Министерство образования РФ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра статистики

Курсовая работа

по дисциплине «Статистика»

на тему

«Статистические методы изучения цен и инфляции»

Исполнитель: __________________

Специальность: ___________________

Группа: ___________________

№ зачетной книжки: ___________________

Руководитель: ___________________

Барнаул 2008 ГодВведение

Статистика цен входит составной частью в социально-экономичес­кую статистику, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.

Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздей­ствуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования за­трат и т.д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.

Объектом данной курсовой работы является статистика цен и инфляции. Ее предмет – методы статистического изучения цен и инфляции .

Цель исследования – рассмотреть статистические методы изучения цен и инфляции. Задачи:

-       Изучить имеющийся монографический и учебный материал по данной проблеме;

-       Дать характеристику понятиям «цены» и «инфляция»;

-       Проанализировать статистические методы изучения цен и инфляции;

-       Сделать  необходимые для решения экономической задачи расчеты;

-       По данным расчетного задания построить различные графики и таблицы;

-       Провести статистическое исследование с применением компьютерной техники и методов, освоенных при выполнении расчетной задачи.

Оглавление

Введение…………………………………………….....……………......…..…..3

 Теоретическая часть…...…………………………...……………………....5

1. Статистика цен и инфляции...........................................…………………....5

  1.1. Понятие статистики цен............ ………………….....................………...5

  1.2. Понятие инфляции…………......................................................................7

2. Статистические методы изучения цен и инфляции………....….…….….11

  2.1. Метод статистической сводки.................................................................11

  2.2. Метод группировки…………………………………………....…..…...12

  2.3. Индексный метод..……………………………………………..….……15

  2.4. Графический метод..................................................................................19

3. Вывод по методам.........................................................................................20

Расчетная часть..............................................................................................22

Аналитическая часть:

Анализ динамики цен на говядину......................................................................33

Заключение.........................................................................................................38

Список литературы............................................................................................39

Теоретическая часть. Доработка

Определение сводных индексов по формуле  с рекурсивной си­стемой расчета идентично расчетам по агрегатной форме с постоянны­ми весами. Например, если стоимостной объем брать за декабрь преды­дущего года, то в нем можно выделять цену  и количество q0, имея вре­менной ряд базисных индексов, можно получить временной ряд цепных индексов.

При этом в программном обеспечении расчетов сводных индексов цен в основном используется не абсолютная величина стоимостных объемов товарных групп, а их удельный вес. Пример расчета с услов­ными данными приведен в табл.1.

•      Таблица 11 [6, 123]

Динамика потребительских цен по группам товаров

Сводные индексы цен текущего месяца к предыдущему (цепные) оп­ределяются делением каждого текущего индекса на предыдущий базис­ный индекс. В приведенном примере цепные индексы цен равны:

Суммарные стоимостные или удельные веса, используемые в расче­тах сводных индексов в производственном и потребительском секторах, в отечественной статистике ежегодно обновляются, поскольку на дан­ном этапе для российской экономики характерны существенные струк­турные изменения в производстве и потреблении товаров.

Месячные индексы цен, рассчитанные к декабрю предыдущего года, используют­ся при определении месячных, квартальных, полугодовых и годовых.

3. Вывод по методам

     К числу особенностей статистического анализа данных о ценах и инфляции следует отнести метод массового наблюдения, научной обоснованности качественного содержания группировок и его результатов, вычисление и анализ обобщенных и обобщающих показателей цен и инфляции. Что касается конкретных методов экономической, промышленной или статистики культуры, населения, национального богатства и т.п., то здесь могут быть свои специфические методы сбора, группировки и анализа соответствующих совокупностей (суммы фактов). В экономической статистике, например, широко применяется балансовый метод как наиболее распространенный метод взаимной увязки отдельных показателей в единой системе экономических связей в общественном производстве. К методам применяемых в экономической статистике также относятся составление группировок, исчисление относительных показателей (процентное соотношение), сравнения, исчисление различных видов средних величин, индексов и т.п. Метод связующих звеньев состоит в том, что два объемных, т.е. количественных показателя сопоставляются на основе существующего между ними отношения. Кроме названных методов широкое распространение получили математико-статистические методы исследования, которые расширяются по мере движения масштабов применения ЭВМ и создания автоматизированных систем.

    Самым  надёжным  и  доступным  методом  измерения  инфляционных  процессов   считается индексный  метод.

     В связи с применением индексного метода возникают  методологические  проблемы:

§  способ расчета индексов;

§  методика статистики цен для построения и корректировки  индексов; 

§  отбор базовых показателей за период, охваченный анализом; 

§  пересчёт  выделяемых  показателей  из фактических в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.

Расчетная часть

 

Имеются следующие выборочные данные по торговым точкам города (выборка 15%-ная механическая):

п/п

Цена за единицу товара, руб.

Количество

проданного

товара,

тыс.шт.

п/п

Цена за единицу товара, руб.

Количество

проданного

товара,

тыс.шт.

1

25

31

16

28

21

2

28

24

17

21

28

3

16

45

18

18

38

4

24

26

19

27

20

5

32

28

20

26

22

6

20

33

21

25

38

7

22

44

22

17

35

8

26

29

23

19

28

9

23

25

24

20

39

10

16

48

25

22

26

11

23

31

26

26

33

12

28

27

27

18

43

13

17

23

28

21

22

14

19

44

29

24

26

15

25

29

30

27

26

 

Задание 1

По исходным данным:

1.     Постройте статистический ряд распределения организаций (предприятий) по признаку - цена товара, образовав четыре группы с равными интервалами. 

2.     Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение

1. Для того, чтобы произвести группировку необходимо вычислить величину группировочного интервала по формуле: , где хmax и xmin максимальное и минимальное значения цены товара, n - число образуемых групп.

Величина группировочного интервала будет равна:   руб.

Образуем группы, которые отличаются друг от друга по цене товара на данную величину (4 руб.):

Первая группа будет иметь размеры: 16+4=20 руб.

Вторая группа будет иметь размеры: 20+4=24 руб.

Третья группа будет иметь размеры: 24+4=28 руб.

Четвертая группа будет иметь размеры: 28+4=32 руб.

Группировку данных по торговым точкам произведем в рабочей таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Рабочая таблица с группировкой

Группы

Группы по цене товара, руб.

№ п/п

Цена за единицу товара, руб.

I

16-20

3

16

 

 

6

20

 

 

10

16

 

 

13

17

 

 

14

19

 

 

18

18

 

 

22

17

 

 

23

19

 

 

24

20

 

 

27

18

 

Итого

10

 

II

20-24

4

24

 

 

7

22

 

 

9

23

 

 

11

23

 

 

17

21

 

 

25

22

 

 

28

21

 

 

29

24

 

Итого

8

 

III

24-28

1

25

 

 

2

28

 

 

8

26

 

 

12

28

 

 

15

25

 

 

16

28

 

 

19

27

 

 

20

26

 

 

21

25

 

 

26

26

 

 

30

27

 

Итого

11

 

IV

28-32

5

32

Итого

1

 

В результате группировки получим ряд распределения, представленный в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Ряд распределения данных по торговым точкам города по цене товара

Группы

Группы по цене товара, руб.

№ п/п

I

16-20

10

II

20-24

8

III

24-28

11

IV

28-32

1

2. Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Среднюю арифметическую рассчитаем по формуле:

Расчет характеристик ряда распределения представим в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Расчет характеристик ряда распределения

Группы

Группы по цене товара, руб.

Число, f

xi

xf

x-=x-22,4

(x-x)2f

fнак

I

16-20

10

18

180

-4,4

193,6

10

II

20-24

8

22

176

-0,4

1,28

18

III

24-28

11

26

286

3,6

142,56

29

IV

28-32

1

30

30

7,6

57,76

30

 

 

30

 

672

 

395,2

 

Определим  по формуле: руб.

Определим дисперсию по формуле: .

Получим: .

Определим среднее квадратическое отклонение: .

Получим:  руб.

Определим коэффициент вариации по формуле: .

Получим:  %

Вывод: так как V<33%, то совокупность считается однородной.

Определим моду по формуле:

Получим:  руб.

Вывод: в изучаемой совокупности наиболее часто встречаются данные по торговым точкам по цене товара 24,923 руб.

Определим медиану по формуле:

Получим:  руб.

Вывод: в изучаемой совокупности 50% торговых точек города имеют цену за единицу товара менее 22,5 руб., а 50% - более 22,5 руб.

В результате расчетов получили, что средняя арифметическая равна 22,4 руб., среднее квадратическое отклонение равно 3,630 руб., коэффициент вариации равен 16,2%, совокупность считается однородной, т.к. коэффициент вариации больше 33%, мода равна 24,923 руб., что показывает, что в изучаемой совокупности наиболее часто встречаются данные по торговым точкам с ценой товара 24,923 руб., медиана равна 22,5 руб., что показывает, что в изучаемой совокупности 50% торговых точек города имеют цену за единицу товара менее 22,5 руб., а 50% - более 22,5 руб.

Задание 2

По исходным данным:

1.                                      Установите наличие и характер связи между признаками – цена товара и количество проданного товара методом аналитической группировки, образовав четыре группы с равными интервалами по факторному признаку.

2.                                      измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение

От цены товара зависит количество проданного товара, следовательно фактор цены товара должен быть взят в основу группировки.

1. Для того, чтобы произвести группировку необходимо вычислить величину группировочного интервала по формуле: , где хmax и xmin максимальное и минимальное значения цены товара, n - число образуемых групп.

Величина группировочного интервала будет равна:

  руб.

Образуем группы, которые отличаются друг от друга по цене товара на данную величину (4 руб.):

Первая группа будет иметь размеры: 16+4=20 руб.

Вторая группа будет иметь размеры: 20+4=24 руб.

Третья группа будет иметь размеры: 24+4=28 руб.

Четвертая группа будет иметь размеры: 28+4=32 руб.

Аналитическую группировку произведем в таблице 2.5.

Таблица 2.2.

Аналитическая группировка по факторному признаку

Группы

Группы по цене товара, руб.

№ п/п

Цена за

единицу

товара, руб.

Количество проданного товара, тыс.шт.

1

2

3

4

5

I

16-20

3

16

45

 

 

6

20

33

 

 

10

16

48

 

 

13

17

23

 

 

14

19

44

 

 

18

18

38

 

 

22

17

35

 

 

23

19

28

 

 

24

20

39

 

 

27

18

43

 

Итого

10

180

376

1

2

3

4

5

II

20-24

4

24

26

 

 

7

22

44

 

 

9

23

25

 

 

11

23

31

 

 

17

21

28

 

 

25

22

26

 

 

28

21

22

 

 

29

24

26

 

Итого

8

180

228

III

24-28

1

25

31

 

 

2

28

24

 

 

8

26

29

 

 

12

28

27

 

 

15

25

29

 

 

16

28

21

 

 

19

27

20

 

 

20

26

22

 

 

21

25

38

 

 

26

26

33

 

 

30

27

26

 

Итого

11

291

300

IV

28-32

5

32

28

 

Итого

1

32

28

 

Итого

 

683

932

Результаты аналитической группировки представим в сводной таблице 2.6.

Таблица 2.6.

Сводная аналитическая таблица

Группы

Группы по

цене товара,

руб.

п/п

Цена за единицу товара, руб.

Количество

проданного товара, тыс.шт.

всего по

группе

на 1 п/п

всего по

группе

на 1

п/п

I

16-20

10

180

18

376

37,6

II

20-24

8

180

22,5

228

28,5

III

24-28

11

291

26,455

300

27,273

IV

28-32

1

32

32

28

28

Итого

 

30

683

22,767

932

31,067

31.067=

Сравнивая графы 5 и 7 сводной аналитической таблицы, видим, что с увеличением цены за единицу товара уменьшается количество проданного товара, значит, между этими показателями имеется обратная зависимость.

2. Запишем формулу для расчета коэффициента детерминации:

Запишем формулу для расчета межгрупповой дисперсии:

Расчет межгрупповой дисперсии произведем в рабочей таблице 2.7.

Таблица 2.7.

Расчет межгрупповой дисперсии

Группы

Количество

проданного товара, тыс.шт.

№ п/п

yi-y=yi-31.067

(yi-y)2f

I

37,6

10

6,533

426,801

II

28,5

8

-2,567

52,716

III

27,273

11

-3,794

158,339

IV

28

1

-3,067

9,406

Итого

 

 

 

647,262

Межгрупповая дисперсия будет равна:

Найдем общую дисперсию по формуле:

Расчет среднего значения квадрата представим в таблице 2.8.

Таблица 2.8.

Расчет среднего значения квадрата

№ п/п

Количество проданного товара, тыс.шт.

y2

1

2

3

1

31

961

2

24

576

3

45

2025

4

26

676

5

28

784

6

33

1089

7

44

1936

8

29

841

9

25

625

10

48

2304

11

31

961

12

27

729

13

23

529

14

44

1936

1

2

3

15

29

841

16

21

441

17

28

784

18

38

1444

1

2

3

19

20

400

20

22

484

21

38

1444

22

35

1225

23

28

784

24

39

1521

25

26

676

26

33

1089

27

43

1849

28

22

484

29

26

676

30

26

676

Итого

30790

 

Определим общую дисперсию: .

Определим коэффициент детерминации:  или 35,3%.

Вывод: вариация количества товара 35,3% обусловлена вариацией цены товара.

Определим эмпирическое корреляционное отношение по формуле:  .

Получим: .

Вывод: т.к. эмпирическое корреляционное отношение меньше 0,7, то можно сделать вывод, что связь между ценой товара и количеством проданного товара слабая.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1.                                        Ошибку выборки средней цены товара и границы, в которых будет находиться средняя цена товара в генеральной совокупности.

2.                                        Ошибку выборки доли магазинов со средней ценой товара до 20 руб. и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение

  По результатам выполнения задания 1 получили следующий ряд распределения:

Группы

Группы по цене товара, руб.

№ п/п

I

16-20

10

II

20-24

8

III

24-28

11

IV

28-32

1

В задании 1 были рассчитаны характеристики ряда распределения:

 руб.

Среднюю ошибку определим по формуле:

N=200.

Получим:  руб.

Предельную ошибку рассчитаем по формуле:

Получим:  руб.

Найдем приделы средней генеральной совокупности:

 

Вывод: с вероятностью 0,954 можно утверждать, что предельная ошибка выборки составит 1,222 руб., средняя цена товара в генеральной совокупности будет находится в пределах от 21,178 руб. до 23.622 руб.

2. Определим ошибку выборки доли магазинов со средней ценой товара до 20 руб., границы в которых будет находиться генеральная совокупность.

1) m – число магазинов со средней ценой товара до 20 руб.

m=8

2) найдем долю магазинов со средней ценой товара до 20 руб.:

 

Получим:  или 26,7%

Получим:  или 7,4%

Предельную ошибку рассчитаем по формуле:

Получим:  или 14,8%

Пределы рассчитаем по формуле:

  или в процентах  

Вывод: с вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля магазинов со средней ценой товара до 20 руб. будет находится в пределах от 11,9% до 41,5%.

Задание 4

Имеются следующие данные о продаже товара А на рынках города:

Рынок

Базисный период

Отчетный период

Цена,

руб./кг

Объем

продаж, т

Цена,

руб./кг

Объем

продаж, т

I

31,9

32

36,8

35

II

34,8

24

36,5

36

III

28,3

61

33,3

36

Определите:

1.                                       Общие индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов.

2.                                       Абсолютное изменение средней цены под влиянием отдельных факторов.

Сделайте выводы.

Решение

 

Рынок

Базисный период

Отчетный период

p0q0

p0q1

p1q1

Цена, руб./кг

p0

Объем продаж, т

q0

Цена, руб./кг

p1

Объем продаж, т

q1

I

31,9

32

36,8

35

1020,8

1116,5

1288

II

34,8

24

36,5

36

835,2

1252,8

1314

III

28,3

61

33,3

36

1726,3

1018,8

1198,8

Итого

 

117

 

107

3582,3

3388,1

3800,8

1.     Найдем индекс цен переменного состава по формуле:

Получим:  

Вывод: средняя цена на трех рынках в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 16%, что обусловлено увеличением цены на каждом рынке и изменением структуры продаж.

Найдем индекс цен постоянного состава по формуле:

Получим:

Вывод: средняя цена на трех рынках увеличилась на 12,2%, что обусловлено только изменением цены на каждом рынке.

Найдем индекс цен структурных сдвигов по формуле:  

Получим:

Вывод: изменение в структуре продаж на трех рынках привело к увеличению средней цены на 3,4%.

Покажем взаимосвязь между индексами:

Получим: - равенство верно.

2.           Найдем абсолютный прирост средней цены за счет изменения:

a)           Цены на каждом рынке:  

Получим:  руб.

b)          Структуры продаж:

Получим:  руб.

c)           двух факторов:  

Получим:  руб.

Проверим взаимосвязь абсолютных приростов:

Получим:  руб.

Вывод: индекс цен переменного состава равен 1,160 – означает, что средняя цена на трех рынках в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 16%, что обусловлено увеличением цены на каждом рынке и изменением структуры продаж. Индекс цен постоянного состава равен 1,122 – означает, что средняя цена на трех рынках увеличилась на 12,2%, что обусловлено только изменением цены на каждом рынке. Индекс цен структурных сдвигов  равен 1,034 – означает, что изменение в структуре продаж на трех рынках привело к увеличению средней цены на 3,4%. Абсолютный прирост средней цены за счет изменения цены на каждом рынке составил 3,857 руб., за счет изменения структуры продаж – 1,046 руб., за счет изменения двух факторов одновременно – 4,903 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая часть

3.1. Постановка задачи

Средние цены на товары (услуги) складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и т.д. уровень средних цен по РФ рассчитывается как среднеарифметическая величина из уровней цен по регионам, взвешенных на удельный вес численности населения регионов в общей численности населения России.

По данным Российского статистического ежегодника 2006 за несколько лет, представленным в таблице 3.1, проведем анализ динамики цен на говядину, для чего рассчитаем следующие показатели:

·                                абсолютный прирост;

·                                темп роста;

·                                 

               темп прироста;

·                                абсолютное значение 1% прироста;

·                                средний за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.

Таблица 3.1.

Средние потребительские цены на говядину

(на конец года; рублей за кг)

Год

Средняя потребительская цена на говядину

2000

15,62

2001

14,88

2002

19,47

2003

18,34

2004

19,69

2005

19,63

            Методика решения задачи

Расчет показателей анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

Формулы расчетных показателей

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

Абсолютный прирост

 (1)

 (2)

 (3)

Темп роста

 (4)

 (5)

 (6)

Темп прироста

 (7)

 (8)

 (9)

            Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:  (10).

Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста средней потребительской цены, рассчитывают показатель абсолютного значения 1% прироста:  (11).

Числовые обозначения:

у1 – уровень первого периода; уi – уровень сравниваемого периода; уi-1 – уровень предыдущего периода; уn – уровень последнего периода; n – число уровней динамики. 

            Технология выполнения компьютерных расчетов

Расчеты показателей анализа динамики средних потребительских цен на сахар-песок выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (таблица 3.1.) и расчетных формул (1-11) представлено в таблице 3.3.

Таблица 3.3.

Результаты расчетов приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4.

                                

На рисунке 1 представлено графическое изображение динамики средних потребительских цен на говядину за 2000-2005 гг.

Рисунок 1. Диаграмма динамики средних потребительских цен на говядину за 2000-2005 гг.

            Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы.

Средняя потребительская цена за 6 лет выросла на 63,05 руб.

Наблюдается положительная динамика в течении всего периода. Она носит скачкообразный характер, о чем говорят цепные абсолютные приросты и цепные темпы роста и прироста. Это же подтверждает и графическое изображение динамики средних потребительских цен на говядину (рисунок 1).

В течение анализируемого периода средний показатель средней потребительской цены на говядину составил 79,782 руб., в среднем за год она увеличилась на 12,61 руб. или 21,7% (Тр=121,7).

Ускоренный рост средних потребительских цен на говядину можно увидеть и по увеличивающемуся абсолютному значению 1% прироста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая рыночная категория, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. 

Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен. Для измерения инфляции наиболее важным является статистика цен,  точнее их индексов. В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную  и  экономическую  систему  в  целом;  инфляция  означает  не  только снижение  покупательной  способности  денег,  она  подрывает  возможности   хозяйственного регулирования,  сводит  на  нет   усилия   по   проведению   структурных   преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.  Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах и инфляции в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Для снижения вероятности роста инфляции, необходимой для достижения стабильности в экономике, нужен контроль за количеством денег, находящихся в обращении, которые в свою очередь зависят от величины валового внутреннего продукта (ВВП) и интенсивности движения денежной массы. ВВП России в августе 2007 года вырос на 6,4% по сравнению с августом 2006 года. Об этом на пресс-конференции сообщил директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрей Клепач. За январь-август 2007 года ВВП России вырос по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 7,7%, заявил А. Клепач. По его словам, повышение прогноза по росту ВВП связано в основном с высокими ценами на нефть.

В расчетной части курсовой работы решены конкретные задачи из варианта № 19. По результатам выполнения задания №1 сделаны выводы: средняя арифметическая равна 22,4 руб., среднее квадратическое отклонение равно 3,630 руб., коэффициент вариации равен 16,2%, совокупность считается однородной, т.к. коэффициент вариации больше 33%, мода равна 24,923 руб., что показывает, что в изучаемой совокупности наиболее часто встречаются данные по торговым точкам с ценой товара 24,923 руб., медиана равна 22,9 руб., что показывает, что в изучаемой совокупности 50% торговых точек города имеют цену за единицу товара менее 22,9 руб., а 50% - более 22,9 руб. В задании №2 выявлено, что связь между ценой товара и количеством проданного товара слабая. В задании №3 с вероятностью 0,954 определено, что доля магазинов со средней ценой товара до 20 руб. будет находится в пределах от 17,9% до 48,7%. В задании №4 определено, что индекс цен переменного состава равен 1,160 – означает, что средняя цена на трех рынках в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 16%, что обусловлено увеличением цены на каждом рынке и изменением структуры продаж. Индекс цен постоянного состава равен 1,122 – означает, что средняя цена на трех рынках увеличилась на 12,2%, что обусловлено только изменением цены на каждом рынке. Индекс цен структурных сдвигов  равен 1,034 – означает, что изменение в структуре продаж на трех рынках привело к увеличению средней цены на 3,4%. Абсолютный прирост средней цены за счет изменения цены на каждом рынке составил 3,857 руб., за счет изменения структуры продаж – 1,046 руб., за счет изменения двух факторов одновременно – 4,903 руб.

В аналитической части исследована динамика средних потребительских цен на говядину за 2000-2005 гг. в качестве статистического материала для проведения исследования использованы данные, опубликованные в Российском статистическом ежегоднике. Расчеты в аналитической части работы выполнены с применением средств компьютерной техники при помощи пакета прикладных программ MS Excel. По результатам анализа расчетных показателей установили, что в течение анализируемого периода средний показатель средней потребительской цены на говядину составил 79,782 руб., в среднем за год она увеличилась на 12,61 руб.