Министерство образования РФ
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра статистики
Курсовая работа
по дисциплине «Статистика»
на тему
«Статистические методы изучения цен и инфляции»
Исполнитель: __________________
Специальность: ___________________
Группа: ___________________
№ зачетной книжки: ___________________
Руководитель: ___________________
Барнаул 2008 ГодВведение
Статистика цен входит составной частью в социально-экономическую статистику, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.
Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.
Объектом данной курсовой работы является статистика цен и инфляции. Ее предмет – методы статистического изучения цен и инфляции .
Цель исследования – рассмотреть статистические методы изучения цен и инфляции. Задачи:
- Изучить имеющийся монографический и учебный материал по данной проблеме;
- Дать характеристику понятиям «цены» и «инфляция»;
- Проанализировать статистические методы изучения цен и инфляции;
- Сделать необходимые для решения экономической задачи расчеты;
- По данным расчетного задания построить различные графики и таблицы;
- Провести статистическое исследование с применением компьютерной техники и методов, освоенных при выполнении расчетной задачи.
Оглавление
Введение…………………………………………….....……………......…..…..3
Теоретическая часть…...…………………………...……………………....5
1. Статистика цен и инфляции...........................................…………………....5
1.1. Понятие статистики цен............ ………………….....................………...5
1.2. Понятие инфляции…………......................................................................7
2. Статистические методы изучения цен и инфляции………....….…….….11
2.1. Метод статистической сводки.................................................................11
2.2. Метод группировки…………………………………………....…..…...12
2.3. Индексный метод..……………………………………………..….……15
2.4. Графический метод..................................................................................19
3. Вывод по методам.........................................................................................20
Расчетная часть..............................................................................................22
Аналитическая часть:
Анализ динамики цен на говядину......................................................................33
Заключение.........................................................................................................38
Список литературы............................................................................................39
Теоретическая часть. Доработка
Определение сводных индексов по формуле с рекурсивной системой расчета идентично расчетам по агрегатной форме с постоянными весами. Например, если стоимостной объем брать за декабрь предыдущего года, то в нем можно выделять цену и количество q0, имея временной ряд базисных индексов, можно получить временной ряд цепных индексов.
При этом в программном обеспечении расчетов сводных индексов цен в основном используется не абсолютная величина стоимостных объемов товарных групп, а их удельный вес. Пример расчета с условными данными приведен в табл.1.
• Таблица 11 [6, 123]
Динамика потребительских цен по группам товаров
Сводные индексы цен текущего месяца к предыдущему (цепные) определяются делением каждого текущего индекса на предыдущий базисный индекс. В приведенном примере цепные индексы цен равны:
Суммарные стоимостные или удельные веса, используемые в расчетах сводных индексов в производственном и потребительском секторах, в отечественной статистике ежегодно обновляются, поскольку на данном этапе для российской экономики характерны существенные структурные изменения в производстве и потреблении товаров.
Месячные индексы цен, рассчитанные к декабрю предыдущего года, используются при определении месячных, квартальных, полугодовых и годовых.
3. Вывод по методам
К числу особенностей статистического анализа данных о ценах и инфляции следует отнести метод массового наблюдения, научной обоснованности качественного содержания группировок и его результатов, вычисление и анализ обобщенных и обобщающих показателей цен и инфляции. Что касается конкретных методов экономической, промышленной или статистики культуры, населения, национального богатства и т.п., то здесь могут быть свои специфические методы сбора, группировки и анализа соответствующих совокупностей (суммы фактов). В экономической статистике, например, широко применяется балансовый метод как наиболее распространенный метод взаимной увязки отдельных показателей в единой системе экономических связей в общественном производстве. К методам применяемых в экономической статистике также относятся составление группировок, исчисление относительных показателей (процентное соотношение), сравнения, исчисление различных видов средних величин, индексов и т.п. Метод связующих звеньев состоит в том, что два объемных, т.е. количественных показателя сопоставляются на основе существующего между ними отношения. Кроме названных методов широкое распространение получили математико-статистические методы исследования, которые расширяются по мере движения масштабов применения ЭВМ и создания автоматизированных систем.
Самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных процессов считается индексный метод.
В связи с применением индексного метода возникают методологические проблемы:
§ способ расчета индексов;
§ методика статистики цен для построения и корректировки индексов;
§ отбор базовых показателей за период, охваченный анализом;
§ пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.
Расчетная часть
Имеются следующие выборочные данные по торговым точкам города (выборка 15%-ная механическая):
№ п/п |
Цена за единицу товара, руб. |
Количество проданного товара, тыс.шт. |
№ п/п |
Цена за единицу товара, руб. |
Количество проданного товара, тыс.шт. |
1 |
25 |
31 |
16 |
28 |
21 |
2 |
28 |
24 |
17 |
21 |
28 |
3 |
16 |
45 |
18 |
18 |
38 |
4 |
24 |
26 |
19 |
27 |
20 |
5 |
32 |
28 |
20 |
26 |
22 |
6 |
20 |
33 |
21 |
25 |
38 |
7 |
22 |
44 |
22 |
17 |
35 |
8 |
26 |
29 |
23 |
19 |
28 |
9 |
23 |
25 |
24 |
20 |
39 |
10 |
16 |
48 |
25 |
22 |
26 |
11 |
23 |
31 |
26 |
26 |
33 |
12 |
28 |
27 |
27 |
18 |
43 |
13 |
17 |
23 |
28 |
21 |
22 |
14 |
19 |
44 |
29 |
24 |
26 |
15 |
25 |
29 |
30 |
27 |
26 |
Задание 1
По исходным данным:
1. Постройте статистический ряд распределения организаций (предприятий) по признаку - цена товара, образовав четыре группы с равными интервалами.
2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Решение
1. Для того, чтобы произвести группировку необходимо вычислить величину группировочного интервала по формуле: , где хmax и xmin максимальное и минимальное значения цены товара, n - число образуемых групп.
Величина группировочного интервала будет равна: руб.
Образуем группы, которые отличаются друг от друга по цене товара на данную величину (4 руб.):
Первая группа будет иметь размеры: 16+4=20 руб.
Вторая группа будет иметь размеры: 20+4=24 руб.
Третья группа будет иметь размеры: 24+4=28 руб.
Четвертая группа будет иметь размеры: 28+4=32 руб.
Группировку данных по торговым точкам произведем в рабочей таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Рабочая таблица с группировкой
Группы |
Группы по цене товара, руб. |
№ п/п |
Цена за единицу товара, руб. |
I |
16-20 |
3 |
16 |
|
|
6 |
20 |
|
|
10 |
16 |
|
|
13 |
17 |
|
|
14 |
19 |
|
|
18 |
18 |
|
|
22 |
17 |
|
|
23 |
19 |
|
|
24 |
20 |
|
|
27 |
18 |
|
Итого |
10 |
|
II |
20-24 |
4 |
24 |
|
|
7 |
22 |
|
|
9 |
23 |
|
|
11 |
23 |
|
|
17 |
21 |
|
|
25 |
22 |
|
|
28 |
21 |
|
|
29 |
24 |
|
Итого |
8 |
|
III |
24-28 |
1 |
25 |
|
|
2 |
28 |
|
|
8 |
26 |
|
|
12 |
28 |
|
|
15 |
25 |
|
|
16 |
28 |
|
|
19 |
27 |
|
|
20 |
26 |
|
|
21 |
25 |
|
|
26 |
26 |
|
|
30 |
27 |
|
Итого |
11 |
|
IV |
28-32 |
5 |
32 |
Итого |
1 |
|
В результате группировки получим ряд распределения, представленный в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Ряд распределения данных по торговым точкам города по цене товара
Группы |
Группы по цене товара, руб. |
№ п/п |
I |
16-20 |
10 |
II |
20-24 |
8 |
III |
24-28 |
11 |
IV |
28-32 |
1 |
2. Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.
Среднюю арифметическую рассчитаем по формуле:
Расчет характеристик ряда распределения представим в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Расчет характеристик ряда распределения
Группы |
Группы по цене товара, руб. |
Число, f |
xi |
xf |
x-=x-22,4 |
(x-x) |
fнак |
I |
16-20 |
10 |
18 |
180 |
-4,4 |
193,6 |
10 |
II |
20-24 |
8 |
22 |
176 |
-0,4 |
1,28 |
18 |
III |
24-28 |
11 |
26 |
286 |
3,6 |
142,56 |
29 |
IV |
28-32 |
1 |
30 |
30 |
7,6 |
57,76 |
30 |
|
|
30 |
|
672 |
|
395,2 |
|
Определим по формуле: руб.
Определим дисперсию по формуле: .
Получим: .
Определим среднее квадратическое отклонение: .
Получим: руб.
Определим коэффициент вариации по формуле: .
Получим: %
Вывод: так как V<33%, то совокупность считается однородной.
Определим моду по формуле:
Получим: руб.
Вывод: в изучаемой совокупности наиболее часто встречаются данные по торговым точкам по цене товара 24,923 руб.
Определим медиану по формуле:
Получим: руб.
Вывод: в изучаемой совокупности 50% торговых точек города имеют цену за единицу товара менее 22,5 руб., а 50% - более 22,5 руб.
В результате расчетов получили, что средняя арифметическая равна 22,4 руб., среднее квадратическое отклонение равно 3,630 руб., коэффициент вариации равен 16,2%, совокупность считается однородной, т.к. коэффициент вариации больше 33%, мода равна 24,923 руб., что показывает, что в изучаемой совокупности наиболее часто встречаются данные по торговым точкам с ценой товара 24,923 руб., медиана равна 22,5 руб., что показывает, что в изучаемой совокупности 50% торговых точек города имеют цену за единицу товара менее 22,5 руб., а 50% - более 22,5 руб.
Задание 2
По исходным данным:
1. Установите наличие и характер связи между признаками – цена товара и количество проданного товара методом аналитической группировки, образовав четыре группы с равными интервалами по факторному признаку.
2. измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения.
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Решение
От цены товара зависит количество проданного товара, следовательно фактор цены товара должен быть взят в основу группировки.
1. Для того, чтобы произвести группировку необходимо вычислить величину группировочного интервала по формуле: , где хmax и xmin максимальное и минимальное значения цены товара, n - число образуемых групп.
Величина группировочного интервала будет равна:
руб.
Образуем группы, которые отличаются друг от друга по цене товара на данную величину (4 руб.):
Первая группа будет иметь размеры: 16+4=20 руб.
Вторая группа будет иметь размеры: 20+4=24 руб.
Третья группа будет иметь размеры: 24+4=28 руб.
Четвертая группа будет иметь размеры: 28+4=32 руб.
Аналитическую группировку произведем в таблице 2.5.
Таблица 2.2.
Аналитическая группировка по факторному признаку
Группы |
Группы по цене товара, руб. |
№ п/п |
Цена за единицу товара, руб. |
Количество проданного товара, тыс.шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I |
16-20 |
3 |
16 |
45 |
|
|
6 |
20 |
33 |
|
|
10 |
16 |
48 |
|
|
13 |
17 |
23 |
|
|
14 |
19 |
44 |
|
|
18 |
18 |
38 |
|
|
22 |
17 |
35 |
|
|
23 |
19 |
28 |
|
|
24 |
20 |
39 |
|
|
27 |
18 |
43 |
|
Итого |
10 |
180 |
376 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
II |
20-24 |
4 |
24 |
26 |
|
|
7 |
22 |
44 |
|
|
9 |
23 |
25 |
|
|
11 |
23 |
31 |
|
|
17 |
21 |
28 |
|
|
25 |
22 |
26 |
|
|
28 |
21 |
22 |
|
|
29 |
24 |
26 |
|
Итого |
8 |
180 |
228 |
III |
24-28 |
1 |
25 |
31 |
|
|
2 |
28 |
24 |
|
|
8 |
26 |
29 |
|
|
12 |
28 |
27 |
|
|
15 |
25 |
29 |
|
|
16 |
28 |
21 |
|
|
19 |
27 |
20 |
|
|
20 |
26 |
22 |
|
|
21 |
25 |
38 |
|
|
26 |
26 |
33 |
|
|
30 |
27 |
26 |
|
Итого |
11 |
291 |
300 |
IV |
28-32 |
5 |
32 |
28 |
|
Итого |
1 |
32 |
28 |
|
Итого |
|
683 |
932 |
Результаты аналитической группировки представим в сводной таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Сводная аналитическая таблица
Группы |
Группы по цене товара, руб. |
№ п/п |
Цена за единицу товара, руб. |
Количество проданного товара, тыс.шт. |
||
всего по группе |
на 1 п/п |
всего по группе |
на 1 п/п |
|||
I |
16-20 |
10 |
180 |
18 |
376 |
37,6 |
II |
20-24 |
8 |
180 |
22,5 |
228 |
28,5 |
III |
24-28 |
11 |
291 |
26,455 |
300 |
27,273 |
IV |
28-32 |
1 |
32 |
32 |
28 |
28 |
Итого |
|
30 |
683 |
22,767 |
932 |
31,067 |
31.067=
Сравнивая графы 5 и 7 сводной аналитической таблицы, видим, что с увеличением цены за единицу товара уменьшается количество проданного товара, значит, между этими показателями имеется обратная зависимость.
2. Запишем формулу для расчета коэффициента детерминации:
Запишем формулу для расчета межгрупповой дисперсии:
Расчет межгрупповой дисперсии произведем в рабочей таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Расчет межгрупповой дисперсии
Группы |
Количество проданного товара, тыс.шт. |
№ п/п |
yi-y=yi-31.067 |
(yi-y) |
I |
37,6 |
10 |
6,533 |
426,801 |
II |
28,5 |
8 |
-2,567 |
52,716 |
III |
27,273 |
11 |
-3,794 |
158,339 |
IV |
28 |
1 |
-3,067 |
9,406 |
Итого |
|
|
|
647,262 |
Межгрупповая дисперсия будет равна:
Найдем общую дисперсию по формуле:
Расчет среднего значения квадрата представим в таблице 2.8.
Таблица 2.8.
Расчет среднего значения квадрата
№ п/п |
Количество проданного товара, тыс.шт. |
y2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
31 |
961 |
2 |
24 |
576 |
3 |
45 |
2025 |
4 |
26 |
676 |
5 |
28 |
784 |
6 |
33 |
1089 |
7 |
44 |
1936 |
8 |
29 |
841 |
9 |
25 |
625 |
10 |
48 |
2304 |
11 |
31 |
961 |
12 |
27 |
729 |
13 |
23 |
529 |
14 |
44 |
1936 |
1 |
2 |
3 |
15 |
29 |
841 |
16 |
21 |
441 |
17 |
28 |
784 |
18 |
38 |
1444 |
1 |
2 |
3 |
19 |
20 |
400 |
20 |
22 |
484 |
21 |
38 |
1444 |
22 |
35 |
1225 |
23 |
28 |
784 |
24 |
39 |
1521 |
25 |
26 |
676 |
26 |
33 |
1089 |
27 |
43 |
1849 |
28 |
22 |
484 |
29 |
26 |
676 |
30 |
26 |
676 |
Итого |
30790 |
Определим общую дисперсию: .
Определим коэффициент детерминации: или 35,3%.
Вывод: вариация количества товара 35,3% обусловлена вариацией цены товара.
Определим эмпирическое корреляционное отношение по формуле: .
Получим: .
Вывод: т.к. эмпирическое корреляционное отношение меньше 0,7, то можно сделать вывод, что связь между ценой товара и количеством проданного товара слабая.
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:
1. Ошибку выборки средней цены товара и границы, в которых будет находиться средняя цена товара в генеральной совокупности.
2. Ошибку выборки доли магазинов со средней ценой товара до 20 руб. и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
Решение
По результатам выполнения задания 1 получили следующий ряд распределения:
Группы |
Группы по цене товара, руб. |
№ п/п |
|
I |
16-20 |
10 |
|
II |
20-24 |
8 |
|
III |
24-28 |
11 |
|
IV |
28-32 |
1 |
В задании 1 были рассчитаны характеристики ряда распределения:
руб.
Среднюю ошибку определим по формуле:
N=200.
Получим: руб.
Предельную ошибку рассчитаем по формуле:
Получим: руб.
Найдем приделы средней генеральной совокупности:
Вывод: с вероятностью 0,954 можно утверждать, что предельная ошибка выборки составит 1,222 руб., средняя цена товара в генеральной совокупности будет находится в пределах от 21,178 руб. до 23.622 руб.
2. Определим ошибку выборки доли магазинов со средней ценой товара до 20 руб., границы в которых будет находиться генеральная совокупность.
1) m – число магазинов со средней ценой товара до 20 руб.
m=8
2) найдем долю магазинов со средней ценой товара до 20 руб.:
Получим: или 26,7%
Получим: или 7,4%
Предельную ошибку рассчитаем по формуле:
Получим: или 14,8%
Пределы рассчитаем по формуле:
или в процентах
Вывод: с вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля магазинов со средней ценой товара до 20 руб. будет находится в пределах от 11,9% до 41,5%.
Задание 4
Имеются следующие данные о продаже товара А на рынках города:
Рынок |
Базисный период |
Отчетный период |
||
Цена, руб./кг |
Объем продаж, т |
Цена, руб./кг |
Объем продаж, т |
|
I |
31,9 |
32 |
36,8 |
35 |
II |
34,8 |
24 |
36,5 |
36 |
III |
28,3 |
61 |
33,3 |
36 |
Определите:
1. Общие индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов.
2. Абсолютное изменение средней цены под влиянием отдельных факторов.
Сделайте выводы.
Решение
Рынок |
Базисный период |
Отчетный период |
p0q0 |
p0q1 |
p1q1 |
||
Цена, руб./кг p0 |
Объем продаж, т q0 |
Цена, руб./кг p1 |
Объем продаж, т q1 |
||||
I |
31,9 |
32 |
36,8 |
35 |
1020,8 |
1116,5 |
1288 |
II |
34,8 |
24 |
36,5 |
36 |
835,2 |
1252,8 |
1314 |
III |
28,3 |
61 |
33,3 |
36 |
1726,3 |
1018,8 |
1198,8 |
Итого |
|
117 |
|
107 |
3582,3 |
3388,1 |
3800,8 |
1. Найдем индекс цен переменного состава по формуле:
Получим:
Вывод: средняя цена на трех рынках в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 16%, что обусловлено увеличением цены на каждом рынке и изменением структуры продаж.
Найдем индекс цен постоянного состава по формуле:
Получим:
Вывод: средняя цена на трех рынках увеличилась на 12,2%, что обусловлено только изменением цены на каждом рынке.
Найдем индекс цен структурных сдвигов по формуле:
Получим:
Вывод: изменение в структуре продаж на трех рынках привело к увеличению средней цены на 3,4%.
Покажем взаимосвязь между индексами:
Получим: - равенство верно.
2. Найдем абсолютный прирост средней цены за счет изменения:
a) Цены на каждом рынке:
Получим: руб.
b) Структуры продаж:
Получим: руб.
c) двух факторов:
Получим: руб.
Проверим взаимосвязь абсолютных приростов:
Получим: руб.
Вывод: индекс цен переменного состава равен 1,160 – означает, что средняя цена на трех рынках в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 16%, что обусловлено увеличением цены на каждом рынке и изменением структуры продаж. Индекс цен постоянного состава равен 1,122 – означает, что средняя цена на трех рынках увеличилась на 12,2%, что обусловлено только изменением цены на каждом рынке. Индекс цен структурных сдвигов равен 1,034 – означает, что изменение в структуре продаж на трех рынках привело к увеличению средней цены на 3,4%. Абсолютный прирост средней цены за счет изменения цены на каждом рынке составил 3,857 руб., за счет изменения структуры продаж – 1,046 руб., за счет изменения двух факторов одновременно – 4,903 руб.
Аналитическая часть
3.1. Постановка задачи
Средние цены на товары (услуги) складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и т.д. уровень средних цен по РФ рассчитывается как среднеарифметическая величина из уровней цен по регионам, взвешенных на удельный вес численности населения регионов в общей численности населения России.
По данным Российского статистического ежегодника 2006 за несколько лет, представленным в таблице 3.1, проведем анализ динамики цен на говядину, для чего рассчитаем следующие показатели:
· абсолютный прирост;
· темп роста;
·
темп прироста;
· абсолютное значение 1% прироста;
· средний за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.
Таблица 3.1.
Средние потребительские цены на говядину
(на конец года; рублей за кг)
Год |
Средняя потребительская цена на говядину |
2000 |
15,62 |
2001 |
14,88 |
2002 |
19,47 |
2003 |
18,34 |
2004 |
19,69 |
2005 |
19,63 |
Методика решения задачи
Расчет показателей анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Формулы расчетных показателей
Показатель |
Базисный |
Цепной |
Средний |
Абсолютный прирост |
(1) |
(2) |
(3) |
Темп роста |
(4) |
(5) |
(6) |
Темп прироста |
(7) |
(8) |
(9) |
Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле: (10).
Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста средней потребительской цены, рассчитывают показатель абсолютного значения 1% прироста: (11).
Числовые обозначения:
у1 – уровень первого периода; уi – уровень сравниваемого периода; уi-1 – уровень предыдущего периода; уn – уровень последнего периода; n – число уровней динамики.
Технология выполнения компьютерных расчетов
Расчеты показателей анализа динамики средних потребительских цен на сахар-песок выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (таблица 3.1.) и расчетных формул (1-11) представлено в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Результаты расчетов приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4.
На рисунке 1 представлено графическое изображение динамики средних потребительских цен на говядину за 2000-2005 гг.
Рисунок 1. Диаграмма динамики средних потребительских цен на говядину за 2000-2005 гг.
Анализ результатов статистических компьютерных расчетов
Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы.
Средняя потребительская цена за 6 лет выросла на 63,05 руб.
Наблюдается положительная динамика в течении всего периода. Она носит скачкообразный характер, о чем говорят цепные абсолютные приросты и цепные темпы роста и прироста. Это же подтверждает и графическое изображение динамики средних потребительских цен на говядину (рисунок 1).
В течение анализируемого периода средний показатель средней потребительской цены на говядину составил 79,782 руб., в среднем за год она увеличилась на 12,61 руб. или 21,7% (Тр=121,7).
Ускоренный рост средних потребительских цен на говядину можно увидеть и по увеличивающемуся абсолютному значению 1% прироста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования.
Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Для измерения инфляции наиболее важным является статистика цен, точнее их индексов. В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом; инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах и инфляции в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Для снижения вероятности роста инфляции, необходимой для достижения стабильности в экономике, нужен контроль за количеством денег, находящихся в обращении, которые в свою очередь зависят от величины валового внутреннего продукта (ВВП) и интенсивности движения денежной массы. ВВП России в августе 2007 года вырос на 6,4% по сравнению с августом 2006 года. Об этом на пресс-конференции сообщил директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрей Клепач. За январь-август 2007 года ВВП России вырос по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 7,7%, заявил А. Клепач. По его словам, повышение прогноза по росту ВВП связано в основном с высокими ценами на нефть.
В расчетной части курсовой работы решены конкретные задачи из варианта № 19. По результатам выполнения задания №1 сделаны выводы: средняя арифметическая равна 22,4 руб., среднее квадратическое отклонение равно 3,630 руб., коэффициент вариации равен 16,2%, совокупность считается однородной, т.к. коэффициент вариации больше 33%, мода равна 24,923 руб., что показывает, что в изучаемой совокупности наиболее часто встречаются данные по торговым точкам с ценой товара 24,923 руб., медиана равна 22,9 руб., что показывает, что в изучаемой совокупности 50% торговых точек города имеют цену за единицу товара менее 22,9 руб., а 50% - более 22,9 руб. В задании №2 выявлено, что связь между ценой товара и количеством проданного товара слабая. В задании №3 с вероятностью 0,954 определено, что доля магазинов со средней ценой товара до 20 руб. будет находится в пределах от 17,9% до 48,7%. В задании №4 определено, что индекс цен переменного состава равен 1,160 – означает, что средняя цена на трех рынках в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 16%, что обусловлено увеличением цены на каждом рынке и изменением структуры продаж. Индекс цен постоянного состава равен 1,122 – означает, что средняя цена на трех рынках увеличилась на 12,2%, что обусловлено только изменением цены на каждом рынке. Индекс цен структурных сдвигов равен 1,034 – означает, что изменение в структуре продаж на трех рынках привело к увеличению средней цены на 3,4%. Абсолютный прирост средней цены за счет изменения цены на каждом рынке составил 3,857 руб., за счет изменения структуры продаж – 1,046 руб., за счет изменения двух факторов одновременно – 4,903 руб.
В аналитической части исследована динамика средних потребительских цен на говядину за 2000-2005 гг. в качестве статистического материала для проведения исследования использованы данные, опубликованные в Российском статистическом ежегоднике. Расчеты в аналитической части работы выполнены с применением средств компьютерной техники при помощи пакета прикладных программ MS Excel. По результатам анализа расчетных показателей установили, что в течение анализируемого периода средний показатель средней потребительской цены на говядину составил 79,782 руб., в среднем за год она увеличилась на 12,61 руб.