Содержание

Введение. 3

1. Признаки и структура характера. 4

2. Формирование характера. 8

3. Исследование формирования характера на различных возрастных ступенях  17

Заключение. 22

Библиографический список. 23

Введение

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. В современных условиях все больше и больше в обществе появляется асоциальных людей. При своевременной диагностике и внесении изменений в условия воспитания есть реальная возможность изменить ситуацию в лучшую сторону. Поэтому актуальным является детальный анализ характера как психологического явления и этапов его формирования.

Проблемой работы тот факт, что при недостаточном исследовании явления характера невозможно будет в дальнейшем вносить какие-то коррективы в воспитательный процесс.

Следовательно, объектом работы является характер как психологическое явление, а предметом – процесс его формирования.

Цель работы – анализ характера как психологического явления, анализ его принципа, структуры, типологий, анализ его формирования.

Гипотетически, при своевременной диагностике и внесении изменений в условия воспитания есть возможность повлиять на формирование характера человека.

Задачи работы – изучение научной литературы по теме, изучение признаков и структуры характера, процессов, влияющих на его формирование.

1. Признаки и структура характера.

Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения.

Отличительные признаки характера:

1. Черты характера связаны с мотивами личности.

2. Характер определяет не форму, а содержание деятельности.

3. Характер выражает мотивы:

• По отношению к различным ситуациям.

• По времени.

4. Характер формируется прижизненно.

5. Это социально-нравственное содержание черт характера.

6. Действенность черт характера (характер является активным побудителем поведения и реализуется в форме обобщенных привычек).

Российские психологи выделяют следующую структуру характера:

1. Основная система отношения (отношения к вещам, к людям, к труду, к себе).

2. Второстепенная система отношений (отношения к природе, к искусству, к собственности, к праву и т.д.).

Структура характера по Кателу:

1. Замкнутость, общительность.

2. Интеллект.

3. Сила «Я» (эмоционально волевые проявления: выдержка, вдумчивость).

4. Доминантность, подчиненность.

5. Беспечность, осмотрительность.

6. Совестливость, приспосабливаемость.

7. Смелость, трусость.

8. Сензитивность, жестокосердость.

9. Подозрительность, доверчивость.

10. Мечтательность, практичность.

11. Хитрость (злобность), добродушие.

12. Виноватость, уверенность.

13. Радикализм, консерватизм.

14. Целенаправленность, не целенаправленность.

15. Расслабленность, энергетическая напряженность.

16. Привязанность, чувство удовлетворения [2, с. 45].

Выделяют два типа характера:

I. Гармоничные. Развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное).

II. Дисгармоничные. Выделяют множество типов дисгармоничных характеров [5, с. 114]:

1. Гипертимный. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В отношениях с другими людьми проявляется недостаток чувства дистанции, стремление к лидерству. Субъекты с таким характером почти всегда имеют хорошее настроение, высокий жизненный тонус, хорошее самочувствие, нередко хороший вид. Они склонны к чревоугодию и другим радостям жизни. Завышенная самооценка сочетается у них с веселостью, легкомыслием (поверхностные люди), деловитостью, изобретательностью, энергичностью, инициативностью. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликта. Для данных лиц характерны вспышки гнева, раздражения (особенно когда встречают противодействие или терпят неудачу). Эти люди склонны к аморальным поступкам. Они тяжело переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

2. Гипотивный (дистемический). Этот тип противоположен гипертимному. Для этого субъекта характерна серьезность, подавленность настроения, медлительность, слабость волевых усилий, заниженная самооценка, неверие в будущее и низкая контактность. Данные лица домоседы, индивидуалисты. Они добросовестны, ценят друзей, обладают обостренным чувством справедливости и замедленностью мышления.

3. Циклоидный. Характеризуется сменой гипертимных и гипотивных состояний.

4. Демонстративный (истероидный). Для него характерна живость, подвижность, легкость в установлении контактов. Данный тип склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленных на приукрашивание своей персоны. Также он склонен к авантюризму, артистизму и позерству. Этот субъект стремится к лидерству, испытывает потребность в признании, постоянном внимании к своей персоне. Он жаждет власти, похвалы (перспектива остаться незамеченным гнетет его). Рассматриваемый тип отличается высокой приспособляемостью и склонностью к интригам. Его беспредельный эгоцентризм, гипертрофированная самооценка и патологическая способность к вытеснению сочетаются со способностью увлечь других людей неординарностью мышления и поступков.

5. Застревающий. Характеризуется умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучениям. Часто страдает от мнимой несправедливости. Насторожен и недоверчив. Чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, мстителен. Он заносчив, честолюбив и самонадеян, в связи с чем часто бывает инициатором конфликтов. Данный тип имеет склонность к аффектам и чрезвычайно ригиден.

6. Педантичный. Характеризуется ригидностью и инертностью психических процессов. Не конфликтен, но сильно реагирует на любое нарушение порядка. На службе бюрократичен, аккуратен, пунктуален, добросовестен. Данный субъект любит чистоту и порядок во всем. Он склонен жестко следовать плану, усидчив, не тороплив. Во взаимоотношениях уступчив.

7. Возбудимый (эпилептоидный). Данный тип недостаточно управляем. Для него характерно ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмливость, гневливость. В связи с этим, данный субъект склонен к хамству, брани, конфликтам, в которых выступает провоцирующей стороной. Он раздражителен, вспыльчив. Отличается замедленностью реакции, тяжеловесностью поступков. Никакой труд для него не привлекателен. Подобные люди равнодушны к будущему, живут настоящим, пытаясь извлечь максимум выгоды и развлечений. Для достижения своих целей они готовы подчиняться более сильному.

8. Тревожно-мнительный. Для него характерна низкая контактность и настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, охотное подчинение опеке старших. У этого типа рано формируется чувство долга, ответственности, высокие морально-этические требования. Данного субъекта также характеризует испытываемое им чувство неполноценности, обидчивость, чувственность и неумение постоять за себя. Он дружелюбен, самокритичен, исполнителен, беззащитен. Такие люди служат, как правило, «козлами отпущения» и становятся объектами шуток.

9. Экзальтированный. Способен восторгаться, восхищаться. Для него характерна улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Причины для этого могут быть ничтожны. Эти люди легко переходят к отчаянию. Они контактны, словоохотливы, влюбчивы. В конфликтах чаще активны. Альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус. В силу экзальтированности могут быть паникерами.

10. Самодостаточный (шизоидный, аутентичный). Для него характерен аутизм, отгороженность от окружающего мира. Их поступки и чувства подчиняются внутренним влияниям, поэтому могут казаться другим ненормальными, необъяснимыми. В жизни этих людей считают чудаками. В облике и манере поведения они своеобразны, индивидуальны, неуклюжи и неловки. Мышление также оригинально и своеобразно. Оно находится во власти сформированных схем и рассуждений. Жизненный опыт мало влияет на формирование этих личностей. Они не контактны, не способны чувствовать других людей, равнодушны. Их поступки могут показаться жестокими и бестактными, но объяснить эти поступки можно неумением понять другого человека, а не желанием причинить ему боль.

2. Формирование характера

Каково происхождение свойств характера? Чем объяснить, что не существует двух людей в мире с одинаковым характером?

Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие   тем, что люди и характер неодинаковы от природы по своим наследствен­ным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отлича­ют их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действи­тельности, однако, наследственные свойства   организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяют­ся же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями [2, с. 46].

Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приоб­ретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспе­ченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство — все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на об­разование индивидуальных свойств характера.

В условиях весьма сложной опосредствованной   зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах — отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, на­оборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперни­чества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в мно­годетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разни­цей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные отношения в детском саду и в школе формируют целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются за­метные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.

Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложив­шиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труд­нее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте. Основываясь на таком явлении, неко­торые американские психологи утверждают, что свойства лично­сти предопределены на всю жизнь отношениями, которые сло­жились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и не­удовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в боль­шой степени зависят также от степени сознательности тех отно­шений личности, которыми эти свойства определяются. Наиболее сознательны те отношения личности к окружающей действи­тельности, которые складываются на основе идейной направ­ленности человека, на основе коммунистического мировоззрения. Поэтому активным и устойчивым свойство характера становится также тогда, когда оно мотивировано коммунистическими соз­нательными взглядами и убеждениями.

Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его сознательным взглядам и убеж­дениям, тогда они проявляются в любых наиболее трудных и критических обстоятельствах. Источник силы и стойкости харак­тера советских людей, так поразивших мир в годы гражданской и Великой Отечественной войн — в коммунистическом мировоззре­нии. Поэтому юношеский возраст, когда становление сознатель­ных взглядов и убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.

Общественные и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности социально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в со­вершенно различных индивидуальных действиях. Например, доб­росовестное коммунистическое отношение к труду у одного чело­века выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другой с таким же добросовестным коммунистическим отношени­ем к труду работает размеренно, спокойно.

В каких именно индивидуально-своеобразных способах дей­ствия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные усло­вия и обусловленные ими социально-типичные отношения лично­сти определяют совершенно разные индивидуально-своеобраз­ные свойства характера. Вместе с тем одни и те же индивидуаль­ные качественные особенности психики возможны при различ­ном, даже противоположном отношении личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывисты­ми или плавными в движениях могут быть люди и добросовест­ные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качествен­ные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим социально-типичным отношением личности.

Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеет и темперамент. Взаимосвязь характера и тем­перамента определяется физиологической основой того и друго­го. Мы видели, что тип нервной системы влияет на индивиду­ально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа тем­перамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темпера­мента определенные характерные способы действия могут воз­никать и прекращаться быстро или медленно, легко или с тру­дом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуж­дениях. Так, было показано, что при наличии стремления к об­щению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими пережи­ваниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сан­гвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протека­нии внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера.

Роль типа темперамента сказывается еще и иначе. Мы ви­дели, что свойства типа нервной системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию определенной си­стемы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характе­ра, например пассивно-оборонительных или агрессивных. Соот­ветственно этому и свойства темперамента могут благоприят­ствовать или противодействовать развитию определенной систе­мы свойств характера. Так, при неблагоприятных объективных условиях меланхолику легче стать трусом, чем холерику. Но при благоприятных условиях, наоборот, холерику легче стать храб­рым, чем меланхолику. При этом ни один тип темперамента не может фатально предопределить храбрость или трусость, как и другие черты характера.

Таким образом, развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков.

Своеобразие активной деятельности ребенка определяется возрастными особенностями. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность — сюжеты детских игр, игровые роли, взаимоотношения детей в игре. Уже в старшем дошкольном возрасте воспитательное значение приобретают трудовые поручения и дидактические за­нятия. В школе формирование характера происходит вначале преимущественно в учебной деятельности, а затем — все в боль­шей степени и в труде на пришкольном участке, и в учебных мастерских, в общественной деятельности пионерской и комсо­мольской организаций. Наконец, у взрослого человека трудовая деятельность выполняет главную роль в формировании харак­тера.

Роль активной деятельности в формировании характера за­ключается в том, что именно в ней образуются те индивидуаль­но-своеобразные способы действия, в которых выражается харак­тер. Но для того чтобы примененные человеком действия в про­цессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автома­тизмами. Автоматизм способов действия — необходимое следст­вие физиологической основы характера — условнорефлекторного функционального состояния, связанного с образованием опреде­ленного динамического стереотипа. Благодаря этому в крити­ческих условиях, когда необходимо быстро решиться на что-то, действия и поступки, в которых выражается характер, возника­ют без предварительного размышления и без колебаний. Человек бросается в воду, чтобы спасти утопающего, подвергает себя смертельному риску, чтобы предотвратить аварию.

Как образуются такие автоматизмы способов действия? Мож­но наблюдать несколько различных психологических механизмов таких автоматизмов. Одни из них — привычки. Трудолюбие как черта характера невозможно без привычки к труду. Чистоплот­ность невозможна без соответствующих привычек поведе­ния. Привычки образуются в результате многократного по­вторения одних и тех же действий. Следовательно, одно из важ­нейших условий формирования свойств характера — это повтор­ное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках.

Однако привычки только тогда становятся основой опреде­ленных свойств характера, если они образуются и проявляются при соответствующем сознательном отношении личности. Так, систематически заставляя ребенка работать, наказывая его каж­дый раз, когда он не выполнит работы, можно воспитать у него привычку к труду. Но если труд для ребенка тягостен, если труд не доставляет ребенку радости, если он не видит смысла в труде, то, несмотря на привычку к труду, мы не сможем воспитать у ре­бенка трудолюбия как черты характера.

Другой источник автоматизмов способов действия — подражание. Значение подражания в формировании характера в большой степени объясняется влиянием выразительных действий и дви­жений на эмоциональные переживания человека. Гораздо труднее испытывать озлобленность и недоброжелатель­ство к людям, когда приветливо им улыбаешься. И наоборот, гораздо труднее испытывать симпатию и доброжелательство, ес­ли грубо и неприветливо разговариваешь с ними. Поэтому если ребенок путем внешнего подражания перенимает жесты, выра­жение лица, интонации голоса доброго, отзывчивого человека, ес­ли благодаря подражанию такие выразительные движения и жесты становятся привычными, то тем самым изменяется внутренний строй переживаний, определяющих действия человека. Но именно потому, что на основе чисто внешнего подражания образуются только автоматизмы действия, подражание не может играть главной и решающей роли в развитии и воспитании харак­тера. Подражание только тогда становится условием развития свойств характера, когда оно мотивировано определенным отно­шением личности к вызывающему подражание образцу поведе­ния. Хорошо известно, какие значительные изменения происходят в развитии характера благодаря подражанию любимому учите­лю, или кому-либо из старших, или литературному герою, или историческому деятелю.

Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая, как показано выше,   выступает   в качестве  целост­ного психического состояния, предрасполагающего к определен­ному направлению деятельности. Это предрасположение прояв­ляется автоматически, помимо сознания. Если установка возни­кает после нескольких повторных ситуаций, она  называется фиксированной.

В отличие от привычек установка — это готовность не только к определенным движениям и действиям, но и к определенным образам восприятия, памяти и воображения, к определенным по­нятиям и мыслям, к определенным эмоциональным и волевым реакциям.

Зависимость происхождения свойств характера от образова­ния установки выяснена в исследованиях советского психолога В. Г. Норакидзе. Он установил, что определенным свойствам характера соответствуют качественные особенности установки, проявляющиеся при лабораторном испытании зрительного, осязательного и двигательного восприятия величины, формы, тя­жести и т. п. Так, у людей с целостным, гармоническим харак­тером фиксированная установка образуется быстро. Наоборот, у людей с неустойчивым и противоречивым характером, дейст­вия и поступки которых импульсивны и зависят от случайной обстановки, фиксированная установка часто вовсе не образуется или проявляется лишь один - два раза и быстро исчезает. Обра­зование установок, так же как и других автоматизмов, только тогда приводит к возникновению свойств характера, когда оно связано с определенным сознательным отношением личности. Образование установок происходит иначе, чем образование при­вычек. Установки возникают не только после предшествовавших неоднократных повторений какой-либо деятельности, но и в ре­зультате один раз пережитой ситуации, сопровождавшейся силь­ными и глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому изменения в характере нередко вызываются резкими изменения­ми жизненных условий и происходят сразу путем перелома.

В связи с этим особое значение в происхождении свойств характера приобретают конфликтные ситуации. В исследованиях  было установлено, какие глубокие, длительные и устойчивые измене­ния характера происходят благодаря   конфлик­там, пережитым в детстве, например, когда при переходе в дру­гую школу резко изменяется отношение к ребенку или когда он сталкивается с противоположными требованиями, предъявляемы­ми, с одной стороны, семьей, а с другой — школой. Характер не только яснее всего обнаруживается в трудных, критических об­стоятельствах, но и формируется в них.

Свойства характера развиваются и воспитываются не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни человека. Так, в одном из исследований показано, что в возрасте от 25 до 55 лет 73 процента опрошенных людей замечали изменения в своем характере. В юношеском возрасте и у взрослых людей решающую роль при этом играет поступок, совершаемый в критиче­ских обстоятельствах. Так, изучались изменения характера, про­исходившие в результате тяжелого потрясения. При совершенно одинаковых внешних обстоятельствах, например наступлении инвалидности, перенесенной тяжелой несправедливости, у раз­ных людей наблюдались изменения характера в совершенно про­тивоположном направлении. Одни в таких обстоятельствах озлоблялись, замыкались, опускались на более низкий мораль­ный уровень. Другие, наоборот, становились мягче, отзывчивее, повышался уровень их активности и расширялись интересы.

Эти различия зависели от того, какой выход из конфликтной ситуации находил человек, на какой поступок он решался: на поступок, отчуждающий его от людей и коллектива, или, наобо­рот, служащий на пользу людям и коллективу, сближающий с ними.

Разумеется, поступок человека в критических обстоятельствах, прежде всего, зависит от всего предшествующего развития и воспитания. Однако даже при наиболее благоприятных усло­виях развития и воспитания в зависимости от бесконечного мно­гообразия сочетаний внешних и внутренних условий один и тот же человек может решиться на существенно различные поступки.

Формирование характера эффективно только в той степени, в какой человек сам создает его своими поступками на протяже­нии всей своей жизни. Воспитание характера невозможно без самовоспитания [5, с. 67].

3. Исследование формирования характера на различных возрастных ступенях

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, качеств и места среди других людей. Отношения лично­сти с окружающими людьми, ее требовательность к себе, креа­тивность, отношения к успехам и неудачам зависят от самооценки личности. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Социальное взаимодействие является исходной точкой самооценки. Только познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, позволяющие выработать соб­ственную оценку.

Сложившаяся самооценка может быть как адекватной, когда человек правильно оценивает себя, так и неадекватной — зани­женной либо завышенной. Это влияет на уровень притязаний лич­ности. Притязания личности характеризуются степенью трудно­сти целей, к которым человек стремится, достижение этих целей представляется привлекательным и возможным. Динамика успе­ха или неуспеха в конкретной деятельности, динамика удач или неудач в течение всей жизни — все это формирует уровень притя­заний личности. Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным, когда человек выбирает цели, соответ­ствующие его способностям, возможностям и умениям, либо не­адекватным — заниженным или завышенным. При завышен­ном уровне притязаний человек ставит перед собой слишком нере­альные сложные цели. Завышенный уровень притязаний является результатом завышенной самооценки. Заниженный же уровень притязаний наблюдается тогда, когда человек ставит перед собой не требующие физических и моральных усилий, легковыполни­мые цели. При таком уровне притязаний человек занижает план­ку требований к себе.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требова­ний появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень. Он харак­теризуется Оформлением у ребенка его «внутренней позиции» до­вольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Возникновение такого новообразования становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возник­новения и развития у него многих других, в частности волевых, ка­честв личности, в которых проявляются его независимость, настой­чивость, самостоятельность и целеустремленность.

Первые признаки возникновения и стабилиза­ции характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и сти­лем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

Становление характера ребенка дошкольного возраста происхо­дит в играх, в межличностном общении и в домашнем труде, а с на­чалом обучения в школе к этим видам деятельности добавляется учение. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответст­вующей деятельности формирует и укрепляет первую из названных выше характерологических групп качеств, а межличностное — вто­рую. Обе группы качеств связаны с возникновением и преодолением ребенком определенных трудностей. Проблемы предметного характе­ра условно можно назвать «сопротивлением материала». Оно появляется тогда, когда ребенок берется за какое-либо дело, и оно у него почему-то не получается.

Существует взаимосвязь и преемственность в развитии и укреп­лении характера ребенка в различных видах деятельности. Она за­ключается в том, что проявление характера в более сложном и труд­ном виде деятельности, которое появляется по мере взросления ребен­ка, происходит тогда, когда соответствующая черта характера уже проявилась и закрепилась на генетически более ранней ступени в более простых видах деятельности. Например, при поступлении в школу и при переходе к новому виду деятельности — учению — ре­бенок лишь тогда будет успешно преодолевать связанные с этим трудности, укреплять свой характер, когда он уже научился преодоле­вать трудности в игре, в труде и в общении. Характер ребенка будет закрепляться и успешно развиваться в общении с новыми школьными товарищами лишь тогда, когда соответствующие черты проявились и укрепились во взаимодействии со сверстниками в период дошколь­ного детства.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовест­ность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступ­ных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людь­ми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в под­ростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоцио­нальные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

Наблюдения и психологический анализ воспитательного про­цесса показывают, что возникновение у подростка положитель­ных нравственных идеалов является необходимым, а может быть, даже и решающим условием воспитания вообще. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные пре­пятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрос­лых не будут приниматься подростками, поскольку они расхо­дятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.

Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Формирование самосознания подростка, как показы­вают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные качества из от­дельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысли­вать сначала как особенности своего поведения, а затем и как отно­сительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог осуществиться весь сложный процесс самосознания, необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психиче­ского развития, при котором становятся возможными познание и оценка такой сложной деятельности, какой является нравствен­но-психологический облик человека.

Характер тесно связан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям и условиям реального мира и накладывает свой отпечаток на деятельность, общение и поведение человека. Формирование характера существенно зависит от свойств тем­перамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, например, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику слож­нее выработать сдержанность и выдержку, чем флегматику. А последнему необходимо приложить больше усилий, чем сан­гвинику, чтобы стать общительным.

Для выявления направленности характера существует большое количество разнообразных методик, разработанных специально под конкретный возраст.

Можно выделить и порекомендовать следующие методики для выявления типологических черт характера.

1. Методика Айзенка позволяет выявить психологические особенности человека с точки зрения факторов «интроверсия – экстраверсия» и «нейротизм – стабильность». Подходит для подростков и взрослых.

2. Шкала Тейлора построена на основе ММР 1 и используется для измерения общего уровня тревожности, применяется до начала и по окончании деятельности. 

3. Шкала социально-ситуативной тревоги Кондаша. Особенности шкал такого типа состоят в том, что испытуе­мый оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо пере­живании, симптомов тревожности, как, например, в шкалах МАС (Тейлора) и Спилбергера, а оценивает саму ситуацию с точки зре­ния того, насколько она может вызвать у него тревогу.

Эта шкала, во-первых, позволит выявить область действитель­ности, объекты, являющиеся для человека основными источника­ми тревожности. Во-вторых, она в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказывается зависимой от особенностей разви­тия у человека интропротекции.

Соответственно виды тревожности, выявленные с помощью данной шкалы, обозначены как школьная, самооценочная, межлич­ностная. Следует отметить, что, конечно, разделение шкал во многом условно. Возможна большая дифференцировка ситуаций, но подобное выделение, как показывает анализ, является хорошим и продуктивным с точки зрения задач коррекции: оно позволяет до­статочно точно локализовать зону нарушения и тем самым целе­направленно построить программу снятия тревожности.

Методики не исчерпываются приведенными выше. Для каждой диагностики необходимо подбирать материал для каждого конкретного случая.

Заключение

Анализ литературы показал, что:

·        Черты характера связаны с мотивами личности.

·        Характер определяет не форму, а содержание деятельности.

·        Характер формируется прижизненно.

·        Действенность черт характера (характер является активным побудителем поведения и реализуется в форме обобщенных привычек).

По типам характер делится на гармоничный и дисгармоничный. В первом случае развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное). Во втором же наблюдаются девиации в поведении людей.

Исходя из этого, можно сказать, что характер формируется неравномерно в течение жизни человека. На ранних стадиях развития человека на формирование характера можно оказать большее влияние, чем на поздних. Но, как факт, это влияние может быть уместным и на взрослого человека. И при том, что формирование характера эффективно только в той степени, в какой человек сам создает его своими поступками на протяже­нии всей своей жизни, актуально в дальнейшем исследовать проблему самовоспитания человека в процессе формирования характера.

Библиографический список

1.     Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн; Пер. с англ. Поле Е.В. - М.: Компания ПАНИ, 1996.- 319 с.

2.     Бурно М.Е. О характерах людей. /М.Е. Бурно. - М.:, 2003.- 105 с.

3.     Бороздина Л.В. Психология характера: Ист. очерк: Учебник /Л.В. Бороздина. - М.: Изд-во МГУ, 1997-Ч. 1. - 218 с.

4.     Психология и психоанализ характера: Хрестоматия /[Ред.-сост. Райгородский Д.Я.]. - Самара: Бахрах, 1997.- 639 с.

5.     Семенов В.Д. Психология характера. – М.: Мысль, 2004. – 347 с.