Содержание

Введение. 3

1. Международное право в Древнем мире. 5

2. Международное право средних веков. 9

3. Классическое международное право. 12

4. Международное право  XX в. 17

Заключение. 25

Список литературы.. 26

Введение

Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних лю­дей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существо­вавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать догосударственным межплеменным "правом". Затем в ходе своего разви­тия оно превратилось в международное право.

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития  коммуникационных связей ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т.д.

Ни одно государство ни в какую эпоху не могло существовать дли­тельное время абсолютно изолированным от других государств. Тысяча­ми нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т.д.) оно было связано с другими. Научно-технический про­гресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникацион­ных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государст­венно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, меж­дународное право является естественным продуктом исторического раз­вития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на опре­деленной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

Цель работы рассмотреть основные вопросы возникновения и развитие международного публичного права.

Задачи:

1. рассмотреть предпосылки возникновения международного права в Древнем мире;

2. рассмотреть развитие  международного права средних веков;

3. рассмотреть развитие  классического международного права;

4.  рассмотреть развитие  международного права  XX в.

1. Международное право в Древнем мире

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н.э. по 476 г. н.э. и регулировавших отношения госу­дарств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н.э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил до государственного межплеменного "права". Ро­диной международного права явился Ближний Восток, долины рек Ти­гра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тыс. до н.э. образовались древней­шие государства. В процессе взаимодействия между ними формирова­лись первые межгосударственные правовые нормы.

Основными   чертами   таких   межгосударственных   правовых   норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного "права" прави­ла, закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4)обычай как главный источник международного права[1].

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Аф­рики), не известные европейцам, население которых жило еще при ро­довом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н.э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтвер­ждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По этому договору, споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н.э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что ка­сается Индии, то она не знала равенства субъектов международного пра­ва. Следствием этого явился институт признания и государство, полу­чившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI - IV вв. до н.э.) субъектом международного права был каждый полис', что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран яв­лялись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не­ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча пе­реходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в "Законах Ману" и "Артхашастра". Но если война и считалась правомерным действием, рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граж­дан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ог­раничивающих применение определенного оружия, было не столь ве­лико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подверг­нуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтрали­тет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мир­ное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были свя­заны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов - храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сло­жившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официаль­ный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Доку­мент был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипло­мом (отсюда и возникновение слова "дипломатия"). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению, послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаим­ной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бес­правное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот ин­ститут приобретает государственные черты. Проксен являлся защитни­ком иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана долж­ность претора перегринуса - должностного лица, определявшего прин­ты и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

Заканчивается период международного права Древнего мира с паде­нием Западной Римской империи в 476 г. н.э. К этому времени Рим вобрал в себя все "новорожденные" институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчи­валась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н.э. это был договор о покровительстве, который предусматривал предвари­тельную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и за­ложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, станови­лись союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор пере­мирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя вступал условно в силу немедленно, подлежал ратифи­кации.

Период зарождения международного права плавно переходит в сле­дующий, неразрывно связанный с возникновением феодальных отноше­ний.

2. Международное право средних веков

Падение в 476 г. н.э. Западной Римской империи и низложение вож­дем германских наемников Одоакром последнего римского императора Ромула Августула дало простор развитию феодально-общественных от­ношений. Начали быстро складываться феодально-экономическая фор­мация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V - XVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, име­нуется международным правом средних веков.

Отличительными чертами этого периода являлись:

1) регионализм;

2)преобладание обычных норм над договорными;

3)значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Единого для всех государств международного права, как и в древно­сти, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Араб­ский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиоз­ные организации - рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзей­ский союз и др.).

Первые века феодализма отмечены многочисленными устными дого­ворами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаше их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были самые различные'(от 1 года до 50 лет и более). Давность международных соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К расторжению международных договоров вели войны..

Как и в период зарождения международного права, так и в средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Постепенно нормы права внешних сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимуществен­но обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из принци­па: "Посол лицо государя носит и речи его говорит". Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись осо­быми привилегиями и преимуществами, как-то: невозможность задержа­ния их властями государства и наложения ареста на имущество, освобо­ждение от уплаты пошлины и т. д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.

Вместе с тем возникает институт консулов. Первые из них уже нача­ли складываться в X в.  в Средиземноморье.  Консулы  первоначально представляли собой избранных из числа иностранных купцов и морепла­вателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед мест­ными властями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт кон­сулов постепенно приводит к появлению соответствующих государст­венных учреждений.

Тяжелым оставалось положение иностранцев. Они находились в пол­ной зависимости от феодала. Их личная безопасность и имущество не были каким-либо образом обеспечены. Имущество умершего иностранца переходило не к его наследникам, а к феодалу. Существовало так назы­ваемое "береговое право"; В соответствии с ним все имущество, выбро­шенное на берег в случае кораблекрушения, переходило в собственность феодала. С течением времени этот режим несколько смягчается, и во­просы о положении граждан, проживающих за границей, становятся предметом международных договоров.

Нельзя не сказать о значении идеи суверенитета и равноправия госу­дарств. Суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем. Подтвержде­нием тому служит изречение французского короля Людовика XIV (1638 -1715 гг.): "Государство - это я". В связи с этим равенство государств сводилось к равенству монархов ("равный над равным власти не име­ет").

В средние века возникает наука международного права. Ее основопо­ложником принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583 - 1645 гг.). В 1625 г. он издал первый систематический труд "О праве войны и мира", охвативший все основные вопросы междуна­родного права.

Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к формиро­ванию общего для всех уголков планеты международного права. Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.

Следующим шагом в истории является этап классического междуна­родного права, связанный с зарождением капиталистического уклада жизни.

3. Классическое международное право

Английская буржуазная революция, сопровождаемая гражданскими войнами (1642 - 1649 гг.), дала толчок к возникновению других буржу­азных революций XVIII в. в странах Западной Европы и Северной Аме­рики. Это привело к новым буржуазным международным отношениям, а значит, и к качественному преобразованию международного права.

Подписанный 24 октября 1648 г. Вестфальский трактат сформулиро­вал новые ранее не существовавшие между народ но-правовые принципы, ставшие доминирующими почти на два последующих столетия: полити­ческого равновесия, независимости светской власти от власти духовной, равенства государств. Он также сформулировал декларативную теорию признания, предусмотрел применение коллективных санкций против агрессоров, мирные средства разрешения споров, внес изменения в пра­вовой режим рек, трансформировал статус консулов и т.д. Трактат под­готовил переход к качественно новому периоду в развитии международ­ного права.

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся с 1648 по 1919 г. и регулировавших отношения государств той историче­ской эпохи, именуется Классическим международным правом. Основные черты этого периода следующие:

1)      договор становится  главным  источником  норм  международного права;

2)демократизация международного права;

3)колониализм;

4)война как нежелательный, но в целом законный способ разреше­ ния международных разногласий.

Эта эпоха отмечена открытием новых земель, бурным развитием мо­реплавания, международной торговли и широкомасштабными колони­альными захватами. Истории известно также установление полуколони­альных режимов в Китае, Турции, Персии, Египте, Марокко, Тунисе и в других странах. А поэтому нельзя здесь говорить о признании демокра­тических принципов международного права сразу, поскольку существо­вали периоды прямого отхода от них, где восстановлению подлежала вся старая межгосударственная практика. На так называемые "нецивилизо­ванные" народы Азии, Африки и Латинской Америки демократические принципы вообще не распространялись.

Международному праву средних веков не были широко известны демократические принципы. При капиталистическом укладе жизни эти принципы   становятся   неотъемлемой   ее частью   и   находят свое отра жение в Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., актах Французской революции 1789 г. (Декларация прав челове­ка и гражданина 1789 г., Декларация международного права 1795 г., Конституции 1791 и 1793 гг. и пр.). Такими принципами являлись на­родный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории, принцип взаимности, свободы речного торгового судоходст­ва и др. Эти же Конституции 1791 и 1793 гг. провозглашали право убе­жища для политических эмигрантов, борцов за дело свободы. В ряде стран появился национальный режим, при котором гражданские права иностранцев приравнивались к правам собственных граждан, что значи­тельно улучшало правовое положение иностранцев.

Рост количества международных договоров связан, конечно же, с об­разованием капиталистического мирового рынка, торговли, технических международных связей. Появились первые специализированные между­народные организации, ведающие отдельными вопросами: Международ­ный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный железнодорожный союз (1886 г.) и др. Начали заклю­чаться специальные договоры, которые позволяли устанавливать право­вой режим важнейших морских каналов и проливов (Бульвер-Клейтоновская конвенция 1850 г., заключенная между Англией и США о правовом режиме будущего Панамского канала; Константинопольская конвенция 1888 г. о режиме Суэцкого канала; Договор между Чили и Аргентиной 1881 г. о свободе плавания по Магелланову проливу и т.д.). Получил повсеместное признание принцип свободы открытого моря. Установилось и понятие территориального моря. Оно в соответствии с предложением голландского ученого К. Бинкерсгука, сделанным им в 1702 г., стало пониматься как часть Мирового океана, примыкающего к прибрежному государству на расстоянии пушечного выстрела. Практика международной жизни свела это предложение к 3-мильной полосе, считая от линии наибольшего отлива.

Международный договор постепенно становится основным наряду с обычаем, а затем и главным источником международного права. Струк­тура большинства международных договоров трехзвенна: преамбула, основные положения, заключительная часть. Нередко появляются при­ложения к договорам. Альтернат, как правило оформления текстов меж­дународных договоров, получает всеобщее признание. Двусторонние до­говоры составлялись на языках обеих сторон, а многосторонние - на французском, позже на английском.

Сроки, на которые заключались договоры, были весьма различны. Была возможна и пролонгация (продление срока). Основными способа­ми обеспечения договоров были различные международные гарантии и поручительства в отличие от существовавших ранее дачи клятв, взятия заложников, поручительств пап римских и др. Возникает также инсти­тут оговорок. Это связано с многосторонними договорами. Оговорки отличались односторонним характером и делались как при подписании договора, так и при его ратификации.

В этот период международного права в качестве важнейшего элемен­та международной правосубъектности, как и раньше, оставалось право государств на войну. Осуждение войны носило лишь моральный харак­тер. Юридического же запрещения войны не было. Все государства склонны были считать войну нежелательным явлением. Но если все иные мирные средства разрешения споров не давали результатов, госу­дарства могли обратиться к войне. Международные соглашения той эпо­хи содержали формулировки типа "государства, прежде чем начать вой­ну, должны использовать все мирные средства разрешения споров" или "государства по возможности должны использовать мирные средства для разрешения взаимных споров" и т.д. Но все это было лишь рекоменда­циями, обращенными к государствам. Государства могли следовать им, а могли и не следовать. По-прежнему война прекращала действие всех договоров между государствами - участниками войны.

В области кодификации законов и обычаев войны были сделаны дальнейшие шаги к гуманности. Большой вклад в это дело внесла Россия (Женевская конвенция 1864 г. о режиме раненых и больных, Петербург­ская декларация 1868 г. о запрещении употребления разрывных пуль, Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг.). Так, в них отмечалось, что военные действия должны вестись только против комбатантов (сражающихся). Воюющие обязаны заботиться о больных и раненых неприятеля. Запрещенными на войне считались отравленное оружие, а также средства, причиняющие излишние страдания.

Четко стали разграничиваться права и обязанности нейтральных в войне государств, а также сужен круг предметов военной контрабанды. Были установлены правила обеспечения нейтральной торговли.

Важнейшим итогом Гаагских конференций 1899 и 1907 гг. явилось принятие серии документов, завершивших в своей основе международ­ную кодификацию законов и обычаев войны. Инициатива в этом вопросе принадлежала России. Бремя практической деятельности выпало на до­лю Ф.Ф. Мартенса, являвшегося душой конференций и их центральной фигурой. Основу решений Гаагских конференций составляли положения Брюссельской декларации 1874 г. о законах и обычаях войны, проект которой был написан Ф.Ф. Мартенсом и без существенных поправок одобрен. Декларация, хотя и не вступила в силу, являлась наиболее ав­торитетным сводом обычного права ведения сухопутной войны в XIX в. Положения Гаагских конвенций о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг. действуют по настоящее время, представляя собой пример поразительной живучести международно-правовых установлений, сформулированных столетие назад.

Усложняется количество и содержание консульских конвенций. До­говоры феодализма, заключаемые на многосторонней основе, были замк­нутые, в отличие от них многосторонние договоры эпохи капиталистических преобразований становятся открытыми и предоставляют возмож­ность присоединения к ним новых государств.

Широко были распространены договоры об арбитраже как по общим, так и по отдельным спорам (Договоры об арбитраже между США и Англией 1871 г. по делу крейсера "Алабама"). Был организован и ус­пешно проведен ряд международных арбитражных разбирательств.

Взошла звезда "главного судьи христианского мира1', негласного "лорд-канцлера" Европы российского юриста-международника Ф.Ф. Мар­тенса. В 1899 г. он блестяще провел арбитражный процесс между Анг­лией и Нидерландами по спору об аресте голландскими властями анг­лийского шкипера китобойного судна "Коста-Рика Пэкет". Особую из­вестность Ф.Ф. Мартенсу принесло участие в качестве суперарбитра в Парижском международном третейском трибунале 1899 г., в котором был рассмотрен спор между Англией и США по поводу границ Венесу­элы. Правила процедуры, разработанные и предложенные трибуналу Ф.Ф. Мартенсом, были затем закреплены Гаагской конвенцией 1899 г. "О мирном решении международных столкновений".

В основу конвенции был положен русский проект, написанный Ф.Ф. Мартенсом. Помимо кодекса международного арбитражного судо­производства в нем также предлагалось учреждение неведомых ранее международному праву следственных комиссий для предупреждения раз­вития возникшего межгосударственного столкновения. Разработка поло­жений проекта, а также закрепление их Гаагской конференцией - ис­ключительная заслуга Ф.Ф. Мартенса. На основе следственных комиссий возникли согласительные комиссии, а еще позднее в 20-е годы практи­кой СССР - институт пограничных комиссаров (уполномоченных).

4. Международное право  XX в.

Система исторически изменяющихся межгосударственных юридиче­ских принципов и норм, постепенно сложившаяся после 1919 г., имену­ется международным правом XX в. На его формирование значительное влияние оказали первая мировая война, события в России 1917 г., а так­же первые декреты советской власти в России, особенно Декрет о мире, объявивший войну преступлением против человечества.

Отсчет нового международного права XX в. следует вести от Вер­сальского договора 1919 г. и создания Лиги Наций в 1919 г. Важной вехой в его развитии стал Парижский мирный договор 1928 г., запре­тивший войну как орудие национальной политики. Победа стран анти­гитлеровской коалиции во второй мировой войне, юридические решения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской и других международных конфе­ренций, Устав ООН (1945 г.) и Приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге (1946 г.) завершили процесс создания основ но­вого исторического типа международного права.

Отличительными характеристиками данного типа международного права являются:

1) антивоенная направленность;

2)антиколониальная сущность;

3)значительный количественный рост договорных норм, "второе рождение" старых отраслей международного права (субъекты международ­ного   права,   между народно-правовая   ответственность,   морское,   право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);

4)  возникновение  обусловленных  научно-технической  революцией новых отраслей (право международной безопасности, космическое, экономическое, экологическое право, право международных организаций, права человека и т.д.);

5)     резкое расширение пространственной сферы действия международного права (весь земной шар, его суша и недра, Мировой океан, дно и   недра, а также   воздушные,   космические   пространства и небесные тела).

Огромное значение для становления принципов и норм международ­ного права имели внешнеполитические предложения и практика Совет­ской России и СССР. Достаточно указать лишь на основные положения Декрета о мире - первого акта Советского государства. В нем Советская Россия предлагала "всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом и демократическом мире". Де­мократический мир определялся как мир ненасильственный, без агрес­сивных войн, аннексий и контрибуций. Под аннексией разумелось "всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного со­гласия и желания этой народности, независимо от того, когда это на­сильственное присоединение совершено, независимо также от того, на­сколько развитой или отсталой является насильственно присоединенная или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация. Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских стра­нах эта нация живет". Агрессивная война объявлялась международным преступлением. Продолжать войну "из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, пра­вительство считает величайшим преступлением против человечества"[2].

Интересна позиция Советской России по отношению к старому меж­дународному праву. В заключительном слове В.И. Ленина по докладу о мире на II Всероссийском съезде Советов 8 ноября 1917 г. указывалось: "Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы разумно примем, мы их не можем отвергать". Таким образом, не все от­вергалось в старом международном праве. Принципы и нормы, прогрес­сивные с точки зрения правосознания победившего пролетариата, объ­являлись законом международной жизни. Одновременно делался призыв к добрососедским отношениям, провозглашалась идея мирного сосуще­ствования государств независимо от их экономических, политических и социальных систем.

Положения Декрета о мире и практика молодого государства оказали значительное влияние на последующие международно-правовые доку­менты. Так, Статут Лиги Нации 1919 г. обязывал всех членов Лиги "уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориаль­ную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги". И далее, в ст. 16:. "если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он... рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги". Как мы здесь видим, Статут Лиги Наций ограничивал право госу­дарств-членов прибегать к войне. Однако юридического запрещения аг­рессивной войны не было.

Событием поистине эпохального значения явилось подписание пятна­дцатью государствами 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Этот договор, обычно именуемый Пактом Бриана - Келлога, предельно краток и категоричен. В ст. 1 договора осуждалось обращение к войне для урегулиро­вания международных споров и указывалось, что его участники "отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве ору­дия национальной политики". В ст. 2 говорилось, что "урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или кон­фликтов... должно всегда изыскиваться только в мирных средствах"[3].

Таким образом, война была юридически запрещена. Идея противо­правности агрессивной войны, провозглашенная в Декрете о мире, полу­чила закрепление в международном праве.

Положения Парижского договора получили свое подтверждение в Приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге, В нем, в частности, отмечалось, что "война для разрешения международных про­тиворечий, предпринятая в качестве инструмента национальной по­литики, с очевидностью включает агрессивную войну". И далее; "... та­кая война является беззаконной в соответствии с международным пра­вом". Отношение международного права к войне получило свое закон­ченное оформление в Декларации о принципах международного права 1970 г. В ней провозглашалось: "Агрессивная война является преступле­нием против мира, которое влечет ответственность по международному  праву".

Постепенно международное право вобрало в себя идею права народов и наций на самоопределение. Первоначально эта идея была оформлена в мирных договорах Советской России с прибалтийскими государствами и странами Востока. В частности, ст. 14 Договора между Россией и Тур­цией 1921 г. гласила, что "обе договаривающиеся стороны ... признают ... за народами права на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления, согласно их желаниям".

Важным шагом к юридическому оформлению данного принципа была Декларация об освобожденной Европе, принятая в феврале 1945 г. в Ял­те. В ней указывалось на "право народов свободно устанавливать по их собственному усмотрению общественный строй и форму правления в своих странах". На принцип равноправия и самоопределения народов ссылается ст. 1 Устава ООН. Данному принципу посвящена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г., одобренная XV сессией Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе СССР. В ней констатировалось, что "все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавли­вают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие". Право всех народов на самоопре­деление закреплено в ст. 1 обоих Пактов о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., в ст. 8 Заклю­чительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и ряде других документов.

Вместе с тем влияние событий 1917 г. в России, идей и практики Со­ветского государства не стоит идеализировать. Помимо безусловно мощ­ного оздоравливающего положительного заряда Октябрьская революция повлекла за собой раскол мира на антагонистические общественно-экономические системы с неизбежной борьбой и столкновениями между ними. Международно-правовая практика СССР также не была во всем последовательно прогрессивна. Хотя бы вспомним пресловутый совет­ско-германский Пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. (Пакт Молотова - Риббентропа) и особенно секретные материалы к нему. Действия СССР на международной арене также не всегда содействовали про­грессивному развитию международного права ("освободительные похо­ды" Красной Армии 1939- 1940 гг.), война с Финляндией 1939- 1940 гг., ввод советских войск в Венгрию (1956 г.), в Чехословакию (1968 г.), выполнение Вооруженными Силами СССР "интернационального долга" в Афганистане (1979 - 1989 гг.) и т.д.

Это вызывало негативную реакцию со стороны международной обще­ственности. Так, в 1940 г. за развязывание войны с Финляндией СССР был исключен из Лиги Наций, а начиная с 1980 г. сессии Генеральной Ассамблеи ООН вплоть до 1988 г. с завидным постоянством принима­ли резолюции, осуждавшие СССР за ввод его войск в Афганистан.

XX в. характерен чрезвычайно быстрым развитием международного права. Особенно этим отличается период после окончания второй миро­вой войны. Произошла договорная кодификация ряда отраслей междуна­родного права: воздушное право (Чикагская конвенция 1944 г. о между­народной гражданской авиации), право внешних сношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.); право международ­ных договоров (Конвенция о праве международных договоров 1969 г.); морское (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), космическое (Договор о космосе 1967 г.). Серией международных договоров (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г., Дого­вор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.. Конвенция о запре­щении бактериологического оружия 1972 г., советско-американские со­глашения в области ограничения и сокращения ракетно-ядерных воору­жений в 70 - 80-е годы и т.д.) в короткие сроки была создана такая от­расль международного права, как право международной безопасности. В 70-е годы сформировалось право окружающей среды (Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.).

Новеллой международного права данного периода явилось формиро­вание отдельной отрасли: права человека. После второй мировой войны был принят ряд международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.), которые и создали костяк данной отрас­ли. Вопросы регулирования прав человека перестали быть прерогатива­ми только национального законодательства государств.

Вторая половина XX в. - время научно-технической революции, вре­мя бурного проникновения человека в ранее не изведанные пространства (дно на океанических глубинах, Антарктика, континентальный шельф, высотные слои атмосферы, космос, небесные тела и т.д.). Международ­ное право стало не только наземным, поскольку охватывает все госу­дарства и народы земного шара, все континенты, острова и океаны, все то, что лежит над земной поверхностью и под нею, но и всемирным, поскольку начинает регулировать вопросы, "выходящие" за пределы планеты Земля. Государства заключили соглашения, регулирующие их деятельность в ранее не используемых пространствах (Договор об Ан­тарктике 1959 г., Договор по космосу 1967 г., Договор о неразмещении на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия 1971 г., Согла­шение о деятельности государств на Луне 1979 г., Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 г. и т.д.)[4].

Таким образом, сложилась система межгосударственных юридических норм, в значительной мере отличающихся от старого международного нрава. Старые демократические принципы сохранились, как-то: принци­пы суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств.

Появились новые важнейшие принципы международного права: не­применения силы и угрозы силой, равноправия и самоопределения наро­дов, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, уважения прав человека, сотрудничества, ответственности государств за агрессию и другие международные пре­ступления (геноцид, апартеид и др.), международной уголовной ответст­венности индивидов.

Основным содержанием рассматриваемой эпохи явились борьба и со­трудничество государств, принадлежащих к антагонистическим форма­циям: капиталистической и социалистической. После второй мировой войны оно дополнилось взаимодействием с так называемым "третьим миром". В него входило более 2/3 государств планеты. Большинство из них появилось в результате распада колониальной системы. Страны "третьего мира', или развивающиеся страны, не имея четко выраженной ориентации на ту или иную общественно-экономическую систему, зна­чительно корректировали отношения государств двух систем и в целом способствовали прогрессивному развитию международного права.

На рубеже 80 - 90-х годов мир претерпел существенные изменения. Мягкие, "бархатные" революции в странах Восточной Европы, объеди­нение ГДР и ФРГ, серьезные социально-экономические преобразования в Китае, Вьетнаме, Монголии, прекращение существования СССР привели распаду мировой социалистической системы. Соответственно с этими событиями плавно ушло в небытие отнесение группы стран (Эфиопии, Анголы, Мозамбика, Сирии и др.) к государствам социалистической ориентации. Просто им стало не на кого ориентироваться.

Создалась принципиально новая социально-экономическая и правовая ситуация на планете. Период борьбы ("холодной" или "горячей" войны) сотрудничества государств антагонистических систем постепенно перерастает в период партнерства, разумного соперничества, взаимовыгодного общения государств, все более сближающихся друг с другом по своему социально-экономическому и правовому облику. Слияние государств, их единение в ближайшем обозримом будущем вряд ли предви­дится. Но и эпоха антагонизма, конфронтации, балансирования на грани мировой войны позади[5].

Новая, качественно иная социально-экономико-правовая обстановка в мире обусловливает необходимость определенной трансформации меж­дународного права. Каким же будет международное право? Ответ на данный вопрос даст наступившее третье тысячелетие.

Заключение

История международного права - неотъемлемая часть истории обще­ства. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной форма­ции к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответст­вующую надстройку (государство, право, международное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.)

Исходя из этого в учебнике предлагается следующая периодизация истории международного права:

1) 4 тыс. до н.э. - 476 г. н.э. - международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономиче­ской формации;

2) 476 - 1648 гг. - международное право средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;

3) 1648 - 1917 гг. - классическое  международное   право. Этот пери­ од  соответствует  становлению   капиталистического   способа производ­ства;

4) международное право XX в. Этот период включает промежуток времени с 1917 г. до конца XX столетия.

Наиболее значительные даты в истории общества отмечены и в пе­риодизации истории международного права. Так, период с 4 тыс. до н.э. по 476 г. н.э. - время распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права.

Список литературы

1.     Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права М.: 1990

2.     Левин Д.Б. Наука международного права в России в конце XIX и на­чале XX века. М., 2002.

3.     Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996.

4.     Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. I—II. М„ 1996.

5.     Международное публичное  право: учебник / Под ред. К.А. Бекяшева М.: изд. «Проспект» 2004.

6.     Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // "Журнал российского права" ноябрь 2002 г. , N 11

7.     Шестаков Л.Н."Понятие международного права" // "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 6

 


[1] Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996. – с. 47

[2] Международное публичное  право: учебник / Под ред. К.А. Бекяшева М.: изд. «Проспект» 2004.- с. 49

[3] Международное публичное  право: учебник / Под ред. К.А. Бекяшева М.: изд. «Проспект» 2004. - с.50

[4] Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // "Журнал российского права" ноябрь 2002 г. , N 11

[5] Шестаков Л.Н."Понятие международного права" // "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 6