Тема 27. Показатели оценки оборотных средств. Влияние их размера на финансовую устойчивость предприятия и эффективность деятельности предприятия
Содержание
Введение. 3
1. Теоретические аспекты оценки оборотных средств. 5
1.1 Понятие оборотных средств, их формирование и использование. 5
1.2 Показатели эффективности использования оборотных средств. 9
1.3 Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты работы предприятия. 12
1.4 Анализ наличия и динамики собственного оборотного капитала предприятия 15
2. Анализ эффективности управления оборотными средствами ООО Фабрика «Мороженое Инмарко». 17
2.1 Краткая характеристика предприятия. 17
2.2 Анализ состояния, динамики и эффективности использования оборотных средств. 18
2.3 Анализ влияния эффективности использования оборотных средств на финансовую устойчивость, ликвидность и финансовые результаты предприятия 24
3. Пути повышения экономической эффективности использования оборотного капитала. 30
Заключение. 38
Список литературы.. 41
Введение
Одной из главных задач, стоящих перед экономикой России и каждого хозяйствующего субъекта является финансовое оздоровление. Решение этой задачи невозможно без повышения эффективности использования основных и оборотных средств субъектов рыночного хозяйства. Финансово-кредитный механизм может эффективно функционировать только при условии достаточности собственных средств предприятий.
Развитие рыночных отношений в стране обусловило повышение роли финансов в целом и оборотного капитала в частности. Финансы предприятия стали основным показателем, характеризующим конечные результаты их деятельности. Количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяют его место на рынке и способность функционировать в экономическом пространстве. Все это привело к повышению роли управления финансами в общем процессе управления экономикой.
Переход к рыночной экономике потребовал новых подходов и к управлению оборотным капиталом предприятия. Анализ финансового состояния предприятия позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы предприятия. Известно, что любые ресурсы ограничены. Отсюда возникает задача добиться максимального эффекта не только за счет регулирования их объема, но и путем оптимального соотнесения разных ресурсов.
Оборотные средства находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной жизни предприятий. В сфере производства они необходимы для обеспечения бесперебойности производственного процесса, в сфере торговли, соответственно, для обеспечения товарооборота.
В условиях полной самостоятельности в управлении и ведении хозяйства, распоряжении ресурсами и результатами труда благополучие предприятий различных сфер деятельности во многом зависит от эффективности использования оборотных средств. Поэтому вопросы управления оборотным капиталом, основанного на научном подходе, приобретает важное значение.
Необходимость обобщения теоретических исследований по вопросам сущности оборотных средств, углубленного исследования их организации, направлений повышения эффективности использования и определили выбор темы данной работы.
Настоящая работа имеет целью исследование показателей оценки оборотных средств предприятия, оценки влияния их размера на финансовую устойчивость и эффективность деятельности предприятия, а также поиск путей повышения эффективности использования оборотного капитала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты оценки оборотных средств;
2) провести анализ эффективности управления оборотными средствами предприятия за определенный период и его влияния на эффективность деятельности предприятия;
3) определить пути повышения эффективности использования оборотного капитала предприятия.
Предметом исследования данной работы являются оборотные средства предприятия, оценка его платежеспособности и ликвидности, а значит и оценка его финансовой устойчивости. Объектом исследования является производственно-торговое объединение ООО Фабрика «Мороженое Инмарко».
1. Теоретические аспекты оценки оборотных средств
1.1 Понятие оборотных средств, их формирование и использование
Наряду с основными фондами для работы предприятия имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств. Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.
Оборотные производственные фонды – это предметы труда (сырье, материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, тара, запасные части и др.); средства труда со сроком службы не больше 1 года. Фонды обращения – это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но неоплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах. В своем движении оборотные средства проходят последовательно три стадии: денежную, производительную и товарную [11] (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Структура оборотных средств по стадиям кругооборота
Денежная стадия кругооборота средств является подготовительной. Она протекает в сфере обращения, где происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов.
Производительная стадия представляет собой непосредственный процесс производства. На этой стадии продолжает авансироваться стоимость создаваемой продукции, но не полностью, а в размере стоимости использованных производственных запасов, дополнительно авансируются затраты на заработную плату и связанные с ней расходы, а также перенесенная стоимость производственных основных фондов. Производительная стадия кругооборота заканчивается выпуском готовой продукции, после чего наступает стадия ее реализации.
На товарной стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция) в том же размере, что и на производительной стадии. Лишь после превращения товарной формы стоимости произведенной продукции в денежную авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции. Остальная ее сумма составляет денежные накопления, которые используются в соответствии с планом их распределения. Часть накоплений (прибыли), предназначенная на расширение оборотных средств, присоединяется к ним и совершает вместе с ними последующие циклы оборота.
Денежная форма, которую принимают оборотные средства на третьей стадии их кругооборота, одновременно является и начальной стадией оборота средств.
Состав и классификация оборотных средств приведены на рисунке 1.2.
Для формирования оборотных средств предприятие использует собственные и приравненные к ним средства, а также привлеченные и заемные ресурсы [3].
Источниками формирования оборотных средств могут быть: прибыль, кредиты (банковские и коммерческие, т.е. отсрочка оплаты), акционерный и (уставный) капитал, паевые взносы, бюджетные средства, перераспределенные ресурсы (страхование, вертикальные структуры управления), кредиторская задолженность и др.
Рисунок 1.2 – Состав и классификация оборотных средств
Кредиторская задолженность означает использование не принадлежащих предприятию средств. Например, задолженность по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; задолженность по неоплаченным в срок счетам; задолженность перед бюджетом; по выданным векселям; по коммерческим кредитам; по оплате и начислениям на нее и др. К кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, относятся: переходящая задолженность по заработной плате, начисления на заработную плату, резервы предстоящих платежей и расходов и др. [13].
Прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, выступает в качестве источника финансирования прироста оборотных средств. Остальная сумма прироста оборотных средств финансируется за счет прибыли и других источников.
Значительную долю в составе оборотных средств торгового предприятия составляют товарные запасы. Товарные запасы – это запасы готовой продукции в форме средств производства и товаров народного потребления, которые подлежат реализации. Они могут находиться на складах предприятий-изготовителей, оптовых и розничных предприятий, а также в пути от поставщиков к потребителям.
Необходимость образования запасов в сфере торговли и коммерции обусловлена следующими факторами [4]:
1. Время доставки товаров от места производства до места их продажи, включая время на грузовые работы и ожидание их.
2. Сезонные колебания в производстве и потреблении товаров.
3. Звенность товародвижения, когда товар от предприятия-изготовителя, прежде чем поступить к конечному потребителю, проходит через нескольких посредников в виде оптовых предприятий.
4. Необходимость подсортировки, подработки, упаковки, когда конкретный потребитель в виде розничных предприятий получает через оптовое звено товар от нескольких изготовителей.
5. Хранение товаров в промежуточных звеньях товародвижения, т.е. неизбежность создания и функционирования оптовых предприятий.
6. Условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиками и торговым предприятием.
7. Особенности в территориальном размещении производства и потребления.
Товарные запасы, как и производственные, имеют свои составные части, для которых существуют свои причины образования и своя роль в процессе обеспечения материальными ресурсами. Поэтому они рассматриваются не в единой массе, а как отдельные виды запасов.
Запас готовой продукции у предприятия-изготовителя образуется в связи с формированием определенных партий для сбыта. Поэтому этот вид запаса называется сбытовым.
Наличие и размеры товаров на складах торговых организаций обусловлены масштабом развития складской формы обеспечения. Поэтому этот вид запаса называют складским. Его главная особенность заключается в большой возможности маневрирования для удовлетворения значительного числа потребителей. Складской запас содержит в себе три основные составные части:
текущий запас, обеспечивающий продажу товаров в период между двумя очередными поступлениями;
подготовительный запас, необходимый для подготовки товара к продаже, когда требуется разборка, подсортировка и т.д.;
страховой (гарантийный) запас на случай задержки поступления очередной партии товара против согласованных сроков завоза.
Для обеспечения товарооборота в тех случаях, когда поступление товаров в силу условий производства носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения.
1.2 Показатели эффективности использования оборотных средств
Эффективность использования оборотных средств оказывает влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. При ее анализе применяются следующие показатели: наличие собственных оборотных средств, соотношение между собственными и заемными ресурсами, платежеспособность предприятия, его ликвидность, оборачиваемость оборотных средств и другие [5].
Наличие собственных оборотных средств, а также соотношение между собственными и заемными оборотными ресурсами характеризуют степень финансовой устойчивости предприятия.
Платежеспособность предприятия, т.е. его возможность своевременно и полностью выполнять обязательства, определяется с помощью специальных коэффициентов, учитывающих реальные и потенциальные финансовые ресурсы предприятия, соотношения между его обязательствами и денежными поступлениями, а также другими активами как в краткосрочные, так и в долгосрочные периоды времени.
Платежеспособность предприятия выражает его ликвидность –способность в любой момент совершить необходимые расходы. Ликвидность зависит от величины задолженности и от объема ликвидных средств, к которым обычно относятся денежные средства (в кассе и на счетах), ценные бумаги (прежде всего государственные) и легко реализуемые элементы оборотных средств.
Оборачиваемость оборотных средств – важный показатель эффективности их использования. Критерием оценки эффективности управления средствами служит фактор времени: чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной или товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность их использования и наоборот. Оборачиваемость оборотных средств характеризует интенсивность их использования [10].
Особенно велика роль показателя оборачиваемости для отраслей сферы обращения; торговли, общественного питания, бытового обслуживания, посреднической деятельности, банковского бизнеса и др. Коэффициент оборачиваемости – это отношение себестоимости реализованной продукции (Сс) к средней величине запасов (ПЗср) или отношение выручки (ВР) от реализации продукции к средней стоимости оборотных средств (ОСср):
. (1.1)
Один из основных показателей оборачиваемости – продолжительность одного оборота оборотных средств, рассчитанная в днях по следующей формуле:
, (2)
где Д – длительность периода за который рассчитываются показатели оборачиваемости средств.
Оборачиваемость в днях позволяет судить о том, в течение какого времени оборотные средства проходят все стадии кругооборота на данном предприятии. Чем выше оборачиваемость в днях, тем меньше денежных средств необходимо предприятию, тем экономнее используются финансовые ресурсы. При очень высокой оборачиваемости возрастает риск неплатежей и сбоев в поставках сырья, материалов, комплектующих изделий и др.
Сопоставление коэффициентов оборачиваемости в динамике по годам позволяет выявить тенденции изменения эффективности использования оборотных средств. Если число оборотов, совершаемых оборотными средствами, увеличивается или остается стабильным, то предприятие работает ритмично и рационально использует денежные ресурсы Снижение числа оборотов, совершаемых в рассматриваемом периоде, свидетельствует о падении темпов развития предприятия и о его неблагополучном финансовом состоянии [5].
Ускорение оборачиваемости оборотных средств способствует их абсолютному и относительному высвобождению из оборота. Под абсолютным высвобождением понимается снижение суммы оборотных средств в текущем году по сравнению с предшествующим годом при увеличении объемов реализации продукции. Относительное высвобождение имеет место тогда, когда темпы роста объемов продаж опережают темпы роста оборотных средств. В этом случае меньшим объемом оборотных средств обеспечивается больший размер реализации. В связи с ростом общею платежного оборота при высокой инфляции абсолютного высвобождения оборотных средств быть не может, поэтому особое внимание уделяется анализу и созданию условий для относительного высвобождения ресурсов.
Обратный показатель коэффициенту оборачиваемости – коэффициент загрузки (Кз), который характеризует степень закрепления оборотных средств:
.
Важным для предприятия является также показатель обеспеченности собственными оборотными средствами, который рассчитывается как отношение суммы собственных оборотных средств к общей сумме оборотных средств.
1.3 Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты работы предприятия
Как уже отмечалось, эффективность управления оборотными средствами предприятия оказывает большое влияние на результаты его финансово-хозяйственной деятельности.
С одной стороны, необходимо более рационально использовать имеющиеся оборотные ресурсы – речь идет, прежде всего, об оптимизации производственных запасов, сокращении незавершенного производства, совершенствовании форм расчетов и др. С другой стороны, в настоящее время предприятия имеют возможность выбирать разные варианты списания затрат на себестоимость, определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей и налогообложения и др.
Например, в зависимости от конъюнктуры спроса и прогнозирования объемов продаж предприятия могут быть заинтересованы в интенсивном списании затрат, либо в их более равномерном распределении в течение какого-либо периода. Для этого важно выбрать из перечня вариантов тот, который будет отвечать поставленным целям. Необходимо отследить, какое влияние окажут принятые решения на себестоимость, размеры прибыли и налогов.
Значительная часть указанных альтернативных возможностей относится к сфере управления оборотными средствами предприятия [6].
Запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры. Нарушение оптимального уровня материально-производственных запасов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов; отвлекает из оборота ликвидные средства; увеличивает опасность обесценения этих товаров и снижения их потребительских качеств; приводит к потере клиентов, если это вызвано нарушением каких-либо характеристик товаров. В этой связи определение и поддержание оптимального объема запасов являются важным разделом финансовой работы [13].
Материально-производственные запасы отражаются в отчетности в соответствии с правилом низшей из двух оценок – по себестоимости или рыночной цене. Согласно общепринятым стандартам базой оценки материально-производственных запасов являйся себестоимость, под которой понимаются затраты на их приобретение. Эти затраты не являются постоянной величиной и изменяются в результате колебания цен на эти товары, в связи с чем один и тот же вид товара может иметь различную себестоимость в зависимости от срока его закупки. В условиях большого количества запасов трудно определить фактическую себестоимость товаров, уже находящихся и переработке, и товаров, еще остающихся на складе. Чтобы решить эту проблему, в учете используется допущение, согласно котором последовательность поступления запасов в переработку трактуется не как поток физических единиц товаров, а как движение их стоимостей (flow of costs). В соответствии с этим используются следующие методы оценки запасов: по себестоимости каждой единицы закупаемых товаров (specific identification method), no средней себестоимости (alerag cost), в частности по средневзвешенной средней (weighted average cost) и скользящей средней (moving average cost); по себестоимости первых по времени закупок ФИФО (first-in-first-out-FIFO); по себестоимости последних по времени закупок – ЛИФО (tast-in-first-out - LIFO) [13].
Главной целью управления активами предприятия, в том числе и оборотными средствами, является в общем случае максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Задачи максимизации прибыли на вложенный капитал и обеспечения высокой платежеспособности в определенной мере противостоят друг другу. Так, для рентабельности денежные средства должны быть вложены в различные оборотные и необоротные активы с заведомо более низкой, чем деньги, ликвидностью. А для обеспечения устойчивой платежеспособности у предприятия постоянно должна находиться на счете некоторая сумма денежных средств, фактически изъятая из оборота для текущих платежей. Часть средств должна быть размещена в виде высоко ликвидных активов. Таким образом, важной задачей в части управления оборотными средствами предприятия является обеспечение оптимального со отношения между платежеспособностью и рентабельностью путем поддержания соответствующих размеров и структуры оборотных активов [8].
Необходимо также поддерживать оптимальное соотношение собственных и заемных оборотных средств, так как от этого непосредственно зависят финансовая устойчивость и независимость предприятия, возможность получения новых кредитов и др.
Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо уменьшить оборотные активы в дебиторской задолженности, то есть средства данного предприятия, находящиеся в обороте других предприятий.
По определению и по расположению в балансе дебиторская задолженность является более ликвидным активом, чем, например, производственные запасы. Поэтому ее наличие должно быть в принципе относительно благоприятнее, чем наличие на ту же сумму излишних запасов. Это положение верно для развитых стран с сетью финансовых компаний, оказывающих множество разных услуг.
Дебиторскую задолженность можно продать банку или другому финансовому институту, занимающемуся факторинговыми или форфейтинговыми операциями. Но в современной России ликвидность дебиторской задолженности очень низка и часто не поддается достоверной оценке, а ее продажа при наличии высокой инфляции и неразвитости подобных операций на нашем финансовом рынке в силу высокого риска практически невозможна [8].
Необходимо продуманное отношение к большим закупкам впрок сырья, материалов и комплектующих изделий (за исключением активов с устойчивым ростом рыночных цен, опережающим инфляцию, и то в ограниченных пределах). Выгода от таких закупок может быть чисто иллюзорной, так как они, как правило, приводят к занижению себестоимости со всеми вытекающими отсюда «налоговыми последствиями» и к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что оказывает негативное воздействие на финансовую устойчивость предприятия.
1.4 Анализ наличия и динамики собственного оборотного капитала предприятия
Важным методологическим вопросом анализа финансового состояния предприятия является определение величины собственного оборотного капитала и его сохранности. Сущность этого показателя состоит в том, что наличие собственного оборотного капитала обеспечивает необходимые условия для осуществления хозяйственной деятельности предприятия: покупки товарно-материальных ценностей, получения кредитов в банке и расширения объема реализации товаров. Отсутствие или недостаток собственного оборотного капитала – одна из важнейших причин неустойчивого финансового состояния предприятия, его неплатежеспособности. Наличие собственного оборотного капитала определяется как разность между величиной собственного капитала и необоротными активами [12].
Если предприятие пользуется долгосрочными кредитами и займами, то для определения величины собственного оборотного капитала необходимо из сумм собственного капитала и долгосрочных обязательств вычесть внеоборотные активы. В связи с тем, что долгосрочные кредиты и заемные средства используются в основном на капитальные вложения и приобретение основных средств, вполне оправдано в расчетах собственного оборотного капитала учитывать сумму долгосрочных обязательств:
Величина собственного оборотного капитала может быть определена и другим способом: путем вычитания из оборотных (текущих) активов краткосрочных (текущих) обязательств. В мировой практике финансового анализа данный показатель получил название чистого оборотного капитала, или работающею капитала.
Таким образом, величина собственного оборотного капитала может быть определена двумя путями исходя из формулы модификации баланса.
При первом способе расчета величина собственного оборотного капитала определяется как разность между стоимостью оборотных активов и суммой краткосрочных обязательств. При втором способе расчета величина собственного оборотного капитала определяется как разность между суммой собственного и долгосрочного заемного капитала и стоимостью вне оборотных активов [8].
Анализ собственного оборотного капитала связан также с оценкой характера и причин его изменения. Характер изменения величины этого показателя следует интерпретировать с позиции состояния денежных средств: увеличение собственного оборотного капитала предполагает отток денежных средств, особенно если в составе оборотных активов наблюдается значительный рост доли медленно обратимых в денежные средства активов (запасов). Уменьшение же собственного оборотного капитала сопровождается дополнительным высвобождением или притоком денежных средств.
2. Анализ эффективности управления оборотными средствами ООО Фабрика «Мороженое Инмарко»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО Фабрика «Мороженое Инмарко» – активно развивающаяся компания Сибири. Основное направление деятельности – производство и реализация мороженого. «Инмарко» – крупнейший за Уралом производитель и продавец мороженого. Производственные мощности предприятия составляют более 2,7 тыс. тонн в месяц.
Дистрибьюторская сеть «Инмарко» присутствует в 12 городах России от Казани до Хабаровска. Сейчас Инмарко занимает 10%-12% рынка мороженного в РФ. К 2008 году компания планирует увеличить свою долю до 20%.
Рынок мороженого Дальнего Востока успешно осваивают южнокорейские фирмы "LOTTE" и "НAITAI", a также многочисленные американские, выпуская такие известные марки мороженого, как МARS, BAS- KIN ROBBINS, NEAPOLITAN, австралийские и новозеландские компании, которые больше специализируются на литровых порциях мороженого.
Судя по каталогам оптовой торговли, Хабаровск насыщен как отечественным мороженым, так и импортным: южнокорейским, новозеландским, американским, а уже в Новосибирске оптовый рынок мороженого, в основном, отечественный, а из импортного предлагается мороженое, которого нет в Хабаровске и Владивостоке, - производства Испании (MENORQUINA от 900 рублей и выше) и Польши. И цены на отечественное мороженое в этих городах имеют существенную разницу (в Хабаровске они выше).
Произведем оценку эффективности управления оборотными средствами данного предприятия.
2.2 Анализ состояния, динамики и эффективности использования оборотных средств
Анализ оборотных средств предприятия начнем с анализа их состояния, структуры и динамики. В следующей таблице приведены данные из формы №1 «Бухгалтерский баланс» предприятия за 2003 год.
Таблица 2.1
Анализ структуры и динамики оборотных средств (2003 г.)
Показатели |
Абсолютная величина |
Удельный вес на начало года |
Удельный вес на конец года |
Отклонение в абсол. вел-ах |
Темп роста |
|||
на начало года |
на конец года |
в разделе |
в валюте баланса |
в разделе |
в валюте баланса |
|||
1. Всего активов предприятия (300) |
132530 |
437952 |
- |
100 |
- |
100 |
+305422 |
330,5 |
2.Всего оборотных активов (290) |
120404 |
213029 |
100 |
90,8 |
100 |
48,6 |
+92625 |
176,9 |
2.1 Оборотные активы, в т. ч.: |
||||||||
2.1.1 Запасы, в т. ч. (210) |
45252 |
91906 |
37,6 |
34,1 |
43,1 |
21,0 |
+46654 |
203,1 |
-сырье, материалы |
28435 |
23835 |
23,6 |
21,5 |
11,2 |
5,4 |
-4600 |
83,8 |
-затраты в НЗП |
367 |
832 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
+465 |
226,7 |
-готовая продукция |
16385 |
66829 |
13,6 |
12,4 |
31,4 |
15,3 |
+50444 |
407,9 |
-расходы будущих периодов |
64 |
372 |
0,1 |
0,04 |
0,2 |
0,1 |
+308 |
581,3 |
-прочие запасы и затраты |
2 |
38 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
+36 |
1900,0 |
2.1.2 НДС по приобретенным ценностям (220) |
1809 |
24808 |
1,5 |
1,4 |
11,6 |
5,7 |
+22999 |
1371,4 |
2.1.3 Дебиторская задолженность (более 12 мес.) (230) |
- |
- |
||||||
2.1.4 Дебиторская задолженность (менее 12 мес.) (240) |
50496 |
65386 |
41,9 |
38,1 |
30,7 |
14,9 |
+14890 |
129,5 |
2.1.5 Краткосрочные финансовые вложения (250) |
15750 |
25677 |
13,1 |
11,9 |
12,1 |
5,9 |
+9927 |
163,0 |
2.1.6 Денежные средства, в т. ч. (260) |
7097 |
5253 |
5,9 |
5,4 |
2,5 |
1,2 |
-1844 |
74,0 |
Анализ структуры активов за 2003 г. показывает положительную динамику оборотных средств (в абсолютном выражении их величина увеличилась на 92625 тыс. руб. или на 76,9%). Увеличение оборотных средств может свидетельствовать об увеличении объема продаж, однако возможен вариант снижения их оборота.
Основной вес в формировании оборотных средств на начало 2003 г. имеет дебиторская задолженность (41,9%) и запасы (37,6%). На конец года структура оборотных средств изменилась. Основной вес в формировании оборотных средств на этот момент времени имеют запасы (43,1%), дебиторская задолженность (30,7%). Таким образом, на конец 2003 г. часть средств в виде дебиторской задолженности перешла в запасы. Однако в абсолютном выражении дебиторская задолженность возросла на 14890 тыс. руб. или на 29,5%. Тем не менее, снижение удельного веса дебиторской задолженности является положительным явлением в деятельности предприятия.
Таблица 2.2
Анализ структуры и динамики оборотных средств (2004г.)
Показатели |
Абсолютная величина |
Удельный вес на начало года |
Удельный вес на конец года |
Отклонение в абсол. вел-ах |
Темп роста |
|||
на начало года |
на конец года |
в разделе |
в валюте баланса |
в разделе |
в валюте баланса |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Всего активов предприятия (300) |
437952 |
607258 |
- |
100 |
- |
100 |
+169306 |
138,7 |
2.Всего оборотных активов (290) |
213029 |
335088 |
100 |
48,6 |
100 |
55,2 |
+122059 |
157,3 |
2.1 Оборотные активы, в т. ч.: |
||||||||
2.1.1 Запасы, в т. ч. (210) |
91906 |
58021 |
43,1 |
21,0 |
17,3 |
9,6 |
-33885 |
63,1 |
-сырье, материалы |
23835 |
7369 |
11,2 |
5,4 |
2,2 |
1,2 |
-16466 |
30,9 |
-затраты в НЗП |
832 |
678 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
-154 |
81,5 |
-готовая продукция |
66829 |
47442 |
31,4 |
15,3 |
14,2 |
7,8 |
-19387 |
71,0 |
-расходы будущих периодов |
372 |
2456 |
0,2 |
0,1 |
0,7 |
0,4 |
+2084 |
660,2 |
-прочие запасы и затраты |
38 |
76 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
+38 |
200,0 |
2.1.2 НДС по приобретенным ценностям (220) |
24808 |
18832 |
11,6 |
5,7 |
5,6 |
3,1 |
-5976 |
75,9 |
2.1.3 Дебиторская задолженность (более 12 мес.) (230) |
- |
- |
Окончание табл.2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2.1.4 Дебиторская задолженность (менее 12 мес.) (240) |
65386 |
118520 |
30,7 |
14,9 |
35,4 |
19,5 |
+53134 |
181,3 |
2.1.5 Краткосрочные финансовые вложения (250) |
25677 |
133890 |
12,1 |
5,9 |
40,0 |
22,0 |
+108213 |
521,4 |
2.1.6 Денежные средства, в т. ч. (260) |
5253 |
5825 |
2,5 |
1,2 |
1,7 |
1,0 |
+169306 |
138,7 |
Анализ структуры активов за 2004 г. показывает, что на конец года объем оборотных активов в абсолютном выражении увеличился на 122059 тыс. руб. или на 57,3%. Их доля в общем объеме активов предприятия увеличилась с 48,6 до 55,2%. Основную долю в формировании оборотных средств на конец 2004 г. занимают краткосрочные финансовые вложения – 40% (их сумма по сравнению с началом года увеличилась на 38,7%), дебиторская задолженность – 35,4%. Доля запасов снизилась с 43,1 до 17,3% в общем объеме оборотных активов. Наибольшие темпы роста имеют расходы будущих периодов (660,2%) и краткосрочные финансовые вложения предприятия (521,4%).
Проведем анализ дебиторской задолженности предприятия.
Таблица 2.3
Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности ООО Фабрика «Мороженое Инмарко»
Состав дебиторской задолженности |
На конец 2003 г. |
На конец 2004 г. |
Доля в объеме, % |
Изменение |
|||
тыс. руб. |
% к 2003г. |
||||||
2003 г. |
2004 г. |
||||||
Покупатели и заказчики |
34538 |
87532 |
52,8 |
73,9 |
+52994 |
253,4 |
|
Прочая |
30848 |
30988 |
47,2 |
26,1 |
+140 |
100,5 |
|
Всего |
65386 |
118520 |
100,0 |
100,0 |
+53134 |
181,3 |
|
Основную долю в дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, составляет задолженность покупателей и заказчиков. В 2003-2004 гг. доля этого вида задолженности возросла с 52,8 до 73,9%.
Далее проведем оценку эффективности использования оборотных средств, которая характеризуется показателями оборачиваемости активов предприятия, отражающих структуру имущества и зависящих от составляющих оборотных средств.
Чистый оборотный капитал (ЧОК). Он характеризует величину оборотных средств предприятия, остающейся после расчетов по краткосрочным обязательствам:
ЧОК = оборотный капитал (290) – краткосрочная задолженность (690) (2.1),
Исходя из данных бухгалтерского баланса чистый оборотный капитал на конец 2003 г. составляет 58897 тыс. руб., на конец 2004 г. – 1567 тыс. руб.
Формальное превышение (в стоимостной оценке) оборотных активов над краткосрочными пассивами является основным признаком ликвидности. Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с позиции ликвидности. В нашем случае в 2003-2004 гг. произошло снижение чистого оборотного капитала.
Отношение ЧОК ко всей сумме активов предприятия показывает долю ЧОК в структуре имущества.
Таблица 2.4
Анализ чистого оборотного капитала предприятия
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
Абсолютное отклонение 2004 –2003 |
|
|||
на начало |
на конец |
на начало |
на конец |
||||
на начало |
на конец |
|
|||||
ЧОК, тыс. руб. |
39250 |
58897 |
58897 |
1567 |
+19647 |
-57330 |
|
Доля ЧОК в сумме активов, % |
29,6 |
13,4 |
13,4 |
0,27 |
-16,2 |
-13,13 |
|
Таким образом, доля чистого оборотного капитала в общих активах рассматриваемого предприятия в 2003-2004 гг. снизилась с 29,6 до 0,27%. Это означает, что к концу 2004 г. практически все оборотные средства ООО Фабрика "Мороженое Инмарко" были сформированы за счет краткосрочных долгов. В этой ситуации значительную роль играют краткосрочные обязательства предприятия, при этом имеется большой риск нарушения ликвидности предприятия.
Проанализируем оборачиваемость оборотного капитала предприятия.
Этот показатель отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) оборотных средств предприятия:
. (2.2)
Период оборота оборотного капитала (в днях):
. (2.3)
Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота определяется по формуле:
, (2.4)
где , - длительность одного оборота оборотных средств в днях;
- однодневная реализация продукции, по отчетному периоду (руб.).
Оборачиваемость товарно-материальных ценностей (ТМЦ) отражает число оборотов запасов и затрат предприятия за анализируемый период:
. (2.5)
Оборачиваемость готовой продукции (ГП) показывает скорость оборота готовой продукции:
. (2.6)
Период оборота готовой продукции (в днях):
. (2.7)
Оборачиваемость дебиторской задолженности (ДЗ) показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием:
. (2.8)
Период оборота дебиторской задолженности (в днях):
. (2.9)
Расчет оборачиваемости оборотного капитала предприятия приведен в табл.2.14.
Таблица 2.5
Анализ оборачиваемости оборотного капитала
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
Абсолютное изменение |
Общая оборачиваемость оборотного капитала, об. |
4,2 |
3,4 |
-0,8 |
Период оборота оборотного капитала, дн. |
86,9 |
107,4 |
+20,5 |
Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота, тыс. руб. |
- |
- |
+45751,9 |
Оборачиваемость запасов, об. |
8,42 |
9,7 |
+1,28 |
Период оборота запасов, дн. |
43,3 |
37,6 |
-5,7 |
Оборачиваемость готовой продукции, об. |
13,9 |
12,72 |
-1,18 |
Период оборота готовой продукции, дн. |
26,3 |
28,7 |
+2,4 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, об. |
12,03 |
10,13 |
-1,9 |
Период оборота дебиторской задолженности, дн. |
30,3 |
36,03 |
+5,73 |
Снижение оборачиваемости с 4,2 до 3,4 оборотов в год свидетельствует о замедлении оборота оборотных средств на данном предприятии, что характеризуется отрицательно.
Период оборота оборотного капитала в среднем за 2003 г. составил 86,9 дней, за 2004г. – 107,4 дней. Таким образом, его длительность возросла на 20,5 дней. За счет замедления оборота в оборотный капитал за рассматриваемый период было вовлечено дополнительно 45751,9 тыс. руб.
Обратную ситуацию можно наблюдать с запасами товарно-материальных ценностей, оборачиваемость которых возросла с 8,42 до 9,7 оборотов в год. Соответственно, период оборота запасов уменьшился на 5,7 дней.
Несколько снизилась в 2004 году оборачиваемость готовой продукции и дебиторской задолженности. Оборачиваемость дебиторской задолженности снизилась с 12,03 до 11,13 оборотов в год, соответственно, период одного оборота дебиторской задолженности увеличился на 5,73 дней.
2.3 Анализ влияния эффективности использования оборотных средств на финансовую устойчивость, ликвидность и финансовые результаты предприятия
Анализ устойчивости финансового состояния на ту или иную дату позволяет ответить на вопрос: насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате.
Недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная - препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, в том числе эффективным использованием оборотных средств.
Анализ финансовой устойчивости можно провести с помощью абсолютных показателей, касающихся оборотных средств (таблица 2.6).
Таблица 2.6
Анализ показателей обеспеченности оборотными средствами и их влияния на финансовую устойчивость предприятия
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
Изменение |
Выводы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Собственные оборотные средства |
46400 |
26793 |
-19607 |
Снижение говорит об ухудшении финансового положения предприятия, о повышении риска финансовой деятельности |
2.Запасы и затраты |
68579 |
74964 |
+6385 |
Увеличение данного показателя можно характеризовать как рост потенциала предприятия |
3. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств |
-22179 |
-48171 |
-70350 |
Недостаток значительно увеличился, что частично является результатом уменьшения собственных средств |
Таким образом, снижение величины собственных оборотных средств свидетельствует об ухудшении финансового положения предприятия, о повышении риска его финансовой деятельности. Поэтому финансовое положение предприятия на конец 2004 г. можно охарактеризовать как неустойчивое, что соответствует положению, когда функционирующее предприятие использует для покрытия запасов только привлеченные средства.
Финансовое состояние предприятия с позиции перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности.
Платежеспособность предприятия – это его способность погасить свои займы при наступлении оговоренного срока. Оценка платежеспособности строится на сравнении суммы оборотных активов с внешней задолженностью.
Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.
Фирма считается ликвидной, если ее текущие (оборотные) активы превышают ее краткосрочные обязательства. Фирма может быть ликвидной в большей или меньшей степени. Для оценки реальной степени ликвидности фирмы необходимо провести анализ ликвидности баланса [15 дип].
В целях анализа статьи актива делятся на четыре группы по степени ликвидности, а статьи пассива баланса группируются по степени срочности их оплаты (табл.2.19). Баланс абсолютно ликвиден, если по каждой группе обязательств имеется соответствующее покрытие активами, т. е. предприятие способно без существенных затруднений погасить свои обязательства. Недостаток активов той или иной степени ликвидности свидетельствует о возможных осложнениях в выполнении предприятием своих обязательств.
Абсолютная ликвидность баланса характеризуется соотношением:
А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.
А1: Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) (260+250)
П1: Наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность) (620)
А2: Быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность) (240)
П2: Краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы) (610)
А3: Медленно реализуемые активы (все ТМЗ) (210)
П3: Долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) (590)
Таблица 2.7
Анализ ликвидности баланса предприятия
Активы |
Абсол. значения |
Пассивы |
Абсол. значения |
Платежный +/- |
В % к группе П |
||||
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
||
А1 |
26889 |
85323 |
П1 |
32535 |
42740 |
-5646 |
42583 |
-17.4 |
99.6 |
А2 |
57941 |
91953 |
П2 |
101376 |
201087 |
-43435 |
-109134 |
-42.8 |
-54.3 |
А3 |
68579 |
74964 |
П3 |
2673 |
3439 |
65906 |
71525 |
2465.6 |
2079.8 |
На основе матрицы ликвидности можно дать оценку финансовой устойчивости предприятия (табл.2.8).
Таблица 2.8
Типы финансовой устойчивости на основе матрицы ликвидности
Тип устойчивости |
Период |
||
Текущий |
Краткосрочный |
Долгосрочный |
|
Абсолютная |
А1 ≥ П1 |
А1 ≥ П1 + П2 |
А1 ≥ П1+ П2 + П3 |
Нормальная |
А1 + А2 ≥ П1 |
А1+А2 ≥ П1+П2 |
А1+А2 ≥П1+П2+П3 |
Минимальная |
А1+А2+А3 ≥ П1 |
А1+А2+А3≥П1+П2 |
А1+А2+А3≥П1+П2+П3 |
Кризисная |
А1+А2+А3< П1 |
А1+А2+А3<П1+П2 |
А1+А2+А3<П1+П2+П3 |
Значительное увеличение в 2003-2004 гг. в составе оборотных средств денежных средств и краткосрочных финансовых вложений по отношению к кредиторской задолженности повысило ликвидность предприятия в текущем периоде деятельности. Однако быстрореализуемые активы предприятия составляют всего около 50% от суммы краткосрочных пассивов, в этом случае условие ликвидности в текущем периоде не выполняется. В то же время величина медленно реализуемых оборотных активов (товарно-материальных запасов) значительно превышает долгосрочные пассивы, следовательно, в этом случае выполняется условие ликвидности.
Таким образом, предприятие абсолютно устойчиво в текущем периоде. В краткосрочном и долгосрочном периоде выполняется только условие минимальной ликвидности.
Данный анализ показал, что возрастание размера оборотных средств относительно пассивов предприятия повышает ликвидность предприятия.
Для рассмотрения влияния эффективности использования оборотных средств предприятия в следующей таблице приведены данные о финансовых результатах деятельности предприятия (таблица 2.9).
Таблица 2.9
Анализ структуры балансовой прибыли предприятия, тыс. руб.
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
Абсолютное изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от продаж (10) |
697310 |
931885 |
234575 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (20) |
577174 |
726870 |
149696 |
Коммерческие расходы (30) |
101703 |
134180 |
32477 |
Управленческие расходы (40) |
12827 |
21585 |
8758 |
Прибыль от продаж (50) |
5606 |
49250 |
43644 |
Проценты к уплате (70) |
- |
425 |
425 |
Операционные доходы (90) |
88509 |
27134 |
-61375 |
Операционные расходы (100) |
99293 |
36354 |
-62939 |
Внереализационные доходы (120) |
217408 |
34016 |
-183392 |
Внереализационные расходы (130) |
147855 |
18520 |
-129335 |
Прибыль до налогообложения (140) |
64375 |
55101 |
-9274 |
Налог на прибыль (150) |
- |
13240 |
13240 |
Чистая прибыль (190) |
62671 |
41861 |
-20810 |
Данные таблицы 2.9 показывают, что в 2004 г. у предприятия улучшилось положение в сравнении с 2003 г. в том отношении, что увеличилась прибыль от производства и торговли мороженым.
Результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности. Экономическая эффективность представляет собой показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Эффективность использования оборотных средств оценим по показателю рентабельности оборотных средств, которая рассчитывается по формуле:
(2.10)
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
Абсолютное изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Чистая прибыль (190) |
62671 |
41861 |
-20810 |
Оборотный капитал (290) |
166717 |
274059 |
+107342 |
Рентабельность оборотного капитала, % |
37,6 |
15,3 |
-22,3 |
Таким образом, эффективность использования оборотного капитала предприятия снизилась. В 2004 г. 1 руб., вложенный в оборотные активы, принес 15,3 коп. чистой прибыли, тогда как в 2003 г. он принес 37,6 коп. чистой прибыли.
В заключение данного раздела сделаем следующие выводы.
Формальное превышение (в стоимостной оценке) оборотных активов над краткосрочными пассивами является основным признаком ликвидности. Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с позиции ликвидности. В нашем случае в 2003-2004 гг. произошло снижение чистого оборотного капитала. Доля чистого оборотного капитала в общих активах рассматриваемого предприятия в 2003-2004 гг. снизилась с 29,6 до 0,27%. Это означает, что к концу 2004 г. практически все оборотные средства предприятия были сформированы за счет краткосрочных долгов. В этой ситуации значительную роль играют краткосрочные обязательства предприятия, при этом имеется большой риск нарушения ликвидности предприятия.
Снижение оборачиваемости с 4,2 до 3,4 оборотов в год свидетельствует о замедлении оборота оборотных средств на данном предприятии, что характеризуется отрицательно. Период оборота оборотного капитала в среднем за 2003 г. составил 86,9 дней, за 2004г. – 107,4 дней. Таким образом, его длительность возросла на 20,5 дней. За счет замедления оборота в оборотный капитал за рассматриваемый период было вовлечено дополнительно 45751,9 тыс. руб.
Обратную ситуацию можно наблюдать с запасами товарно-материальных ценностей, оборачиваемость которых возросла с 8,42 до 9,7 оборотов в год. Соответственно, период оборота запасов уменьшился на 5,7 дней.
Снижение величины собственных оборотных средств свидетельствует об ухудшении финансового положения предприятия, о повышении риска его финансовой деятельности. Поэтому финансовое положение предприятия на конец 2004 г. можно охарактеризовать как неустойчивое, что соответствует положению, когда функционирующее предприятие использует для покрытия запасов только привлеченные средства.
Рентабельность оборотного капитала предприятия снизилась с 37,6 до 15,3%.
Таким образом, снижение эффективности использования оборотных средств, проявившееся в замедлении оборачиваемости оборотных средств, снижении рентабельности оборотного капитала, уменьшении чистого оборотного капитала и собственных оборотных средств предприятия, оказало прямое влияние на снижение эффективности его деятельности.
3. Пути повышения экономической эффективности использования оборотного капитала
Анализ состояния и использования оборотных средств ООО Фабрика «Мороженое Инмарко» показал, что эффективность управления оборотным капиталом снижается. Оборачиваемость оборотных средств на данном предприятии снизилась с 4,2 до 3,4 оборотов год. Период оборота оборотного капитала в среднем за 2003 г. составил 86,9 дней, за 2004г. – 107,4 дней, его длительность возросла на 20,5 дней.
Величина собственных оборотных средств снизилась, что свидетельствует об ухудшении финансового положения предприятия, о повышении риска его финансовой деятельности. Также снизилась рентабельность оборотного капитала предприятия с 37,6 до 15,3%.
Поэтому для улучшения использования оборотного капитала необходимо определить мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотных средств.
Тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия сводятся:
1) к превращению текущих финансовых потребностей предприятия в отрицательную величину;
2) к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия;
3) к выбору наиболее подходящего для предприятия типа политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами.
Текущие финансовые потребности – это разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью. Также их можно определить как недостаток собственных оборотных средств или потребность в краткосрочном кредите.
Учитывая остроту проблемы недостатка собственного оборотного капитала, сконцентрируемся на природе текущих финансовых потребностей и способах их регулирования.
Средняя длительность оборота оборотных средств – время, необходимое для превращения средств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на счет:
= + -
Исходя из определения периода оборачиваемости оборотных средств, предприятие заинтересовано в сокращении периодов оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличении среднего срока оплаты кредиторской задолженности в целях ускорения оборачиваемости оборотного капитала (снижения показателя периода оборачиваемости оборотных средств).
Этому будет способствовать получение отсрочек платежа от поставщиков, от работников предприятия (если оно имеет задолженность по зарплате), от государства (если оно имеет задолженность по уплате налогов). Отсрочки платежа дают источник финансирования, порождаемым самими эксплуатационным циклом. Однако этому не будет способствовать замораживание определенной части средств в запасах (это порождает первостепенную потребность предприятия в финансировании), а также предоставление отсрочек платежа клиентам, хотя такие отсрочки соответствуют коммерческим обычаям.
Поэтому для оптимизации этих мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, в частности, и для ООО Фабрика «Мороженое Инмарко» необходимо рекомендовать следующие пути ускорения:
1) в хозяйственной практике использовать принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, полностью соответствующий формуле Дюпона;
2) предоставлять скидки покупателям за сокращение сроков расчетов (спонтанное финансирование);
3) учет векселей и факторинг.
Как было выяснено во второй главе, за 2003-2004 гг. период погашения дебиторской задолженности увеличился с 30 до 36 дней. А, предоставляя отсрочку даже в 30 дней, предприятие идет на упущенную выгоду – тот же убыток – по крайней мере, в сумму банковского процента, который можно было бы получить на эту сумму за месяц, получи предприятие ее оплату немедленно. Более того, если рентабельность предприятия превышает среднюю банковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная им в оборот, могла бы принести еще большее приращение.
С другой стороны, зачастую трудно реализовать продукцию, не предоставляя коммерческого кредита. В странах с развитой рыночной экономикой давно был найден и успешно применяется способ облегчения положения поставщика: спонтанное финансирование [12].
Суть его заключается в том, что поставщик (например, ООО Фабрика «Мороженое Инмарко») разрабатывает определенную систему скидок для клиентов, при этом величина скидки зависит от срока оплаты по счету. Соотношение «величина скидки – срок оплаты» - поставщик определяет сам в зависимости от того же банковского процента или рентабельности своей деятельности. Например, если клиент оплачивает товар в день отгрузки, он получает скидку 24%. Если он оплачивает в течение 15 дней с момента отгрузки – он получает скидку уже в размере 22%, 20 дней – 20%, 30 дней – 15% и т.д. Клиент при этом сам решает, сколько дней ему откладывать оплату продукции, исходя из цены отказа от скидки, т.е. может оказаться, что лучше взять банковский кредит и оплатить поставщику товар в течение 15 дней или даже немедленно, так как банковский кредит выйдет дешевле, чем потерянная сумма от скидки.
Возможно, спонтанное финансирование будет для поставщика менее выгодным, чем вовсе отказ от предоставления коммерческого кредита, однако, как уже отмечалось, при отказе от коммерческого кредита в условиях конкуренции реализовать товар сложно.
Таким образом, спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.
Эффективность управления текущими активами и текущими пассивами можно также повысить, разумно используя учет векселей и факторинг с целью превращения текущих финансовых потребностей в отрицательную величину и ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Главное преимущество учета векселя – немедленное превращение дебиторской задолженности поставщика в деньги на его счете. Но за это также нужно платить – определенный дисконт банку.
Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней, остающихся от дня учета векселя до срока платежу по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки:
, (3.1)
где Д – дисконт, руб.;
Номинал – номинал векселя, руб.;
Чдн – число дней от даты учета до платежа по векселю;
Уч.ст. – учетная ставка банка, %.
Чем больше номинальная стоимость векселя, тем большую сумму удержит банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней останется до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку.
Например, оптовый клиент ООО Фабрика «Мороженое Инмарко» нуждается в срочной отгрузке продукции на сумму 420 тыс. рублей, но при этом не имеет возможности рассчитаться немедленно. Определим номинал векселя, который ему необходимо приобрести в банке, чтобы оплатить товар на 420 тыс. рублей. Пусть срок платежа по векселю – 15 дней, учетная ставка банка – 3%.
Если он приобретет вексель на сумму 420 тыс. руб., то дисконт будет равен:
Тогда сумма, которая будет получена поставщиком будет равна:
Этой суммы будет не хватать для оплаты за отгрузку, поэтому номинал векселя должен быть больше, например 420,8 тыс. руб. Тогда дисконт и сумма, полученная поставщиком будут равны:
Этого векселя будет достаточно для оплаты этого заказа.
Таким образом, учет векселей является альтернативной формой расчетов с клиентами и в то же время – способом ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Чтобы ускорить получение денег по векселю, владельцу не обязательно продавать его банку. Можно и заложить. Но при этом, как правило, банк требует так называемого аваля, т.е. гарантии своевременности платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо, либо одно из лиц, подписавших вексель.
Теперь о факторинге. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями [1].
Факторинговые услуги предоставляются «без финансирования» или «с финансированием».
В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.
Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа.
Стоимость факторинговых услуг складываются из двух элементов;
- комиссии (платы за обслуживание в процентах от суммы счета-фактуры);
- процентов, взимаемых при досрочной оплате представляемых документов.
Определим, когда целесообразно прибегать к учету векселей, факторингу. Факторинг, равно как и учет векселей, имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок. Это обычно бывает при следующих обстоятельствах:
- когда предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента;
- когда потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя или факторингу;
- когда нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.
Итак, для ускорения оборачиваемости оборотных средств ООО Фабрика «Мороженое Инмарко» необходимо рекомендовать использование в хозяйственной деятельности руководящего принципа «дорогой закупки и дешевой продажи» в целях налаживания длительных взаимовыгодных связей с поставщиками и покупателями в условиях конкуренции, а также использование трех альтернативных способов расчетов с покупателями: спонтанного финансирования, выгодного за счет разработки эффективной системы скидок, включающую совокупность сочетаний «срок отсрочки – величина скидки», оплату векселями, а также использование факторинга.
Все три формы расчета выгодны, так как поставщику позволяют превратить дебиторскую задолженность в наличность, а покупателю – приобрести товар на выгодных условиях. В любом случае и поставщик, и покупатель должны оценить выгодность всех возможных вариантов расчета и прийти к одному или нескольким взаимовыгодным вариантам.
Далее определим общие рекомендации по управлению основными элементами оборотных активов для ООО Фабрика «Мороженое Инмарко».
Во-первых, это касается формирования запасов. Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование запасов товарно-материальных ценностей, осуществляется путем определения потребности в отдельных видах запасов.
Потребность в запасах каждого вида определяется раздельно по таким группам: запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения, запасы целевого назначения. Среди этих групп запасов основное внимание должно быть уделено определению потребности в запасах текущего хранения.
Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляется собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования.
Обеспечение своевременного вовлечения в хозяйственный оборот излишних запасов товарно-материальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нормативного и фактического размера запасов).
Во-вторых, это касается управления дебиторской задолженностью, которое уже рассматривалось в предыдущих подразделах.
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
В основе управления дебиторской задолженностью – два подхода:
1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
И, в-третьих, это касается управления денежными активами.
Обеспечение ускорения оборота денежных активов определяет необходимость поиска резервов такого ускорения на предприятии. Основными из этих резервов являются:
а) ускорение инкассации денежных средств, при котором сокращается остаток денежных активов в кассе;
б) сокращение расчетов наличными деньгами (наличные денежные расчеты увеличивают остаток денежных активов в кассе и сокращают срок пользования собственными денежными активами на период прохождения платежных документов поставщиков);
в) сокращение объема расчетов с поставщиками с помощью аккредитивов и чеков, так как они отвлекают на продолжительный период денежные активы из оборота в связи с необходимостью предварительного их резервирования на специальных счетах в банках.
Заключение
В процессе достижения цели работы, суть которой состояла в исследовании показателей оценки оборотных средств предприятия и поиске путей повышения эффективности его использования, были решены задачи:
- исследования теоретических аспектов процесса управления оборотным капиталом, в частности определения природы оборотного капитала, а также способов эффективного управления им;
- анализа финансового состояния, состояния, динамики оборотного капитала предприятия и эффективности его использования;
- определения путей повышения эффективности использования оборотного капитала предприятия.
Объектом исследований в работе выступило предприятие ООО Фабрика «Морожено Инмарко», занимающееся производством и продажей мороженого.
По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы.
В 2003-2004 гг. произошло снижение чистого оборотного капитала рассматриваемого предприятия. Доля чистого оборотного капитала в общих активах в 2003-2004 гг. снизилась с 29,6 до 0,27%. Это означает, что к концу 2004 г. практически все оборотные средства предприятия были сформированы за счет краткосрочных долгов. В этой ситуации значительную роль играют краткосрочные обязательства предприятия, при этом имеется большой риск нарушения ликвидности предприятия.
Снижение оборачиваемости с 4,2 до 3,4 оборотов в год свидетельствует о замедлении оборота оборотных средств на данном предприятии, что характеризуется отрицательно. Период оборота оборотного капитала в среднем за 2003 г. составил 86,9 дней, за 2004г. – 107,4 дней. Таким образом, его длительность возросла на 20,5 дней. За счет замедления оборота в оборотный капитал за рассматриваемый период было вовлечено дополнительно 45751,9 тыс. руб.
Обратную ситуацию можно наблюдать с запасами товарно-материальных ценностей, оборачиваемость которых возросла с 8,42 до 9,7 оборотов в год. Соответственно, период оборота запасов уменьшился на 5,7 дней.
Снижение величины собственных оборотных средств свидетельствует об ухудшении финансового положения предприятия, о повышении риска его финансовой деятельности. Поэтому финансовое положение предприятия на конец 2004 г. можно охарактеризовать как неустойчивое, что соответствует положению, когда функционирующее предприятие использует для покрытия запасов только привлеченные средства.
Рентабельность оборотного капитала предприятия снизилась с 37,6 до 15,3%.
Таким образом, снижение эффективности использования оборотных средств, проявившееся в замедлении оборачиваемости оборотных средств, снижении рентабельности оборотного капитала, уменьшении чистого оборотного капитала и собственных оборотных средств предприятия, оказало прямое влияние на снижение эффективности его деятельности.
Данные выводы показали, что в целях предотвращения дальнейшего ухудшения финансового состояния предприятия необходимо предпринять соответствующие меры по повышению эффективности управления оборотным капиталом предприятия.
Для ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия необходимо рекомендовать использование в хозяйственной деятельности руководящего принципа «дорогой закупки и дешевой продажи» в целях налаживания длительных взаимовыгодных связей с поставщиками и покупателями в условиях конкуренции, а также использование трех альтернативных способов расчетов с покупателями: спонтанного финансирования, выгодного за счет разработки эффективной системы скидок, включающую совокупность сочетаний «срок отсрочки – величина скидки», оплату векселями, а также использование факторинга.
Все три формы расчета выгодны, так как поставщику позволяют превратить дебиторскую задолженность в наличность, а покупателю – приобрести товар на выгодных условиях. В любом случае и поставщик, и покупатель должны оценить выгодность всех возможных вариантов расчета и прийти к одному или нескольким взаимовыгодным вариантам.
Данные рекомендации при условии их выполнения будут способствовать совершенствованию политики управления оборотным капиталом ООО Фабрика «Мороженое Инмарко» и улучшению конечных результатов деятельности данного предприятия.
Список литературы
1. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков (теория и практика) // Бизнес и банки. – 2000. - №15.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Гребнев А.И. и др. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие для торговых вузов / Гребнев А.И., Баженов Ю.К., Габриэлян О.А., Горина Г.А. – М.: Экономика, 1997. – 258с.
4. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000. – 278с.
5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М., 2000.
6. Мизиковский Е., Дружиловская Т. Финансовое положение предприятия: различные концепции // Финансовая газета. – 2000. - №45, 46, 47.
7. Парушина Н.В. Анализ собственного и привлеченного капитала в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2002. - №3.
8. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика: Учебное пособие для вузов / И.В. Пещанская. – М.: Издательство "Экзамен", 2005.
9. Подъяблонская Л.М., Поздняков К.К. Финансовая устойчивость и оценка несостоятельности предприятий // Финансы. – 2000. - №12.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2001.
11. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Володин А.А. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
12. Слепов В.А., Громова Е.К. О взаимосвязи финансовой политики, стратегии и тактики // Финансы. – 2000. - №8.
13. Фомин П.А., Хохлов В.В. Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики. – М., 2002.