Содержание
Введение. 3
Вопрос 1. 4
Часть 1. 4
Часть 2. 6
Вопрос 2. 8
Вопрос 3. 9
Вопрос 4. 13
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Целью данной работы является исследование экономических основ и их применение на практике.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. описать преимущества дистанционного обучения, его положительное характеристики и недостатки
2. в виде аналитической записки обосновать необходимость обучения курсу и применение полученных знаний на практике предприятия
3. описать план приобретения и использования компьютеров
4. привести пример применения закона стоимости на практике
5. описать профессиональные знания и умения менеджера
Вопрос 1
Часть 1
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ
Представьте себе, что Вы являетесь членом Педагогического Совета колледжа. В настоящее время Вы готовитесь к заседанию Совета, на котором будет решаться вопрос о том, что стоит ли начинать обучение по дистанционным технологиям в Вашем колледже. В данном случае Вы являетесь горячим сторонникам дистанционных технологий в образовании и хотите, чтобы на педсовете было принято положительное решение.
Председатель Совета – человек преклонного возраста, и он скептически относиться к идее самостоятельного образования. Он считает, что единственная форма обучения, заслуживающая уважения, - очная. Аргументы, которые любит приводить Ваш председатель в пользу очной формы, следующие:
1. Общение с преподавателем (лекции, семинары) ничем не заменишь.
2. Прежде чем начинать работать в какой- либо организации, человек должен получить хорошие теоретические знания, чтобы в будущем стать настоящим специалистом. Невозможно одновременно работать и получать качественное образование
3. Без преподавателя студенты, за редким исключением, совершенно не способны разобраться с материалом, изложенным в учебниках, и им приходится снова и снова разжевывать то, что написано в учебниках
4. Задачей образования является знание, а его можно получить только в аудитории.
5. Компьютер- это дорогая модная игрушка , которая только отвлекает студентов от серьезной учебы.
На последнем заседании председатель не давал никому рта раскрыть и говорил только о государстве, которое «забыло об образовании», преподавателях , которые «не помнят о своих прямых обязанностях» и «неблагодарных студентах, которым ничего не надо кроме дискотек»
Вам предлагается тщательно продумать контраргументы (обоснованные возражения) по всем этим пунктам, чтобы вопреки мнению председателя склонить своих коллег принять положительное решение по вопросу внедрения дистанционных технологий в учебный процесс.
РЕШЕНИЕ
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.
Все приведенные выше определения отражают какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления. Например, складывается впечатление, что в ДО не используются традиционные информационные технологии, такие как печатные издания, что во время учебы вообще отсутствует контакт преподавателя и слушателя. К ДО можно отнести и ситуацию, когда участники учебного процесса территориально не удалены ( проживают в одном городе, районе ), но не могут иметь возможность контактировать из-за различных временных условий (графиков работы и жизни).
Поэтому, предлагаемое ниже определение в большей степени учитывает характерные черты и варианты организации ДО.
ДО - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.
Преимущества дистанционного обучения
По сравнению с очным классическим способом обучения дистанционное обучение имеет значительные преимущества. Это:
1. «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. «Модульность». В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
3. «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.
7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО.
Недостатки дистанционного обучения
Недостатки дистанционного обучения по сравнению с классическим способом:
1. Отсутствие живого контакта между преподавателем и обучаемым
2. Отсутствие живого общения между обучаемыми
3. Высокая трудозатратность на первом этапе создания курсов дистанционного обучения
4. Обучаемые должны иметь обязательный доступ к техническим средствам обучения ( как минимум – компьютер,модем,электронная почта и доступ в интернет)
5. Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения.
Часть 2
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ
Представим такую ситуацию. Руководство организации, в которой Вы работаете , узнало, что Вы поступили учиться в колледж без отрыва от производства. Желая поощрить вас за стремление повысить свою квалификацию, директор обещал оплатить Ваше обучение. Для того, чтоб принять такое решение , ему необходима составленная Вами аналитическая записка, в которой были бы ответ на следующие вопросы:
1. Каково основное содержание базового курса, который вы начали изучать
2. Как Вы планируете применять полученные в результате изучения курса знания на своем рабочем месте?
РЕШЕНИЕ
1. Содержание курса организационное поведение
Организационное поведение - наука, изучающая поведение людей в организации и то, каким образом это поведение влияет на эффективность организации. Основными компонентами изучения являются индивид, группа, организация. Предметом организационного поведения являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в организации, то есть в условиях совместного труда и межличностного общения[2. c, 190].
Задачи организационного поведения:
1. организационное поведение - метод (изучения, понимания, влияния);
2. четкая ориентация на личность (в центре внимания - люди, их восприятие, способность к обучению, их взаимоотношения);
3. направленность на результативность.
В концепцию организационного поведения входят понимание и прогнозирование человеческого поведения и прогнозирование человеческого поведения, а также управление им.
Организационное поведение представляет бихевиористский подход к менеджменту, а не весь менеджмент. В число других подходов к менеджменту входят процессный, количественный, системный и ситуационный подходы. Не вызывает сомнения, что прежние науки о поведении (прикладная и промышленная психологии) внесли значительный вклад в теоретическую и исследовательскую базы организационного поведения.
Организационное поведение (ОП) – область очень сложная, воспринявшая множество идей и подходов, для создания общей модели можно использовать теоретические элементы, опирающиеся на когнитивный и бихевиористский подходы, а также подход социального научения.
2. Практическое применение
В компетенцию ОП входят понимание и прогнозирование человеческого поведения, а также управление им. Важно отметить и то, как ОП соотносится со смежными дисциплинами, такими, как теория организации, организационное развитие, управление персоналом.
Применение организационного поведения на практике функционирования предприятия позволяет руководству повышать производительность труда, ответственность работников за счет использования индивидуального подхода к персоналу и его поведению
Вопрос 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Руководство Вашей организации планирует приобретать компьютеры. Составьте, пожалуйста, заявку от Вашего подразделения с обоснованием того, сколько и каких компьютеров Вам нужно и как Вы планируете их использовать.
РЕШЕНИЕ
ЗАЯВКА
от зав. Складом на ООО «Береза»
Прошу предоставить нашему отделу компьютеры в следующем количестве по назначению
№ п\п |
Наименование |
Количество |
Назначение |
1 |
Компьютеры (Pentium1V, 600 MHz, with a SCSI HDD 6 GB, 128 Mb of RAM) |
1 |
Рабочее место зав. Складом |
2 |
Компьютеры (PentiumI1I, 600 MHz, with a SCSI HDD 6 GB, 128 Mb of RAM) |
1 |
Рабочее место кладовщика |
3 |
Компьютеры (Pentium11, 600 MHz, with a SCSI HDD 6 GB, 128 Mb of RAM) |
1 |
Рабочее место помощника кладовщика |
ИТОГО |
3 |
Вопрос 3
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Приведите , пожалуйста, примеры использования основных идей экономики, с которыми Вы ознакомились в рабочей тетради № 2, в Вашей повседневной жизни или в жизни Ваших близких.
РЕШЕНИЕ
ПРИМЕР 1: Потребительский набор и бюджетное ограничение
Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.
Например, Денис имеет 120 руб. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает беляши в университетской столовой и книги в книжных магазинах города, где он живет и учится. При этом беляш стоит 10 руб., а книга - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у него есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб. Назовем хотя бы четыре вариантаp[3, c. 165].
Таблица 1
Потребительские наборы, доступные Денису
Потребительские наборы |
Беляши (шт.) |
Книги (шт.) |
Общие расходы = доходу (руб.) |
||
|
кол-во |
расходы |
кол-во |
расходы |
|
A |
12 |
120 |
0 |
0 |
120 |
B |
8 |
80 |
2 |
40 |
120 |
C |
4 |
40 |
4 |
80 |
120 |
D |
0 |
0 |
6 |
120 |
120 |
Выбирая комбинацию А, Денис покупает только беляши (12 порций), а выбирая комбинацию D, он покупает только книги (6 книг). Потребительские наборы В и С включают не только беляши, но и книги (соответственно 8 беляшей и 2 книги, 4 беляша и 4 книги). Каждый раз его выбор ограничен ценами на блага и его доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя. расходы на беляши + расходы на книги = доход.
Бюджетное ограничение можно представить на графике в виде линии бюджетного ограничения. На рис. 1. потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечены книги, а по вертикальной оси - беляши.
Рис. 1. Графическая интерпретация бюджетного ограничения
Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.
Линию бюджетного ограничения можно сравнить с известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если Денис предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одной книги будут равны двум беляшам. Осталось теперь решить, какой же потребительский набор выберет Денис, опираясь на определенные выше принципы потребительского поведения[1, c. 107].
ПРИМЕР 2: Потребительский выбор. Правило максимизации полезности
В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность. Предположим, что нашему студенту Денису известны величины полезности при покупке разного количества беляшей и книг. Эти величины полезности измеряются в особых единицах - ютилях. Все данные о полезности разного количества беляшей и книг представлены в табл. 2
Таблица 2
Совокупная и предельная полезность
Полезность беляшей |
Полезность книг |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
кол-во |
совокупная полезность (ютили-U) |
предельная полезность |
предельная полезность на 1 руб. |
кол-во |
совокупная полезность |
предельная полезность |
предельная полезность на 1 руб. |
Qy |
TUy |
MUy |
MUy / Py |
Qx |
TUx |
MUx |
MUx / Px |
0 |
0 |
|
|
0 |
0 |
|
|
1 |
14 |
14 |
1,4 |
1 |
30 |
30 |
1,50 |
2 |
26 |
12 |
1,2 |
2 |
50 |
20 |
1,00 |
3 |
36 |
10 |
1,0 |
3 |
68 |
18 |
0,90 |
4 |
44 |
8 |
0,8 |
4 |
84 |
16 |
0,80 |
5 |
51 |
7 |
0,7 |
5 |
98 |
14 |
0,70 |
6 |
57 |
6 |
0,6 |
6 |
111 |
13 |
0,65 |
7 |
62 |
5 |
0,5 |
7 |
123 |
12 |
0,60 |
8 |
66 |
4 |
0,4 |
8 |
134 |
11 |
0,55 |
Во колонках 1 и 5 приведены различные количества беляшей и книг (Q), которые подлежат покупке. В колонках 2 и 6 даны оценки величины совокупной полезности (TU) от потребления разного количества того или иного товара. Например, совокупная полезность 2 беляшей оценивается Денисом в 26 ютилей, а совокупная полезность 2 книг оценивается в 50 ютилей.
Совокупная полезность - это общая полезность всех единиц данного блага, кроме этого, совокупная полезность - это общая полезность всего потребительского набора[7, c. 122].
В колонках 3 и 7 приведены оценки предельной полезности (MU) беляшей и книг. Предельная полезность дополнительной единицы товара представляет собой изменение совокупной полезности при покупке дополнительной единицы. Она рассчитывается как разница между совокупной полезностью определенного количества благ и совокупной полезностью меньшего количества благ (меньшего на единицу). Например, предельная полезность 5-го беляша равна 7 ютилям. Мы ее получили, вычтя совокупную полезность 4 беляшей (44 ютиля) из совокупной полезности 5 беляшей (51 ютиль). В колонках 4 и 8 дан расчет предельной полезности на один затраченный рубль (MU/P). Этот расчет производится путем деления предельной полезности на цену товара. Предположим, что мы покупаем 3 книги. При этом предельная полезность на 1 руб. составит 0,9 ютиля. Мы 18 ютилей разделили на цену книги, составляющую 20 руб.
Предельная полезность на затраченный рубль - это величина предельной полезности, получаемая путем деления предельной полезности блага на цену этого блага.
Внимательное знакомство с данными таблицы показывает, что изменения и совокупной полезности, и предельной полезности беляшей и книг происходят в соответствии с определенными закономерностями. В частности, совокупная полезность возрастает по мере увеличения количества приобретаемых товаров, а предельная полезность убывает. Последняя закономерность известна нам как закон убывающей предельной полезности. Возрастание же совокупной полезности в зависимости от количества потребляемых благ называют функцией полезности. Чем больше приобретено благ, тем больше совокупная полезность этих благ.
Функция полезности - это прямо пропорциональная зависимость между совокупной полезностью благ и их количеством.
Вместе с тем замечено, что совокупная полезность возрастает по-разному: сначала прирост совокупной полезности большой, а затем этот прирост уменьшается. Это хорошо видно на графике совокупной и предельной полезности на рис. 4.2. Кривая совокупной полезности сначала крутая, а по мере увеличения количества благ становится пологой. Такое поведение совокупной полезности объясняется тем, что полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, то есть объясняется законом убывающей предельной полезности. На рис. 4.2 также показано убывание предельной полезности по мере увеличения количества покупаемых беляшей.
Рис. 2. Совокупная и предельная полезность
Вопрос 4
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Опишите, какими , по Вашему мнению, знаниями и умениями, должен обладать современный менеджер.
РЕШЕНИЕ
Знания служат для того, чтобы знать, что делать; умения и навыки дают возможность знать, как сделать; деловые и личные качества обеспечивают знание обстановки, правильную оценку, уверенность в принятии решений и энергичные действия по реализации принятых решений.
Чтобы квалифицированно управлять производством, менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области техники, экономики, организации производства и управления.
Знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы на производстве.
Общий объем комплекса теоретических и практических знаний и соответствие знаний в различных областях науки и техники, экономики, организации производства и управления, требующихся для осуществления квалифицированного руководства, зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер[4, c. 187].
Чем крупнее подразделение, тем большим общим комплексом знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру знаний в различных областях науки зависит от того, каким участком производства он управляет. Так, для руководителей технических служб наиболее важным является наличие у них глубоких технических знаний, для начальников цехов - знаний организации производства и управления. Однако и тем и другим руководителям необходимо иметь достаточные экономические знания.
Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить производством. Менеджеру необходимо иметь организаторские способности. Ведь управление производством заключается прежде всего в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений.
Любой самый талантливый и работоспособный менеджер не сможет добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Менеджеру надо иметь способности предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию производства.
Оперативное руководство производством заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное решение различных задач, постоянно возникающих в процессе производства.
Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению нормального ритма и хода производства.
Большое значение имеет умение менеджера подбирать СВОИХ ближайших помощников, четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого из них, предоставлять им возможность самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохранив за собой оперативный контроль за работой своих звеньев.
Важным для менеджеров является знание и понимание ими людей, умение правильно оценивать способности и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, поддерживать их инициативу и использовать ее в практической работе.
Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой производство не может нормально работать. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к деятельности, воспитанием, хорошим отношением к людям, личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчиненных и руководителя.
В свою очередь, организаторские способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, его характером, способностью к выполнению управленческой работы и "внешними данными". Так как очень трудно установить все черты характера, которые важны для менеджера, можно попробовать назвать основные. К таки, вероятно, можно отнести самостоятельность мышления, инициативу, целеустремленность.
Эти черты характера в определенной степени определяются возрастом менеджера, что доказывают результаты многочисленных психологических исследований за рубежом.
Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего проявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он может использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.
Под "внешними данными" руководителя понимаются такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т. д. Эти личные качества менеджера помогут ему завоевать авторитет как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия, а наличие авторитета является первым и наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.
Заключение
В ходе выполнения работы были достигнуты ее основные цели и решены все задачи, поставленные во вве6дении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.
1. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. По сравнению с очным классическим способом обучения дистанционное обучение имеет значительные преимущества. ДО - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.
2. Организационное поведение - наука, изучающая поведение людей в организации и то, каким образом это поведение влияет на эффективность организации. Основными компонентами изучения являются индивид, группа, организация. Предметом организационного поведения являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в организации, то есть в условиях совместного труда и межличностного общения.
Применение организационного поведения на практике функционирования предприятия позволяет руководству повышать производительность труда, ответственность работников за счет использования индивидуального подхода к персоналу и его поведению.
3. Чтобы квалифицированно управлять производством, менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области техники, экономики, организации производства и управления.
Список литературы
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособ.- Новосибирск: Лада, 2004
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Вопросы – ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособ.- М.: Контракт, Инфра-М, 2003
3. Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. М., 2003
4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособ/ Под ред. А.И. Добрынина. – М. : инфра- М, 2003
5. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – Спб.: Питер, 2002. – Серия «Краткий курс»
6. Курс экономической теории: Учебник/ Под общ ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Кисилевой. – Киров: АСА, 2002
7. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д. Камева. – М.: ВЛАДОС, 2003
8. Экономическая теория: Учебник/ Под общ. Ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: Инфра- М, 2002
9. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: СПб УЭФ; Питер, 2002
10. Экономическая теория: Курс лекций/ Под ред. А.Ю. Шарипова, Л.Ю. Руди. В 2 частях. – Новосибирск: НГАЭ и У, 2003
11. Экономика: Учебник/ Под ред. А. Булатова. – М., 2002