Содержание

Введение. 3

1. Министерство внутренних дел и органы внутренних дел РФ.. 5

2. Система органов внутренних дел МВД РФ.. 7

3. Полномочия МВД РФ.. 13

4. Организация деятельности МВД РФ.. 20

Заключение. 32

Список литературы.. 34

Введение

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов РФ занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы, по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форма собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

В своей деятельности органы внутренних дел как РФ. Так и других республик руководствуются прежде всего основным законом государства то есть Конституцией РФ, Законом « о милиции », то есть иными актами, которые четко определяют права, обязанности и полномочия тех или иных структурных подразделений ОВД, положением о прохождении службы.

Правовой основной деятельности ОВД являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а так же приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Система органов внутренних дел - это большой институт состоящий из множества звеньев, главными из которых являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транс­порте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы 8 Главного управления внут­ренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Кроме того, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ, главные следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органах внутрен­них дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт-Петербургский университет, институты, высшие школы, средние специаль­ные учебные заведения). Всероссийский научно-исследовательский инсти­тут (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят и внутренние войска.

Целью данной работы является рассмотрение структуры и организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть основные положения Министерства внутренних дел и органов внутренних дел;

-             Рассмотреть систему органов внутренних дел РФ, как структурных подразделений МВД РФ;

-             Рассмотреть полномочия МВД РФ;

-             Раскрыть особенности организации деятельности МВД РФ.

1. Министерство внутренних дел и органы внутренних дел РФ

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Местонахождение МВД России - г. Москва.[1]

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

Одно из основных мест в системе правоохранительных органов РФ занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают охрану общественного порядка, законность, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.[2]

МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска), организация их деятельности. [3]

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и Положением «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года N 927.[4]

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

МВД России имеет знамя, учреждаемое Президентом Российской Федерации.

2. Система органов внутренних дел МВД РФ

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются:

-       МВД республик в составе РФ;

-       главные управления внутренних дел (ГУВД);

-       управления внутренних дел (УВД) краев, областей субъектов РФ;

-       управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ);

-       городские, районные органы внутренних дел (ГОВД, РОВД);

-       управления и отделы Главного управления внутренних дел (на режимных объектах);

-       главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС);

-       окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМС и ВС);

-       учебные заведения (Академия, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения);

-       научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел;

-       внутренние войска.[5]

Основными принципами деятельности МВД РФ являются:

-       законность;

-       гуманизм;

-       уважение прав человека;

-       гласность.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Структура центрального аппарата МВД РФ:

-             Министр внутренних дел РФ Коллегия МВД РФ;

-             Заместители министра;

-             Учебные заведения; Печатный орган; Научные учреждения; Главные управления; Управления; Иные подразделения.

-             аппарат министра - главный штаб командующего внутренними войсками уголовного розыска - следственный комитет по организованной преступности, по экономическим преступлениям, внутренних дел на транспорте - обеспечение общественного порядка - государственной противопожарной службы- обеспечение безопасности дорожного движения - и другие - собственной безопасности - контрольно-ревизионное - информации и общественных связей - по незаконному обороту наркотиков - национальное центральное бюро Интерпола - паспортно-визовое - медицинское - и другие - оперативно-поисковое управление - главное управление вневедомственной охраны - главный информационный центр - экспертно-криминалистический центр - и другие.

Министр назначается и освобождается от должности Президентом РФ.[6]

Заместители министра - назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Милиция - одно из основных структурных подразделений органов внутренних дел, осуществляющее охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в РФ.

Правовой основой ее деятельности является Закон РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 с обновлениями от 09 мая 2005 года.

Задачи милиции (ст.2 Закона):

-       обеспечение безопасности личности;

-       предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

-       выявление и раскрытие преступлений;

-       охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

-       защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

-       оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных данным Законом.[7]

В соответствии с Законом о милиции она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам; о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождается от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.

Начальник подразделения уголовного розыска по борьбе с преступностью в сфере экономики - экспертно-криминалистические - по борьбе с незаконным оборотом наркотиков криминального (оперативного) поиска - дежурные части государственной инспекции безопасности дорожного движения - патрульно-постовой службы - ОМОН (отряды милиции особого назначения) - участковые инспектора милиции - охраны объектов по договорам - по предупреждению правонарушений несовершеннолетних - специализированные подразделения дознания – ИВС - и другие

Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции:

-       рядовой милиции;

-       младший сержант милиции;

-       сержант милиции;

-       старший сержант милиции;

-       старшина милиции;

-       прапорщик милиции;

-       старший прапорщик милиции;

-       младший лейтенант милиции;

-       лейтенант милиции;

-       старший лейтенант милиции;

-       капитан милиции;

-       майор милиции;

-       подполковник милиции;

-       полковник милиции;

-       генерал-майор милиции;

-       генерал-лейтенант милиции;

-       генерал-полковник милиции.

Прохождение службы в милиции регулируется действующим законом о милиции и Положением о службе в органах внутренних дел в части ему не противоречащей.

Внутренние войска РФ.

Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", вступивший в силу с 12 февраля 1997 года, определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск МВД РФ, порядок выполнения ими возложенных задач.

Внутренние войска МВД РФ входят в систему Министерства внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.[8]

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

-       охрана государственных объектов и специальных грузов;

-       конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;

-       участие в территориальной обороне РФ;

-       оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране государственной границы РФ.

Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.

Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляются:

-       органами управления внутренними войсками;

-       соединениями и воинскими частями оперативного назначения;

-       специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;

-       соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

-       воинскими частями (подразделениями) по конвоированию;

-       авиационными воинскими частями;

-       морскими воинскими частями;

-       военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;

-       разведывательными воинскими частями (подразделениями);

-       воинскими частями (подразделениями) специального назначения;

-       учреждениями (медицинскими,научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск (учебными, связи и другими).[9]

Раздел 4 вышеназванного закона регламентирует задачи соединений, воинских частей, права и обязанности военнослужащих внутренних войск. Для выполнения поставленных задач военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику.

3. Полномочия МВД РФ

МВД России осуществляет следующие полномочия:

1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД России;

4) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководит их деятельностью;

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России;

7) участвует в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;

8) подготавливает по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:

-             оперативно-разыскную деятельность;

-             производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

-             экспертно-криминалистическую деятельность;

-             розыск лиц и похищенного имущества;

-             контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;

-             выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;

-             лицензирование отдельных видов деятельности;

-             выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;

-             контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;

10) участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

11) обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации;

12) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

13) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

14) разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;

15) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации;

16) участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

17) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует и координирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

18) участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместные действия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны Российской Федерации;

19) обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

20) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;

21) организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

22) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России;

23) участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;

24) обеспечивает проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией;

25) организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России;

26) разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;

27) обеспечивает в системе МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС России, участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;

28) организует централизованное обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск; принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России;

29) обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России;

30) обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;

31) осуществляет информационно-правовое обеспечение органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России, ведение баз данных правовой информации в установленной сфере деятельности;

32) представляет в установленном порядке в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета и финансированию ФМС России;

33) обеспечивает взаимодействие органов внутренних дел и внутренних войск с территориальными органами ФМС России;

34) организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

35) организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России;

36) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций;

37) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.[10]

МВД России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

3) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов системы МВД России, а также жилищное строительство;

4) иметь служебный жилищный фонд;

5) формировать и вести федеральные учеты, базы данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области других федеральных органов исполнительной власти;

6) взаимодействовать с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

7) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

8) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации ведомственные награды, нагрудные знаки и почетные грамоты МВД России, а также ФМС России;

9) образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 N 303 установлены полномочия МВД РФ в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.

4. Организация деятельности МВД РФ

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами ува­жения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управле­ния, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основ­ные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, раз­рабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и рассле­дования преступлений, безопасности дорожного движения и пожарной бе­зопасности, деятельности внутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские и проектно-технологические работы, обеспечивает внедре­ние достижений науки, техники и положительного опыта работы в деятель­ность органов внутренних дел.

В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики при­менения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего зако­нодательства, подготавливаются проекты нормативных актов, связанных с регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие орга­ны системы МВД организуют оказание подведомственным органам и под­разделениям методической и практической помощи по всем вопросам, от­несенным к их компетенции.[11]

Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах Российской Федерации: оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, экспертно-криминалистическую дея­тельность органов внутренних дел; расследование преступлений (в форме дознания и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно-процессуальных обязанностей. МВД осуществляет руководство криминальной милици­ей, милицией общественной безопасности и другими службами, в ходе которого оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое общественное значение; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборо­том оружия и наркотиков; участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы, обеспечению безопасности представительств иностранных государств.

Министерством внутренних дел организуется на территории Российской Федерации розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством; идентификация неопознанных трупов, розыск похи­щенного имущества. В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, охране общественного порядка. Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение тре­бований паспортно-визовой и разрешительной систем, установление правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Рос­сийской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляются охрана объектов собственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной деятельностью и контроль за ней.

МВД Российской Федерации руководит отрядами милиции особого на­значения (ОМОН), специальными моторизованными частями милиции; орга­низует охрану общественного порядка при проведении массовых мероприя­тий республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходи­мых случаях участвует наряду с другими компетентными органами в обеспе­чении (в соответствии с законом) правового режима чрезвычайного или во­енного положения в случаях их введения на территории Российской Федера­ции или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местах участвуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

На Министерство внутренних дел возложено руководство Государст­венной противопожарной службой. МВД РФ обязано осуществлять опера­тивное управление силами и средствами органов внутренних дел, привле­каемыми для ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожа­ров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий (т. е. в особых условиях); организует на территории Российской Федерации работу по выявлению и устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует тушение крупных пожаров.

Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка пра­вил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности до­рожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации межправительственных соглашений о развитии международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдаче удостове­рений на право управления автомототранспортом; руководит Государст­венной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально полезные связи.

Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений ц правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ве­дущиеся министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (абд), необходи­мые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохрани­тельными органами зарубежных государств. С этой целью оно сотруднича­ет в установленном законом порядке с правительственными и правоохрани­тельными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и междуна­родными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД. МВД подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, который, как и его заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по пред­ложению Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии с распределением функциональных обя­занностей осуществляют заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками. В МВД образуется коллегия в составе министра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками (по долж­ности) и руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ. Состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности орга­нов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и затем объявляются приказом министра внутрен­них дел Российской Федерации. Решения, принятые на совместных заседа­ниях коллегий МВД и других министерств и ведомств Российской Федера­ции, объявляются совместными приказами министра внутренних дел и Руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Как уже было отмечено, задачи и функции Министерства внутренних Дел в рамках регионов (субъектов Российской Федерации), а также городов и районов выполняют соответствующие структурные службы и подразде­ления нижестоящих уровней системы МВД. Их структура строится с учетом объема и содержания выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации назначают в порядке, установлен­ном конституциями этих республик. Начальников ГУВД, УВД, УВДТ назнача­ет министр внутренних дел Российской Федерации по согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД УВД по согласованию с главами местных администраций. Начальников линей­ных органов внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.

МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.

Назначение лиц на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел и освобождение от этих должностей осуществляет Президент Российской Федерации по представлению Министра, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Министр:

1) информирует Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предложения по основным направлениям государственной политики в установленной сфере деятельности;

3) организует работу центрального аппарата МВД России, утверждает его внутренний распорядок;

4) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия должностных лиц системы МВД России по самостоятельному решению возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска задач;

5) образовывает в пределах своей компетенции входящие в систему МВД России органы, воинские части внутренних войск, организации и подразделения, осуществляет их реорганизацию и ликвидацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; определяет порядок образования и ликвидации временных структур;

6) издает нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти; заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности;

7) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию МВД России;

8) вносит Президенту Российской Федерации:

-             представления о назначении на должности и освобождении от должностей, которые подлежат замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел, а также о назначении на воинские должности и освобождении от воинских должностей, которые подлежат замещению высшими офицерами;

-             предложения о включении воинских должностей военнослужащих и должностей начальствующего состава органов внутренних дел в соответствующие перечни должностей, подлежащих замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел и высшими офицерами;

-             представления о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава органов внутренних дел сотрудникам и воинских званий высших офицеров военнослужащим в системе МВД России, а также в ФМС России;

-             предложения об учреждении знаков отличия и знаков различия, других официальных символов в системе МВД России, а также в ФМС России;

-             представления о награждении государственными наградами Российской Федерации сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России, сотрудников, федеральных государственных служащих и работников ФМС России, других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на МВД России и ФМС России задач, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;

9) вносит в Правительство Российской Федерации для последующего представления Президенту Российской Федерации:

-             проект положения об МВД России;

-             предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации;

-             предложения о предельной численности сотрудников и военнослужащих системы МВД России;

-             предложения о размере ассигнований на содержание сотрудников и военнослужащих системы МВД России в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

-             предложения о фонде оплаты труда и предельной численности федеральных государственных служащих и работников системы МВД России;

-             проект положения о ФМС России по представлению директора ФМС России;

-             предложения по представлению директора ФМС России о фонде оплаты труда и предельной численности сотрудников, федеральных государственных служащих, работников ФМС России и ее центрального аппарата в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

10) вносит в Правительство Российской Федерации представления об объявлении благодарности Правительства Российской Федерации сотрудникам, военнослужащим, федеральным государственным служащим и работникам системы МВД России, сотрудникам, федеральным государственным служащим и работникам ФМС России, а также другим лицам, оказывающим содействие в выполнении возложенных на МВД России и ФМС России задач;

11) утверждает:

-             положения о структурных подразделениях центрального аппарата МВД России, положения (типовые положения, уставы) об органах, подразделениях и организациях системы МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-             структуру и штатное расписание центрального аппарата МВД России в пределах установленных Президентом Российской Федерации фонда оплаты труда и численности сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России, типовые структуры и типовые штатные расписания органов, подразделений и организаций системы МВД России, нормативы их штатной численности;

-             положение о коллегии МВД России;

-             составы образуемых МВД России координационных и совещательных органов (советов, комиссий), в том числе межведомственных;

-             положения об образуемых в МВД России консультативных и экспертных органах и их составы;

-             состав коллегии ФМС России;

-             временные нормы снабжения вещевым имуществом отдельных категорий сотрудников, выполняющих особые задания;

-             положения о ведомственных наградах, нагрудных знаках и почетных грамотах МВД России и ФМС России, а также их описание;

-             знаки отличия в системе МВД России, а также в ФМС России и их описание;

-             ежегодный план деятельности ФМС России, отчет о его исполнении, а также показатели деятельности ФМС России;

12) назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции сотрудников и федеральных государственных служащих системы МВД России;

13) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы и осуществлением трудовой деятельности в системе МВД России;

14) прикомандировывает сотрудников и военнослужащих к органам государственной власти Российской Федерации, а также к организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) устанавливает в пределах своих полномочий порядок отбора на службу (работу) в органы внутренних дел, а также порядок направления на обучение в образовательные учреждения системы МВД России;

16) представляет МВД России в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств;

17) отменяет противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России решения должностных лиц МВД России, органов, подразделений и организаций системы МВД России, а также ФМС России, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;

18) заключает отраслевое тарифное соглашение;

19) определяет порядок применения действительных и условных наименований в органах внутренних дел и внутренних войсках, присваивает в установленном порядке такие условные наименования;

20) устанавливает и определяет на основании решений Правительства Российской Федерации временные нормы положения вооружения, боеприпасов и других материально-технических средств для органов внутренних дел и внутренних войск, принимающих участие в проведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий;

21) устанавливает временные нормы продовольственного пайка сотрудникам и военнослужащим системы МВД России при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, а также при выполнении ими отдельных оперативно-служебных и боевых заданий;

22) вносит в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета и финансированию ФМС России;

23) награждает сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России, а также граждан, оказавших содействие в выполнении возложенных на МВД России задач, ведомственными наградами и применяет в отношении их другие предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощрений;

Приказом МВД РФ от 29.12.2000 N 1328 утверждена Инструкция о порядке награждения, вручения, хранения и ношения наградного оружия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

24) имеет наградной и подарочный фонды (в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия) для награждения сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России и ФМС России, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на МВД России и ФМС России задач;

25) назначает на должность и освобождает от должности по представлению директора ФМС России руководителей ее территориальных органов, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

26) во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения ФМС России и контролирует их исполнение;

27) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.[12]

В МВД России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации. МВД России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности структуры и организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрены основные положения Министерства внутренних дел и органов внутренних дел;

-             Рассмотрена система органов внутренних дел РФ, как структурных подразделений МВД РФ;

-             Рассмотрены полномочия МВД РФ;

-             Раскрыты особенности организации деятельности МВД РФ.

Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. К основным задачам МВД РФ можно отнести следующие:

-       разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

-       организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

-       руководство органами внутренних дел и внутренними войсками, принятие мер по совершенствованию их деятельности;

-       совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности.

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации возглавляет систему органов внутренних дел. Органы внутренних дел представляют из себя строго организованную систему защиты прав и свободы человека и гражданина, а также охраны правопорядка.

Министерство ставит перед собой задачи по разработке и принятию в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданине, организации и осуществлению мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскрытию и расследованию преступлений, руководит органами внутренних дел и внутренними войсками, принимает меры по совершенствованию их деятельности, совершенствует  нормативно-правовую основу деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Структурными звеньями системы органов внутренних дел являются министерства внутренних дел республик, главные управления внутренних дел и управления внутренних дел краев, областей – субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте, городские, районные отделы внутренних дел, управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах) и др. Их правовое положение определяется специально созданными нормативными актами и составляет тот объем полномочий, который необходим для раскрытия преступлений.

Что касается служб материального и технического обеспечения, то они созданы для распределения финансовых, материальных и технических ресурсов по целевым направления для обеспечения поддержки деятельности органов внутренних дел.

Дежурная часть является одним из подразделений органов внутренних дел и создана для оперативного реагирования на совершенное преступление: здесь принимаются заявления, сообщения, регистрируются, учитываются и проводятся первичные следственные действия по ним.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.

2.           Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005). – Справочная система Гарант.

3.           Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.

4.           Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года N 1026-1 (ред. от 09.05.2005). – Справочная система Гарант.

5.           Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской  Федерации» от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ (ред. от 22.08.2004). – Справочная система Гарант.

6.           Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2004 года N 927. – Справочная система Гарант.

7.           Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: учеб. Для юр. Вузов и факультетов изд. 2-е испр. и доп. - М.: Дело, 2004.

8.           Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Под ред. А.И. Наумова. - М.: Инфра-М, 2004.

9.           Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2004.

10.      Николаев Ф.В. Вопросы организации внутреннего порядка государства. - М.: Юристъ, 2004.

11.      Осипов А.Л. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2004.

12.      Правовой статус органов внутренних дел РФ. Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Юристъ, 2005.

13.      Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спартак, 2004.

14.      Правоохранительные органы РФ /Учеб. Для высших юридических учеб. Заведений и юр. Факультетов /Под ред. Иванченко К.Н. - М.: Юридическая литература, 2005.

15.      Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, М.: Юриспруденция, 2004.

16.      Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник. / Под ред. Ю.К. Орлова, В.И. Швецова. М.: Проспект, 2005.

17.      Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации. / Под ред. Щвецова В.И. - М.: Инфра-М, 2005.

18.      Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации - М.: Юристъ, 2005.

19.      Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2004.

20.      Черников В.В. Состояние и проблемы правового регулирования деятельности органов внутренних дел //Вестник МВД России. –2004 -  №2-3 - С. 34-41.


[1] Осипов А.Л. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 111.

[2] Правоохранительные органы РФ /Учеб. Для высших юридических учеб. Заведений и юр. Факультетов /Под ред. Божьева В.П. - М.: юридическая литература, 2003. – с. 58.

[3] Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2004 года N 927. - Справочная система Гарант. – ст.4

[4] Черников В.В. Состояние и проблемы правового регулирования деятельности органов внутренних дел //Вестник МВД России. –2004 -  №2-3 - С. 37.

[5] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спартак, 2004. – с. 96.

[6] Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник. / Под ред. Ю.К. Орлова, В.И. Швецова. М.: Проспект, 2005. – с. 167.

[7] Закон «О милиции» от 18 апреля 1991 года N 1026-1  (ред. от 23.12.2003). - Справочная система Гарант. – ст.2.

[8] Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской  Федерации» от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ (ред. от 11.11.2003). - Справочная система Гарант. – ст. 1.

[9] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: учеб. Для юр. Вузов и факультетов изд. 2-е испр. и доп. - М.: Дело, 2002. – с.101.

[10] Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации - М.: Юристъ, 2005. – с. 218.

[11] Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, М.: Юриспруденция, 2004. – с. 164.

[12] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: учеб. Для юр. Вузов и факультетов изд. 2-е испр. и доп. - М.: Дело, 2004. – с. 134.