Содержание

Введение. 3

1. Основы финансового устройства государства. 5

2. Понятие о государственном бюджете и механизмах его формирования и исполнения. 8

3. Государственные финансы и экономические основы их возникновения. 12

4. Понятие о дефиците бюджета и методах его покрытия. 16

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических от­ношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного  фонда страны.

Необходимость создания этого фонда обусловлена, прежде всего, потребностями в финансовых средствах, возникающих у государства в связи с выполнением им своих политических, экономических и прочих функций:

а) финансовое обслуживание производственной и непроизводственной сферы;

б) создание определенных пропорций в об­щественном развитии;

в) содержание аппарата управления страной;

г) налоговых служб;

д) правоохранительных и судебных органов;

е) армии; и т.д.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Цель данной работы – рассмотреть основы финансовой системы государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

1.     Рассмотреть основы финансового устройства государства.

2.     Раскрыть понятие государственного бюджета и механизмы его формирования и исполнения.

3.     Дать определение государственным финансам и определить экономические основы их возникновения.

4.     Раскрыть понятие о дефиците бюджета и методах его покрытия.

1. Основы финансового устройства государства

Финансовая система представляет собой совокупность фи­нансовых звеньев, призванных обеспечить государству осущес­твление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с дру­гой — из финансов частных предприятий, корпораций, монопо­лий.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: госу­дарственный бюджет; местные финансы; специальные внебюд­жетные фонды и финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступа­ет государственный бюджет. По своему материальному содер­жанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыноч­ной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нор­мальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современ­ных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, рас­ширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирова­ния хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие эко­номической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную са­мостоятельность, отделены от государственного бюджета и уп­равляются непосредственно центральными, а в отдельных слу­чаях — и местными властями. К ним относятся фонды социаль­ного страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреж­дения.

Первоначальной задачей этих фондов являлось финансиро­вание отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они при­обретают значение резерва, к которому правительства прибега­ют в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат зна­чительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность пра­вительств в их росте.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству пу­тем сохранения и развития важных отраслей производства, ко­торые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодо­рожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газо­вая, угольная промышленности и т.п.). Государственные пред­приятия, таким образом, представляют собой попытку разре­шить противоречие между частнопредпринимательскими инте­ресами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий — это зве­но финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятель­ности и обеспечивают процесс производства и получения при­были. Они материализуются в виде денежного капитала, раз­личных денежных фондов предприятия.

В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляет­ся на основе индивидуального кругооборота капитала, эти де­нежные фонды носят обособленный, децентрализованный ха­рактер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выра­жаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кре­дитных отношений, предоставления государственных субси­дий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть ма­териального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих пред­приятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созда­нием резервов, повышением квалификации работающих.

С учетом вышеизложенного можно расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы пред­ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом — совокупность различных сфер финан­совых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.[1]

2. Понятие о государственном бюджете и механизмах его формирования и исполнения

Бюджет как правовая категория - это закрепленная законом форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет - категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.[2]

Экономическая сущность бюджета любого государства определяется экономическим строем общества и соответствующими производственными отношениями. С развитием общества изменяется способ производства и распределения материальных благ, меняется экономическая сущность бюджета и характер его доходов и расходов. Это объективные факторы, влияющие на содержание бюджета.

Бюджет государства, а государство выражает интересы общества, в силу необходимости является как бы связывающим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Он – управляющая и управляемая система в масштабах всего общества[3].

Бюджетное устройство  определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов разных уровней и получателей бюджетных средств, организацию и принципы построения бюджетов, взаимоотношения между ними, а также между бюджетами и получателями бюджетных средств, возникающие в ходе бюджетного процесса.

Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.     От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно - территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.      Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Основными принципами устройства бюджетной системы в мировой практике являются:

- единство построения системы бюджетной классификации, учетно-бюджетной документации и бюджетного процесса;

- соответствие бюджетного устройства административно-территориальному устройству страны;

- взаимосвязь бюджетов разных уровней; сбалансированность Государственного бюджета;

- планирование государственных доходов по конкретным источникам и расходов по направлениям (статьям);

- осуществление расходов Государственного бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований; - самостоятельность бюджетов всех уровней;

Формирование, рассмотрение, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляется в национальной валюте страны.      Управление бюджетной системой осуществляется законодательной властью, исполнительной властью, Министерством финансов.      Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации - группировка доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация - это устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация  используется для систематизации бюджетных данных с целью формирования, рассмотрения, принятия и исполнения Государственного бюджета и обеспечивает сопоставимость бюджетных данных с аналогичными данными международных классификационных систем.

Бюджетная классификация включает в себя:

- классификацию доходов государственного бюджета;

- функциональную, организационную и экономическую классификации расходов Государственного бюджета;

- классификацию источников финансирования дефицита государственного бюджета.

Классификация доходов Государственного бюджета представляет собой их группировку по видам и источникам в соответствии с законодательством.    

Функциональная классификация  расходов Государственного бюджета представляет собой их группировку по основным функциям, исполняемым органами государственного управления, органами государственной власти на местах, а также другими бюджетными организациями.      Организационная классификация  расходов государственного бюджета представляет собой их группировку по видам хозяйствующих субъектов и мероприятий, отражающих распределение бюджетных ассигнований между их непосредственными получателями.

Экономическая классификация  расходов государственного бюджета представляет собой их группировку по экономическому назначению и видам платежей. Классификация источников финансирования дефицита государственного бюджета представляет собой их группировку по внутренним и внешним источникам финансирования.      Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая функция такого планирования состоит в централизованном планировании стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.[4]

3. Государственные финансы и экономические основы их возникновения

Го­су­дар­ст­вен­ные  фи­нан­сы  яв­ля­ют­ся  важ­ной  сфе­рой  фи­нан­со­вой  систе­мы стра­ны,  при­зван­ной   обес­пе­чить го­су­дар­ст­во де­неж­ны­ми сред­ст­ва­ми,  не­об­хо­ди­мы­ми ему для вы­пол­не­ния эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и политических функ­ций. По эко­но­ми­че­ской сущ­но­сти го­су­дар­ст­вен­ные   финансы – это де­неж­ные от­но­ше­ния по по­во­ду рас­пре­де­ле­ния и   перераспределе­ния стои­мо­сти об­ще­ст­вен­но­го про­дук­та  и час­ти национально­го  бо­гат­ст­ва, свя­зан­ные с фор­ми­ро­ва­ни­ем фи­нан­со­вых ресурсов в рас­по­ря­же­нии го­су­дар­ст­ва  и его пред­при­ятий и использова­ни­ем государственных  средств на за­тра­ты по рас­ши­ре­нию производ­ст­ва,  удовлетворе­нию растущих со­ци­аль­но-куль­тур­ных  потребностей   чле­нов  об­ще­ст­ва,  нужд  обо­ро­ны  стра­ны  и  управ­ле­ния.  Субъ­ек­та­ми   де­неж­ных от­но­ше­ний  в  дан­ной  сфе­ре яв­ля­ют­ся     го­су­дар­ст­во (в ли­це со­от­вет­ст­вую­щих струк­тур вла­сти), пред­при­ятия, объедине­ния,  органи­за­ции,  уч­ре­ж­де­ния,   гра­ж­да­не.

Экономическое  содержание  государственных  финансов  неоднородно;  в  их  составе  выделяются  отдельные  обособленные  звенья,  каждое  из  которых  выполняет  специфические  функции.  В  со­став  го­су­дар­ст­вен­ных   фи­нан­сов   вклю­ча­ют­ся:   бюд­же­ты  раз­ных  уров­ней   го­су­дар­ст­вен­но­го  управле­ния,  вне­бюд­жет­ные фон­ды, го­су­дар­ст­вен­ный кре­дит,  фи­нан­сы  государ­ст­вен­ных    пред­при­ятий.  Бла­го­да­ря   раз­но­му   функ­цио­наль­но­му   назна­че­нию  пе­ре­чис­лен­ных  звень­ев   го­су­дар­ст­во ока­зы­ва­ет  влия­ние  на  широ­кий   спектр  эко­но­ми­че­ских   и  со­ци­аль­ных  про­цес­сов,  ре­ше­ние  от­рас­ле­вых  и  тер­ри­то­ри­аль­ных   про­блем.

Важ­ную  роль в со­ста­ве го­су­дар­ст­вен­ных фи­нан­сов иг­ра­ют бюд­жет­ные взаи­мо­свя­зи, скла­ды­ваю­щие­ся на фе­де­раль­ном, рес­пуб­ли­кан­ском (субъ­ек­тов фе­де­ра­ции) и ме­ст­ном уров­нях. С по­мо­щью бюд­жет­ных от­но­ше­ний в рас­по­ря­же­ние го­су­дар­ст­вен­ных струк­тур  мо­би­ли­зу­ет­ся   зна­чи­тель­ная часть на­цио­наль­но­го до­хо­да, пе­ре­рас­пре­де­ляе­мо­го фи­нан­со­вым   ме­то­дом. Бюд­же­ты  раз­ных  уров­ней - фе­де­раль­ный,    рес­пуб­ли­кан­ские,  ме­ст­ные  яв­ля­ют­ся  финансовой   ба­зой  дея­тель­но­сти  со­от­вет­ст­вен­но   для   фе­де­раль­ных, республи­кан­ских  и  ме­ст­ных  ор­га­нов  вла­сти  и  управ­ле­ния.  В  условиях  экономической  самостоятельности  республиканских  и  административно-территориальных  структур  их  бюджеты   имеют  полную  автономию,  независимое  положение,  закрепленное  соответствующими  законодательными  актами.  Установление  состава  бюджетных  доходов  и  расходов  каждого  уровня  зависит  от  разграничения  функций  между  федеральными, республиканскими  и  местными  органами  государственной  власти  и  управления.

Для   вы­пол­не­ния  об­щих  функ­ций  в  гра­ни­цах  фе­де­ра­ции  Рос­сия    фор­ми­ру­ет фе­де­раль­ный (цен­траль­ный) бюд­жет. Его ре­сур­сы  предназначаются   для го­су­дар­ст­вен­ных це­ле­вых ком­плекс­ных про­грамм, обес­пече­ния государствен­ных рас­хо­дов, свя­зан­ных с вы­пол­не­ни­ем Росси­ей федеральных  функ­ций,  а  так­же   со­дер­жа­ния      воо­ру­жен­ных  сил  и  ор­га­нов  управ­ле­ния. Федеральный  бюджет  имеет  важное  значение  для  правильного  решения  экономических  и  социальных  задач  в  масштабе  всей  России.

В сис­те­ме бюд­жет­ных  от­но­ше­ний  Рос­сий­ской  Фе­де­ра­ции  осо­бое  звено со­став­ля­ют  рес­пуб­ли­кан­ские  бюд­же­ты.  Ак­ку­му­ли­руе­мые  в  них  фи­нан­сы  пред­на­зна­че­ны  для  вы­пол­не­ния  рес­пуб­ли­ка­ми,  вхо­дя­щи­ми  в  Рос­сий­скую  Фе­де­ра­цию, сво­их го­су­дар­ст­вен­ных функ­ций. Концентрируемые в  республиканских  бюджетах  средства  распределяются  в  отраслевом и  территориальном  разрезах  в  целях  обеспечения  прогрессивной  структуры  общественного  производства,  усиления  социальной  направленности  развития  экономики,  поддержания  единого  уровня  социальной  защищенности  граждан  данной  республики,   обеспечения  им  гарантированных  конституцией  прав  и  свобод.

Важ­ное  зна­че­ние в сис­те­ме  бюд­жет­ных от­но­ше­ний  от­во­дит­ся  местным    бюд­же­там. В  по­след­нее  вре­мя  они  раз­ви­ва­ют­ся  бы­ст­ры­ми  тем­па­ми  в  свя­зи  с по­вы­ше­ни­ем   ро­ли  и влия­ния  ме­ст­ных  ор­га­нов вла­сти: рас­тут  масшта­бы  ме­ст­но­го    хо­зяй­ст­ва,  рас­ши­ря­ют­ся  и  ус­лож­ня­ют­ся  функции  местных  ор­га­нов  вла­сти.  Местные  бюджеты  все  больше  используются  для   регулирования  экономических  процессов,  влияют  на  размещение  производительных  сил,  способствуют  повышению  конкурентоспособности  продукции,  выпускаемыми  местными   предприятиями,  созданию  территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству  трудовых  ресурсов.  Важную  роль  играют  местные  бюджеты  в  реализации  социальных  программ,  финансировании  возрастающего  объема  социальных  расходов,  обусловленных  повышением  требований  к  росту  качества  жизни.

От­дель­ное зве­но в со­ста­ве го­су­дар­ст­вен­ных фи­нан­сов об­ра­зу­ют внебюджет­ные фон­ды. Они хо­тя и управ­ля­ют­ся фе­де­раль­ны­ми,  республикански­ми  и  ме­ст­ны­ми    вла­стя­ми,  тем  не  ме­нее  ор­га­ни­за­ци­он­но  от­де­ле­ны  от  бюд­же­тов  и  име­ют оп­ре­де­лен­ную са­мо­стоя­тель­ность. К внебюджет­ным фон­дам от­но­сят­ся: фонд со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния,  пенсионный  фонд,  фонд   за­ня­то­сти  на­се­ле­ния,   дру­гие   це­ле­вые   фон­ды госу­дар­ст­вен­но­го и ре­гио­наль­но­го зна­че­ния (ин­но­ва­ци­он­ный,  природоохранитель­ный, ре­гио­наль­но­го  раз­ви­тия  и  т.д.).  Главное  назначение  внебюджетных  фондов  любого  уровня – финансирование  отдельных  целевых  мероприятий  за  счет  специальных  целевых  отчислений  и  других  источников. Значение  обособленного  функционирования  внебюджетных  фондов  особенно  возрастает  в  условиях  экономической  и  финансовой  нестабильности  в  стране. Автономный  статус  внебюджетных  фондов  позволяет  гарантировать  своевременное  финансирование  важнейших  социальных  мероприятий.  В отличие  от  федерального,  республиканских  и  местных  бюджетов  внебюджетные  фонды  подлежат  значительно  меньшей  регламентации  и  меньшему  контролю  со  стороны  органов  государственной  власти.

 Внебюджетные  фонды  довольно  разнообразны  как  по  функционально-целевому  назначению,  так  и  по  уровням  управления. В  соответствии  с  функциональным  назначением  их  можно  подразделить  на  фонды,  имеющие  либо  экономический,  либо  социальный,  либо  природоохранный  характер.  По  уровням  управления  внебюджетные  фонды  подразделяются  на  фонды  общественного,  республиканского  и  регионального  значения.

Спе­ци­фи­че­ской ча­стью го­су­дар­ст­вен­ных фи­нан­сов вы­сту­па­ют  денежные      от­но­ше­ния, со­став­ляю­щие со­дер­жа­ние го­су­дар­ст­вен­но­го кре­ди­та.        Государственные  кредитные ­от­но­ше­ния  воз­ни­ка­ют в свя­зи с мо­би­ли­за­ци­ей  вре­мен­но сво­бод­ных де­неж­ных средств пред­при­ятий, ор­га­ни­за­ций и  населения  и  их пе­ре­да­чей во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние ор­га­нам го­су­дар­ст­вен­ной власти для обес­пе­че­ния фи­нан­си­ро­ва­ния го­су­дар­ст­вен­ных рас­хо­дов. При­вле­че­ние государ­ст­вом вре­мен­но сво­бод­ных де­неж­ных средств юри­ди­че­ских и  физических лиц осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тем про­да­жи на фи­нан­со­вом рын­ке облигаций,   ка­зна­чей­ских  обя­за­тельств  и   дру­гих   ви­дов го­су­дар­ст­вен­ных цен­ных бу­маг. Ос­нов­ны­ми фор­ма­ми го­су­дар­ст­вен­но­го кре­ди­та яв­ля­ют­ся зай­мы и ка­зна­чей­ские ссу­ды.  Государственный  кредит  играет  важную  роль  в  укреплении  экономики  и  ее  финансовом  оздоровлении.

С  его  по­мо­щью  ре­сур­сы,  ак­ку­му­ли­руе­мые  на   фи­нан­со­вом   рын­ке,     на­прав­ля­ют­ся на фи­нан­си­ро­ва­ние по­треб­но­стей эко­но­ми­че­ско­го и социально­го   раз­ви­тия. Гос­ударственные  кредитные  ре­сур­сы  по­зво­ля­ют  ци­ви­ли­зован­ным  спо­со­бом  по­кры­вать   бюд­жет­ный  де­фи­цит.  Спо­соб­ст­вуя  от­то­ку  де­нег  из об­ра­ще­ния, го­су­дар­ст­вен­ный кре­дит смяг­ча­ет  ост­ро­ту  про­блеем   в  сфе­ре  де­неж­но­го  об­ра­ще­ния.[5]

4. Понятие о дефиците бюджета и методах его покрытия

Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Экономическая теория не рассматривает фактический бюджетный дефицит как абсолютное зло. Считается, что в краткосрочном аспекте превышение государственных расходов над доходами способствует поддержанию агрегатного спроса в периоды циклических спадов и тем самым играет положительную роль в преодолении кризиса и депрессии[6].

Вместе с тем, когда экономика полностью загружена и находится на подъеме, дефицит представляет собой фактор, способствующий инфляционному давлению, и его следует избегать.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета[7].

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

 Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

 Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Соблюдение предельных значений, установленных пунктами 2 - 5 настоящей статьи, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются[8]:

1) внутренние источники в следующих формах:

o       кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

o       государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

o       бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

o       поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

o       сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

o       изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

o       государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

o       кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Заключение

Финансовая система представляет собой совокупность фи­нансовых звеньев, призванных обеспечить государству осущес­твление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с дру­гой — из финансов частных предприятий, корпораций, монопо­лий. Государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: госу­дарственный бюджет; местные финансы; специальные внебюд­жетные фонды и финансы государственных предприятий.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственные расходы и т.д.), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список литературы

1.                Государственный бюджет: Учеб. пособие / Под общ. ред. М.И. Ткачук. – Мн.: Высшая школа, 2001.

2.                Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы – Мн.: БГЭУ, 2001.

3.                Лушин С. Актуальные проблемы бюджета. // Экономист. – 2002. - № 7. – С. 63.

4.                Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики. // Экономист. – 2002. - № 7. – С. 58.

5.                Родионова В. М. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2003.

6.                Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.

7.                Финансы: Учебное пособие / Под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2002.


[1] Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы – Мн.: БГЭУ, 2001, стр. 4 – 8.

[2] Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы:— Мн.: БГЭУ, 2001, стр. 58 – 63.

[3] Лушин С. Актуальные проблемы бюджета. // Экономист. – 2002. - № 7. – С. 63.

[4] Государственный бюджет: Учеб. пособие / Под общ. ред. М.И. Ткачук. – Мн.: Высшая школа, 2001, стр. 36 – 39.

[5] Родионова В. М. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2003, стр. 127.

[6] Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики. // Экономист. – 2002. - № 7. – С. 58.

[7] Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997, стр. 145.

[8] Финансы: Учебное пособие / Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2002, стр. 113.