Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

1. 1 Понятие о статистическом исследовании бюджета. 4

1. 2 Анализ государственного бюджета РФ.. 11

1. 3 Методы, применяемые в работе. 23

2. Практическая часть. 25

3. Аналитическая часть. 40

3. 1 Постановка задачи. 40

3. 2 Методика решения задачи. 40

3. 3. Технология выполнения расчетов. 41

3. 4 Результаты проведенных расчетов. 43

Заключение. 44

Список литературы.. 46

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что статистика государственного бюджета изучает состояние бюджет­ной сферы на основе информации об объемах аккумулированных финан­совых ресурсов и произведенных расходов в бюджетной системе РФ, а, следовательно, от того, насколько  адекватно отражает она состояние государственных финансов на каждой временной стадии бюджетного процесса: составления, рассмот­рения, утверждения, использования, зависит в дальнейшем качество принимаемых решений по формированию использованию бюджетных средств.

Именно под таким углом зрения необходимо исследовать, анализиро­вать, сопоставлять, прогнозировать статистические показатели бюджет­ного процесса.

В теоретической части курсовой работы рассмотрены теоретические вопросы статистического изучения объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета.

В практической части курсовой работы выполнено статистическое исследование  объема, состава и динамики доходов и расходов тридцати субъектов РФ за полугодие.

В аналитической части курсовой работы проведено самостоятельное статистическое исследование ряда динамики доходов государственного бюджета РФ в 2000-2005 гг.

Расчеты показателей динамики доходов государственного бюджета РФ выполнены с применением прикладного пакета программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

1. Теоретическая часть

1. 1 Понятие о статистическом исследовании бюджета

 

Федеральный бюджет - централизованный бюджет, утвержденный высшими законодательными органами РФ.

Бюджеты территорий - основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, который утверждается выс­шими органами власти национальных государственных и администра­тивно-территориальных образований РФ.

Основные показатели статистики государственных финансов, харак­теризующие бюджетную систему РФ:

-                   общая величина доходов, расходов, дефицита государственного бюджета;

-                   динамика консолидированного бюджета;

-                   структура доходов и расходов консолидированного бюджета;

-                   структура налоговых доходов по уровням бюджетной системы РФ;

-                   величина расходов, показатели исполнения, дефицита и источники финансирования федерального бюджета;

-                   величина доходов и расходов, динамика и структура доходов и расходов бюджетов субъектов РФ;

-                   источники распределения средств от приватизации;

-                   величина поступлений налогов и сборов, их задолженность в бюджетную систему РФ;

-                   показатели исполнения бюджетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости насе­ления, федерального, территориального фондов социальной поддержки населения, обязательного медицинского страхования, государственных внебюджетных социальных фондов и др.;

-                   показатели исполнения бюджетов федерального и территориальных дорожных фондов, экологических (по субъектам РФ), Российского фонда технологического развития Минпромнауки, фондов финан­сирования общеотраслевых и межотраслевых НИОКР по освоению новых видов продукции (по субъектам);

-                   источники финансирования бюджетного дефицита;

-                   величина государственного внутреннего долга;

-                   взаимосвязь фискальной политики, экономического роста и уровня жизни населения;

-                   аналитические показатели эффективности проведения государством фискальной политики.

Особенностью бюджетного процесса является использование хозяйственной операции, которая предполагает наличие двух сторон - участников операции. Отсюда создание двух потоков:

-                   один - к участнику поступления,

-                   другой - от участника платежа.

Поступления увеличивают финансовые активы государства, а платежи уменьшают их.

Экономическая операция представляет собой экономический поток, отражающий создание, преобразование, обмен, передачу или исчезнове­ние экономической стоимости и осуществляемый посредством смены прав собственности на товары, финансовые активы, оказание услуг, предоставление труда, капитала.

Рис. 1. 1. Система статистических показателей бюджетной системы РФ

В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, орга­нов местного самоуправления поступают денежные средства безвозмез­дно и безвозвратно - доходы бюджета. Доходы, поступаю­щие в бюджет, делятся на текущие (налоговые и неналоговые) и капи­тальные.

Данная группировка представлена в таблице 1. 1.

Таблица 1.1 - Доходы бюджета

Виды дохода

Характеристика

Налого-

вые

К ним относятся федеральные, региональные, местные налоги, сборы, пени, штрафы, предусмотренные налоговым законода­тельством Российской Федерации

Неналого-вые

К ним относятся:

 - доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находя­щимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственно­сти, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, средства, полученные в результате возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российс­кой Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

иные неналоговые доходы.

 Капиталь-ные

К ним относятся:

доходы от продажи основных фондов, государственных запа­сов и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учрежде­ний, на покупку оборудования

Формой взимания денежных средств государством и муниципальны­ми образованиями с институциональных единиц и физических лиц явля­ется налог. Совокупность обязательных, безвозмездных индивидуальных платежей образует однонаправленный финансовый поток, выступающий в форме налога. При этом происходят отчуждение прав собственности от источника налогообложения и присвоение их государством для финансо­вого обеспечения его хозяйственной деятельности.

Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, составляют расходы бюджета.

Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездны­ми и для каких целей осуществляются (текущих или капитальных). Воз­вратные исходящие потоки классифицируются как финансирование.

Все государственные и муниципальные расходы финансируются за счет бюд­жетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, акку­мулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Расходы формируются по следующим направлениям:

-                   на финансиро­вание отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыбо­ловство, строительство, транспорт, связь и др.);

-                   на финансирование со­циально-культурного развития;

-                   на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов; расходы на нацио­нальную оборону, международную деятельность;

-                   расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, и др.

Экономическое содержание расходов бюджетов определяют их виды, отраженные в таблице 1.2.

Таблица 1. 2 – Расходы бюджета

Капитальные расходы

Текущие расходы

Направлены на:

- обеспечение инновационной и инвес­тиционной деятельности. Утверждается инвестиционная програм­ма, в соответствии с которой в действу­ющие или вновь создаваемые институ­циональные единицы (юридические лица) направляются инвестиции, представляю­щие собой статьи расходов бюджета;

- предоставление кредитов в качестве бюджетных средств на инвестицион­ные цели юридическим лицам. На про­ведение капитального (восстанови­тельного) ремонта с целью создания или увеличения имущества, находя­щегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

- другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией рас­ходов бюджетов РФ

Направлены на:

- обеспечение текущего функциониро­вания органов государственной влас­ти, органов местного самоуправле­ния, бюджетных учреждений;

- оказание государственной поддержки другим бюджетам, отдельным отрас­лям экономики в форме дотаций, суб­сидий, субвенций на текущее финан­сирование;

- другие расходы бюджетов, не вклю­ченные в капитальные расходы в со­ответствии с бюджетной классифика­цией РФ.

Дотации - бюджетные средства, предо­ставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмезд­ной и безвозвратной основах для покры­тия текущих расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предо­ставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому, юридическому лицу на условиях долево­го финансирования целевых расходов.

Субвенции - бюджетные средства, пре­доставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, юридическому лицу безвозмездно, безвозвратно на осу­ществление определенных целевых рас­ходов.

Основой осуществления расходов бюджетной системы РФ являются:

-                   минимальные государственные социальные стандарты;

-                   нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг;

-                   единые методологические основы расчета минимальной бюджет­ ной обеспеченности.

Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенса­ций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата его является одним их условий совершения в интересах пла­тельщиков сборов государственными органами, органами местного са­моуправления, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий).

Величина превышения расходов над доходами бюджета образует ста­тистический показатель - дефицит (превышение доходов над расходами -профицит). Дефицит федерального бюджета финансируется из внутрен­них и внешних источников. Внутренние источники включают: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные ссу­ды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; го­сударственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Внешние источники состоят из: государственных займов, осу­ществляемых в иностранной валюте методом выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредитов правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций (в иностранной валюте).

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые друго­му бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. В действующем международном стандарте по статистике государ­ственных финансов статистика государственного бюджета осуществля­ется на кассовой основе. В СНС - на основе начисления сумм. В связи с этим возникает ряд проблем, которые следует детально исследовать при сопоставлении данных. Важное значение при анализе бюджетного процесса имеет изучение динамики и структуры бюджетов различных уровней. Следует помнить, что в условиях инфляционного хозяйствования изучение динамики фи­нансовых потоков должно осознаваться с двух точек зрения: номиналь­ной и реальной. Особое социальное значение имеют относительные показатели госу­дарственного бюджета в расчете на душу, населения.

Сопоставление показателей на душу населения по различным регио­нам страны позволит увидеть, какая из местностей в большей степени социально обеспечена на тот или иной период времени.

1. 2 Анализ государственного бюджета РФ

Проведем анализ государственного бюджета Российской Федерации по объему, составу и динамике доходов и расходов за 2005-2006 гг.

Таблица 1. 3 - Исполнение консолидированного бюджета (по данным Федерального казначейства), млрд.руб.

Месяцы

Доходы

Расходы

Профицит

2005г.

Январь

631,4

287,9

343,5

Январь-февраль

1090,4

631,1

459,3

Продолжение таблицы 1. 3

Месяцы

Доходы

Расходы

Профицит

I квартал

1716,3

1060,9

655,4

Январь-апрель

2339,9

1553,7

786,2

Январь-май

2907,4

1987,8

919,5

I полугодие

3513,8

2443,1

1070,7

Январь-июль

4146,6

2938,3

1208,3

Январь-август

4801,3

3445,2

1356,1

Январь-сентябрь

5424,1

4098,2

1325,9

Январь-октябрь

6139,7

4468,6

1671,1

Январь-ноябрь

6832,6

4931,8

1900,8

Год

8579,6

6820,6

1759,0

 2006г.

Январь

579,8

280,9

298,9

Январь-февраль

1151,3

702,9

448,4

I квартал

1989,5

1274,2

715,3

Январь-апрель

2693,9

1843,3

850,6

Январь-май

3560,2

2365,5

1194,8

I полугодие

5384,5

3981,8

1402,7

Январь-июль

5717,9

4063,6

1654,4

Январь-август

6715,3

4737,8

1977,5

Представим графически динамику доходов и расходов государственного бюджета в 2005-2006 гг. на рисунке 1. 2.

Рис. 1. 2. Динамика доходов и расходов государственного бюджета в 2005-2006 гг.

По данным таблицы 1. 3 и рисунка 1. 2 можно отметить, рост доходов и расходов консолидированного бюджета, при этом во всех рассмотренных периодах доходы  превышали расходы. Таким образом, в течение всего 2005 года и 8-ми месяцев 2006 г. можно отметить профицит консолидированного бюджета.

Кроме этого профицит в первом полугодии 2005 года выше доходов в первом полугодии 2006 года на 332 млрд. руб.

Таблица 1. 4 - Структура консолидированного бюджета в январе-августе 2006 года

Показатели

Млрд. рублей

В % к итогу

январь-август 2005г.

млрд. рублей

в % к итогу

Доходы

6715,3

100

4801,3

100

из них: налог на прибыль организаций

1076,9

16,0

887,7

18,5

налог на доходы физических лиц

567,6

8,5

430,3

9,0

налоги и взносы на социальные нужды

854,6

12,7

172,0

3,6

из них единый социальный налог

291,6

4,3

172,0

3,6

налог на добавленную стоимость:

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

621,8

9,3

737,0

15,4

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

353,5

5,3

271,2

5,7

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

производимым на территории Российской Федерации

162,2

2,4

159,0

3,3

ввозимым на территорию Российской Федерации

10,2

0,2

11,0

0,2

налоги на совокупный доход

72,7

1,1

49,4

1,0

налоги на имущество

209,0

3,1

162,9

3,4

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

796,9

11,9

561,0

11,7

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

16,8

0,2

33,8

0,7

доходы от внешнеэк. деятельности

1473,0

21,9

967,2

20,1

Продолжение таблицы 1. 4

Показатели

Млрд. рублей

В % к итогу

январь-август 2005г.

млрд. рублей

в % к итогу

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

205,2

3,1

138,3

2,9

платежи при пользовании природными ресурсами

53,6

0,8

46,4

1,0

безвозмездные поступления

11,9

0,2

8,8

0,2

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

46,7

0,7

31,1

0,6

Расходы

4737,8

100

3445,2

100

из них на: общегосударственные вопросы

487,3

10,3

459,5

13,3

из них на обслуживание государственного и муниципального долга

131,9

2,8

171,9

5,0

национальную оборону

407,4

8,6

337,7

9,8

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

416,9

8,8

332,1

9,6

национальную экономику

465,2

9,8

392,5

11,4

из нее на: топливо и энергетику

9,1

0,2

5,1

0,1

сельское хозяйство и рыболовство

55,5

1,2

44,2

1,3

транспорт

217,3

4,6

143,4

4,2

связь и информатику

7,1

0,2

4,2

0,1

прикладные научные исследования в области национальной экономики

26,4

0,6

18,5

0,5

другие вопросы в области национальной экономики

111,6

2,4

150,8

4,4

жилищно-коммунальное хозяйство

308,2

6,5

253,8

7,4

социально-культурные мероприятия

2630,4

55,5

1166,8

33,9

Следует отметить, что наибольшую долю в доходной части бюджета в январе-августе 2006 г. составляли доходы от внешнеэкономической деятельности (21,9%), далее следует  налог на прибыль организаций (16%), налоги и взносы на социальные нужды (12,7%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (11,9%).

Наибольшую долю в расходной части бюджета в январе-августе 2006 г. составляли расходы на социально-культурные мероприятия (55,5%).

Таблица 1. 5 - Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в январе-августе 2006 года, млрд.рублей

Показатели

Федеральный бюджет

Консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

январь-август 2005г.

Федераль-ный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Доходы

4028,7

2378,4

3236,6

1883,1

из них: налог на прибыль организаций

331,8

745,1

238,3

649,4

налог на доходы физических лиц

0,0

567,6

0,1

430,2

единый социальный налог

196,4

0,1

171,6

0,4

налог на добавленную стоимость:

Продолжение таблицы 1. 5

Показатели

Федераль-ный бюджет

Консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

январь-август 2005г.

Федераль-ный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

621,7

0,1

736,9

0,1

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

353,5

-

271,2

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

производимым на территории Российской Федерации

61,5

100,7

63,3

95,7

ввозимым на территорию Российской Федерации

10,2

0,0

11,0

-

налоги на совокупный доход

-

66,5

-

49,4

налоги на имущество

0,0

209,0

0,0

162,9

Продолжение таблицы 1. 5

Показатели

Федераль-ный бюджет

Консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

январь-август 2005г.

Федераль-ный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

750,7

46,2

527,4

33,6

Задолжен-ность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

5,9

6,1

5,8

28,0

доходы от внешнеэко-номической деятельности

1473,0

-

967,2

-

доходы от использова-ния имущества, находящего-ся в государст-венной и муниципаль-ной собствен-ности

85,0

115,0

47,6

90,7

Продолжение таблицы 1. 5

Показатели

Федераль-ный бюджет

Консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

январь-август 2005г.

Федераль-ный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

платежи при пользовании природными ресурсами

43,1

10,5

37,2

9,2

доходы от предприни-мательской и иной принося-щей доход деятельнос-ти

-

46,7

0,0

31,1

Расходы

2539,3

1979,4

2063,7

1700,0

из них на: общегосу-дарствен-ные вопросы

311,0

169,4

285,9

173,6

из них на обслужива-ние государст-венного и муници-пального долга

112,9

19,0

152,3

19,6

Националь-ную оборону

406,9

0,5

337,4

0,3

Продолжение таблицы 1. 5

Показатели

Федераль-ный бюджет

Консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

январь-август 2005г.

Федераль-ный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Националь-ную безопас-ность и правоохра-нительную деятель-ность

323,1

93,8

254,9

77,2

Националь-ную экономику

170,4

294,8

118,4

274,1

из нее на: топливо и энергетику

4,2

5,0

2,5

2,6

сельское хозяйство и рыболовс-тво

12,1

43,4

13,0

31,2

транспорт

66,1

151,2

22,4

121,0

связь и информа-тику

1,8

5,3

1,5

2,7

прикладные научные исследова-ния в области нац. экономики

25,5

0,9

17,8

0,7

Продолжение таблицы 1. 5

Показатели

Федераль-ный бюджет

Консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

январь-август 2005г.

Федераль-ный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

другие вопросы в области националь-ной экономики

27,7

83,9

38,0

112,8

жилищно-коммуналь-ное хозяйство

23,5

284,7

3,0

250,8

социально-культурные мероприя-тия

336,6

1123,3

272,5

894,3

трансферты внебюджетным фондам

598,4

-

492,5

-

Представим графически распределение доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в январе-августе 2006 года на рисунке 1. 3-1. 4.

Рис. 1. 3. Распределение доходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в январе-августе 2006 года

Рис. 1. 4. Распределение расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в январе-августе 2006 года

Таким образом, в доходной части консолидированного бюджета в январе-августе 2006 года доходы Федерального бюджета составляют  62,88%, а доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ – 37,12%. В расходной части консолидированного бюджета в январе-августе 2006 года  расходы Федерального бюджета составляют 56,20%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ – 43,80%.

1. 3 Методы, применяемые в работе

Для проведения статистического исследования объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета использовались следующие методы:

-                   построение простых перечневых таблиц – данные таблицы получили большое распространение во многих экономических разработках. Данные данных таблиц характеризуют изменение показателей по каждой группе в одном периоде по сравнению с другим. Наличие таких данных имеет важное информативное значение;

-                   построение статистических графиков – диаграмм, на которых статистическая информация представляется посредством геометрических фигур. В частности для наглядного отображения динамики доходов и расходов государственного бюджета в 2005-2006 гг. использовались столбиковые диаграммы, а для изучения распределения доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы в январе-августе 2006 года - круговые диаграммы;

-                   расчет относительных величин структуры, которые характеризуют состав изучаемых совокупностей. Исчисляются они как отношение аб­солютной величины каждого из элементов совокупности к абсо­лютной величине всей совокупности, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом. Как правило, относительные структуры выражаются в процентах (база сравнения принимается за 100). Сравнивая структуру одной и той же совокупности за разные периоды времени, можно проследить структурные изменения, происшедшие во времени.

2. Практическая часть

Имеются следующие выборочные данные (выборка 25%-ная механическая) о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие, млн. руб.:

Таблица № 1.1.

Исходные данные.

№ региона п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

№ региона п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

1

4,2

4,9

16

1,6

1,7

2

3,8

4,7

17

3,4

3,6

3

6,4

7,0

18

4,0

4,5

4

4,4

5,0

19

3,5

3,6

5

4,7

4,2

20

2,3

2,0

6

2,0

1,9

21

3,5

3,9

7

4,0

4,7

22

4,4

5,8

8

3,7

4,3

23

4,8

4,4

9

7,1

6,8

24

7,5

8,7

10

4,2

4,6

25

4,6

4,6

11

2,6

3,1

26

3,1

3,3

12

4,5

4,8

27

4,0

4,6

13

5,5

7,1

28

5,2

6,0

14

5,0

5,5

29

5,3

5,8

15

1,5

1,8

30

5,2

5,1

 

Задание 1.

По исходным данным:

1, Постройте статистический ряд распределения предприятий по признаку – доходы бюджета, образовав, пять групп с равными интервалами.

2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение задания 1.

Для построения статистического ряда распределения, сначала образуем 5 групп с равными интервалами по следующей формуле:

Подставим в данную формулу исходные данные:

 =

Получим следующий  ряд распределения:

1.                     1,5-2,7

2.                     2,7-3,9

3.                     3,9-5,1

4.                     5,1-6,3

5.                     6,3-7,5

Таблица № 1.2.

Распределение регионов по доходам бюджета

Доходы бюджета

№ региона

Расходы бюджета

 

 

х

1

2

3

1,5-2,7

6

1,9

11

3,1

15

1,8

16

1,7

20

2,0

Итого:

5

13,5

2,7-3,9

2

4,7

8

4,3

17

3,6

19

3,6

21

3,9

26

3,3

Итого:

6

23,4

3,9-5,1

1

4,9

4

5,0

5

4,2

7

4,7

10

4,6

12

4,8

14

5,5

18

4,5

22

5,8

23

4,4

25

4,6

27

4,0

Итого:

12

57

5,1-6,3

13

7,1

28

6,0

29

5,8

30

5,1

Итого:

4

24

6,3-7,5

3

7,0

9

6,8

24

8,7

Итого:

3

22,5

На основе таблицы 1.1 составляем группировочную таблицу

Таблица № 1.3.

Группировка предприятий по доходам бюджета.

Доходы бюджета, млн. руб.

Число регионов (n)

Середина интервала,

1,5-2,7

5

2,1

10,5

-2,16

4,67

23,35

2,7-3,9

6

3,3

19,8

-0,96

0,92

5,52

3,9-5,1

12

4,5

54

0,24

0,06

0,72

5,1-6,3

4

5,7

22,8

1,44

2,07

8,28

6,3-7,5

3

6,9

20,7

2,64

6,97

20,91

Итого:

30

-

127,8

-

-

58,78

1.     Найдем средний доход бюджета на 1 регион по формуле средней арифметической:  млн. руб.

2.     Для вычисления среднего квадратического отклонения необходимо рассчитать дисперсию по формуле:

3.     Рассчитаем среднее квадратическое отклонение по формуле:  млн. руб.

4.     Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:

Вывод: исчисленный коэффициент вариации, равный 32,9%  говорит о том, что средняя является типичной, ей можно доверять, а совокупность является однородной.

5.     Найдем моду и медиану, для чего построим таблицу № 1.4, в которой найдем накопленные частоты.

Таблица № 1.4.

Структурные средние величины.

Доходы бюджета, млн. руб.

Число регионов (n)

Сумма накопленных частот

1,5-2,7

5

5

2,7-3,9

6

11

3,9-5,1

12

23

5,1-6,3

4

27

6,3-7,5

3

30

Итого:

30

Наибольшее число регионов – 12 имеют  доход в интервале 3,9-5,1, который и является модальным.

Мода рассчитывается по формуле:

млн. руб.

Медиана дискретного вариационного ряда определяется по сумме накопленных частот, которая должна превышать половину всего объема единиц совокупности.

Для интервальных вариационных рядов медиана рассчитывается по формуле:

         

В графе «Сумма накопленных частот» значение  23 соответствует интервалу 3,9-5,1. Это и есть медианный интервал, в котором находится медиана.

млн. руб.

Из расчета видно, что половина регионов имеют доход до 4,3 млн. руб., а другая половина  - выше этой суммы.

Медиана рассчитывается по кумуляте, для её определения из точек по шкале накопленных частот соответствующим 50%, проводится прямая параллельная оси абсцисс до пересечения с кумулятой. Из точки пересечения указанной прямой опускают перпендикуляр на ось абсцисс. Абсциссой точки пересечения является медианой.

Рис. 1

Задание 2.

 

По исходным данным:

1.           Установите наличие и характер связи между признаками – доходы и расходы бюджета, методом аналитической группировки, образовав, пять групп с равными интервалами по факторному признаку.

2.           Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение задания 2.

Таблица № 1.5.

Рабочая таблица № 1.

Доходы бюджета

№ региона

Расходы бюджета

 

 

х

1

2

3

1,5-2,7

6

1,9

11

3,1

15

1,8

16

1,7

20

2,0

Итого:

5

13,5

2,7-3,9

2

4,7

8

4,3

17

3,6

19

3,6

21

3,9

26

3,3

Итого:

6

23,4

3,9-5,1

1

4,9

4

5,0

5

4,2

7

4,7

10

4,6

12

4,8

14

5,5

18

4,5

22

5,8

23

4,4

25

4,6

27

4,0

Итого:

12

57

5,1-6,3

13

7,1

28

6,0

29

5,8

30

5,1

Итого:

4

24

6,3-7,5

3

7,0

9

6,8

24

8,7

Итого:

3

22,5

Для определения тесноты связи строим аналитическую таблицу.

Таблица № 1.6.

Аналитическая таблица № 2.

№ п/п

группы бюдже-та по доходу

число реги-онов

расходы бюджета

 

 

 

Всего:

в сред-нем

А

В

1

2

3

4

5

6

I

1,5-2,7

5

13,5

2,7

-1,98

3,92

19,6

II

2,7-3,9

6

23,4

3,9

-0,78

0,61

3,66

III

3,9-5,1

12

57

4,75

0,07

0,005

0,06

IV

5,1-6,3

4

24

6

1,32

1,74

6,96

V

6,3-7,5

3

22,5

7,5

2,82

7,95

23,85

Итого:

-

30

140,4

4,68

-

-

54,13

Общая дисперсия вычисляется по следующей формуле:

Для нахождения  построим следующую таблицу.

Таблица № 1.7.

№ п/п

расходы бюджета ()

1

4,9

24,01

2

4,7

22,09

3

7,0

49,00

4

5,0

25,00

5

4,2

17,64

6

1,9

3,61

7

4,7

22,09

8

4,3

18,49

9

6,8

46,24

10

4,6

21,16

11

3,1

9,61

12

4,8

23,04

13

7,1

50,41

14

5,5

30,25

15

1,8

3,24

16

1,7

2,89

17

3,6

12,96

18

4,5

20,25

19

3,6

12,96

20

2,0

4,00

21

3,9

15,21

22

5,8

33,64

23

4,4

19,36

24

8,7

75,69

25

4,6

21,16

26

3,3

10,89

27

4,6

21,16

28

6,0

36,00

29

5,8

33,64

30

5,1

26,01

Итого:

138,0

711,70

Коэффициент детерминации равен отношению межгрупповой дисперсии к общей:

     или  98,9 %

Вывод: Коэффициент детерминации, равный 98,9 %  говорит о том, что вариация расходов бюджета на 98,9 %  зависит от величины доходов бюджета, а остальные 1,1 % - это прочие неучтенные факторы независящие от доходов бюджета.

Корень квадратный из коэффициента детерминации называется эмпирическим корреляционным отношением:

Связь между доходами и расходами бюджета в данном случае очень высокая.

Задание 3.

 

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:

1.           Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.

2.           Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5,1 млрд. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение задания 3.

Формула средней ошибки выборки

Вычислим ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.

Для решения задачи с вероятностью 0,683,

Вывод: С вероятностью 0,683 можно утверждать, что доход бюджета находится в пределах , или  млдр. руб.

Вычислим ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5,1 млрд. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля по следующим формулам:

  или 23%

 или 6,7%

Вывод: С вероятностью 0,683 можно утверждать, что доля регионов со средним доходом бюджета 5,1 млдр. руб. и более будет находиться в пределах не менее 16,3% и не более 29,7%.

Задание 4.

Налоговые поступления в региональный бюджет характеризуются следующими данными, млрд. руб.:

Таблица № 1.8.

Исходные данные.

год

Налоговые поступления

месяц

1-й

2-й

3-й

Январь

0,62

0,72

0,74

Февраль

0,65

0,75

0,77

Март

0,70

0,76

0,78

Апрель

0,72

0,77

0,82

Май

0,74

0,80

0,84

Июнь

0,76

0,82

0,85

Июль

0,71

0,78

0,80

Август

0,70

0,75

0,78

Сентябрь

0,82

0,88

0,90

Октябрь

0,85

0,89

0,96

Ноябрь

0,88

0,94

0,99

Декабрь

0,90

0,98

1,05

Для анализа сезонности налоговых поступлений в бюджет региона:

·        рассчитайте индексы сезонности методом простой средней;

·        постройте график сезонности волны;

·        осуществите прогноз поступления налогов в бюджет региона по месяцам, используя индексы сезонности и исходя из того. Что общий объем налоговых поступлений в следующем (4-м) году составит 11,4 млрд. руб.

Решение задания 4.

Индекс сезонности рассчитывается по формуле:

   или

Построим таблицу, в которой рассчитаем индексы сезонности.

Таблица № 1.9.

Расчет индекса сезонности.

год  

Налоговые поступления

 

 

Индекс сезон-ности

Прог-ноз на 4-й год

месяц

1-й

2-й

3-й

Январь

0,62

0,72

0,74

2,08

0,69

85,60

0,81

Февраль

0,65

0,75

0,77

2,17

0,72

88,89

0,84

Март

0,70

0,76

0,78

2,24

0,75

92,59

0,88

Апрель

0,72

0,77

0,82

2,31

0,77

95,06

0,90

Май

0,74

0,80

0,84

2,38

0,79

97,53

0,93

Июнь

0,76

0,82

0,85

2,43

0,81

100,00

0,95

Июль

0,71

0,78

0,80

2,29

0,76

93,83

0,89

Август

0,70

0,75

0,78

2,23

0,74

91,36

0,87

Сентябрь

0,82

0,88

0,90

2,60

0,87

107,41

1,02

Октябрь

0,85

0,89

0,96

2,70

0,90

111,11

1,06

Ноябрь

0,88

0,94

0,99

2,81

0,94

116,05

1,10

Декабрь

0,90

0,98

1,05

2,93

0,98

120,99

1,15

Итого:

9,05

9,84

10,28

29,17

9,72

-

11,40

 рассчитывается по формуле: .

На основе полученных данных построим график сезонности волны.

3. Аналитическая часть

3. 1 Постановка задачи

Статистика государственного бюджета изучает состояние бюджет­ной сферы на основе информации об объемах аккумулированных финан­совых ресурсов и произведенных расходов в бюджетной системе РФ.

Важным этапом в анализе государственного бюджета РФ является анализ доходов, позволяющий оценить динамику поступлений в государственный бюджет РФ и выявить основные тенденции изменений.

По данным, представленным в таблице 3. 1 проведем анализ  динамики государственного бюджета в 2000-2005 гг. по следующим показателям:

-                   абсолютный прирост;

-                   темп роста;

-                   темп прироста.

Таблица 3. 1 – Динамика доходов государственного бюджета РФ за 2000-2005 гг.

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы государственного бюджета РФ

2079

2674

3519,2

4135,6

5427

8579,6

3. 2 Методика решения задачи

Расчет показателей ряда динамики представим в таблице 3. 1.

Таблица 3. 2 – Формулы расчета показателей

Показатель

Цепной

Базисный

Средний

Абсолютный прирост

Темп роста уровня ряда

Темп прироста уровня ряда

Условные обозначения:

хi и хi-1 – значения признака в i и i-1 периодах, хn, х0 – уровень последнего и первого периода соответственно,  n – число периодов.

3. 3. Технология выполнения расчетов

Расчеты показателей динамики доходов государственного бюджета РФ выполнены с применением прикладного пакета программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Таблица 3.3 – Формулы для расчета

Таблица 3. 4 – Результаты расчетов

На рисунке 3. 1 представлено графическое изображение ряда динамики доходов государственного бюджета РФ за 2000-2005 гг.

Рисунок 3. 1 - Ряд динамики доходов государственного бюджета РФ за 2000-2005 гг.

3. 4 Результаты проведенных расчетов

Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы.

Доходы государственного бюджета в рассматриваемом периоде выросли на 6500,6 млрд. руб., или на 412,68%.

Средний уровень рассматриваемого ряда составил 4402,4 млрд. руб., при этом среднегодовой темп роста составил 215,66%.

Наблюдается повышательная тенденция на протяжении всего периода, однако наибольший рост доходов государственного бюджета наблюдался в 2005 году.

Рост доходов государственного бюджета является положительной тенденцией в экономике страны.

Заключение

В курсовой работе на основании проведенного исследования сделан ряд выводов и обобщений.

Отмечено, что статистика государственного бюджета изучает состояние бюджет­ной сферы на основе информации об объемах аккумулированных финан­совых ресурсов и произведенных расходов в бюджетной системе РФ. В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, орга­нов местного самоуправления поступают денежные средства безвозмез­дно и безвозвратно - доходы бюджета. Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, составляют расходы бюджета. От того, насколько  адекватно статистика государственного бюджета отражает состояние государственных финансов зависит качество принимаемых решений по формированию использованию бюджетных средств.

Анализ государственного бюджета Российской Федерации по объему, составу и динамике доходов и расходов за 2005-2006 гг. показал рост доходов и расходов консолидированного бюджета, при этом во всех рассмотренных периодах доходы  превышали расходы. Таким образом, в течение всего 2005 года и 8-ми месяцев 2006 г. можно отметить профицит консолидированного бюджета. Кроме этого профицит в первом полугодии 2005 года выше доходов в первом полугодии 2006 года на 332 млрд. руб. Следует отметить, что наибольшую долю в доходной части бюджета в январе-августе 2006 г. составляли доходы от внешнеэкономической деятельности (21,9%), далее следует  налог на прибыль организаций (16%), налоги и взносы на социальные нужды (12,7%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (11,9%).

Таким образом, в доходной части консолидированного бюджета в январе-августе 2006 года доходы Федерального бюджета составляют  62,88%, а доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ – 37,12%. В расходной части консолидированного бюджета в январе-августе 2006 года  расходы Федерального бюджета составляют 56,20%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ – 43,80%.

Для проведения данного статистического исследования объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета использовались следующие методы:

-                   построение простых перечневых таблиц;

-                   построение статистических графиков – диаграмм;

-                   расчет относительных величин структуры.

В практической части курсовой работы выполнено статистическое исследование  объема, состава и динамики доходов и расходов тридцати субъектов РФ за полугодие в соответствии с полученным вариантом задания.

По результатам выполнения аналитической части, отмечено, что доходы государственного бюджета в 2000-2005 гг. выросли на 6500,6 млрд. руб., или на 412,68%. Средний уровень рассматриваемого ряда составил 4402,4 млрд. руб., при этом среднегодовой темп роста составил 215,66%. Наблюдается повышательная тенденция на протяжении всего периода, однако наибольший рост доходов государственного бюджета наблюдался в 2005 году. Рост доходов государственного бюджета является положительной тенденцией в экономике страны.

Список литературы

1.                 Бурцева С. А. Статистика финансов: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2.                 Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/Под ред. О. Э. Башиной, А. А. Спирина. – М.: Финансы и статистика, 1999.

3.                 Экономическая статистика: Учебник/Под редакцией Ю.Н.Иванова, М.: Инфра-М, 1998.

4.                www.gks.ru