещеры, - философа-идеалиста. Он и говорит людям, что они живут в мире теней, в призрачном, нереальном мире, что есть другой, истинный мир и что они должны стремиться увидеть его очами разума. Но люди не верят философу-идеалисту и смеются над ним. Между тем такой философ, по Платону, желает людям только добра. Такова аллегория (не миф) Платона.

3. Назовите основные понятия, которые использует в своих размышлениях Платон?

Идеи Платона называются эйдос. Бытие у Платона оказывается разделенным на мир вещей, он называет его неистинным бытием, и мир идей – истинное бытие, мир сущего. Первые возникают, изменяются и исчезают, вторые – бессмертны, вечны, неизменны, и их Платон помещает в особый, занебесный мир. Нетрудно заметить, что идеи как сущность вещей отрываются от них самих (от существования) и им придается статус первичности.

Для объяснения мироустройства философ привлекает еще две причины: материю, которую он характеризует как нечто безжизненное, косное, и мировую душу как динамическую, творческую силу. Мировая душа (Бог), имея в своем распоряжении материю, оживляет ее и по заданным образцам-идеям творит мир.

5. Тестовая проверка знаний

1. Когда возникает философия?

a)    С возникновением человечества;

b)    С возникновением христианства;

c)     В VII – V вв. до н.э.

2. Философская школа, основанная Платоном, называется:

a)     Ликей;

b)    Сад;

c)     Академия;

d)    Школа любомудров.

3. Какую концепцию бытия выдвигает Гераклит?

a)     О его неизменности;

b)    О его текучести и противоречивости;

c)     О том, что истинное бытие – это эйдосы, идеи;

d)    О том, что бытие – это атомы.

4. Укажите соотношение между эпохой и господствующим типом мировоззрения:

а)     Теоцентризм

б)    Антропоцентризм

в)     Космоцентризм

г)     Антропокосмизм

д)    Рационализм

1.     Античность в

2.     Средневековье а

3.     Возрождение д

4.     Новое время б

5.     Современность г

5. Средства научного постижения мира:

а.    Созерцание

б.    Умозрение

в.    Понятия

г.     Откровение

6. По своему содержанию мировоззрение Платона было:

a)     Скептицизм;

b)    Материализм;

c)     Объективный идеализм;

d)    Субъективный идеализм

7. Впишите ключевое слово в суждении: «Познание есть процесс духовного освоения мира человеком»

8. Объектом философской антропологии является:

а.     Культура;

б.     Человек;

в.     Общество;

г.     Природа;

д.      Ценности.

9. Проведите соответствие между:

а)     Гедонизм

б)    Скептицизм

в)     Эгоизм

6.     Сомнение б

7.     Себялюбие в

8.     Наслаждение а

10. Перу какого древнегреческого философа принадлежит произведение «Политика»?

а.     Платон;

б.     Аристотель;

в.     Эпикур;

г.     Протагор.

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

3.     Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

4.     Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003.

5.     Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.


[1] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

[2] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 195.

[3] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 205.

[4] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 234.