Содержание

Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и  уяснить следующие понятия темы.. 3

Задание второе. «Социально-политические и этические взгляды гуманистов эпохи Возрождения» (сочинение) 6

2.1. Историческая обусловленность интереса философии к проблемам человека, общества и государственного устройства. 6

2.2. Политическая философия Н. Макиавелли: проблемы управления государством, методы влияния на людей, и приемы политической борьбы. Образ правителя. Политическая этика. 8

2.3. Социально-политическая утопия. Т. Мор. 11

2.4. Проект идеального государства в произведении Т. Кампанеллы "Город солнца"  13

2.5. Нравственно-гуманистический идеал М. Монтеня. Скептицизм и критический пафос его философии. 14

Задание третье. Сравнить образ человека в христианстве икона и в эпоху Возрождения (полотна Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.) 18

Задание четвертое. Логические задачи» упражнения, комментарии. 19

Задание пятое. Тестовая проверка знаний. 21

Список литературы.. 24

Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и  уяснить следующие понятия темы

Антропоцентризм (от антропо... и лат. centrum — центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии А. формулировал древнегреческий философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени (например, немецкий философ К. Вольф). Некоторые элементы А. как исходной теоретической установки можно усмотреть в экзистенциализме.

Гилозоизм (от греч. hyle, здесь — вещество, материя и zoe — жизнь), философское учение об универсальной одушевлённости материи (термин был введён впервые в 17 в.). В истории философии Г. встречается у самых её истоков — в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); к Г. были близки Гераклит, Эмпедокл, стоики. Элементы Г. содержались в учении Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. вновь появляется в учениях итальянских натурфилософов (Б. Телезио, Дж. Бруно), Т. Парацельса и др. Спиноза рассматривал мышление как свойство, присущее всей природе, как атрибут материи. Вслед за ним ряд французских материалистов 18 в. (Дидро, Робине, Дешан) признавал всеобщую одушевлённость материи. Точку зрения, близкую Г., защищал Э. Геккель.

Гелиоцентризм – мировоззренческая система, согласно которой  все вращается вокруг солнца.

Геоцентризм - мировоззренческая система, согласно которой  все вращается вокруг Земли.

Гуманизм - (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и пантеизму, растворяющему бога в природе, и атеизму, вообще отрицающему само существование бога.

Неоплатонизм - идеалистическое направление античной философии 3—6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание Н. сводится к разработке диалектики платоновской триады — «единое», «ум» (нус), «душа». Первая онтологическая субстанция (ипостась) этой триады для заполнения разрыва между непознаваемым «единым» и познаваемым «умом» дополнялась возникшим из переработки старого пифагореизма учением о числах, которые трактовались как первое докачественное расчленение «единого». Вторая — «ум», представленная у Платона лишь в виде отдельных намёков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом «уме» — перводвигателе и о его самосозерцании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом («мышлением мышления») и содержал в себе свою собственную «умственную» материю.

Панпсихизм (от пан... и греч. psyché — душа), идеалистическое представление о всеобщей одушевлённости природы. Исторические формы П. различны: от недифференцированного анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой натурфилософии до развитых идеалистических учений о душе и психической реальности как подлинной и единственной сущности мира (концепция монады у Г. Лейбница, философские идеи немецкого психофизика 19 в. Г. Т. Фехнера, учение швейцарского психолога 20 в. К. Г. Юнга и др.).

Пантеизм - (от пан... и греч. theós — бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.»— его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению.

Природа - 1) в широком смысле — всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, вселенной. 2) В более узком смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания.

Скептицизм - (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм.

Утопия - (от греч. u – нет и topos – место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от ей – благо и topos – место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от названия книги Т. Мора (1516). Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

Задание второе. «Социально-политические и этические взгляды гуманистов эпохи Возрождения» (сочинение)

2.1. Историческая обусловленность интереса философии к проблемам человека, общества и государственного устройства

XIV – XV века – особая эпоха в развитии европейской истории и культуры. Характерной чертой ее выступает кризис феодальных отношений и зарождение капитализма, когда от спячки стала пробуждаться экономика, а натуральное хозяйство – уступать место рыночным отношениям. Это была эпоха формирования национальной государственности и укрепления абсолютных монархий, крестьянских и религиозных войн, великих географических открытий, освоения новых земель, развития мореплавания, судостроения, ремесел, торговли, городов. Время энергичных и деловых людей, успех дела которых все больше зависел не от сословной принадлежности, а от профессионального мастерства, знаний, предприимчивости. Росла потребность в особом типе всесторонне развитого и культурного человека. "Спрос" на такую личность, по словам Ф. Энгельса, "породил титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености". Только одна Флоренция, откуда началось ренессансное движение, явила миру Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли, с их именами связаны кардинальные перемены в культуре, науке, философии.

В поисках соответствующего идеала новая эпоха обращается к античности, ориентированной на активного, деятельного человека, утверждающей величие, красоту, неограниченные духовные возможности личности, право на счастье и оптимистический взгляд на мир. Эпоха Возрождения сделала гуманизм знаменем времени, возвратив человеку радость и полноту жизни. Вторая отличительная особенность новой духовности – ее антитеологический характер, постепенное освобождение от всепоглощающего влияния религии и диктата церкви.

Наряду с богословскими университетами появляются академии (типа платоновской) кружки неформального типа, где выковывалась новая светская интеллигенция, зарождалась систематическая наука.

Все это не могло не противоречить теологической картине мира, сложившейся в средние века и теперь тормозившей научный и общественный прогресс. В рамках философии Возрождения и естествознания происходит переосмысление античной и средневековой философии и прежде всего решение главной проблемы ортодоксального богословия – проблемы соотношения Бога и мира, Бога и человека.

Христианский теоцентризм страдал противопоставлением Бога и природы, небесного, нетленного и земного. Философия Возрождения формирует новую картину мира – пантеистическую (греч. "пан" – все, "теос" – Бог) с ее утверждением: "Бог во всем!". Бог здесь был не похож ни на личностного Бога Аврелия Августина, ни на Бога в схоластической философии Фомы Аквинского – творца сущего. Пантеизм тяготеет к отрицанию творения: Бог лишается свободы и не творит мир из ничего по своему желанию. Он мыслится со-вечным миру, скорее, "растворен" в нем, в силу чего природа, человек, всякая вещь божественны.

Второй, наряду с пантеизмом ярко выраженной чертой новой философии становится антропоцентризм. Если античность отдавала предпочтение Космосу, природе, а средневековье - Богу и богочеловеческим отношениям, то Возрождение обратило свой взор к человеку как центральному звену космического бытия, признав его самоценным и провозгласив свободу личности основной предпосылкой его творчества и всестороннего развития сущностных сил. В противовес средневековому псевдогуманизму гуманизм Ренессанса акцентировал внимание на земном существовании человека и его делах. В иерархической лестнице бытия он оказался высшим существом, по силе своего творчества равным Богу.

Гуманистические устремления определили еще одну особенность философии Возрождения – повышенный интерес к социально-политическим проблемам, поискам идеала совершенного, справедливого общества, где только и может достойно и гармонично развиваться человек. Томас Мор, Томмазо Кампанелла разрабатывают идеи утопического социализма и коммунизма.

Эпоха Ренессанса и ее философия в своем развитии прошли два этапа: ранний – он охватил XIV - XV вв. и характеризовался гуманистической направленностью. Место его – Италия. Второй – более поздний этап высокого Ренессанса – XV - XVI вв. выделялся распространением гуманистического движения на страны западной и восточной Европы и активным интересом к изучению природы, постановке и решению натурфилософских задач.

2.2. Политическая философия Н. Макиавелли: проблемы управления государством, методы влияния на людей, и приемы политической борьбы. Образ правителя. Политическая этика

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их привер­женцев и противников, доброжелателей и радикальных крити­ков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслите­ля Никколо Макиавелли (1469—1527). Он вошел в исто­рию политико-юридической мысли как автор ряда: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание — 1532) и др.[1]

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства — позиция религиозного индифферентизма. Он практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Глав­ный авторитет для него — опыт истории. Трактовка политики отделяется таким образом от теологии, религиозная аргумента­ция устраняется из государствоведения. Макиавелли постули­рует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого».

Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопро­сов. Главное для него выяснить: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними». Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фун­дамента власти. Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государст­вах... служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) — армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет.

Есть ряд политических приемов, с помощью которых госу­дарь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспе­чивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, «пусть государи стараются сохранить власть и одержать побе­ду». Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано — помимо всех прочих мер — ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой — доминирую­щий интерес государственности.

Государство выступает монополистом публично-властных прерога­тив. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя.

Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определя­ется лишь его собственным усмотрением.

Совершенно чуждо Макиавелли и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключе­ние к самостоятельному отправлению государственных дел. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны государей в удобный и послушный объект государственной власти.

Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок. Военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле — вот поч­ти и все. В этом наборе нет, например, места такому благодея­нию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических.

Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: «презрение и ненависть подданных — это то самое, чего госу­дарь должен более всего опасаться». Завоевывать расположение народа — вот его задача.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они дей­ствовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая власть осуществляется нормально, если подданные пол­ностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый — любовь к государю. Второй — страх перед ним.

Делая выбор в пользу страха как такого состояния, которое вернее всего гарантирует государству (государю) покорность его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии — аксиомой об искан­ной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей — существ эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден автор «Государя», «можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». Столетие спустя макиавеллиевскую идею асоциальной сущности человека вос­примет и разовьет Т. Гоббс.

В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы рас­стояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебре­гать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допус­тима не только в военное, но и в мирное время. Например, людей, причисляемых к врагам государственной власти, опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответствен­ности ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей «в суде не спросишь». Их решения, касающиеся частных дел подданных, должны быть бесповоротными. Вообще подданным нужно постоянно давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.[2]

Эту непререкаемость может сообщить государственной власти только верховная воля, единая и ни от кого не зависящая, господствующая над всем безгранично и безусловно. Лишь такая воля способна обеспечивать само существование госу­дарства, его могущество и порядок в стране. В словаре Маки­авелли нет понятия «государственный суверенитет». Однако его представления о свойствах, которыми должна обладать государственная власть, показывают, что фактически он со­всем близко подошел к формулированию данного понятия — одного из важнейших для науки о государстве, для характе­ристики природы государства.

2.3. Социально-политическая утопия. Т. Мор

Наиболее видными писателями социалистического направле­ния в рассматриваемый период были Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639). Т. Мор — автор по-своему эпохального произведения «Утопия» (1516).

Сочинения подобного профиля обычно начинаются с резкой критики социальных и государственно-правовых порядков со­временной авторам цивилизации. Страницы таких произведе­ний пронизывает ненависть к общественному устройству, поли­тико-юридическим установлениям, порожденным частной соб­ственностью и оберегающим ее. В ней видят корень всех социальных зол. Ей ставятся в вину нищета масс, преступность, всяческие несправедливости и т.д. Т. Мор утверждает в «Уто­пии», что, пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма. Больше того: «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Выход у человечества один — «совершенное уничтожение частной собственности».

В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор рисует во­ображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной, блажен­ной жизнью. В Утопии нет частной собственности. Земля там — собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Сельскохозяйственные работы ве­дутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбы­вать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые дол­жностные лица следят за тем, как работают утопийцы.[3]

Утопийцы живут, не зная нужды; люди в Утопии пребывают в достатке. Однако достаток этот достигается весьма специфи­ческим образом. Во-первых, принудительным привлечением к труду почти всех мужчин и женщин. Во-вторых, сокращением потребностей, связанным с край­ней невзыскательностью утопийцев; жители Утопии доволь­ствуются простой и грубой, притом одинаковой для всех, одеж­дой, неведомы им никакие излишества и роскошь.

Утопия — государственно-организованное общество. Правда, не совсем ясно показано Т. Мором, какой является утопийская государственность: федеративной или унитарной. Зато вполне обозначена им структура публичной власти и порядок ее фор­мирования. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо — филарха. Филархи на специальном собрании избирают тайным голосованием правите­ля государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно.  Осталь­ные должностные лица и сенат, который состоит из старых и умудренных опытом граждан, избираются ежегодно. Важные дела в Утопии решаются принцепсом с участием сената и народного собрания.

2.4. Проект идеального государства в произведении Т. Кампанеллы "Город солнца"

В отличие от Мора Т. Кампанелла в «Городе Солнца» прямо и открыто не занимается бичеванием неприемлемых для него социально-экономических и политико-юридических порядков. На первый план он выставляет панораму жизнеустройства города-государства соляриев. Сначала о сис­теме публичной власти в нем. Она складывается из трех ветвей, создаваемых применительно к трем основным видам деятель­ности и «заведующих» каждой из них. Каковы эти виды дея­тельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; "в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжает­ся тремя должностными лицами.

Венчает управленческую пирамиду верховный правитель — Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талан­тами, опытом, умением. Он - глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. На посту верховного правителя Мета­физик пребывает отнюдь не пожизненно, а лишь до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его в знаниях, научных успехах, в способностях управлять государством. Коль скоро такой человек появился, Метафизик сам обязан отказаться от власти в его пользу. Метафизик осущес­твляет верховную власть, опираясь на трех высших своих советников, правителей: Мощь, Мудрость, Любовь. Они тоже обладают незаурядным умом, выдающимися организаторскими способностями, высокими моральными достоинствами.

Эти четверо — единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа и на взаимоотношения которых между собой народ не оказывает влияния. Остальные начальники и должностные лица, прежде чем попасть на тот или иной официальный пост, проходят процедуру избрания.

В «Городе Солнца», где нет более частной собственности, земледелие, ремесла и т.д. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должнос­тными лицами — специалистами. Сообща произведенное рас­пределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, «они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует». Не только обеспечение каждого солярия требуемой долей материальных благ и попечение о его досуге, общении, здоровье входят вокруг обязанностей должностных лиц «Города Солнца». Они также планомерно обучают и воспи­тывают членов общины, заботятся о состоянии их духа. Значи­тельную роль отводит им Т. Кампанелла в заботе о продолжении рода соляриев.[4]

Содержание «Города Солнца» отчетливо демонстрирует при­сутствие в ранних социалистических доктринах двух практи­чески несовместимых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т.п. достоинств человека как факторов, при­званных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равнодуши­ем к созданию соответствующих организационных и правовых условий для ее свободного всестороннего развития.

2.5. Нравственно-гуманистический идеал М. Монтеня. Скептицизм и критический пафос его философии

Характеризуя духовную жизнь этой удивительной эпохи, нельзя не отметить выдающегося мыслителя Мишеля Монтеня (1533 –1592) –автора знаменитых «Опытов», мастера тонкого психологического анализа человеческой души, выдающегося писателя. Его «Опыты» проникнуты неотразимой притягательной силой, несут на себе отпечаток незаурядной личности автора.

       Монтеневские «Опыты» – отнюдь не абстрактно-философский опус, которых было так много в предшествующую эпоху средневековья. Обостренный психологизм, настойчивый интерес к собственному «я», как и к личности других людей в их повседневной жизни (что явилось одним из важнейших признаков мыслительной культуры гуманизма), нашли свою адекватную форму в монтеневских эссе. Вольтер впоследствии назовет автора «Опытов» самым несистематичным, но и самым мудрым философом. Будучи главным образом  книгой о человеке той эпохи, она отнюдь не игнорирует и более широких вопросов истолкования природного и социального бытия и познания.[5] 

Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи, эпохи Возрождения, воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книга стала неисчерпаемым сокровищем жизненой мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Она и по сию пору сохраняет непреходящее историческое, философское, психологическое и эстетическое значение. Монтень доказывает в ней, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.

В центре философских воззрений Монтеня лежит область этики, с которой связаны и определенные социальные выводы. Его критицизм и в особенности натурализм в общем играют роль введения в вопросы искусства жизни.

В своей этической доктрине Монтень индувидуалистичен, так как каждый человек отличается от всех остальных. К тому же один и тот же человек может очень сильно изменяться. И тем не менее во всех своих изменениях и несмртря на все свое своеобразие человеческое поведение подчиняется определенным правилам. Правила эти должны согласовываться со строем всей природы и со здоровым человеческим разумом. Известный скептицизм гносеологических установок автора «Опытов» сочетается у него с устойчивым рационализмом, по крайней мере, в его этической доктрине.

В философии гуманизма Монтень – один  из наиболее убежденных и красноречивых противников и критиков традиционной аскетической морали. В основе этой критики лежит категорическое отрицание им бессмертия, в особенности идеи индивидуального бессмертия души, на которой строилась вся система христианской (как и любой монотеистической) моральности. Согласно Монтеню, хотя религия и утверждает такого рода бессмертие, но природа и разум решительно его отвергают. Смерть –такой же элемент вселенского порядка, как и сама жизнь. В реальной жизни, которая дана человеку только один раз, и необходимо руководствоваться как природой, так и разумом.

В натурализме и натурализме монтеневской этики можно увидеть стоические мотивы, но эпикурейские, безусловно, сильнее (Лукреций Кар –один  из наиболее цитируемых им авторов). Счастье и удовольствие есть, в сущности, основной двигатель человеческих поступков, хотя, с другой стороны, человеческая жизнь невозможна и без страданий, которое как бы оттеняет удовольствие и заставляет сильнее ценить его.

Один из наиболее интересных и исторически значительных социальных выводов, сделанных Монтенем в контексте его философско-этической доктрины, состоит в подчеркивании нередкого интеллектуального и морального превосходства простых, необразованных людей над формальной (можно сказать схоластической) ученостью. «Нравы и речи крестьян я, как правило, -подчеркивал автор «Опытов», -нахожу более отвечающими предписаниям истинной философии, чем нравы и речи присяжных философов». Хотя Монтень обличал и обыденное сознание, носители которого тем крепче верят, чем меньше знают, он, с другой стороны, высоко ценил и здравый смысл, присущий множеству представителей простого народа, и  противопоставлял его схоластической учености. Преимущества здравого смысла во многом определяются тем, что носители его особенно близко стоят к «матери-природе», более непосредственно руководствуются ее порядком.

Отношение Монтеня к религии, прежде всего политическое. Религии унаследуется в государствах исторически и существуют как некие духовные скрепы, поддерживающие единство в различных обществах и государствах. В сущности, они обладают полицейской функцией –держать народ в духовной узде. Монтень не разделял мысли о прирожденности  и изначальности религий. Он скорее придерживался убеждения, что религии изобретаются людьми (как бог мыслится ими по их образцу и подобию).

Так возникло и христианство, призванное побуждать людей к добродетельной жизни. Однако его последующая история, начиная с деятельности ранних христиан, уничтожавших памятники античной литературы едва ли не с большим ожесточением, чем это делали так называемые варвары, и, в особенности, практика современной Монтеню религиозной войны во Франции, когда и католики, и гугеноты вели себя (и не только по отношению друг к другу) нередко хуже всяких варваров, показывают, что религия используется людьми в их эгоистических материальных интересах, обычно далеких от подлинной  моральности. О ней тем более не может быть и речи, когда европейцы завоевывают другие народы, особенно во вновь открытых странах.       

Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж.Ж.Руссо. Вообще Монтень пользовался исключительным влиянием среди своих соотечественников в эпоху Просвещения.                             

Задание третье. Сравнить образ человека в христианстве икона и в эпоху Возрождения (полотна Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.)

Эпоха,

философы

Основные черты, отношение к человеческому телу, духу

Предназначение человека, цель его бытия в мире

1.

Христианская

философия

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это, прежде всего, крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

В средние века человек рассматривается, прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представле­ние о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но, согласно дан­ной точке зрения, в реальности этот человек внутренне раз­двоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривает­ся как единство божественной и человеческой природы, кото­рое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутренне приобщиться к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком». В этом смысле рассматривалось предназначение человека и цель его бытия.

2.

Философия эпохи Возрождения

Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Известно,  что объектом внимания для философии античного мира был прежде всего Космос, а в средние века — Бог. Напротив, эпоха Возрождения свое основное внимание сконцентрировала на  Человеке,  его  сущности и природе, смысле существования и призвания в мире. Неудивительно, что именно в это время в полной мере сформировался  гуманизм — идейное течение, сторонники которого заявили о человеке как высшей ценности и цели общества. На вопрос «Велик или же ничтожен человек?» они с уверенностью отвечали: «Не только  велик, но и всемогущ».  Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной традиции (Сократ, Эпикур и др.), уважительного отношения к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинстоинства, права на свободу и счастье.

Культура эпохи Возрождения получила название гуманизма (от лат. humanus-

 человеческий, человечный). Вся культура Возрождения, её философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Жизнь- высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.

Задание четвертое. Логические задачи» упражнения, комментарии.

B "Речи о достоинстве человека" Пико делла Мирандолла от имени Бога писал о человеке: "Ты, же стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире". И далее: "Человек может как опуститься до низменного животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога".

1. Как называется эта концепция, мировоззренческая установка?

Такая позиция называется антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. В эпоху Возрождения свое основное внимание сконцентрировала на  Человеке,  его  сущности и природе, смысле существования и призвания в мире. На вопрос «Велик или же ничтожен человек?» представители эпохи с уверенностью отвечали: «Не только  велик, но и всемогущ».  Поэтому, «человек может как опуститься до низменного животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства».

2. Как она соотносится с господствующей в эпоху Возрождения пантеистической картиной мира?

Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир. В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению.

В эпоху Возрождения пантеизм и антропоцентризм были неразрывно связаны: Бог, в виде природы и ее сил и законов, создал человека, чтобы он наслаждался жизнью, управлял миром и природой.

3.Какие новые положения о природе и сущности человека здесь прозвучали?

Уважительное отношение к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинстоинству, права на свободу и счастье. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Жизнь - высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.

4. Каков идеал ренессансного человека?

Идеал ренессансного человека предстает как целостность, но целостность динамичная, устремленная к творчеству. В нем сочетаются стремления к божественному совершенству, мистическому знанию, и к откровенно земному, чувственному.

Задание пятое. Тестовая проверка знаний

I. Из приведенных ниже выделите характерные черты эпохи Возрождения.

а. Время безбожия и атеизма

б. Индивидуализм

в. Культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью

г. Освобождение от власти авторитетов

д. Чрезмерный вкус к искусству

е.  Обновление духовной жизни

2.  Допишите недостающее:  «Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит неуверенность, сомнение в возможности истинного познания, называется скептицизм».

3.Определите, кому из представителей философии Возрождения принадлежит термин, вписанный в тесте № 2?

а. Н. Кузанский

б. Д. Бруно

в. Г. Галилей

г. М. Монтень

3. Укажите соответствие между мыслителями и их мировоззренческими установками:

а. Атеизм                                                             I. Н. Кузанский - в

б. Деизм                                                              2. Г. Галилей  - в

в. Пантеизм                                                         3. Августин - г

г. Теизм

4. Известный гуманист эпохи Возрождения Л. Балла выражал сожаление о том, что у человека лишь пять, а не более органов чувств. Ведь без них, писал он, невозможно наслаждение, которое философ определил как высший этап природы и основу человеческого счастья. Какую нравственно-этическую позицию античности возрождает Л. Балла?

а. Стоицизм

б. Эпикуреизм

в. Аскетизм

г. Скептицизм

5.Завершите определение: "Мировоззрение, согласно которому постулируется самодостаточная и самоосознающая значимость человека, называется гуманизм".

6.Как можно назвать мировоззренческую позицию Д. Бруно?

а Материализм

б. Пантеизм

в. Идеализм

г. Дуализм

 7. Ярчайшим представителем  науки периода Возрождения  был Леонардо да Винчи, который считал, что союзником науки является опыт, живая практика: "Мудрость - это всегда дочь опыта", "наука - полководец", а практика "ее солдаты". Какая гносеологическая позиция здесь ярко выражена?

а. Рационализм

б. Эмпиризм

в. Агностицизм

г. Мистицизм

8. Как называется мировоззренческая установка, отождествляющая бытие и Бога?

а. Панлогизм

б. Пантеизм

в. Гилозоизм

г. Панпсихизм

9. Раздел философии, основной категорией которого является истина?

а. Онтология

б. Гносеология

в. Аксиология

д. Этика

10. Соотнесите произведения и их авторов:

а. "Похвала глупости"                                                  I. Т. Мор - в

б. "Божественная комедия"                                         2. М. Монтень - г

в. "Утопия"                                                                    3. А. Данте - б

г. "Опыты"                                                                     4. Э. Роттердамский - а

Список литературы

Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.


[1] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 214.

[2] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 185.

[3] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 238.

[4] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”,  2002. – с.172.

[5] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 245.