Содержание

1. Финансово-промышленные группы, их понятие и виды.. 3

2. Понятие акцепта и оферты.. 7

Задача. 12

Список литературы.. 14

1. Финансово-промышленные группы, их понятие и виды

Это группа юридиче­ских лиц, включающая банки, другие финансово-кредитные учреждения и промышленные организации, созданная с целью реализации эффективных федераль­ных и региональных инвестиционных проектов и про­грамм, а также для производства и реализации конку­рентоспособной продукции. Отличительными признака­ми финансово-промышленной группы являются:[1]

-             обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций;

-             наличие главной, центральной компании;

-             государственная (федеральная или региональная) экс­пертиза организационного проекта;

-             государственная регистрация в качестве финансово-промышленной группы;

-             принадлежность участников финансово-промышлен­ной группы к тем сферам деятельности, которые опре­деляют научный, производственный и экспортный по­тенциал Российской Федерации.

Имеет место помимо национальной и транснацио­нальная финансово-промышленная группа. Это такое финансово-промышленное объединение, в состав участ­ников которого входят иностранные юридические лица. Федеральная финансово-промышленная группа соз­дается с целью реализации федеральных инвестицион­ных проектов и программ. Региональная финансово-промышленная группа представляет ФПГ, в состав участников которой входят юридические лица, местом нахождения которых является конкретная территория Российской Федерации. Деятельность региональной фи­нансово-промышленной группы регулируется Федераль­ным законодательством и законодательными актами субъекта Российской Федерации, не территории которого расположена указанная группа. Межрегиональная фи­нансово-промышленная группа образуется на основе до­говора между несколькими субъектами Российской Фе­дерации в целях реализации общих региональных инве­стиционных проектов. В состав участников указанной финансово-промышленной группы входят юридические лица, местом нахождения которых являются территории этих субъектов Российской Федерации.

Если нужно разобраться в сложной хозяйственной проблеме, самое разумное — оттолкнуться от экономи­ческой теории. Переход к рыночной системе хозяйство­вания, развитие предпринимательской деятельности го­сударства, широкое применение финансово-кредитных рычагов, государственное программирование, правитель­ственные меры, направленные на укрепление внешне­экономических связей, способствующие концентрации и централизации производства, дальнейшей интеграции с ним науки, усиливают общественный характер произ­водства. Это ведет к концентрации и централизации ка­питала, монополизации экономики, появлению финансо­во-промышленных объединений. Усиливается частный характер присвоения, все большая доля общественного богатства сосредоточивается в руках частных собствен­ников, возрастают противоречия между трудом и капи­талом. Однако, каковы бы ни были трудности в области регулирования экономики и решения социальных про­блем, концентрация капитала соответствует экономи­ческой политике, проводимой в нашей стране.

Что представляет собой процесс концентрации капи­тала в финансово-промышленных объединениях с точки зрения экономической теории? Промышленный капитал обслуживает сферу производства, банковский капитал, обеспечивает кредитную сферу. Это — совершенно само­стоятельные сферы приложения капитала. Инвестирова­ние в производство сопровождается приобретением мате­риальных ресурсов и рабочей силы, их производственным потреблением, накоплением амортизационных от­числений и на конечной стадии получением в результате реализации готовой продукции приращенного капитала, который вновь используется на возобновление и расши­рение производства. Кругообороту банковского капитала присуще приобретение увеличенного капитала в резуль­тате проведения финансовых операций или предоставле­ния кредита. Скорость оборота банковского капитала значительно выше, чем у промышленного.

В финансово-промышленной группе происходит объ­единение этих двух форм капитала в финансово-про­мышленный капитал, для которого присущ специфиче­ский характер движения и особая форма кругооборота. Его применение позволяет значительно повысить отдачу и получить приращенный доход в результате их объеди­ненного функционирования. Скажем, в условиях ФПГ временно высвободившиеся средства на одном предприя­тии — участнике группы — могут направляться на по­крытие потребности в денежных средствах других пред­приятий — членов группы, так как движение их капи­талов и скорость оборотов различны. Это дает экономию денежных средств, поскольку не привлекается извне заемный капитал. Кроме того, временно свободные де­нежные средства предприятий уже в качестве банковско­го капитала могут использоваться для эмиссии ценных бумаг, спекулятивных сделок, валютных операций, сложных и нетрадиционных коммерческих комбинаций, размещения ссуд и других активов в любом месте и т.д. Следовательно, в процессе кругооборота промышленного капитала в ФПГ создаются условия для высвобождения денежных средств, которые могут оборачиваться как банковский капитал вследствие отсутствия четких гра­ниц между ними. В то же время банковский капитал по­лучает возможность более рационально, с меньшим риском осуществлять свой кругооборот. Эффект от объ­единенного использования капиталов (банковского и промышленного) значительно выше суммы результатов их отдельного функционирования. И это — только один аспект возникновения и функционирования финансово-промышленного капитала, появления новых организаци­онно-хозяйственных структур, которые обеспечивают со­четание интересов и стремление к максимизации прибы­ли всех участников группы.

Практика знает разные формы объединения пред­приятий, которые позволяют получить дополнительные Конкурентные преимущества, лучше использовать поло­жительные стороны укрупненных хозяйственных систем. Одной из таких форм организации бизнеса, основанной На системе участия в капитале, выступают холдинги. Холдинг — фирма, владеющая другими фирмами. Су­ществуют чистые и смешанные холдинги. Первые зани­маются только тем, что контролируют свои дочерние фирмы и получают дивиденды от имеющегося у них Контрольного пакета акций. Смешанные холдинги, кро­ме того, осуществляют определенную предприниматель­скую деятельность.

Особняком стоят договорные объединения разных компаний (ассоциации, консорциумы, картели, синдика­ты, пулы, тресты, концерны, финансово-промышленные группы). Ассоциация — договорное объединение разных Предприятий, создаваемое для совместного выполнения Хозяйственных, научных, культурных, управленческих И других функций. Выход из ассоциации, равно как и вступление в другие договорные объединения, осу­ществляется без согласования с другими участниками конкретной ассоциации.

Консорциум — объединение компаний, фирм, созда­ваемое в целях решения конкретных задач, реализации программ, осуществления крупных проектов, позволяю­щее объединять финансовые ресурсы, научно-техни­ческие, производственные и прочие возможности раз­личных предприятий и организаций. В такой союз могут Входить фирмы разных стран, форм собственности (государственной, частной, смешанной), отраслевой принадлежности. Участники консорциума сохраняют пол­ную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той.

На сегодня наиболее эффективным объединением яв­ляется финансово-промышленная группа (ФПГ) — несколько юридических лиц, функционирующих как основное и дочерние общества либо полностью или час­тично объединившие свои ресурсы на основе договора о создании финансово-промышленной группы для техноло­гической или экономической интеграции, реализации инвестиционных и других проектов и программ, наце­ленных на повышение доходности, конкурентоспособ­ности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повы­шение эффективности производства, создание новых ра­бочих мест.

В состав ФПГ обычно входят коммерческие и другие организации, в том числе и иностранные. Исключением являются общественные и религиозные организации. Участниками ФПГ обязательно выступают организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также банки и иные кредитные и финансовые организа­ции. Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ также инвестиционные институ­ты, негосударственные пенсионные и иные фонды, стра­ховые организации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества. Дочерним хозяйственным обществам и пред­приятиям разрешено входить в состав ФПГ только вмес­те со своим основным обществом (предприятием-учредителем).

2. Понятие акцепта и оферты

Оферта

Статья 435 ГК определяет критерии, по которым предложение заключить договор должно рассматриваться как оферта:

1) предложение заключить договор должно быть адресовано конкретному лицу (лицам), т.е. из него должно быть ясно, к кому она обращена (этим признаком не обладает публичная оферта, адресованная неограниченному кругу лиц);

2) оферта должна быть достаточно определенной, т.е. ее получатель имеет возможность сделать однозначный вывод о воле оферента;

3) предложение должно выражать намерение оферента заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение. Так, письмо с предложением об обсуждении в дальнейшем прилагаемого проекта договора либо информация о производимых товарах не являются офертой;

4) оферта должна содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор. После акцепта оферты изменение и дополнение предложенных условий в одностороннем порядке становится для оферента невозможным.[2]

Оферта и акцепт не могут быть совершены в форме конклюдентных действий, если для договора обязательна письменная форма.

По юридической природе оферту (как и акцепт) следует считать составными частями договора как двусторонней сделки. Договор представляет собой результат согласования воли двух субъектов, выражающийся в акцепте посланной оферты.

Лицо, сделавшее предложение заключить договор, в случае его надлежащего акцепта адресатом автоматически становится стороной в договорном обязательстве. Ответственность оферента, уклоняющегося от исполнения заключенного договора, регулируется нормами гл. 25 ГК.

Однако "связанность" оферента своим предложением наступает лишь с момента получения оферты адресатом (ст. 436 ГК). Вследствие этого оферта будет считаться неполученной в случае, если ее опередит или будет получено одновременно с ней извещение об ее отзыве. Опоздание извещения об отзыве оферты по причинам, зависящим от организаций связи и иных третьих лиц, уважительными не признаются.[3]

Принцип безотзывности оферты означает запрещение оференту отзывать свое предложение о заключении договора в период с момента получения адресатом и до истечения установленного срока для ее акцепта. Срок для акцепта исчисляется в соответствии со ст. 190 - 194 ГК.

Право лица, направившего оферту, отозвать ее может быть предусмотрено самой офертой либо вытекать из существа оферты или из обстановки, в которой она была сделана (например, указание на действительность цены до определенной даты).

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. рассматривает оферту как безотзывную, если это прямо в ней указано, или установлен срок для акцепта, или если для адресата оферты было разумным рассматривать оферту как безотзывную.

Предложение заключить договор, не соответствующее критериям оферты (ст. 435 ГК), признается приглашением делать оферту (реклама и т.п.).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе"  реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицу, товарам, идеям. Реклама может также рассматриваться как публичная оферта, если она содержит непосредственную волю субъекта на заключение договора и существенные условия договора.

Публичной офертой является устное или письменное предложение, которое хотя и адресовано неограниченному кругу лиц, но явно определяет волю сделавшего его лица заключить договор, если содержит все существенные условия договора.

Как правило, при акцепте публичной оферты адресатом заключается публичный договор (ст. 426 ГК).

В ряде случаев публичная оферта адресуется не неограниченному кругу лиц, а первому, кто произведет акцепт, а новая публичная оферта выдвигается лишь после исполнения предыдущего договора (например, заключение договора перевозки на такси). В других случаях публичная оферта не теряет силы, несмотря на заключение договора, вплоть до окончания продажи товара, оказания услуги (например, розничная купля-продажа товара в магазине).

При торговле с использованием автоматов офертой является выставление самого автомата с инструкцией по использованию и сведениями о товаре, а договор считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара.[4]

Данные правила применимы и к предложениям, размещенным на сайтах сети Интернет.

Акцепт

Акцептом является согласие заключить договор на условиях, указанных в оферте. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. В противном случае ответ лица должен рассматриваться как встречная оферта (например, ответ в виде протокола разногласий либо выдвижения встречных условий).

В случае акцепта оферты, существенные условия которой были искажены (например, по причинам некачественной связи), акцептант вправе требовать признания заключенного договора недействительным как заключенного под влиянием существенного заблуждения (ст. 178 ГК).

Письменное извещение об акцепте должно быть подписано лицом, управомоченным на подписание договора.

Акцепт в форме молчания следует отличать от молчаливого одобрения исполнения или изменения некоторых условий уже заключенного договора (например, согласно п. 1 ст. 995 ГК комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если не получил от комитента в разумный срок ответ на свой запрос).

Аналогичное правило предусмотрено в ст. 18 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

ГК не устанавливает, с какого момента вступает в силу акцепт в форме молчания, поэтому следует руководствоваться разумными сроками.

Допускается совершение акцепта в форме конклюдентных действий, в том числе в случаях обязательной простой письменной формы договора. Акцептом может считаться начавшееся исполнение договора на указанных в оферте условиях (П. 58 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8). Закон не устанавливает обязанности акцептанта известить оферента об исполнении, однако в некоторых случаях это необходимо в силу принципов добросовестности и разумности.

Акцепт в форме действия, как правило, подтверждается документально (акты, накладные и т.п.). Он может быть признан несостоявшимся по причине отсутствия правомочий лиц, подписавших данные документы.

Согласно ст. 18 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. акцепт в форме действия допустим, если такая возможность предусмотрена сложившейся практикой сторон или обычаем.

При заключении договоров через сеть Интернет лицо, желающее приобрести товар (заказать услугу), обычно заполняет веб-форму, указывая свои данные (адрес и т.д.), и нажимает виртуальную кнопку либо направляет по указанному адресу письмо по электронной почте. Однако указанные действия нельзя признать акцептом, если невозможна идентификация лица, сообщившего о желании заключить договор. Российские он-лайн-магазины используют различные варианты заключения договоров. В первом случае описание товара на сайте может рассматриваться как реклама, а договор считается заключенным при выдаче представителем продавца (посыльным) документа, подтверждающего оплату. Второй вариант предполагает акцепт через веб-страницу, дальнейшую оплату товара (услуги) и предоставление возможности распечатать текст договора (таково, например, он-лайн-страхование, осуществляемое компанией "Спасские ворота").

Типовой закон об электронной торговле разработан Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и рекомендован Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. N 51/162.

Акцепт может быть отозван лишь при условии, что извещение об отзыве поступает к оференту ранее или одновременно с акцептом. Данное правило может быть технически неприменимо к акцепту, направленному с помощью электронной почты или через сервер оферента с немедленной обработкой.

Задача

В арбитражном суде рассматривалось дело по иску акционерного коммерческого банка «Стрельна» к фирме «Футшток», не вернувшей полученный от банка кредит.

В сумму исковых требований были включены:

-             Сумма выданного кредита;

-             Проценты за время пользования кредитом, предусмотренные в договоре;

-             Повышенные проценты на сумму долга, включая и проценты за все время просрочки вплоть до дня подачи иска, также предусмотренные в договоре:

-             Пеня за просрочку возврата кредита и уплаты процентов, начисленных на сумму кредита и сумму процентов, подлежащих уплате за время пользования кредитом, также предусмотрены договором.

Не оспаривая предъявленных требований по существу, юрист-представитель заемщика, фирмы «Футшок» - обратил внимание суда на то, что при реализации мер ответственности за нарушение денежных обязательств не принято начислять проценты на проценты и взыскивать пеню за просрочку уплаты процентов.

Однако представитель ответчика не смог в подтверждение своей позиции сослаться на какие-либо правовые нормы.

Обоснованно ли это возражение ответчика?

Подлежит ли иск удовлетворению в полной сумме?

Решение:

Возражение ответчика необоснованно, т.к. согласно ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.[5]

Если бы пеня за просрочку возврата кредита и уплаты процентов, начисленных на сумму кредита и сумму процентов, подлежащих уплате за время пользования кредитом не были предусмотрены договором, то это было бы незаконным требованием. Но так как ответчик в лице фирмы «Футшок», подписался на такие условия, то претензии ответчика неприемлемы.

В  связи с этим, иск подлежит удовлетворению в полной сумме, в которую включены все условия договора.

Список литературы

1.            Конституция российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 14.10.2005). – Справочная система гарант.

2.            Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.3. 26 ноября 2001 года N 146-ФЗ. -  Справочная система Гарант.

3.            Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2. 26 января 1996 года N 14-ФЗ. -  Справочная система Гарант.

4.            Гражданское право России: Учебник / Под ред. З.И. Цыбуленко. – М.: Юристъ, 2004.

5.            Комментарий к Гражданскому кодексу / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М.: Юристъ, 2004.

6.            Коммерческое право. В 2 ч.: Учебник Ч. 1. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

7.            Назаров А.Н. Основы деятельности финансово-промышленных групп. – СПб, ЮРАЙТ, 2004.

8.            Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под. ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: 2004.

9.            Уткин Э.А. Финансово-промышленные группы. – М.: ЭКМОС, 2003.

10.       Финансы и кредит: Учебник под ред. Соколовой О.В. – М.: Юрист, 2004.


[1] Уткин Э.А. Финансово-промышленные группы. – М.: ЭКМОС, 2003. – 56 с.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.3. 26 ноября 2001 года N 146-ФЗ. -  Справочная система Гарант. – ст.435.

[3] Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под. ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: 2004.  – с.189.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.3. 26 ноября 2001 года N 146-ФЗ. -  Справочная система Гарант. – ст.498.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2. 26 января 1996 года N 14-ФЗ. -  Справочная система Гарант. – ст.819.