Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломная работа, посвященная мотивации и адаптации персонала коммерческого предприятия (слайд 1).

На слайде 2 представлены цель, объект, предмет и задачи дипломного исследования. Так, предмет исследования – изучение мотивации и адаптации персонала. Объект исследованиясистема мотивации и адаптации персонала предприятия сферы услуг ООО «Эол».

Цель дипломной работы – является исследование организации труда, стимулирующей персонал для обеспечения повышение эффективности труда.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

1.         раскрытие основных теоретических аспектов организации труда как фактора стимулирования персонала;

2.          проведение анализа организации труда с позиции стимулирования персонала на примере персонала бара-бильярда «Эол»;

3.         разработать проект мер по совершенствованию организации труда персонала бара-бильярда «Эол».

На слайде 3 представлены методы и гипотеза дипломного исследования. Для решения поставленных задач в  дипломной работе используются следующие методы мсследования: анализ теоретических и периодических источников; анализ отчетной документации предприятия, интервьюирование и анкетирование сотрудников. Гипотеза исследования: мотивация и адаптация персонала является ключевым моментом организации труда на предприятии сферы услуг, поэтому, усовершенствовав эти элементы производственного процесса, появляется возможность повышать деятельность всего предприятия в целом.

Структура работы: настоящая дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 58 источников и 4 приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации труда персонала, среди элементов которого мотивация и адаптация персонала занимают ключевую позицию.

Во второй главе рассматриваются основные технологии изучения мотивации и адаптации, а также технологии организации этих элементов производственного процесса на коммерческом предприятии.

Третья глава посвящена анализу процесса изучения и организации процесса мотивации и адаптации персонала на конкретном предприятии сферы услуг – ООО «Эол». Кроме того, в третьей главе разрабатывается проект усовершенствования системы мотивации и адаптации сотрудников на этом предприятии.

Заключение содержит выводы, полученные в результате исследования, и рекомендации по повышению мотивации и степени адаптации персонала на рассматриваемом предприятии сферы услуг.

Апробация. Работа была представлена на рассмотрение и обсуждение работниками ООО «Эол». В результате обсуждения работа была одобрена, выводы и рекомендации, приведенные в дипломной работе, учтены руководством предприятия, и внесены в повестку дня одного из производственных совещаний по поводу их внедрения.

Кратко изложим результаты дипломного исследования.

В теоретической части дипломной работы раскрыты теоретические вопросы по данной проблематике: понятие, методы и способы мотивации, рассмотрены классические теории мотивации, включающие в себя содержательные и процессуальные теории. Существует два основных типа теорий мотивации: 

1) содержательные  теории   мотивации  базируются  на  исследовании  потребностей  и  выявлении факторов, определяющих поведение людей;

2) процессуальные теории мотивации, в которых говорится о  распределении усилий  работников и выборе  определенного  вида  поведения  для  достижения конкретных целей. 

В экономической литературе встречается описание следующих видов мотивации труда персонала: повышение разнообразия умений и навыков; повышение целостности работы; повышение важности работы; увеличение автономии; усиление обратной связи.

Понятие стимулирования принципиально отличается от понятия мотивации (мотивирования) труда. Суть этого отличия состоит в  том, что  стимулирование –  это одно из  средств,  с  помощью  которого  может  осуществляется мотивирование. При  этом чем  выше уровень  развития отношений  в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.  Это  связано с тем, что  воспитание и  обучение как один  из  методов  мотивирования  людей приводят  к тому  что члены организации  сами  проявляют  заинтересованное  участие в  делах организации.

В практической части дипломной работы проанализирована система мотивации и адаптации персонала предприятия сферы услуг – бара-бильярда ООО «Эол».

В рассматриваемой организации существует разработанная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию работников. К ним относятся система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, интересная работа, жесткие внешние команды и внутренняя культура.

На слайде 4 приведена таблица с основными стимулирующими факторами для персонала. Основная масса работников в ООО «Эол» относится к типу мотивации, мотивационное ядро которых основано на высокой (в их понимании) заработной плате. Их мотивы направлены на избежание сокращения получаемых благ (льгот, система которых в ООО «Эол» хорошо отработана).

Многие элементы системы стимулирования трудовой деятельности в ООО «Эол» имеют определенные недостатки. Для их выявления в дипломной работе проведено экспертное исследование системы мотивации и стимулирования труда персонала.

Результаты экспертного исследования следующие. Организационная структура ООО «Эол», философия управления и система стимулирующих средств построены таким образом, что способствуют эффективной трудовой деятельности, однако требуют совершенствования.

Во-первых, все эксперты отметили отсутствие закрепления некоторых должностных обязанностей по управлению мотивацией трудовой деятельности, а также выделения отдельной должности по управлению мотивацией трудовой деятельности. Во-вторых, эксперты отметили слабость некоторых применяемых средств стимулирования – программ медицинского обслуживания и выплаты льгот, несвязанных с результатами деятельности предприятия.

Практически все руководители отделов отметили нечеткость описания прав и обязанностей работников и работодателя в договоре.

В целях повышения эффективности работы предприятия ООО «Эол» в целом руководству организации необходимо устранить перечисленные выше недостатки.

Также в настоящей дипломной работе исследовался процесс управления адаптацией новых сотрудников на предприятии ООО «Эол». Основной показатель эффективности системы адаптации персонала – продолжительность процесса адаптации: чем краткосрочнее этот период, тем эффективнее система адаптации. На слайде 5 графически представлены сроки адаптации 15 новых сотрудников в месяцах. Как можно видеть из приведенной диаграммы, средний срок адаптации – 3 месяца. Это очень долго, т.к. неадаптированный сотрудник не может в полной мере исполнять свои обязанности и быть полноценным членом коллектива. Результаты анализа существующей ситуации с адаптацией персонала следующие:

1) на предприятии отсутствует продуманная, разработанная система адаптации новых сотрудников, не создано научно-методическое и психологическое сопровождение процесса адаптации новых сотрудников;

2) новые сотрудники проходят стихийную адаптацию к работе на предприятии;

3) средний срок овладевания профессиональными навыками, необходимыми молодым специалистам для работы, составляет 5 месяцев; срок вхождения нового сотрудника в коллектив в среднем составляет 4 месяца;

4) социально-психологический климат на предприятии, в который попадает новый сотрудник, нельзя назвать удовлетворительным.

В ходе дипломного исследования было выяснено, что процесс адаптации новых сотрудников на предприятии ООО «Эол» нуждается в корректировке и совершенствовании.

В связи с этим в дипломной работы предложены пути совершенствования управления адаптацией новых сотрудников к работе на предприятии, а также указаны источники социально-экономической эффективности от внедрения этих предложений.

Суть предложений заключается, во-первых, в разработке четырехэтапной системы адаптации молодых, во-вторых, в рассмотрении процесса адаптации без отрыва от вопроса управления карьерой новых сотрудников. Изложим ее суть.

Этап 1. Оценка уровня подготовленности нового сотрудника необходима для разработки наиболее эффективной индивидуальной программы адаптации. В этом случае адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями предприятия, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом предприятия, элементами корпоративной культуры, особенностями поведения и т.п.

Этап 2. Профессиональная ориентация – практическое знакомство нового сотрудника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные (линейные) руководители нового сотрудника, так и сотрудники кадровой службы предприятия.

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит из собственно приспособления нового сотрудника к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные общения с коллегами по работе. В рамках данного этапа предлагается дать возможность молодому специалисту активно действовать в рамках должностных обязанностей. На этом этапе важна помощь коллег по работе, также регулярно проводимая оценка качества и эффективности работы.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом рекомендуется завершить процесс адаптации нового сотрудника к работе на предприятии. В результате прохождения этого этапа должно быть достигнуто преодоление производственных и межличностных проблем вхождения нового сотрудника в должность и переход к стабильному выполнению своих должностных обязанностей.

Все рекомендации по совершенствованию системы мотивации, стимулирования труда и адаптации новых сотрудников сведены в разработанную систему управлении карьерой, которую можно рассматривать и как продолжение процесса адаптации, так и «долгосрочную адаптацию» в будущем.

СЛАЙД 1

Тема дипломной работы:

“Система мотивации и адаптации персонала коммерческого предприятия сферы услуг (на примере бара-бильярда «Эол»)”

СЛАЙД 2.

Цель дипломной работы – исследование организации труда, стимулирующей персонал для обеспечения повышение эффективности труда.

Объект исследованиясистема мотивации и адаптации персонала предприятия сферы услуг ООО «Эол».

Предмет исследования – изучение мотивации и адаптации персонала.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

4.         раскрытие основных теоретических аспектов организации труда как фактора стимулирования персонала;

5.          проведение анализа организации труда с позиции стимулирования персонала на примере персонала бара-бильярда «Эол»;

1.    разработать проект мер по совершенствованию организации труда персонала бара-бильярда «Эол».

СЛАЙД 3

Для решения поставленных задач в  дипломной работе используются следующие методы исследования: анализ теоретических и периодических источников; анализ отчетной документации предприятия, интервьюирование и анкетирование сотрудников.

Гипотеза исследования: мотивация и адаптация персонала является ключевым моментом организации труда на предприятии сферы услуг, поэтому, усовершенствовав эти элементы производственного процесса, появляется возможность повышать деятельность всего предприятия в целом.

СЛАЙД 4

Система стимулирования в ООО «Эол»

Форма стимулирования

Основное содержание

Заработная плата

Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии, надбавки) заработную плату

Бонусы

Разовая выплата из прибыли предприятия (новогоднее вознаграждение, связанное с размером получаемой зарплаты и стажем)

Свободное время

Предоставление работнику за активную и творческую работнику дополнительных выходных отпуска; гибкого графика

Оплата транспортных расходов

Выделение средств на оплату транспортных расходов или с полным обслуживанием (транспорт с водителем руководящему персоналу)

Программа медицинского обслуживания

Выделение средств на организацию медицинского обслуживания

Организация питания

Выделение средств на организацию питания на фирме, выплата субсидий на питание

Оказание собственных услуг

Предоставление бесплатных путевок от фирмы для работника и членов его семьи, подарки

СЛАЙД 5