Содержание
1. Теоретическая часть. 3
1.1. Особенности аудита издержек обращения в торговых организациях 3
1.2. Особенности анализа в строительстве. 8
2. Практическая часть. 15
Задача 3. 15
Задача 7. 16
Задача 11. 18
Задача 15. 20
Список литературы.. 23
1. Теоретическая часть
1.1. Особенности аудита издержек обращения в торговых организациях
Прежде чем приступить к выполнению указанной задачи аудита издержек обращения, необходимо провести предварительный обзор с целью оценки слабых и сильных сторон внутреннего контроля процесса торговли и затрат. Для сбора общих данных и оценки системы внутреннего контроля целесообразно составить отдельный специальный вопросник для данной организации по форме.
До начала проведения документальной проверки аудитор обязан изучить организационные и технологические особенности экономического субъекта, определить характер, специализацию, масштабы и структуру каждого вида деятельности организации – клиента.
Переходя непосредственно к проверке правильности учета издержек обращения, аудитор должен особое внимание обратить на следующие вопросы[3,с .188]:
- соблюдается ли принцип постоянства в учете издержек (т.е. неизменность выбранного с начала года метода учета издержек обращения метода калькулирования себестоимости продукции, способы распределения косвенных расходов и издержек обращения в Положении об учетной политике организации);
- соответствует ли выбранный метод учета издержек обращения отраслевым и технико-экономическим особенностям организации;
- насколько верно разграничиваются издержки обращения по отчетным периодам;
- обосновано ли списываются отклонения от учетных цен по материалам;
- правильно ли начисляется износ по основным средствам. нематериальным активам и быстроизнашивающимся предметам;
- насколько обоснованы суммы расходов, связанных с организацией и управлением производством, и способы их распределения на объекты учета и калькуляции;
- какова обоснованность списания издержек обращения на себестоимость реализованных товаров;
- соблюдается ли правомерность отнесения на издержки обращения фактических сумм расходов по ремонту основных средств, командировкам, рекламе, оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг, а также представительских расходов и др.
Аудит издержек обращения проводится по методологии заключительного контроля, т.е. осуществляется после выполнения работ и совершения хозяйственных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем[2,с .14].
Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обосновано были проведены работы были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые направления действий , чтобы избежать этих проблем в будущем.
Заключительный (последующий) контроль обеспечивает также объективную оценку деятельности организации и проводится с целью подтверждения достоверности данных периодической и годовой (финансовой ) отчетности организации . Заключительный (последующий) контроль для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству), т.е. эти организации подвергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году. Заключительный аудиторский контроль может быть проведен также по поручению органов дознания , следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заключительный аудиторский контроль может быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете , налогообложении и по другим причинам (проведение анализа финансового состояния предприятия и платежеспособности, прогнозирование развития основных видов деятельности организации и т.д.)
Отличительным свойством заключительного аудиторского контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации , но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности , наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.
Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля (в рамках поставленной договором цели проверки ) достигается путем разумного и четкого сочетания всех форм - по времени проведения контроля и использования организационных систем обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки[1,с . 154].
В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. В данном случае применен первый тип контроля, т.е. проверка осуществлялась по документальным данным с целью установления сущности хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом). Источниками конкретных данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы , регистры синтетического и аналитического учета , планы и отчеты организации и другие источники (договоры, учредительные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика документального контроля состоит в том , что они могут быть как достоверными , так и недостоверными , полными и неполными, что безусловно сказывается на выборе аудитором технических приемов его осуществления , которые связаны, главным образом , с проверкой документов.
В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности показателей финансовой отчетности клиента. Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы , необходимые для аудиторских процедур (ведомости, схемы , вопросники и т.п.).Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация , содержащаяся в ней , конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.
При проведении аудита издержек обращения аудиторская документация состоит из : бухгалтерской (финансовой) отчетности; сведений о государственной регистрации клиента , учетной политики клиента; данных об учредителях; информации о видах деятельности клиента и результатах оценки и изучения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Эти данные отражены в форме описаний анализа сделок и остатков по счетам, информации для руководства клиента, отчета аудитора.
При проверке достоверности и объективности списания затрат на издержки обращения в организациях оптовой и розничной торговли аудитор должен убедиться в правильности списания издержек обращения на остаток товаров на складах (прилавках) и на реализованную часть товаров. Следует помнить, что распределению подлежат суммы транспортных расходов, связанных с заготовкой товаров, и суммы процентов за банковский кредит, списанных на издержки обращения согласно действующему порядку. Остальные издержки обращения носят текущий характер и подлежат отнесению общей суммой на себестоимость реализованной продукции.
При проверке учета списания и погашения стоимости МБП следует помнить , что организациям предоставляется право выбора в учетной политике одного из вариантов погашения стоимости находящихся в эксплуатации МБП[3, с. 188].
Особое внимание необходимо уделить правильности списания МБП и их износа при выбытии за непригодностью (наличие актов списания, обоснованность данной операции), а также правильности корреспонденции счетов по учету списания и погашения стоимости МБП.
По установленным правилам на издержки обращения относят представительские расходы , расходы на служебные командировки , рекламу и подготовку кадров, компенсационные выплаты за использование личного транспорта , информационные, консультационные и аудиторские расходы, проценты за кредиты банков и за бюджетные кредиты, некоторые налоги и сборы и др. Вышеперечисленные расходы списываются на издержки обращения в пределах норм установленных законодательством. Сверхнормативные расходы должны быть присоединены к прибыли организации с целью налогообложения.
При проверке достоверности амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам необходимо проверить нет ли начислений износа сверх нормативного срока их эксплуатации. Проанализировать соблюдение порядка учета затрат на ремонт основных средств и создания резервов.
При проверке начисленной арендной платы за счет затрат на производство следует иметь в виду , что арендный процент (по долгосрочно арендуемым основным средствам) должен покрываться за счет чистой прибыли организации.
Проценты по ссудам , отсроченным и просроченным, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, приобретение основных средств и нематериальных активов после ввода их в эксплуатацию , оплачиваются за счет прибыли , остающейся в распоряжении предприятия.
Аудиторской проверке подвергается также обоснованность отнесения на издержки обращения сумм по отдельным налогам, сборам , отчислениям , платежам, т.к. зачастую здесь допускаются ошибку в корреспонденции счетов.
Проверке также подвергается достоверность показателей «незавершенного производства и правильность списания затрат на готовую продукцию.
Для того чтобы обоснованно оценить состояние учета издержек обращения , целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанной ведомости , где должны быть предусмотрены следующие показатели [8,с . 190]:
· содержание операции,
· наименование документа,
· дата составления и номер документа,
· сумма,
· корреспонденция счетов,
· примечание.
В примечание аудитор записывает выводы и обоснованные предложения по устранению недостатков.
В процессе проверки данного объекта аудитор должен проанализировать также правильность использования выбранных способов (вариантов) учета выпуска продукции и определения выручки от реализации продукции (работ , услуг).
1.2. Особенности анализа в строительстве
Экономический анализ помогает работникам строительной организации своевременно обеспечить выполнение плановых заданий по строительным объектам и их качеству; организовать ритмичную работу в течение всего месяца; повышать экономическую эффективность, систематически снижая себестоимость продукции; осуществлять режим экономии.
В этих условиях необходимо систематическое проведения анализа выполнения плана по объёму строительства, вводу в действие годовых объёмов, прибыли, рентабельности, осуществлению технического прогресса и модернизации оборудования, повышению производительности труда, снижению себестоимости, ускорению оборачиваемости средств.
Предметом экономического анализа являются хозяйственная деятельность строительной организации и её результаты, изучаемые по данным учёта и отчётности с целью правильной оценки работы и выявления неиспользованных внутренних резервов[6,с .190].
Для правильной оценки работы и установления имеющихся резервов необходимо иметь надёжную для анализа базу. Обычно при анализе сопоставляются отчётные (фактические) показатели с плановыми (сметными). Следовательно, в первую очередь необходимо убедиться в обоснованности плана, его соответствии передовым технико-экономическим нормам и взаимосогласованности отдельных частей (зданий по строительству с численностью рабочей силы, с себестоимостью продукции, с нормативами оборотных средств и другими финансовыми показателями). Конечно, выполнение и перевыполнение заниженных планов нельзя считать достижениями в работе строительных организаций.
К основным задачам анализа в строительной организации относится выявление внутренних резервов, способствующих техническому прогрессу, модернизации оборудования, лучшему использованию мощностей, улучшению специализации и кооперирования, снижению себестоимости продукции, осуществлению хозяйственного расчёта, проведению режима экономии, повышению рентабельности.
В соответствии с этими задачами при экономическом анализе строительной организации изучаются: использование имеющихся основных и оборотных средств (фондов), рабочей силы и фондов заработной платы, материального стимулирования; выполнению плана по объёму строительства и вводу годовых объектов в эксплуатацию, прибыли, снижение себестоимости продукции и этой основе повышение рентабельности; выполнение обязательств организаций по отношению к своим заказчикам, поставщикам, субподрядчикам, банковским, финансовым органам; состояние учёта, предварительного, текущего и последующего контроля.
В анализе хозяйственной деятельности особое значение приобретает изучение экономической эффективности технического прогресса, специализации и кооперирования, совершенствования форм и методов хозяйствования, организации и управления.
При экономическом анализе применяются определённые способы и приёмы изучения и обобщения работы; все хозяйственные операции и процессы рассматриваются во взаимосвязи.
Чтобы установить общие положения, характерные для изучаемой организации, необходимо рассмотреть всю совокупность хозяйственных операций во взаимосвязи.
Основными приёмами (методами) экономического анализа являются: сравнение отчётных показателей с плановыми (сметными), созданными за прошлые периоды (динамические ряды), с проектными и нормативными показателями, с показателями работы других строительных организаций как своего, так и других экономических районов. Широко применяются при анализе экономические группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющих рассмотрение показателей во взаимосвязи и взаимном влиянии, абсолютные и относительные показатели (средние величины, проценты, коэффициенты, индексы и т. д.).
Иногда в экономическом анализе применяются выборочные наблюдения, дополнительные экономические группировки и обобщающие показатели. Для наглядного изображения в аналитической работе используются схемы, диаграммы, плакаты[2,с .111].
При детализации общих (синтетических) показателей состав их рассматривается по отдельным частям строительной организации, по времени возникновения и т. д., т. е. анализ проводится в обратном порядке по сравнению с учётом, при котором происходит образование анализируемых показателей путём синтетических накопительных группировок хозяйственных операций с установлением их взаимосвязи (корреспонденция счетов бухгалтерского учёта). Данные анализа в свою очередь синтезируются в порядке их взаимосвязанных обобщений. Экономический анализ работы строительной организации непосредственно связан с бухгалтерским учётом и контролем хозяйственной деятельности и представляет собой часть этого единства.
На основе данных экономического анализа вносятся конкретные предложения по устранению установленных недостатков и дальнейшему улучшению работы анализируемых строительных организаций.
Результаты анализа оформляются заключениями, объяснительными записками, постановлениями или решениями.
Финансовое состояние - это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, структуру и динамику имущества (активов) строительной организации, финансовую устойчивость, ликвидность и платёжеспособность. В условиях рынка значение финансового состояние превращается из формального момента в определяющий деятельность строительной организации.
Анализ финансового состояния позволяет установить размер оборотных средств строительной организации, прибылей и убытков, состояние расчётной и платёжной дисциплины.
Устойчивость финансового состояния – необходимое условие деятельности строительной организации в условиях
Основными источниками анализа финансового состояния служат бухгалтерский баланс и те отчётные формы (текущей и годовой отчётности), в которых содержаться данные, дополняющие показатели баланса. В строительных организациях можно рассмотреть каждую из статей баланса по её содержанию и факторам изменения. Такая возможность открывается прямой связью баланса со счетами бухгалтерского учёта. Каждый показатель, содержащийся в балансе, может быть рассмотрен до первичных документов включительно, т. е. по хозяйственным операциям, из которых он сложился.
Анализ финансового состояния заканчивается формулированием выводов и предложений по улучшению хозяйственной деятельности строительной организации. На основе анализа разрабатываются конкретные мероприятия по использованию выявленных резервов, устранению недостатков в работе и ускорению хозяйственного расчёта.
При анализе прибыли, прежде всего, изучается рентабельность сданных заказчиком работ. Расчёты между подрядной строительной организацией и заказчиками ведутся в договорных ценах, складывающихся из двух слагаемых: сметной стоимости строительных и монтажных работ и компенсаций за удорожание. Разница между договорной стоимостью сданных и принятых заказчиками работ и фактической себестоимостью показывает сумму прибыли (или убытка) от реализации продукции строительно-монтажной организации.
Прибыль строительно-монтажной организации от реализации продукции (сдача заказчикам строительно-монтажных работ) отражается в отчёте о прибылях и убытках. Сумма прибыли по данным этого отчёта должна соответствовать показателям отчёта о себестоимости строительных и монтажных работ.
При анализе прибыли по сданным (реализованным) строительно-монтажным работам рассматриваются данные по каждому строительно-монтажному объекту. Устанавливаются показатели себестоимости, договорных цен и прибыли. Изучение показателя себестоимости даёт возможность определить резервы дальнейшего улучшения работы строительной организации.
При анализе прибылей и убытков от реализации материалов изучаются данные по каждому виду операций, как в отношении количества, так и реализованных цен и себестоимости реализованных материалов и услуг подсобных производств. В строительно-монтажных организациях такой анализ во многих случаях доводится до рассмотрения первичных документов, оформляющих соответствующие операции[4,с . 155].
Прибыли и убытки от сдачи заказчикам строительно-монтажных работ и от реализации материалов и услуг подсобных производств и обслуживающих хозяйств являются реализационными результатами строительно-монтажных организаций.
Кроме реализационных результатов, имеются и внереализационные (прибыль (убыток) от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, поступления от арендных статей, списанных безнадёжных долгов, проценты, полученные строительной организацией, пеня, штрафы и т.д.).
Анализ внереализационных результатов работы ведётся по каждой из статей счёта Прибылей и убытков.
По другим статьям прибылей и убытков суммы рассматриваются по конкретным причинам их образования, для чего используются первичные документы и учётные записки по счёту Прибылей и убытков.
Приведённые в отчётности показатели являются отправными при анализе хозяйственной деятельности. Бухгалтерская отчётность составляется на основе учётных группировок и разработок первичных документов, оформляющих хозяйственные операции. Таким образом, при анализе хозяйственной деятельности обеспечивается возможность рассмотрения сводных показателей в обратном порядке до хозяйственных первичных операций, взаимосвязь и взаимообусловленность показателей бухгалтерского баланса, справок и приложений к нему позволяют рассмотреть показатели прибылей и рентабельности работы строительных организаций по факторам образования и использования, а также проанализировать фактические показатели за отчётный период в сопоставлении с плановыми заданиями и с показателями за прошлые отчётные периоды.
Анализ прибылей и убытков включает в себя также вопросы распределения прибылей и определения правильности образования фондов материального стимулирования и перечисления из прибылей строительных организаций финансовым органам.
Анализ финансового состояния заканчивается формулированием выводов и предложений по улучшению хозяйственной деятельности строительной организации. На основе анализа разрабатываются конкретные мероприятия по использованию выявленных резервов, устранению недостатков в работе и ускорению хозяйственного расчёта.
2. Практическая часть
Задача 3
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определите сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет торговой организацией по итогам налогового периода. Налоговая ставка 15 %. Налоговая база - доход, уменьшенный на величину расходов (ст. 346.20 НК РФ).
Данные торговой организации:
По итогам 2002 года величина доходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, составила 362500 руб., в том числе:
- за 1квартал – 125000 руб.
- за полугодие – 225000 руб.
- за девять месяцев – 235 000 руб.
Общая сумма расходов составила 302500 руб. , в том числе :
- за 1квартал - 100000 руб.
- за полугодие – 180000 руб.
- за девять месяцев – 250000 руб.
В качестве промежуточных расчетов определите суммы авансовых платежей за 1 квартал, полугодие и девять месяцев.
РЕШЕНИЕ
1. Определяем сумму единого налога за 1 квартал:
Для этого определяем сначала налоговую базу для исчисления, которая равна разнице доходов и расходов организации:
125000 – 100000 = 25000 (руб.)
Определяем сумму единого налога (при ставке 15 %):
25000 * 0,15 = 3750 (руб.)
2. Сумма единого налога нарастающим итогом за 2 квартал определяется аналогично:
225000 – 180000 = 45000 (руб.)
Сумма налога:
45000 * 0,15 = 6750 (руб.)
Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет за 2 квартал (авансовые платежи):
6750 – 3750 = 3000 (руб.)
3. Сумма налога нарастающим итогом за девять месяцев:
235000 – 250000 = - 15000 (руб.)
Так как за 9 месяцев организация понесла убытки, то сумма налога не исчислялась.
4. Сумма налога, нарастающим итогом за год:
362500 – 302500 = 60000 (руб.)
Сумма налога:
60000 * 0,15 = 9000 (руб.)
Авансовые платежи:
9000 – 6750 = 2250 (руб.)
5. Общая сумма налога за год:
3750 + 3000+2250 = 9000 (руб.)
ОТВЕТ
Общая сумма единого налога за год 9000 руб., в том числе за 1 квартал - 3750 руб., за 2 квартал – 3000 руб., за девять месяцев – 2250 руб.
Задача 7
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определите влияние факторов на изменения суммы валового дохода:
1. изменения уровня торговых наценок
2. изменения объема товарооборота
Таблица 1
Исходные данные задачи
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
15 000 |
17 000 |
Средний уровень торговых наценок, % |
20 |
25 |
РЕШЕНИЕ
1. Для определения валового дохода воспользуемся формулой:
ВД = ОТ * УТЦ:100 (1)
Где ВД – валовой доход, тыс. руб.
ОТ – объем товарооборота, тыс. руб.
УТЦ – уровень торговых наценок, %
2. В таблице 2 рассчитаем валовой доход по периодам и введем соответствующие обозначения:
Таблица 2
Расчет валового дохода
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
15 000 |
17 000 |
Обозначение |
ОТб |
ОТотч |
Средний уровень торговых наценок, % |
20 |
25 |
Обозначение |
УТЦб |
УТЦотч |
Валовой доход, тыс. руб. |
3000 |
4250 |
Обозначение |
ВДб |
ВДотч |
3. Влияние изменения объема товарооборота:
∆ВД(ОТ) = (ОТотч * УТЦб :100) - (ОТб * УТЦб :100) = (17000 * 20: 100) – (15000 * 20 :100) = 3400 - 3000 = 400 (тыс. руб.)
Таким образом, под влиянием роста объема товарооборота валовой доход увеличился на 400 тыс. руб.
4. Влияние изменения среднего уровня торговых наценок:
∆ВД(УТЦ) = (ОТотч * УТЦотч : 100) - (ОТотч * УТЦб :100) = (17000 *25: 100) – (17000 * 20 :100) = 4250 – 3400 = 850 (тыс. руб.)
Под влиянием роста уровня торговых наценок валовой доход увеличился на 850 тыс. руб.
5. Суммарное изменение валового дохода под влиянием двух факторов:
∆ВД= 400 + 850 = 1250 (тыс. руб.)
Проверка: 4250 - 3000= 1250 (тыс. руб.)
ОТВЕТ
Под влиянием измнения объема товарооборота и уровня торговых наценок валовой доход вырос на 1250 тыс. руб., в том числе влияние роста объема товарооборота – рост валового дохода на 400 тыс. руб., влияние изменения уровня торговых наценок – 850 тыс. руб.
Задача 11
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Провести анализ себестоимости единицы продукции растениеводства (картофеля). Определить влияние факторов на изменение себестоимости единицы продукции.
Таблица 3
Исходные данные задачи
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Затраты производства на 1га, руб. |
15000 |
16000 |
Урожайность с 1 га, ц |
60 |
65 |
Себестоимость 1 ц картофеля, |
РЕШЕНИЕ
1. Себестоимость одного ц картофеля определяется по формуле:
С = З : У (2)
где С – себестоимость 1 ц картофеля, руб.
З – затраты производства на 1 га, руб.
У – урожайность с 1 га, ц
2. В таблице 4 введем соответствующие обозначения и рассчитаем себестоимость 1 ц картофеля по периодам
Таблица 4
Расчет себестоимости 1 ц картофеля
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Затраты производства на 1га, руб. |
15000 |
16000 |
Обозначение |
Зб |
Зотч |
Урожайность с 1 га, ц |
60 |
65 |
Уб |
Уотч |
|
Себестоимость 1 ц картофеля, |
250 |
246 |
Сб |
Сотч |
3. Влияние изменения затрат производства на себестоимость 1 ц картофеля:
∆ С (З) = (Зотч : Уб) – (Зб : Уб) = 16000 : 60 – 15000 : 60 = 267 – 250 = 17 (руб.)
Под влиянием роста затрат себестоимость 1 ц увеличилась на 17 руб.
4. Влияние изменения урожайности:
∆ С (У) = (Зотч : Уотч) – (Зотч : Уб) = 16000 : 65 – 16000 : 60 = 246 – 267 = - 21 (руб.)
Под влиянием роста урожайности себестоимость уменьшилась на 21 руб.
5. Совместное влияние факторов:
∆ С = 17 – 21 = -4 (руб.)
Под влиянием факторов себестоимость картофеля уменьшилась на 4 руб.
Проверка:
246 – 250 = - 4 (руб.)
ОТВЕТ
Себестоимость 1 ц картофеля увеличилась на 17 руб. под влиянием роста затрат и уменьшилась на 21 руб. под влиянием роста урожайности. В целом себестоимость 1 ц картофеля уменьшилась на 4 руб.
Задача 15
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Проанализировать изменение суммы транспортных расходов на доставку блоков на объект строительства
Таблица 5
Исходные данные задачи
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Объем перевозок, т |
326 |
380 |
Пробег автотранспорта, км |
15 |
20 |
Тариф за перевозку 1 т на 1 км, руб. |
10 |
12 |
Сумма транспортных расходов, руб. |
48900 |
91200 |
РЕШЕНИЕ
1. Сумма транспортных расходов определяется по формуле:
ТР = ОП * Т * П (3)
Где ТР – транспортные расходы, руб.
ОП – объем перевозок, т
П – пробег автотранспорта, км
Т – тариф за перевозку 1 т на 1 км, руб.
2. В таблицу 6 введем необходимые обозначения и рассчитаем сумму транспортных расходов
Таблица 6
Расчет суммы транспортных расходов
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Объем перевозок, т |
326 |
380 |
ОПб |
ОПотч |
|
Пробег автотранспорта, км |
15 |
20 |
Пб |
Потч |
|
Тариф за перевозку 1 т на 1 км, руб. |
10 |
12 |
Тб |
Тотч |
|
Сумма транспортных расходов, руб. |
48900 |
91200 |
ТРб |
ТРотч |
3. Влияние изменения объема перевозок:
∆ТР(ОП) = (ОПотч * Тб * Пб) – (ОПб * Тб * Пб) = (380 * 10 * 15) – (326 * 10 * 15) = 57000 – 48900 = 8100 (руб.)
Под влиянием роста объема перевозок сумма транспортных расходов увеличилась на 8100 руб.
4. Влияние изменения тарифа:
∆ТР(Т) = (ОПотч * Тотч * Пб) – (ОПотч * Тб * Пб) = (380 * 12 * 15) – (380 * 10 * 15) = 68400 – 57000 = 11400 (руб.)
Под влиянием роста тарифа сумма транспортных расходов увеличилась на 11400 руб.
5. Влияние изменения пробега:
∆ТР(П) = (ОПотч * Тотч * Потч) – (ОПотч * Тотч * Пб) = (380 * 12 * 20) – (380 * 12 * 15) = 91200 – 68400 = 22800 (руб.)
Под влиянием роста пробега сумма транспортных расходов выросли на 22800 руб.
6. Совместное влияние факторов:
∆ТР = 8100+11400+22800 = 42300 (руб.)
Под влиянием всех факторов сумма транспортных расходов увеличилась на 42300 руб.
Проверка:
91200-48900 = 42300 (руб.)
ОТВЕТ
Сумма транспортных расходов в отчетном периоде выросла на 42300 руб.
Список литературы
1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 456с.
2) Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 352 с.
3) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2002. – 392 с.
4) Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2002. – 351 с.
5) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.
6) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.
7) Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпрития. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2001. – 188 с.
8) Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2001. – 319 с.
9) Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 150 с.
10) Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2001. – 111с.
11) Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471 с.
12) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.
13) Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2003. – 558с.
14) Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2002. – 656 с.
15) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.