Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной комиссии!
Вашему вниманию представляется дипломная работа, посвященная мотивации и адаптации персонала коммерческого предприятия (слайд 1).
На слайде 2 представлены цель, объект, предмет и задачи дипломного исследования. Так, предмет исследования – изучение мотивации и адаптации персонала. Объект исследования – система мотивации и адаптации персонала предприятия сферы услуг ООО «Эол».
Цель дипломной работы – является исследование организации труда, стимулирующей персонал для обеспечения повышение эффективности труда.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. раскрытие основных теоретических аспектов организации труда как фактора стимулирования персонала;
2. проведение анализа организации труда с позиции стимулирования персонала на примере персонала бара-бильярда «Эол»;
3. разработать проект мер по совершенствованию организации труда персонала бара-бильярда «Эол».
На слайде 3 представлены методы и гипотеза дипломного исследования. Для решения поставленных задач в дипломной работе используются следующие методы мсследования: анализ теоретических и периодических источников; анализ отчетной документации предприятия, интервьюирование и анкетирование сотрудников. Гипотеза исследования: мотивация и адаптация персонала является ключевым моментом организации труда на предприятии сферы услуг, поэтому, усовершенствовав эти элементы производственного процесса, появляется возможность повышать деятельность всего предприятия в целом.
Структура работы: настоящая дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 58 источников и 4 приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации труда персонала, среди элементов которого мотивация и адаптация персонала занимают ключевую позицию.
Во второй главе рассматриваются основные технологии изучения мотивации и адаптации, а также технологии организации этих элементов производственного процесса на коммерческом предприятии.
Третья глава посвящена анализу процесса изучения и организации процесса мотивации и адаптации персонала на конкретном предприятии сферы услуг – ООО «Эол». Кроме того, в третьей главе разрабатывается проект усовершенствования системы мотивации и адаптации сотрудников на этом предприятии.
Заключение содержит выводы, полученные в результате исследования, и рекомендации по повышению мотивации и степени адаптации персонала на рассматриваемом предприятии сферы услуг.
Апробация. Работа была представлена на рассмотрение и обсуждение работниками ООО «Эол». В результате обсуждения работа была одобрена, выводы и рекомендации, приведенные в дипломной работе, учтены руководством предприятия, и внесены в повестку дня одного из производственных совещаний по поводу их внедрения.
Кратко изложим результаты дипломного исследования.
В теоретической части дипломной работы раскрыты теоретические вопросы по данной проблематике: понятие, методы и способы мотивации, рассмотрены классические теории мотивации, включающие в себя содержательные и процессуальные теории. Существует два основных типа теорий мотивации:
1) содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей;
2) процессуальные теории мотивации, в которых говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей.
В экономической литературе встречается описание следующих видов мотивации труда персонала: повышение разнообразия умений и навыков; повышение целостности работы; повышение важности работы; увеличение автономии; усиление обратной связи.
Понятие стимулирования принципиально отличается от понятия мотивации (мотивирования) труда. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации.
В практической части дипломной работы проанализирована система мотивации и адаптации персонала предприятия сферы услуг – бара-бильярда ООО «Эол».
В рассматриваемой организации существует разработанная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию работников. К ним относятся система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, интересная работа, жесткие внешние команды и внутренняя культура.
На слайде 4 приведена таблица с основными стимулирующими факторами для персонала. Основная масса работников в ООО «Эол» относится к типу мотивации, мотивационное ядро которых основано на высокой (в их понимании) заработной плате. Их мотивы направлены на избежание сокращения получаемых благ (льгот, система которых в ООО «Эол» хорошо отработана).
Многие элементы системы стимулирования трудовой деятельности в ООО «Эол» имеют определенные недостатки. Для их выявления в дипломной работе проведено экспертное исследование системы мотивации и стимулирования труда персонала.
Результаты экспертного исследования следующие. Организационная структура ООО «Эол», философия управления и система стимулирующих средств построены таким образом, что способствуют эффективной трудовой деятельности, однако требуют совершенствования.
Во-первых, все эксперты отметили отсутствие закрепления некоторых должностных обязанностей по управлению мотивацией трудовой деятельности, а также выделения отдельной должности по управлению мотивацией трудовой деятельности. Во-вторых, эксперты отметили слабость некоторых применяемых средств стимулирования – программ медицинского обслуживания и выплаты льгот, несвязанных с результатами деятельности предприятия.
Практически все руководители отделов отметили нечеткость описания прав и обязанностей работников и работодателя в договоре.
В целях повышения эффективности работы предприятия ООО «Эол» в целом руководству организации необходимо устранить перечисленные выше недостатки.
Также в настоящей дипломной работе исследовался процесс управления адаптацией новых сотрудников на предприятии ООО «Эол». Основной показатель эффективности системы адаптации персонала – продолжительность процесса адаптации: чем краткосрочнее этот период, тем эффективнее система адаптации. На слайде 5 графически представлены сроки адаптации 15 новых сотрудников в месяцах. Как можно видеть из приведенной диаграммы, средний срок адаптации – 3 месяца. Это очень долго, т.к. неадаптированный сотрудник не может в полной мере исполнять свои обязанности и быть полноценным членом коллектива. Результаты анализа существующей ситуации с адаптацией персонала следующие:
1) на предприятии отсутствует продуманная, разработанная система адаптации новых сотрудников, не создано научно-методическое и психологическое сопровождение процесса адаптации новых сотрудников;
2) новые сотрудники проходят стихийную адаптацию к работе на предприятии;
3) средний срок овладевания профессиональными навыками, необходимыми молодым специалистам для работы, составляет 5 месяцев; срок вхождения нового сотрудника в коллектив в среднем составляет 4 месяца;
4) социально-психологический климат на предприятии, в который попадает новый сотрудник, нельзя назвать удовлетворительным.
В ходе дипломного исследования было выяснено, что процесс адаптации новых сотрудников на предприятии ООО «Эол» нуждается в корректировке и совершенствовании.
В связи с этим в дипломной работы предложены пути совершенствования управления адаптацией новых сотрудников к работе на предприятии, а также указаны источники социально-экономической эффективности от внедрения этих предложений.
Суть предложений заключается, во-первых, в разработке четырехэтапной системы адаптации молодых, во-вторых, в рассмотрении процесса адаптации без отрыва от вопроса управления карьерой новых сотрудников. Изложим ее суть.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности нового сотрудника необходима для разработки наиболее эффективной индивидуальной программы адаптации. В этом случае адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями предприятия, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом предприятия, элементами корпоративной культуры, особенностями поведения и т.п.
Этап 2. Профессиональная ориентация – практическое знакомство нового сотрудника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные (линейные) руководители нового сотрудника, так и сотрудники кадровой службы предприятия.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит из собственно приспособления нового сотрудника к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные общения с коллегами по работе. В рамках данного этапа предлагается дать возможность молодому специалисту активно действовать в рамках должностных обязанностей. На этом этапе важна помощь коллег по работе, также регулярно проводимая оценка качества и эффективности работы.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом рекомендуется завершить процесс адаптации нового сотрудника к работе на предприятии. В результате прохождения этого этапа должно быть достигнуто преодоление производственных и межличностных проблем вхождения нового сотрудника в должность и переход к стабильному выполнению своих должностных обязанностей.
Все рекомендации по совершенствованию системы мотивации, стимулирования труда и адаптации новых сотрудников сведены в разработанную систему управлении карьерой, которую можно рассматривать и как продолжение процесса адаптации, так и «долгосрочную адаптацию» в будущем.
СЛАЙД 1
Тема дипломной работы:
“Система мотивации и адаптации персонала коммерческого предприятия сферы услуг (на примере бара-бильярда «Эол»)”
СЛАЙД 2.
Цель дипломной работы – исследование организации труда, стимулирующей персонал для обеспечения повышение эффективности труда.
Объект исследования – система мотивации и адаптации персонала предприятия сферы услуг ООО «Эол».
Предмет исследования – изучение мотивации и адаптации персонала.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
4. раскрытие основных теоретических аспектов организации труда как фактора стимулирования персонала;
5. проведение анализа организации труда с позиции стимулирования персонала на примере персонала бара-бильярда «Эол»;
1. разработать проект мер по совершенствованию организации труда персонала бара-бильярда «Эол».
СЛАЙД 3
Для решения поставленных задач в дипломной работе используются следующие методы исследования: анализ теоретических и периодических источников; анализ отчетной документации предприятия, интервьюирование и анкетирование сотрудников.
Гипотеза исследования: мотивация и адаптация персонала является ключевым моментом организации труда на предприятии сферы услуг, поэтому, усовершенствовав эти элементы производственного процесса, появляется возможность повышать деятельность всего предприятия в целом.
СЛАЙД 4
Система стимулирования в ООО «Эол»
Форма стимулирования |
Основное содержание |
Заработная плата |
Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии, надбавки) заработную плату |
Бонусы |
Разовая выплата из прибыли предприятия (новогоднее вознаграждение, связанное с размером получаемой зарплаты и стажем) |
Свободное время |
Предоставление работнику за активную и творческую работнику дополнительных выходных отпуска; гибкого графика |
Оплата транспортных расходов |
Выделение средств на оплату транспортных расходов или с полным обслуживанием (транспорт с водителем руководящему персоналу) |
Программа медицинского обслуживания |
Выделение средств на организацию медицинского обслуживания |
Организация питания |
Выделение средств на организацию питания на фирме, выплата субсидий на питание |
Оказание собственных услуг |
Предоставление бесплатных путевок от фирмы для работника и членов его семьи, подарки |
СЛАЙД 5