Содержание

1. Теоретическая часть. 3

1.1. Особенности аудита издержек обращения в торговых организациях  3

1.2. Особенности анализа в строительстве. 8

2. Практическая часть. 15

Задача 3. 15

Задача 7. 16

Задача 11. 18

Задача 15. 20

Список литературы.. 23

1. Теоретическая часть

1.1. Особенности аудита издержек обращения в торговых организациях

    Прежде чем приступить к выполнению указанной задачи аудита издержек обращения, необходимо провести предварительный обзор с целью оценки слабых и сильных сторон внутреннего контроля процесса торговли и затрат. Для сбора общих данных и оценки системы внутреннего контроля  целесообразно составить отдельный специальный вопросник  для данной организации по форме.

         До начала проведения документальной проверки аудитор обязан изучить организационные и технологические особенности экономического субъекта, определить характер, специализацию, масштабы и структуру каждого вида деятельности организации – клиента.

       Переходя непосредственно к проверке правильности учета издержек обращения, аудитор должен особое внимание обратить на следующие вопросы[3,с .188]:

- соблюдается ли принцип постоянства в учете издержек (т.е. неизменность выбранного с начала года метода учета издержек обращения  метода  калькулирования себестоимости продукции, способы распределения косвенных расходов и издержек обращения в Положении об учетной политике организации);

- соответствует ли выбранный метод учета издержек обращения отраслевым и технико-экономическим особенностям организации;

- насколько верно разграничиваются издержки  обращения по отчетным периодам;

- обосновано ли списываются отклонения от учетных цен по материалам;

- правильно ли начисляется износ по основным средствам. нематериальным активам и быстроизнашивающимся предметам;

- насколько обоснованы суммы расходов, связанных с организацией и управлением производством, и способы их распределения на объекты учета и калькуляции;

- какова обоснованность списания издержек обращения на себестоимость реализованных товаров;

- соблюдается ли правомерность отнесения на издержки обращения фактических сумм расходов по ремонту основных средств, командировкам, рекламе, оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг, а также представительских  расходов и др.

Аудит издержек обращения проводится по методологии заключительного контроля, т.е. осуществляется после выполнения работ и совершения хозяйственных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству    организации информацию о недостатках  и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем[2,с .14].      

       Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обосновано были проведены работы были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать  новые направления действий , чтобы избежать этих проблем в будущем.

       Заключительный (последующий) контроль обеспечивает также объективную оценку деятельности организации и проводится с целью подтверждения достоверности данных периодической и годовой (финансовой ) отчетности организации . Заключительный (последующий) контроль для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству), т.е. эти организации подвергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году.   Заключительный аудиторский контроль может быть проведен также по поручению органов дознания , следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным законодательством  Российской Федерации.

   Заключительный аудиторский контроль может быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете , налогообложении и по другим причинам (проведение анализа финансового состояния предприятия и платежеспособности, прогнозирование развития основных видов деятельности организации и т.д.)

   Отличительным свойством заключительного аудиторского контроля  является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации , но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности , наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля  (в рамках  поставленной договором цели проверки ) достигается путем разумного и четкого сочетания всех форм  - по времени проведения контроля и использования организационных систем  обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки[1,с . 154].

      В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. В данном случае применен первый тип контроля, т.е. проверка осуществлялась по документальным данным с целью установления сущности хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом).    Источниками конкретных данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы , регистры синтетического и аналитического учета , планы и отчеты организации и другие источники (договоры, учредительные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика документального контроля состоит в том , что они могут быть как достоверными , так и недостоверными , полными и неполными, что безусловно сказывается на выборе аудитором технических приемов его осуществления , которые связаны, главным образом , с проверкой документов.

В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности показателей финансовой отчетности клиента. Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы , необходимые для аудиторских процедур (ведомости, схемы , вопросники и т.п.).Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация , содержащаяся в ней , конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

При проведении аудита издержек обращения  аудиторская документация состоит из : бухгалтерской (финансовой) отчетности; сведений о государственной регистрации клиента , учетной политики клиента; данных об учредителях; информации о видах деятельности клиента и результатах оценки  и изучения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Эти данные отражены в форме описаний анализа сделок и остатков по счетам, информации для руководства клиента, отчета аудитора.

При проверке достоверности и объективности списания затрат на издержки обращения в организациях оптовой и розничной торговли аудитор должен убедиться в правильности списания издержек обращения на остаток товаров на складах (прилавках) и на реализованную часть товаров. Следует помнить, что распределению подлежат суммы транспортных  расходов, связанных с заготовкой товаров, и суммы процентов за банковский кредит, списанных на издержки обращения согласно действующему порядку. Остальные издержки обращения  носят текущий характер и подлежат отнесению общей суммой на себестоимость реализованной продукции.

При проверке учета списания и погашения стоимости МБП следует помнить , что организациям предоставляется право выбора в учетной политике одного из вариантов погашения стоимости находящихся в эксплуатации МБП[3, с. 188].

Особое внимание необходимо уделить правильности списания МБП и их износа при выбытии за непригодностью (наличие актов списания, обоснованность данной операции), а также правильности корреспонденции счетов по учету списания и погашения стоимости МБП.

По установленным правилам на издержки обращения относят представительские расходы , расходы на служебные командировки , рекламу и подготовку кадров, компенсационные выплаты за использование личного транспорта , информационные, консультационные и аудиторские расходы, проценты за кредиты банков и за бюджетные кредиты, некоторые налоги и сборы и др. Вышеперечисленные расходы списываются на издержки обращения в пределах норм установленных законодательством. Сверхнормативные расходы должны быть присоединены к прибыли организации с целью налогообложения.

При проверке достоверности амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам необходимо проверить нет ли начислений износа  сверх нормативного срока их эксплуатации. Проанализировать соблюдение порядка учета затрат на ремонт основных средств и создания резервов.

При проверке начисленной арендной платы за счет затрат на производство следует иметь в виду , что арендный процент (по долгосрочно арендуемым основным средствам) должен покрываться за счет чистой прибыли организации.

Проценты по ссудам , отсроченным и просроченным, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, приобретение основных средств и нематериальных активов после ввода их в эксплуатацию , оплачиваются за счет прибыли , остающейся в распоряжении предприятия.

Аудиторской проверке подвергается также обоснованность отнесения на издержки обращения сумм по отдельным налогам, сборам , отчислениям , платежам, т.к. зачастую здесь допускаются ошибку в корреспонденции счетов.

Проверке также подвергается достоверность показателей «незавершенного производства и правильность списания затрат на готовую продукцию.

Для того чтобы обоснованно оценить состояние учета издержек обращения , целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанной ведомости , где должны быть предусмотрены следующие показатели [8,с . 190]:

·        содержание операции,

·        наименование документа,

·        дата составления и номер документа,

·        сумма,

·        корреспонденция счетов,

·        примечание.

В примечание аудитор записывает выводы и обоснованные предложения по устранению недостатков.

В процессе проверки данного объекта аудитор должен проанализировать также правильность использования выбранных способов (вариантов) учета выпуска продукции и определения выручки от реализации продукции (работ , услуг).

1.2. Особенности анализа в строительстве

   Экономический анализ помогает работникам строительной организации  своевременно обеспечить выполнение плановых заданий по строительным объектам  и их качеству; организовать ритмичную  работу в течение всего месяца; повышать экономическую эффективность, систематически снижая себестоимость продукции; осуществлять  режим экономии.

      В этих условиях необходимо систематическое проведения анализа  выполнения плана по объёму строительства, вводу в действие годовых объёмов, прибыли, рентабельности,  осуществлению технического прогресса и модернизации оборудования, повышению производительности труда, снижению себестоимости, ускорению оборачиваемости средств.

  Предметом экономического анализа являются хозяйственная деятельность строительной организации и её результаты, изучаемые по данным учёта и отчётности с целью правильной оценки работы и выявления  неиспользованных внутренних резервов[6,с .190].

    Для правильной оценки  работы и установления имеющихся резервов необходимо иметь надёжную для анализа базу. Обычно при анализе сопоставляются отчётные  (фактические) показатели с плановыми  (сметными).  Следовательно, в первую очередь необходимо убедиться в обоснованности плана, его соответствии  передовым технико-экономическим нормам и взаимосогласованности  отдельных  частей (зданий по строительству с численностью рабочей силы, с себестоимостью продукции, с нормативами оборотных средств и другими финансовыми показателями).  Конечно, выполнение  и перевыполнение заниженных планов нельзя считать достижениями в работе строительных организаций.

 К основным задачам анализа  в строительной организации относится выявление внутренних резервов, способствующих  техническому прогрессу, модернизации оборудования, лучшему использованию мощностей, улучшению специализации и кооперирования, снижению себестоимости продукции, осуществлению хозяйственного расчёта, проведению режима экономии, повышению рентабельности.

  В соответствии с этими задачами  при экономическом анализе строительной организации изучаются: использование имеющихся основных и оборотных средств (фондов), рабочей силы и фондов заработной платы, материального стимулирования; выполнению плана по объёму строительства  и вводу годовых объектов в эксплуатацию, прибыли, снижение себестоимости продукции и этой основе повышение рентабельности; выполнение обязательств организаций по отношению к своим заказчикам, поставщикам, субподрядчикам, банковским, финансовым органам; состояние учёта, предварительного, текущего и последующего контроля.

  В анализе хозяйственной деятельности особое значение приобретает изучение экономической эффективности технического прогресса, специализации и кооперирования, совершенствования форм и методов хозяйствования, организации и управления.

  При экономическом анализе применяются определённые способы и приёмы изучения и обобщения работы;  все хозяйственные операции и процессы рассматриваются во взаимосвязи.

Чтобы  установить  общие  положения,  характерные  для  изучаемой  организации,  необходимо рассмотреть  всю  совокупность  хозяйственных  операций  во  взаимосвязи.

  Основными приёмами  (методами)  экономического  анализа  являются:  сравнение  отчётных показателей с плановыми  (сметными),  созданными за прошлые  периоды (динамические ряды),  с  проектными  и нормативными показателями, с показателями  работы  других строительных  организаций  как  своего,  так  и других  экономических районов.  Широко применяются  при анализе  экономические группировки  хозяйственных  операций  в  разрезах,  позволяющих  рассмотрение  показателей  во  взаимосвязи  и  взаимном  влиянии,  абсолютные  и  относительные  показатели  (средние  величины,  проценты,  коэффициенты,  индексы  и т.  д.).

   Иногда  в  экономическом  анализе  применяются  выборочные  наблюдения,  дополнительные  экономические  группировки и  обобщающие  показатели.  Для  наглядного  изображения  в  аналитической  работе  используются  схемы,  диаграммы,   плакаты[2,с .111].

   При  детализации  общих  (синтетических)  показателей  состав  их  рассматривается  по  отдельным  частям  строительной  организации,  по  времени  возникновения  и  т.  д.,  т.  е.   анализ  проводится  в  обратном  порядке  по сравнению  с  учётом,  при  котором  происходит  образование  анализируемых  показателей  путём  синтетических  накопительных  группировок  хозяйственных  операций  с установлением  их  взаимосвязи   (корреспонденция  счетов  бухгалтерского  учёта).  Данные  анализа  в  свою  очередь  синтезируются  в  порядке  их  взаимосвязанных  обобщений.   Экономический  анализ  работы  строительной  организации  непосредственно  связан  с  бухгалтерским  учётом  и  контролем  хозяйственной  деятельности  и  представляет  собой  часть  этого  единства.

  На  основе  данных    экономического  анализа  вносятся  конкретные  предложения  по  устранению  установленных  недостатков  и  дальнейшему  улучшению  работы  анализируемых  строительных  организаций.

  Результаты  анализа  оформляются  заключениями,  объяснительными  записками,  постановлениями  или  решениями.

    Финансовое состояние -  это комплексное понятие, которое характеризуется  системой показателей, отражающих наличие, структуру и динамику  имущества (активов) строительной организации, финансовую устойчивость, ликвидность и платёжеспособность.  В условиях рынка значение финансового состояние превращается из формального момента в  определяющий деятельность строительной организации.

       Анализ  финансового  состояния  позволяет  установить  размер  оборотных  средств       строительной  организации,  прибылей  и  убытков,  состояние  расчётной  и  платёжной       дисциплины.

          Устойчивость финансового состояния – необходимое условие деятельности строительной организации в условиях

       Основными  источниками анализа  финансового  состояния  служат  бухгалтерский  баланс  и те  отчётные  формы  (текущей  и  годовой  отчётности),  в  которых  содержаться  данные,  дополняющие  показатели  баланса.  В  строительных  организациях  можно  рассмотреть  каждую  из  статей  баланса  по  её  содержанию  и  факторам  изменения.  Такая  возможность  открывается  прямой  связью  баланса  со  счетами  бухгалтерского  учёта.  Каждый  показатель,  содержащийся  в  балансе,  может  быть  рассмотрен  до  первичных  документов  включительно,  т.  е.  по  хозяйственным  операциям,  из  которых  он  сложился.

   Анализ  финансового  состояния  заканчивается  формулированием  выводов  и  предложений  по  улучшению  хозяйственной  деятельности  строительной  организации.  На  основе  анализа  разрабатываются  конкретные  мероприятия  по  использованию  выявленных  резервов,  устранению  недостатков  в  работе  и  ускорению  хозяйственного  расчёта.

   При  анализе  прибыли,  прежде  всего,  изучается  рентабельность  сданных  заказчиком  работ.  Расчёты  между  подрядной  строительной  организацией  и  заказчиками  ведутся  в  договорных  ценах,  складывающихся  из  двух  слагаемых:  сметной  стоимости  строительных  и  монтажных  работ  и  компенсаций  за  удорожание.  Разница  между  договорной  стоимостью  сданных  и  принятых  заказчиками  работ  и  фактической   себестоимостью  показывает  сумму  прибыли  (или  убытка)   от  реализации  продукции  строительно-монтажной  организации.

  Прибыль  строительно-монтажной  организации  от  реализации  продукции  (сдача  заказчикам  строительно-монтажных  работ)  отражается  в  отчёте  о  прибылях  и  убытках.  Сумма  прибыли  по  данным  этого  отчёта  должна  соответствовать  показателям  отчёта  о  себестоимости  строительных  и  монтажных  работ.

  При  анализе  прибыли  по  сданным  (реализованным)  строительно-монтажным  работам  рассматриваются  данные  по  каждому  строительно-монтажному  объекту.  Устанавливаются  показатели  себестоимости,  договорных  цен  и  прибыли.  Изучение  показателя  себестоимости  даёт  возможность  определить  резервы  дальнейшего  улучшения  работы  строительной  организации.

   При  анализе  прибылей  и  убытков  от  реализации  материалов  изучаются  данные  по  каждому  виду  операций,  как  в  отношении  количества,  так  и  реализованных  цен  и  себестоимости  реализованных  материалов  и  услуг  подсобных  производств.  В  строительно-монтажных  организациях  такой  анализ  во  многих  случаях  доводится  до  рассмотрения  первичных  документов,  оформляющих  соответствующие  операции[4,с . 155].

  Прибыли  и  убытки  от  сдачи  заказчикам  строительно-монтажных  работ  и  от  реализации  материалов  и  услуг  подсобных   производств  и  обслуживающих  хозяйств  являются  реализационными  результатами  строительно-монтажных  организаций.

  Кроме  реализационных  результатов,  имеются  и  внереализационные  (прибыль (убыток) от  эксплуатации  жилищно-коммунального  хозяйства, поступления  от  арендных  статей,  списанных  безнадёжных  долгов,  проценты,  полученные  строительной  организацией,  пеня,  штрафы и  т.д.).

   Анализ  внереализационных  результатов  работы  ведётся  по  каждой  из  статей  счёта  Прибылей  и  убытков. 

  По  другим  статьям  прибылей  и  убытков  суммы  рассматриваются  по  конкретным  причинам  их  образования,  для  чего  используются  первичные  документы  и  учётные  записки  по  счёту  Прибылей  и  убытков.

  Приведённые  в  отчётности  показатели  являются  отправными  при  анализе  хозяйственной  деятельности.   Бухгалтерская   отчётность  составляется  на  основе  учётных  группировок  и  разработок  первичных  документов,  оформляющих  хозяйственные  операции.  Таким  образом,  при  анализе  хозяйственной  деятельности  обеспечивается  возможность  рассмотрения  сводных  показателей  в  обратном  порядке  до  хозяйственных первичных  операций,  взаимосвязь  и  взаимообусловленность  показателей  бухгалтерского  баланса,  справок  и  приложений  к  нему  позволяют  рассмотреть  показатели  прибылей  и  рентабельности  работы  строительных  организаций  по  факторам  образования  и  использования,  а  также  проанализировать  фактические  показатели  за  отчётный  период  в  сопоставлении  с  плановыми  заданиями  и  с  показателями  за  прошлые  отчётные  периоды.

  Анализ  прибылей  и  убытков  включает  в  себя  также  вопросы  распределения  прибылей  и  определения  правильности  образования  фондов  материального  стимулирования   и  перечисления  из  прибылей  строительных  организаций  финансовым  органам.

  Анализ  финансового  состояния  заканчивается  формулированием  выводов  и  предложений  по  улучшению  хозяйственной  деятельности  строительной  организации.  На  основе  анализа  разрабатываются  конкретные  мероприятия  по  использованию  выявленных  резервов,  устранению  недостатков  в  работе  и  ускорению  хозяйственного  расчёта.

2. Практическая часть

Задача 3

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Определите сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет торговой организацией по итогам  налогового  периода. Налоговая ставка  15 %.  Налоговая база -  доход, уменьшенный на  величину расходов (ст. 346.20 НК РФ).

         Данные торговой организации:

         По итогам  2002 года  величина доходов организации, применяющей упрощенную систему  налогообложения, составила 362500  руб., в том числе:

- за 1квартал – 125000 руб.

- за полугодие – 225000 руб.

- за девять месяцев – 235 000 руб.

         Общая сумма расходов  составила  302500 руб. , в том числе :

- за 1квартал -  100000 руб.

- за полугодие – 180000 руб.

- за девять месяцев – 250000 руб.

         В качестве промежуточных расчетов определите  суммы авансовых платежей  за 1 квартал, полугодие и девять месяцев.

РЕШЕНИЕ

1. Определяем сумму единого налога за 1 квартал:

Для этого определяем сначала налоговую базу для исчисления, которая равна разнице доходов и расходов организации:

125000 – 100000 = 25000 (руб.)

Определяем сумму  единого налога (при ставке 15 %):

25000 * 0,15 = 3750  (руб.)

2. Сумма единого налога нарастающим итогом за 2 квартал определяется аналогично:

225000 – 180000 = 45000 (руб.)

Сумма налога:

45000 * 0,15 = 6750 (руб.)

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет  за 2 квартал (авансовые платежи):

6750 – 3750 = 3000 (руб.)

3. Сумма налога  нарастающим итогом за  девять месяцев:

235000 – 250000 = - 15000 (руб.)

Так как за 9 месяцев организация понесла убытки, то сумма  налога не исчислялась.

4. Сумма налога, нарастающим итогом за год:

362500 – 302500 = 60000 (руб.)

Сумма налога:

60000 * 0,15 = 9000 (руб.)

Авансовые платежи:

9000 – 6750 = 2250 (руб.)

5. Общая сумма налога за год:

3750 + 3000+2250 = 9000 (руб.)

ОТВЕТ

Общая сумма единого налога за год 9000 руб., в том числе за 1 квартал - 3750 руб., за 2 квартал – 3000 руб., за девять месяцев – 2250 руб.

Задача 7

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Определите влияние факторов  на изменения  суммы валового дохода:

1.     изменения уровня торговых наценок

2.     изменения объема товарооборота

Таблица 1

Исходные данные задачи

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Объем товарооборота, тыс. руб.

15 000

17 000

Средний уровень торговых наценок, %

20

25

РЕШЕНИЕ

1. Для определения валового дохода воспользуемся формулой:

ВД = ОТ * УТЦ:100                       (1)

Где    ВД – валовой доход, тыс. руб.

         ОТ – объем товарооборота, тыс. руб.

         УТЦ – уровень торговых наценок, %

2. В таблице 2 рассчитаем   валовой доход по периодам и введем соответствующие обозначения:

Таблица 2

Расчет валового дохода

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Объем товарооборота, тыс. руб.

15 000

17 000

Обозначение

ОТб

ОТотч

Средний уровень торговых наценок, %

20

25

Обозначение

УТЦб

УТЦотч

Валовой доход, тыс. руб.

3000

4250

Обозначение

ВДб

ВДотч

3. Влияние изменения объема товарооборота:

∆ВД(ОТ) = (ОТотч * УТЦб :100)  - (ОТб * УТЦб :100) = (17000 * 20: 100) – (15000 * 20 :100) = 3400 - 3000 = 400 (тыс. руб.)

Таким образом, под влиянием роста объема товарооборота  валовой доход увеличился на 400 тыс. руб.

4. Влияние изменения среднего уровня торговых наценок:

∆ВД(УТЦ) = (ОТотч * УТЦотч : 100)    - (ОТотч * УТЦб :100) = (17000 *25: 100) – (17000 * 20 :100) = 4250  – 3400 = 850 (тыс. руб.)

Под влиянием  роста уровня торговых наценок  валовой доход увеличился на  850 тыс. руб.

5. Суммарное изменение валового дохода под влиянием двух факторов:

∆ВД= 400 + 850 = 1250 (тыс. руб.)

Проверка: 4250 - 3000= 1250 (тыс. руб.)

ОТВЕТ

         Под влиянием измнения объема товарооборота  и уровня торговых наценок валовой доход вырос на 1250 тыс. руб., в том числе влияние  роста объема товарооборота – рост валового дохода на 400 тыс. руб., влияние изменения уровня торговых наценок – 850 тыс. руб.

Задача 11

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Провести анализ  себестоимости  единицы  продукции  растениеводства  (картофеля). Определить влияние факторов на  изменение себестоимости  единицы продукции.

Таблица 3

Исходные данные задачи

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Затраты производства на 1га, руб.

15000

16000

Урожайность с 1 га, ц

60

65

Себестоимость 1 ц картофеля,

РЕШЕНИЕ

1. Себестоимость одного ц картофеля определяется по формуле:

С = З : У                       (2)

где    С – себестоимость 1 ц картофеля, руб.

         З – затраты производства на 1 га, руб.

         У – урожайность с 1 га, ц

2. В таблице 4 введем соответствующие обозначения и рассчитаем себестоимость 1 ц картофеля по периодам

Таблица 4

Расчет себестоимости  1 ц картофеля

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Затраты производства на 1га, руб.

15000

16000

Обозначение

Зб

Зотч

Урожайность с 1 га, ц

60

65

Уб

Уотч

Себестоимость 1 ц картофеля,

250

246

Сб

Сотч

3. Влияние изменения  затрат производства на себестоимость 1 ц картофеля:

∆ С (З) = (Зотч : Уб) – (Зб : Уб) = 16000 : 60 – 15000 : 60 = 267 – 250 = 17 (руб.)

Под влиянием  роста затрат  себестоимость 1 ц увеличилась на 17 руб.

4. Влияние изменения урожайности:

∆ С (У) = (Зотч : Уотч) – (Зотч : Уб) = 16000 : 65 – 16000 : 60 = 246 – 267 =  - 21 (руб.)

Под влиянием  роста урожайности себестоимость уменьшилась на 21 руб.

5. Совместное влияние факторов:

∆ С = 17 – 21 = -4 (руб.)

Под влиянием факторов себестоимость картофеля уменьшилась на 4 руб.

Проверка:

246 – 250 = - 4 (руб.)

ОТВЕТ

Себестоимость 1 ц картофеля увеличилась на   17 руб. под влиянием роста затрат и уменьшилась на 21 руб. под влиянием роста урожайности. В целом себестоимость 1 ц картофеля уменьшилась на 4 руб.

Задача 15

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Проанализировать изменение  суммы транспортных расходов  на доставку блоков  на объект строительства

Таблица 5

Исходные данные задачи

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Объем перевозок, т

326

380

Пробег автотранспорта, км

15

20

Тариф за  перевозку 1 т  на 1 км, руб.

10

12

Сумма транспортных  расходов, руб.

48900

91200

РЕШЕНИЕ

1. Сумма транспортных расходов определяется по формуле:

ТР = ОП * Т * П                    (3)

Где    ТР – транспортные расходы, руб.

         ОП – объем перевозок, т

         П – пробег автотранспорта, км

         Т – тариф  за перевозку 1 т на 1 км, руб.

2. В таблицу 6 введем необходимые обозначения и рассчитаем сумму транспортных расходов

Таблица 6

Расчет суммы транспортных расходов

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Объем перевозок, т

326

380

ОПб

ОПотч

Пробег автотранспорта, км

15

20

Пб

Потч

Тариф за  перевозку 1 т  на 1 км, руб.

10

12

Тб

Тотч

Сумма транспортных  расходов, руб.

48900

91200

ТРб

ТРотч

3. Влияние изменения  объема перевозок:

∆ТР(ОП) = (ОПотч * Тб * Пб) – (ОПб * Тб * Пб) = (380 * 10 * 15) – (326 * 10 * 15) = 57000 – 48900  = 8100 (руб.)

Под влиянием  роста объема перевозок сумма транспортных расходов увеличилась на 8100 руб.

4. Влияние изменения  тарифа:

∆ТР(Т) = (ОПотч * Тотч * Пб) – (ОПотч * Тб * Пб) = (380 * 12 * 15) – (380 * 10 * 15) =  68400 – 57000 = 11400 (руб.)

Под влиянием роста тарифа сумма транспортных расходов увеличилась на 11400 руб.

5. Влияние изменения пробега:

∆ТР(П) = (ОПотч * Тотч * Потч) – (ОПотч * Тотч * Пб) = (380 * 12 * 20) – (380 * 12 * 15) = 91200 – 68400  = 22800 (руб.)

Под влиянием роста пробега сумма транспортных расходов  выросли на 22800 руб.

6. Совместное влияние факторов:

∆ТР = 8100+11400+22800  = 42300 (руб.)

Под влиянием всех факторов сумма транспортных расходов увеличилась на 42300 руб.

Проверка:

91200-48900 = 42300 (руб.)

ОТВЕТ

         Сумма транспортных расходов в отчетном периоде выросла на  42300 руб.

Список литературы

1)    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 456с.

2)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 352 с.

3)    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2002. – 392 с.

4)    Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2002. – 351 с.

5)    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

6)    Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

7)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпрития. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2001. – 188 с.

8)    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2001. – 319 с.

9)    Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 150 с.

10)                      Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2001. – 111с.

11)                      Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)                      Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

13)                      Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2003. – 558с.

14)                      Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2002. – 656 с.

15)                      Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.