Содержание
Введение. 3
1. Признаки и структура характера. 4
2. Формирование характера. 8
3. Исследование формирования характера на различных возрастных ступенях 17
Заключение. 22
Библиографический список. 23
Введение
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. В современных условиях все больше и больше в обществе появляется асоциальных людей. При своевременной диагностике и внесении изменений в условия воспитания есть реальная возможность изменить ситуацию в лучшую сторону. Поэтому актуальным является детальный анализ характера как психологического явления и этапов его формирования.
Проблемой работы тот факт, что при недостаточном исследовании явления характера невозможно будет в дальнейшем вносить какие-то коррективы в воспитательный процесс.
Следовательно, объектом работы является характер как психологическое явление, а предметом – процесс его формирования.
Цель работы – анализ характера как психологического явления, анализ его принципа, структуры, типологий, анализ его формирования.
Гипотетически, при своевременной диагностике и внесении изменений в условия воспитания есть возможность повлиять на формирование характера человека.
Задачи работы – изучение научной литературы по теме, изучение признаков и структуры характера, процессов, влияющих на его формирование.
1. Признаки и структура характера.
Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения.
Отличительные признаки характера:
1. Черты характера связаны с мотивами личности.
2. Характер определяет не форму, а содержание деятельности.
3. Характер выражает мотивы:
• По отношению к различным ситуациям.
• По времени.
4. Характер формируется прижизненно.
5. Это социально-нравственное содержание черт характера.
6. Действенность черт характера (характер является активным побудителем поведения и реализуется в форме обобщенных привычек).
Российские психологи выделяют следующую структуру характера:
1. Основная система отношения (отношения к вещам, к людям, к труду, к себе).
2. Второстепенная система отношений (отношения к природе, к искусству, к собственности, к праву и т.д.).
Структура характера по Кателу:
1. Замкнутость, общительность.
2. Интеллект.
3. Сила «Я» (эмоционально волевые проявления: выдержка, вдумчивость).
4. Доминантность, подчиненность.
5. Беспечность, осмотрительность.
6. Совестливость, приспосабливаемость.
7. Смелость, трусость.
8. Сензитивность, жестокосердость.
9. Подозрительность, доверчивость.
10. Мечтательность, практичность.
11. Хитрость (злобность), добродушие.
12. Виноватость, уверенность.
13. Радикализм, консерватизм.
14. Целенаправленность, не целенаправленность.
15. Расслабленность, энергетическая напряженность.
16. Привязанность, чувство удовлетворения [2, с. 45].
Выделяют два типа характера:
I. Гармоничные. Развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное).
II. Дисгармоничные. Выделяют множество типов дисгармоничных характеров [5, с. 114]:
1. Гипертимный. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В отношениях с другими людьми проявляется недостаток чувства дистанции, стремление к лидерству. Субъекты с таким характером почти всегда имеют хорошее настроение, высокий жизненный тонус, хорошее самочувствие, нередко хороший вид. Они склонны к чревоугодию и другим радостям жизни. Завышенная самооценка сочетается у них с веселостью, легкомыслием (поверхностные люди), деловитостью, изобретательностью, энергичностью, инициативностью. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликта. Для данных лиц характерны вспышки гнева, раздражения (особенно когда встречают противодействие или терпят неудачу). Эти люди склонны к аморальным поступкам. Они тяжело переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.
2. Гипотивный (дистемический). Этот тип противоположен гипертимному. Для этого субъекта характерна серьезность, подавленность настроения, медлительность, слабость волевых усилий, заниженная самооценка, неверие в будущее и низкая контактность. Данные лица домоседы, индивидуалисты. Они добросовестны, ценят друзей, обладают обостренным чувством справедливости и замедленностью мышления.
3. Циклоидный. Характеризуется сменой гипертимных и гипотивных состояний.
4. Демонстративный (истероидный). Для него характерна живость, подвижность, легкость в установлении контактов. Данный тип склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленных на приукрашивание своей персоны. Также он склонен к авантюризму, артистизму и позерству. Этот субъект стремится к лидерству, испытывает потребность в признании, постоянном внимании к своей персоне. Он жаждет власти, похвалы (перспектива остаться незамеченным гнетет его). Рассматриваемый тип отличается высокой приспособляемостью и склонностью к интригам. Его беспредельный эгоцентризм, гипертрофированная самооценка и патологическая способность к вытеснению сочетаются со способностью увлечь других людей неординарностью мышления и поступков.
5. Застревающий. Характеризуется умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучениям. Часто страдает от мнимой несправедливости. Насторожен и недоверчив. Чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, мстителен. Он заносчив, честолюбив и самонадеян, в связи с чем часто бывает инициатором конфликтов. Данный тип имеет склонность к аффектам и чрезвычайно ригиден.
6. Педантичный. Характеризуется ригидностью и инертностью психических процессов. Не конфликтен, но сильно реагирует на любое нарушение порядка. На службе бюрократичен, аккуратен, пунктуален, добросовестен. Данный субъект любит чистоту и порядок во всем. Он склонен жестко следовать плану, усидчив, не тороплив. Во взаимоотношениях уступчив.
7. Возбудимый (эпилептоидный). Данный тип недостаточно управляем. Для него характерно ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмливость, гневливость. В связи с этим, данный субъект склонен к хамству, брани, конфликтам, в которых выступает провоцирующей стороной. Он раздражителен, вспыльчив. Отличается замедленностью реакции, тяжеловесностью поступков. Никакой труд для него не привлекателен. Подобные люди равнодушны к будущему, живут настоящим, пытаясь извлечь максимум выгоды и развлечений. Для достижения своих целей они готовы подчиняться более сильному.
8. Тревожно-мнительный. Для него характерна низкая контактность и настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, охотное подчинение опеке старших. У этого типа рано формируется чувство долга, ответственности, высокие морально-этические требования. Данного субъекта также характеризует испытываемое им чувство неполноценности, обидчивость, чувственность и неумение постоять за себя. Он дружелюбен, самокритичен, исполнителен, беззащитен. Такие люди служат, как правило, «козлами отпущения» и становятся объектами шуток.
9. Экзальтированный. Способен восторгаться, восхищаться. Для него характерна улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Причины для этого могут быть ничтожны. Эти люди легко переходят к отчаянию. Они контактны, словоохотливы, влюбчивы. В конфликтах чаще активны. Альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус. В силу экзальтированности могут быть паникерами.
10. Самодостаточный (шизоидный, аутентичный). Для него характерен аутизм, отгороженность от окружающего мира. Их поступки и чувства подчиняются внутренним влияниям, поэтому могут казаться другим ненормальными, необъяснимыми. В жизни этих людей считают чудаками. В облике и манере поведения они своеобразны, индивидуальны, неуклюжи и неловки. Мышление также оригинально и своеобразно. Оно находится во власти сформированных схем и рассуждений. Жизненный опыт мало влияет на формирование этих личностей. Они не контактны, не способны чувствовать других людей, равнодушны. Их поступки могут показаться жестокими и бестактными, но объяснить эти поступки можно неумением понять другого человека, а не желанием причинить ему боль.
2. Формирование характера
Каково происхождение свойств характера? Чем объяснить, что не существует двух людей в мире с одинаковым характером?
Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди и характер неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями [2, с. 46].
Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приобретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство — все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера.
В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах — отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в многодетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разницей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные отношения в детском саду и в школе формируют целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются заметные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.
Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте. Основываясь на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь отношениями, которые сложились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в большой степени зависят также от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются. Наиболее сознательны те отношения личности к окружающей действительности, которые складываются на основе идейной направленности человека, на основе коммунистического мировоззрения. Поэтому активным и устойчивым свойство характера становится также тогда, когда оно мотивировано коммунистическими сознательными взглядами и убеждениями.
Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его сознательным взглядам и убеждениям, тогда они проявляются в любых наиболее трудных и критических обстоятельствах. Источник силы и стойкости характера советских людей, так поразивших мир в годы гражданской и Великой Отечественной войн — в коммунистическом мировоззрении. Поэтому юношеский возраст, когда становление сознательных взглядов и убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.
Общественные и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности социально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в совершенно различных индивидуальных действиях. Например, добросовестное коммунистическое отношение к труду у одного человека выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другой с таким же добросовестным коммунистическим отношением к труду работает размеренно, спокойно.
В каких именно индивидуально-своеобразных способах действия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные условия и обусловленные ими социально-типичные отношения личности определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные свойства характера. Вместе с тем одни и те же индивидуальные качественные особенности психики возможны при различном, даже противоположном отношении личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывистыми или плавными в движениях могут быть люди и добросовестные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качественные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим социально-типичным отношением личности.
Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеет и темперамент. Взаимосвязь характера и темперамента определяется физиологической основой того и другого. Мы видели, что тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа темперамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуждениях. Так, было показано, что при наличии стремления к общению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими переживаниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сангвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера.
Роль типа темперамента сказывается еще и иначе. Мы видели, что свойства типа нервной системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию определенной системы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характера, например пассивно-оборонительных или агрессивных. Соответственно этому и свойства темперамента могут благоприятствовать или противодействовать развитию определенной системы свойств характера. Так, при неблагоприятных объективных условиях меланхолику легче стать трусом, чем холерику. Но при благоприятных условиях, наоборот, холерику легче стать храбрым, чем меланхолику. При этом ни один тип темперамента не может фатально предопределить храбрость или трусость, как и другие черты характера.
Таким образом, развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков.
Своеобразие активной деятельности ребенка определяется возрастными особенностями. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность — сюжеты детских игр, игровые роли, взаимоотношения детей в игре. Уже в старшем дошкольном возрасте воспитательное значение приобретают трудовые поручения и дидактические занятия. В школе формирование характера происходит вначале преимущественно в учебной деятельности, а затем — все в большей степени и в труде на пришкольном участке, и в учебных мастерских, в общественной деятельности пионерской и комсомольской организаций. Наконец, у взрослого человека трудовая деятельность выполняет главную роль в формировании характера.
Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер. Но для того чтобы примененные человеком действия в процессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автоматизмами. Автоматизм способов действия — необходимое следствие физиологической основы характера — условнорефлекторного функционального состояния, связанного с образованием определенного динамического стереотипа. Благодаря этому в критических условиях, когда необходимо быстро решиться на что-то, действия и поступки, в которых выражается характер, возникают без предварительного размышления и без колебаний. Человек бросается в воду, чтобы спасти утопающего, подвергает себя смертельному риску, чтобы предотвратить аварию.
Как образуются такие автоматизмы способов действия? Можно наблюдать несколько различных психологических механизмов таких автоматизмов. Одни из них — привычки. Трудолюбие как черта характера невозможно без привычки к труду. Чистоплотность невозможна без соответствующих привычек поведения. Привычки образуются в результате многократного повторения одних и тех же действий. Следовательно, одно из важнейших условий формирования свойств характера — это повторное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках.
Однако привычки только тогда становятся основой определенных свойств характера, если они образуются и проявляются при соответствующем сознательном отношении личности. Так, систематически заставляя ребенка работать, наказывая его каждый раз, когда он не выполнит работы, можно воспитать у него привычку к труду. Но если труд для ребенка тягостен, если труд не доставляет ребенку радости, если он не видит смысла в труде, то, несмотря на привычку к труду, мы не сможем воспитать у ребенка трудолюбия как черты характера.
Другой источник автоматизмов способов действия — подражание. Значение подражания в формировании характера в большой степени объясняется влиянием выразительных действий и движений на эмоциональные переживания человека. Гораздо труднее испытывать озлобленность и недоброжелательство к людям, когда приветливо им улыбаешься. И наоборот, гораздо труднее испытывать симпатию и доброжелательство, если грубо и неприветливо разговариваешь с ними. Поэтому если ребенок путем внешнего подражания перенимает жесты, выражение лица, интонации голоса доброго, отзывчивого человека, если благодаря подражанию такие выразительные движения и жесты становятся привычными, то тем самым изменяется внутренний строй переживаний, определяющих действия человека. Но именно потому, что на основе чисто внешнего подражания образуются только автоматизмы действия, подражание не может играть главной и решающей роли в развитии и воспитании характера. Подражание только тогда становится условием развития свойств характера, когда оно мотивировано определенным отношением личности к вызывающему подражание образцу поведения. Хорошо известно, какие значительные изменения происходят в развитии характера благодаря подражанию любимому учителю, или кому-либо из старших, или литературному герою, или историческому деятелю.
Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая, как показано выше, выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определенному направлению деятельности. Это предрасположение проявляется автоматически, помимо сознания. Если установка возникает после нескольких повторных ситуаций, она называется фиксированной.
В отличие от привычек установка — это готовность не только к определенным движениям и действиям, но и к определенным образам восприятия, памяти и воображения, к определенным понятиям и мыслям, к определенным эмоциональным и волевым реакциям.
Зависимость происхождения свойств характера от образования установки выяснена в исследованиях советского психолога В. Г. Норакидзе. Он установил, что определенным свойствам характера соответствуют качественные особенности установки, проявляющиеся при лабораторном испытании зрительного, осязательного и двигательного восприятия величины, формы, тяжести и т. п. Так, у людей с целостным, гармоническим характером фиксированная установка образуется быстро. Наоборот, у людей с неустойчивым и противоречивым характером, действия и поступки которых импульсивны и зависят от случайной обстановки, фиксированная установка часто вовсе не образуется или проявляется лишь один - два раза и быстро исчезает. Образование установок, так же как и других автоматизмов, только тогда приводит к возникновению свойств характера, когда оно связано с определенным сознательным отношением личности. Образование установок происходит иначе, чем образование привычек. Установки возникают не только после предшествовавших неоднократных повторений какой-либо деятельности, но и в результате один раз пережитой ситуации, сопровождавшейся сильными и глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому изменения в характере нередко вызываются резкими изменениями жизненных условий и происходят сразу путем перелома.
В связи с этим особое значение в происхождении свойств характера приобретают конфликтные ситуации. В исследованиях было установлено, какие глубокие, длительные и устойчивые изменения характера происходят благодаря конфликтам, пережитым в детстве, например, когда при переходе в другую школу резко изменяется отношение к ребенку или когда он сталкивается с противоположными требованиями, предъявляемыми, с одной стороны, семьей, а с другой — школой. Характер не только яснее всего обнаруживается в трудных, критических обстоятельствах, но и формируется в них.
Свойства характера развиваются и воспитываются не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни человека. Так, в одном из исследований показано, что в возрасте от 25 до 55 лет 73 процента опрошенных людей замечали изменения в своем характере. В юношеском возрасте и у взрослых людей решающую роль при этом играет поступок, совершаемый в критических обстоятельствах. Так, изучались изменения характера, происходившие в результате тяжелого потрясения. При совершенно одинаковых внешних обстоятельствах, например наступлении инвалидности, перенесенной тяжелой несправедливости, у разных людей наблюдались изменения характера в совершенно противоположном направлении. Одни в таких обстоятельствах озлоблялись, замыкались, опускались на более низкий моральный уровень. Другие, наоборот, становились мягче, отзывчивее, повышался уровень их активности и расширялись интересы.
Эти различия зависели от того, какой выход из конфликтной ситуации находил человек, на какой поступок он решался: на поступок, отчуждающий его от людей и коллектива, или, наоборот, служащий на пользу людям и коллективу, сближающий с ними.
Разумеется, поступок человека в критических обстоятельствах, прежде всего, зависит от всего предшествующего развития и воспитания. Однако даже при наиболее благоприятных условиях развития и воспитания в зависимости от бесконечного многообразия сочетаний внешних и внутренних условий один и тот же человек может решиться на существенно различные поступки.
Формирование характера эффективно только в той степени, в какой человек сам создает его своими поступками на протяжении всей своей жизни. Воспитание характера невозможно без самовоспитания [5, с. 67].
3. Исследование формирования характера на различных возрастных ступенях
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Отношения личности с окружающими людьми, ее требовательность к себе, креативность, отношения к успехам и неудачам зависят от самооценки личности. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Социальное взаимодействие является исходной точкой самооценки. Только познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, позволяющие выработать собственную оценку.
Сложившаяся самооценка может быть как адекватной, когда человек правильно оценивает себя, так и неадекватной — заниженной либо завышенной. Это влияет на уровень притязаний личности. Притязания личности характеризуются степенью трудности целей, к которым человек стремится, достижение этих целей представляется привлекательным и возможным. Динамика успеха или неуспеха в конкретной деятельности, динамика удач или неудач в течение всей жизни — все это формирует уровень притязаний личности. Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным, когда человек выбирает цели, соответствующие его способностям, возможностям и умениям, либо неадекватным — заниженным или завышенным. При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой слишком нереальные сложные цели. Завышенный уровень притязаний является результатом завышенной самооценки. Заниженный же уровень притязаний наблюдается тогда, когда человек ставит перед собой не требующие физических и моральных усилий, легковыполнимые цели. При таком уровне притязаний человек занижает планку требований к себе.
Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень. Он характеризуется Оформлением у ребенка его «внутренней позиции» довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Возникновение такого новообразования становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.
Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.
Становление характера ребенка дошкольного возраста происходит в играх, в межличностном общении и в домашнем труде, а с началом обучения в школе к этим видам деятельности добавляется учение. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответствующей деятельности формирует и укрепляет первую из названных выше характерологических групп качеств, а межличностное — вторую. Обе группы качеств связаны с возникновением и преодолением ребенком определенных трудностей. Проблемы предметного характера условно можно назвать «сопротивлением материала». Оно появляется тогда, когда ребенок берется за какое-либо дело, и оно у него почему-то не получается.
Существует взаимосвязь и преемственность в развитии и укреплении характера ребенка в различных видах деятельности. Она заключается в том, что проявление характера в более сложном и трудном виде деятельности, которое появляется по мере взросления ребенка, происходит тогда, когда соответствующая черта характера уже проявилась и закрепилась на генетически более ранней ступени в более простых видах деятельности. Например, при поступлении в школу и при переходе к новому виду деятельности — учению — ребенок лишь тогда будет успешно преодолевать связанные с этим трудности, укреплять свой характер, когда он уже научился преодолевать трудности в игре, в труде и в общении. Характер ребенка будет закрепляться и успешно развиваться в общении с новыми школьными товарищами лишь тогда, когда соответствующие черты проявились и укрепились во взаимодействии со сверстниками в период дошкольного детства.
Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.
Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.
Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса показывают, что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым, а может быть, даже и решающим условием воспитания вообще. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.
Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Формирование самосознания подростка, как показывают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог осуществиться весь сложный процесс самосознания, необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при котором становятся возможными познание и оценка такой сложной деятельности, какой является нравственно-психологический облик человека.
Характер тесно связан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям и условиям реального мира и накладывает свой отпечаток на деятельность, общение и поведение человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, например, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать сдержанность и выдержку, чем флегматику. А последнему необходимо приложить больше усилий, чем сангвинику, чтобы стать общительным.
Для выявления направленности характера существует большое количество разнообразных методик, разработанных специально под конкретный возраст.
Можно выделить и порекомендовать следующие методики для выявления типологических черт характера.
1. Методика Айзенка позволяет выявить психологические особенности человека с точки зрения факторов «интроверсия – экстраверсия» и «нейротизм – стабильность». Подходит для подростков и взрослых.
2. Шкала Тейлора построена на основе ММР 1 и используется для измерения общего уровня тревожности, применяется до начала и по окончании деятельности.
3. Шкала социально-ситуативной тревоги Кондаша. Особенности шкал такого типа состоят в том, что испытуемый оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживании, симптомов тревожности, как, например, в шкалах МАС (Тейлора) и Спилбергера, а оценивает саму ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать у него тревогу.
Эта шкала, во-первых, позволит выявить область действительности, объекты, являющиеся для человека основными источниками тревожности. Во-вторых, она в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказывается зависимой от особенностей развития у человека интропротекции.
Соответственно виды тревожности, выявленные с помощью данной шкалы, обозначены как школьная, самооценочная, межличностная. Следует отметить, что, конечно, разделение шкал во многом условно. Возможна большая дифференцировка ситуаций, но подобное выделение, как показывает анализ, является хорошим и продуктивным с точки зрения задач коррекции: оно позволяет достаточно точно локализовать зону нарушения и тем самым целенаправленно построить программу снятия тревожности.
Методики не исчерпываются приведенными выше. Для каждой диагностики необходимо подбирать материал для каждого конкретного случая.
Заключение
Анализ литературы показал, что:
· Черты характера связаны с мотивами личности.
· Характер определяет не форму, а содержание деятельности.
· Характер формируется прижизненно.
· Действенность черт характера (характер является активным побудителем поведения и реализуется в форме обобщенных привычек).
По типам характер делится на гармоничный и дисгармоничный. В первом случае развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное). Во втором же наблюдаются девиации в поведении людей.
Исходя из этого, можно сказать, что характер формируется неравномерно в течение жизни человека. На ранних стадиях развития человека на формирование характера можно оказать большее влияние, чем на поздних. Но, как факт, это влияние может быть уместным и на взрослого человека. И при том, что формирование характера эффективно только в той степени, в какой человек сам создает его своими поступками на протяжении всей своей жизни, актуально в дальнейшем исследовать проблему самовоспитания человека в процессе формирования характера.
Библиографический список
1. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн; Пер. с англ. Поле Е.В. - М.: Компания ПАНИ, 1996.- 319 с.
2. Бурно М.Е. О характерах людей. /М.Е. Бурно. - М.:, 2003.- 105 с.
3. Бороздина Л.В. Психология характера: Ист. очерк: Учебник /Л.В. Бороздина. - М.: Изд-во МГУ, 1997-Ч. 1. - 218 с.
4. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия /[Ред.-сост. Райгородский Д.Я.]. - Самара: Бахрах, 1997.- 639 с.
5. Семенов В.Д. Психология характера. – М.: Мысль, 2004. – 347 с.