Содержание

1. Принципы максимизации прибыли. Совершенная конкуренция. 3

2. ВНП и способы его измерения. Реальный и номинальный ВНП. Инфлирование и дефлирование ВНП.. 8

Тестовые задания. 14

Задача. 15

Список литературы.. 16

1. Принципы максимизации прибыли. Совершенная конкуренция

Характерные черты рынка совершенной конкуренции

1. Очень большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизо­ванном рынке.

2. Стандартизированная продукция. Конкуриру­ющие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене по­требителю безразлично, у какого продавца покупа­ется продукт.

3. "Соглашающийся с ценой". На чисто конку­рентном рынке отдельные фирмы практически не осуществляют контроля над ценой продукции. В усло­виях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема про­изводства. что увеличение или уменьшение ее выпус­ка не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, и, следовательно, цену про­дукта.

4. Свободное вступление и выход из отрасли.

Новые  фирмы могут свободно входить, а сущест­вующие фирмы — свободно покидать чисто кон­курентные отрасли. В частности, не существует ни­каких серьезных препятствий — законодательных, технологических, финансовых и других, — которые могли бы помешать возникновению новых фирм на конкурентных рынках.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совер­шенно эластична. При малейшем изменении цены в сторону увеличения или уменьшения объем реализации фирмы изменяется очень значительно. Если один-единственный произ­водитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существен­ного влияния на общий, объем предложения и ры­ночную цену. Следовательно, графики спроса и про­даж отдельной фирмы совершенно эластичны.

Кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что выступает ценой за единицу продукции для покупателя, является дохо­дом от единицы продукции, или средним дохо­дом. Для продавца. Цена и средний доход — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения.

Существуют два при­нципа максимизации прибыли. Пер­вый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй — сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях других рыночных структур.

Валовые издерж­ки возрастают с ростом производства; увеличение продукции требует большего количества ресурсов. Но степень увеличения валовых издержек меняется в зависимости от эффективности фирмы.  Максимальная прибыль достига­ется там, где разница по вертикали между графи­ками валового дохода и валовых издержек является наибольшей

Другим подходом к определению объ­емов продукции, которые конкурентная фирма захочет предложить на рынке является определение и сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продук­ции будет добавлять к валовому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам — с другой. Иначе говоря, фирме следует сравнить предельный доход (MR) и предельные издержки (МС) каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превы­шает ее предельные издержки, следует произво­дить. Почему? Потому, что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, единица продукции добавляет к совокупным прибылям или - может быть и такой случай — уменьшает убытки. Точно так же, если предельные издержки единицы продукции превышают ее предельный доход, фирме следует избегать производства этой единицы. Она добавит больше к издержкам, чем к доходу; такая единица продукции не будет оку­паться.

Правило равенства предельного дохода и пре­дельных издержек MR=MC. Фирма будет максимизировать прибыли или мини­мизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам.

До тех пор пока предельный доход будет равен или больше средних переменных издержек фирме будет выгодно производить продукцию в объеме при котором MC = MR, иначе ей выгоднее  закрыться.                                                

Долговременный период характерен тем, что позволяет фирмам вносить изменения, которые невозможно сде­лать в краткосрочном периоде. В долговремен­ном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственные мощности, а также число фирм в отрасли может либо увеличиваться либо уменьшаться. Как эти долговременные приспособления отражаются на определении объема производ­ства и цены в долгосрочном периоде.

После того, как все долговременные приспособ­ления завершены, то есть когда долговременное рав­новесие достигнуто, цена продукта будет в точ­ности соответствовать каждой точке минимума средних валовых издержек фирмы и производство придется на ту же точку. [1]

Совершенная конкуренция – очень большое количество предприятий, реализующих стандартную продукцию, контроль над ценой отсутствует и очень эластичный спрос, неценовые методы конкуренции не практикуются и отсутствуют препятствия для вхождения на рынок.

Совершенная конкуренция – очень большое количество предприятий, реализующих стандартную продукцию, контроль над ценой отсутствует и очень эластичный спрос, неценовые методы конкуренции не практикуются и отсутствуют препятствия для вхождения на рынок.

Совершенная  конкуренция означает, во–первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

Во–вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможности каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.

В–третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Кроме того, важно следующее обстоятельство. Для эффективного воздействия конкурирующих сил на рыночную цену требуется достаточно большая – так называемая критическая масса продавцов и покупателей. В странах с многочисленным населением такая масса насчитывает несколько миллионов человек. В таком случае национальная конкуренция выступает в качестве мощной силы, которая направляет деятельность всех агентов рынка по каналам, о которых, они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления.

Во–первых, она воздействует цены, предлагаемые продавцами и покупателями.

Во–вторых, конкуренция устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка.

В–третьих, она приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

Закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведёт в конечном счёте к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров связана с правилами конкурентной “игры”.

Конкуренция выполняет троякую роль.

Во–первых, благодаря соперничеству утверждаются нормальные условия производства и обращения.

Во–вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому.

В–третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства.

Вследствие всего этого в обществе происходит расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.

2. ВНП и способы его измерения. Реальный и номинальный ВНП. Инфлирование и дефлирование ВНП

Годовой результат    хозяйственной    деятельности принято  называть  валовым национальным продуктом (ВНП).

 Валовый национальный продукт  - это совокупная  рыночная стоимость   всех   товаров   и   услуг,   произведенных национальной экономикой за год.   Промежуточный  продукт (ПрП) не включается в состав ВНП.

  Валовый национальный продукт   -  это  общая  сумма добавленной  стоимости,  созданной  в  производственном процессе.

Для оценки  совокупного выпуска продукции наряду с ВНП    используется   показатель,   называемый  валовым внутренним продуктом (ВВП). Валовый внутренний продукт - это совокупная  продукция,  произведенная  в  течение года  на  территории данной страны.  Иначе говоря,   ВВП представляет собой сумму добавленной  стоимости  внутри страны.   Разница   между   ВВП 0  и  ВНП  незначительна.  В статистике используется показатель ВВП.

 В условиях     рыночной    экономики    статистика использует свои приемы и подходы по сбору информации  и исчислению экономических параметров.  Это, в частности, связано с невозможностью сплошного охвата  всех  сторон деятельности.   Получить   отчетность  можно  лишь  при использовании    специальных    методов:     выборочных обследований,    переписей,    регистров,    материалов налоговых  и  таможенных  служб,  показателей  движения денежных и финансовых потоков.

Использование специфических методов сбора и оценки информации  не делает статистику ошибочной.  Статистика построена  на   принципе   национальных   счетов,   она выработала свои методы сопоставления и анализа.

Совокупные статистические   показатели    -    это  балансы,  в  которых  соотносятся наличие ресурсов и их использование,  затраты  и   доходы,   производство   и потребление. [2]

По сути всякая хозяйственная операция включает две стороны: две записи:

     1) кто произвел или представил ресурсы,  2) кто их оплатил и получил.  Так,  при подсчете добавленной стоимости учитываются вся сумма доходов     и    возмещения    основного    капитала (амортизация), а также и оплата продукции покупателем. В условиях переходной системы хозяйствования перед статистикой возникают свои трудности.

     1. Далеко  непросто  учесть  действительные  темпы инфляции,  усложняется   процесс   исчисления   ВВП   в сопоставимых ценах.

     2. Происходящие структурные изменения под влиянием ценовых  сдвигов еще больше искажают макроэкономические показатели.

     3. Несвоевременная  переоценка фондов преуменьшает размеры амортизации.

     4. Разрывы между ценой сырья и материалов в период их покупки и в момент включения в производство ведут  к тому,  что занижается величина оборотных средств (в том числе величина запасов).

Возникают расхождения в оценке конечной продукции. Формальный подход к характеристике протекающих в стране процессов   помогает   некоторым   экспертам  прийти  к заключению,  будто при падении   ВВП,  и  притом  весьма значительном,    могут   расти   среднедушевые   доходы населения,    движение производимых  товаров  и услуг измеряется расходами этих товаров  и  услуг  всеми  экономическими субъектами   или   потребителями.  Движение  полученных  доходов измеряется движением  национального дохода (НД), который  определяется  как сумма  доходов,  получаемых всеми  участниками  процесса   производства   конечного продукта. Таким образом, продукт и доход являются двумя различными мерами  одного  и  того  же  информационного потока. [3]

Все изложенное   позволяет   дать  характеристику валового   национального   продукта как   обобщающего показателя функционирования национальной экономики и ее структуры.

Валовый национальный   продукт  (ВНП)  может  быть определен тремя способами:

1. как  сумма  расходов  на производство конечного продукта, 

2.  как  сумма  всех   типов   доходов, получаемых от участия в производстве,

3.  через потребление полученных доходов, как сумма по всем направлениям использования этих доходов.

В первом случае,  как видим,  ВНП измеряется через сумму  платежей  за товары и услуги.  Во втором случае, ВНП выступает  как добавленная  стоимость в  масштабе всего национального хозяйства.  Первый и третий способы дают основное  уравнение  ВНП.  Принцип  сопоставления доходов   и   расходов   лежит   в   основе  построения национальных счетов.

Доход может   быть   определен  в  соответствии  с системой национальных счетов, как ВНП в рыночных ценах. Если  же из валовых сбережений и инвестиций исключается амортизация,   то   доход   определяется   как чистый национальный продукт (ЧНП).

     ЧНП = ВНП  -  амортизация.  Если  еще  из  расчета исключим косвенные налоги, то величина дохода становится национальным доходом (НД).

В целом,  СНС базируется  на  нескольких основных принципах:   

1)    счета    должны    объединять агрегированные экономические переменные в  пригодном  для экономического анализа виде,

2)  счета  измеряют  затраты  и  доходы   текущего производства товаров и услуг, 

3) там,  где это возможно, производство оценивается в рыночных ценах.  Целесообразно ввести обозначения различных макроэкономических параметров: С - потребление (consumption), S – сбережения (savings), I – инвестиции (investition), Т -   налоги (taxes), G - правительственные расходы (government),  Y - доход, X - экспорт (export), M - импорт (import), R f -    переводы  за  границу (remittance foreign),   GNP - ВНП (general national product).

Основное уравнение

  ВНП:   C  +  I  + G + (X -M) = GNP = C + S + T + Rf

Поскольку в СНС ВНП со стороны продукта может быть измерен как совокупные  расходы,  то  это  должно  иметь   свое отражение  в  структуре  национальных счетов, то есть должны быть определены: закупки потребителей, инвестиции   предприятий,   закупки   правительства и экспорт.  Одновременно должно быть  учтено,  что  общие закупки  первых  трех  секторов  включают  как продукт, произведенный в стране,  так и  импортированный.  Таким образом,   все   сводится  к  левой  стороне  основного уравнения  ВНП,  если  в  результате  исключаем   общий импорт.

     C + I + G + (X - M) = С + S +  T  +  Rf 

Продолжая анализ основного уравнения ВНП, нетрудно заметить, что, вычитая  из  обеих  его   частей   потребительские расходы,   можно   получить  новое  уравнение,  которое называется  уравнением сбережений и инвестиций: 

     I + G + (X - M) = S + T + Rf

Здесь в левой части - та часть продуктов, которые не идут в потребление, а  в  правой  части  -  та  часть  дохода, которая не тратится потребителями.

Представляя модель замкнутой экономики,  уравнение сбережений  и  инвестиций  будет  выглядит   следующим образом:

     I = S + (T - G) 

Частные  инвестиции  должны  быть равны частным сбережениям плюс сбережения  правительства,  которые   представляют собой   разность   между  суммой  собранных  налогов  и правительственными расходами.

Завершая анализ    проблем    ВНП,   целесообразно оценить,  насколько он может быть использован не только как  показатель  мощности  рыночной  экономики  (т.  е. объема текущего  производства),  но  и  как  показатель уровня благосостояния. [4]

Очевидно, что проблема  благосостояния  связана  с реальным, а не номинальным ВНП. Однако и он не является идеальным измерителем.

Во-первых, СНС,  а  значит  и  показатель ВНП,  не включает нерыночные сделки.  Например,  производство  в домашних   хозяйствах   для   собственных  нужд.  Таким образом,  реальный  ВНП  может  изменяться  не   только вследствие   изменения   объема   производства,   но  и вследствие  изменения  соотношения  между  рыночными  и нерыночными сделками.

Во-вторых, наряду с  производственными  издержками (т. е. с затратами сырья, материалов, топлива), которые не учитываются в ВНП,  существуют социальные  издержки, которые никак не фиксируются в СНС. Например, производя какую-либо продукцию,  предприятия производят  выбросы, загрязняющие   окружающую   среду.   С   точки   зрения благосостояния величина  ущерба,  наносимого  экологии, должна быть вычтена из показателя ВНП. [5]

Кроме того, существует проблема теневой экономики, которая  не учитывается официальной статистикой и может или  увеличивать показатель общественного благосостояния, или уменьшать его, если это криминальное производство.

Тем не   менее   показатель   ВНП,   особенно  его структура,  позволяет достаточно полно  характеризовать направление    экономического   развития   национальной экономики.

Анализ воспроизводственного  процесса осуществляется с помощью целой системы взаимосвязанных агрегированных (синтетических)  показателей.

Макроэкономические показатели в балансах СНС по своей экономической  природе  являются  измерителями наиболее общих  явлений  и   тенденций   развития   национальной экономики  как  единого  хозяйственного организма.  Они позволяют в процессе анализа,  во-первых, установить  какая часть ВНП и НД страны используется     для      обеспечения      расширенного воспроизводства   и   выполнения  хозяйственных  задач, стоящих перед страной, во-вторых, проанализировать   тенденции   развития хозяйства, изменение важнейших хозяйственных пропорций.

Макроэкономические показатели  представляют  собой также   надежную    информационную    базу,    отражают особенности  развития экономики.  Их можно использовать для оценки  стартового  уровня  развития  национального                          хозяйства.   При   их   помощи   достигается   реальная возможность  соизмерения  результатов  функционирования национальной  экономики  с  израсходованными  ресурсами воспроизводства.[6]

Тестовые задания

1. Если цена товара Х падает, потребитель будет всегда стараться купить больше товара из-за эффекта:

а) замещения и иногда дохода;

б) замещения и дохода;

в) замещения, а не дохода;

г) дохода, а не замещения.

Потребитель будет всегда стараться купить больше товара Х, если его цена упадет из-за эффекта замещения, так как он сможет заменить этим товаром другой, более дорогой. 

2. Если уровень расходов домашних хозяйств повышается, то следует ожидать:

а) снижение спроса на реальные остатки;

б) увеличения предложения реальных остатков;

в) того, что спрос на реальные остатки останется неизменным;

г) увеличения спроса на реальные остатки.

Если уровень расходов домашних хозяйств повышается, то следует ожидать снижение спроса на реальные остатки, потому что вследствие повышения расходов, увеличится цена.

Задача

Фирма несет постоянные издержки в размере 45 долларов. Данные о средних переменных издержках в краткосрочном периоде приведены в таблице:

а) определить средние постоянные, средние переменные, средние общие и предельные издержки в краткосрочном периоде.

б) начертить кривые SAVC, SATC, SMS.

Решение

А) Средние постоянные издержки (АFC) равны:

                TFC

AFC  =                   ,

                V

AFC  = 30/21 = 1,4

 Средние перемннные издержки (AVC) равны:

                   TVC

AVC  =                      ,

                       V

Где  TVC  -  полные переменные издержки.

      AVC  =  109 /21 = 5,19

Средние общие издержки =   AVC  + AFC = 1,4 + 5,19 = 6,49

Предельные издержки = 29/6 = 4,83

б) Графический метод состоит в построении графика про­гнозирования безубыточности и прибыли, на котором показывается, как изменяется прибыль с изменением объема про­изводства.

АТС 1 , АТС 2 , АТС 3 – кривые средних издержек в краткосрочном периоде, АС – кривая средних издержек в долгосрочном периоде.

Список литературы

1.     Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. М.: ИНФРА,  2001.- 594с.

2.     Долан Э. Д. Микроэкономика /Пер. с англ. СПб.: Дельта, 2002.-587с.

3.     Микро- и макроэкономика, практикум. СПб: АО Литера плюс,  2003.-498с.

4.     Экономика предприятия в условиях рынка под ред. А. И. Руденко М.: Мир,  2000.-541с.

5.     Экономика предприятия. под ред. А. И. Руденко. СПб: Дельта, 2002.-623с.

6.     Экономика Фишер С., Дорнбуш Р., Р. Шмапензи. М.: ИНФРА, 2003.-643с.


[1] Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. М.: ИНФРА,  2001.-166с.

[2] Экономика Фишер С., Дорнбуш Р., Р. Шмапензи. М.: ИНФРА, 2003.-229с.

[3] Микро- и макроэкономика, практикум. СПб: АО Литера плюс,  2003.-354с.

[4] Экономика предприятия. под ред. А. И. Руденко. СПб: Дельта, 2002.-251с.

[5] Долан Э. Д. Микроэкономика /Пер. с англ. СПб.: Дельта, 2002.-197с.

[6] Экономика предприятия в условиях рынка под ред. А. И. Руденко М.: Мир,  2000.-177с.