СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 5
2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ. 9
3. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ.. 14
4. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ.. 17
4.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ.. 17
4.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 19
4.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ.. 22
5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................................................................................32
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависят от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от прогнозирования.
В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался долгосрочный прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей всего народного хозяйства.
Однако эти прогнозы не были достаточно достоверными, и результат этого — состояние экономики в настоящее время. Поэтому особенно необходимы изучение мирового опыта разработки и использования прогнозов экономической деятельности и применение его с учетом специфики отечественного развития.
В этих условиях формирование предприятиями производственных программ осуществляется на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе я на государственные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.
Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов развития [17, с. 470-471].
Независимо от рода деятельности все предприятия ведут экономическое планирование, ведут учёт затрат, устанавливают цены на свою продукцию, ведут анализ безубыточности, принимают решения по капиталовложениям, вот почему планирование на предприятии всегда остаётся актуальным.
Цель данной курсовой работы: изучение методологии и процесса планирования на предприятии ООО «Хлеб».
Основные задачи:
• определение методологических основ планирования;
• расчет цен материалов, накладных расходов, попроцессорной калькуляции затрат, калькуляции изделия комплексного производства с неразделяемыми издержками, калькуляции себестоимости с полным распределением затрат по переменным издержкам;
• составление основных плановых документов;
• заключение об эффективности деятельности предприятия.
Предметом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Хлеб», создано на основании ГК РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации и действует без ограничения срока деятельности.
ООО «Хлеб» является единым организационно-структурным комплексом.
Предприятия находится в городе Хабаровск, оно занимается выпеканием хлебобулочных изделий:
1. «Хлеб белый»
2. «Батон любительский»
3. «Лепешка узбекская».
А также предприятие выпускает побочный продукт: сухари.
Весь процесс производства полностью автоматизирован. Численность состава работников составляет 15 человек основных работников и 1 человек аппарата управления.
Распределение работников по цехам:
Цех замеса: 5 человек.
Цех выпекания: 8 человек.
Упаковочный цех: 2 человека.
Объем производства составляет в отчетном периоде 150 тонн. Но есть возможность нарастить объем в плановом периоде до 200 тонн в год.
Отпускные цены на продукцию:
1. «Хлеб белый» (
2. «Батон любительский» (
3. «Лепешка узбекская» (
4. Сухари (
Объемы производства:
1. «Хлеб белый» - 50 %.
2. «Батон любительский» - 25 %.
3. «Лепешка узбекская» - 20 %.
4. Сухари – 5 %.
Часовая ставка основных производственных рабочих в среднем 30 руб./час.
Стоимость оборудования 30 тыс. руб. на 1 рабочее место.
Площадь
рабочего места
Годовая норма амортизации оборудования 10%, годовая арендная плата 10 тыс. руб. за м2.
В табл. 1.1. представлен расчет объёмов производства ООО «Хлеб».
Таблица 1.1.
Объёмы производства на планируемый период
Вид продукции |
% |
кг, в год |
кг, в месяц |
Белый хлеб |
50 |
100000 |
8333 |
Батон любительский |
25 |
50000 |
4167 |
Лепёшка узбекская |
20 |
40000 |
3333 |
Сухари |
5 |
10000 |
833 |
Итого |
100 |
200000 |
16667 |
Предприятию ООО «Хлеб» необходимо спланировать величину
полученной чистой прибыли при производстве своей продукции объёмом
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования — совокупности приемов и способов разработки планов.
Основные направления совершенствования методологии планирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства — снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.
Планы развития предприятий разрабатываются на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Напомним, что под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив—это величина относительная, характеризующаяся степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи— выпуск продукции на 1 руб. основных фондов).
Применяемые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.
Наиболее совершенный метод разработки норм — расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.
Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:
• нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);
• нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);
• нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);
• нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);
• нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.
Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной программы определяется требуемое количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения себестоимости продукции.
Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систему показателей плана.
Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.
Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.) и др.
Качественные показатели — величины относительные. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.
Между количественными и качественными показателями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для того чтобы рационально организовать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, нацелить работников на повышение эффективности производства, одного показателя, например объема товарной продукции, недостаточно.
Нужны система, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников промышленности не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на изготовление этой продукции в нужной населению и народному хозяйству страны номенклатуре, требуемого качества, с получением определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов. Определяющим в решении этой проблемы является переход предприятий к рыночным отношениям.
В системе показателей плана промышленности различают объемные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих, например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т.д. Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.
Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов. Их преимущество в том, что они обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характеру натуральных показателей.
Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-Натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении, мыло 40%-ной жирности и др.
Широко применяется трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др.
В условиях товарно-денежных отношений важное значение сохраняет стоимостный (денежный) измеритель. С помощью стоимостных показателей определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорций, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализации продукции, товарная и валовая продукция [17, с. 471-474].
2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
Планирование затрат на предприятии сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь с ценой, по которой его относить на производство, так как разные партии материала закупаются по разным ценам.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:
1. по себестоимости каждой единицы;
2. по средней себестоимости;
3. по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
4. по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Какой же из методов надо применять? При этом надо учесть, что определение цены отпускаемых запасов служат двум целям:
1. Начисляются материалы по разным заказам, затем образуют часть оценки запаса и себестоимость реализованной продукции. Здесь мы имеем дело с исчислением прибыли и оценкой запаса.
2. Калькулируются затраты будущих периодов на материалы в целях принятия решения и установления цены на продукцию.
Для планирования является главной вторая цель.
Использование материалов ведёт к тому, что надо на складе их возмещать. Расходы на материалы будущих периодов будут затратами замещения. Исчисление прибыли будет правильнее, если запасы будут учитываться по цене замещения.
По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.
Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.
При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.
При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход – первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д. [9, с. 171-173].
Многие предприятия используют систему оценки по нормативам и определяют стоимость отпускаемых материалов по нормативной стоимости с учётом инфляции.
Нормативные затраты – это целевые затраты, планируемые в начале планового периода, показывающие сколько должны будут стоить будущие закупки.
Упор на будущие затраты должен способствовать к большему приближению к затратам замещения.
Согласно отчётности ООО «Хлеб» внутрифирменным бухгалтерским документам, рассчитаем плановую стоимость материалов тремя способами (см. табл. 2.1.-2.3.).
Таблица 2.1.
Стоимость материалов по методу ФИФО
Месяц |
Остаток |
Приход |
Расход |
||||||
кг |
Цена, руб. |
Ст-ть, руб. |
кг |
Цена, руб. |
Ст-ть, руб. |
кг |
Цена, руб. |
Ст-ть, руб. |
|
1 |
1000 |
9 |
9000 |
1000 |
9,3 |
9300 |
1000 |
9 |
9000 |
300 |
9,3 |
2790 |
|||||||
2 |
700 |
9,3 |
6510 |
750 |
9,4 |
7050 |
700 |
9,3 |
6510 |
600 |
9,4 |
5640 |
|||||||
3 |
150 |
9,4 |
1410 |
1250 |
9,6 |
12000 |
150 |
9,4 |
1410 |
1150 |
9,6 |
11040 |
|||||||
4 |
100 |
9,6 |
960 |
2500 |
9,7 |
24250 |
100 |
9,6 |
960 |
1200 |
9,7 |
11640 |
|||||||
5 |
1300 |
9,7 |
12610 |
500 |
10 |
5000 |
1000 |
9,7 |
9700 |
300 |
9,7 |
2910 |
|||||||
6 |
500 |
10 |
5000 |
1350 |
10,2 |
13770 |
500 |
10 |
5000 |
800 |
10,2 |
8160 |
|||||||
7 |
550 |
10,2 |
5610 |
850 |
10,3 |
8755 |
550 |
10,2 |
5610 |
750 |
10,3 |
7725 |
|||||||
8 |
100 |
10,3 |
1030 |
2350 |
10,35 |
24322,5 |
100 |
10,3 |
1030 |
1200 |
10,35 |
12420 |
|||||||
9 |
1150 |
10,35 |
11903 |
500 |
10,5 |
5250 |
1150 |
10,35 |
11902,5 |
150 |
10,5 |
1575 |
|||||||
10 |
350 |
10,5 |
3675 |
1300 |
11 |
14300 |
350 |
10,5 |
3675 |
950 |
11 |
10450 |
|||||||
11 |
350 |
11 |
3850 |
1500 |
11,2 |
16800 |
350 |
11 |
3850 |
950 |
11,2 |
10640 |
|||||||
12 |
550 |
11,2 |
6160 |
1600 |
11,3 |
18080 |
550 |
11,2 |
6160 |
750 |
11,3 |
8475 |
|||||||
Остаток |
850 |
11,3 |
9605 |
Приобретено |
158878 |
Использовано |
158273 |
Таблица 2.2.
Стоимость материалов по методу ЛИФО
Месяц |
Остаток |
Приход |
Расход |
|||||||
кг |
Цена, руб. |
Ст-ть, руб. |
кг |
Цена, руб. |
Ст-ть, руб. |
кг |
Цена, руб. |
Ст-ть, руб. |
||
1 |
1000 |
9 |
9000 |
1000 |
9,3 |
9300 |
1000 |
9,3 |
9300 |
|
300 |
9 |
2700 |
||||||||
2 |
700 |
9 |
6300 |
750 |
9,4 |
7050 |
750 |
9,4 |
7050 |
|
550 |
9 |
4950 |
||||||||
3 |
150 |
9 |
1350 |
1250 |
9,6 |
12000 |
1250 |
9,6 |
12000 |
|
50 |
9 |
450 |
||||||||
4 |
100 |
9 |
900 |
2500 |
9,7 |
24250 |
1300 |
9,7 |
12610 |
|
5 |
100 |
9 |
900 |
500 |
10 |
5000 |
500 |
10 |
5000 |
|
1200 |
9,7 |
11640 |
800 |
9,7 |
7760 |
|||||
6 |
100 |
9 |
900 |
1350 |
10,2 |
13770 |
1300 |
10,2 |
13260 |
|
400 |
9,7 |
3880 |
0 |
0 |
0 |
|||||
7 |
100 |
9 |
900 |
850 |
10,3 |
8755 |
850 |
10,3 |
8755 |
|
400 |
9,7 |
3880 |
50 |
10,2 |
510 |
|||||
50 |
10,2 |
510 |
400 |
9,7 |
3880 |
|||||
8 |
100 |
9 |
900 |
2350 |
10,35 |
24322,5 |
1300 |
10,35 |
13455 |
|
9 |
100 |
9 |
900 |
500 |
10,5 |
5250 |
500 |
10,5 |
5250 |
|
1050 |
10,35 |
10868 |
800 |
10,35 |
8280 |
|||||
10 |
100 |
9 |
900 |
1300 |
11 |
14300 |
1300 |
11 |
14300 |
|
250 |
10,35 |
2587,5 |
0 |
0 |
0 |
|||||
11 |
100 |
9 |
900 |
1500 |
11,2 |
16800 |
1300 |
11,2 |
14560 |
|
250 |
10,35 |
2587,5 |
0 |
0 |
0 |
|||||
12 |
100 |
9 |
900 |
1600 |
11,3 |
18080 |
1300 |
11,3 |
14690 |
|
250 |
10,35 |
2587,5 |
0 |
0 |
0 |
|||||
200 |
11,2 |
2240 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Остаток |
100 |
9 |
900 |
|
|
|
|
|
|
|
250 |
10,35 |
2587,5 |
|
|
|
|
|
|
||
200 |
11,2 |
2240 |
|
|
|
|
|
|
||
300 |
11,3 |
900 |
|
|
|
|
|
|
||
850 |
- |
6627,5 |
Приобретено |
158878 |
Использовано |
158760 |
Таблица 2.3.
Стоимость материалов по методу средней себестоимости
Месяц |
Остаток |
Приход |
Расход |
||||||
кг |
Цена, руб. |
Ст-ть, руб. |
кг |
Цена, руб. |
Ст-ть, руб. |
кг |
Цена, руб. |
Ст-ть, руб. |
|
1 |
1000 |
9 |
9000 |
1000 |
9,3 |
9300 |
1300 |
10,24 |
13309 |
2 |
700 |
10,24 |
7166,3 |
750 |
9,4 |
7050 |
1300 |
10,24 |
13309 |
3 |
150 |
10,24 |
1535,6 |
1250 |
9,6 |
12000 |
1300 |
10,24 |
13309 |
4 |
100 |
10,24 |
1023,8 |
2500 |
9,7 |
24250 |
1300 |
10,24 |
13309 |
5 |
1300 |
10,24 |
13309 |
500 |
10 |
5000 |
1300 |
10,24 |
13309 |
6 |
500 |
10,24 |
5118,8 |
1350 |
10,2 |
13770 |
1300 |
10,24 |
13309 |
7 |
550 |
10,24 |
5630,6 |
850 |
10,3 |
8755 |
1300 |
10,24 |
13309 |
8 |
100 |
10,24 |
1023,8 |
2350 |
10,35 |
24322,5 |
1300 |
10,24 |
13309 |
9 |
1150 |
10,24 |
11773 |
500 |
10,5 |
5250 |
1300 |
10,24 |
13309 |
10 |
350 |
10,24 |
3583,1 |
1300 |
11 |
14300 |
1300 |
10,24 |
13309 |
11 |
350 |
10,24 |
3583,1 |
1500 |
11,2 |
16800 |
1300 |
10,24 |
13309 |
12 |
550 |
10,24 |
5630,6 |
1600 |
11,3 |
18080 |
1300 |
10,24 |
13309 |
Остаток |
850 |
10,24 |
8701,9 |
Приобретено |
158878 |
Использовано |
159705 |
По проведенным расчетам на планируемый год принято решение в планируемом году списывать материалы по методу ФИФО, во-первых, с целью экономии средств, во-вторых, метод ФИФО наиболее логичен.
В зависимости от того, какие цели преследует предприятие и соответственно на какое русло направлен процесс планирования, в учётной политике должен быть прописан метод учёта стоимости списанных в производство материалов [9, с. 173].
3. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
Целесообразно использовать следующую схему разделения накладных расходов:
1. Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями;
2. Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные;
3. Расчёт ставок распределения накладных расходов для каждого производственного подразделения;
4. Отнесение накладных расходов на виды работ.
Имеются такие статьи накладных расходов, которые не могут быть напрямую отнесены к конкретному подразделению, поскольку они осуществляются в интересах многих подразделений. Для этих статей необходимо установить логическую базу. В приведенной ниже таблице (3.1.) обобщены наиболее распространенные базы распределения.
Таблица 3.1.
Распространенные базы распределения
Затраты |
База распределения |
Арендная плата, освещение, отопление |
Площадь |
Расходы по служащим: |
|
руководство работой, столовой, отдела учета времени и заработной платы |
Численность служащих |
Амортизация и страхование оборудования |
Цена единиц оборудования |
Проблема распределения затрат заключается в том, что невозможно это сделать каким-то универсальным способом. Можно применять альтернативные методы распределения затрат, но нельзя сказать, верны они или нет. В определенных обстоятельствах может использоваться не один метод, и следовательно, выбор метода распределения накладных расходов часто субъективен. Цель — выбрать метод, позволяющий оценивать ресурсы, потребленные в каждом подразделении. Например, использование показателя "производственная площадь" для распределения затрат на освещение и отопление подразумевает, что центры затрат (подразделения) с большей площадью потребляют больше освещения и отопления. Аналогично использование числа служащих как базы для распределения накладных расходов на инспектирование предполагает, что центры затрат с большим числом служащих требуют больших затрат на инспектирование. Конечный результат на этом этапе — распределение всех производственных накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями предприятия [4, с. 106-107].
Рассчитаем распределение накладных расходов между производственными обслуживающими подразделениями предприятия ООО «Хлеб» (см. табл. 3.2.).
Таблица 3.2.
Распределение накладных расходов
Статьи расходов |
База распределения |
Всего, руб. |
Производственные отделы |
||
Цех замеса |
Цех выпекания |
Упаковочный цех |
|||
Площадь помещения |
30 |
10 |
16 |
4 |
|
Численность персонала |
15 |
5 |
8 |
2 |
|
Вспомогательные материалы |
по факту |
15000 |
0 |
0 |
15000 |
Освещение и отопление |
площадь |
24000 |
8000 |
12800 |
3200 |
Арендная плата |
площадь |
300000 |
100000 |
160000 |
40000 |
Амортизация оборудования |
балансовая стоимость оборудования |
45000 |
15000 |
24000 |
6000 |
Заработная плата управленческого персонала предприятия |
численность |
96000 |
32000 |
51200 |
12800 |
Итого |
480000 |
155000 |
248000 |
77000 |
|
Время работы оборудования и продолжительность труда основных производственных рабочих |
10000 |
15000 |
|||
Ставка накладных расходов на 1 ч работы оборудования |
20,50 |
16,53 |
Пояснения к табл.
3.2.: Площадь помещения рассчитывается исходя из численности работы цехов, так
как на одно рабочее место приходится
Следовательно, общая площадь 2*15=30 кв. м.
Арендная плата в год: 300000 руб.
Освещение и отопление: берутся данные из предыдущего периода в сумме 24000 руб.
Балансовая стоимость оборудования: 15*30000=450000 руб.
Амортизация = 450000*10%=45000.
Заработная плата вспомогательных рабочих и затраты вспомогательных материалов распределены по соответствующим подразделениям. Арендная плата, освещение и отопление, а также страховка зданий соотносятся с общей площадью зданий и что доля, приходящаяся на каждое подразделение, может быть определена в соответствии с той площадью, которую оно занимает. [4, с. 256- 270].
Время работы оборудования см. в табл. 3.3.
Таблица 3.3.
Центры затрат |
Стоимость оборудования, тыс. руб. |
Площадь, кв. м. |
Численность занятых, чел. |
Продолжительность труда основных производственных рабочих, ч. |
Время работы оборудования, ч. |
Цех замеса |
150000 |
10 |
5 |
9600 |
10000 |
Цех выпекания |
240000 |
16 |
8 |
15360 |
15000 |
Упаковочный цех |
60000 |
4 |
2 |
3840 |
|
Итого |
450000 |
30 |
15 |
Ставка распределения накладных расходов рассчитывается путём деления цеховых накладных расходов на цеховое время работы основных производственных рабочих или время работы оборудования [4, с. 110-114].
4. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ
4.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
Система попроцессорной калькуляции не предусматривает увязку затрат с конкретными заказами. Она используется, когда изделия проходят в определённой последовательности через все этапы производства. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Прямые затрат определяются также как при позаказной системе на каждом процессе, но считаются легче, так как не надо детализировать затраты по каждой единицы продукции. Возможно считать многие постоянные затраты как переменные, например затраты на амортизацию внутри одного подразделения.
В процессе производства неизбежны потери. Если это случается при нормальной организации системы производства, такие потери называются нормативными, или неконтролируемыми. Помимо потерь, которых нельзя избежать, существуют потери, которые не ожидаются при нормальной организации производства. Потери, не характерные для процесса производства, называются сверхнормативными или контролируемыми.
Расчет нормативных и сверхнормативных потерь требует различного подхода. Первые включаются в себестоимость изделия, а вторые в нее не включаются, а списываются со счета затрат по соответствующему процессу и фиксируются как сверхнормативные. Они рассчитываются как затраты периода и записываются на счет прибылей и убытков в конце производственного периода.
Для расчета попроцессной калькуляции необходимо знать объём материалов в год. ООО «Хлеб» при отпуске материалов использует метод ФИФО, следовательно из табл. 2.1. берём стоимость материалов за планируемый год: 158273 руб.
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих рассчитаем исходя из ставки за час отработанного времени:
Ставка: 30 р./час.
В день 8 часов рабочих.
Работа 5 дней в неделю четыре недели в месяц.
Следовательно, за год ФОТ составит: 30*8*5*4*12=864000 руб.
Отчисления на социальные нужды: 864000*0,26=224640 руб.
Итого: 1088640 руб.
Накладные расходы: 480000 руб.
Рассмотрим попроцессную калькуляцию себестоимости ООО «Хлеб» на планируемый период (табл. 4.1.).
Таблица 4.1.
Попроцессная калькуляция
Цех замеса |
Цех выпекания |
Упаковочный цех |
|||
Материалы |
158273 |
С разделочного цеха |
676153 |
С коптильного цеха |
1504761 |
Расходы на оплату труда основных производственных рабочих |
362880 |
Материалы |
0 |
Материалы |
0 |
Накладные расходы |
155000 |
Накладные расходы |
248000 |
Накладные расходы |
77000 |
Передано в коптильный цех |
676153 |
Расходы на оплату труда основных производственных рабочих |
580608 |
Расходы на оплату труда основных производственных рабочих |
145152 |
|
|
Передано в упаковочный цех |
1504761 |
Передано на склад ГП |
1726913 |
Итого материалы |
158273 |
||||
Итого расходы на оплату труда основных производственных рабочих |
1088640 |
||||
Итого накладные расходы |
480000 |
||||
Итого себестоимость |
1726913 |
4.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Если вся продукция, произведенная за определенный период, реализована, то проблемы распределения комплексных издержек между конкретными продуктами не существует. Оценка МПЗ не нужна, а для расчета прибыли требуется просто вычесть величину совокупной себестоимости из величины дохода от реализации.
Однако если в конце периода часть продукции не реализована, необходимо распределить затраты между продуктами. Поскольку любое такое распределение неизбежно будет субъективным и произвольным, то этот процесс требует от бухгалтера принятия решений, которые труднее всего обосновать.
Все, что можно сделать, это постараться выбрать наиболее рациональный и разумный метод распределения. Методы, используемые для распределения комплексных издержек до точки разделения, можно сгруппировать в 2 категории.
1. Методы для измерения доходов от каждого отдельного продукта, к которому относятся комплексные издержки, исчисленные при помощи натуральных показателей, таких, как масса, объем и т.д.
2. Методы для измерения возможности возмещения комплексных издержек на основе их распределения в соответствии с рыночной стоимостью продуктов [4, c. 111-115].
Такие методы распределения затрат предусматривают простое их распределение пропорционально объему производства. Предполагается, что каждый продукт принесет одинаковые доходы, для получения которых затрачены комплексные издержки, и, следовательно, на каждый продукт относится пропорциональная объему его производства доля комплексных издержек.
В табл. 4.2. представлен расчет калькуляции себестоимости продукции ООО «Хлеб» по методу использования натуральных показателей.
Таблица 4.2.
Калькуляция себестоимости по методу использования натуральных показателей
Вид продукции |
Доля общего выпуска |
кг, в год |
Распределение издержек, тыс. руб. |
С/с кг., руб. |
Белый хлеб |
50 |
100000 |
863457 |
9 |
Батон любительский |
25 |
50000 |
431728 |
9 |
Лепёшка узбекская |
20 |
40000 |
345383 |
9 |
Сухари |
5 |
10000 |
86346 |
9 |
Итого |
100 |
200000 |
1726913 |
Таблица 4.3.
Расчет прибыли на реализацию
Вид продукции |
Доход от реализации |
Общая с/с |
Прибыль/убытки |
Прибыль на реализацию, % |
Белый хлеб |
1100000 |
863457 |
236544 |
0,22 |
Батон любительский |
700000 |
431728 |
268272 |
0,38 |
Лепёшка узбекская |
520000 |
345383 |
174617 |
0,34 |
Сухари |
80000 |
86346 |
-6346 |
-0,08 |
Итого |
2400000 |
1726913 |
673087 |
Доход от реализации рассчитывается путем перемножения количества кг. продукции на цену реализации за кг. (цены и объёмы реализации см. введение курсовой работы).
Расчет показал, что реализация батона любительского приносить большую прибыль, равную 268272 руб. (0,38 соотношения прибыли и реализации), а реализация белого хлеба – 236544 руб. прибыли при соотношении равном 0,22, реализация сухарей приносит убыток в размере 6346 руб.
В табл. 4.4. представлен метод, базирующийся на стоимости реализации продукции.
Таблица 4.4.
Калькуляция себестоимости по методу базирующемся на стоимости реализации продукции
Вид продукции |
кг. в год |
Доход от реализации |
Доля дохода от реализации в совокупной реализации, % |
Распределение затрат, руб. |
Белый хлеб |
100000 |
1100000 |
0,46 |
791502 |
Батон любительский |
50000 |
700000 |
0,29 |
503683 |
Лепёшка узбекская |
40000 |
520000 |
0,22 |
374164 |
Сухари |
10000 |
80000 |
0,03 |
57564 |
Итого |
200000 |
2400000 |
1,00 |
1726913 |
Таблица 4.5.
Расчет прибыли на реализацию
Вид продукции |
Доход от реализации |
Общая с/с |
Прибыль/убытки |
Прибыль на реализацию, % |
Белый хлеб |
1100000 |
791502 |
308498 |
0,28 |
Батон любительский |
700000 |
503683 |
196317 |
0,28 |
Лепёшка узбекская |
520000 |
374164 |
145836 |
0,28 |
Сухари |
80000 |
57564 |
22436 |
0,28 |
Итого |
2400000 |
1726913 |
673087 |
При использовании этого метода видно, что четыре вида продукта приносят прибыль [4, с. 232-237].
4.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ
В данном подразделе рассмотрена альтернативная система, известная как система калькуляции себестоимости по переменным издержкам, или маржинальная система калькуляции. При этой альтернативной системе только переменные издержки производства распределяются на продукты и включаются в оценку МПЗ. Постоянные издержки производства не распределяются на продукты, а рассматриваются как затраты периода и относятся непосредственно на счет прибылей и убытков.
Хлебобулочные изделия имеют свою специфику, которая заключается в том, что обычно вся произведенная продукция предприятий реализуется в течении одного дня, следовательно проданная продукция ровна произведённой.
Расчет калькуляции себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам приведен в Приложении 1.
При калькуляции себестоимости с полным распределением затрат постоянные затраты включаются в производственные расходы, а при калькуляции себестоимости по переменным издержкам в производственные расходы включаются только переменные расходы.
При калькуляции себестоимости по переменным издержкам постоянные расходы показывают в отчетах отдельно и не включают в величину себестоимости реализованной продукции.
При расчете прибыли принцип сопоставления по методу полного распределения затрат аналогичен принципу, использованному при формировании отчета о переменных издержках [4, с. 258-259].
5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ
Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин “бюджетирование”.
Составление бюджетов преследует следующие цели:
• Разработка концепции ведения бизнеса:
• Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
• Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
• Координация - согласование деятельности различных подразделений;
• Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
• Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
• Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
• Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование [15, с. 96-99].
Программа сбыта показывает количество каждого вида продукции, которые компания должна продать, и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реализацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж.
В табл. 5.1. представлена программа сбыта ООО «Хлеб»
Таблица 5.1.
Программа сбыта ООО «Хлеб»
Вид продукции |
кг. в год |
Цена реализации, руб. |
Доход, руб. |
Белый хлеб |
100000 |
11 |
1 100 000 |
Батон любительский |
50000 |
14 |
700 000 |
Лепёшка узбекская |
40000 |
13 |
520 000 |
Сухари |
10000 |
8 |
80 000 |
Итого |
200000 |
- |
2 400 000 |
Следующий этап – это составление производственной программы предприятия. Она формируется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства.
Программа сбыта показывает количество каждого изделия, которое компания планирует продать, и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реализацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж. Если программа сбыта составлена неточно, все другие сметные оценки будут ненадежными.
Целью программы является обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса, и создание экономически целесообразного уровня запасов.
В табл. 5.2. представлена производственная программа ООО «Хлеб».
Таблица 5.2.
Производственная программа ООО «Хлеб»
|
Белый хлеб |
Батон любительский |
Лепёшка узбекская |
Сухари |
Продукт к реализации |
100000 |
50000 |
40000 |
10000 |
Планируемый запас на конец периода |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего |
100000 |
50000 |
40000 |
10000 |
Запас на начало года |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
100000 |
50000 |
40000 |
10000 |
Таким образом, годовая производственная программа с учетом планируемого запаса на начало и конец периода составит 200 тонн.
Начальники цехов, где используются основные материалы, должны подготовить их оценку для выполнения производственной программы. В табл. 5.3. представлена смета использования основных материалов ООО «Хлеб».
Таблица 5.3.
Смета использования основных материалов ООО «Хлеб»
Месяц |
Цех замеса |
Цех выпекания |
Упаковочный цех |
||||||
Кол-во |
Цена, руб. |
Ст-ть, тыс. руб. |
Кол-во |
Цена, руб. |
Ст-ть, тыс. руб. |
Кол-во |
Цена, руб. |
Ст-ть, тыс. руб. |
|
1 |
1300 |
9,00 |
11790 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9,30 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2 |
1300 |
9,30 |
12150 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9,40 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
3 |
1300 |
9,40 |
12450 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9,60 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
4 |
1300 |
9,60 |
12600 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9,70 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
5 |
1300 |
9,70 |
12610 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9,70 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
6 |
1300 |
10,00 |
13160 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10,20 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Окончание табл. 5.3.
7 |
1300 |
10,20 |
13335 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10,30 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
8 |
1300 |
10,30 |
13450 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10,35 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
9 |
1300 |
10,35 |
13477,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10,50 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
10 |
1300 |
10,50 |
14125 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
11 |
1300 |
11,00 |
14490 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11,20 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
12 |
1300 |
11,20 |
14635 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11,30 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Итого |
15600 |
158273 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
За составление сметы затрат на приобретение основных производственных материалов отвечает начальник отдела закупок.
Далее необходимо составить смету по труду основных производственных рабочих. Ответственность за составление сметы по труду лежит на руководителях основных цехов. Они должны подготовить расчеты затрат рабочего времени, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства. Сметные ставки заработной платы определяет отдел труда. В табл. 5.4. представлена смета по труду основных производственных рабочих ООО «Хлеб».
Таблица 5.4.
Смета по труду основных производственных рабочих ООО «Хлеб»
|
Цех по замесу теста |
Цех выпекания |
Упаковочный цех |
итого |
Численность |
5 |
8 |
2 |
15 |
Планируемое производство, тонн (без внепланового выпуска) |
200 |
|||
Средняя ставка з/п |
30 |
30 |
30 |
Окончание табл. 5.4.
Количество отработанных часов |
9600 |
15360 |
3840 |
|
З/П |
288000 |
460800 |
115200 |
864000 |
ЕСН |
74880 |
119808 |
29952 |
224640 |
ИТОГО |
362880 |
580608 |
145152 |
1088640 |
В табл. 5.4. представлена заработная плата по участкам. Наибольшая заработная плата в цехе выпекания, на такой результат повлияло большое количество работников на этом участке.
Далее необходимо составить счет прибылей и убытков предприятия на планируемый период. В табл. 5.5. представлен счет прибылей и убытков ООО «Хлеб».
Таблица 5.5.
Счет прибылей и убытков ООО «Хлеб»
Реализация |
2400000 |
|||
Запасы сырья на начало периода (из баланса на начало периода) |
9000 |
|||
Закупки |
158878 |
|||
|
167878 |
|||
Минус запасы сырья на конец периода |
9605 |
|||
Стоимость потребленного сырья |
158273 |
|||
Труд основных производственных рабочих |
1088640 |
|||
Общезаводские накладные расходы |
480000 |
|||
Совокупные производственные расходы |
1726913 |
|||
Плюс запасы готовой продукции на начало периода (из баланса на начало периода) |
0 |
|||
Минус запас готовой продукции на конец периода |
0 |
|||
Стоимость реализованной продукции |
1726913 |
|||
Планируемая прибыль от производственной деятельности за год |
673087 |
|||
Планируемый налог на прибыль |
161541 |
|||
Планируемая чистая прибыль |
511546 |
Сметный счет прибылей и убытков бухгалтер должен представлять на рассмотрение планово-финансовой комиссии вместе с рядом финансовых коэффициентов, предусмотренных бюджетом, таких, как коэффициент окупаемости капиталовложений, отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам, коэффициент ликвидности и коэффициенты, характеризующие использование средств. Если эти коэффициенты окажутся приемлемыми, то смета будет принята [4. c. 148-182].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики эффективная деятельность предприятия, фирмы в значительной степени зависит от разработки оптимальных планов развития.
Необходимость технико-экономического обоснования планов предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные, качественные, объемные и удельные.
Для исчисления показателей плана применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Преимущества натуральных измерителей в том, что они обеспечивают получение количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей.
План развития предприятия, фирмы включает в себя, как правило, десять типовых разделов. Количество разделов и их содержание могут меняться с учетом размера и специфики предприятия, фирмы. Центральный раздел плана развития предприятия — производственная программа, основой которой служит план производства продукции в натуральном выражении.
Принятие основных решений по планированию — часть процесса перспективного планирования. Однако процесс составления годовой сметы ведет к конкретизации этих планов, так как руководители должны составлять подробные планы для проведения в жизнь перспективных планов. Если годовая смета отсутствует, проблемы повседневной деятельности могут склонить руководителя отказаться от планирования будущих операций. Составление же сметы гарантирует, что руководители будут планировать будущие операции, принимая во внимание возможные изменения условий деятельности в следующем году, и определять меры, которые необходимо принять сейчас, чтобы отреагировать на предстоящие изменения условий. Этот процесс заставляет руководителей предвидеть проблемы до того, как они возникнут, и вероятность поспешных решений, принимаемых экспромтом, которые определяются сиюминутной целесообразностью, будет сведена к минимуму.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование: Учебник.- СП.: Питер, 2003ю- 378 с.: ил.
- Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- 3-е изд., доп. и пер.- М.: Омега – Л, 2004.- 576 с.
3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2000. – 553 с.
- Друри К. введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. Пособие/ Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 783 с.
- Ивашневич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- М.: Юристъ, 2003.- 618 с.
- Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Юнити-Дана, 2004.- 351 с.
- Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник.- М.: «Дашков и Ко», 2005.- 460 с.
- Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 591 с.: ил.
- Лихачёва О.И. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, 2004.- 264 с.
- Николаева О.Е. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Едиториал УРСС, 2003.- 320 с.
- Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка.— М.: “Финансы и статистика”, 1993.
- Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 639 с.
- Управленческий учёт: Учеб. Пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета.- 2-е изд. испр.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.- 512 с.
- Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 384 с.
- Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамоюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 399 с.: ил.
- Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 718 с.