Содержание
1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. 3
2. Русская философия конца XIX начала XX века. 9
Список литературы.. 14
1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
Философия - это общая теория мира и человека в нем, - так кратко можно ответить на вопрос, что она представляет собой. Однако существует одно очень важное понятие, необходимое для понимания сути философии. Это мировоззрение. Дело в том, что философия и мировоззрение органично связаны друг с другом они играют особую роль в духовной и практической деятельности человека. Мировоззрение ("взгляд на мир") есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления[1].
Очевидно, что мировоззрение не сводится лишь к знаниям и представлениям человека о внешнем мире и о самом себе. Это не только картина мира, но и отношение к миру - заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не есть человек и действовать он будет методом "проб и ошибок", т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение -это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, социальным существом.
Субъектом (носителем) мировоззрения является мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеются индивидуальный опыт и знания о внешнем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (группа, коллектив, социальный слой, общество). В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить, например, о мировоззрении античного человека, мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия, мировоззрении современной молодежи. Можно говорить и о мировоззрении исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это, например, мировоззрение эпохи Возрождения, Нового времени, общества конца XX века.
Структура мировоззрения включает в себя прежде всего знания. Знания являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают обыденными ("житейскими") и научными. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Убеждения означают твердую уверенность человека в истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции. Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека, сформированности его как личности. Вера (рациональная или иррациональная) есть особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности, как действительно существующей, уверенность в успехе дела и в лучшем будущем. Идеал - это образ желаемого будущего как цель и программа действий для человека, выражение его высших целей.
Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют "жизненной философией". Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально "работающим" сознанием.
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую "память веков", убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных "мифов" (например, вульгарно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.
В мировоззрение входят также и принципы, т.е. важнейшие руководящие идеи и правила поведения в мире. Большую роль в жизни человека играют его духовные ценности, т.е. идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы мира как положительные или отрицательные для них (добро или зло, прекрасное или безобразное и т.д.).
В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
"Коэффициент интеллектуальности" мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрения включают в себя оба эти "полюса". Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции[2].
Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжения и многие другие. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в "мрачные" тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Вместе с тем людям присущ также целый спектр ("светлых") эмоций: ощущения радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.
Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистическим: эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других: счастливым или несчастным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил.
Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.
Т.о. принято выделять следующие социально-исторические типы мировоззрения[3]:
Мифологическое мировоззрение. Мифологическое мировоззрение строится в основном на ассоциативных, а не на смысловых связях, которые первобытное сознание неспособно открыть.
Ассоциации по сходству, по смежности и контрасту в мифологическом мировоззрении превалируют над смысловыми, объективными связями (открытие которых - все еще незавершенное дело науки). Поэтому в мифологическом мировоззрении несущественное оказывается существенным (например, имя предмета), а несвязанное - связанным.
Метод аналогии в мифологическом мировоззрении проявляется главным образом в том, что мифологическое мировоззрение формируется путем перенесения на природу чуждых ей свойств человеческого рода. В этом и состоит центральная, главная особенность мифологического мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение, можно, видимо, определить как такую картину мира, которая строится по принципам мифологического "мышления", т.е. на уровне эмоционально-чувственной ступени познания по законам воображения и методам аналогии, переноса на мироздание основных черт человеческого рода, в результате чего "мы" онтологизируется, а "оно" персонифицируется.
Развитая мифология содержит в себе мировоззрение, первобытную теорию мира. Возможность и необходимость такой "теории" была заложена в самой сущности человека как такой части природы, которая выступила по отношению к целому как активная, преобразующая сила, созидающая из бесчеловечного стихийного мира очеловеченный мир, из естественной среды - искусственную, и в этом смысле как бы творя мир. Переделывая мир, человек создавал и самого себя как мыслящее существо. С момента выделения человека из природы, раскола ее на активную и пассивную части встала необходимость определения взаимоотношения деятельного человеческого рода и неопределенного в своих границах и деталях предмета приложения этой деятельности. Так зародился основной вопрос мировоззрения - вопрос о соотношении "мы" и "оно". Но, начав выделяться из природы, становясь существом сознательным, человек оказывался тем самым в состоянии глубокого невежества. Между человеческим родом и природой образовалась брешь, которую нужно было чем-то заполнить. Это заполнение и совершается на единственно возможном тогда уровне - на уровне мифологии.
Религиозное мировоззрение. Потащенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией.
Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.
С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.
2. Русская философия конца XIX начала XX века
Русская философская мысль – неотьемлемая часть мирового философского процесса и в то же время весьма своеобразная, самобытная, что обусловлено особенностями культурно-исторического развития России, ее долгой цивилизационной изоляцией (татаро-монгольское иго) и относительно поздним влиянием европейской культуры и философии. Знакомясь с византийской средневековой традицией, философией европейского Просвещения, отечественная философия практически перерабатывала их опыт, осмысливая его с точки зрения российских реалий и собственных задач социального развития.
Новый этап в развитии отечественной философии приходится на рубеж веков, его называют ренессансом религиозно-философской мысли. «Переболев» в определенном смысле марксизмом, наиболее мыслящая часть интеллигенции поворачивает к идеализму, сначала этическому, а затем и религиозно-метафизическому. Фундаментальной парадигмой философствования остается сформулированная В.С. Соловьевым философия всеединства с ее идеей богочеловечества как задания, обращенного к человеческой свободе и активности, направленной на соединение в богодейственном (теургическом) процессе двух природ – божественной и человеческой. Одновременно важные «задания» исходили и от антропологических открытий Ф.М. Достоевского: проблема личности, ее свободы и ответственности, личной судьбы и т.п.
Актуализировалась тема синтетического видения реальности, где человек воспринимался как органическая часть космического единства (Н.Ф. Федоров), чьим назначением стало преображение мира на основе антропоприродной гармонии. Формировались начала нового антропокосмического типа философствования. К 20-м годам XX столетия, по мнению многих исследователей, русская философия достигла стадии расцвета, обретая «строго рефлексивные формы и формулируя почти все ведущие программы мировой философии».
Период расцвета отечественной философии XIX в. - нач. XX в. – ее «золотой век», заявивший о себе оригинальными философскими решениями, самостоятельными системами неординарными личностями. По оценке историка русской философии В.В. Зеньковского, «только в XIX в. начинается эпоха интенсивного, все более развертывающегося философского движения, которое и определило пути философии в России». Среди значительных направлений философской мысли XIX в. можно выделить историософию П.Я. Чаадаева, философию славянофилов и западников, революционно-демократическую, материалистическую традицию, философские взгляды писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Особое место в этом процессе принадлежит религиозной философии – своеобразному синтезу православной веры и философской мысли, которая главной своей задачей считала раскрытие сущности и обновление православно-христианского мировоззрения, отказ от омертвевших идей и догматов и соединение философии с духовной жизнью общества (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и др.)[4].
С 20 гг. XX столетия начинается самый напряженный период отечественной философии и во многом трагический. Из основных направлений его можно выделить: религиозно-космическое, советскую философию. Определяющей особенностью последней стало утверждение «единственно верной и научной» философии марксизма, которая была призвана идеологически обосновать необходимость и закономерность существующего общественного строя. Она получила статус официально-государственной философии и, фактически, превратилась в служанку политики. Всякое другое мировоззрение объявлялось враждебным и преследовалось. Так, в 1922 году в числе лучших представителей русской интеллигенции были высланы из России Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.А. Франк, Г.П. Федотов, создавшие за рубежом оригинальные школы.
Положение усугублялось репрессиями инакомыслящих, не пожелавших покинуть родину: Н.А. Карев, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет оказались в тюрьмах. Надолго в спецхранилища библиотек были отправлены работы религиозных философов. Все это не способствовало свободному философствованию и нанесло невосполнимый ущерб национальной философии и в целом отрицательно сказалось на состоянии культуры и науки.
Философия в силу сложившейся в обществе атмосферы апологетики существующего строя, вынуждена была уходить от острых социально-политических проблем в область истории философии и философии культуры (М.М. Бахтин), познания (П.В. Копнин), исследования человека и человеческой деятельности (А.Н.–Леонтьев, И.Т. Фролов), философских проблем естествознания (Б.М. Кедров) и т.п. Среди тех, кто оставил яркий след в отечественной философии были А. Богданов, А.Ф. Лосев, Л. Гумилев, М. Мамардашвиди, Ю. Лотман и многие другие[5].
Под влиянием немецкой классики – работ Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, с одной стороны, и сложившейся острой социально-политической ситуации в стране, с другой, появляются различные школы, направления, учения, яркие мыслители и взволнованные размышления о настоящем и будущем России. Уходят в прошлое просветительские иллюзии, наступает время выбора действительного пути развития, философская мысль «более всего была занята проблемами философии истории» (Н.А. Бердяев). Духовные поиски органически сочетались с обсуждением различных вариантов социальных преобразований, резко обозначив два теоретических и общественно-политических направления: славянофильство и западничество. Их представители вели ожесточенные дискуссии по вопросам исторической судьбы страны, ее роли и предназначении, и этот диалог определил развитие русской мысли не только в XIX, но и в XX веках. И те, и другие хотели одного – блага России, но шли к нему разными путями.
Славянофильство (славянолюбие) – религиозно-философское течение русской общественной мысли 30-60х гг. XIX в., в основе которого лежало осмысление исторической судьбы России, ее места во всемирной истории[6]. Оно сыграло важную роль в русской духовности, выразив национальное своеобразие культурно-исторического движения России и первым дав ответ на жгучий вопрос современности – вопрос самоопределения русского народа.
Главой и идейным вдохновителем славянофилов был А.С. Хомяков (1804-1860). Он считал, что несмотря на влияние Запада и петровские реформы, коренные начала русской жизни остались непоколебимыми. Во-первых, это - православие. Пришедшее на Русь из Византии в «чистом», не искаженном греко-римским язычеством и средневековой схоластикой виде, оно сохранило верность древним христианским истокам, единство церкви (в противовес раздвоению западной Церкви на протестантскую и католическую) и чистоту веры. Во-вторых, это – община. Выступая за отмену крепостного права, славянофилы видели будущее крестьянства в развитии общинного землепользования. Основой основ они признавали общинно-семейную собственность, которая, по их мнению, связывает общество в единую семью – «общинное братство». В третьих, - монархическое государство, построенное не на общественном договоре, который, по сути своей, противопоставляет народ и власть, а на добровольном признании власти и народа. В основе такого соглашения лежат не юридические законы, а «обычай, совесть и вера», единство веры и бога. В-четвертых, это – всепроникающий принцип соборности.
Другой стороной полемики об исторических судьбах России – дискуссии «двух видов одного и того же русского патриотизма» – было западничество – общественно-политическое и философское направление 40-60х гг. XIX в., объединившие широкий круг самых разных по социальному положению мыслителей. К нему принадлежали Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, П.А. Анненков. Близкими западной идеологии были В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин и др.
В противоположность славянофилам они отстаивали иной путь дальнейшего развития страны. Неприятие крепостнических порядков, деспотизма и отсталости сочетались с требованиями либерализации, а подчас и демократизации общественной жизни, усвоения европейского опыта в интересах прогрессивного движения. По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации особого исторического пути России нет. Она просто отстала от мировой цивилизации и самозамкнулась. Западники высоко оценивали научные и культурные достижения Европы, уважительно относились к правовым нормам как к главному регулятору общественной жизни. Основной же ценностью и целью полагали индивида, свободного и независимого («не петь в общем хоре»), разумного, цивилизованного, способного устранить внешний гнет и провести необходимые социальные и политические преобразования.
Главная заслуга западничества состояла в том, что оно выступило против духовной замкнутости и стремления рассматривать собственное прошлое, особенно его патриархальные формы в качестве идеального будущего.
Список литературы
1. Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1999.
2. Игнатов В.Ф. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.
3. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.
4. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.
[1] Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1999. – с. 251.
[2] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 178.
[3] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 189.
[4] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 588.
[5] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 366.
[6] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 422.