РЕФЕРАТ

   Выпускная квалификационная работа содержит пояснительную записку на 108 листах формата А4, включающую 6 рисунков, 34 таблицы и 41 литературный источник.

Выпускная квалификационная работа посвящена вопросам анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выявление путей повышения эффективности производства.

Объектом исследования ОАО «Дальмебель-ДВ», входящая в состав Компании "Дальмебель-ДВ".

В первой главе производится технико-экономическое обоснование темы дипломного проекта, дается общая характеристика исследуемого предприятия, производится оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Дальмебель-ДВ» путем анализа основных фондов, рабочей силы, финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Во второй главе производится анализ производственно-технологических показателей организации, анализ уровня и динамики рентабельности ОАО «Дальмебель-ДВ», определяются резервы снижения себестоимости продукции. Также в этой главе рассматривается состояние и перспективы развития производства отечественной мебели.

В третей главе разрабатываются предложения по эффективному использованию коммерческой  деятельности и увеличению прибыли предприятия, также производится расчет эффективности от создания отдела маркетинга и от внедрения мероприятий по экономии электроэнергии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. Ошибка! Закладка не определена.

1. Технико-экономическое обоснование темы дипломного проекта.. Ошибка! Закладка не определена.

1.1     Общая характеристика предприятия ОАО «Дальмебель-ДВ». Ошибка! Закладка не определена.

1.2 Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Дальмебель-ДВ». Ошибка! Закладка не определена.

1.2.1 Анализ объема, структуры и динамики основных фондов. Ошибка! Закладка не определена.

1.2.2 Анализ численности, состава и движения рабочей силы.. Ошибка! Закладка не определена.

1.2.3 Анализ финансового состояния и платежеспособности. Ошибка! Закладка не определена.

2. Анализ и резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности на предприятии ОАО «Дальмебель-ДВ». Ошибка! Закладка не определена.

2.1 Состояние и перспективы развития производства мебели. Ошибка! Закладка не определена.

2.2 Анализ производственно-технологических показателей деятельности ООО «Дальмебель-ДВ». Ошибка! Закладка не определена.

2.3 Определение резервов снижения себестоимости продукции на ОАО «Дальмебель-ДВ». Ошибка! Закладка не определена.

2.4 Анализ уровня и динамики рентабельности ОАО «Дальмебель-ДВ». Резервы увеличения финансовых результатов. Ошибка! Закладка не определена.

2.5 Обоснование на внедрение экономических мероприятий. Ошибка! Закладка не определена.

3. Предложения по эффективному использованию коммерческой деятельности и увеличению прибыли предприятия.. Ошибка! Закладка не определена.

3.1 Предложения по совершенствованию коммерческой деятельности ОАО «Дальмебель-ДВ». Ошибка! Закладка не определена.

3.2 Расчет экономической эффективности от создания отдела маркетинга  Ошибка! Закладка не определена.

3.3 Предложения по экономии материальных затрат. Ошибка! Закладка не определена.

3.4 Расчет эффективности от внедрения мероприятий по экономии электроэнергии. Ошибка! Закладка не определена.

3.5 Материальное стимулирование работников – предложения по совершенствованию.. Ошибка! Закладка не определена.

3.6 Влияние от всех внедряемых экономических мероприятий. Ошибка! Закладка не определена.

Заключение.. Ошибка! Закладка не определена.

Список литературы... Ошибка! Закладка не определена.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой микроэкономического анализа руководителями всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

В случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия, реализуется принцип ответственности предприятий за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому столь актуальным является своевременное выявление негативных тенденций в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принятие соответствующих мер, чтобы не допустить полного краха предприятия.

Развитие и углубление экономического анализа является необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяет предвидеть хозяйственную ситуацию для достижения конечной цели, как правило - получение максимальной прибыли. В условиях рыночной экономики приобретают особую важность конкуренция и обострение проблемы выживаемости, надежности предприятия как партнера.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, чтобы легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и принимать верные решения, направленные на процветание бизнеса.

Цель данной работы – выявить резервы и предложить мероприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Объект исследования – ОАО «Дальмебель-ДВ», входящая в состав Компании "Дальмебель-ДВ". Юридический адрес: 680001, г. Хабаровск, ул. Строительная 27.  Почтовый адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена 45. Тел./факс (4212) 78-34-12, 78-34-31, 78-34-48. E-mail: mail@dalmebel.ru.

Предмет исследования – финансово-хозяйственная деятельность предприятия ОАО «Дальмебель-ДВ».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-                  определить цели, содержание и методы финансового анализа;

-                  рассмотреть основные параметры финансовой отчетности, используемой для финансового анализа предприятия;

-                  провести анализ финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерской отчетности ОАО «Дальмебель-ДВ».

Базой анализа является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия ОАО «Дальмебель-ДВ», приложенные к данному отчету по практике, а именно:

1) бухгалтерский баланс (форма 1) за 2002-2004 годы;

2) отчет о прибылях и убытках (форма 2) за 2002-2004 годы;

3) форма П-4 за 2003-2004 годы.

ПЕРВАЯ ГЛАВА

Первая глава данной дипломной содержит общую характеристику предприятия и оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Компания "Дальмебель", в структуру которой входит ОАО «Дальмебель-ДВ», находится на рынке производства и продажи мебели более 10 лет.

ОАО «Дальмебель-ДВ» специализировалась на выпуске корпусной и офисной мебели.

Организационная структура предприятия ОАО «Дальмебель-ДВ» представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 -  Организационная структура ОАО «Дальмебель-ДВ»

Основные поставщики лесосырья на предприятие имеют свои производственные площадки на территории этих районов; к основным поставщикам лесосырья на ОАО «Дальмебель-ДВ» относятся:

1)           ООО «Аркаим» – 60 тысяч кубометров в год.

2)           ООО «Ванинолесэкспорт» – 20 тысяч кубометров в год.

3)           ООО «Вега» – 50 тысяч кубометров в год.

4)           ООО «Водолей» – 17 тысяч кубометров в год.

5)           ООО «Экстралес» – 15 тысяч кубометров в год.

Основные покупатели продукции ОАО «Дальмебель-ДВ»:

1)        ООО «12 стульев»

2)        ООО «Альфа-Амур»

3)        Дом мебели «Ренессанс»

4)        ООО «Мир Мебели».

Сегодня на производственной базе "Дальмебель" действует несколько цехов, в которых есть всё необходимое для того чтобы производить качественную мебель, для рабочих создаются хорошие условия труда.

В компании достигнут высокий уровень культуры производства. Мебель изготавливается на современных деревообрабатывающих станках производства Италии, Германии и Испании: фрезерно-копировальный центр "HOLZ-HER", автоматический раскроечный центр "OPTIMAT", сверлильно-присадочный центр "DETEL", вакуумный пресс "BURKIE", фрезерно-сверлильный центр "SCM" и т.д.

ОАО «Дальмебель-ДВ» – единственный в Сибири и на Дальнем Востоке производитель кожаной мебели. Вся мебель изготавливается исключительно из натуральной кожи категорий D, E и выше, чехлы шьются на швейных машинах немецкой фирмы DURKOPP ADLER, оснащенных компьютерами. Все декоративные элементы каркасов изготавливаются из натурального цельного бука, поставляемого из Италии. При обработке дерева на оборудовании итальянских и голландских фирм используются лаки и красители итальянских и немецких производителей. Все мягкие элементы выполнены из высококачественного многослойного поролона.

В качестве источников бухгалтерской информации для анализа основных средств используются данные: счета 01 “Основные средства”, счета 02 “Износ основных средств”, счета 07 и 08, журналы - ордера №10, 10/1, 12, 13, 16, данные аналитического учета по соответствующим счетам по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств (ведомости и карточки аналитического учета), ф. №1, ф. №2, ф. №5 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности предприятия.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы. ОАО «Дальмебель-ДВ» работает в  современных рыночных условиях,  особенность которых является усиление влияния таких факторов, как изменчивость условий внешней и внутренней финансовой среды, жестокая конкурентная борьба за ресурсы и сферы их приложения, необходимость быстрых технологических изменений, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют.

В этих условиях перед финансовыми руководителями предприятия встает множество вопросов: Какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия в условиях перехода к рынку? Как рационально организовывать финансовую деятельность предприятия для его дальнейшего "процветания"? Как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами? Каким образом определить показатели хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое положение предприятия?

На эти и другие вопросы поможет ответить объективный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практика анализа сегодня должна ориентироваться на изменяющиеся рыночные условия, государственную политику в области реформирования и становления  бухгалтерского учета и аудита, давать практические направления улучшения финансового состояния предприятий и преодоления кризисных состояний, в т.ч. банкротства.

Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации зависят от причин его несостоятельности. Поскольку большинство предприятий разоряется по вине неэффективной государственной политики, то одним из путей финансового оздоровления ОАО «Дальмебель-ДВ» должна быть государственная поддержка, в частности льготных кредитов на обновление основных фондов.

Далее предприятию в будущем необходимо рассмотреть вопрос обновления материально-технической базы. Этой цели может помочь лизинг, который не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования.

К основным показателям, характеризующим финансовые результаты деятельности и финансовое состояние предприятия отнесем ликвидность бухгалтерского баланса, расчет относительных показателей ликвидности предприятия, прибыль (убыток) от продаж, рентабельность продаж, общую рентабельность деятельности предприятия, рентабельность производства, рентабельность чистых активов, показатели деловой активности предприятия (связанных с оборачиваемостью оборотного капитала), а также показатели структуры и динамики доходов и расходов предприятия.

Для проведения анализа составим агрегированный баланс компании на основании бухгалтерской отчетности.

Общие выводы по анализу результатов экономической деятельности предприятия:

По результатам проведенного анализа финансовой деятельности ОАО «Дальмебель-ДВ» можно сделать следующие выводы:

1.                Структура баланса неудовлетворительная.

2.                Предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств.

3.                Предприятие зависимо от заемных источников.

4.                Предприятие неплатежноспособно и находится в кризисном состоянии.

5.                низкая ликвидность предприятия. В случае его банкротства понадобится определенное время для реализации всех активов.

ВТОРАЯ ГЛАВА

В данной главе дипломной работы были рассмотрены состояние и перспективы развития производства мебели, произведен анализ производственно-технологических показателей предприятия и определены резервы снижения себестоимости продукции предприятия.

Мебель – один из самых востребованных видов товаров народного потребления. По мере укрепления экономики страны будет расти и покупательский спрос на мебель. Следовательно, есть основания надеяться: наши мебельщики совместными усилиями сумеют обеспечить потребности рынка и удовлетворить требования своего покупателя, успешно конкурируя с зарубежными производителями.

Мебельная промышленность является крайне привлекательной отраслью для инвестирования, так как не требует крупных инвестиций и имеет небольшие сроки окупаемости затрат. Основными направлениями развития мебельной промышленности на ближайшую перспективу следует считать:

1. Обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в объемах, необходимых для удовлетворения платежеспособного спроса на рынке России.

2. Развитие экспорта мебели и в первую очередь ее компонентов в страны СНГ и дальнее зарубежье.

3. Техническое перевооружение действующих производств.

4. Развитие специализации предприятий и создания развитой инфраструктуры, обеспечивающей отрасль деталями, материалами и др.

5. Совершенствование ассортимента выпускаемой мебели и повышение качества продукции.

6. Импортозамещение материалов и фурнитуры.

7. Оптимизация затрат и уход от «котлового учета» к раздельному учету в каждом направлении деятельности, снижение себестоимости продукции.

Для комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия используются следующие данные.

Таблица 1 - Анализ структуры и динамики доходов и расходов предприятия

Наименование показателя

2003

2004

2004 к 2003

 

темп

абс. сумма

в% к общей

изм.доли

 

роста

изменения

сумме изм.

отд.видов

 

сумма

%

сумма

%

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ДОХОДЫ

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей

122 680,5

93,9

132 110,5

100

6,1

9 430

632,5

626,4

в том числе от продажи

 

 

 

 

 

 

 

 

реализация готовой продукции

102 564,0

83,6

109 795,0

83,1

-0,5

7 231

76,7

77,2

реализация услуг арендаторам

19 146,5

15,6

21 264,0

16,1

0,5

2 117,5

22,5

22,0

реализация услуг вспомогательных производств

970,0

0,8

1 051,5

0,8

0,0

81,5

0,9

0,9

Прочие операционные доходы

458,0

0,4

16,0

0,0

-0,3

-442,0

-29,6

-29,3

Прочие внереализационные доходы

7 497,0

5,7

0,0

0,0

-5,7

-7 497

-502,8

-497,1

ИТОГО ДОХОДОВ

130 635,5

100,0

132 126,5

100,0

0,0

1 491

100,0

100,0

РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Себестоимость проданных товаров

81 076,5

80,8

92 549,0

91,6

10,8

11 472,5

1530,7

1519,9

в том числе проданных

 

 

 

 

 

 

 

 

себестоимость готовой продукции

61 291,5

75,6

69 811,5

75,4

-0,2

8 520

74,3

74,4

себестоимость услуг арендаторам

19 469,0

24,0

22 304,5

24,1

0,1

2 835,5

24,7

24,6

себестоимость услуг вспомогательных производств

316,0

0,4

433,0

0,5

0,1

117

1,0

0,9

Коммерческие расходы

5 592,0

5,6

6 352,0

6,3

0,7

760

101,4

100,7

Управленческие расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы

3 613,0

3,6

2 175,5

2,2

-1,4

-1 437,5

-191,8

-190,3

Прочие внереализационные расходы

10 045,5

10,0

 

 

 

 

 

 

ИТОГО РАСХОДОВ

100 327

100

101 076,5

100,0

0,0

749,5

100,0

100,0

Анализируя динамику доходов и расходов в отчетном периоде можно отметить следующее:

·                   увеличилась выручка, в основном это произошло за счет увеличения доходов от реализации продукции (77,2%) и реализации услуг арендодателям (22,0%);

·                   операционные и внереализационные доходы имеют динамику к снижению;

·                   изменение себестоимости готовой продукции в общей доле расходов занимает 74,4%, что на 2,8 ниже изменений выручки от реализации продукции. Это означает, что рост объема выручки связан не только с увеличением выпуска продукции, но и увеличением ее стоимости;

·                   себестоимость услуг арендаторам превышает доход от сдачи в аренду на 2,6 (24,6-22,0), поэтому необходимо пересмотреть условия договора с арендаторами и поднять плату за аренду.

Для комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия в настоящей работе использовалась следующая методика, состоящая из следующих основных этапов:

I. анализ финансового состояния предприятия (структура активов и пассивов, величина чистых активов, ликвидность баланса, рентабельность и деловая активность предприятия, структура доходов и расходов) как база комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия;

II. анализ производственно-технологических показателей деятельности предприятия, таких как фондоотдачи, численности и производительности персонала, производительности оборудования, потери рабочего времени, стоимости материальных затрат и материалоемкости;

III. комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия, заключающаяся в комплексной оценке влияния использования ресурсов (материальных и трудовых) на выпуск товарной продукции путем расчета обобщенного показателя факторов производства;

IV. анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» проводится на основе маржинального анализа прибыли;

V. анализ финансовых результатов деятельности предприятия на материале периодической бухгалтерской отчетности.

Снижение себестоимости продукции – один из резервов увеличения прибыли предприятия. Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и  функциональный.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости в дипломной работе  использован метод   сравнения. В качестве базы сравнения выступают уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на передовых предприятиях: базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый  на  передовых  предприятиях  зарубежных  стран.

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов  в  оборудовании  и  др.

После произведенных расчетов можно сделать следующие выводы: при увеличении объема производства и реализации продукции на 5%, снижении на 0,03 руб. затрат на рубль товарной продукции, увеличении на 5% удельного веса продукции I-го сорта в общем объеме реализованной продукции фирма ООО "Дальмебедь" получит дополнительную прибыль в сумме 173,813 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства (окупаемость  затрат)  на  5,16%.

Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия, заключающаяся в комплексной оценке влияния использования ресурсов (материальных и трудовых) на выпуск товарной продукции путем расчета обобщенного показателя факторов производства проводится следующим образом: на основе производственно-технологических показателей деятельности предприятия проводится расчет обобщенного показателя факторов производства предприятия.

Обоснованием для внедрения экономических мероприятий является произведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выявление проблемных вопросов: неполное использование возможностей коммерческой деятельности предприятия и низкая прибыль ОАО «Дальмебель-ДВ».

ТРЕТЬЯ ГЛАВА

В третьей главе данной дипломной работы производится расчет экономической целесообразности от создания отдела маркетинга и от внедрения мероприятий по экономии электроэнергии,  и разрабатываются предложения по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия и по экономии материальных затрат.

По результатам анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Дальмебель-ДВ» можно сделать вывод, что одним из существенных недостатков является отсутствие отдела маркетинга на предприятии. В связи с этим одной из основных  рекомендаций по совершенствованию хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Дальмебель-ДВ» является открытие отдела маркетинга, целью которого было бы выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.

Основная часть разрабатываемого проекта – введение должности менеджера по работе с персоналом. Рассчитаем затраты, связанные с введением этой должности.

Таблица 2 - Затраты при введении должности менеджера по работе с персоналом

Статья расходов

Сумма, руб.

Годовой фонд заработной платы при среднем окладе 6000 руб. в месяц

216000

Оборудование рабочего места (мебель, компьютер, и т.п.)

60000

Затраты на подготовку к должности (в размере месячного оклада; месяц – адаптационный период)

6000

Затраты на поиск сотрудников и их найм

2000

Итого

284000

Прямые выгоды от внедрения отдела маркетинга можно оценить из следующих соображений. До создания этого отдела функции по маркетингу распределялись между руководящим персоналом предприятия в количестве 3 человек. Если функции по организации маркетинговой деятельности  передаются сотрудникам с меньшим должностным окладом, то получаем годовую экономию фонда заработной платы в размере .

Конечно, экономия фонда заработной платы не покрывает всех расходов в 284000 руб., связанных с введением должности менеджера по персоналу. Однако, эту величину было бы некорректно считать эффективностью внедрения проекта, т.к. в таблицу 1 включены затраты, связанные с вложением в основные фонды, а как известно, вложения в основные фонды окупаются за счет совокупного коммерческого успеха деятельности предприятия. Значит, для адекватной оценки эффективности проекта необходимо спрогнозировать динамику основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.

Для рассматриваемого предприятия ОАО «Дальмебель-ДВ» ситуация с объемом материальных затрат такова. Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

К числу обобщающих показателей относятся материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.

В таблице 3 представлены данные для анализа использования материальных ресурсов.

Таблица 3 - Данные для оценки показателей использования материальных ресурсов

(тыс. руб.)

Показатель

2003 г.

2004 г.

Отклонения

Тыс. руб.

%

Объем производ., всего

41272

26965

- 14307

- 34,7

Себестоимость, всего

33013

24713

- 8300

- 25,1

В т. ч. материальные затраты

19444,1

21982,0

2538

13,1

Удел.вес МЗ в с / с, %

58,9

88,9

30,0

50,9

Материалоотдача

2,123

1,227

- 0,896

- 42,2

Материалоемкость

0,471

0,815

0,344

73,0

Данные таблицы 3 показали, что в отчетном периоде предприятие допустило перерасход материальных ресурсов в абсолютном выражении в размере 2538 тыс. руб. Показатель  материалоотдачи имеет негативную тенденцию. Этот показатель характеризует снижение отдачи материалов, то есть с каждого рубля потребности материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и другое) произведено продукции на 42,2 % меньше в отчетном периоде, по сравнению с прошлым годом.

Материалоемкость продукции, что величина материальных затрат, фактически приходящаяся на производство единицы продукции и строительных работ увеличивается с 0,471 до 0,815 (тыс. руб.). Произведенные расчеты показывают, что материальные ресурсы предприятия используются в отчетном периоде не эффективно. 

Соотношение темпов роста объема производства и материальных затрат подтверждает негативную динамику роста материалоемкости продукции и работ предприятия. Темп роста выпуска составил 65,3 %, а темп роста материальных затрат – 113,1 %;  то есть наблюдается снижение объема производства предприятия при одновременном росте материальных затрат.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции в отчетном году увеличился на 30,0 % и составил 88,9 %. Динамика этого показателя характеризует  рост материалоемкости продукции.

Таким образом, проведенный анализ еще раз подтверждает неэффективность использования материальных затрат, рост материалоемкости продукции и работ предприятия.

Поскольку отсутствует информация о структуре объема производства предприятия, и об уровне материальных затрат в себестоимости отдельных видов строительных работ и продукции, провести факторный анализ материалоемкости не представляется возможным.

Таким образом, проведенный анализ показал, что наибольший удельный вес в составе совокупных затрат предприятия занимают материальные затраты. По всем видам материальных ресурсов предприятием был допущен перерасход, что связано с увеличением удельного веса материальных затрат в составе отдельных видов строительных работ предприятия.  Динамика показателей, характеризующих эффективность использования материальных ресурсов, отрицательная и отражает неэффективность использования материальных ресурсов.

Основным направлением повышения эффективности использо­вания материальных ресурсов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий.

Рациональное использование запасов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки.

Для сохранности наличных материальных ресурсов важное значение придается наличию технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские опе­рации и складской учет.

Важным условием повышения эффективности использования материальных ресурсов является усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руко­водителей и специалистов структурных подразделений в рациональ­ном использовании указанных ресурсов.

Одним из условий рационального использования материальных ресурсов, а следовательно повышение их материалоотдачи и снижения материалоемкости  является нормирование складских запасов и матери­альных затрат.

Разработка и внедрение прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по материальным затратам содействуют не только повышению эффективности использования материальных ресурсов, но и совершенствованию планирования, учета и кальку­лирования себестоимости продукции. Поэтому бухгалтерия предпри­ятия должна постоянно осуществлять контроль за качеством норм и нормативов, принимать меры по пересмотру норм с учетом новой техники, технологии и изменений в организации труда и производ­ства.

Уменьшение расходов материальных ресурсов на производство единицы продукции можно путем упрощения конструкции изделий, совершенствование техники и технологии производства, заготовки более качественного сырья и уменьшения его потерь во времени хранения, недопущение брака, максимального использования отходов и другие.

Одной из стратегических задач является внедрение энергосберегающих мероприятий по экономии электроэнергии на всех этапах производства.

На 2006 год предприятием разработаны мероприятия по экономии электроэнергии, выполнение которых позволит сэкономить 55,8 млн.кВтч электроэнергии на сумму 8,8 млн. руб.

Введение системы коммерческого учета электроэнергии с переходом на расчеты по зонному тарифу позволит сэкономить 4,1 млн. руб. в год. В результате внедрения организационно-технических мероприятий удельная норма расхода электроэнергии за 9 месяцев 2006 года снизятся на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

Также в данной главе рассматривались вопросы стимулирования труда работников и влияние от всех проводимых экономических мероприятий.

Система материального стимулирования включает заработную плату, денежные премии, и иногда в качестве инструмента материального стимулирования рекомендуется использовать систему участия работников в прибыли предприятия.

Доплаты и надбавки делятся на 2 группы: компенсационные и стимулирующие. Компенсационные выплаты (за условия труда, за работу в ночное и вечернее время) определяются предприятием самостоятельно, но должен быть не ниже размеров, установленных решениями Правительства РФ. Стимулирующие выплаты (за высокую квалификацию, премии, вознаграждения) определяются предприятием самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств.

Премирование - выплата работникам дополнительных денежных сумм сверх основного заработка с целью их поощрения за достижение высоких количественных и качественных показателей результатов труда.

Основанием для премирования работников служат данные статистической, бухгалтерской отчетности и управленческого оперативного учета в организации.

Доплаты - это выплаты в пользу работников, носящие компенсационный характер, связанные с режимом работы и условиями труда.

Размеры доплат, условия их выплаты устанавливаются внутренними нормативными документами, разрабатываемыми администрацией организаций и представителями трудового коллектива, основным из которых является коллективный договор, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками. В некоторых случаях размеры доплат и условия их выплаты, например за совмещение профессий, включаются в трудовой договор, заключаемый с конкретным работником. При этом как работодателю, так и работнику необходимо учитывать следующее.

1. Законодатель делегирует право организациям самостоятельно устанавливать размеры доплат и условия их выплаты.

2. Установленные размеры доплат не могут быть ниже предусмотренных законодательством о труде Российской Федерации.

3. Применяемые в организации для поощрения труда работников доплаты не могут быть отменены в одностороннем порядке администрацией организации либо уменьшены ниже размера, предусмотренного законодательством.

4. Доплаты устанавливаются всем без исключения работникам, занятым на соответствующих работах.

При разработке рекомендаций по улучшению экономических показателей деятельности компании прежде всего необходимо учитывать, что организация всегда осуществляет коммерческую деятельность под влиянием внешней и внутренней экономической среды. Скажем несколько слов об этом.

Как и для большинства коммерческих организаций в Российской Федерации, макросреда для ОАО «Дальмебель-ДВ» не является фактором, положительным для ее развития.

Для мебельной отрасли, которая не является монополией ни государства, ни каких-либо частных структур, лишь малая часть законов, существующих на сегодняшний день, служат развитию. Нормативно-правовое регулирование государства деятельности коммерческих организаций сводится к набору ограничений, которые не позволяют ей получить сверхнормативную прибыль.

Общая характеристика законодательной базы в отношении рассматриваемой коммерческой организации такова: пробелы в законодательстве, отсутствие налоговых и иных льгот, отсутствие ощутимой поддержки государства.

Высокий уровень безработицы в стране также имеет определенное влияние на деятельность предприятия ОАО «Дальмебель-ДВ»: сотрудники предприятия – рабочие, водители, грузчики, механики – люди либо низкоквалифицированные, либо обладающие квалификацией не выше среднеспециального образования, а именно эта категория граждан как раз и пополняет ряды безработных. Это означает, что ОАО «Дальмебель-ДВ» не будет затрачивать много усилий для поиска персонала.

Уровень налогообложения, как и в любой другой отрасли, явно завышен. И пока государство озабочено увеличением поступлений в бюджет, налогообложение будет только увеличиваться. Поэтому ОАО «Дальмебель-ДВ» будет, как и прежде, искать пути снижения уровня выплат за счет использования возможных льгот. Кроме того, такой фактор макросреды, как инфляционные процессы, является важнейшим для выживания предприятия фактором.

Большое влияние на деятельность организации оказывает Российское законодательство в области экологии и охраны окружающей среды. Уровень научно-технического прогресса, важный для любой отрасли, не может быть обойден и в мебельной отрасли. Экологические требования к коммерческим организациям возрастают, что не может не приводить к повышению себестоимости производимой продукции и услуг.

Необходимо отметить, что общее падение уровня жизни населения также не является положительным фактором для развития ОАО «Дальмебель-ДВ». Неплатежеспособность большей части населения не позволяет организации резко увеличить объем продаваемых услуг.

Настоящая глава дипломной работы посвящена разработке рекомендаций по улучшению экономических (финансовых и производственных) показателей деятельности ОАО «Дальмебель-ДВ».

В качестве рекомендаций по улучшению экономических показателей необходимо выдвинуть следующие положения:

1)    увеличить удельный вес активной части основных фондов (экстенсивное развитие);

2)    уменьшить материалоемкость производства продукции за счет модернизации технологии (интенсивное развитие).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе проводился комплексный экономический анализ деятельности предприятия. При проведении анализа исходили из того, что анализ – одна из общих функций управления экономическими системами, значимость которой не подвержена влиянию времени и вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшее отношение к деятельности хозяйствующих субъектов. Комплексный экономический анализ деятельности организации ОАО «Дальмебель-ДВ», проводившийся в настоящем дипломном исследовании, соответствует классическому пониманию предмета, метода и функции экономического анализа.

Содержанием экономического анализа является глубокое и всесторонне изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ – это комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Согласно мнению, преобладающему в трудах ведущих экономистов, основная цель проведения комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Основными задачами комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия являются:

·                    определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;

·                    повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

·                    объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдение нормативов по количеству, структуре и качеству продукции, работ и услуг;

·                    определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

·                    прогнозирование результатов хозяйствования;

·                    подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей хозяйственной деятельности фирмы. Определение  финансового состояния на ту или иную дату отвечает на вопрос, насколько правильно фирма управляла финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате. Однако партнеров и собственников фирмы интересует не процесс, а результат, то есть показатели финансового состояния за отчетный период.  

Кроме того, финансовое состояние предприятия небезразлично и налоговым органам - с точки зрения способности фирмы своевременно и полностью уплачивать налоги.

Финансовое положение фирмы является главным критерием для банков при решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности выдачи ему кредита, а при положительном решении этого вопроса - под какие проценты и на какой срок.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финан­сами, какой должна быть структура капитала по составу и источни­кам образования, какую долю должны занимать собственные сред­ства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финан­совой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект фи­нансового рычага и другие, а также методику их анализа.

В рамках дипломной работы практически невозможно рассмотреть методику анализа в соответствии с целями всех потребителей аналитической информации. Поэтому изложены основные вопросы анализа финансового состояния организации потребительской кооперации, изучаемые как внутренними, так и внешними субъектами анализа.

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить  и оценить финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.

  Анализ финансового положения предприятия показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии на конкретном предприятии.                    

В соответствии с этим результаты оценки финансового состояния  анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового положения фирмы в конкретный период времени.