Доработка 1 вопроса

         Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений вы­полняет определенные функции.

         1. Функция отражения результатов деятельности.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. То есть дает возможность провести оценку эффективности работы предприятия (получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью).

Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого уни­версального показателя и не может быть. Именно поэтому при ана­лизе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предпри­ятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы  амортизационных отчислений. В известной степени зависят от пред­приятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руко­водства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организации производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.   

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяс­нения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ре­сурсов, используемых в производстве.

2. Стимулирующая функция.                       

Прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее со­держание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоря­жении предприятия после уплаты налогов и других обязательных пла­тежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия и его работников.

3. Распределительная функция.

         Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и фи­нансовой деятельности предприятия, распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным показателем является балансовая прибыль [8, с. 568-570].

Доработка 2 вопроса

         На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:

         - как результаты от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

         - как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки).

         Виды прибыли:

         - общая прибыль отчетного периода -  балансовая прибыль;

         - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

         - прибыль от финансовой деятельности;

         - прибыль от прочих внереализационных операций;

         - налогооблагаемая прибыль;

         - чистая прибыль;

         - сверх прибыль и монопольная сверх прибыль.

         Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

         Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога  и акцизов  и затратами на  ее  производство и реализацию.

         Прибыль от финансовой деятельности – положительная разница между доходами и расходами от результатов финансовой деятельности предприятия.

         Прибыль от внереализационных операций - положительная разница между внереализационными доходами и внереализационными расходами.

         К внереализационным доходам (расходам) относятся:

         - штрафы, пени, неустойки полученные (уплаченные);

         - активы полученные (переданные) безвозмездно;

         - возмещения убытков;

         - прибыль (убытки) прошлых лет, выявленная в отчетном году;

         - суммы кредиторской (дебиторской) задолженности по которой истёк срок исковой давности;

         - курсовые разницы;

         - суммы дооценки (уценки) активов.

         Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

·отчислений в резервный и другие  аналогичные  фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);

·рентных платежей в бюджет;

·доходов по ценным бумагам и  от долевого участия в деятельности других предприятий;

·доходов от казино, видеосалонов и пр.;

·прибыли от страховой деятельности;

·прибыли от отдельных банковских операций  и сделок;

·курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

·прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

         Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и  импорт.  Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные  и другие цели.

         Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль  - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о  деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

         Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции  без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

         Также можно выделить еще одну разновидность прибыли – сверхприбыль. Так, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают сверхприбыль, которая равна разнице между общей рыночной ценой и наименьшей себестоимостью изделия. Именно здесь предприниматели получают  максимальную норму прибыли, превышающую среднюю для отрасли. Но, как правило, они обладают такой прибылью не постоянно.

         В рамках сверхприбыли, необходимо выделить монопольную сверхприбыль. Так монополии имеют возможность сами устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный капитал использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль – избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех бизнесменов прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным приращением авансированной суммы образует монопольно высокую прибыль [7, с. 101-105].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.                     Абрютина М.С. Экспресс- анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2003. – 256 с.

2.                     Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис, 2001. – 576 с. Д ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2004. – 408 с.

3.                     Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2004. – 408 с.

4.                     Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - 639 с.

5.                     Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 2902 с.

6.                     Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.

7.                     Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: Дашков и К, 2000 . – 753 с.

8.                     Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 718 с.