Содержание

1. Понятие управления финансами. 3

2. Органы управления финансами, их функции (Министерство финансов, федеральное казначейство, государственная  налоговая  служба). 12

Список использованной литературы: 18

1. Понятие управления финансами

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на  совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества[1].

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат[2].

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Финансовая система представляет собой  финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов[3].

Надпись: Государственный бюджет Надпись: Внебюджетные фонды Надпись: Государственный кредит Надпись: Финансы предприятий, функционирующих на коммерческой основе Надпись: Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность Надпись: Социальное страхование Надпись: Личное страхование Надпись: Имущественное страхование Надпись: Страхование ответственности Надпись: Страхование предпринимательских рисков

Финансовая система РФ

 

 

Рис.1 Финансовая система Российской Федерации[4]

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения. 

Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления[5].

В сфере государственных финансов выделяются звенья:

1.                государственный бюджет

2.                внебюджетные фонды

3.                государственный кредит

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи  и единые приемы и способы управления.

 Конкретными методами и формами управления финансами служат[6]:

-        финансовое планирование;

-        прогнозирование;

-        программирование;

-        финансовое регулирование;

-        оперативное управление;

-        финансовый контроль;

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов[7]. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы[8].

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы[9]. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность,  – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.  

Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития[10]. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование  предполагает применение различных методов[11]:

-        построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;

-        корреляционно-регрессионный анализ;

-        метод экспертной оценки.

Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

-        установление приоритетов расходов по направлениям;

-        повышение эффективности расходования средств;

-        прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта[12].

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне[13].

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

-        налоги и неналоговые платежи в бюджет;

-        финансовые льготы и санкции;

-        общие и целевые субсидии;

-        доходы и расходы внебюджетных фондов;

-        доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий[14].

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими[15].

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Финансовый контроль включает[16]:

-проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);

-составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

-эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

-налоговый контроль.

Финансовый контроль преследует следующие задачи:

-содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

-обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

-выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения[17].

Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.

В целях качественного улучшения управления финансовыми и материальными ресурсами государства, посредством укрепления органов государственного финансового контроля в декабре 2000 года в РФ была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации под председательством  Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина. как отмечает сам Степашин,  "…Один из наших приоритетов - развитие действенной системы государственного финансового контроля. Ее важнейшая задача - повышение эффективности власти, в том числе за счет предоставления обществу объективной информации о качестве работы государственных институтов"[18]. На мой взгляд, данное обстоятельство является существенным сдвигом в развитии российского общества, поскольку «…В экономически развитых странах традиционный государственный   финансовый     контроль   за целевым использованием бюджетных средств уже давно дополняется   контролем   или, как это принято называть за рубежом, аудитом эффективности, т.е. проверкой эффективности расходования бюджетных средств. Такой вид контроля становится сейчас преобладающим видом контроля за исполнением бюджета в большинстве государств с развитой экономикой и используется в 60-70 процентах проверок.»[19]

2. Органы управления финансами, их функции (Министерство финансов, федеральное казначейство, государственная  налоговая  служба).

Центральным органом, осуществляющим оперативное управление и реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политик в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ.

Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Минфин проводит в своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование  средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти  и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов имеет право[20]:

-ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;

-взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;

-выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;

-предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;

-осуществлять лицензионную деятельность.

В соответствии с положением  Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.

Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения:

1)   Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.

2)   Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.

3)   Департамент межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации.

4)   Департамент управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.

5)   Департамент управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение.

6)   Департамент аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.

7)   Департамент бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.)

8)   и другие департаменты[21].

В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему[22].

Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:

1.  Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

2.  Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.

3.  Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями[23].

Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства[24].

Деятельность налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и Налогового кодекса.

Задачи контроля со стороны налоговых органов:

1)                Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.

2)                Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

Налоговые органы обязаны вести  в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней и.

Налоговые органы вправе:

1.     Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам возникающим при проверках.

2.     Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан.

3.     Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.

4.     Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей.

5.     Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

6.     Взыскивать недоимки и пени по налогам.

7.     Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

8.     Налагать административные штрафы[25].

МНС РФ является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.

Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Управления МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНС занимается контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру.

Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетных данных предприятий и поступивших отчетов по налогам по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные – проверяются все стороны деятельности предприятия), тематические.

Методы проведения проверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные проверки.

Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции"[26].

Органы налоговой полиции полномочны:

1)   производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;

2)   по запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках;

3)   осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции"[27]

Список использованной литературы:

1.                Бюджетный кодекс РФ: Закон РФ от 31.07.1998  №145 – ФЗ //Росс.газ. – 1998. – 12 авг.

2.                Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Закон РФ от 31.07.1998 № 146 –ФЗ// Собр.законодательства РФ. – 1998. - №31.

3.                Российский статистический ежегодник: Стат.сб. – М.: Госкомстат России, 2002.

4.                Автоматизированные информационные технологии в экономике/Под ред.Г.А.Титоренко. – М: Перспектива,1999г.- С. 11 – 82.

5.                Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- С. 15 – 249.

6.                Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 17 – 112.

7.                Ковалёв В.В. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. - С. 29 – 85.

8.                Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: ДИС, 2002. – С. 33 – 47.

9.                Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – С. 81 – 254.

10.           Доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Ассоциации контрольно-счетных органов РФ С.В.Степашина об итогах работы Ассоциации в 2002 году и задачах по совершенствованию системы государственного финансового контроля // Финансовый контроль. -  2003. - №1. – С. 7-22


[1] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- С. 15.

[2] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 17.

[3] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 18.

[4] Там же. – С.19.

[5] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- С. 25.

[6] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – С. 81.

[7] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – С. 89.

[8] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 22.

[9] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 22.

[10] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- С. 31.

[11] Там же

[12] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- С. 52.

[13] Там же. – С.55.

[14] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- С. 66.

[15] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 39.

[16] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 78.

[17] Ковалёв В.В. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. - С. 49.

[18] Доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Ассоциации контрольно-счетных органов РФ С.В.Степашина об итогах работы Ассоциации в 2002 году и задачах по совершенствованию системы государственного финансового контроля // Финансовый контроль. -  2003. - №1. – С. 8.

[19] Там же. – С. 11.

[20] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – С. 211.

[21] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- С. 156.

[22] Там же. – С. 160.

[23] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- С. 168.

[24] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред.  Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- С. 177.

[25] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 110.

[26] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 111.

[27] Там же. – С. 112.