Фирма как производственная единица, технология и производственная функция, технологическая и экономическая эффективность

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Сущность и свойства фирмы....................................................................... 5

2.Технологический подход теории фирмы.................................................... 9

3. Производственная функция фирмы и ее свойства................................. 11

Заключение...................................................................................................... 13

Список использованной литературы........................................................... 14

Введение

В современном экономическом сообществе большое значение имеет даже самый маленький субъект хозяйствования. В условиях экономической напряженности в нашей стране каждый хозяйствующий субъект должен самостоятельно находить выход из кризисных ситуаций. Большой процент среди хозяйствующих субъектов занимает фирма.

Фирма – это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей[1].

Основой частного предпринимательства служат фирмы – производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы изготовить товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Какие мотивы заставляют, стимулируют каждую фирму участвовать в столь сложном и рискованном процессе как производство товаров и услуг, какими принципами она руководствуется в своей деятельности? Строго говоря, таких мотивов и принципов может быть много – и желание проявить себя, и благотворительность, и нанесение минимального экологического урона, и зависть и т.п. Однако экономисты считают, что главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Иными словами, экономическая наука строится на предположении, что любая фирма, принимая свое решение всегда будет придерживаться той альтернативы, которая обещает принести ей максимальную прибыль.

Хотя цель фирмы и не составляет максимизация прибыли, но последняя сохраняет свою функцию – быть движущей силой в экономике и производить товары и услуги.[2] Изменения в спросе и предложении непременно сказываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы.

Цель работы: исследовать фирму как производственную единицу, описать технологию и производственную функцию фирмы, раскрыть технологическую и экономическую эффективность.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть сущность и свойства фирмы;

2. описать технологический подход теории фирмы;

3. дать характеристику производственной функции фирмы и обозначить ее свойства.

1. Сущность и свойства фирмы

Фирма – это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству.

Фирма – это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирмы относят к сектору производителей. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

Задача фирмы, как производственной единицы, сложна и многогранна - начиная от организации производства и кончая благотворительной деятельностью. Естественно, математической моделью нельзя охватить весь спектр деятельности фирмы и отразить все преследуемые цели. Поэтому при формализации задачи рационального функционирования фирмы учитываются лишь основные конечные цели.

Конечной целью фирмы является получение наибольшей прибыли от реализации своей продукции. Напомним в этой связи, что прибыль понимается как разность двух величин: выручки от реализации продукции (дохода) и издержек производства. Издержки производства равны общим выплатам за все виды затрат, иначе говоря, издержки - это денежный эквивалент материальных затрат. В общем случае издержки состоят из двух слагаемых: постоянных издержек и переменных издержек. Постоянные издержки (расходы на закупку и ремонт оборудования, содержание фирмы, страховку и пр.) фирма несет независимо от объема выпуска. Переменные издержки (расходы на заработную плату, сырье и пр.) касаются использования уже имеющихся в распоряжении фирмы ресурсов, производственных мощностей и меняются вместе с объемом выпуска.

Согласно с поставленной целью, задача фирмы сводится к поиску такого способа производства (сочетания затрат и выпуска), который обеспечивает ей наибольшую прибыль с учетом и в рамках имеющихся у нее ограниченных ресурсов. Данная трактовка цели фирмы и наилучшего способа производства не является единственно возможной. Речь идет о некоторой гипотезе относительно предпочтений производителя, а не о логической необходимости. В действительности же мотивы принимаемых руководителями фирм решений могут быть продиктованы другими соображениями, например, гуманного или социально-политического характера. Поэтому в отличие от математической теории потребления, где существовала единственная, логически оправданная оптимизационная модель потребителя, здесь нецелесообразно говорить об "оптимизационной модели фирмы" как таковой. Задачи фирмы могут существенно отличаться как преследуемой целью, так и временным периодом ее решения.

Обсужденную выше задачу будем называть задачей фирмы на максимизацию прибыли. Двойственной к ней (в некотором смысле) является задача фирмы на минимизацию издержек при фиксированном уровне планируемого выпуска (дохода). Именно такая формализация цели производства в последнее время становится более популярной в связи с глобальной проблемой "устойчивого развития" общества, так как она созвучна с задачами рационального использования природных ресурсов.

Из приведенного выше краткого описания сути производства видно, что основными факторами, которые должны быть учтены при моделировании задачи фирмы, являются выпуск продукции, затраты ресурсов, их цены, доход, издержки и производственные возможности фирмы.

Фирмы бывают разного размера – один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников. Экономисты выделяют следующие свойства фирм:

1) каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства – аналогичной компонентой процесса потребления;

2) большинство своих решении фирмы принимают, преследуя единственную цель – получить максимальную прибыль;

3) фирмы являются полновластными пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм аналогична роли, которую играют домохозяйства на рынке товаров и услуг[3].

Какие мотивы заставляют, стимулируют каждую фирму участвовать в столь сложном и рискованном процессе как производство товаров и услуг, какими принципами она руководствуется в своей деятельности? Строго говоря, таких мотивов и принципов может быть много – и желание проявить себя, и благотворительность, и нанесение минимального экологического урона, и зависть и т.п.

Однако экономисты считают, что главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение эффективной работы, т.е. получение максимальной прибыли. Иными словами, экономическая наука строится на предположении, что любая фирма, принимая свое решение всегда будет придерживаться той альтернативы, которая обещает принести ей максимальную прибыль или наибольшую эффективность.

Расширение масштабов деятельности фирмы обычно происходит как в результате ее внутреннего роста, так и вследствие слияния или поглощения других фирм. При этом наблюдается эффект масштаба фирмы[4].

Эффект масштаба фирмы проявляется в снижении средних издержек на единицу продукции (услуг) при увеличении размеров фирмы. Если увеличение объема производства начинается с относительно низкого уровня выпуска продукции, то на первом этапе это приводит к уменьшению средних удельных издержек: кривая издержек идет вниз. Однако по мере того как масштаб деятельности фирмы начинает превышать определенный уровень, может возникнуть обратный, отрицательный эффект, проявляющийся в росте средних издержек на единицу продукции.

Эффект масштаба может быть также связан с разделением труда и углублением специализации фирмы по конкретным направлениям деятельности[5]. При этом экономия может быть получена от технико-организационных преимуществ крупномасштабного производства, приводящих к снижению удельных управленческих затрат и затрат на обслуживание производства, так как эти затраты распределяются на большее количество выпущенных изделий; возникающие при крупномасштабном производстве дополнительные затраты не растут пропорционально объему выпуска продукции.

На экономии могут сказаться и внешние факторы, такие, как рост отрасли в целом, который приводит к возникновению новых средств труда, повышающих эффективность деятельности всех фирм отрасли.

Отрицательный эффект масштаба, т.е. убытки при расширении масштабов деятельности фирмы, может проявиться и как следствие избыточности управленческих структур в крупной фирме и возрастающей неспособности эффективно координировать деятельность внутри такой фирмы. Кроме того, при росте размеров фирмы могут размываться побудительные мотивы деятельности персонала: работники начинают чувствовать большую отчужденность от руководящего центра, а при снижении конкуренции исполнительская способность низших управленческих звеньев фирмы может быть недостаточно эффективна.

Под наименьшим экономически эффективным масштабом деятельности фирмы в отрасли понимают минимальный уровень выпуска продукции (оказания услуг), при котором удельные долговременные средние издержки становятся наименьшими[6].

2.Технологический подход теории фирмы

К изучению фирмы сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что подчеркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функция в экономической теории получила название производственной. С ее помощью мы можем определить, посредством какой пропорции между отдельными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зрения соотношения затрат и выпуска.[7]

В рамках технологического подхода проблема определения оптимального размера, или границ фирмы является центральной. В этом поиске нам нужно прибегнуть к известному эффекту экономии на масштабах производства, или возрастающей отдачи от масштаба. В соответствии с его действием, оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого роста переменных издержек фирмы. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью. Так, например, для компании-производителя полиграфической продукции он будет исчерпан, если мощности имеющихся в наличии печатных станков полностью используются, а приобретение новых станков невозможно без строительства или аренды дополнительных производственных помещений.

Неоклассическую фирму справедливо сравнивают с «черным ящиком» - она воспринимается как данность, затем в этот «ящик» опускают порции ресурсов, закрывают крышкой и, наконец, через некоторое время чудесным образом извлекают из него произведенные блага. Но технологический подход не позволяет нам выяснить, откуда взялся этот «ящик» и что происходило внутри него.[8]

Альтернативный технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках институциональной экономической теории. Институциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами функционирования фирмы, берет свое начало с классической статьи Р. Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). Взгляды Р. Коуза в дальнейшем получили свое развитие в работах таких широко известных ученых, как А. Алчиян, Х. Демсец, Д. Норт, Г. Саймон, О. Уильямсон, К. Эрроу и др.

3. Производственная функция фирмы и ее свойства

Главное содержание предпринимательской фирмы в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.

Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем. Главное, что отличает предпринимательскую деятельность от других некоммерческих структур, – это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя. Предприниматель не обязательно должен быть собственником предприятия, поэтому надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника.

Дивиденд на акции, процент по депозитам, арендная плата за землю есть доход на собственность. Но этот доход образуется только потому, что его выплачивает предприниматель из своего дохода. Получив в свое распоряжение заимствованнную собственность, предприниматель действует на рынке: организует выпуск новой продукции, налаживает эффективные коммерческие связи, пускает в оборот чужой капитал, извлекает из этого прибыль для себя.

Собственник на рынке – фигура пассивная; предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи.

Не каждый субъект рынка, в том числе бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем. Таковым нельзя, к примеру, считать рантье, отдающего капитал банку под проценты, или владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар (предоставляет одни и те же услуги). Эти субъекты осуществляют не предпринимательские, а репродуктивные функции, но в обыденной жизни часто называют предпринимателями всех, кто занят бизнесом.

В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг — это и есть предпринимательская деятельность.

Любое производство связано с затратами или издержками производства. Издержки, которые несет фирма для обеспечения заданного объема выпуска, являются одним из основных ограничений, определяющих тот или иной выбор.

Поэтому целесообразно построить теорию изменения издержек фирмы в связи с изменением объема выпускаемой продукции. Графическая зависимость, устанавливающая различные соотношения затрат и объема выпускаемой продукции называется картой изоквант.

Изокванта - линия представляющая собой различные сочетания затрат, при которых может быть произведен заданный выпуск продукции.

Наше обсуждение теории издержек будет разделено на две части в соответствии с двумя временными горизонтами, которые были названы нами краткосрочными и долгосрочными временными интервалами.

Заключение

Итак, фирма - самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Многообразие существующих форм организации бизнеса, порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике.

Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм. Наиболее распространенный подход к классификации фирм - разделение их на малые, средние или крупные.

В общем случае успех фирм различных размеров в отрасли определяется такими факторами, как исторические предпосылки деятельности фирм, регулирующие и законодательные ограничения, а также географическая сконцентрированность фирм этой отрасли и взаимосвязанных отраслей. Как было указано выше, значительным фактором наряду с уровнем конкуренции является характер эффекта масштаба деятельности в отрасли.

Экономический смысл производственной функции заключается в том, что любой фактор из множества существующих имеет важное значение. Пренебрежение хотя бы одним из них, т.е. сведение любого фактора производства к нулю, чревато общим нулевым результатом. Производственная функция для предприятия служит основой для разработки стратегии развития производства и выбора наиболее эффективных технологий.

Список использованной литературы

1.     Видяпина В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 1995.

2.     Ворст, П. Ревентлоу Экономика фирмы. – М.: «Высшая школа» 1993. - 297 с.

3.     Гальперин В.М. и др. Микроэкономика: В 2 т.. – СПб.: Экон. шк., 1994. – Т. 1, 1994. – 348 с.

4.     Гуськова М.Ф. Стерликов П.Ф. Экономика: 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999.

5.     Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - М., 1996.

6.     Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика. Переходная экономика: Учебное пособие /Под ред. А. В. Сидоровича. - М.: ДИС, 1997. - 374 с.

7.     Курс экономической теории: Учебник под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 1999. - 480 с.

8.     Лившиц А. Введение в рыночную экономику. - М.: Высшая школа, 1994.

9.     Макконнелл К. Р., Брю С. Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». В 2 т.: Т. 1. - М, 1996.

10.            Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязноваой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д»,2000. – 544с.

11.            Овчинников Г. П. Микроэкономика. Макроэкономика. - СПб.: Михайлов В. А., 1997. - 319 с.

12.            Овчинников Г.П. Микроэкономика: Конспект лекций. – СПб.: Михайлов, 2000. – 76 с.

13.            Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-метод. пособие. Тема 9. Теория фирмы. Лекция 17. Структура фирмы. //Вопросы экономики. – 1999. – № 9. – С. 126-150.

14.            Основы микроэкономики=Basics of microeconomics: Учеб. Пособие/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 223 с.

15.            Петров А.М. Микроэкономика: Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 172 с.

16.            Пиндайк Р., РусинфелдД. Микроэкономика. – М.,1992. –592с.

17.            Сухарев О. Концепция экономической дисфункции и эволюция фирмы. //Вопросы экономики. – 2002. – № 10. – С. 70-81.

18.            Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: Учебник/Под ред. В.М. Гальперина, Л.С. Тарасевича. –  СПб.: Экон. шк., 1996. – 745 с.

19.            Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. 2-го изд. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 352 с.

20.            Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение: Учеб. для вузов. –М.: Инфра-М, 2000. – 694 с.

21.            Цветаев В.М. Неоклассические и неоинституциональные теории фирмы: связь теории и практики. // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 5 Экономика. – 2001. – № 3. – С. 104-110.

22.            Ширяев В.И. Динамическая теория фирмы: Учеб. пособие/ Под ред. В.И. Ширяева. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2002. – 187 с.

23.            Шишкин М.В. Теория фирмы в западной экономической литературе: этапы развития и основные направления. // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 5 Экономика. – 1999. – № 3. – С. 84-95.

24.            Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.


[1] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.: Республика, 1995.

[2] Экономика: Учебник /Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.

[3] Гуськова М.Ф. Стерликов П.Ф. Экономика: 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999.

[4] Гуськова М.Ф. Стерликов П.Ф. Экономика: 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999.

[5] Экономика: Учебник /Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.

[6] Гуськова М.Ф. Стерликов П.Ф. Экономика: 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999.

[7] Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.: Республика, 1995.

[8] Экономика: Учебник /Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.