Содержание

1. Дайте оценку экономической эффективности совершенной конкуренции. Почему совершенную конкуренцию принято рассматривать как идеальную модель организации рынков?. 3

2. Что такое инфляция и дефляция? Объясните, как устроены показатели, с помощью которых измеряют инфляцию, - агрегатные индексы цен и темпы инфляции. 5

Задачи. 12

Тесты.. 14

Список использованной литературы.. 17

1. Дайте оценку экономической эффективности совершенной конкуренции. Почему совершенную конкуренцию принято рассматривать как идеальную модель организации рынков?

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства[1].

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность -  монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

1.Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2.Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

3.Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

4.Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4.Продавцы действуют независимо друг от друга;

5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен[2].

   Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

2. Что такое инфляция и дефляция? Объясните, как устроены показатели, с помощью которых измеряют инфляцию, - агрегатные индексы цен и темпы инфляции.

Появление инфляции, по всей видимости, связано с самим возникновением денег. Инфляция – это болезнь денег. Нет денег – не будет и инфляции. Как мы понимаем, это возможно разве что при коммунизме, который пока еще никому построить не удалось. Сам термин (кстати, он происходит от латинского inflatio - вздутие) впервые был употреблён лишь в прошлом веке. В период 1861-1865 гг. Кто знаком с историей, тот знает, что в это время в Америке имела место гражданская война между Севером и Югом. Война, как и любое экономическое и социальное потрясение, привела к разбуханию денежной массы. В XIX веке этот термин употреблялся также в Великобритании и во Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе данное понятие получило уже в нашем столетии, сразу после Первой Мировой. СССР же, по традиции, отставал от развитых стран, и термин «инфляция» в советской литературе можно встретить лишь в середине 20-ых гг[3].

Что подразумевают под словом “инфляция”? Дам несколько определений (понятно, что их можно дать бесконечное количество).

Инфляция – это:

-    повышение общего уровня цен;

-    процесс обесценения денег, мешающий деньгам хорошо выполнять свои функции;

-    переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен;

Эти три определения дополняют друг друга, однако не выражают следующую вещь. Инфляция, хоть она и проявляется только в росте товарных цен не является сугубо денежным феноменом: это социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно инфляция - это одна из наиболее острых проблем современной экономики практически во всех странах мира. Почему? В чем она выражается? Давайте сначала поговорим о причинах этого явления.

Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Так, во время войн государство часто выпускало большое количество необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов[4].

Дефляция - искусственное изъятие из обращения части избыточной денежной массы. Проводится правительствами с целью снижения темпов инфляции путем увеличения налогов, повышения учетной ставки, продажи государственных ценных бумаг, усиления внешнеторгового и валютного регулирования и т.д.

Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен, а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты.

В отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Это происходит,  когда меняются общие воспроизводственные условия, в результате чего происходит рост издержек производства.

Инфляционный процесс связан с таким ростом цен, который не вызван непосредственным возрастанием затрат на производство. Инфляция есть результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение.

Наиболее лаконичное определение инфляции — повышение общего уровня цен, наиболее общее — переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

«Превышение меры в выпусках бумажной монеты по строгой правде не может быть иначе представляемо, как в виде неприметного похищения части из имущества каждого».

(Н. Моровинов, экономист, философ и государственный деятель России конца XVIII в.)

От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего, от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, скажем года. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

Количество денег в обращении зависит далее от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.

Превышение  количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию. Она приводит к росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом. Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.

Во время инфляции происходит:

-    Обесценивание денег по отношению к золоту;

-    Обесценивание денег по отношению к товару;

-    Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках[5].

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:

-    Должно быть постоянное равновесие государственного бюджета;

-     Центральный банк должен вести идеальную политику;

-    Государство не должно вмешиваться в распределение доходов;

-    Страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди, лишенные инфляционных ожиданий.

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:

      Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

      Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%.

3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.

Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.

Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего  года из индекса этого  года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 2003 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 2004г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:

темп инфляции = 118,З - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Существует несколько индексов цен.

-    ндекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);

-    индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;

-    индексы количества наличных денег  в обращении и выпуск денег в обращение;

-    индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).

Выделяют и другие, менее известные индексы цен:

-    индекс оптовых цен производителя;

-    дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручи-вания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

 

Задачи

3. Пусть средние переменные издержки конкурентного предприятия описываются уравнением AVC = 100 + 2q2 руб., постоянные издержки  FC = 600 тыс. руб. определите оптимальный объем производства предприятия, если р = 250 руб., чему равна при этом прибыль предприятия?

Решение

Полные издержки 1 единицы товара равны:

АС = 100+2q2+600 000/q

При равновесии издержки равны цене:

100+2q2+600 000/q = 250

отсюда q равно 125 тыс. ед.

VC = 100+2*1252= 31 350 тыс. руб.

ТМ = 125 * 250 = 31 350 тыс. руб.

При этом не произойдет покрытие постоянных издержек, которые будут представлять убытки

Ответ:

Прибыль предприятия равна 31350 тыс. руб.

4. Пусть потенциальный ВВП равен 200 ден. ед. совокупный спрос описывается уравнением Qd=400-60*Р. определите абсолютную величину разрыва ВВП (в ден. ед.) при Р=2,5 каким должен быть уровень цен, чтобы экономика находилась в долгосрочном равновесии? Дать графическую иллюстрацию.

Решение

Определим спрос при цене 2,5:

Qd=400-60*2,5 = 250 ден. ед.

Значит абсолютная величина разрыва равна 50 ден. ед.

Определим уровень цен в долгосрочном периоде:

200 = 400-60*Р

200= 60Р

Р = 3,33 ден. ед.

 

P

  5

                                                                             S1

3,33                                                                                  S0

2.5

                                                       дефицит                           D

                   20                              80            100

    

                                                                                    Q

Ответ:

Уровень для нахождения экономики страны в долгосрочном равновесии должен быть равен Р = 3,33 ден. ед.

Тесты

5. Кривая ломаного спроса олигополистов основывается на предложении, что:

а) конкуренты следуют за сокращением цены, но игнорируют ее повышение.

б) конкуренты противостоят как снижению, так и повышению цен,

в) конкуренты игнорируют снижение цены, но следуют за ее повышением

г) дифференциация продуктов отсутствует.

Ответ: а - так как при повышении цены конкурента олигополист будет стремиться занять его место на рынке, а при сокращении цены он будет сокращать производство, так как спрос на его товар сократится.

6. Если товары А и Б - субституты, то повышение цены на Б вызовет:

а) снижение цены на А.

б) сдвиг кривой спроса на Б влево, а кривой спроса А - вправо;

в) сдвиг кривой спроса на А вправо,

г) сдвиг кривой спроса на А и Б вправо,

д)сдвиг кривой спроса на А и Б влево.

Ответ: в - так как рост цен на товар .который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар.

7. Если производитель товара Х будет получать дотацию в размаре 100 руб. на каждую произведенную единицу товара, то равновесная рыночная цена этого товара:

а) увеличится на 100 руб., если спрос на Х абсолютно неэластичен по цене.

б) снизится на 100 руб., если спрос абсолютно эластичен по цене,

в) снизится на величину меньшую, чем 100 руб., если спрос на товар Х эластичен по цене.

г) увеличится на величину меньшую, 100 руб. если спрос на Х неэластичен по цене.

Ответ: б - так как если спрос эластичен, то увеличение спроса будет происходить быстрее, чем снижение цены.

8. Оопределите уровень безработицы, исходя из следующих данных: трудоспособное население страны составляет 188,1 млн. чел., в экономике занято 119,0 млн. чел., безработных в стране - 6,5 млн. чел.

а) 5,5%.

б) 5,2%,

в) 3,5%.

г) 2,5.

Ответ: в, так как отношение трудоспособного населения к безработному, 6,5/188,1*100=3,5%.

9. Что является инструментом бюджетной политики?

а) процентная ставка.

б) бюджетный дефицит,

в) предложение денег,

г) валютные и золотые запасы в стране.

д) валютный курс национальной денежной политики.

Ответ: д - так как в бюджет закладываются определенные границы валютного курса, исходя из которого определяется эффективность импортно-экспортных операций, и составляется бюджет.

10. Какая из приведенных операций с денежными ресурсами приводит к росту денежной массы?

а) ЦБ продает часть золотого резерва зарубежному банку.

б) ЦБ покупает валютные ресурсы,

в) коммерческий банк сдает наличные денежные ресурсы в РКЦ,

г) коммерческий банк предоставляет кредит другому коммерческому банку.

Ответ: б - так как при выкупе у населения валюты другой страны в обращении увеличивается денежная масса.

Список использованной литературы

1.                     Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 2003.

2.                     Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. – Ярославль: Академия развития, 2004.

3.                     Основы экономики в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4.                     Липсиц И.В. Экономика. – М.: Вита-Пресс, 2003.

5.                     Экономическая теория./Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2004.


[1] Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. – Ярославль: Академия развития, 2004. – С. 126

[2] Экономическая теория./Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 149

[3] Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 2003. – С. 160

[4] Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. – Ярославль: Академия развития,  2004. – С. 220

[5] Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. – Ярославль: Академия развития, 2004. – С. 229