Приложение 1

Таблица 1.1

Наличие и структура оборотных активов за 2003 год

Вид оборотных средств

Наличие на начало периода (тыс.р.)

Наличие на конец периода (тыс.р.)

Изме-нение

Структура (уд.вес)  на начало периода (%)

Структура (уд.вес)  на конец периода (%)

Изме-нение

Денежные средства

105

61

- 44

2

0,9

- 1,1

Дебиторс-кая задол-женность

664

716

+ 52

12,66

10,9

- 1,76

Налог по приобре-тенным ценностям

106

120

+ 14

2

1,8

- 0,2

Прочие

194

274

+ 80

3,7

4,2

+ 0,5

Запасы

В т.ч.:

- сырье и материалы

- незавер-шенное производ-ство

- готовая продукция

- расходы будущих периодов

4181

908

2

3212

59

5404

1158

5

3713

528

+1223

+ 250

+ 3

+ 501

+ 469

79,64

17,3

0,04

61,2

1,1

82,2

17,6

0,1

56,5

8,0

+ 2,6

+ 0,3

+ 0,06

- 4,7

+ 6,9

Общая сумма оборотных активов

5250

6575

+1325

100

100

-

Таблица 1.2

Наличие и структура оборотных активов за 2004 год

Вид оборотных средств

Наличие на начало периода (тыс.р.)

Наличие на конец периода (тыс.р.)

Изме-нение

Структура (уд.вес)  на начало периода (%)

Структура (уд.вес)  на конец периода (%)

Изме-нение

Денежные средства

61

58

- 3

1

0,57

- 0,43

Дебиторс-кая задол-женность

716

2400

+1684

11,2

25,9

+ 14,7

Налог по приобре-тенным ценностям

706

232

- 474

11,0

2,5

- 8,5

Прочие

274

3

- 271

4,2

0,03

- 4,17

Запасы

В т.ч.:

- сырье и материалы

- незавер-шенное производ-ство

- готовая продукция

- расходы будущих периодов

4653

1158

5

2962

528

6578

1047

-

5151

380

+1925

- 111

- 5

+2189

- 148

72,6

18,1

0,1

46,2

8,2

71,0

11,3

-

55,6

4,1

- 1,6

- 6,8

- 0,1

+ 9,4

- 4,1

Общая сумма оборотных активов

6410

9271

+2861

100

100

-

Приложение 2

Таблица 2.1

Показатели платежеспособности предприятия

№ п/п

Наименование показателя

2003г.

начало

2003г. конец

2004г. начало

2004г. конец

Выводы

1.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,04

0,02

0,02

0,01

Предприятие в начале 2003г. – платежеспособно, к концу 2004г. – не платежеспособно.

2.

Коэффициент промежуточно-го покрытия (быстрой ликвидности)

0,3

0,2

0,2

0,5

Ни в одном из пе-риодов предприя- тие не может по-гасить кредиторс-кую задолжен-ность за счет де- нежных средств, краткосрочных финансовых вло- жений и дебиторс- кой задолженнос-ти.

3.

Коэффициент текущей лик-видности

1,8

1,8

1,8

1,7

Предприятие пла-тежеспособно, т.к. оборотные активы в достаточной сте-пени превышают краткосрочные обязательства.

Таблица 2.2

Показатели кредитоспособности предприятия

№ п/п

Наименование показателя

2003г.

начало

2003г. конец

2004г. начало

2004г. конец

Выводы

1.

Отношение объема реали-зации в чистом текущем активе

6,1

7,5

7,7

6,5

К началу 2004г. кредитоспособ-ность предприя-тия повысилась, а затем снизилась, что означает нех-ватку материаль-ных активов, необходимых для бесперебойной работы.

2.

Отношение объема реали-зации к собст-венному капи-талу

4,4

6,1

6,2

6,2

К концу 2004г. оборачиваемость собственных обо-ротных средств значительно повы-силась.

3.

Отношение краткосрочной задолженности к собственно-му капиталу

0,4

0,4

0,5

0,5

Значения коэф-фициентов ста-бильны, следова-тельно, предприя-тие имеет возмож-ность вовремя расплачиваться с кредиторами.

4.

Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации

0,02

0,01

0,01

0,04

Кредитоспособ-

ность предприя-тия снизилась, т.к. долги покупателя стали медленнее превращаться в деньги.

5.

Отношение ликвидных активов пред-приятия к крат-косрочной за-долженности

0,4

0,3

0,5

0,5

Уровень кредито-способности по-высился.

Таблица 2.3

Показатели финансовой устойчивости предприятия

№ п/п

Наименование показателя

2003г.

начало

2003г. конец

2004г. начало

2004г. конец

Выводы

1.

Коэффициент концентрации собственного капитала

0,7

0,7

0,7

0,6

К концу 2004г. предприятие ста-ло более зависи-мым от внешних кредиторов.

2.

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,3

0,3

0,3

0,4

К концу 2004г. доля заемных  средств в иму-ществе предприя-тия увеличилась на 10%.

3.

Коэффициент маневренности собственных средств

0,3

0,4

0,4

0,4

Предприятие имеет стабильную возможность отве-чать по текущим обязательствам.

4.

Коэффициент соотношения собственного и заемного капи-тала

0,4

0,5

0,5

0,6

За два года вели-чина заемных средств выросла на 20%.

5.

Коэффициент устойчивого финансирова-ния

0,7

0,7

0,7

0,7

Доля устойчивых источников в активе баланса не изменилась.

6.

Коэффициент обеспеченнос-ти запасов и затрат источ-никами средств

1,3

1,2

1,4

1,4

Т.к. значение коэффициента больше 1, то фи-нансовое состоя-ние предприятия абсолютно устой-чиво.

Приложение 3

Таблица 3.1

Показатели состава и динамики прибыли

Показатель

2003г.

сумма (тыс.р.)

2003г.

доля (%)

2004г.

сумма (тыс.р.)

2004г.

доля (%)

Изменение суммы (тыс.р.)

Изменение доли

(%)

Прибыль от реализации товаров

2725

114,4

2940

103,89

+ 215

- 10,51

Сальдо прочих операционных доходов и рас-ходов

- 343

14,4

- 110

3,89

+ 233

- 10,51

Прибыль от основной операционной деятельности

2382

100

2830

100

+ 448

-

Прибыль от инвестицион-ной деятель-ности

-

-

-

-

-

-

Общая

сумма брутто-прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и налогов

2382

100

2830

100

+ 448

-

Проценты к уплате

214

8,98

77

2,72

- 137

- 6,26

Прибыль отчетного периода от обычной дея-тельности до налогообло-жения

 

1951

81,91

2546

89,96

+ 595

+ 8,05

Налог на прибыль и экономические санкции по платежам в бюджет

541

22,71

716

25,3

+ 175

+ 2,59

Чистая при-быль от обычной дея-тельности

1410

59,19

1830

64,66

+ 420

+ 5,47

Сальдо чрезвычайных доходов и расходов

-

-

-

-

-

-

Чистая прибыль отчетного периода

1410

59,19

1830

64,66

+ 420

+ 5,47

Приложение 4

Таблица 4.1

SWOT-анализ организации

 

Возможности

1. Удовлетворение запросов различных слоев населения

Угрозы

1. Высокий уровень конкуренции

 

Сильные стороны

1. Многолетний опыт работы

2. Широкий ассорти-мент товаров

3. Политика снижения цен

4. Предоставление беспроцентного кре-дита

5. Бесплатная доставка

I. Развитие

1. Привлечение мак-симального числа покупателей широким ассортиментом товаров и услуг, низкими ценами

II. Компенсация угроз

1. Предоставление покупателям макси-мального количества сопутствующих услуг

2. Качество товара

3. Доступные цены, накопительные скидки

4. Привлечение инвес-торов

Слабые стороны

1. Небольшая площадь магазинов

2. Недостатки в реклам-ной политике

3. Недостаточный уро-вень сервиса

4. Недостаточный контроль за исполне-нием приказов и рас-поряжений

5. Текучесть кадров среди продавцов

III. Изменения

1. Аренда дополнитель-ных помещений

2. Увеличение затрат на рекламу

3. Введение консульта-ционных услуг

4. Повышение квалифи-кации персонала

5. Усиление контроля за работой персонала

6. Мотивация и стиму-лирование труда

IV. Проблемы

1. Недостаточный уровень квалификации персонала

2. Слабая мотивация труда

3. Недоверие руководст-ва к различного рода новшествам и измене-ниям

4. Недостаток денеж-ных средств

Приложение 5

Примеры вопросов для проведения анкетирования                                                  и интервью при исследовании персонала

     I. Как вы представляете себе перспективы развития предприятия                в ближайшие несколько лет?

1. Предприятие будет расширяться, займет лидирующее положение на рынке.

2. На предприятии наступит кризис, после которого она станет не конкурентоспособной.

3. Положение предприятия на рынке никак существенно не изменится, останется тем же, что и сейчас.

4. Затрудняюсь ответить.

     II. Оцените, пожалуйста, следующие качества вашего рабочего места по пятибалльной шкале (1 – очень плохо, 2 – плохо, 3 – нормально, 4 – хорошо, 5 – очень хорошо):

1.     Удобство для общения с клиентами.

2.     Современность дизайна.

3.     Безопасность для здоровья.

4.     Обеспеченность техническими средствами, необходимыми для работы (телефон, компьютер и т.д.).

5.     Условия питания на работе.

6.     Температурный режим.   

     III. Что, по вашему мнению, в большей степени влияет на обстановку в коллективе, отношения между сотрудниками?

1.     Общее состояние дел в организации.

2.     Стиль руководства.

3.     Психологическая совместимость работников.

4.     Другое (напишите, что).

5.     Затрудняюсь ответить.

     IV. Как вы считаете, по какому принципу должен оцениваться труд сотрудника?

1. По затраченным усилиям.

2. По достигнутому результату работы.

3. По объему проделанной работы.

4. На основании квалификации сотрудника.

5. По степени удовлетворенности руководства от работы сотрудника.

6. Другое (укажите, что).

7. Затрудняюсь ответить.

     V. Как вы относитесь к внутрифирменному обучению, когда сотрудники обучают других сотрудников?

1.     Положительно. Я считаю, что взаимодействие сотрудников должно стать одним из основных принципов работы организации.

2.     Отрицательно. Каждый должен выполнять свои прямые обязанности, незачем тратить время сотрудников на обучение друг друга.

3.     Меня не волнует эта проблема. Не причисляю себя ни к сторонникам, ни к противникам внутрифирменного обучения.

     VI. Как вы считаете, есть ли у вас возможность в организации сделать карьеру, занять более высокое служебное положение?

1.     Определенно да.

2.     Скорее да (нет).

3.     Определенно нет.

4.     Затрудняюсь ответить.

Приложение 6

ООО «Институт лазерных технологий и приборостроения»

Инструкция №_____

 по охране труда для сотрудников,

 работающих на компьютере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сосновый Бор

200_г.

СОГЛАСОВАНО                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                              

Собранием представителей                                Директор ООО «ИЛТиП»   

работников ООО «ИЛТиП»

Протокол № ______                                                           ________А.Г.Бедрин

         от «___»________200_ г.                                          «___»________200_ г.

Инструкция №_____

 по охране труда для сотрудников,                                                                       работающих на компьютере

1. Общие требования безопасности

    1.1. К самостоятельной работе с персональными электронно-вычислительными машинами (компьютерами), (далее по тексту «компьютерами»), допускаются профессиональные пользователи (далее по тексту «пользователи»), прошедшие специальную подготовку и аттестованные на  I квалификационную группу по электробезопасности.

     1.2. При поступлении на работу пользователи компьютеров должны проходить первичный медицинский осмотр. К работе допускаются лица, не имеющие противопоказаний.

     Женщины со времени установления беременности и во время кормления к работе с персональными компьютерами не допускаются.

    1.3. При оформлении на работу пользователи компьютеров должны пройти вводный инструктаж по охране труда у инженера по охране труда с регистрацией в журнале вводного инструктажа.

    1.4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель пользователя компьютера при приеме на работу, а затем каждые шесть месяцев должен проводиться повторный инструктаж. Инструктажи регистрируются в журнале инструктажа.

    1.5. В процессе работы пользователи компьютеров должны соблюдать правила внутреннего распорядка. Продолжительность рабочей недели пользователей компьютеров составляет 40 часов.

    1.6. При работе на пользователей компьютеров возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

o   повышенный уровень ионизации воздуха рабочей зоны;

o   повышенный уровень не ионизированных электромагнитных излучений;

o   повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;

o   повышенный уровень шума.

    1.7. Пользователи компьютеров должны соблюдать правила личной гигиены, электробезопасности и пожарной безопасности.

    1.8. О каждом несчастном случае, связанном с производством, пострадавший или очевидец должны немедленно сообщить соответствующему руководителю. Руководитель должен организовать первую помощь пострадавшему, его доставку в лечебное учреждение, сообщить инженеру по охране труда и сохранить для расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудование такими, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает здоровью и жизни окружающих работников и не приведет к аварии.

     1.9. Лица, допустившие нарушение инструкций по охране труда, подвергаются дисциплинарному взысканию в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, и при необходимости, внеочередной проверке знаний вопросов охраны труда.

     1.10. Специальные требования к рабочему месту.

          1.10.1. На постоянных рабочих местах с компьютерами должны быть обеспечены следующие микроклиматические параметры:

o   оптимальная температура воздуха в помещении должна быть 20-210С,

o   относительная влажность воздуха 58-55% соответственно.

          1.10.2. Содержание вредных примесей в воздухе рабочей зоны не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

          1.10.3. Оптимальный уровень ионизации на 1 куб. см. воздуха:

o   n +  - 1500-3000;

o   n -  - 3000-5000.

          1.10.4. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 200-500 Лк.

          1.10.5. Допустимые значения напряженности электромагнитного поля на расстоянии 50см. вокруг видеотерминала по электрической составляющей должна быть не более:

o   в диапазоне частот 5 Гц - 2 кГц - 25 В/м;

o   в диапазоне частот 2 - 400 кГц - 2,5 В/м.

          1.10.6. Плотность магнитного потока должна быть не более:

o   в диапазоне частот       5 Гц - 2 кГц - 250 нТл;

o   в диапазоне частот       2 - 400 кГц - 25 нТл.

          1.10.7. Поверхностный  электростатический потенциал не должен превышать 500 В.

          1.10.8. Поглощение шума в рабочих помещениях возможно с помощью однотонных занавесей из плотной ткани, гармонирующих с окраской стен и повешенных на расстоянии 15-20см. от ограждения, ширина занавеси должна быть в два раза больше ширины окна.

          1.10.9. Следует ограничивать отраженную и прямую блесткость экрана видеотерминала за счет правильного выбора светильника и расположения рабочего места по отношению к окну.

          1.10.10. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях использования компьютера, следует производить очистку стекол оконных рам не реже двух раз в год и производить своевременную замену перегоревших ламп.

          1.10.11. Рабочие места, оснащенные компьютерами, по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

          1.10.12. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей компьютера (клавиатуры, пюпитра и т.п.), характера выполняемой работы, поддержание рациональной рабочей позы с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой зоны.

           1.10.13. Рабочий стул (кресло) должно быть подъемно-поворотным с полумягкой поверхностью сиденья.

            

2. Требования безопасности перед началом работы

    2.1. Работники на компьютерах перед началом работы обязаны:

o   проверить заземление и защитные приспособления компьютера;

o   подготовить свое рабочее место к работе.

     2.2. На рабочем месте не должны находиться не использованное в работе оборудование, инструмент.

3. Требования безопасности во время работы

    3.1. Работая на компьютере, пользователи не должны допускать спешки, выполнять работу с учетом безопасных приемов и методов работы.

    3.2. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

    3.3. Рабочее место должно быть оснащено специальным легко передвигаемым пюпитром для документов.

    3.4. При введении информации в компьютер и считывании ее количество знаков не должно превышать 40000 в смену.

    3.5. Продолжительность непосредственной работы на компьютере не должна превышать более 6 часов в смену.

     3.6. Для обеспечения оптимальной работоспособности пользователей компьютера необходимо устанавливать регламентированные перерывы во время работы (см. таблицу).

Категория сложности работы с ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену

Суммарное время  регламентированных перерывов, мин.

Суммарное число считываемых или вводимых знаков

Суммарное время непосредствен-ной работы

При 8 часовой смене

При 12 часовой смене

I

до 15000

до 2,0

30

70

II

до 30000

до 4,0

50

90

III

до 40000

до 6,0

70

100

Время перерывов при несоблюдении санитарно-гигиенических требований, соответствующих приведенным выше параметрам, должно быть увеличено на 30% .

    3.7. При работе с компьютерами для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять  комплекс профилактических мероприятий:

·       проводить упражнение для глаз через каждые 20...25 минут работы на компьютере, а при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькания точек перед глазами и  т. п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, ранее указанного времени;

·       для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной  систем, а  также мышц  плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует проводить физкульт-паузы;

·       комплексы упражнений следует менять через две-три недели.

     3.8. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонного труда целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных, чередование редактирования текста и ввода данных.

     3.9. Работающим с компьютерами с высоким уровнем напряженности во время работы показана смена деятельности на другую, не связанную с использованием компьютера, а также психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).  

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. В случае возникновения пожара пользователи компьютеров должны сообщить об этом руководителю, вызвать пожарную службу и приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

     4.2. В случае других аварийных ситуаций необходимо принять меры к эвакуации материальных ценностей в соответствии с планом эвакуации на случай пожара или других стихийных бедствий, оказать первую медицинскую помощь.

5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1. По окончании работы на компьютере пользователи должны отключить компьютер, в том числе и сетевой фильтр от электросети.

    5.2. В случае выявления в процессе работы недостатков эксплуатации  или  неисправности компьютера необходимо известить об этом непосредственного руководителя работ.

Разработчик инструкции                _________    В.И.Зинченко

                                               ( подпись )

«СОГЛАСОВАНО»

Инженер по ОТ                 ____________     Е.Е.Мартынов  

                                                ( подпись )

«___»_______ 200_ года

   Ознакомлены:

Приложение 7

СОГЛАСОВАНО                                                              УТВЕРЖДАЮ

инспекция Государственного                                       Директор ООО «ИЛТиП»

пожарного надзора 19 ОПО                                     __________    А.Г.Бедрин

                                                                                                             (подпись)

__________________________

      (должность, Ф.И.О.)                                                                __________________           

_______________        ___________                                                        (дата)

         (дата)                      (подпись)

ИНСТРУКЦИЯ N____

 

О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ООО «ИЛТиП»

г. Сосновый Бор

200_г.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Первичный противопожарный инструктаж о соблюдении мер пожарной безопасности должны проходить все вновь поступающие на работу ИТР, служащие и рабочие. Лица, не прошедшие противопожарного инструктажа, к работе не допускаются.

1.2. На территории, в производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы места для курения, определены места и допустимое количество единовременного хранения легковоспламеняющихся, горючих веществ, сырья и готовой продукции, установлен порядок проведения огневых работ.

1.3. Лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, обязаны:

- не допускать проведения работ с применением открытого огня в непредусмотренных для этой цели местах, без письменного разрешения; 

-  не допускать загромождения пожарных подъездов к зданиям и сооружениям, к водоисточникам, подступов к пожарному оборудованию, также проходов в зданиях;        

- содержать в постоянной готовности все имеющиеся средства пожаротушения, проверять их исправность не реже одного раза в квартал.

1.4. Запрещается работать в спецодежде, пропитанной горючесмазочными материалами (ГСМ).

1.5. За нарушение настоящей инструкции виновные несут дисциплинарную, а также иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством, в зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий.

2. ТРЕБОВАНИЯ   БЕЗОПАСНОСТИ 

ПЕРЕД НАЧАЛОМ   РАБОТЫ

2.1. Проверить состояние и исправность технических средств пожаротушения.

2.2. Немедленно осмотреть помещения, полностью, исключая условия возникновения пожара.

2.3. Доложить администрации предприятия о неисправностях, а также обо всех происшествиях, которые могут привести к пожару, с указанием причин и виновных лиц.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Содержание территории предприятия и складов

3.1.1. Территория предприятия и склады должны постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от производственных отходов.

3.1.2. Ко всем зданиям и сооружениям предприятия должен быть обеспечен свободный доступ.

3.1.3. Запрещается использовать противопожарные разрывы между зданиями под складирование материалов, оборудования, тары, стоянки автомобилей.   

3.1.4. На территории предприятия, в местах стоянки автомобилей запрещается применение открытого огня для разогревания агрегатов автомобиля, разведение костров, сжигание мусора и отходов. В местах, отведенных для курения, устанавливаются урны и вывешиваются соответствующие указательные знаки.

3.1.5. Указатели местонахождения пожарных источников должны иметь четко различимые буквенные и цифровые надписи.

3.1.6. На территории предприятия на видных местах устанавливаются противопожарные щиты и объявления о порядке вызова пожарной команды.

3.2. Содержание зданий и помещений

3.2.1. У входа в производственное помещение должна быть сделана надпись с указанием его категории и класса взрывопожаробезопасности.

3.2.2. На лестничных клетках зданий запрещается устраивать складские, рабочие и иного назначения помещения, а также устанавливать оборудование, препятствующее передвижению людей.

3.2.3. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы запрещается загромождать различными предметами и оборудованием. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в направлении выхода из здания.

3.2.4. В подвальных помещениях с выходом на общие лестничные клетки и цокольных этажах производственных и административных зданий запрещается применение и хранение взрывоопасных веществ, баллонов с газом, а также веществ, имеющих повышенную пожарную опасность.

3.2.5. Запрещается использовать чердачные помещения в производственных целях или для хранения материальных ценностей. Чердачные помещения должны быть постоянно закрыты на замок, ключи от замков чердачных помещений должны храниться в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток.

3.2.6. Деревянные конструкции чердачных помещений должны обрабатываться огнезащитным составом. Результаты проверки качества огнезащитного покрытия фиксируются в журнале.

3.2.7. Проемы в противопожарных стенах и перекрытиях должны быть оборудованы защитными устройствами против распространения огня и продуктов горения (противопожарные двери, заслонки, водяные завесы и т.д.).

3.2.8. В производственных и административных зданиях предприятия запрещается:

- устанавливать на путях эвакуации производственное оборудование, мебель, шкафы, сейфы и другие предметы;

- убирать помещения с применением бензина, керосина и прочих легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

- курить, пользоваться электронагревательными приборами в местах, специально не оборудованных для этой цели.

 

3.3. Электробезопасность

3.3.1. Запрещается оставлять на стенах,   полу, колоннах  неизолированные концы проводов и кабелей после демонтажа оборудования, электроустановок, осветительной аппаратуры.

3.3.2. В местах, где возможно образование статического электричества, должны быть предусмотрены заземляющие устройства.

3.3.3. В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных при установке светильников напряжением 220В общего освещения с лампами накаливания на высоте 2,5м  необходимо применять светильники, конструкция которых исключает возможность доступа к лампе без применения инструмента. Электропроводка, подводимая к светильнику, должна быть в металлических трубках.

3.3.4. Светильники с люминесцентными лампами напряжением 127-220В допускается устанавливать на высоте менее 2,5м  от пола при условии недоступности их токоведущих частей для случайного прикосновения.

3.3.5. Для питания светильников и переносных ламп в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных допускается применять напряжение не выше 42В. Переносные лампы должны быть защищены от механических повреждений.

3.3.6. Аварийное освещение (в помещениях) следует предусматривать, если отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования и механизмов может вызвать взрыв и пожар. В производственных зданиях без естественного освещения рабочее и аварийное освещение, как для продолжения работы, так и для эвакуации должно питаться от двух независимых источников энергии. Сети рабочего и аварийного освещения должны быть при этом раздельными, а использование электросиловых сетей для питания рабочего или аварийного освещения не допускается.

3.3.7. Установленное в зданиях маслонаполненное электрооборудование (трансформаторы, выключатели, кабельные линии) должно быть защищено стационарными или передвижными установками пожаротушения.

3.3.8. Электродвигатели, светильники, провода, распределительные устройства должны очищаться от горячей пыли не реже 2 раз в месяц с малым выделением пыли, дыма и копоти, 3 раза в месяц со средним выделением и не реже 4 раз в месяц - со значительным.

3.3.9. При эксплуатации электроустановок запрещается:

- применять рубильники открытого типа или рубильники с кожухами, имеющими щель для рукоятки (за исключением помещений щитовых);

- использовать кабели и провода с поврежденной изоляцией;

- оставлять нагревательные приборы на длительное время включенными в сеть без присмотра;

- применять в целях отопления помещений самодельные электронагревательные приборы и устройства;

- оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;

- пользоваться поврежденными розетками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями.

3.4. Отопление

3.4.1. Перед началом отопительного сезона калориферные установки и приборы местного отопления должны быть тщательно проверены и отремонтированы. Запрещается допускать к эксплуатации неисправные отопительные устройства, а также нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы и устройства.

3.4.2. Запрещается эксплуатация отопительных приборов, не имеющих  противопожарных разделок от горючих конструкций зданий.

3.4.3. Воздухонагреватели и отопительные приборы должны размещаться так, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ для осмотра и очистки.

3.4.4. Запрещается складывать спецодежду, промасленную ветошь, горючие материалы на нагревательные приборы и трубопроводы отопления.

 

3.5. Обеспечение и содержание средств пожаротушения,

 связи и сигнализации

3.5.1. Запрещается использовать пожарную технику для хозяйственных, производственных и прочих нужд, не связанных с обучением пожарных дружин и пожаротушением.

3.5.2. Пожарные гидранты, гидрант-колонки и пожарные краны не реже, чем через каждые  6 месяцев должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды с регистрацией проверки в специальном журнале.

3.5.3. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода во всех помещениях необходимо оборудовать рукавами и стволами, заключенными в шкафы, которые пломбируются. Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными, и присоединены к кранам и стволам.

3.5.4. На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны буквенный индекс  ПК, порядковый номер крана, номер телефона ближайшей пожарной части.

3.5.5. Огнетушители должны размещаться на полу в специальных тумбах или на высоте не более 1,5м  от уровня пола до нижнего торца огнетушителя и на расстоянии не менее 1,2м  от края двери при ее открывании.

3.5.6. Огнетушитель должен устанавливаться так, чтобы инструктивная надпись на его корпусе была четко видна, периодичность проверки огнетушителей пенных - 1 раз в год, углекислотных  -  1 раз в 2 года (взвешиванием).

3.5.7. Для огнетушителей, расположенных на открытом воздухе на территории предприятия,  должны быть устроены шкафчики, навесы-козырьки.

3.5.8. Не реже одного раза в 10 дней установленные на предприятии огнетушители должны подвергаться внешнему осмотру (проверяют целостность предохранительной пластинки у пенных огнетушителей и пломбы) и протираться от загрязнения.

3.5.9. Углекислотные огнетушители при размещении на объектах должны предохраняться от нагревания выше 50°С  и действия солнечных лучей.

3.5.10. Баллоны углекислотных огнетушителей через каждые пять лет эксплуатации подлежат освидетельствованию.

3.5.11. Каждому поступившему в эксплуатацию огнетушителю присваивают порядковый номер, который наносят белой краской на корпус огнетушителя.

3.5.12. При каждом ящике с песком должны постоянно находиться две металлические лопаты. Ящики должны плотно закрываться крышками. На ящиках должна быть надпись “Песок на случай пожара”. Песок и ящик следует регулярно осматривать. При обнаружении увлажнения или комкования песок необходимо просушить и просеять.

3.5.13. Асбестовое полотно, войлок (кошму) необходимо хранить в металлических футлярах с крышками и периодически просушивать и очищать от пыли (1 раз в 3 месяца).

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. Каждый работающий, обнаруживший пожар или возгорание,  обязан:

- прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по ликвидации пожара;

- удалить из помещения или опасной зоны всех работающих, не занятых на ликвидации пожара;

- немедленно сообщить о случившемся в городскую пожарную охрану;

- приступить к тушению очага загорания имеющимися средствами пожаротушения;

- при необходимости вызвать газоспасательную, медицинскую и другие службы;

- обеспечить защиту людей, принимающих участие в тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, поражения электрическим током, отравления, ожогов.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы проверить противопожарное состояние рабочего места.

5.2. Сообщить непосредственному руководителю обо всех выявленных нарушениях и о принятых мерах по их устранению.

            Инструкцию разработал:

_______________________  ______________       ______________

          (должность, Ф.И.О.)                            (дата)                              (подпись)

Инженер по

охране труда                 ___________               ___________

                                          (подпись)                          (Ф.И.О.)

Ознакомлены: