ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Особенности построения бухгалтерского учета, аналитической работы и финансового контроля в бюджетных организациях. 5
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях Российской Федерации. 5
1.2 Построение аналитической работы в бюджетных организациях. 8
1.3 Организация финансового контроля в бюджетных организациях. 15
Список литературы.. 24
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетные организации создаются органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета.
Бюджетные организации осуществляют свои функции на основе поступлений финансирования.
Оптимальное существование, без нагнетания социальной напряженности, бюджетных организаций возможно лишь при поступлении денежных средств на все статьи сметы расходов. Возможность использования внебюджетных средств на статьи расходов запланированных для их использование, а не замещения не поступивших бюджетных денежных средств.
Контроль за использованием поступающего финансирования возложен на бухгалтерию бюджетных организаций, на лицевые счета которых поступают денежные средства и из бюджетов всех уровней.
Бухгалтерский учет, эта сфера деятельности, которая постоянно находится в движении. Ей приходится реформироваться под прессом изменений в законодательстве. Как уголовного, гражданского, административного, так и налогового законодательства.
Бухгалтерский учет реформируется во всех сферах производственной и хозяйственной деятельности государства. Данный процесс проходит постепенно, чтобы сгладить приведение бухгалтерский учета в соответствие с международными стандартами бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, так же не стоит на месте, изменяет методологию учета в связи принятием новых нормативных актов, применяемых только для бюджетных организаций, а также используемых для всех налогоплательщиков нашей страны, без исключения.
Целью данной дипломной работы, является анализ организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
Бухгалтерский учет, аудит и анализ деятельности организаций любой собственности является основной составляющей на пути к становлению рациональной и социальной экономики. Объединение этих составляющих даст ту основу нашему обществу, на основе которой оно сможет стабильно развиваться на протяжении долгого периода времени.
Объектом исследования дипломной работы является отдел по обеспечению деятельности мировых судей Хабаровского края.
В первой главе диплома будет рассмотрены особенности построения бухгалтерского учета, аналитической работы и финансового контроля в бюджетных организациях.
Вторая глава диплома состоит из краткой характеристики исследуемой организации. Проведен детальный анализ построения бухгалтерского учета. Анализ организации аналитической работы и финансового контроля.
В третьей главе дипломной работы представлены пути совершенствования ведения бухгалтерского учета, аналитической работы и финансового контроля.
При написании дипломной работы использованы: нормативная документация: законы, инструкции, методические указания и специальная литература экономического характера и т.д.
1. Особенности построения бухгалтерского учета, аналитической работы и финансового контроля в бюджетных организациях.
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях Российской Федерации
В Законе о бухгалтерском учете, принятом Федеральным законом 21 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ с учетом изменений и дополнений в редакции от 01.01.2004 г., дано определение сущности бухгалтерского учета. Также указаны его задачи, основные правила его ведения, оценки имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее предоставления, приведены основные понятия по бухгалтерскому учету и отчетности [2].
Также в статье 5 Закона «О бухгалтерском учете», в котором закреплены основы нормативного регулирования бухгалтерского учета, сочетающие центральное руководство с самостоятельностью организаций в выработке учетной политики[2].
Первый уровень регулирования – законодательный, обеспечивает единообразие ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, своевременное составление и предоставление пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации их доходах и расходах.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, на данном уровне, состоит из Закона «О бухгалтерском учете», Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и др.
На втором уровне регулирования находятся национальные стандарты учета - положения по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются Министерства Финансов Российской Федерации.
На третьем уровне системы нормативного регулирования находятся подзаконные акты органов, которым законодательством предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции: инструкции и методические указания, в том числе планы бухгалтерского учета и инструкции по их применению, а также другие материалы, утвержденные Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Министерством по налогам и сборам. Эти нормативные акты не должны противоречить нормативным документам Министерства финансов, которому принадлежит ведущее место на этих уровнях. К этому уровню относятся: Инструкция № 70н, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 года. Четвертый уровень нормативного регулирования составляют документы организаций, разработанные ими при формировании учетной политики. Организациям предоставлено право выбора варианта учета отдельных объектов исходя из документов трех уровневой системы [3, c.18].
В системе нет четкого разделения критерия регулирования, какие правила учета рассматривает тот или иной уровень системы нормативного регулирования и как он взаимодействует с документами других уровней.
Учет в бюджетных организациях регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 года, № 70н. В Инструкции по бухгалтерскому учету содержатся указания по организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях, а также приведены план счетов для них и указания по порядку учета на счетах. В приложениях к Инструкции приведены формы первичных документов и учетных регистров, корреспонденции субсчетов по основным бухгалтерским операциям и перечень изменений и дополнений, вносимых в нормативные акты Минфина Российской Федерации[3, c.19].
Указанная Инструкция распространяется на все бюджетные организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность, которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Финансирование бюджетных организаций регулируется Бюджетным кодексом РФ принятым федеральным законом № 145 - ФЗ от 31.07.1998 г., в редакции федерального закона от 09.05.2005г, В нем установлены понятия и термины, используемые при определении доходов и расходов бюджета, подведомственность бюджетов Российской Федерации, а также компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. Также в Бюджетном кодексе Российской Федерации устанавливается такое понятие, как бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. Понятие, состав, виды и принципы бюджетной классификации, порядок формирования доходов и расходов бюджетов всех уровней. В документе также указанно понятие бюджетного процесса и участники бюджетного процесса, которые осуществляют свою деятельность на основании поступающих бюджетных средств. В статье 166 Бюджетного кодека установлено понятие бюджетного учреждения, которое должно составлять смету доходов и расходов и проект сметы на очередной финансовый год. Также оно должно учитывать и использовать бюджетные средства, исполняя смету доходов и расходов. Бюджетный кодекс наделяет полномочиями по контролю за использование бюджетных средств Органы Федерального Казначейства [1].
Бюджетная организация руководствуется при заполнении первичных форм бухгалтерской отчетности Постановлением от 30 октября 1997 г., №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в строительстве» (в редакции Постановления Госкомстата РФ от 29.12.2000 № 136). В данном документе указан перечень первичных документов и методика их заполнения по каждой первичной бухгалтерской форме [3,c.118].
Планов счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета.
В бюджетных организациях, для бухгалтерского учета применяется план счетов, утвержденный Минфином Российской Федерации в составе Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 года, № 70н.
В последующих главах отражены источники формирования имущества организации и покрытия расходов бюджетных организаций, доходы, прибыли и убытки, выполненные и сданные заказчиком продукция, работа и услуги.
Порядок ведения аналитического учета бюджетных организации устанавливают сами исходя из плана счетов и Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 года, № 70н [3,c.25].
1.2 Построение аналитической работы в бюджетных организациях
В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Цели бюджетного анализа:
• оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
• обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;
• обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
• выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
• обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
• выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
• обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
• обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
• выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
• определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
• выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:
• определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
• определить уровень устойчивости территориального бюджета;
• выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
• определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики [4, c. 21].
Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
Следующий метод — группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.
Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
1) горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
2) вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
3) трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
4) факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.);
В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.
В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.
Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:
1) абсолютно устойчивым;
2) нормальным;
3) неустойчивым;
4) кризисным.
Нами предлагаются следующие методы определения степени устойчивости территориальных бюджетов.
1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если:
Рм < Дс + Др , (1.1)
где Рм — минимальные расходы бюджета;
Дс — собственные доходы бюджета;
Др — регулирующие доходы бюджета.
2) Нормальное состояние
Рм = Дс + Др. (1.2)
3) Неустойчивое состояние
Рм = Дс + Др + ДД , (1.3)
где ДД — дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и др.).
4) Кризисное состояние:
Рм > Дс + Др (1.4)
Возможны и следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.
1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:
Дс : Д = 60-70%,
Др : Д =30-40%,
З : Р= 10-15%,
где Д — общая сумма бюджетных доходов;
Р — общая сумма бюджетных расходов;
З — бюджетная задолженность (в % к планируемым расходам бюджета).
2) Нормальное состояние бюджета:
Дс : Д = 40-50%,
Др : Д =50-60%,
З : Р= 30-35%,
3) Неустойчивое состояние:
Дс : Д = 5-10%,
Др : Д =90-95%,
З : Р= 40-50%,
Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
Для анализа бюджета предлагаем использовать следующие бюджетные коэффициенты:
1) Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов:
Кр.с = Др : Дс (1.5)
2) Коэффициент автономии:
Ка = Дс : Д . (1.6)
3) Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
Ко.р = Дс : Рм (1.7)
4) Коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п =Д : Рм (1.8)
5) Коэффициент бюджетной задолженности
Кб.з = З: Р. (1.9)
6) Коэффициент бюджетной результативности региона:
Кб.р = Дт : Ч, (1.10)
где Дт — территориальные бюджетные доходы,
Ч — среднегодовая численность населения региона.
7) Коэффициент бюджетной обеспеченности населения
Кб.о = Р : Ч. (1.11)
С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние.
В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
• анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
• анализ показателей сводного финансового баланса;
• анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.
Анализ исполнения бюджета включает:
• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;
• анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
• анализ кассового исполнения бюджета.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением [4, c. 22].
1.3 Организация финансового контроля в бюджетных организациях
Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением существующих общепринятых методов [9, c.154].
Он включает в себя контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов, а также разработку предложений по совершенствованию финансовых отношений.
Финансовый контроль осуществляется путем применения научно-обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государств и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансового механизма.
Организация и функционирование четкой системы финансового контроля обязательный и непременный элемент финансовой политики, и поэтому совершенствование системы финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма. При этом государство использует финансовый механизм как важнейшее средство контроля за эффективным расходованием государственных средств.
Целью финансового контроля является содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.
Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, приказах, инструкциях и иных нормативно-правовых актах МФ РФ, других министерств и иных органов исполнительной власти РФ, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, под финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета [10, c. 7].
Система контроля состоит из следующих элементов:
- субъект контроля (кто контролирует);
- объект контроля (кого контролируют);
- предмет контроля (что контролируют);
- принципы контроля;
- метод (методики) контроля (посредством чего контролируют);
- техника и технология контроля;
- процесс контроля;
- сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
- результат контроля и затраты на его осуществление;
- субъект, принимающий решение по результатам контроля ;
- принятие решения по результатам контроля.
Финансовый контроль может быть представлен в виде совокупности действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением определенных форм и методов его организации [10, c. 8].
В качестве объекта финансового контроля выступают денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов по уровням и звеньям народного хозяйства страны и ее регионов.
В задачи финансового контроля входят:
1) Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам;
2) Правильность ведения бухгалтерского учета;
3) Правильность составления и исполнения бюджета;
4) Проверка состояния и эффективности использования финансовых,
трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;
5) Выявление резервов роста финансовых ресурсов;
6) Правильность валютных операций.
Функции финансового контроля включают:
1) контроль источников поступления бюджетных ресурсов;
2) контроль расходования бюджетных ресурсов;
3) контроль финансовой эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения приватизации;
4) контроль за использованием средств внебюджетных фондов и счетов;
5) контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
6) контроль за эффективность предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;
7) пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений [10, c. 9].
Факторами повышения эффективности контроля являются:
- квалификация специалистов, осуществляющих контроль (кадровое обеспечение контроля);
- полнота и достоверность исходных данных об объекте контроля, на основе которых осуществляется контроль (информационное обеспечение контроля);
- объективность, качество, оперативность и комплексность контроля, которые обеспечиваются совершенством используемых методов контроля (научно-методическое обеспечение).
Интегрирующим фактором является нормативно-правовое обеспечение контроля, которое дает правовую гарантию выполнения контрольных функций.
Конкретным выражением контроля является его организационная форма. Выбор формы и метода финансового контроля зависит от целей и решаемых задач, от конкретного объекта и во многом определяет эффективность контроля.
Правильная классификация имеет большое теоретическое и практическое значение. Она позволяет определить степень разрешенности вопросов, связанных с ее организацией и проведением, а также унифицировать терминологию [10, c.10].
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, существуют следующие виды финансового контроля:
общегосударственный – президентский, контроль законодательных (представительных) органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитными органами власти;
ведомственный – это финансовый контроль, осуществляемый структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций;
внутрихозяйственный – это финансовый контроль, проводимый самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий;
аудиторский - это независимая проверка достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам с целью получения некоторых выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта.
В зависимости от сферы финансовой деятельности финансовый контроль может быть:
бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.
Различают следующие формы финансового контроля:
по времени проведения - предварительный, текущий (оперативный) и последующий;
по форме проведения – обязательный (внешний) и инициативный (внутренний).
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения валового внутреннего продукта и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов, учредительных договоров [ 11, c. 6].
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные употребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми.
Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Исходя из методов проведения контроля, существуют следующие разновидности финансового контроля:
по полноте обхвата – полные, частичные, комплексные, тематические, сплошные и выборочные;
по характеру материалов – документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).
Комплексную проверку характеризуют: взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации; участие в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разбираться в специфике деятельности организации; максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций.
Тематическая проверка проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. При этом используются различные приемы фактического и документального контроля и не обязательно прибегать к проверке первичных документов и учетных записей со стороны законности и достоверности. Результаты тематических проверок оформляются, как правило, справками или докладными записками.
Основными методами финансового контроля являются проверка, инспекция (надзор или наблюдение (мониторинг), обследование, анализ финансовой деятельности, ревизия и аудит[12, c. 80].
Методы контроля различаются специфическими требованиями каждого звена управления финансово-хозяйственной деятельностью, объемом применяемых методов и приемов контроля, сроками его осуществления.
Проверка исполнения - форма контроля, применяемая в оперативном управлении финансово-хозяйственной деятельностью. В основном это текущий контроль, при котором определяется законность и экономическая целесообразность каждой операции, исполнения принятых решений по управлению финансовой деятельностью.
Счетная проверка - форма контроля, при которой определяются арифметическая правильность и увязка данных форм отчетности и регистров бухгалтерского учета. Основными методами, применяемыми при этой форме, являются арифметический просчет и внутренняя встречная проверка.
Инспекция - это систематический, постоянный надзор или наблюдение (мониторинг) за финансово-хозяйственной деятельностью. Применяется в основном при последующем контроле. В отличие от ревизии инспекция ограничивается контролем какого-либо одного вида финансовой деятельности
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны Центробанка России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Не соблюдение нормативов приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов влечет за собой отзыв лицензии.
Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого объекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования [12,c.81].
Ревизия и аудит являются основными способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов.
Ревизия – это составная часть системы государственного финансового контроля, признанная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций. С ее помощью государственные и хозяйственные органы получают достоверную информацию об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, количестве выполняемых работ.
В рыночной экономике элементы такой вертикальной подотчетности в определенной степени тоже остаются (например, подчиненность филиалов головной организации), однако возникает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компаний со своими партнерами, кредиторами, акционерами и т.п. В связи с этим возникает потребность в финансовом контроле другого вида - аудите.
Ведущей формой внешнего финансового контроля в развитых странах является независимый аудит, проводимый ревизорами широкого профиля.
В нашей стране предстоит большая работа по созданию системы независимого аудиторского контроля, подготовке кадров аудиторов и лицензированию их деятельности, регламентации обязанностей, прав и ответственности аудиторов.
Аудит - независимая проверка финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации экономического субъекта с целью получения выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта.
Основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры (коммерческие банки, страховые организации, биржи, фонды и т.д.). а объектом - собственность акционеров и инвесторов.
Если ревизор проводит ревизию как бы вертикально по указанию начальства свыше, то аудитор осуществляет свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет средств проверяемой организации, а сама проверка - это проверка по горизонтальным связям (по горизонтали).
Таким образом, контроль может быть охарактеризован как одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел.
Список литературы
1. Бюджетным кодексом РФ федеральный закон № 145 - ФЗ от 31.07.1998 г., в редакции федерального закона от 09.05.2005г.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», 21 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ с учетом изменений и дополнений в редакции от 01.01.2004 г.
3. Инструкция по ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях № 70н, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004г.
4. Поляков Г.Б. Бюджетная система России. Учебник, - М.: Экзамен, 2004г. -156с.
5. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2004. - 232с.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ИП Экоперспектива, Новое знание, 2003. - 498с.
7. Самборский В.И. Грищенко А.А. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 300с.
8. Ширкина Е .И. Типичные ошибки в бухгалтерском учете организации // Бухгалтерский учет. 2001. № 15. С. 30.
9. Крикунов А.В. Государственный финансовый контроль: принципы организации, программы и порядок проведения // Сборник. М.: Финансовая газета, 2004. – 208 с.
10. Данилевский Ю. А. Проблемы становления государственного управления. // Бухгалтерский учет № 7, 2005. – С. 7 – 12
11. Нестеренко Т. Г. Совершенствование контрольно-ревизионной системы // Финансы № 12, 2004. - С. 6 – 10.
12. Петросян Д. С. Методы финансового контроля // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2004. - С. 80 - 83.
13. Алешин С.М. Сметы доходов и расходов. – М.: Финансы и статистика, 2004г. – с.158
14. Аудиторская служба. – Н-Новгород.: НОМОС, 2005.
15. Белов А.Н. Делопроизводство и корреспонденция. – М.: ФиС, 2004.
16. Белов А.Н. Отчетность бюджетных учреждений. – М.: ФиС, 2005.
17. // БиНО: Бюджетные учреждения для руководителей и главных бухгалтеров. – 2005. - № 1-12.
18. // Бухгалтерский учет. – 2004. - №10, 12; 2005 - № 2, 6, 8, 10, 11, 12; 2001. - №2.
19. Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях. - М.: Приор, 2005.-240 с.
20. Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях / Под ред. Н.П. Кондракова, - М.: Проспект, 2005.-224с.
21. Бюджетная классификация. Указания по применению. - М.: Приор, 2005 - 256с.
22. Бюджетная организация: Экономика и учет / Под ред. С.А. Новикова. – М.: Шанс, 2004.
23. Бюджетная система РФ / Под ред. М.В.Романовского и др. - М.: Юрайт, 2005.- 615с.
24. Бюджетные организации / Под ред. С.А. Новикова. – М.: Приор, 2005.
25. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448 с.
26. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2004. – 492 с. – (Б- ка российского законодательства).