Содержание

1. Теоретическая часть. 3

1.1. Информационная база  экономического анализа, ее содержание. Виды экономического анализа, их роль в управлении организацией. 3

1.2. Экономическая сущность понятия себестоимости. Анализ себестоимости услуг. 10

2. Практическая часть. 14

Задача 1. 14

Задача 2. 16

Задача 3. 18

Задача 4. 20

Задача 5. 22

Список литературы.. 25

Приложения. 27

1. Теоретическая часть

1.1. Информационная база  экономического анализа, ее содержание. Виды экономического анализа, их роль в управлении организацией

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей[3, c. 122].

Экономический анализ - глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.

Содержание  анализа вытекает из его функций. Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Еще одной функцией анализа является оценка результатов  деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И наконец - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности[5, c. 189]. 

Система экономической информации связана с анализом двунаправленной связью. С одной стороны, анализ черпает данные из экономической информации, которая является отправной точкой для анализа. С другой стороны, в результате выполненного анализа возникает новая информация, используемая в дальнейшем, в частности, при планировании, управлении.

Рис. 1. Данные анализа [10, c. 187]

Можно выделить следующие виды информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности:

-                     законодательно-нормативная информация – государственные, региональные законы, акты, нормативные документы предприятия – служебные инструкции, учетная политика и т.д.;

-                     плановая информация;

-                     отчетная информация, представляемая обычно в форме статистической и бухгалтерской отчетности.

Не всякая информация о хозяйственной деятельности может быть получена из стандартных форм отчетности. Иногда для получения необходимой информации приходится организовывать специальные наблюдения, применяя при этом законы статистики о допустимом размере выборки, приемы маркетинговых исследований[2, c. 187].

По времени анализ бывает ежедневный, месячный, квартальный, годовой.

Существенную роль при анализе финансового состояния и хозяйственной деятельности играет отчетная информация. Для качественного и достоверного анализа необходимо провести следующую предварительную подготовку отчетной информации[12, c. 144]:

1.                сквозную проверка данных, содержащихся в отчётном периоде с помощью стыковок одних и тех же показателей по различным формам;

2.                приведение данных отчётности к сопоставимому виду;

3.                подготовку аналитического баланса-нетто, позволяющего одновременно провести горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный анализ.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит баланс предприятия - система показателей характеризующая поступление и расходование средств путем их сравнения. Бухгалтерский баланс отражает в денежной форме средства предприятия по их состоянию, размещению, использованию и источникам образования.

Все подлежащее учету рассматривается с двух позиций:

1)  Что представляет собой данный объект учета

2)  За счет каких источников он был приобретен

Источником дополнительной информации для анализа финансового состояния может служить "Отчет о финансовых результатах и их использовании" (форма № 2 годовой отчетности и квартальной отчетности), состоящей из следующих разделов: "Финансовые результаты", "Использование прибыли", "Платежи в бюджет", "Затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль".

В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой относительные показатели финансового состояния. Последние рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

Основное требование к информации, представленной для экономического анализа заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для достоверного анализа и принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям[14, c. 177]:

¨     Уместность, что означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа. 

¨     Достоверность информации, которая определяется ее правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.

¨     Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

¨     Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

¨     Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

¨     Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

1.       Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.

2.       Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

3.       Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия. 

Пользователи информации различны, цели их часто конкурируют, а нередко и противоположны. Классификация пользователей информции мо­жет быть выполнена различными способами. Пользователей экономической  , однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собст­венно бухгалтеры. Нейтральность и объективность информации предполагает возможность использования ее всеми группами пользователей.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Таблица 1

Классификация видов экономического анализа [8 , c. 143]

Признак классификации

Вид анализа

По функциям управления

Уровень информационного обеспечения

· внутренний управленческий анализ · внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

· перспективный (предварительный) анализ · ретроспективный (последующий) анализ · оперативный анализ · итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

· анализ стадий расширенного воспроизводства · отраслевой анализ · анализ ведомств и предприятий · анализ составных элементов производства и производственных  отношений

Прочие виды классификации

Субъекты анализа

· анализ  по заданию руководства и экономических служб · анализ по заданию собственников и органов управления · анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

Периодичность

· годовой анализ · квартальный анализ · месячный анализ · декадный анализ · ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

· полный анализ · локальный анализ · тематический анализ

Методы изучения объекта

· комплектный анализ · системный анализ · сравнительный анализ · сплошной анализ · выборочный анализ

Степень автоматизации работ

· анализ  с использованием ПЭВМ · анализ без применения ПЭВМ

Текущий анализ является ретроспективным анализом резуль­татов осуществленной хозяйственной деятельности, проводимым, как правило, по важнейшим отчетным периодам хозяйствования в основном на базе официальной отчетности и системного бухгал­терского учета. Текущий анализ называют также периодическим, поскольку он чаще всего проводится по текущим планово-отчетным периодам работы[11, c. 177]. 

Главной задачей оперативного анализа является постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственной систе­мы, за выполнением плановых заданий, процессами производства и реализацией продукции, а также своевременное выявление и ис­пользование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения; выполнения и перевыполнения бизнес-плана.

Перспективным анали­зом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Особен­ность перспективного анализа заключается в рассмотрении явле­ний и процессов хозяйственной деятельности с позиций будуще­го, т. е. перспективы развития, с точки зрения проекции составля­ющих элементов прошлого и настоящего хозяйственной деятель­ности в элементы будущего. 

Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспе­чивает управляющую систему информацией о будущем для реше­ния задач стратегического управления. Появляется практическая возможность управления факторами развития предприятия и получения в перспективе необходимого (желаемого) результата хозяйственной деятельности.

Внутризаводской экономический анализ заключается в объек­тивной и всесторонней оценке выполнения плановых заданий под­разделениями; определении и измерении факторов и причин, обусловивших результаты производства; выявлении внутризавод­ских резервов; разработке мероприятий по их использованию; ис­следовании экономических особенностей функционирования и раз­вития того или иного подразделения; выявлении и распростране­нии передового опыта. Данный вид анализа играет важную роль в установлении обоснованных нормативных заданий для цехов, уча­стков; бригад; способствует широкому привлечению специалистов технических служб и руководителей низовых звеньев к изучению экономики, а значит, и к управлению производством.

Отраслевой анализ. Это вид анализа в широком  смысле охватывает все уровни управления отраслью – от основного звена предприятия до высшего звена, охватывающего, как правило, отрасль народного хозяйства.

Отраслевой анализ в узком смысле охватывает отраслевые объ­единения, При проведении экономического анализа деятельности отраслевых объединений используется сводная бухгалтерская, ста­тистическая, оперативная и специальная отчетность.

1.2. Экономическая сущность понятия себестоимости. Анализ себестоимости услуг

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации продукции, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость как обобщающий показатель отражает эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, повышения качества продукции, совершенствования организации труда, производства и управления, то есть качество производства в целом[3, c. 166].

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и одним из важнейших элементов совокупности целей управления производством.

В планировании, учете и анализе для целей выявления путей снижения себестоимости продукции, контроля за уровнем затрат, развития внутрихозяйственного расчета используются различные виды себестоимости[10, c 187]:

-                     индивидуальная себестоимость – сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия;

-                     технологическая себестоимость – сумма затрат на осуществление технологического процесса изготовления продукции (заработная плата производственных рабочих начисления на фонд заработной платы, затраты на материалы и энергию, израсходованные непосредственно на изготовление продукции, затраты на техническое обслуживание, ремонт и амортизацию оборудования; стоимость инструмента и приспособлений) за исключением затрат на покупные детали;

-                     цеховая себестоимость – сумма затрат цеха на производство продукции;

-                     производственная себестоимость -  сумма затрат организации на производство продукции, включающая цеховые себестоимости, затраты по управлению производством в целом в пределах организации, т.е. общехозяйственные расходы;

-                     полная себестоимость – сумма затрат организации на производство и реализацию продукции, включающая производственную себестоимость и внепроизводственные расходы, то есть затраты, связанные с реализацией продукции.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования расходов, связанных с производством и реализацией продукции, определены во второй части Налогового кодекса Российской федерации, принятой 31.12.2001 г. Кроме того, руководствуясь Налоговым кодексом,  министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др[4, c. 176].

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

На предприятиях планируются и учитываются следующие показатели себестоимости продукции: себестоимость товарной и реализованной товарной продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции; себестоимость сравнимой товарной продукции, себестоимость отдельных изделий.

Кроме того, в практике планирования, учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов, связанных с реализацией продукции покупателям).

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются[6, c. 211]:

·                     объективная оценка выполнения плана по себестоимости продукции и изменение выполнения плана относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

·                     исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

·                     установление динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним;

·                     определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых и нормативных;

·                     обеспечение ответственных за планирование и учет затрат необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

·                     содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

·                     выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Непосредственной задачей анализа себестоимости являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

В результате анализа себестоимости выявляются факторы, способствующие как увеличению, так и снижению себестоимости; определяются пути снижения себестоимости продукции. От того, как предприятие в своей хозяйственной деятельности решает вопросы снижения себестоимости продукции, зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами. Экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от грамотного и качественного анализа себестоимости.

Характер этих задач анализа себестоимости, цели анализа свидетельствуют о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

2. Практическая часть

Задача 1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Определить влияние следующих факторов на изменение объема производства услуг:

–         изменение стоимости основных средств;

–         изменение фондоотдачи активной части основных средств;

–         изменение  доли активной части основных средств.

Расчеты произвести способом цепных подстановок

Таблица 2

Исходные данные

Показатели

Базисные

Отчетные

Объем производства услуг, тыс. руб.

13 200

10 500

Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

5 400

4 200

в т. ч. машины и оборудование

2 000

2 500

РЕШЕНИЕ

1. Фондоотдача активной части:

Фо акт б = 13200: 2000 = 6,6

Фо акт о = 10500:2500 = 4,2

2. Доля активной части:

Дакт б = 2000:5400 = 0,37

Дакт о = 2500:4200 = 0,6

3. Объем реализации равен:

ОР = Фо акт * ОПФ * Д акт                    (1)

         Влияние изменения фондоотдачи активной части:

(Фо акт о *ОПФ б * Дакт б ) – (Фо акт б * ОПФ б *Дакт б ) = (4,2*5400*0,37) – (6,6 * 5400 * 0,37) = 8391 – 13186 =  - 4795 (тыс. руб.)

         Под влиянием изменения фондоотдачи активной части объем реализации  уменьшился на 4795 тыс. руб.

         Влияние изменения ОПФ:

(Фо акт о *ОПФ о * Дакт б ) – (Фо акт о * ОПФ б *Дакт б ) = (4,2*4200*0,37) – (4,2 * 5400 * 0,37) = 6526 – 8391 = -1865  (тыс. руб.)

         Под влиянием изменения ОПФ объем реализации  уменьшился на 1865 тыс. руб.

         Влияние изменения доли активной части:

(Фо акт о *ОПФ о * Дакт о ) – (Фо акт б * ОПФ о *Дакт б ) = (4,2*4200*0,6) – (4,2 * 4200 * 0,37) = 10584 – 6527 = 4057 (тыс. руб..)

         Под влиянием изменения доля  активной части объем реализации  вырос на 4057 тыс. руб.

         Общее влияние факторов:

- 4795-1865 + 4057 = 2603 (тыс. руб.)   

ОТВЕТ

Под влиянием изменения фондоотдачи активной части объем реализации  уменьшился на 4795 тыс. руб. Под влиянием изменения ОПФ объем реализации  уменьшился на 1865 тыс. руб. Под влиянием изменения доля  активной части объем реализации  вырос на 4057 тыс. руб.

Задача 2

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Используя способ процентных разниц, определить влияние следующих факторов на изменение объема реализации услуг:

–         изменение численности рабочих;

–         изменение количества дней, отработанных одним рабочим в году;

–         изменение продолжительности рабочего дня;

–         изменение часовой выработки одного рабочего.

Таблица 2

Исходные данные задачи

Показатели

% выполнения плана

Численность рабочих, чел.

98,5

Отработано за год человекодней, тыс.

101

Отработано за год человекочасов, тыс

103

Объем реализации услуг по плану 225 000 тыс. руб.

                                           по отчету 270 000 тыс. руб.

РЕШЕНИЕ

1.     Влияние изменения численности:

225000 * (98,5 - 100)  : 100 = -  -3375  (тыс. руб.)

2.     Влияние изменения количества отработанных дней:

225000 * (101-100) :100 = 22500 (тыс. руб.)

3.     Влияние изменения  продолжительности рабочего дня:

225000 * (103 – 100) : 100 = 67500 (тыс. руб.)

4.     Общее изменение объема реализации:

270000 – 225000 = 45000(тыс. руб.)

5.     Влияние изменения часовой выработки:

45000 – (67500+22500-3375) = -41625 (тыс. руб.)

ОТВЕТ

         Объем реализации  в целом вырос на 45000 тыс. руб., в том числе за счет изменения численности – снизился на 3375 тыс. руб, за  счет изменения количества отработанных дней- вырос на 22500 тыс. руб,  за счет изменения продолжительности дня – вырос на 67500 руб., за счет изменения выработки – снизился на 41625 тыс. руб.

Задача 3

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Проанализировать динамику затрат на 1 рубль реализации услуг. Определить влияние следующих факторов на изменение затрат на рубль реализации услуг:

–         изменение структуры и ассортимента услуг;

–         изменение себестоимости отдельных видов услуг;

–         изменение цены отдельных видов услуг.

Таблица 3

Исходные данные

Виды услуг

Объем реализации в нат. выр., тыс. шт

Оптовая цена за единицу, руб.

С/с единицы услуг, руб.

план

факт

план

факт

план

факт

А

1 400

1 850

20

18

21

19

Б

6 200

5 700

7,5

6

6

8

РЕШЕНИЕ

         Затраты на рубль реализации:

                      (2)

где    Сед – себестоимость единицы, руб.

         Ц – цена единицы, руб.

         Ор – объем реализации, тыс. шт.

         i – вид продукции

пл – план

ф – факт

         З пл = (21*1400 + 6*6200) : (20*1400+7,5*6200)= (29400+ 37200) : (28000 + 46500) = 66600 : 74500 = 0,89 (коп\руб)

         З ф = (19*1850 + 8*5700) : (18*1850 + 6*5700) = 1,19(коп.\руб)

         Влияние изменения себестоимости:

((19*1400 + 8*6200) : (20*1400+7,5*6200)) – ((21*1400 + 6*6200) : (20*1400+7,5*6200)= (29400+ 37200) : (28000 + 46500))= 1,022 – 1,19 = -0,168 (коп\руб.)

         Влияние изменения цены:

((19*1400 + 8*6200) : (18*1400+6*6200)) – ((19*1400 + 8*6200) : (20*1400+7,5*6200)= -0,323

         Общее изменение затрат на рубль:

1,19-0,89 = 0,3

         Влияние структурных сдвигов:

0,3 – (-0,168-0,323) = 0,791 (коп.\руб.)

         Суммарное влияние факторов:

0,791 – 0,323 – 0,168 = 0,3 (коп\руб.)

ОТВЕТ

         Затраты на рубль выросли на 0,3 коп\руб, за счет изменения себестоимости – снизились на 0,168 коп\руб,, за счет изменения цены – снизились на 0,323  коп\руб., а за счет структурных сдвигов  - выросли на 0,791 коп.\руб.

Задача 4

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

По данным баланса организаций различных форм собственности, используя метод горизонтального и вертикального анализа, оценить динамику и структуру пассивов (источников) предприятия.

РЕШЕНИЕ

Таблица 4

Динамика и структура пассивов организации

Показатель

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Динамика

Структура, % к балансу

Динамика структуры, %

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставной капитал

1500

1500

0

66,23

51,48

-14,75

Добавочный капитал

100

436

336

4,42

14,96

10,55

Резервный капитал

17

27

10

0,75

0,93

0,18

Нераспределенная прибыль

310

480

170

13,69

16,47

2,79

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 3

1927

2443

516

85,08

83,84

-1,24

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

89

169

80

3,93

5,80

1,87

Кредиторская задолженность

151

277

126

6,67

9,51

2,84

в том числе

поставщики  и подрядчики

62

90

28

2,74

3,09

0,35

задолженность перед персоналом

50

58

8

2,21

1,99

-0,22

задолженность перед внебюджетными фондами

19

23

4

0,84

0,79

-0,05

задолженность по налогам и сборам

20

102

82

0,88

3,50

2,62

прочие кредиторы

Задолженность перед участниками

93

-93

4,11

0,00

-4,11

Доходы будущих периодов

5

10

5

0,22

0,34

0,12

Резервы предстоящих расходов

15

15

0,00

0,51

0,51

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 5

338

471

133

14,92

16,16

1,24

БАЛАНС

2265

2914

649

100,00

100,00

0,00

Рис. 2. Структура пассивов организации на начало периода

         Как видно из рис. 2, в структуре пассивов организации и наибольшую долю занимает уставной капитал.

Рис. 2. Структура пассивов на конец периода

Задача 5

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Дать оценку степени ликвидности баланса и платежеспособности предприятия, рассчитав следующие коэффициенты:

–         абсолютной ликвидности;

–         промежуточной ликвидности;

–         полного покрытия.

Выяснить причины изменения платежеспособности предприятия и разработать мероприятия по ее укреплению.

РЕШЕНИЕ

         Коэффициент абсолютной ликвидности  равен отношению  денежных средств  и финансовых вложений к краткосрочным обязательствам:

Норма - 1

На начало  года: (95 + 20) : 338 = 0,34

На конец года: (172+ 24): 471 =  0,42

         Предприятие не способно покрыть свои краткосрочные обязательства имеющейся денежной наличностью в срок. Однако к концу года ситуация в организации улучшается и ликвидность растет.

         Коэффициент промежуточной ликвидности  (критической) равен  отношению денежных средств и дебиторской задолженности, краткосрочных вложений к краткосрочным обязательствам:

На начало:  (95 + 20 + 6+79) : 338 = 0,6

На конец: (172+ 24+ 10+84): 471 =  0,62

Норма - 1

Предприятие не способно покрыть свои краткосрочные обязательства.. Однако к концу года ситуация в организации улучшается и ликвидность растет.

         Коэффициент полного покрытия есть отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам

На начало:  800: 338= 2,37

На конец: 943 : 471 = 2

         Норма  - 1

Как видно, коэффициент покрытия соответствует норме и организация в состоянии погасить свои обязательства.

ВЫВОД: П показателям ликвидности можно сделать вывод, что организация находится не в лучшем финансовом положении, однако к концу года ситуация немного улучшается. Причиной неплатежеспособности организации является достаточно большое значение займов организации краткосрочной кредиторской задолженности. Основные направления  укрепления платежеспособности  представлены в таблице 5.

Таблица 5

Основные направления укрепления платежеспособности организации

Разделы и статьи

Содержание конкретных мероприятий

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

- сокращение административно- управленческих расходов за счет части фиксированных издержек;

-ликвидация расходов на НИОКР бесперспективной продукции;

Патенты, лицензии, товарные знаки

-продажа патентов и лицензий, прав пользования товарным знаком;

-франшиза;

Основные средства

-передача в аренду зданий и оборудования по бесперспективным производствам;

-продажа переамортизированных машин и оборудования;

-приобретение сокращение сроков ввода в эксплуатацию по освоению производства перспективных видов продукции;

Незавершенное строительство

-продажа объектов незавершенного строительства;

Долгосрочные финансовые вложения

- отказ от новых долгосрочных финансовых вложений;

Оборотные активы

Сырье, материалы и другие ценности

-пересмотр норм расхода материально- энергетических ресурсов в действующих производствах;

внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий в перспективных производствах;

-уточнение нормативов запасов материально-энергетических ресурсов;

-восполнение запасов в пределах нормативов по перспективным производствам;

-продажа сверхнормативных запасов материалов;

-распродажа неликвидов;

Незавершенное производство

-внедрение прогрессивных систем оперативно- производственного планирования;

-пересмотр норм трудовых затрат и тарифов;

-сокращение численности рабочих на бесперспективных производствах;

-увеличение в пределах расчетных нормативов размеров незавершенного производства по перспективным производствам;

-продажа незавершенного производства;

Готовая продукция и товары для перепродажи

-сокращение объемов авансированных платежей;

Расходы будущих периодов

-сокращение и ликвидация просроченной дебиторской задолженности;

Дебиторская задолженность

-ликвидация безнадежных долгов;

 -сокращение сроков торгового кредита ;

-минимизация дебиторской задолженности за счет предоплаты заказчикам по заключаемым договорам;

-образование дебиторской задолженности в пределах норматива по перспективным видам продукции;

-заключение вновь оформляемых договоров на поставку перспективных видов продукции после экспертизы платежеспособных заказчиков;

-приостановление вложения средств в ценные бумаги других предприятий;

-сокращение времени оборота денежных средств за счет инвестирования собственного производства;

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Убытки

-анализ по причинам и центрам ответственности с конкретными мероприятия по ликвидации убытков;

-установление минимально допустимых объемов производства – порога рентабельности;

Капитал и резервы

Уставной капитал

- увеличение размеров фонда на приобретение производственного оборудования;

-восполнение запасов собственных средств по перспективным видам продукции;

-стабилизация размеров фонда;

Добавочный капитал

Резервный капитал

Фонд накопления

Фонд социальной сферы

Целевые финансирование и поступления

--увеличение прибыли за счет ликвидации убыточных производств;

-перепрофилирование убыточных производств;

-расширение производства и реализация перспективной продукции;

-продажа излишнего имущества;

-снижение издержек производства;

Нераспределенная прибыль отчетного года

Долгосрочные пассивы

-привлечение долгосрочных кредитов;

-погашение долгосрочных кредитов в соответствии с условиями и сроками договора;

Заемные средства

Краткосрочные пассивы

Заемные средства

-привлечение долгосрочных кредитов по условию обеспечения расчетных сроков окупаемости на цели восполнения запасов оборотных активов по перспективным видам продукции, льготного торгового кредита, выплаты зарплаты;

-своевременное погашение задолженности в соответствии с очередностью, установленной законодательством;

Кредиты банков

Прочие займы

Выручка от реализации

-установление максимальных объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказов;

Себестоимость

-снятие с производства убыточной, низко рентабельной неконкурентоспособной продукции;

-установление обоснованных цен с учетом эластичности спроса и нормы рентабельности;

-сокращение фиксированных издержек;

-внедрение конструкций изделий, обеспечивающих экономию материалов.

Список литературы

1.                Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: Учеб. пособ./ М.С. Абрютина, А.В. Грачев.-2-е изд., испр.- М.:Дело и сервис, 2000.- 256 с.

2.                Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учеб./ М.И. баканов, А.Д. Шеремет.- 4-е изд.., доп., перераб.- М.: Финансы и статистика, 2001.-416 с.:ил.

3.                Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта/ И.Т. Балабанов.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 112с.: ил.

4.                Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. – К.: Ника-Центр, 2000. – 190 с.

5.                Бородина Е.И. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 - 208с.

6.                Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской ( финансовой)  отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Г. Фомина.- СПб.: Герда,2001.-288с.

7.                Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях : Учеб.пособ. /П.И. Вахрин.- М.: Маркетинг,2001.- 319с.

8.                Донцова Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова.- 3- е изд., перераб.,доп.- М.: Дело и сервис,2002.- 304 с.

9.                Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2000. – 351 с.

10.           Иващенцева Т.А. Технико- экономический анализ деятельности строительных организаций : Учеб. пособ. / Т.А. Иващенцева.- Новосибирск: НГАСУ, 2003.- 84 с.

11.           Ковалев А. И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И. Ковалев, В.П. Привалов.- 4-е изд.,испр.,доп.- М.:Центр экономики и маркетинга,2000.- 208 с.

12.           Лялин В.А. Финансовый менеджмент / В.А. Лялин, П.В. Воробьев.- М.: Д и С, 2000.- 405 с.

13.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 320 с.

14.           Финансовый менеджмент: теория и практика/ Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2003. – 267 с.

15.           Финансовый менеджмент: Учебно-практическое руководство./Под редакцией Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2000. – 780 с.

16.           Шевченко В.А. Несостоятельность производства и его оздоровление / В.А. Шевченко.- М.: Дело и сервис,2001.- 257 с.

17.           Шеремет А.Д Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин.- М.: Инфра- М,2001.-256 с.

Приложения

Приложение 1

Бухгалтерский баланс

Актив

Код

На начало

На конец отчетного

показателя

отчетного периода

периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

20

18

Нематериальные активы

110

Основные средства

120

1237

1612

Незавершенное строительство

130

128

259

Доходные вложения в материальные ценности

135

 

 

Долгосрочные финансовые вложения

140

80

82

Отложенные налоговые активы

145

 

 

Прочие внеоборотные активы

150

 

 

Итого по разделу I

190

1465

1971

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

590

641

Запасы

210

в том числе:

 

450

472

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

 

животные на выращивании и откорме

 

 

 

затраты в незавершенном производстве

 

40

45

готовая продукция и товары для перепродажи

 

70

74

товары отгруженные

 

 

 

расходы будущих периодов

 

30

35

прочие запасы и затраты

 

 

15

Налог на добавленную стоимость по приобретенным

 

10

12

ценностям

220

Дебиторская задолженность (платежи по которой

 

6

10

ожидаются более чем через 12 месяцев после

 

отчетной даты)

230

в том числе покупатели и заказчики

 

6

10

Дебиторская задолженность (платежи по которой

 

79

84

ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной

 

даты)

240

в том числе покупатели и заказчики

 

79

84

Краткосрочные финансовые вложения

250

20

24

Денежные средства

260

95

172

Прочие оборотные активы

270

 

 

Итого по разделу II

290

800

943

БАЛАНС

300

2265

2914

Окончание приложения 1

Пассив

Код

На начало

На конец

 отчетного

 

показателя

отчетного периода

периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

1500

1500

Уставный капитал

410

Собственные акции, выкупленные у акционеров

 

()

()

Добавочный капитал

420

100

436

Резервный капитал

430

17

27

в том числе:

 

 

 

резервы, образованные в соответствии

 

с законодательством

 

резервы, образованные в соответствии

 

17

 

с учредительными документами

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

310

480

Итого по разделу III

490

1927

2443

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Займы и кредиты

510

Отложенные налоговые обязательства

515

 

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

 

 

Итого по разделу IV

590

 

 

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

89

169

Займы и кредиты

610

Кредиторская задолженность

620

151

277

в том числе:

 

62

90

поставщики и подрядчики

 

задолженность перед персоналом организации

 

50

58

задолженность перед государственными

 

19

23

внебюджетными фондами

 

задолженность по налогам и сборам

 

20

102

прочие кредиторы

 

 

4

Задолженность перед участниками (учредителями)

 

93

 

по выплате доходов

630

Доходы будущих периодов

640

5

10

Резервы предстоящих расходов

650

 

15

Прочие краткосрочные обязательства

660

 

 

Итого по разделу V

690

338

471

БАЛАНС

700

2265

2914

Руководитель____________________       Главный бухгалтер_____________________

                                    (подпись/расшифровка подписи)                                                                  (подпись/расшифровка подписи)

«____»_______________  20___ г.

Приложение 2

Отчет о прибылях и убытках

Показатель

За отчетный

За аналогичный

наименование

код

период

период преды-

 

 

 

дущего года

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам

 

 

 

деятельности

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную

 

3502

2604

стоимость, акцизов и аналогичных обязательных

 

платежей)

 

Себестоимость проданных товаров, продукции,

 

(2090)

(1630)

работ, услуг

 

Валовая прибыль

 

1412

974

Коммерческие расходы

 

(160)

(120)

Управленческие расходы

 

(543)

(340)

Прибыль (убыток) от продаж

 

790

514

Прочие доходы и расходы

 

 

 

Проценты к получению

 

 

 

Проценты к уплате

 

(2)

(6)

Доходы от участия в других организациях

 

16

14

Прочие операционные доходы

 

5

4

Прочие операционные расходы

 

(19)

(10)

Внереализационные доходы

 

12

16

Внереализационные расходы

 

(14)

(8)

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

707

524

Отложенные налоговые активы

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

Текущий налог на прибыль

 

(227)

(180)

 

 

 

 

Чистая прибыль (убыток) отчетного

 

480

344

периода

 

Руководитель_____________________      Главный бухгалтер ___________________

                                       (подпись/расшифровка подписи)                                                               (подпись/расшифровка подписи)

«___»_____________  20___ г.