Содержание

Введение                    3

1. Психологическая характеристика возраста          5

2. Кризис середины жизни. Половые различия мужчины и женщины        13

3. Кризис идентичности                           20

4. Одиночество                                                                                                  23

Заключение                                                                                                        25

Список литературы                                                                                          28

Введение

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.

Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Об этом говорят многочисленные исследования, научно-практические конференции, круглые столы и т.п Вместе с тем, систематического изложения проблем психологии личности в зрелом возрасте явно недостаёт. Взрослый индивид интересует психологов, в основном, в ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития. Во многих учебных пособиях не затрагиваются такие значительные характеристики как нравственность, духовность, альтруизм, хотя для зрелого человека в нашей стране они имеют существенное значение и при профессиональной деятельности и в межличностных отношениях.

В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. Цель данной работы изучить одиночество как социально-психологический феномен кризиса идентичности.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

·        рассмотреть психологическую характеристику зрелого возраста (40-45 лет);

·        изучить половые различия мужчины и женщины, кризис середины жизни;

·        проанализировать кризис идентичности и одиночества.

1. Психологическая характеристика возраста

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость — из-за неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.д.).

Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов в нём. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком — и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей чело­веческого знания (а, следовательно, и по разным основа­ниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 - познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

По возрастной периодизации, принятой Международ­ным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.

Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии:

1) ранняя взрослость 21-25 лет;

2) средняя взрослость 25—40 лет;

3) поздняя взрослость 40—55 лет;

4) предпенсионный возраст 55—65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 — для женщин.

Видный отечественный психолог, специалист в обла­сти разработки к реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в опреде­лённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми дан­ная личность владеет. Фазы жизненного пути накладыва­ются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути,…» [18.с.79].

И, наконец, ещё одна из специфических проблем — это определение объективных критериев зрелости челове­ка. Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:

·                                                                                   Ранняя взрослость от 20 до 40;

·                             Средняя взрослость от 40 до 60

·              Поздняя взрослость от 60 и старше

Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностя­ми и характеристиками. Возраст – этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями. Данное определение не рассматривает изменений социального статуса личности и её ролей, связанных с изменением количества прожитых лет и накопленным социальным опытом. Рассматривая данную категорию в зависимости от цели исследования можно пользоваться различными её аспектами. Так, например, календарный возраст показывает количество лет, прожитых индивидом от рождения до данной точки отсчёта. Данный аспект, безусловно, важен при исследованиях, т.к. значительное количество прав и обязанностей граждан, с точки зрения действующего законодательства, привязано именно к календарному возрасту. Однако такой общей характеристики зачастую бывает недостаточно для изучения и определения статуса и условий и форм жизнедеятельности конкретного индивида. Условия жизни (политические, экономические, социальные, экологические и пр.), в которых проходило формирование, развитие, жизнедеятельность индивида, могут иметь общие черты в условиях социума в определённый конкретно-исторический период, но они при этом не идентичны. Большое значение имеют также наследственный фактор и образ жизни, избранный индивидом или навязанный ему извне его социальным окружением или жизненной ситуацией. Следовательно, с учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит, и их итоги к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными. Поэтому при необходимости используются и другие характеристики возраста.

Характеристика реальный, биологический или физиологический возраст указывает на степень изношенности или, наоборот, сохранности организма человека по отношению к средней ожидаемой в данном возрасте или периоде жизни в конкретных культурно-исторических условиях. Причём в значительном количестве случаев реальный возраст может не совпадать с календарным возрастом, что объясняется как медико-биологическими, так и психологическими и социальными причинами.

Психологический возраст индивида связан с уровнем развития личности и также варьируется в зависимости от конкретных исторических условий, уровня развития общества, принадлежности к социальной группе, а также индивидуальных условий развития личности. Однако можно рассматривать эту категорию и с другой точки зрения, связав возраст индивида с его индивидуальными ощущениями своего возраста. Субъективно индивид может ощущать себя моложе или старше календарного возраста в зависимости от темперамента, характера, эмоциональности, состояния здоровья и самочувствия, обстоятельств его жизнедеятельности, внешних по отношению к нему обстоятельств и других причин.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, с ожиданиями и требованиями общества по отношению к социальной роли индивида, его статусу в данном возрастном периоде. Определяя сущность данного понятия, Г. Крайг приводит следующий пример: «На 50-летнего мужчину с тремя детьми смотрят иначе, чем на 50-летнего холостяка, завязывающего знакомства в баре, в поисках партнерши...» [8.с. 36].

Очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов - внутренний временной график жизни, используемый в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько человек в своём развитии опережает ключевые социальные события, или опережает их. К ключевым событиям относят обучение в ВУЗе, вступление в брак, рождение детей, достижение определённого социального статуса. Однако в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий.

В связи с увеличением роли психологического фактора в современном производстве все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже включен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.

Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о под­вижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием.

В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой пе­рестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также эмоциональная урав­новешенность и другие психологические показатели по­нижаются.

У взрослого человека при различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специаль­ностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в 35—39 лет — у геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 года­ми — кульминационные моменты достижений у предста­вителей научной, философской и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и начало зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достиже­ний интеллекта [5.с.71].

Как показал Б.Г. Ананьев, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одарённость человека, внешним — образование. Образование противостоит ста­рению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жёсткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, пе­реподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непре­рывного образования кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы

Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять че­ловеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше закономерность является обобщенной, ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер [2.с.21].

Характеризуя данное явление, А.Н. Ананьев высказывает предположение о том, что «любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного для нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то условие, которое обеспечивает сенсабилизацию функций в процес­се труда. По мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции, включённые в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях происходит эволюция функций, достигающих но­вых, более высоких уровней развития и в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причём преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций [2.с.63].

Таким образом, к 23 - 25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью  можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека  в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека.

2. Кризис середины жизни. Половые различия мужчины и женщины.

Некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми как «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда».

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятиле­тия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» и кризисом «середины жизни». Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценки их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере». В 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет мо­жет оказаться угрожающим для личности. Данте так описал своё собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины». Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после своего 35-летия выразила свое ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно. «Не думаю, что я ещё когда-нибудь испытаю столь странные чувства как в минувшем году... Вся моя самоуверенность исчезла вдруг...».

Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как например Гоген, начали творческую работы в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности и мотивации, а многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же из них, кто переживает роко­вые черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например бле­стящая импульсивность уступает место более свободному и зрелому творчеству. Действительно, одна из причин кризиса середины жизни у артистов и художников в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. В 35 и 40 лет ведущий напряженную жизнь ар­тист (или руководитель, или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так «выклады­ваться». Таким образом, проблема убывающих физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Истории красивых и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил людей неожиданно широкого круга профессий, включая, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением вспоминают свою способность в студенческие годы проводить несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывает своё действие, большинство людей в среднем возрасте начинают всё больше и больше полагаться на «мозги», а не на «мышцы». Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт, приобретают мудрость.

Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрас­тают, и покидают дом дети [2.с.83].

Другой вид гибкости, который тоже необходим - это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в не­терпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного поло­жения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.

В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной де­ятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше — профессиональному развитию.

Фаррелл и Розенберг исследовали, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. Они проинтервьюировали 300 мужчин среднего возраста, задавая им вопросы, касавшиеся семьи, работы и физических данных, и сравнили их ответы с ответами более молодых мужчин. Исследования подтвердили их точку зрения, что каждый человек — через свою реакцию на окру­жающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование. Они обнаружили, что мужчины склонны реагировать на достижение середины жиз­ни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущали обязательства как по отношению к работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выработала привычный образ жизни, который помогал им справляться со своими заботами и проблемами. Многие мужчины сталкивались с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми -подростками, привыкание к ограничениям, признание своей физической уязвимости [3.с58].

Хотя традиционно считалось, что в середине жизни психологическое благополучие мужчины связано только с его профессиональной ролью, Фаррелл и Рйзенберг указывают на важность семейных отношений. Другие исследования подтверждают эту точку зрения. По результатам недавно проведённого исследования качество выполнения мужчинами супружеской и родительской ролей значимо предсказывает их уровень психологического дистресса и влияет на степень дистресса, испытываемого ими на работе [7.с.44].

Фаррелл и Розенберг считают, что существуют 4 главных пути развития в среднем возрасте. Первый из них — это путь трансцендентно-генеративного мужчины. Он не испытывает кризиса середины жизни, так как нашел адекватные решения большинства жизненных проблем. Для такого мужчины середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения поставленных це­лей. Второй путь — это путь псевдо-развитого мужчины. Этот мужчина справляется с проблемами, делая вид, что всё происходящее его удовлетворяет или нахо­дится под его контролем; на самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему всё осточертело. Мужчина в кризисе сере­дины жизни — третий путь — находится в замешательстве и ему кажется, что весь его мир рушится. Он не в состоянии удовлетворять предъявляемые к нему требова­ния и решать проблемы. Для одних мужчин этот кризис может быть временной фазой развития; для других он может стать началом непрерывного падения. Четвертый путь развития — это путь обездоленного судьбой мужчины. Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни и проявляет признаки кризиса середины жизни. Обычно он не в состоянии справиться с пробле­мами [10.с.111].

Фаррелл и Розенберг в заключение отмечают, что общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем возникает у мужчин в середине жизни как раз из-за того, что им приходится свыкнуться с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вынуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему. Лишь немногим мужчинам удается в это время избежать ощущения неудачи, внутреннего разлада или потери самоуважения.

Хотя женщинам среднего возраста посвящено гораздо меньше исследований, чем мужчинам, для них середина жизни также часто является временем перехода и переоценки. Наряду с широкими индивидуальными различиями, в реакциях женщин на средний возраст существуют и общие тенденции. Традиционно женщины в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, чем исходя из своего положения в профессиональном цикле. В недавнем исследовании женщин, проживающих на среднем западе США, было обнаружено, что они склонны считать главными жизненными переходами 3 точки в семейном цикле. 80 % женщин ответили, что коренная смена их роли была связана с рождением ребенка и уходом за ним в первые годы жизни. Это обычно происходило в возрасте от 27 до 30 лет. Однако остальные два важных жизненных перехода происходили позднее. 40 % женщин из этой выборки сообщили, что важным переходом было время, когда подросшие дети покидали родительский дом. Лишь немногие женщины считали этот переход очень болезненным. Последний важный переходный период (для 33 % женщин) приходился на постродительский период. При анализе этих изменений в жизненных це­лях, установках и ценностях женщин легче обнаруживается их связь с семейным циклом, чем с предсказуемыми возрастными уровнями или с этапами профессионального цикла [9.с.61].

Модель развития, в основу которой положено понятие времени наступления событий, особенно хорошо применима к женщинам среднего возраста. Это означает, что время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном цик­лах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста — их основные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей. Женщина, которая откладывает замужество и рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере. После рождения ребёнка она может за годы его детства несколько раз бросать и снова начинать работать. Если она примет решение сочетать семью с полноценной профессиональной деятельностью, то уменьшит для себя вероятность испытать бедность в старости. Специфический характер ролевых конфликтов и ролевого напряжения также определяется временем наступления событий. Ролевой конфликт имеет место тогда, когда требования одной роли противоречат требованиям другой. Общими для женщин среднего возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы. В отличие от ролевого конфликта ролевое напряжение связано со слишком большим количеством требований в рамках одной роли.

В западном обществе о женщине обычно судят по внешности, и, для того чтобы считаться привлекательной, она должна молодо выглядеть. Некоторым женщинам морщины на лице, седеющие волосы и другие признаки старения говорят о том, что им уже больше не быть такими желанными и женственными, как прежде. Кто-то из них может также отрицательно реагировать на менопаузу, сожалея о потере способности рожать детей. Поэтому не удивительно, что исследователи сообщают о высокой частоте депрессий у женщин среднего возраста по сравнению с другими возрастными группами [5.с.31].

3. Кризис идентичности

Одним из самых острых проявлений психодуховного кризиса является кризис идентичности, то есть кризис тождественности самому себе.

В психологической науке кризис идентичности обычно определяется как потеря чувства самого себя, невозможность приспособиться к изменившимся обстоятельствам, разрыв между требованиями, предъявляемыми новой ситуацией, и прежними установками и взглядами [13.c.105]. Сущность кризиса идентичности заключается в отвержении собственной самости. Это одно из самых болезненных жизненных переживаний, так как сопутствующие ему психические страдания отражают невозможность примириться с собственной самостью [12.с.21]. Личность, находящаяся в кризисе, "не может оставаться прежней, ... ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или используя простые привычные модели приспособления" [7.с.140]. Впервые выражение "кризис идентичности" употребил Э.Эриксон, характеризуя психическое состояние солдат, которых он лечил в реабилитационной клинике в 40-е годы ХХ столетия.

Процесс пробуждения Кундалини сопровождается множественной трансформацией структуры и содержания идентичности, может спровоцировать состояние, названное В.Франклом "экзистенциальным вакуумом" или "переживанием бездны" [11.с.43]. Могут происходить такие изменения личности, что человек перестает узнавать самого себя. Представления о себе теряют целостность, идентичность рассыпается на кусочки. В данном случае можно говорить о кризисе личностной идентичности.

Личностная идентичность - это совокупность всех представлений индивида о себе, это "Я - концепция" личности или "образ - Я", включающий в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя.

В современной психологической литературе выделяется два вида идентичности - личная и социальная, однако в понятии "кризис идентичности" смешиваются обе идентичности. Так в исследовании Л.А.Шайгеровой понятия "кризис личной идентичности" и "кризис социальной идентичности" не разделяются [13.с.49]. Мы считаем, что для глубокого понимания сущности психодуховного кризиса и исследования механизмов его преодоления, необходимо эти два понятия разделить.

Еще У.Джеймс показал, что человек думает о себе в двух плоскостях, откуда и два аспекта идентичности: в личном аспекте, что и создает личностную самотождественность, и в социальном аспекте, где формируется многообразие социальных Я индивида.

К идее о двух аспектах осмысления личностью своих границ в мире обращались Ч.Кули (теория зеркального Я) и Г.Мид (становление личности во взаимодействии с другими), Э.Эриксон и другие.

Социальная идентичность - это образ социального Я, называемый "образ Я в группе", отождествление индивидом себя с той или иной социальной группой. Есть русская пословица "Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Г.М.Андреева считает, что большинство людей, когда они говорят о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом [2.с.77]. 

Теоретическое осмысление проблематики социальной идентичности представлено в трудах А.Тешфэла и Дж.Тернера. По Тешфэлу, социальная идентичность - это та часть "Я-концепции" индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Размышляя о кризисе идентичности, Г.М.Андреева пишет прежде всего о кризисе социальной идентичности, который она определяет как "особую ситуацию сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свою границу и свою ценность" [2.с. 266]

Процесс пробуждения Кундалини и занятия психодуховной практикой действительно создают "особую ситуацию сознания", когда утрачивается привлекательность и престижность многих социальных ролей, и личность перестает быть эгоцентричной. Процесс потери социальной идентичности можно выразить словами известной сахаджа йогам песни: "Я - не поэт и я - не гражданин, не супруг, не отец и не сын... Я - дух."

К сожалению, в психологической науке проблема кризиса социальной идентичности в аспектах психодуховных практик не поставлена и не обсуждалась, хотя потребность в этом назрела давно. Духовная трансформация личности на этапе её возрастной и социальной зрелости есть закономерный эволюционный путь, и он должен быть осмыслен психологической наукой.

4. Одиночество

Во многие исторические периоды одиночество являлось печальным следствием какого-либо бедствия или войны, либо рассматривалось как признак возможной неполноценности или незрелости. Некоторые состоящие в браке люди придерживались (и сейчас придерживаются) стереотипных представлений об одиноких людях как этаких жизнелюбцах или, напротив, неудачниках. Жизнелюбцы ведут бурную, весёлую жизнь, не отказывая себе ни в чем. Неудачники, на взгляд многих, - это физически непривлекательные люди, социальная жизнь которых отличается бедностью или вообще отсутствует. Возможно, они хотели бы завести семью, но не способны найти себе пару. Или же они слишком незрелы, чтобы жить отдельно от своих родителей. Подобные стереотипы способствуют тому, что образ жизни многих одиноких людей предстает в искажённом свете.

Рассматривая безбрачие в исторической перспективе, мы можем получить более правильное представление об этом социальном феномене. Большие группы людей периодически оставались холостыми или незамужними. К примеру, в конце 1930-х годов, когда Америка приходила в себя после великой депрессии, в брак вступали очень немногие, а те, кто всё-таки решался, делали это в более позднем возрасте. Тенденции к ослаблению матримониальных намерений получила продолжение в годы второй мировой войны, когда миллио­ны женщин пополнили ряды рабочей силы. К концу войны ситуация изменилась. К середине 50-х годов лишь 4% взрослых людей, находившихся в брачном возрасте, оставались одинокими, а возраст впервые вступающих в брак упал до рекордно низкой отметки. Однако безбрачие снова стало пользоваться популярностью в 70-е и 80-е годы, когда процент вступающих в брак одиноких людей в возрасте до 45 лет упал до уровня, зарегистрированного в период Великой депрессии.

Выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения - нахождения баланса между свободой и связывания себя обязательствами, между самодостаточностью и взаимозависимостью [12.с.88].

Многие люди выбирают безбрачие потому, что оно позволяет им наслаждаться близкими отношениями в том случае, когда те благополучны, и избегать проблем, которые несёт с собой неудачное супружество. Они не хотят себя привязывать к партнеру, стоящему на пути их собственного развития. Как не хотят они и испытывать чувство скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворённости и одиночества, общаясь с человеком, которого они уже давно переросли. Наблюдая за тем, как терпит крах супружеская жизнь их друзей, приходят к выводу, что жить одному лучше.

Выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения - нахождения баланса между свободой и связывания себя обязательствами, между самодостаточностью и взаимозависимостью.

Заключение

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни, даже если принимать её по минимуму, продолжительность составляет более четверти века. Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида, а верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону ещё большего возраста.

Для процессов характерны неравномерность и гетерохронность. Развитие психофизиологических функций, определяющих особенности сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается в ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам, затем оно стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста.

Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот мастерства  и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности уровень одарённости человека, уровень его образованности и род деятельности. С учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит и их итоги, к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными.

Жизненный путь человека в периоды юности, молодости, взрослости, зрелости и пожилом возрасте является целостным процессом, в котором профессиональное самоопределение и развитие являются его неотъемлемой частью.

Средний возраст является периодом профессиональной преемственности и изменений. Многие люди в этом возрасте переоценивают свою профессиональную карьеру для того чтобы понять, чего им удалось достичь из намеченного и следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя (впрочем, как и любая другая потеря), пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь найти работу или альтернативное решение имеющихся проблем.

Духовность как свойство личности является фундаментальным качеством человека. Формируясь уже в первобытном обществе, духовность развивается на основе единства морали и религии, которые выполняют охранительную функцию по отношению к обществу. Это двуединое основание духовности прослеживается до настоящего времени. Мышление человека, как и другие психические функции, одновременно индивидуально и морально. Эмоциональность и творчество, присущие детству, являются основой его духовности, которая базируется на свободе ребёнка, понимаемый как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода эта сочетается с формирующейся саморегуляцией. Познание смысла, предназначения, ценности предметов и явлений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности. Сущность духовного становления это процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений. По мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление ко злу. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является осознание конца жизни.

Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста, причём женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Общими для женщин среднего возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы. Время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста — их основные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей.

Общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности. Из-за того, что мужчинам приходится свыкнуться с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вы­нуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь со­ответствия ему, возникает ряд проблем.

Каждый человек — через свою реакцию на окружающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование и каким будет его будущее.

Таким образом одиночество как социально-психологический феномен кризиса идентичности является одной из актуальных проблем сегодня.

Список литературы

1.     Ананьев Б.Г.  Избранные психологические труды в 2 томах. Под ред. А.А.Бодалёва, Б.Ф.Ломова. – М., 1980 т.1. -438 с.

2.     Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – М.- Воронеж, 1996. -326 с.

3.     Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.-392 с.

4.     Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998. -512 с.

5.     Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001. -126 с.

6.     Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2000. -256 с.

7.     Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001. -324 с.

8.     Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 1996.-244 с.

9.      Крымская М.Л. Климактерический период. – М., 1988. -271 с.

10.             Массен П., Конгер Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности, тексты. – М., 1980. -326 с.

11.             Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. – СПб., 1997. -432 с.

12.            Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2001. -264 с.

13.             Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988. -251с.

14.             Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999. -237 с.

15.             Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1998. -299 с.

16.             Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001.- 200 с

17.             Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М., 1999.-466 с.

18.            Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000. -125 с.