Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Понятие философии, ее функции и основные  проблемы.. 4

2. Мировоззрение, его структура и связь с философией. 7

Заключение. 13

Список литературы.. 14

 

Введение

Философия - это такой способ мыслить, который имеет порой радикальные последствия для самой жизни. Всякое философское суждение не только является своеобразным частным выводом определенного способа понимать этот мир, но несет на себе печать того строя жизни, который отличает мыслящую индивидуальность.

К примеру, актерское амплуа вызывает у нас ожидание соответствующего поведения актера в обычной жизни, однако, это ожидание зачастую сменяется разочарованием. Так и мысль, выраженная философом, вызывает у аудитории или, как говорил поэт, у дальнего собеседника - ожидание соответствия мысли и повседневной жизни. Это ожидание не случайно.

Философ не может не чувствовать, не может игнорировать ожидание подобного соответствия, именно потому, что оно задано традицией. Тем самым, для философствующего внешнее ожидание "правильной" жизни, сообразной высказываемым суждениям, не является основополагающим мотивом философствования. Философ мыслит и быть может, живет определенным образом вовсе не потому, что к тому его обязывает общественное мнение. Для мысли, как и для всякого события, требуются более весомые основания, и традиция дает их философствующему. Традиция помогает философствующему преодолеть нелепый алгоритм повседневности, поступая в соответствии с которым мы, как правило, оставаясь вполне состоятельными духовно, все же ценим мнение окружающих о себе гораздо более своего.

Целью данной работы является рассмотрение понятия философия, ее функций, проблем. Также изучение мировоззрения, его структуры и определение связи мировоззрения с философией.

1. Понятие философии, ее функции и основные  проблемы

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость, т.е. буквально означает «любовь к мудрости»[1]. Таким образом, философия предполагает именно любовь, стремление к знанию (истине),  а не столько само знание (истину) как таковое.

Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, достигнув своей классической формы в Древней Греции примерно в к. V в. до н.э. Согласно некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель и ученый Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Время вносило свои коррективы в содержание понятий «философ», «философия».

Сегодня философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру, 2) как комплекс принципов и всеобщих методов познания. Поэтому выделяют две группы ее функций: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие функции

1. Гуманистическая: философия укрепляет духовную сферу человека, помогает определить смысл его жизни, сформулировать ориентиры его поведения и пр. Русский философ XIX в. В.С. Соловьев говорил, что философия: "…освобождает человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она делает человека вполне человеком".

2. Социально-аксиологическая: философия разрабатывает и формирует представление об общественном идеале, интерпретирует социальную реальность, критикует и сопоставляет ее с идеалом. Функция критики окружающей действительности вызвана неудовлетворенностью в ней человека, желанием ее изменить. В философии разрабатываются представления о ценностях: о добре, справедливости, красоте и т.д.

3. Культурно-воспитательная: философия участвует в социализации личности, формируя ее духовные качества, устраняя проблемы в общении и коммуникации.

Перечисленные выше функции выявляют практическую направленность философии, которая выражается в основном в двух моментах: этико-воспитательном и социально-преобразовательном.

4. Отражательно-информационная: философия собирает, систематизирует, перерабатывает информацию, которая хранится в виде философских понятий, категорий, законов, принципов.

Методологические функции

1. Эвристическая: философия создает предпосылки научных открытий, содействует приросту научных знаний и способна прогнозировать их.

2. Интегрирующая: философия сводит элементы человеческого опыта в единую целостность; частные картины и образы мира приводятся в соответствие друг с другом.

3. Координирующая: философия систематизирует, рационализирует другие науки, координирует методы и языки наук.

4. Логико-гносеологическая: заключается в разработке самого философского метода, в логико-гносеологическом обосновании познавательной деятельности[2]

Обратимся теперь, непосредственно, к вопросу о философской проблематике. Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов имеют свои отличительные особенности, в них в той или иной мере есть и общее – предельность, всеобщность и "вечность" вопросов в системе "мир – человек".

Все множество философских проблем можно свести к пяти большим группам – разделам философии:

1)     Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии.

2)     Гносеология (греч. gnosis – знание) – теория познания; раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности знания и пути достижения истины.

3)     Антропология философская (греч. anthropos – человек) – философское учение о человеке.

4)     Аксиология (греч. axia – ценность) – философское учение о природе ценностей.

5)     Праксиология (греч. praktikos – деятельный) – раздел философии, изучающий специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в практической и преобразовательной деятельности[3].

Ядром всей философской проблематики выступает, так называемый, основной вопрос философии (основная проблема), который фиксирует  онтологическое и гносеологическое отношения материи и сознания. По определению Ф. Энгельса, "высший вопрос всей философии есть вопрос об отношении духа к природе, о том, что является первичным – дух или природа"[4]. Вторая (гносеологическая) сторона этого вопроса касается познаваемости мира. Варианты решения центрального для философии вопроса предопределяют поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии – материализму или идеализму.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское направление, признающее первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания и наших ощущений (объективно). Материя здесь, таким образом, выступает первоосновой действительности. Среди наиболее ярких представителей этого направления можно назвать Гераклита, Демокрита, Эпикура, Т. Гоббса, П.А. Гольбаха, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

Идеализм (от греч. idea – вид, образ, понятие) – направление философии, которое исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. В истории философской мысли это направление эволюционизировало в двух основных разновидностях: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель, представители русской религиозной философии и др.) первоосновой мира считает "мировой разум", существующий независимо от человека и его сознания. Субъективный же идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) исходит из примата субъективного (сознание человека и его ощущений) по отношению к внешней реальности и отрицает ее независимость от воли и сознания субъекта. Характерной чертой данного направления является агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – отрицание полностью или частично возможности познания мира.

Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей. 

Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей. 

2. Мировоззрение, его структура и связь с философией

Философия понимается как специфический духовный способ освоения действительности человеком. Она ставит и пытается ответить на вечные вопросы, любые ответы на которые отсылают нас к следующему «почему?», тем самым имея в виду вопрос, почему вообще что-либо существует. В конечном итоге философия всегда задает вопросы о мире в целом: почему вообще этот мир есть? Что существует на самом деле? Возможно ли познание мира? Какое знание является истинным? Какое место занимает человек в этом мире? Зачем человек живет? и др. Иначе говоря, философия является мировоззрением.

Мировоззрение – есть совокупность взглядов, оценок, принципов, норм, установок, определяющих самое общее видение, понимание мира, отношение человека к этому миру, выступающих в роли ориентиров и регуляторов поведения человека[5].

Структуру мировоззрения можно представить следующим образом:

1. Познавательный компонент включает в себя обобщенные знания – повседневные, профессиональные, научные и т.д.

2. Ценностно-нормативный содержит ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д.

3. Эмоционально-волевой компонент – это индивидуальная эмоциональная окраска тех знаний, норм, ценностей, о которых заявляет человек как о ставших его достоянием, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать в соответствии с ними.

4. Практический компонент есть реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах и его осуществление.

В мировоззрении выделяют 2 уровня:

1. рационально-теоретический;

2. жизненно-практический.

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения);

2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями);

3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам[6].

Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.

Выделяют несколько исторически сложившихся типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское. Непосредственными предпосылками философского мышления являются мифология, религия и элементы научного знания, зародившиеся еще в древности.

Наиболее ранним типом мировоззрения выступает мифология (др. греч. - учение о преданиях) – синкретическое (синкретизм – нерасчлененность) эмоционально-образное представление о явлениях природы и общества, выраженное в символической форме. Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека. Миф - первая форма культурной деятельности человека. Космогонические мифы -  о происхождении вселенной. Космологические мифы - о устройстве вселенной. Мифы - это своеобразное выражение и хранение исторической памяти.

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественного (Бога или богов). Религия (лат. religio – благочестие, святость и лат. глагола religare – связывать, соединять) – форма мироощущения и миропонимания, спецификой которой является культовая система, т.е. система обрядов, направленных на установление непосредственных отношений с абсолютным началом.

В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы. 

Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).

Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

В отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное, а, напротив, «разводит» их на противоположные полюса. Абсолютное начало, таким образом, «выносится» в трансцендентную (в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания) область.

Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхъестественным и естественным мирами;

2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом);

3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова);

4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

Для художественного мировоззрения характерно творческое освоение действительности посредством художественных образов, в создании которых значительную роль играют эмоции, интуиция, символы, индивидуальные переживания и пр.

Мифологическое, религиозное и художественное мировоззрения носят духовно-практический характер. По мере общественного развития появилась возможность теоретического освоения действительности. Возникновение такого типа мировоззрения, как указывалось выше, относят к середине I тыс. до н.э. Это научное и философское мировоззрение, для которых характерно рациональное освоение мира (т.е. посредством разума; лат. rationalis – разумный).

Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания. 

Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности);

2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается;

3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта;

4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям;

5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику[7].

Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.

В античности философия и наука еще не прошли окончательно процесс дифференциации и почти не различались. Наука выделилась в самостоятельное явление и сформировалась как социальный институт только в эпоху Нового времени, когда она обрела методики исследования, стала экспериментальной и в полном смысле получила прикладное значение.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности философии, ее предмет и функции.

Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя  как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.

Можно заключить, что философия - это способ преодолеть конечность человеческого существования средствами, не имеющими конечной размерности. Таким образом, в данном случае, мы рассматриваем те элементы философского целого, которые не полностью доступны познанию, то есть, являются проблемой для современного философского знания. К такого рода элементам философского пространства мы относим, в частности, такие основные измерения человеческого бытия как история, общественная жизнь, политика, выступающие в контексте нашего рассмотрения в качестве взаимосвязанных предметных секторов. Мы не включаем в этот ряд культуру,- хотя, безусловно, она является равноправной в плоскости предметных основных измерений философского познания,- поскольку культура определяется, скорее всего, природой человека, а не способами структурирования социальной жизни - что подтверждается, в частности, одной из современных интерпретаций культуры как видового бытия человека: "Культура - это самопорождение человека как вида".

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1999.

3.     Игнатов В.Ф. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

4.     Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

5.     Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

6.     Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.


[1] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 481.

[2] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 233.

[3] Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1999. — с.364.

[4] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 371.

[5] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 271.

[6] Игнатов В.Ф. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – с. 398.

[7] Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1999. – с. 471.