Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломное исследование, посвященное совершенствованию системы формирования и использования финансовых средств коммерческого предприятия на примере ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат».

Механизмы формирования, методы использования финансовых ресурсов и результаты финансовой стратегии хозяйствующих субъектов следует рассматривать как одну из наиболее актуальных проблем финансовых отношений в период развития рыночных структур. Принципиально важными в современных условиях являются анализ и планирование денежных потоков на предприятиях, поиск эффективных источников финансирования, а также выгодных инвестиционных решений, грамотный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, разработка рациональной учетной, налоговой, и других политик связанных с различными областями деятельности компаний.

Цель работы состоит в выявлении и обобщении методологических основ формирования и использования финансовых ресурсов коммерческого предприятия.

Предметом исследования в работе выступает финансово-хозяйственная дея­тельность предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» по данным бухгалтерской отчетности за период 2002-2004 гг (периодом исследования явились процессы финансовой деятельности за три года).   

Информационной базой данной работы послужили исследования и ме­тодические разработки отечественных и зарубежных авторов, материалы ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» и самостоятельные исследования автора.

В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

-          изучение и обобщение теоретических концепций и подходов к определению сущности финансовых ресурсов предприятия;

-          анализ процесса формирования и использования финансовых ресурсов предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»;

-          анализ финансовой ситуации рассматриваемого предприятия и формирование выводов по финансовому положению;

-          разработка предложений по эффективному формированию и использованию финансовых ресурсов ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат».

В результате теортического обобщения научно-методического материала по теме исследования, можно сделать следующие выводы.

Планирование формирования и использования финансовых ресурсов для компаний высококонкурентного рынка транспортных услуг не только необходимо, но и является стратегическим вопросом выживания и роста предприятия. Грамотное использование методов бизнес – анализа и прогноза дает руководителям и менеджерам компаний уверенность в завтрашнем дне, и, как следствие, ведет к повышению организованности и цивилизованности на рынке в целом.

Одна из главнейших проблем современных российских предприятий - это эффективное управление состоянием финансовых ресурсов. Опыт показывает, что из-за отсутствия точного и систематического знания о своих финансах российские компании теряют до пятой части доходов . Для эффективного управления необходимо точно представлять за счет чего формируются финансовые ресурсы, а также какие факторы оказывают влияние на составляющие финансовых ресурсов. Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разно­образные виды финансов для достижения определенного результата.

Как уже было сказано, предметом исследования в работе выступает финансово-хозяйственная дея­тельность предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» Для анализа формирования и использования финансовых ресурсов в дипломной работе проведен анализ финансового состояния предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат».

На листе 1 приведены основные технико-экономичексие показатели деятельности предприятия за 2002-2004 годы, а на листе 2 – Коэффициентный анализ рентабельности предприятия за 2003-2004 годы. Согласно результатам анализа, комбинат находится в финансовой зависимости от заемного капитала. коэффициент финансового риска за 2004 год сократился на 0.45 пунктов, но остаётся достаточно высоким и составляет 1.39 пункта. Коэффициент автономии на комбинате за 2004 год стал выше на 0.04 пункта, при нормативе 0.5 он составляет 0.42 пункта. У комбината для покрытия текущей задолженности недостаточно средств, в случае восстребования погашения задолженности единовременно, комбинату придется продавать труднореализуемые активы, то есть основные средства.

 На листе 3 раздаточного материала представлена итоговая таблица для компонентного анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» за 2003-2004 гг., а также графическая иллюстрация результатов этого анализа. Анализируя доходы и расходы от обычного вида деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» в 2004 году по отношению к 2003 году можно отметить следующее:

1)                темп роста доходов от грузоперевозок на конец 2004 года составил 102, 36%, что на 2,36% (102,36-100) больше, чем в 2003 году;

2)                себестоимость грузоперевозок практически осталась практически на прежнем уровне;

3)                общие расходы от основного вида деятельности остались на прежнем уровне 100,09%;

4)                коммерческие и управленческие расходы снизились соответственно на 0,81% и 0,94%;

5)                темп роста валовой прибыли за счет снижения темпа роста коммерческих (99,19%) и управленческих (99,06%) расходов составил 123,12%, то есть на 23,12% (123,12-100) больше, чем в 2003 году.

Анализируя структуру расходов от обычного вида деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» можно отметить в 2004 году снижение удельного веса себестоимости реализованных услуг (81,9%), коммерческих расходов (3,4%) и управленческих расходов (2,9%) по отношению к полученной выручке за реализованные услуги по грузоперевозкам.

Таким образом, на увеличение прибыли от основного вида деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» в 2004 году повлияли следующие факторы:

-         снижение удельного веса себестоимости реализованных услуг на 1,8%;

-         снижение удельного веса коммерческих расходов на 0,1%;

-         снижение удельного веса управленческих расходов на 0,1%.

Произведенный анализ состояния управления финансовыми ресурсами на предприятии ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» выявил практическое отсутствие системы управления. Следствием этого является снижение деловой активности, показателей рентабельности деятельности предприятия. За весь анализируемый предприятий у предприятия не оставалось прибыли, направляемой в фонд накопления. Кроме того, в 2004 году предприятие отработало с убытком. Увеличение сроков оборачиваемости кредиторской задолженности свидетельствует о понижении ликвидности предприятия и снижении его финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Для улучшения финансового положения в рамках предлагаемой стратегии предотвращения банкротства для предприятия ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» и рационализации управления его финансовыми ресурсами предлагается провести следующие мероприятия:

1.   Разработать финансовую стратегию наращивания собственных финансовых ресурсов за счет оптимизации и снижения себестоимости СМР;

2.   В организационно-управленческой структуре предприятия выделить финансово-экономический отдел, разработать положение об отделе и должностные инструкции.

3.     Организовать теоретическую переподготовку кадров всех экономических служб, включая бухгалтерских работников по управлению финансовыми ресурсами предприятия либо любой другой программе аналогичного содержания.

4.     Провести инвентаризацию основных средств с целью выявления технически непригодного оборудования.

5.     Разработать график плановых предупредительных ремонтов основных средств. Ужесточить контроль за их использованием.

6.     Разработать платежный календарь. Контролировать состояние расчетов с поставщиками и заказчиками.

7.   Ввести в практику на постоянной основе проведение экономического анализа деятельности предприятия. Сформировать информационно-аналитическую базу.

8.     Разработать амортизационную политику предприятия, включая самостоятельное определение сроков использования основных фондов и, соответственно норм амортизационных отчислений, выбора методов начисления амортизации, выбора сроков и методов переоценки основных фондов в соответствии с бухгалтерскими стандартами.

9.   С целью снижения издержек на хранение и обеспечения непрерывной деятельности предприятия провести инвентаризацию производственных запасов, выявить неликвидные, испорченные, дефицитные запасы, определить оптимальный объем производственных запасов.

Также для рассматриваемого предприятия рекомендуется преобразовать организационную структуру предприятия, т.к. функция управления финансовыми ресурсами:

1) имеет невысокую эффективность;

2) выполняется двумя разными подразделениями предприятия – администрацией и бухгалтерией, что и приводит к низкой эффективности управления финансовыми ресурсами.

В связи с такой необхдимостью изменения организационной структуры предприятия, одним из первоочередных мероприятий на ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» должно стать создание финансовой службы, которая будет координировать всю финансовую работу на основе применения рассмотренных выше механизмов и инструментов.

В результате оптимизации организационной структуры чистую прибыль, полученную предприятием, рекомендуется направить в фонд накопления для дальнейшего использования на цели расширения производства.

На листе 4 приведен расчет изменения показателей деловой активности и рентабельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» после внедрения предложенных мероприятий.

Как видно из таблицы, после проведения рекомендуемых мероприятий значения всех показателей значительно увеличатся. Так, оборачиваемость всего капитала возростет с 2,1 до3,3, что говорит о значительном повышении эффективности использования капитала предприятия. Так же об этом свидетельствует показатель рентабельности капитала, который возрастет с 0,02 до 0,11. На рост этого показателя оказало влияние значительное увеличение прибыли от реализации товаров и услуг.

Таким образом, представленные в этой главе мероприятия, направленные на улучшение финансового состояния ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» нуждаются в инвестиционном обеспечении. Для этого проводится оценка экономической эффективности инвестиций в реализуемый проект оптимизации и реорганизации на предприятии.

             При расчете экономической эффективности реализуемых мероприятий по финансовому оздоровлению с учетом ценности будущих поступлений и инфляции ее значение оказалось намного меньше (0,162) по сравнению со значением, рассчитанным без учета вышеуказанных факторов (0,30). Аналогично, срок окупаемости проекта, определенный без учета ставки дисконтирования и коэффициента инфляции, намного меньше (3,33 лет) срока окупаемости, определенного с учетом этих факторов (19,4 года).

Спасибо за внимание, с удовольствием отвечу на ваши вопросы

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЛИСТ 1

Основные технико-экономичексие показатели деятельности предприятия за 2002-2004 годы, тыс. руб.

Показатели

2002

2003

2004

Изменения за 3 года

1. Объем перевозок тыс. руб.

20341

24930

31158

10817

2. Объем перевозок т/ км.

16500000

19972240

2148820

498820

3. Численность работников

145

149

149

4

4. Численность рабочих

98

98

98

-

5 Годовая выработка на одного работника, тыс. руб.

140.28

167.31

209.11

68.83

6.Выработка на одного рабочего тыс. руб.

207.56

254.38

317,94

110.38

7 Средняя заработная плата за год

47.624

62.785

82.778

35.15

8 Прибыль организации

363

220

632

269

9 Среднегодовая стоимость ОС

-

14893

16381

1488

10.Фондоотдача

-

1.67

1.90

0.23

ЛИСТ 2

Коэффициентный анализ рентабельности предприятия за 2003-2004 годы

Показатели

2003

2004

 изменения +,-

темп роста %

Объем реализации

24930

31158

6228

125.0

Затраты на производство и реализацию продукции

24928

31138

6210

124.9

Удельный вес с/с

100

99.93

-0.07

99.93

Прибыль от реализации

Рентабельность продаж %

2

-

20

0.07

2

0.07

 -

Имущество активы предприятия

Коэффициент оборачиваемости активов в тыс.руб

9584

24930/9584=

2.60

9135

31158/9135=

3.41

-449

0,81

95.3

131.1

Рентабельность активов %

Рентабельность затрат %

Рентабельность продаж

220/9584*100=2.29%

2/24928*100 = 0

2/24928*100 = 0

632/91358*100 = 6.92

20/31138*100 = 0.06

20/31158*100 = 0.06

4,63

0.06

0.06

 302.2

 -

-

ЛИСТ 3

Аналитическая таблица для компонентного анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат» за 2003-2004 гг.

 

Показатель

2003 год

2004 год

Темп роста

 

 

тыс. руб.

Уд.вес,%

тыс. руб.

Уд.вес,%

гр.3/гр.1*100

А

Б

1

2

3

4

5

1

Всего доходов и поступлений от реализации

3520

100,0

3603

100

102,36

 

услуг

 

 

 

 

 

2

Себестоимость реализованных услуг

2945

83,7

2950

81,9

100,17

3

Коммерческие расходы

123

3,5

122

3,4

99,19

4

Управленческие расходы

106

3,0

105

2,9

99,06

5

Итого расходов от основного вида

3174

90,2

3177

88,2

100,09

 

деятельности (стр.2+стр.3+стр.4)

 

 

 

 

 

6

Валовая прибыль от основного вида

346

9,8

426

11,8

123,12

 

деятельности (стр.1-стр.5)

 

 

 

 

 

Структура расходов от обычных видов деятельности ОАО «Хабаровский грузовой автокомбинат»

ЛИСТ 4

Расчет изменений показателей деловой активности и рентабельности

Показатели

До внедрения мероприятий

После проведения 2 мероприятия

Оборачиваемость капитала

2,1

3,3

Оборачиваемость мобильных активов

26

44

Оборачиваемость материальных запасов

28

48

Оборачиваемость дебиторской задолженности

21

36

Оборачиваемость кредиторской задолженности

13

22

Фондоотдача ОФ

3,4

5,4

Оборачиваемость собственного капитала

3,3

5,0

Рентабельность ОС

0,03

0,18

Рентабельность всего капитала

0,02

0,11