ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-КОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

СТАТИСТИКА

НА ТЕМУ: СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ

ТОВАРОВ И УСЛУГ

                                                          

                                                              

                                                                                                                       ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                                       СТУДЕНТКА Ш КУРСА (ДНЕВНАЯ Ф/О)

                                                                                                                       ФАКУЛЬТЕТ: ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ

                                                                                                                       СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

                                                                                                                      

                                                                                                                        ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ТЕЙМУРОВА Т.Ю.

г. Калуга, 2007г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг. 4

1.1 Статистическое изучение потребления на макроуровне. 4

1.2 Статистика потребления. 8

1.3 Прожиточный минимум и потребительский бюджет. 13

1.4 Динамика потребления населения и потребительских цен. 16

1.5 Модели потребления. 21

Расчетная часть. 29

Задание 1. 29

Задание 2. 34

Задание 3. 37

Задание 4. 37

Аналитическая часть. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 49

ВВЕДЕНИЕ

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных по­требностей.

Основные задачи статистики потребления населения как важ­нейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потреби­тельских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, поку­пательной способности денег.

Целью работы является:

-     анализ статистических методов изучения потребления;

-     применение на практике статистических методов изучения потребления населения в практической части работы;

-     использование статистических методов для анализа потребления населения стран Европы.

Поставленные цели достигаются решением следующих задач:

-     изучение понятия статистики потребления;

-     рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление;

-     анализ состава потребительской корзины в России;

-     обзор индексных методов изучения потребления;

-     рассмотрение основных моделей потребления;

-     анализ уровня валового дохода домохозяйств региона; изучение взаимосвязи между уровнем доходов и расходами на продукты питания;

-     прогнозирование среднего значения валового дохода в генеральной совокупности;

-     изучение потребления населения Европы.

Работа выполнена с использованием программы Microsoft Office Excel 2007.

Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

1.1 Статистическое изучение потребления на макроуровне

Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:

§   данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимо­стные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, дина­мика и дифференциация потребления;

§   данные торговой статистики об объеме и структуре розни­чного товарооборота;

§   баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в рас­ходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;

§   статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельско­хозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия про­мышленности, оптовой и розничной торговли и потребкоо­перации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов.

На ее базе строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потреб­ления населением основных продуктов питания и рассчи­тываются натуральные среднедушевые показатели по­требления, изучается динамика потребления. В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным пока­зателем потребления являются расходы домашних хо­зяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете ис­пользования располагаемого дохода и включающие расходы на:

1) конечное потребление домашних хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватыва­ющее:

-     расходы на покупку потребительских товаров;

-     расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пасса­жирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хо­зяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической куль­туры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);

-     конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, по­лученных в натуральной форме в счет оплаты труда;

-     потребление товаров и услуг, произведенных для собственно­го конечного потребления домашними хозяйствами в некор­поративных предприятиях (сельскохозяйственной продук­ции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных ус­луг, произведенных для собственного потребления вла­дельцами жилищ);

2) покупку потребительских товаров и услуг домашними хо­зяйствами-резидентами за границей;

3) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяй­ствами-нерезидентами на экономической территории страны.

Однако рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

Другим обобщающим стоимостным показателем потреб­ления выступает фактическое конечное потребление домаш­них хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечи­вается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете исполь­зования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагае­мого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.

Потребление продуктов питания учитывается в на­туральных единицах и по стоимости.

Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу насе­ления или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натураль­ных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам проду­ктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в по­требленных продуктах.

Важным показателем является уровень индивидуального по­требления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потреб­ленных товаров по видам к средней годовой численности насе­ления как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим призна­кам.

Для исчисления показателей обеспеченности населения соответствующими предметами товары разбиваются на 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования - до 3-х лет); товары длительного пользования (срок использования - более 3-х лет); товары однократного пользования (продукты питания).

Для ряда товаров длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство в натуральных единицах, а обеспеченность понимают, как степень распространенности данных товаров в личном поль­зовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно харак­теризуют потребление. Точнее раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования показатель, используемый в зарубежной практике: он определяется долей домохозяйств, вла­деющих как минимум одним предметом данного вида (например, одним холодильником, одним телевизором и т. д.), и вычисляется как отношение числа домашних хозяйств, имеющих данный вид предмета, к общему их числу.

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на товары пер­вой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, ме­нее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо мод­ная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Возрастающую роль в потреблении населения играют разно­образные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

В статистике потребления объектом исследования высту­пают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворя­ющие потребности человека. Услуги же коллективного характе­ра, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стан­дартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы наци­ональных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по про­живанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домаш­ние услуги, производимые наемными работниками (слугами, по­варами, садовниками и т. п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в нату­ральной форме (питание, жилье и т. п.).

Текущая статистика не располагает данными об услугах, ока­зываемых населению частными лицами. На практике эта инфор­мация собирается в результате выборочного обследования се­мейных бюджетов, программа которого предусматривает соответствующую статью. Эта ин­формация распространяется на всю совокупность семей и ис­пользуется для нужд статистики потребления населения и наци­онального счетоводства.

1.2 Статистика потребления

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовле­творения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

где  qi факт – фактическое потребление i-го товара в среднем на душу на­селения;

qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения, здесь

где  – объем потребления i-го товара за определенный период;

N – средняя численность населения за тот же период);

если имеются нормативы потребления по группам населения, то

 где       

qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в m-ной группе;

  Nm – средняя численность населения m-ной потребительской группы.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитыва­ются индивидуальные индексы изменения потребления:

общего объема потребления i-го товара

где      åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выра­жении в отчетном и базисном периодах;

среднедушевого потребления i-го товара

где      N1 и N0 – средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.

Разница между числителем и знаменателем индексов пока­зывает абсолютное изменение общего и среднедушевого по­требления i-го товара:

Статистика услуг позволяет определить как общее, так и сред­недушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.

Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарами: фактическое потребление услуг в среднем на душу насе­ления сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:

где 

В случае необходимости берется среднее нормативное по­требление

Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:

в расчете на душу населения

где iN – индекс среднегодовой численности населения.

При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было оп­ределить динамику физического объема их потребления при пога­шении влияния цены. Это достигается или путем прямого ис­пользования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (та­рифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования.

Наряду с показателем расходов на конечное потребление в ана­литических целях введен показатель фактического конечного по­требления, представляющий собой стоимость фактически потреб­ленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.

Помимо показателя общего конечного потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потребления на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в междуна­родных сравнениях, хотя в последнее время в статистических пуб­ликациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Такие средние показатели необхо­димы лишь как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, со­циального положения, занятий, территории проживания и т. д.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потреб­ления этих товаров и услуг åqp и åst) со стоимостью их нормативного набора (åqHp + åsнt):

где  р – цена товара;

               q – количество фактически потребленных товаров;

               s – количество фактически потребленных услуг;

               t фактический тариф за определенную услугу;

               qН – норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения;

               sн – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

                         N – средняя численность населения за период.

Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.

Разность числителя и знаменателя Кпо определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с норма­тивным его уровнем. Однако они приводят к искажению истинной величины недопот­ребления. В связи с этим предлагается расчет показателя удов­летворения потребностей на душу населения:

При этом каждое фактическое потребление товаров и услуг принимается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, критериальным значением КПД будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя Кпд покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уров­нем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом.

Оба показателя удовлетворения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней арифмети­ческой величины, где в качестве осредняемых величин выступят индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удов­летворения потребностей населения, а весами – доля стоимости нормативного потребления каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того, выявить влияние каждого из них на общий показатель. Их можно предста­вить следующим образом:

где

Существенным фактором, воздействующим на уровень удов­летворения потребностей населения в товарах и услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэф­фициентом и индексом насыщенности:

Коэффициент насыщенности определяется по данным на­блюдения органами государственной статистики за изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регист­рации цен товар был в продаже, к общему числу обследуемых го­родов. Данный показатель не учитывает наличие товаров в неор­ганизованной торговле – на городских и неформальных рынках.

Индекс насыщенности определяется как соотношение коэф­фициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом сопоставимости ассортимента товаров.

Важной задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):

где                       v1 и v0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структу­ры остались неизменными; он будет равен единице, если сравни­ваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его мо­жно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматри­ваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

где      vj и vi – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

j и i – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

1.3 Прожиточный минимум и потребительский бюджет

Одним из наиболее важных показателей Статистики потребле­ния населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребле­ния населением потребительских товаров и услуг.

Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

Минимальный потребительский бюджет определяет мини­мально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологиче­ских, социально-культурных и иных его потребностей. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг.

Существуют следующие подходы к определению и измере­нию минимального потребительского бюджета: абсолютный, от­носительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчиты­вается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребле­ния. При относительном подходе определяется минимальный по­требительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низки­ми доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинирован­ный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины – Госкомстат РФ, а определением ПМ – Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта пи­тания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

-          научных рекомендаций по минимальным объемам потреб­ления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

-          фактического объема потребления в малоимущих семьях;

-          состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;

-          объективных различий в потреблении в субъектах РФ, оп­ределяемых природно-климатическими условиями, наци­ональными традициями и местными особенностями.

1. Продукты питания[1]

Наименование

Единица измерения

Объем потребления в среднем на одного человека в год

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб   и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы,бобовые)

кг

133,7

103,7

84,0

Картофель

кг

107,6

80,0

107,4

Овощи и бахчевые

кг

97,0

92,0

108,7

Фрукты свежие

кг

23,0

22,0

51,9

Сахар кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

22,2

21,2

25,2

Мясопродукты

кг

37,2

31,5

33,7

Рыбопродукты

кг

16,0

15,0    

14,0

Молоко и молокопродукты     в пересчете на молоко

кг

238,2

218,9

325,2

Яйца

штука

200,0

180,0

193,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

13,8

11,0

10,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6

2. Непродовольственные товары

Наименование

Единица измерения

Объем потребления в среднем на одного человека в год

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

 Верхняя пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

 Верхняя костюмно платьевая группа   

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

 Белье               

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

 Чулочно-носочные изделия    

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

 Головные уборы и галантерейные изделия

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

 Обувь                

пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

 Школьно-письменные товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

 Постельное белье    

штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

 Товары культурно-Бытового и хозяйственного назначения    

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

 Предметы первой необходимости, санитарии и лекарств

процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

10

15

12

3. Услуги

Наименование

Единица измерения

Объем потребления в среднем на одного человека в год

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Жилье           

кв. м общей площади

18

18

18

 Центральное       отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

 Холодное  и горячее е водоснабжение и водоотведение       

л в сутки

285

285

285

 Газоснабжение    

куб. м в месяц

10

10

10

 Электроэнергия  

кВт.ч в месяц

50

50

50

 Транспортные услуги      

поездок в год

619

150

396

 Услуги культуры

процентов от общей величины расходов ну услуги в месяц

5

5

5

Другие виды   

процентов от общей величины расходов ну услуги в месяц

15

15

15

Рациональный потребительский бюджет отражает потребле­ние товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предме­тами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соот­ветствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действитель­ную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Фактиче­ская структура потребления населения далека от рациональной.

1.4 Динамика потребления населения и потребительских цен

Динамика потребления населения и потребительских цен изу­чается с помощью индексного метода.

Индексы общего физического объема потребления товаров и услуг по населению в целом и на душу населения в среднем рас­считываются в агрегатной форме следующим образом:

по товарам в целом по населению

на душу населения

по услугам в целом по населению

на душу населения

Вместе по товарам и услугам:

Долгое время считалось, что агрегатные индексы являются лучшей формой индексов. Действительно, в определенном смы­сле они более аналитичны: помимо оценки динамики интересую­щих нас показателей по ним легко определяется абсолютное из­менение физического объема потребляемых населением товаров и услуг в стоимостном выражении–по населению в целом и в сре­днем на душу. Для этого находится разница между стоимостями продаж товаров и услуг в числителе и знаменателе индексов. Но применение агрегатного индекса предполагает наличие сопос­тавимых цен и тарифов и расчета стоимости всех продаж населе­нию товаров и услуг отчетного периода в этих ценах и тарифах (∑q1p0 и ∑s1t0), что является проблематичным.

Наша практика вслед за международной статистикой решает эту проблему, применяя метод дефлятирования. Суть его заклю­чается в пересчете стоимости продаж населению товаров и услуг отчетного периода в цены и тарифы базисного с помощью сводного текуще-взвешенного индекса потребительских цен как составного индекса дефлятора ВВП:

поскольку

Только потом становится возможным расчет агрегатного ин­декса:

Можно обойтись без сводного индекса потребительских цен, ограничившись индивидуальными индексами по отдельным то­варам и услугам. Тогда применяется средний гармонический ин­декс физического объема в форме:

 

где q1p1 – стоимость продаж отдельных товаров и услуг в отчетном пе­риоде, нетрудно представить, что этот индекс тождествен агрегатному и отличается от него лишь формой.

Агрегатные индексы дают общую оценку динамики физичес­кого объема потребления населения, не выделяя значение инди­видуальных индексов объема (iq и is) и не показывая их роли в об­щем индексе.

Между­народную практика использует базисно-взвешенный индекс цен Ласпейреса, предложенный им в 1871 г.

В агрегатной форме он имеет вид:

в форме среднего арифметического:

В этом индексе в отличие от текуще-взвешенного структура потребительских расходов населения по товарам, или уровень по­требления в виде потребительской корзины, остается прежней – базисной, что позволяет оценить динамику потребительских цен в чистом виде.

Частая сменяе­мость товаров и их моделей в потребительском наборе вынуждает к использованию цепного метода в индексных расчетах. Нужна регистрация "живых" цен продаж. При замене товара на эквива­лентный цены на него проходят двойную регистрацию по старому и новому товарам, что приводит к цепному методу. Двойная реги­страция при перемене товара обеспечивает возможность закон­чить старое звено и начать новое, предохраняя цепь динамики от разрыва. Звено вычисляется делением последующей цены ново­го звена на предыдущую цену старого.

И. Фишер по-своему решил проблему различий в структуре потребительских расходов населения отчетного и базисного пе­риодов, оказывающих существенное влияние на значение текуще-и базисно-взвешенных индексов потребительских цен. Он пред­ложил "идеальный" индекс цен, вошедший в историю под его именем – индекс Фишера. Это средний геометрический индекс из индексов цен Пааше и Ласпейреса:

Очевидно, этот индекс лишен реального экономического со­держания и представляет собой чисто математическую модель. Расчет его в нашем примере возможен лишь в тех случаях, когда структура потребительских расходов населения за два сравнива­емых периода претерпела принципиальные, качественные изме­нения, что делает невозможным использование в качестве весов ни текущую, ни базисную структуры расходов. В практике между­народной статистики цен индекс Фишера применяется при оценке динамики цен внешней торговли и в двусторонних межгосудар­ственных сопоставлениях.

Сводный индекс потребительских цен нередко продолжают называть также индексом стоимости жизни. В этом качестве он и появился, так официально назывался в международной стати­стике. Действительно, индекс показывает, насколько изменились расходы населения на приобретение им фиксированного набора благ и услуг (потребительские расходы, или стоимость жизни) в от­четном периоде по сравнению с базисным при неизменном, базис­ном, уровне потребления. При таком подходе изменения базисно-взвешенного индекса цен могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изме­нения доходов населения или появления новых товаров.

Индекс потребительских цен нередко фигурирует в сочета­нии с индексом-дефлятором, являющимся относительно новым показателем для отечественной статистики, но широко применя­емым в других странах. Дефлятор – тот же индекс цен, но он ши­ре, чем ИПЦ, поскольку включает не только цены потребитель­ских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров и услуг, т. е. оптовые цены. Следовательно, он характеризует об­щую динамику цен и тарифов для всей экономики страны.

Индекс-дефлятор рассчитывается, как правило, за год, за бо­лее длительный период дефлятор определяется уже рассмот­ренным цепным методом – путем перемножения всех годичных дефляторов в промежутке от отчетного до базисного года – пер­вый метод.

Сводным дефлятором в статистике выступает дефлятор ва­лового внутреннего продукта (ДВВП), являющегося на сегодня важнейшим макроэкономическим показателем в международ­ной и отечественной системах национальных счетов.

Для исчисления дефлятора каждый компонент конечного использо­вания валового внутреннего продукта пересчитывается в цены предыдущего года (постоянные цены). Полученные итоги затем суммируются. Покомпонентная переоценка ВВП в постоянных ценах в зависимости от имеющейся базы производится с исполь­зованием индексов цен и индексов физического объема (или ди­намики натуральных индикаторов).

Сам дефлятор ВВП отчетного года к предыдущему получается как частное отделения ВВП отчетного года в текущих ценах на тот же ВВП в постоянных ценах предыдущего года. В результате дает­ся и оценка динамики физического объема ВВП и всех его компо­нентов.

Второй метод дефлятирования (с помощью индексов физи­ческого объема, или динамики натуральных индикаторов) приме­няется, в частности, для переоценки в постоянные цены расходов на конечное потребление государственных и некоммерческих общественных организаций, когда указанные расходы прошлого года экстраполируются по индексу, полученному на основе дина­мики натуральных индикаторов или численности занятых в этом секторе работников.

Сводный индекс потребительских цен и дефлятор ВВП высту­пают важнейшими показателями инфляции – обесценения де­нег при несоответствии стоимости товарной массы массе денег в обращении.

В мировой практике учет инфляции осуществляется либо пу­тем переоценки имеющихся активов по курсу какой-либо ста­бильно конвертируемой валюты, либо с помощью исчисленных в официальной статистике индексов инфляции, которые были в данном учебнике рассмотрены. Этот способ имеет определен­ные преимущества и наиболее распространен.

Результат инфляции – падение покупа­тельной способности денег. Индекс покупательной способности денег является важной характеристикой уровня жизни. Он представляет собой изменение объема товаров и услуг из фиксированного их набора, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном и базисном периодах. Следовательно, это величина, обратная индексу цен:

 (в варианте базисно-взвешенного индекса) и

(в варианте текуще-взвешенного индекса). В качестве общего индекса цен при этом берется дефлятор ВВП.

1.5 Модели потребления

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления то­варов и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода/дохода домохозяйства, уровня цен, раз­мера и состава семьи и пр.).

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями ис­пользования, включенными в модель переменными и т. д.

Показатели, содержащиеся в модели в качестве зависимых переменных, могут быть измерены на различных шкалах. Различают метрические, порядковые и номинальные шкалы измерения.

На основе метрических шкал построены количествен­ные переменные, которые имеют единицы измерения, варьиру­ют и с ними оправданы арифметические действия. К таким пере­менным относятся натуральные и стоимостные (относительные и абсолютные) показатели потребления (расходы на питание или доля расходов на питание в потребительских расходах).

Порядковая шкала позволяет ранжировать единицы, но не по­зволяет измерить расстояние между ними. На таких шкалах из­меряются уровень образования, балл успеваемости и тому подобное.

На номинальных шкалах измеряются качественные по­казатели. Среди них выделяют бинарные переменные, принима­ющие два альтернативных значения, обычно обозначаемые 1 и О (в частности, решение покупать или не покупать товар длительно­го пользования, подписываться или нет на периодическую печать). Качественные переменные могут иметь несколько вариантов выбора.

При использовании в качестве зависимой переменной указателя, измеренного на метрической интервальной шкале (натуральные и стоимостные показатели потребления), различают следующие виды моделей:

q структурные;

q факторные модели зависимостей;

q макроэкономические модели спроса и предложения.

Параметры таких моделей наиболее часто определяются ме­тодом наименьших квадратов (МНК) и позволяют прогнозиро­вать потребление и спрос, анализировать дифференциацию и эластичность потребления.

Если зависимая переменная представлена показателем, из­меренным на метрической дискретной шкале, то используются числовые модели.

При анализе числа наступлений определенного случайного события за единицу времени, когда факт наступления этого со­бытия не зависит от того, сколько раз и в какие моменты времени оно происходило в прошлом и не влияет на будущее, а испытания проводятся в стационарных условиях, то для описания данной случайной величины используется модель на базе закона Пу­ассона (1837 г.):

 

где      Р(х) – вероятность того или иного значения признаках,

а = х – средняя арифметическая ряда.

Данный закон часто называют законом редких событий. За­кон распределения Пуассона зависит от единственного параме­тра а, интерпретируемого как среднее число осуществления ин­тересующего нас события в единицу времени. Пуассоновская случайная величина используется для описания числа требова­ний на обслуживание, поступивших в единицу времени в систему массового обслуживания; описания закономерностей несчастных случаев, редких заболеваний и т. д.

Для бинарных зависимых переменных наиболее часто при oпределении функции, область значений которой находится в ин­тервале [0, 1], используют функцию стандартного нормального распределения, соответствующую пробит (probit)-модели, или функцию логистического распределения, соответствующую логит (logit)-модели.

Модели множественного выбора, имеющие более чем две альтернативы, строятся на основе мо­делей бинарного выбора. При этом множественный выбор мо­жет быть представлен как последовательность бинарных выборов. Обобщением биномиального распределения на случай более чем двух возможных исходов является полиномиальный (муль­тиномиальный) закон распределения. Полиномиальное распре­деление используется при статистической обработке выборок большой совокупности, элементы которой разделяются более чем на две категории, применяются в социологических, социально-экономических и медицинских выборочных обследованиях.

Другие классы моделей связаны с цензурированными и урезанными выборками, при которых мо­дели строятся не по всей совокупности обследуемых единиц, а по определенной группе единиц. Модель была предложена Дж. Тобином в 1958 г. и названа тобит-моделью. К урезанным выборкам относятся модели класса "времени жизни", в которых зависимая переменная характеризуется продолжительностью действия/занятия.

Рассмотрим модели спроса и предложения на микро- и макроуровнях, структурные и факторные модели.

Структурные модели вычисляются по однородным группам потребителей и характеризуют структуру их спроса (расходов)

где   С – общая структура расходов по выборке бюджетов домохозяйств;

С* – структура расходов в группе домохозяйств с доходом I*;

w* – частота (частость) распределения семей с доходом I*.

Немецкий статистик Э. Энгель в конце XIX в. сформулировал и построил модели зависимости потребления от дохода, по ко­торым с ростом дохода доля расходов на питание сокращается; доля расходов на одежду и жилище не изменяется; доля затрат на образование и лечение возрастает (закон Эигеля).

Для различных видов товаров кривые Энгеля, характеризую­щие зависимость потребления (у) от дохода (z), имеют следую­щий вид:

а) для малоценных продуктов питания (хлеба и картофеля) за­висимость потребления от дохода описывается уравнением рав­носторонней гиперболы:

б) при пропорциональном изменении потребления (одежды, фруктов) и дохода функция Энгеля приобретает линейный вид:

в) по мере роста дохода потребление товаров первой необхо­димости отстает от роста дохода, а зависимость описывается степенной функцией:

где параметр а1 трактуется как эластичность потребления от дохода;

г) потребление предметов роскоши описывается уравнением параболы второго порядка

Позже были найдены и другие эмпирические "законы" потреб­ления: закон Швабе (1868 г.) – чем беднее семья, тем большая до­ля расходов тратится на жилище. Закон Райта (1875 г.) – чем вы­ше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Закон Жини – если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении и в геометриче­ской прогрессии.

Регрессионные модели применяются и при исследовании эластичности потребления. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины (в данном случае потребления) на изменение другой (цен или дохода). Рассчитываются теоретиче­ские и эмпирические коэффициенты эластичности, фиксирую­щие количественную зависимость потребления от того или иного фактора (наиболее часто от изменения уровня доходов), при усло­вии, что остальные факторы потребления остаются неизменными. По значениям коэффициента регрессии а1 в уравнении регрессии

можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится у (потребление) при изменении х (дохода) на одну единицу в пределах фактической вариации данного фактора х.

Коэффициент эластичности потребления (Э) показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина у с изменени­ем величины х на один процент.

Динамическая модель потребления с учетом запасов раз­работана X. Хаутеккером и Л. Тейлором

Сj = а0 + а1З + а2I + ε,

где      Сj      –       потребление;

З       –       запас товара или привычка к его потреблению;

I        –       доход;

ε        –       случайная составляющая.

Динамические модели спроса характеризуют зависимость динамики потребления j) от цены (р) и фактора времени (t):

Сj = φ(р, t)

Коэффициенты эластичности спроса от цен отрицательны (для товаров неэластичного спроса > -1, со средней эла­стичностью = -1, с высокой эластичностью < -1 ).

К простейшим моделям спроса от цены относится модель

Cj = a0 + a1pj + a2t

или модель с учетом соотношения в индексах цен

где      Сj      –       спрос на данный товар;

pj       –       цена на данный товар;

Jpj/Jp  –       компаративный индекс цен, характеризующий соотношение изменения цен изданный товар и общего индекса цен.

Различают прямые и перекрестные коэффициенты эластично­го спроса от цены. Прямые коэффициенты эластичности спроса от цены характеризуют, на сколько процентов изменяется спрос от его среднего значения при изменении цены на данный товар на 1% среднего уровня:

Прямые коэффициенты эластичности отрицательны. Исклю­чение составляет рост спроса на благо низшего порядка при ро­сте цен и дефиците товаров (эффект Гиффена).

Однако спрос на товар зависит не только от цены на данный товар, но и от уровня цен на другие (заменяемые или сопутствую­щие) товары.

Перекрестные коэффициенты эластичности показы­вают, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на 1% при условии, что осталь­ные цены и доход не изменятся и останутся на уровне средней по совокупности домохозяйств.

где      pj           –       цена товара j;

Сi      –       спрос на товар i.

Факторные модели покупательного спроса (аналитичес­кие) характеризуют зависимость потребления от уровня и состава денежных доходов, уровня цен и соотношения индексов цен. а также от социально-демографического состава и размера домохозяйства.

После изучения дифференциации доходов и эластичности потребления всего населения более тщательно анализируются определенные группы населения с различной платежеспособностью: малоимущего, среднего и высокодоходного населения.

На макроуровне зависимость объема потребления от дохода отражается в функции потребления.  Дж. Кейнсом выявлено соотношение между обобщенными показателями дохода, потребления, капиталовложений и сбережений, состоящего в том, что в случае повышения дохода потребление тоже растет, но с меньшей скоростью. При определенном уровне потребления возникают сбережения.

Рассмотренные модели представляют классический вариант моделей потребления.

Вариант 6

Имеются следующие выборочные данные (выборка 2 % -ная, механическая) о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, тыс.руб.

таблица 1

Выборочные данные о потреблении

№ домохозяйства п/п

Валовой доход

Число членов домохозяйства, чел.

Расходы на продукты питания

1

35,8

1

14,9

2

65,1

1

22,2

3

22,1

1

10,2

4

26,3

1

12,4

5

78

2

32,2

6

80

2

33,2

7

92,4

2

36,8

8

84

2

34,8

9

164,2

2

50,4

10

160

2

48,6

11

137,6

2

44,4

12

134

2

46

13

82

2

34,2

14

171

3

61,5

15

140,1

3

65,8

16

161,4

3

61,5

17

203,4

3

69,6

18

163,5

3

59,7

19

113,6

3

53,1

20

145,5

3

57,9

21

89,7

3

40,2

22

224

4

80

23

202,4

4

81,2

24

192

4

74,4

25

138

4

59,2

26

225

5

90

27

292,1

5

106

28

243

5

89

29

280,8

6

110,2

30

159

6

69,6

Расчетная часть

Задание 1

 

Произведем группировку домохозяйств по уровню валового дохода. Структурная группировка – это разделение совокупности единиц по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие изучить структуру (внутреннее строение) совокупности. Простейшим видом структурной группировки являются ряды распределения – группировки, в которых для характеристики групп применяется лишь один признак – численность группы.

При группировке с равными интервалами величина интервала рассчитывается  по формуле:

 тыс.руб.

Получим следующие группы домохозяйств по уровню доходов:

таблица 2

Границы интервалов домохозяйств по уровню доходов

нижняя

верхняя

22,1

76,1

76,1

130,1

130,1

184,1

184,1

238,1

238,1

292,1

Произведем группировку предприятий отрасли на основе полученных групп:

таблица 3

Интервальный ряд распределения по уровню дохода

№ группы

Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб.

Количество домохозяйств в группе (n)

Накопленная частота группы

1

22,1 - 76,1

4

4

2

76,1 - 130,1

7

11

3

130,1 - 184,1

11

22

4

184,1 - 238,1

5

27

5

238,1 - 292,1

3

30

Для наглядного представления интервального ряда распределения построим его их графическое изображение в виде гистограммы .

Гистограмма – столбиковая диаграмма, для построения которой на оси абсцисс откладывают отрезки, равные величине интервалов вариационного ряда. На отрезках строят прямоугольники, высота которых в принятом масштабе по оси ординат соответствует частотам (или частостям). Чем большее количество интервалов имеет ряд, тем более зазубренною будет гистограмма, чем меньшее – тем более «гладкой» она выглядит, однако при этом могут скрадываться характерные черты распределения и пропасть некоторые его подробности.

Оценим полученный ряд распределения.

Для расчета основных характеристик используем разработочную таблицу 4.

Показатели положения описывают положение в первичном ряде данных тех или иных вариантов значений признака, характеризующих ряд. К ним относятся:

·          средняя арифметическая величина  (выступающая в качестве статистической оценки математического ожидания M[] средней величины признака);

Для  характерно свойство: ,

тыс.руб.

·          мода Мо - наиболее часто встречающийся вариант значений признака или тот вариант, который соответствует максимальной ординате эмпирической кривой распределения.

Для интервальных вариационных рядов мода находится по формуле:

 тыс.руб.

·          медиана Ме - серединное значение ранжированного ряда вариантов значений признака.

Для интервальных вариационных рядов медиана находится по формуле:

 тыс.руб.

Для Me характерно свойство:

                          

таблица 4

Расчет основных показателей ряда  распределения

№ группы

Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб.

Количество домохозяйств в группе (n)

Середина интервала (Xсер)

n*Xсер

(Хсер-Хср)

(Хсер-Хср) 2

n*(Хсер-Хср)2

1

22,1 - 76,1

4

49,10

196,4

-101

10160,64

40 642,56

2

76,1 - 130,1

7

103,10

721,7

-47

2190,24

15 331,68

3

130,1 - 184,1

11

157,10

1728,1

7

51,84

570,24

4

184,1 - 238,1

5

211,10

1055,5

61

3745,44

18 727,20

5

238,1 - 292,1

3

265,10

795,3

115

13271,04

39 813,12

Сумма

30

4497

36

29419,20

115 084,80

Среднее арифметическое (Xср)

 =сумма (n*Xсер)/N 

149,90

Среднее квадратическое отклонение (σ2)

 = сумма (n*(Хсер-Хср)2/N) 

3836,16

Дисперсия (σ)

 = Корень [сумма (n*(Хсер-Хср)2/N)]

61,94

Вариация (V)

 = Дисперсия / среднее арифметическое *100 %

41,32 

Показатели вариации (колеблемости) признака описывают степень рассеяния вариантов значений признака относительно своего центра  (или Ме). Различают показатели размера и интенсивности вариации. К показателям размера вариации относятся:

·                   дисперсия s2 (или D), рассчитываемая как среднее арифметическое из квадратов отклонений (xi -):

   тыс.руб.2                     

·                   среднее квадратическое (стандартное) отклонение s, вычисляемое как корень квадратный из дисперсии s2:

 тыс.руб.

·                   Интенсивность вариации признака  измеряется относительными показателями

Была произведена группировка домохозяйств одного из регионов по уровню валового дохода домохозяйств. Домохозяйства в выборке были распределены на пять групп с интервалом 54 тыс.руб.

Средний уровень доходов домохозяйств в выборке составил 149,9 тыс.руб. Анализ ряда распределения показал, что большинство домохозяйств – 36,7 % получают доход в пределах от 130,1 до 184,1 тыс.руб.

Наиболее часто встречаются домохозяйства с доходом 151,7 тыс.руб. (значение моды признака). Половина домохозяйств имеет доход более 149,7 тыс.руб., а половина – менее этого размера.

Отклонение единичных значений признака от среднего значения составляет 61,94 тыс.руб.

Вариация признака высока и составляет 41,31 %. Так как значение коэффициента вариации лежит в пределах 40%< Vs60%, то колеблемость признака средняя (умеренная). Учитывая, что Vs≥33%, то совокупность не является количественно однородной по данному признаку.

Задание 2

Для определения связи между валовым доходом и расходами на продукты питания произведем группировку домохозяйств по размеру расходов.

 тыс.руб.

Получим следующие группы домохозяйств по уровню расходов на продукты питания:

таблица 5

Границы интервалов домохозяйств по уровню расходов на продукты питания

нижняя

верхняя

10,2

30,2

30,2

50,2

50,2

70,2

70,2

90,2

90,2

110,2

Произведем группировку домохозяйств по двум признакам в корреляционную таблицу.

таблица 6

Корреляционная таблица

Валовой доход

Расходы на продукты питания

Итого

10,2 - 30,2

30,2 - 50,2

50,2 - 70,2

70,2 - 90,2

90,2 - 110,2

22,1 - 76,1

4

 

 

 

 

4

76,1 - 130,1

 

6

1

 

 

7

130,1 - 184,1

 

3

8

 

 

11

184,1 - 238,1

 

 

1

4

 

5

238,1 - 292,1

 

 

 

1

2

3

Итого

4

9

10

5

2

30

Распределение домохозяйств в корреляционной таблице произошло по диагонали, то есть имеет место прямая связь между исследуемыми признаками.

Установим наличие и характер связи между уровнем валового дохода и расходами на продукты питания. Составим разработочную аналитическую таблицу.

таблица 7

Разработочная таблица

№ группы

Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб.

Количество домохозяйств в группе (n)

Валовой доход

Число членов домохозяйства, чел.

Расходы на продукты питания

1

22,1 - 76,1

3

22,1

1

10,2

 

 

4

26,3

1

12,4

 

 

1

35,8

1

14,9

 

 

2

65,1

1

22,2

 

Итого

4

149,3

4

59,7

2

76,1 - 130,1

5

78

2

32,2

 

 

6

80

2

33,2

 

 

13

82

2

34,2

 

 

8

84

2

34,8

 

 

21

89,7

3

40,2

 

 

7

92,4

2

36,8

 

 

19

113,6

3

53,1

 

Итого

7

619,7

16

264,5

3

130,1 - 184,1

12

134

2

46

 

 

11

137,6

2

44,4

 

 

25

138

4

59,2

 

 

15

140,1

3

65,8

 

 

20

145,5

3

57,9

 

 

30

159

6

69,6

 

 

10

160

2

48,6

 

 

16

161,4

3

61,5

 

 

18

163,5

3

59,7

 

 

9

164,2

2

50,4

 

 

14

171

3

61,5

 

Итого

11

1674,3

33

624,6

4

184,1 - 238,1

24

192

4

74,4

 

 

23

202,4

4

81,2

 

 

17

203,4

3

69,6

 

 

22

224

4

80

 

 

26

225

5

90

 

Итого

5

1046,8

20

395,2

5

238,1 - 292,1

28

243

5

89

 

 

29

280,8

6

110,2

 

 

27

292,1

5

106

 

Итого

3

815,9

16

305,2

 

 

 

 

 

 

таблица 8

Итоговая аналитическая таблица

№ группы

Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб.

Количество домохозяйств в группе (n)

Валовой доход, тыс.руб.

Расходы на продукты питания, тыс.руб.

всего

средний валовый доход

всего

средние расходы на продукты питания

1

22,1 - 76,1

4

149,3

37,33

59,7

14,93

2

76,1 - 130,1

7

619,7

88,53

264,5

37,79

3

130,1 - 184,1

11

1674,3

152,21

624,6

56,78

4

184,1 - 238,1

5

1046,8

209,36

395,2

79,04

5

238,1 - 292,1

3

815,9

271,97

305,2

101,73

 

Итого

30

4306

143,53

1 649,2

54,97

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что с ростом среднего валового дохода растет и средние расходы на продукты питания. Следовательно, между исследуемыми признаками существует прямая корреляционная зависимость.

Для определения тесноты корреляционной связи рассчитаем коэффициент корреляции.

σ2о = 3836,16 тыс.руб.

δ2= ((37,33 – 143,53)2 × 3 + (88,53 – 143,53)2 × 9 + (152,21 – 143,53)2 × 11 + + (209,36 ‑‑ 143,53)2 × 6 + (271,97 - 143,53)2 × 1) / 30 = 4609,29 тыс.руб.

σ2 = 3836,16 + 4609,29 = 8445,45 тыс.руб.

Коэффициент детерминации:

Эмпирическое корреляционное отношение:

Анализ коэффициента детерминации (0,5458) позволяет сделать вывод о наличии существенной связи между названными признаками. При этом уровень расходов на продукты питания на 73,88 % зависит от размера доходов домохозяйства, а на 26,12 %  - от иных признаков.

Задание 3

С вероятностью 0,683 определим ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находится в генеральной совокупности.

Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых  лежит генеральная средняя .

Для уровня надежности P=0,683 коэффициенты доверия t=1

 тыс.руб.

Таким образом, средний размер валового дохода, рассчитанного для выборки, отличается от аналогичного показателя генеральной совокупности на ±11,19 тыс.руб.

 Для генеральной средней предельные значения и доверительные интервалы определяются выражениями:

,

                                   

Таким образом, средний валовой доход домохозяйств региона составляет 149,9 ± 11,19 тыс.руб., то есть находится в пределах от 138,71 тыс.руб. до 161,09 тыс.руб.

Задание 4

Потребление товаров и услуг населения района характеризуется следующими данными:

Виды товаров и услуг

Стоимость товаров и услуг в 3 квартале в текущий ценах, млн. руб.

Средний индекс 3 квартада ко 2 кварталу, %

цена

Объемы продаж в сопоставимых ценах

Продовольственные товары

432

110

95

Непродовольственные товары

690

115

80

Платные услуги

252

130

70

 

Определите:

-     Общий  индекс цен на товары и услуги;

-     Индекс покупательной способности рубля;

-     Общий индекс физического объема потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах;

-     Общий  индекс потребления товаров и услуг в фактических ценах;

-     Абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие:

Изменения цен;

Объема продажи по каждому из товаров и услуг.

Дайте анализ исчисленных показателей и сделайте выводы.

Решение

1.  По условию задачи индивидуальные индексы цен по видам товаров и услуг имеют следующие значения:

Подсчитаем общий индекс цен на товары и услуги по формуле Пааше, преобразовав её в тождественную ей формулу среднего гармонического индекса цен:

 или 115,8 %.

Он показывает, что уровень цен на товары и услуги, реализованные  в 3 квартале, возрос на 115,8 – 100 = 15,8 %.

2.  Найдем индекс покупательной способности рубля по формуле:

 или 86,4 %.

Он показывает, что покупательная способность рубля  во 3 квартале снизилась на 100 – 86,4=13,6 %.

3.  По условию задачи индивидуальные индексы объёма продажи по видам товаров и услуг в сопоставимых ценах имеют следующие значения:

Найдём индекс физического объёма продажи товаров и услуг в сопоставимых ценах по формуле среднего гармонического взвешенного индекса физического объёма продукции:

 

или 82,4 %.

Он показывает, что физический объём продажи товаров и услуг снизился в 3 квартале по сравнению с 2 кварталом на 100 – 82,4 = 17,6 %.

4.  Найдём общий индекс товарооборота по формуле:

 или 95,4 %.

Он показывает, что стоимость товаров и услуг в 3 квартале по сравнению со 2 кварталом уменьшилась на 100 – 95,4 = 4,6 %.

5.  Подсчитаем абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен и объёма продаж по каждому виду товаров и услуг и в целом по всем видам.

6.  Для этого построим таблицу, где:

§   - стоимость товаров и услуг в 3 квартале в текущих ценах, млн. руб.;

§  - средний индекс цен 3 квартала ко 2 кварталу;

§   - средний индекс объёма продажи 3 квартала ко 2 кварталу в сопоставимых ценах;

§   - стоимость товаров и услуг в 3 квартале в сопоставимых ценах, млн. руб. (гр. 1 : гр. 2);

§   - стоимость товаров и услуг во 2 квартале в ценах 2 квартала (базисных), млн. руб. (гр. 4 : гр. 3);

§  (гр. 1 - гр. 4) – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен, млн. руб.;

§   (гр. 4 - гр. 5) – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения объёма продажи, млн. руб.;

§  ( гр. 6 + гр. 7) – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие совместного действия обоих факторов (изменения цен и объёма продаж), млн. руб.

Виды товаров

и услуг

А

1

2

3

4

5

6

7

8

Продовольственные товары

432

1,1

0,95

393,7

413,4

38,3

-19,7

18,6

Непродовольственные товары

690

1,15

0,8

600

750

90

-150

-60

Платные услуги

252

1,3

0,7

193,8

276,9

58,2

-83,1

-24,9

å

1374

1,158

0,824

1188

1440

186,5

-252,8

-66,3

 

На снижение стоимости товаров и услуг на –66, 3 млн.руб. оказали влияние сокращение объема товаров и услуг (влияние –252,8 млн.руб.) при положительном воздействии роста цен на товары и услуги (влияние + 186,5 млн. руб.).

Аналитическая часть

Имеется следующая информация о ежедневном потреблении калорий на душу населения стран Европы в 2005 г.:

 

 Страна

Количество потребляемых калорий (ккал )

1

Австрия

3 417,00

2

Бельгия

3 530,00

3

Бразилия

2 834,00

4

Великобритания

3 149,00

5

Венгрия

3 302,00

6

Германия

3 265,00

7

Греция

3 561,00

8

Дания

3 704,00

9

Ирландия

3 638,00

10

Испания

3 338,00

11

Италия

3 458,00

12

Канада

3 093,00

13

Люксембург

3 530,00

14

Нидерланды

3 230,00

15

Норвегия

3 274,00

16

Польша

3 307,00

17

Португалия

3 639,00

18

Россия

2 928,00

19

Румыния

3 166,00

20

Словакия

2 892,00

21

Словения

3 396,00

23

Финляндия

3 022,00

24

Франция

3 588,00

25

Чехия

3 175,00

26

Швейцария

3 220,00

27

Швеция

3 117,00

28

Югославия

3 134,00

Россия в цифрах 2005:  краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2006.

 

Произведем группировку стран по количеству потребляемых населением калорий на 5 групп с равными интервалами.

Максимальное потребление – 3704 ккал

Минимальное потребление – 2834 ккал

Размер интервала: h = (3704 – 2834) / 5 = 174 ккал

Произведем группировку на следующие группы:

Границы интервалов

верхняя

нижняя

    2 834,00  

        3 008,00  

    3 008,00  

        3 182,00  

    3 182,00  

        3 356,00  

    3 356,00  

        3 530,00  

    3 530,00  

        3 704,00  

ккал

·          мода Мо - наиболее часто встречающийся вариант значений признака или тот вариант, который соответствует максимальной ординате эмпирической кривой распределения.

Для интервальных вариационных рядов мода находится по формуле:

 ккал

·          медиана Ме - серединное значение ранжированного ряда вариантов значений признака.

Для интервальных вариационных рядов медиана находится по формуле:

 ккал

·                   дисперсия s2 (или D), рассчитываемая как среднее арифметическое из квадратов отклонений (xi -):

ккал                  

·                   среднее квадратическое (стандартное) отклонение s, вычисляемое как корень квадратный из дисперсии s2:

 ккал

·                   Интенсивность вариации признака  измеряется относительными показателями

Была произведена группировка стран Европы по калорийности ежедневно потребляемых продуктов населением на пять ггрупп с равным интервалом.

Анализ показал, что средняя калорийность ежедневно потребляемой пищи в составляет 3281,89 ккал. Отклонение единичных значений признака от среднего значения составляет 221,75 ккал.

В большинстве стран жители ежедневно потребляют пищу с энергетической ценностью 3182 ккал. В половине стран значение изучаемого признака меньше 3269 ккал.

Вариация калорийности потребляемой европейцами пищи не высока и составляет 6,76  %. Так как значение коэффициента вариации лежит в пределах 0%< Vs40%, то колеблемость признака не значительная. Учитывая, что Vs33%, то совокупность является количественно однородной по данному признаку.

Разработочная таблица

Номер группы

Границы интервалов

Середина интервала

Количество стран в интервале

Расчет среднего арифметического

Расчет дисперсии и среднего квадратического отклонения

верхняя

нижняя

x' * n

(x'-x_cr)

(x'-x_cr)^2

n * (x'-x_cr)^2

1

    2 834,00  

        3 008,00  

2921

3

8763

-360,89

130240,7901

390722,3704

2

    3 008,00  

        3 182,00  

3095

7

21665

-186,89

34927,45679

244492,1975

3

    3 182,00  

        3 356,00  

3269

7

22883

-12,89

166,1234568

1162,864198

4

    3 356,00  

        3 530,00  

3443

5

17215

161,11

25956,79012

129783,9506

5

    3 530,00  

        3 704,00  

3617

5

18085

335,11

112299,4568

561497,284

 

 

 

 

27

88611,00

-64,44

       303 590,6  

      1 327 658,7  

 

 

 

Среднее арифметическое

3281,89

 

 

 

 

 

 

Дисперсия

49172,54

 

 

 

 

 

 

Среднее квадратическое отклонение

221,75

 

 

 

 

 

 

Коэффициент вариации

6,76

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные задачи статистики потребления населения является разработка системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потреби­тельских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, поку­пательной способности денег.

На макроуровне обобщающими стоимостными пока­зателями потребления являются расходы домашних хо­зяйств на конечное потребление и фактическое конечное потребление домаш­них хозяйств.

Потребление продуктов питания учитывается в на­туральных единицах и по стоимости, которые вычисляются соответственно в среднем на душу насе­ления или в сумме всех денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства.  Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам проду­ктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в по­требленных продуктах.

Анализ потребления осуществляется преимущественно с помощью коэффициентного метода. Так, сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовле­творения потребности населения в данном товаре.

Одним из наиболее важных показателей Статистики потребле­ния населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет.  В потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации представлены основные  продукты пи­тания, а также минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг.

Динамика потребления населения и потребительских цен изу­чается с помощью индексного метода.

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями ис­пользования, включенными в модель переменными. При использовании в качестве зависимой переменной указателя, измеренного на метрической интервальной шкале (натуральные и стоимостные показатели потребления), различают структурные, факторные модели зависимостей, макроэкономические модели спроса и предложения.

В расчетной части произведена группировка домохозяйств одного из регионов по уровню валового дохода домохозяйств. Средний уровень доходов домохозяйств в выборке составил 149,9 тыс.руб. Отклонение единичных значений признака от среднего значения составляет 61,94 тыс.руб.

Анализ ряда распределения показал, что большинство домохозяйств – 36,7 % получают доход в пределах от 130,1 до 184,1 тыс.руб. Наиболее часто встречаются домохозяйства с доходом 151,7 тыс.руб. Половина домохозяйств имеет доход более 149,7 тыс.руб., а половина – менее этого размера.

Вариация признака высока и составляет 41,31 %. Так как значение коэффициента вариации лежит в пределах 40%< Vs60%, то колеблемость признака средняя (умеренная). Учитывая, что Vs≥33%, то совокупность не является количественно однородной по данному признаку.

Анализ связи  между валовым доходом и затратами на расходы питания свидетельствует о сильной  связи между признаками. Уровень расходов на продукты питания на 73,88 % зависит от размера доходов домохозяйства, а на 26,12 %  - от иных признаков.

Была произведена группировка стран Европы по калорийности ежедневно потребляемых продуктов населением на пять ггрупп с равным интервалом.

Анализ показал, что средняя калорийность ежедневно потребляемой пищи в составляет 3281,89 ккал. Отклонение единичных значений признака от среднего значения составляет 221,75 ккал.

В большинстве стран жители ежедневно потребляют пищу с энергетической ценностью 3182 ккал. В половине стран значение изучаемого признака меньше 3269 ккал.

Вариация калорийности потребляемой европейцами пищи не высока и составляет 6,76  %. Так как значение коэффициента вариации лежит в пределах 0%< Vs40%, то колеблемость признака не значительная. Учитывая, что Vs33%, то совокупность является количественно однородной по данному признаку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. - М.: ЮНИТИ, 2001.

2.       Едронова В.Н., Едронова М.В. Общая теория статистики: Учебник. – М.: Юристь, 2001

3.       Ефимова М.Р., Петрова Е.В,, Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: Инфра-М, 1999

4.       Курс социально-экономической статистики / Под ред. Башкатова Б.И. – М.: Юнити-Дана, 2000 г.

5.       Методологические положения по статистике. Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1999; Вып. 3. - М.: Госкомстат России, 2000.

6.       Россия в цифрах 2005:  краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2005.

7.       Социальная статистика. Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

8.       Социально-экономическая статистика: учебник для вузов / Под ред. Башкатова Б.И. – М.: Юнити-Дана, 2002 г.

 


[1] Федеральный закон от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»