СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 5

2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ. 9

3. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ.. 14

4. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ.. 17

4.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ.. 17

4.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 19

4.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ.. 22

5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................................................................................32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависят от того, насколько дос­товерно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от прогнозирования.

В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался долгосрочный прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей всего народного хозяйства.

Однако эти прогнозы не были достаточно достоверными, и результат этого — состояние экономики в настоящее время. Поэтому особенно необхо­димы изучение мирового опыта разработки и использования прогно­зов экономической деятельности и применение его с учетом специ­фики отечественного развития.

В этих условиях формирование предприятиями производст­венных программ осуществляется на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитываю­щих реальные потребности в ней, в том числе я на государствен­ные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.

Таким образом, эффективная деятельность предприятий в ус­ловиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов развития [17, с. 470-471].

Независимо от рода деятельности все предприятия ведут экономическое планирование, ведут учёт затрат, устанавливают цены на свою продукцию, ведут анализ безубыточности, принимают решения по капиталовложениям, вот почему планирование на предприятии всегда остаётся актуальным.

Цель данной курсовой работы: изучение методологии и процесса планирования на предприятии ООО «Хлеб».

Основные задачи: 

• определение методологических основ планирования;

• расчет цен материалов, накладных расходов, попроцессорной калькуляции затрат, калькуляции изделия комплексного производства с неразделяемыми издержками, калькуляции себестоимости с полным распределением затрат по переменным издержкам;

• составление основных плановых документов;

• заключение об эффективности деятельности предприятия.

Предметом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Хлеб», создано на основании ГК РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации и действует без ограничения срока деятельности.

ООО «Хлеб» является единым организационно-структурным комплексом.

Предприятия находится в городе Хабаровск, оно занимается выпеканием хлебобулочных изделий:

1.     «Хлеб белый»

2.     «Батон любительский»

3.     «Лепешка узбекская».

А также предприятие выпускает побочный продукт: сухари.

Весь процесс производства полностью автоматизирован. Численность состава работников составляет 15 человек основных работников и 1 человек аппарата управления.

Распределение работников по цехам:

Цех замеса: 5 человек.

Цех выпекания: 8 человек.

Упаковочный цех: 2 человека.

Объем производства составляет в отчетном периоде 150 тонн. Но есть возможность нарастить объем в плановом периоде до 200 тонн в год.

Отпускные цены на продукцию:

1.     «Хлеб белый» (0,8 кг.)- 11 руб./кг.

2.     «Батон любительский» (0,7 кг.) - 14 руб./кг.

3.     «Лепешка узбекская» (0,5 кг.) - 13 руб./кг.

4.     Сухари (1 кг.) – 8 руб./кг.

Объемы производства:

1.     «Хлеб белый» - 50 %.

2.     «Батон любительский» - 25 %.

3.     «Лепешка узбекская» - 20 %.

4.     Сухари – 5 %.

Часовая ставка основных производственных рабочих в среднем 30 руб./час.

Стоимость оборудования 30 тыс. руб. на 1 рабочее место.

Площадь рабочего места 2 м2.

Годовая норма амортизации оборудования 10%, годовая арендная плата 10 тыс. руб. за м2.

В табл. 1.1. представлен расчет объёмов производства ООО «Хлеб».

Таблица 1.1.

Объёмы производства на планируемый период

Вид продукции

%

кг, в год

кг, в месяц

Белый хлеб

50

100000

8333

Батон любительский

25

50000

4167

Лепёшка узбекская

20

40000

3333

Сухари

5

10000

833

Итого

100

200000

16667

         Предприятию ООО «Хлеб» необходимо спланировать величину полученной чистой прибыли при производстве своей продукции объёмом 200000 кг.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совер­шенствование методологии планирования — совокупности прие­мов и способов разработки планов.

Основные направления совершенствования методологии плани­рования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрес­сивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях по­вышения эффективности производства — снижение материалоем­кости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженно­сти и тщательной сбалансированности планов.

Планы развития предприятий разрабатываются на основе систе­мы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. На­помним, что под нормой понимается максимально допустимая вели­чина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение опреде­ленного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив—это величина относительная, характеризующаяся степень использова­ния орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи— выпуск продукции на 1 руб. основных фондов).

Применяемые технико-экономические нормы и нормативы долж­ны быть прогрессивными, т.е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, ор­ганизации производства и труда; наиболее полно использовать произ­водственные мощности и передовой производственный опыт.

Наиболее совершенный метод разработки норм — расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосно­вываются с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различ­ных факторов В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

• нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего вре­мени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы чис­ленности);

• нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

• нормативы использования орудий труда (нормативы ис­пользования машин, оборудования, механизмов, сооруже­ний, инструментов);

• нормативы организации производственного процесса (дли­тельность производственного цикла, объемы незавершен­ного производства, запасы сырья, материалов, топлива);

• нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, уста­новок, производств.

Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего време­ни, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной про­граммы определяется требуемое количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производ­ственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определе­ния себестоимости продукции.

Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систе­му показателей плана.

Показатели, применяемые в планирова­нии, подразделяются на количественные и качественные, объем­ные и удельные.                                          

Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.) и др.

Качественные показатели — величины относительные. Они выражают экономическую эффективность производства, его от­дельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям отно­сятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.

Между количественными и качественными показателями су­ществуют взаимосвязь и взаимодействие. Для того чтобы ра­ционально организовать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, на­целить работников на повышение эффективности производства, одного показателя, например объема товарной продукции, недос­таточно.

Нужны система, сочетание количественных и качествен­ных показателей, которые направили бы работников промышлен­ности не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на изготовление этой продукции в нужной населению и народному хозяйству страны номенклатуре, требуемого качества, с получени­ем определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных за­тратах трудовых, материальных и денежных ресурсов. Определяющим в решении этой проблемы является переход предприятий к рыночным отношениям.

В системе показателей плана промышленности различают объ­емные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих, например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых за­трат, материальных ресурсов и т.д. Удельные показатели устанавли­вают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показате­лей, например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.

Для исчисления показателей плана промышленности при­меняются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители используются при планировании объ­ема производства, материальных ресурсов. Их преимущество в том, что они обеспечивают возможность получения количественного вы­ражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничи­вается невозможностью обобщения различных по характеру нату­ральных показателей.

Для измерения объема производства однородных изделий, раз­личных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-Натуральный измеритель. В этом случае за условную еди­ницу принимают одно из однородных изделий, а все остальные при­равнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении, мыло 40%-ной жирности и др.

Широко применяется трудовой измеритель объема производст­ва, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерите­ли в сочетании с натуральными используются для исчисления про­изводительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др.

В условиях товарно-денежных отношений важное значение со­храняет стоимостный (денежный) измеритель. С помощью стои­мостных показателей определяют динамику развития про­мышленности, темпы и пропорций, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализа­ции продукции, товарная и валовая продукция [17, с. 471-474].

2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

Планирование затрат на предприятии сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь с ценой, по которой его относить на производство, так как разные партии материала закупаются по разным ценам.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:

1.     по себестоимости каждой единицы;      

2.     по средней себестоимости;       

3.     по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

4.     по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Какой же из методов надо применять? При этом надо учесть, что определение цены отпускаемых запасов служат двум целям:

1. Начисляются материалы по разным заказам, затем образуют часть оценки запаса и себестоимость реализованной продукции. Здесь мы имеем дело с исчислением прибыли и оценкой запаса.

2. Калькулируются затраты будущих периодов на материалы в целях принятия решения и установления цены на продукцию.

Для планирования является главной вторая цель.

Использование материалов ведёт к тому, что надо на складе их возмещать. Расходы на материалы будущих периодов будут затратами замещения. Исчисление прибыли будет правильнее, если запасы будут учитываться по цене замещения.

По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, кото­рые не могут быть обычным образом заменены на другие.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себе­стоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступив­шим запасам в течение месяца.

Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являют­ся традиционными для отечественной учетной практики. В течение от­четного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответ­ствующую долю отклонений фактической себестоимости материаль­ных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на при­ход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают ма­териалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход – первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д. [9, с. 171-173].

Многие предприятия используют систему оценки по нормативам и определяют стоимость отпускаемых материалов по нормативной стоимости с учётом инфляции.

Нормативные затраты – это целевые затраты, планируемые в начале планового периода, показывающие сколько должны будут стоить будущие закупки.

Упор на будущие затраты должен способствовать к большему приближению к затратам замещения.

Согласно отчётности ООО «Хлеб» внутрифирменным бухгалтерским документам, рассчитаем плановую стоимость материалов тремя способами (см. табл. 2.1.-2.3.).

Таблица 2.1.

Стоимость материалов по методу ФИФО

Месяц

Остаток

Приход

Расход

кг

Цена, руб.

Ст-ть, руб.

кг

Цена, руб.

Ст-ть, руб.

кг

Цена, руб.

Ст-ть, руб.

1

1000

9

9000

1000

9,3

9300

1000

9

9000

300

9,3

2790

2

700

9,3

6510

750

9,4

7050

700

9,3

6510

600

9,4

5640

3

150

9,4

1410

1250

9,6

12000

150

9,4

1410

1150

9,6

11040

4

100

9,6

960

2500

9,7

24250

100

9,6

960

1200

9,7

11640

5

1300

9,7

12610

500

10

5000

1000

9,7

9700

300

9,7

2910

6

500

10

5000

1350

10,2

13770

500

10

5000

800

10,2

8160

7

550

10,2

5610

850

10,3

8755

550

10,2

5610

750

10,3

7725

8

100

10,3

1030

2350

10,35

24322,5

100

10,3

1030

1200

10,35

12420

9

1150

10,35

11903

500

10,5

5250

1150

10,35

11902,5

150

10,5

1575

10

350

10,5

3675

1300

11

14300

350

10,5

3675

950

11

10450

11

350

11

3850

1500

11,2

16800

350

11

3850

950

11,2

10640

12

550

11,2

6160

1600

11,3

18080

550

11,2

6160

750

11,3

8475

Остаток

850

11,3

9605

Приобретено

158878

Использовано

158273

Таблица 2.2.

Стоимость материалов по методу ЛИФО

Месяц

Остаток

Приход

Расход

кг

Цена, руб.

Ст-ть, руб.

кг

Цена, руб.

Ст-ть, руб.

кг

Цена, руб.

Ст-ть, руб.

1

1000

9

9000

1000

9,3

9300

1000

9,3

9300

300

9

2700

2

700

9

6300

750

9,4

7050

750

9,4

7050

550

9

4950

3

150

9

1350

1250

9,6

12000

1250

9,6

12000

50

9

450

4

100

9

900

2500

9,7

24250

1300

9,7

12610

5

100

9

900

500

10

5000

500

10

5000

1200

9,7

11640

800

9,7

7760

6

100

9

900

1350

10,2

13770

1300

10,2

13260

400

9,7

3880

0

0

0

7

100

9

900

850

10,3

8755

850

10,3

8755

400

9,7

3880

50

10,2

510

50

10,2

510

400

9,7

3880

8

100

9

900

2350

10,35

24322,5

1300

10,35

13455

9

100

9

900

500

10,5

5250

500

10,5

5250

1050

10,35

10868

800

10,35

8280

10

100

9

900

1300

11

14300

1300

11

14300

250

10,35

2587,5

0

0

0

11

100

9

900

1500

11,2

16800

1300

11,2

14560

250

10,35

2587,5

0

0

0

12

100

9

900

1600

11,3

18080

1300

11,3

14690

250

10,35

2587,5

0

0

0

200

11,2

2240

0

0

0

Остаток

100

9

900

 

 

 

 

 

 

250

10,35

2587,5

 

 

 

 

 

 

200

11,2

2240

 

 

 

 

 

 

300

11,3

900

 

 

 

 

 

 

850

-

6627,5

Приобретено

158878

Использовано

158760

Таблица 2.3.

Стоимость материалов по методу средней себестоимости

Месяц

Остаток

Приход

Расход

кг

Цена, руб.

Ст-ть, руб.

кг

Цена, руб.

Ст-ть, руб.

кг

Цена, руб.

Ст-ть, руб.

1

1000

9

9000

1000

9,3

9300

1300

10,24

13309

2

700

10,24

7166,3

750

9,4

7050

1300

10,24

13309

3

150

10,24

1535,6

1250

9,6

12000

1300

10,24

13309

4

100

10,24

1023,8

2500

9,7

24250

1300

10,24

13309

5

1300

10,24

13309

500

10

5000

1300

10,24

13309

6

500

10,24

5118,8

1350

10,2

13770

1300

10,24

13309

7

550

10,24

5630,6

850

10,3

8755

1300

10,24

13309

8

100

10,24

1023,8

2350

10,35

24322,5

1300

10,24

13309

9

1150

10,24

11773

500

10,5

5250

1300

10,24

13309

10

350

10,24

3583,1

1300

11

14300

1300

10,24

13309

11

350

10,24

3583,1

1500

11,2

16800

1300

10,24

13309

12

550

10,24

5630,6

1600

11,3

18080

1300

10,24

13309

Остаток

850

10,24

8701,9

Приобретено

158878

Использовано

159705

По проведенным расчетам на планируемый год принято решение в планируемом году списывать материалы по методу ФИФО, во-первых, с целью экономии средств, во-вторых, метод ФИФО наиболее логичен.

В зависимости от того, какие цели преследует предприятие и соответственно на какое русло направлен процесс планирования, в учётной политике должен быть прописан метод учёта стоимости списанных в производство материалов [9, с. 173].

 

 

 

 

3. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

Целесообразно использовать следующую схему разделения накладных расходов:

1.     Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями;

2.     Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные;

3.     Расчёт ставок распределения накладных расходов для каждого производственного подразделения;

4.     Отнесение накладных расходов на виды работ.

Имеются такие статьи накладных расходов, которые не могут быть напрямую отнесены к конкретному подразделению, поскольку они осуществляются в интересах многих подразделений. Для этих статей необходимо установить логическую базу. В приведенной ниже таблице (3.1.) обобщены наиболее распространенные ба­зы распределения.

Таблица 3.1.

Распространенные базы распределения

Затраты

База распределения

Арендная плата, освещение, отопление

Площадь

Расходы по служащим:

руководство работой, столовой, отдела учета времени и заработной платы

Численность служащих

Амортизация и страхование                                                оборудования

Цена единиц оборудования

Проблема распределения затрат заключается в том, что невозможно это сделать каким-то универсальным способом. Можно применять альтернатив­ные методы распределения затрат, но нельзя сказать, верны они или нет. В определенных обстоятельствах может использоваться не один метод, и следовательно, выбор метода распределения накладных расходов часто субъективен. Цель — выбрать метод, позволяющий оценивать ресурсы, потребленные в каждом подразделении. Например, использование показателя "производственная площадь" для распределения затрат на освещение и отопление подразумевает, что центры затрат (подразделения) с большей пло­щадью потребляют больше освещения и отопления. Аналогично использо­вание числа служащих как базы для распределения накладных расходов на инспектирование предполагает, что центры затрат с большим числом слу­жащих требуют больших затрат на инспектирование. Конечный результат на этом этапе — распределение всех производственных накладных рас­ходов между производственными и обслуживающими подразделениями предприятия [4, с. 106-107].

Рассчитаем распределение накладных расходов между производственными обслуживающими подразделениями предприятия ООО «Хлеб» (см. табл. 3.2.).

Таблица 3.2.

Распределение накладных расходов

Статьи расходов

База распределения

Всего, руб.

Производственные отделы

Цех замеса

Цех выпекания

Упаковочный цех

Площадь помещения

30

10

16

4

Численность персонала

15

5

8

2

Вспомогательные материалы

по факту

15000

0

0

15000

Освещение и отопление

площадь

24000

8000

12800

3200

Арендная плата

площадь

300000

100000

160000

40000

Амортизация оборудования

балансовая стоимость оборудования

45000

15000

24000

6000

Заработная плата управленческого персонала предприятия

численность

96000

32000

51200

12800

Итого

480000

155000

248000

77000

Время работы оборудования и продолжительность труда основных производственных рабочих

10000

15000

Ставка накладных расходов на 1 ч работы оборудования

20,50

16,53

Пояснения к табл. 3.2.: Площадь помещения рассчитывается исходя из численности работы цехов, так как на одно рабочее место приходится 2 кв. м.

Следовательно, общая площадь 2*15=30 кв. м.

Арендная плата в год: 300000 руб.

         Освещение и отопление: берутся данные из предыдущего периода в сумме 24000 руб.

         Балансовая стоимость оборудования: 15*30000=450000 руб.

         Амортизация = 450000*10%=45000.

Заработная плата вспомогательных рабочих и затраты вспомогательных материалов распределены по соответствующим подразделениям. Арендная плата, освещение и отопление, а также страховка зданий соотносятся с общей площадью зданий и что доля, приходящаяся на каждое подразделение, может быть определена в соответствии с той площадью, которую оно занимает. [4, с. 256- 270].

Время работы оборудования см. в табл. 3.3.

Таблица 3.3.

Центры затрат

Стоимость оборудования, тыс. руб.

Площадь, кв. м.

Численность занятых, чел.

Продолжительность труда основных производственных рабочих, ч.

Время работы оборудования, ч.

Цех замеса

150000

10

5

9600

10000

Цех выпекания

240000

16

8

15360

15000

Упаковочный цех

60000

4

2

3840

Итого

450000

30

15

Ставка распределения накладных расходов рассчитывается путём деления цеховых накладных расходов на цеховое время работы основных производственных рабочих или время работы оборудования [4, с. 110-114].

4. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ

4.1. ПОПРОЦЕССНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

Система попроцессорной калькуляции не предусматривает увязку затрат с конкретными заказами. Она используется, когда изделия проходят в определённой последовательности через все этапы производства. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Прямые затрат определяются также как при позаказной системе на каждом процессе, но считаются легче, так как не надо детализировать затраты по каждой единицы продукции. Возможно считать многие постоянные затраты как переменные, например затраты на амортизацию внутри одного подразделения.

В процессе производства неизбежны потери. Если это слу­чается при нормальной организации системы производства, такие потери называются нормативными, или неконтролируемыми. Помимо потерь, которых нельзя избежать, существуют потери, которые не ожидаются при нормальной организации производства. Потери, не характерные для процесса производства, называются сверхнормативными или контролируемыми.

Расчет нормативных и сверхнормативных потерь требует различного подхо­да. Первые включаются в себестоимость изделия, а вторые в нее не включают­ся, а списываются со счета затрат по соответствующему процессу и фиксируют­ся как сверхнормативные. Они рассчитываются как затраты периода и записы­ваются на счет прибылей и убытков в конце производственного периода.

Для расчета попроцессной калькуляции необходимо знать объём материалов в год. ООО «Хлеб» при отпуске материалов использует метод ФИФО, следовательно из табл. 2.1. берём стоимость материалов за планируемый год: 158273 руб.

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих рассчитаем исходя из ставки за час отработанного времени:

Ставка: 30 р./час.

В день 8 часов рабочих.

Работа 5 дней в неделю четыре недели в месяц.

Следовательно, за год ФОТ составит: 30*8*5*4*12=864000 руб.

Отчисления на социальные нужды: 864000*0,26=224640 руб.

Итого: 1088640 руб.

Накладные расходы: 480000 руб.

Рассмотрим попроцессную калькуляцию себестоимости ООО «Хлеб» на планируемый период (табл. 4.1.).

Таблица 4.1.

Попроцессная калькуляция

Цех замеса

Цех выпекания

Упаковочный цех

Материалы

158273

С разделочного цеха

676153

С коптильного цеха

1504761

Расходы на оплату труда основных производственных рабочих

362880

Материалы

0

Материалы

0

Накладные расходы

155000

Накладные расходы

248000

Накладные расходы

77000

Передано в коптильный цех

676153

Расходы на оплату труда основных производственных рабочих

580608

Расходы на оплату труда основных производственных рабочих

145152

 

 

Передано в упаковочный цех

1504761

Передано на склад ГП

1726913

Итого материалы

158273

Итого расходы на оплату труда основных производственных рабочих

1088640

Итого накладные расходы

480000

Итого себестоимость

1726913

4.2. КАЛЬКУЛЯЦИЯ НЕРАЗДЕЛЯЕМЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПЛЕКСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Если вся продукция, произведенная за определенный период, реализована, то проблемы распределения комплексных издержек между конкрет­ными продуктами не существует. Оценка МПЗ не нужна, а для расчета при­были требуется просто вычесть величину совокупной себестоимости из ве­личины дохода от реализации.

Однако если в конце периода часть продук­ции не реализована, необходимо распределить затраты между продуктами. Поскольку любое такое распределение неизбежно будет субъективным и произвольным, то этот процесс требует от бухгалтера принятия решений, которые труднее всего обосновать.

Все, что можно сделать, это постараться выбрать наиболее рациональный и разумный метод распределения. Методы, используемые для распределения комплексных издержек до точки разделе­ния, можно сгруппировать в 2 категории.

1.     Методы для измерения доходов от каждого отдельного продукта, к кото­рому относятся комплексные издержки, исчисленные при помощи натуральных показателей, таких, как масса, объем и т.д.

2.     Методы для измерения возможности возмещения комплексных издержек на основе их распределения в соответствии с рыночной стоимостью продуктов [4, c. 111-115].

Такие методы распределения затрат предусматривают простое их распре­деление пропорционально объему производства. Предполагается, что каж­дый продукт принесет одинаковые доходы, для получения которых затрачены комплексные издержки, и, следовательно, на каждый продукт относится пропорциональная объему его производства доля комплексных издержек.

В табл. 4.2. представлен расчет калькуляции себестоимости продукции ООО «Хлеб» по методу использования натуральных показателей.

Таблица 4.2.

Калькуляция себестоимости по методу использования натуральных показателей

Вид продукции

Доля общего выпуска

кг, в год

Распределение издержек, тыс. руб.

С/с кг., руб.

Белый хлеб

50

100000

863457

9

Батон любительский

25

50000

431728

9

Лепёшка узбекская

20

40000

345383

9

Сухари

5

10000

86346

9

Итого

100

200000

1726913

Таблица 4.3.

Расчет прибыли на реализацию

Вид продукции

Доход от реализации

Общая с/с

Прибыль/убытки

Прибыль на реализацию, %

Белый хлеб

1100000

863457

236544

0,22

Батон любительский

700000

431728

268272

0,38

Лепёшка узбекская

520000

345383

174617

0,34

Сухари

80000

86346

-6346

-0,08

Итого

2400000

1726913

673087

Доход от реализации рассчитывается путем перемножения количества кг. продукции на цену реализации за кг. (цены и объёмы реализации см. введение курсовой работы).

Расчет показал, что реализация батона любительского приносить большую прибыль, равную 268272 руб. (0,38 соотношения прибыли и реализации), а реализация белого хлеба – 236544 руб. прибыли при соотношении равном 0,22, реализация сухарей приносит убыток в размере 6346 руб.

В табл. 4.4. представлен метод, базирующийся на стоимости реализации продукции.

Таблица 4.4.

Калькуляция себестоимости по методу базирующемся на стоимости реализации продукции

Вид продукции

кг. в год

Доход от реализации

Доля дохода от реализации в совокупной реализации, %

Распределение затрат, руб.

Белый хлеб

100000

1100000

0,46

791502

Батон любительский

50000

700000

0,29

503683

Лепёшка узбекская

40000

520000

0,22

374164

Сухари

10000

80000

0,03

57564

Итого

200000

2400000

1,00

1726913

Таблица 4.5.

Расчет прибыли на реализацию

Вид продукции

Доход от реализации

Общая с/с

Прибыль/убытки

Прибыль на реализацию, %

Белый хлеб

1100000

791502

308498

0,28

Батон любительский

700000

503683

196317

0,28

Лепёшка узбекская

520000

374164

145836

0,28

Сухари

80000

57564

22436

0,28

Итого

2400000

1726913

673087

При использовании этого метода видно, что четыре вида продукта приносят прибыль [4, с. 232-237].

4.3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ С ПОЛНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЗАТРАТ И ПО ПЕРЕМЕННЫМ ИЗДЕРЖКАМ

В данном подразделе рассмотрена альтернативная система, известная как система калькуляции себестоимости по переменным издержкам, или маржиналь­ная система калькуляции. При этой альтернативной системе только перемен­ные издержки производства распределяются на продукты и включаются в оценку МПЗ.  Постоянные издержки производства не распределяются на продукты, а рассматриваются как затраты периода и относятся непосредст­венно на счет прибылей и убытков.

Хлебобулочные изделия имеют свою специфику, которая заключается в том, что обычно вся произведенная продукция предприятий реализуется в течении одного дня, следовательно проданная продукция ровна произведённой.

Расчет калькуляции себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам приведен в Приложении 1.

При калькуляции себестоимости с полным распределением затрат постоянные затраты включают­ся в производственные расходы, а при калькуляции себестоимости по пере­менным издержкам в производственные расходы включаются только переменные расходы.

При калькуляции себестоимости по переменным издержкам постоянные расходы показывают в отчетах отдельно и не включают в величину себестоимости реализованной продукции.

При расчете прибыли принцип сопоставления по методу полного распределения затрат аналогичен принципу, использованному при формировании отчета о переменных издержках [4, с. 258-259].

5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ДОКУМЕНТАЦИИ

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин “бюджетирование”.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

• Разработка концепции ведения бизнеса:

• Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

• Оптимизация затрат и прибыли предприятия;

• Координация - согласование деятельности различных подразделений;

• Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

• Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

• Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

• Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование [15, с. 96-99].

Программа сбыта показывает количество каждого вида продукции, которые компания должна продать, и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реализацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж.

В табл. 5.1. представлена программа сбыта ООО «Хлеб»

Таблица 5.1.

Программа сбыта ООО «Хлеб»

Вид продукции

кг. в год

Цена реализации, руб.

Доход, руб.

Белый хлеб

100000

11

1 100 000

Батон любительский

50000

14

700 000

Лепёшка узбекская

40000

13

520 000

Сухари

10000

8

80 000

Итого

200000

-

2 400 000

         Следующий этап – это составление производственной программы предприятия. Она формируется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства.

Программа сбыта показывает количество каждого изделия, которое ком­пания планирует продать, и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реали­зацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, яв­ляется основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зави­сят от объема продаж. Если программа сбыта составлена неточно, все дру­гие сметные оценки будут ненадежными.

Целью программы является обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения  покупательского спроса, и создание экономически целесообразного уровня запасов.

В табл. 5.2. представлена производственная программа ООО «Хлеб».

Таблица 5.2.

Производственная программа ООО «Хлеб»

 

Белый хлеб

Батон любительский

Лепёшка узбекская

Сухари

Продукт к реализации

100000

50000

40000

10000

Планируемый запас на конец периода

0

0

0

0

Всего

100000

50000

40000

10000

Запас на начало года

0

0

0

0

Итого

100000

50000

40000

10000

Таким образом, годовая производственная программа с учетом планируемого запаса на начало и конец периода составит 200 тонн.

Начальники цехов, где используются основные материалы, должны подготовить их оценку для выполнения производственной программы. В табл. 5.3. представлена смета использования основных материалов ООО «Хлеб».

Таблица 5.3.

Смета использования основных материалов ООО «Хлеб»

Месяц

Цех замеса

Цех выпекания

Упаковочный цех

Кол-во

Цена, руб.

Ст-ть, тыс. руб.

Кол-во

Цена, руб.

Ст-ть, тыс. руб.

Кол-во

Цена, руб.

Ст-ть, тыс. руб.

1

1300

9,00

11790

-

-

-

-

-

-

9,30

-

-

-

-

-

-

2

1300

9,30

12150

-

-

-

-

-

-

9,40

-

-

-

-

-

-

3

1300

9,40

12450

-

-

-

-

-

-

9,60

-

-

-

-

-

-

4

1300

9,60

12600

-

-

-

-

-

-

9,70

-

-

-

-

-

-

5

1300

9,70

12610

-

-

-

-

-

-

9,70

-

-

-

-

-

-

6

1300

10,00

13160

-

-

-

-

-

-

10,20

-

-

-

-

-

-

Окончание табл. 5.3.

7

1300

10,20

13335

-

-

-

-

-

-

10,30

-

-

-

-

-

-

8

1300

10,30

13450

-

-

-

-

-

-

10,35

-

-

-

-

-

-

9

1300

10,35

13477,5

-

-

-

-

-

-

10,50

-

-

-

-

-

-

10

1300

10,50

14125

-

-

-

-

-

-

11,00

-

-

-

-

-

-

11

1300

11,00

14490

-

-

-

-

-

-

11,20

-

-

-

-

-

-

12

1300

11,20

14635

-

-

-

-

-

-

11,30

-

-

-

-

-

-

Итого

15600

158273

-

-

-

-

-

-

За составление сметы затрат на приобретение основных производственных материалов отвечает начальник отдела закупок.

Далее необходимо составить смету по труду основных производственных рабочих. Ответственность за составление сметы по труду лежит на руководителях основных цехов. Они должны подготовить расчеты затрат рабочего времени, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства. Сметные ставки заработной платы определяет отдел труда. В табл. 5.4. представлена смета по труду основных производственных рабочих ООО «Хлеб».

Таблица 5.4.

Смета по труду основных производственных рабочих ООО «Хлеб»

 

Цех по замесу теста

Цех выпекания

Упаковочный цех

итого

Численность

5

8

2

15

Планируемое производство, тонн (без внепланового выпуска)

200

Средняя ставка з/п

30

30

30

Окончание табл. 5.4.

Количество отработанных часов

9600

15360

3840

З/П

288000

460800

115200

864000

ЕСН

74880

119808

29952

224640

ИТОГО

362880

580608

145152

1088640

В табл. 5.4. представлена заработная плата по участкам. Наибольшая заработная плата в цехе выпекания, на такой результат повлияло большое количество работников на этом участке.

Далее необходимо составить счет прибылей и убытков предприятия на планируемый период. В табл. 5.5. представлен счет прибылей и убытков ООО «Хлеб».

Таблица 5.5.

Счет прибылей и убытков ООО «Хлеб»

Реализация

2400000

Запасы сырья на начало периода (из баланса на начало периода)

9000

Закупки

158878

 

167878

Минус запасы сырья на конец периода

9605

Стоимость потребленного сырья

158273

Труд основных производственных рабочих

1088640

Общезаводские накладные расходы

480000

Совокупные производственные расходы

1726913

Плюс запасы готовой продукции на начало периода (из баланса на начало периода)

0

Минус запас готовой продукции на конец периода

0

Стоимость реализованной продукции

1726913

Планируемая прибыль от производственной деятель­ности за год

673087

Планируемый налог на прибыль

161541

Планируемая чистая прибыль

511546

Сметный счет прибылей и убытков бухгалтер должен представлять на рассмотрение планово-финансовой ко­миссии вместе с рядом финансовых коэффициентов, предусмотренных бюдже­том, таких, как коэффициент окупаемости капиталовложений, отношение обо­ротного капитала к краткосрочным обязательствам, коэффициент ликвидности и коэффициенты, характеризующие использование средств. Если эти коэффи­циенты окажутся приемлемыми, то смета будет принята [4. c. 148-182].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики эффективная деятель­ность предприятия, фирмы в значительной степени за­висит от разработки оптимальных планов развития.

Необходимость технико-экономического обоснования планов предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, подраз­деляются на количественные, качественные, объем­ные и удельные.

Для исчисления показателей плана применяются нату­ральные, трудовые и стоимостные измерители. Пре­имущества натуральных измерителей в том, что они обеспечивают получение количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей.

План развития предприятия, фирмы включает в себя, как правило, десять типовых разделов. Количество разделов и их содержание могут меняться с учетом размера и специфики предприятия, фирмы. Центральный раздел плана развития предприятия — производственная программа, основой которой служит план производства продукции в натуральном выражении.

Принятие основных решений по планированию — часть процесса пер­спективного планирования. Однако процесс составления годовой сметы ве­дет к конкретизации этих планов, так как руководители должны составлять подробные планы для проведения в жизнь перспективных планов. Если го­довая смета отсутствует, проблемы повседневной деятельности могут скло­нить руководителя отказаться от планирования будущих операций. Состав­ление же сметы гарантирует, что руководители будут планировать будущие операции, принимая во внимание возможные изменения условий деятель­ности в следующем году, и определять меры, которые необходимо принять сейчас, чтобы отреагировать на предстоящие изменения условий. Этот процесс заставляет руководителей предвидеть проблемы до того, как они возникнут, и вероятность поспешных решений, принимаемых экспромтом, которые опреде­ляются сиюминутной целесообразностью, будет сведена к минимуму.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование: Учебник.- СП.: Питер, 2003ю- 378 с.: ил.
  2. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- 3-е изд., доп. и пер.- М.: Омега – Л, 2004.- 576 с.

3.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2000. – 553 с.

  1. Друри К. введение в управленческий и производственный учёт: Учеб. Пособие/ Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 783 с.
  2. Ивашневич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник.- М.: Юристъ, 2003.- 618 с.
  3. Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Юнити-Дана, 2004.- 351 с.
  4. Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник.- М.: «Дашков и Ко», 2005.- 460 с.
  5. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.
  6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 591 с.: ил.
  7. Лихачёва О.И. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, 2004.- 264 с.
  8. Николаева О.Е. Управленческий учёт: Учебник.- М.: Едиториал УРСС, 2003.- 320 с.
  9. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка.— М.: “Финансы и статистика”, 1993.
  10. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 639 с.
  11. Управленческий учёт: Учеб. Пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета.- 2-е изд. испр.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.- 512 с.
  12. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 384 с.
  13. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамоюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 399 с.: ил.
  14. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 718 с.