№ заказа

686.1

Вариант, тема

4

Дисциплина

Юридичексая служба

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Содержание

Раздел 1: Анализ претензионно- исковой работы. 3

Раздел 2: Порядок и сроки предъявления претензий. 7

Раздел 3: Деятельность юридической службы по укреплению законности. 10

Библиография. 16

Раздел 1: Анализ претензионно- исковой работы.

Претензионная работа - совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и по использованию полученной при этом информации. Претензией является требование одного участника хозяйственных правоотношений, заявленное другому, которое возникло вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения хозяйственных договоров и других обязательств.

Претензионный порядок имеет целью:

1. обеспечить быстрейшее восстановление нарушенных прав предприятий, а также урегулирование возникающих между ними разногласий по хозяйственным договорам;

2. способствовать выявлению и устранению причин и условий, порождающих факты невыполнения договорных обязательств, возмещению в установленном порядке за счет виновных лиц ущерба, причиненного организациям, улучшению работы по заключению и исполнению хозяйственных договоров.

Претензионная работа слагается из трех частей:           1. подготовка соответствующих материалов и предъявление претензий контрагентам хозяйственных отношений;

2. рассмотрение поступающих претензий и принятие по ним решений;            3. анализ предъявляемых и предъявленных претензий, обобщение полученных в результате анализа данных о соблюдении производственной, трудовой, финансовой дисциплины в организации в целом, в ее структурных подразделениях, в подчиненных организациях.[1]

Исковая работа - совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по подготовке исковых материалов и предъявлению исков, а также по защите против предъявляемых исков. Иск - обращение истца к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально - правового спора с ответчиком и о защите нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса. Иски - средство и способ защиты субъективных прав в случае их нарушения или угрозы нарушения, то есть в случае возникновения материально - правового спора. Форма и содержание искового заявления должны соответствовать требованиям предъявляемым ГПК РФ и АПК РФ.

Элемент иска - это его составные части, определяющие содержание и индивидуализирующие его. Они дают необходимую информацию о заинтересованных лицах - сторонах процесса, о субъективном материальном праве, нуждающимся, по мнению истца, в защите, об обстоятельствах, послуживших основанием обращения в суд. Ответчик, к которому предъявлен иск, получает возможность подготовиться к защите, поскольку узнает о характере предъявленного к нему требования: из чего вытекает и на чем основано. От элементов иска зависит и способ защиты, предоставляемый нарушенному или оспоренному субъективному материальному праву, и характер будущего судебного решения. Существует два элемента иска: предмет и основание иска. Предмет иска - материально-правовой спор, о рассмотрении и разрешении которого истец просит у суда. Поскольку спор всегда связан с притязанием истца к ответчику, закон требует, чтобы в исковом заявлении истец указал суть своего требования. В зависимости от способа испрашиваемой истцом защиты его субъективного материального права предметом иска могут быть:          а) спор о наличии или отсутствии материального правоотношения между истцом и ответчиком;

б) спор об обязанностях ответчика, вытекающих из материального правоотношения с истцом;

в) спор об изменении или прекращении существующего между сторонами правоотношения.            От предмета иска следует отличать предмет спора, его еще принято называть объектом иска. Это то материальное благо, получения которого добивается истец, например, конкретное имущество, сумма денег и т.п.

Основание иска - это те обстоятельства, на которых истец основывает свое обращение в суд. Он должен назвать их в своем заявлении. Хотя закон (ст.131 ГПКРФ)[2] не устанавливает каких-либо ограничений возможности истца обосновать предъявляемый им иск любыми фактами реальной действительности, но значение имеют только юридические факты, то есть обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношения, с которыми связан возникший между сторонами материально-правовой спор. Остальные факты имеют чисто информативный характер и на результате разрешения спора не отражаются.

Как правило, основание иска представляет собой совокупность фактов, предусмотренных конкретными нормами права. Иначе он называется фактическим составом, если закон связывает с наличием такого состава соответствующие правовые последствия.

Юридическая служба организации, получив копию искового заявления, вправе подготовить отзыв на исковое заявление.

Отзыв на исковое заявление направляется ответчиком арбитражному суду, истцу и другим ответчикам. К отзыву прилагаются все факты, необходимые для рассмотрения хозяйственного спора.

Отзыв подписывается руководителем организации или другим должностным лицом, в компетенцию которого входит такая обязанность. В отзыве указываются:

1) наименование арбитражного суда, в котором рассматривается спор;           2) дата подписания и номер отзыва, наименование истца;           3) содержание ответа на предложение о непосредственном урегулировании спора, если в исковом заявлении указано, что ответ на него истцом не получен;

4) размер и расчет признанной суммы, а если она перечислена - номер и дата выписки из соответствующего платежного поручения и доказательства принятия его кредитным учреждением к исполнению;

5) мотив полного или частичного отклонения требований истца с ссылкой на законодательство, а также доказательства, обосновывающие отклонение искового требования;

6) перечень прилагаемых к отзыву документов. На каждое исковое заявление, предъявленное организацией, заводится дело, где группируются все документы: исковое заявление, претензионный материал, отзыв, решения, жалобы и др.

Юридическая служба не реже одного раза в год обобщает практику рассмотрения претензий и исков.

Анализ исков целесообразно проводить по следующим признакам: 1) предмет иска;

2) сумма иска;

3) результат рассмотрения иска;

4) структурные подразделения, в которых возникли иски;

5) причины, послужившие основанием для предъявления иска.

Результаты анализа оформляются справкой, которая представляется руководству.

В ней обобщаются следующие данные:

 - причины возникновения исков;

- недостатки в работе отдельных служб;

- предложения по отнесению имеющихся убытков на виновных лиц.

Раздел 2: Порядок и сроки предъявления претензий.

Определенного внимания требует порядок предъявления и рассмотрения претензий. Здесь необходимо уяснить следующие условия предъявления претензий:          1.Организация, заявляющая требование, должна быть юридически заинтересована в том или ином разрешении ее претензии. Это выражается в том, что ожидаемое урегулирование спора может прямо отразиться на ее правах и обязанностях;

2. Претензия должна быть направлена организации, которая обязана нести ответственность за нарушение или оспаривание права;           3. Претензии должны быть предъявлены в определенные в законе или договоре сроки;

4. Претензия должна быть обоснована в правовом и фактическом отношении и отражать истинные обстоятельства спорных взаимоотношений организаций, в противном случае она не подлежит удовлетворению. Юридическая обоснованность заключается в том, что правопритязание организации должно полностью соответствовать гипотезе и санкции определенной юридической нормы, которая устанавливает ответственность контрагента;         5 Соблюдение формы изложения претензии.

Она должна содержать необходимые реквизиты и к ней следует прилагать все необходимые документы. Надо отметить, что состав прилагаемых документов зависит от вида и обстоятельств спора. Однако во всех случаях к претензиям приобщаются доказательства, свидетельствующие о наличии между сторонами спорного отношения, а также устанавливающие факты неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязанностей.

Требует внимания также и приблизительный (рекомендательный) порядок действий юрисконсульта при обнаружении нарушения или оспаривания прав организации:

а) уточнить фактическую сторону спора;

б) исчислить размер ущерба;

в) собрать необходимые для обоснования претензии документы;            г) составить претензию и направить ее соответствующей организации. Рассмотрение претензий заключается в проверке законности и обоснованности предъявляемых требований. Необходимо установить истинность излагаемых в претензии фактов. Проверке подлежит документальная обоснованность предъявляемого требования.

Если будет установлено, что претензия правомерна и обоснована, она подлежит удовлетворению. При наличии обоснованных возражений организация обязана известить заявителя о полном или частичном отклонении его требования, указать мотивы, а также возвратить документы. Для грамотного составления претензий необходимо знать требования, предъявляемые к этим документам.             Общие требования: закреплены в различных инструкциях по делопроизводству, ГОСТах, в нормативных актах. Текст претензии должен быть грамотным, точным, не допускающим различных толкований. Другое важное требование - краткость претензий, их деловой характер, но в то же время достаточность сообщаемой информации.

Специальные требования - претензия должна содержать следующие реквизиты:         1) наименование организации, предъявляющей претензию, и организации, к которой претензия предъявляется;

2) дату предъявления и номер претензии;

3) наименование вида документа - "претензия";

4) обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии; доказательства, подтверждающие изложенные в ней обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты, а также договоры. Каждая ссылка на нормативный акт должна содержать полное название акта, орган, его издавший, дату и номер;

5) требования заявителя; сумму претензии и ее расчет, если она подлежит денежной оценке;

6) платежные и почтовые реквизиты заявителя;

7) перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств. Претензия подписывается руководителем организации или другим должностным лицом, если решение соответствующих вопросов отнесено к его компетенции.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, либо вручается компетентному представителю организации-контрагента под расписку.

Общего срока предъявления претензии законодательством не установлено, сроки различаются в зависимости от характера возникшего спорного правоотношения.

В качестве примера можно привести сроки  предъявления претензии связанных с подпиской и доставкой газет, журналов и других периодических печатных изданий, Претензии предъявляются в следующие сроки:

·                     по претензиям, связанным с непредставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электрической связи (за исключением претензий по телеграфным сообщениям), - в течение шести месяцев;

·                     по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовых отправлений, - в течение шести месяцев;

·                     по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфного отправления, - в течение месяца.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:

·                     по претензиям, указанным в абзаце первом части третьей настоящей статьи, - в течение двух месяцев;

·                     по всем видам иногородних почтовых отправлений - в течение двух месяцев;

Раздел 3: Деятельность юридической службы по укреплению законности.

Обеспечение и укрепление законности в деятельности организаций является одной из основных задач юридической службы. По непосредственной цели конкретных действий юридической службы различаются средства, направленные на предупреждение нарушений законности, пресечение ее нарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности. Предупреждение правонарушений во всей многообразной деятельности государственных органов и общественных организаций имеет особое значение. Это отображается и в Общем положении о юридическом отделе: юрисконсульты проверяют соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визируют их.

Средства обеспечения юридической службой законности весьма разнообразны: она принимает участие в подготовке и заключении коллективных договоров, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины и т.д. Большинство средств, используемых юридической службой, имеет целью именно предупреждение нарушений законности. Поэтому юридический отдел (юрисконсульт) уполномочен докладывать руководителю о любых нарушениях, допускаемых должностными лицами. На восстановление нарушенной законности, а равно и на привлечение виновных лиц к ответственности направлено такое средство, как подготовка с участием других подразделений материалов о хищениях, растратах, недостачах, об иных правонарушениях для передачи следственным, судебным органам, а также для принятия мер по возмещению ущерба.

По степени самостоятельности действий следует различать средства, реализуемые юридической службой либо самостоятельно, либо совместно с другими структурными подразделениями организации, либо по ее представлению руководителем организации.

По функциональному признаку средства обеспечения юридической службой законности в деятельности организаций различаются в зависимости от того, какая именно функция проявляется в конкретном случае. Организаторская функция состоит в том, что юридическая служба организует работу по обеспечению законности, а также разрабатывает проекты мероприятий по дальнейшему повышению уровня правовой работы. Наиболее четкое закрепление эта функция получила применительно к юридической службе органов управления, где последняя совместно с другими структурными подразделениями разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение неуклонного соблюдения законности в системе министерства, ведомства, принимает меры к предупреждению нарушений действующего законодательства. Представляется, что такого рода нормы должны быть включены в положения о юридической службе организаций, имеющих в своем подчинении предприятия, учреждения, обособленные структурные подразделения, поскольку и в этом случае она должна выступать организатором мероприятий по обеспечению законности. Контрольная функция юридической службы относится к числу основных как по составу правомочий этой службы, так и по своему удельному весу. Тенденция нашего законодательства выражается в усилении самостоятельности юридической службы, направленной на обеспечение законности. Если ранее в юридической литературе преобладало мнение о юридической службе, что она должна лишь консультировать руководителей и других должностных лиц и, в известной мере, отыскивать юридическое обоснование предполагаемых или совершаемых администрацией действий, то теперь в литературе, более того в нормативных актах содержится четкое указание на осуществление юридической службой функции контроля за соблюдением законодательства в рамках организации.

Юридическая служба контролирует исполнение всех без исключения законов и подзаконных актов, относящихся к деятельности данной организации. Прокурорский надзор, призванный обеспечивать исполнение законов, указов, постановлений правительства, не в силах проникнуть во все детали деятельности организаций, но это в возможностях юридической службы. По видовой принадлежности контроль юридической службы является разновидностью внутриведомственного контроля, отличным от надведомственного, осуществляемого государственными инспекциями и приравненными к ним органами.

Контроль юридической службы может быть предварительным, текущим, последующим.           Предварительный контроль осуществляется до начала определенных действий. В известной степени, это есть разрешение, хотя и не являющееся безусловно обязательным, на осуществление предполагаемых действий должностных лиц, структурных подразделений, а в некоторых случаях (например, при просмотре проектов правовых документов) и руководителя организации.           Текущий контроль имеет место в случаях, когда работники юридической службы знакомятся с практикой соблюдения предписаний правовых норм в процессе совершения юридически значимых действий должностными лицами и другими служащими организации. Это, в частности, проверка соблюдения порядка составления спецификаций, актов и иных документов. Последующий контроль состоит в проверке законности уже осуществленных, состоявшихся действий гражданско-правового, управленческого и иного характера. Сюда относится контроль за законностью приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений. Юридическая служба обязана считаться с принципом единоначального руководства, а также с принципом коллективности руководства в коллегиальных органах. Выявив нарушение законности, она не может непосредственно отменять или каким-либо образом изменять акты администрации, либо давать обязательные для исполнения указания. Все предложения по устранению допускаемых или уже допущенных нарушений законности могут осуществляться только через руководителя организации. Конечно, юридический отдел (юрисконсульт) вправе давать те или иные рекомендации.           Средства осуществления контрольной функции юридической службы следующие:            1. Проверка проектов решений, постановлений, приказов, инструкций, распоряжений, положений и других документов правового характера с точки зрения их соответствия действующему законодательству. Эти проекты разрабатываются, как правило, структурными подразделениями или должностными лицами организации, заинтересованными или обязанными в силу правового предписания или распоряжения руководителя. До подписания руководителем разработанные проекты юридической силы не имеют. Проверка юридической службой проектов документов нормативного и ненормативного характера является важной гарантией их законности. Тот факт, что проект документа законен, удостоверяется визой работника юридической службы. Виза должна содержать подпись работника и дату согласования проекта.             В случае противоречия действующему законодательству проектов документов правового характера, представляемых на подпись руководителю, начальник юридического отдела, юрисконсульт возвращает проекты не визируя их, и дает заключения с предложениями о законном разрешении рассматриваемых вопросов .

В связи с проверкой юридической службой проектов документов возникает вопрос правового характера: проекты каких именно документов следует согласовывать с нею. Общее положение о юридическом отделе определенно перечисляет проекты важнейших документов (приказы и т.д.), а в отношении иных документов содержит указание «и другие документы правового характера».

2. Проверка изданных руководителями структурных подразделений правовых актов с точки зрения соответствия их законодательству - другое проявление контрольных полномочий юридической службы. Такого рода проверка осуществляется в порядке последующего контроля, то есть после издания этих актов. При обнаружении нарушений закона в актах руководителей структурных подразделений юридическая служба должна принять необходимые меры. Среди них надо, прежде всего, выделить такие, как: разъяснение руководителям структурных подразделений сути допущенных нарушений с одновременной рекомендацией отменить либо изменить незаконные правовые акты; информирование руководителя данной организации о незаконных актах, изданных руководителями структурных подразделений (для последующей отмены или изменения их). Разъясняя руководителям структурных подразделений признаки и причины незаконности изданных ими актов, убеждая в необходимости их отмены (изменения), юрисконсульты тем самым проводят работу по правовой пропаганде и правовому воспитанию.

3. Контроль за соблюдением порядка приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству также осуществляется юридической службой.

4. Изучение и обобщение практики соблюдения законодательства в данной организации и в подчиненных ей - особое средство осуществления юридической службой контрольной функции. Эта работа проводится, как правило, совместно с другими подразделениями. Так юридическая служба участвует: в проверке числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности; в обобщении результатов рассмотрения претензий, арбитражных и судебных дел; в изучении практики заключения и исполнения хозяйственных договоров; в разработке предложений по итогам финансово-хозяйственной деятельности; в подготовке материалов о растратах, хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи следственным и судебным органам; в принятии мер к возмещению причиненного организации ущерба. Контрольная деятельность юридической службы тесно связана с организацией практических мероприятий по обеспечению и укреплению законности. Выявляя в процессе проверок нарушения законности, она обязана принимать все меры к предупреждению дальнейших правонарушений и строгому проведению принципа персональной ответственности виновных в том лиц.

Библиография

1.     А.Н. Титиевский  «Организация правовой работы на предприятии». М. 2002г.

2.     Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532

3.     Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012


[1] А.Н. Титиевский  «Организация правовой работы на предприятии». М. 2002г. С.135

[2] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532