Содержание

Введение. 1

1.  Советский опыт кадровой работы.. 5

1.1 Сравнительный анализ советского и современного опыта кадровой работы   5

1.2 Положительные и отрицательные черты управления кадрами.. 9

2.   Использование советского опыта кадровой работы в практике управления современной организацией. 12

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

В Советский период численность работников всегда рассчитывалась на основании объемов производства. Однако по сравнению с плановой экономикой в годы реформ происходило падение объемов производства, а не их наращивание. Отличие состояло также и в том, что в советсткий период политика предприятий по сокращению численности работников не поддерживалась государством, а в период реформ они получили в этом вопросе относительную свободу.

В советсткий период предприятия хотя и не заинтересованы в сокращении численности работников, тем не менее они должны были постоянно заботиться о росте производительности труда. Это приводило в конечном итоге, к манипуляциям с "завышением" объемов производства и как следствие, к фиктивным рассчетам показателей производительности труда.  

В период реформ необходимость в "фиктивных" увеличениях объемов производства отпала, а показатель производительности труда перестал иметь директивный характер. В результате предприятия оказались свободными от прежних ограничений, установленных со стороны государства.           С одной стороны, на предприятиях происходило придерживание рабочей силы, если это позволяли бюджетные ограничения и финансовое положение, а с другой, с повышением жесткости бюджетных ограничений и нарастанием финансовых трудностей происходила корректировка численности работников и количества отработанных человекочасов в результате падения объемов производства[1].

 Вместе с тем, ни в советское время, ни в годы реформ перед предприятиями не стояла необходимость в эффективном распределении и использовании кадрового потенциала. Сокращение кадрового состава работников в период реформ выразилось в освобождении от менее "нужных" работников (нарушителей дисциплины, пенсионеров) или добровольном уходе наиболее мобильных и квалифицированных кадров.           Поскольку на предприятиях за все советское время образовался "навес численности" или избыточная занятость, то количественная подстройка к объему производства не составила труда и происходила для предприятий относительно безболезненно. В Советский период в кадровых вопросах предприятия зависели от собственника - государства, и в их компетенцию входили лишь "подбор и расстановка кадров". О ликвидации рабочих мест или высвобождении работников не могло быть и речи.           Новые собственники предприятий, как это ни странно, пока мало отличаются от собственника-государства в вопросах эффективного распределения и использования кадрового потенциала. В трудовой сфере наиболее очевидно проявляется сохранение преемственности институтов советского времени. Главным ограничителем и одновременно стимулом для "спонтанной" кадровой политики предприятий явилось ухудшение финансового положения.

Предприятия, не столкнувшиеся с финансовыми трудностями, имеют возможность сохранять до сих пор "законсервированное" штатное расписание и прежнюю структуру производства (рабочих мест). Новый Трудовой Кодекс не внес каких-либо существенных изменений по вопросам расстановки кадров. Несмотря на то, что новое поколение менеджеров отказалось от прежней советской кадровой  стратегии ("подбора и расстановки кадров"), но оно еще не накопило опыта работы в цивилизованном правовом поле.

Низкая мотивация предприятий для эффективного распределения кадров и слабость системы правоприменения являются на сегодняшний день основными недостатками российского рынка труда.           Однако спонтанно складывающаяся кадровая политика и зависящая только от финансовых ограничений пассивность менеджеров, и слабая система правоприменения привели к неэффективному распределению и использованию трудовых ресурсов предприятий. Для решения сформировавшихся проблем необходимо обратится к стратегии функциональной подстройки занятости, ориентирующейся на использование гибких форм занятости[2].

1.  Советский опыт кадровой работы

1.1 Сравнительный анализ советского и современного опыта кадровой работы

В России управление персоналом стало формироваться в начале 90-х годов. До этого времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало.

Система управление каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива.

Рассмотрим общие характеристики советской практики управления кадрами:

- широкое разнообразие существующих подходов в управлении кадрами, обусловленное различиями (в том числе и историческими) в национальных, институциональных и организационных контекстах, привело к тому, что не сложился ни единый корпус профессионального знания. Ни общая профессиональная идеология этого вида управления;

- кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей организаций. Роль специалистов по управлению кадрами определялась тем, что они выполняли функции советников при руководителе и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией предприятия;

- у специалистов по управлению кадрами с самого начала возник ореол защитников интересов рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало достижению целей, стоящих перед организацией;

- управление кадрами трактовалось как деятельность, при которой не требуется специальной подготовки; в отличии от других управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, существовало расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по управлению кадрами;

- отсутствие специализированной профессиональной подготовки и соответствующей квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства и линейных руководителей[3].

По мере ослабления централизованной системы управления экономикой перед организациями начали вставать принципиально новые задачи, связанные с управлением персоналом.

Преобразование управления кадрами в управление персоналом нашло свое выражение в следующих основных тенденциях кадрового менеджмента:

- наблюдается относительный и абсолютный рост численности работников кадровых служб;

- повышается статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве организаций входят в состав правления и в состав советов директоров;

- в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от общей бизнес-стратегии отрицательно влияет на успешность деятельности организации в целом.

В общем плане управление кадрами и управление персоналом соответствует индустриальной и постиндустриальной стадиям развития человечества. При этом и в  постиндустриальном обществе многие предприятия могут находиться на этапе управления кадрами, культивировать соответствующие этому этапу организационные формы, методы и культуру управления.

Общие характеристики современного этапа в развитии управления персоналом:

- переход от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами;

- трансформация управления персоналом из инструментальной кадровой функции в стратегический компонент предприятия;

- переход от фрагментарной, служебной кадровой деятельности к интеграции функций руководства и кадровых функций;

- профессионализация функции управления персоналом;

- повышение значимости управления изменениями среди функций управления персоналом;

- интернационализация функции управления персоналом;

- возрастание в управлении персоналом функций социального партнерства и регулирования трудовых отношений;

- изменение принципов и самой системы управления персоналом;

- переход от повышения квалификации к развитию персонала[4].

Таблица 1. - Отличия управления персоналом по сравнению с традиционным управлением кадрами.

Управление кадрами в советское время

Управление персоналом в настоящее время

Вертикальная система управления подчиненными, «управление кадрами» - административная функция управления

Горизонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на формирование команды

Управляют кадрами - линейные руководители, кадровые специалисты занимаются сбором и обработкой информации о персонале

Децентрализация кадровых функций, специалисты по персоналу оказывают поддержку линейным менеджерам

Одностороннее кадровое планирование – следствие производственного плана

Кадровое планирование - как часть корпоративного планирования.

Основная цель управления кадрами – обеспечение предприятия необходимыми работниками

Цель – совмещение имеющихся человеческих ресурсов со стратегией и целями компании.

Отношение с сотрудниками как к «издержкам производства».

Отношение к сотрудникам как фактору инвестиций и преимущества в конкурентной борьбе.

Кадровая работа направлена только на достижение социального компромисса.

Кадровая политика направлена на развитие целостной корпоративной культуры.

Аттестация работников,  как правило – формализм.

Аттестация и оценка персонала направлена на конкретные цели: обучение, продвижение, подбор  кадров.

Уравниловка - как  система оплаты труда.

Диференсация оплаты по квалификации, профессионализму и востребованности на рынке.

Отсутствие системности в  работе с персоналом.

Создание единой системы менеджмента и управления персоналом.

Отсутствие гибкости и развития кадровой работы.

Система работы с персоналом в условиях конкуренции постоянно развивается.

Обязательное обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров;

Зависимость обучения и повышения квалификации от финансового состояния организации.

Широкая система профориентации;

Рыночная регуляция необходимых профессионалов.

Кадровый резерв на всех уровнях управления.

Осознание необходимости создания кадрового резерва.

Соблюдение трудового  законодательства;

Достаточно вольная интерпретация трудового кодекса на уровне организаций.

 Советская система организационного поведения, охватывающая все уровни управления;

Отсутствие системы организационного поведения на государственном уровне. Формирование систем оргповедения на корпоративном уровне.

Возможность карьеры на одном предприятии;

Такая возможность предполагается, но достаточно призрачная.

Поощрение   трудовых династий.

За редким исключением, забытый  опыт.

 Гарантированная государством социальная  защищенность работников.

Слабая социальная защищенность работников.

Соревнования, как между предприятиями, так и внутри предприятий.

Соревнование, как мотивирующий фактор применяется слабо.

Обзор немногочисленной литературы по опыту советской кадровой работы дает представление только о негативных сторонах этой работы.  Но на настоящем этапе развития управления персоналом тоже достаточно негативных черт, это и декларативность принципов, и несоблюдение трудового законодательства, и отсутствие социальной защищенности работников и т.д.

В следующей главе рассмотрим положительные и отрицательны стороны советского опыта управления кадрами.

 

1.2 Положительные и отрицательные черты управления кадрами

При тщательном изучении опыта управления и кадрового менеджмента в развитых странах с удивлением вдруг обнаруживаешь нечто уже известное, и оказывается, что это «нечто» из советской системы: тот же резерв кадров, постоянное обучение, переподготовка и повышение квалификации и так далее.

Но мы поспешили отказаться от имеющихся знаний и стали лихорадочно метаться в поисках нового. Почему? Ведь новое государство строится не на чистом листе бумаги, мы все «родом из прошлого», с нашими ошибками, утратами, мечтами, недостатками и достоинствами[5].

Опросы успешных руководителей показывают, что эффективность деятельности любой организации зависит от трех факторов: благоприятной деловой окружающей обстановки, правильной стратегии и качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов. При этом, первые два условия – это также результат третьего – качества человеческого потенциала.

 Сейчас, в начале нового века, пересматриваются многие оценки значимости тех или иных ресурсов организации (технологических, материальных, финансовых и т.д.). При этом люди, человеческий потенциал, все больше оцениваются, как главный ключевой ресурс. Глобальные изменения в экономике и, в свою очередь, кардинальные изменения в управлении и в структурах организаций высвечивают острую необходимость в быстрой адаптации к изменениям.

Как показывает практика, одним из действенных инструментов изменений служит именно хорошо разработанная концепция управления и развития человеческих ресурсов. В противовес ей традиционная кадровая политика, взятая в чистом виде, может служить лишь тормозом изменений.

В сегодняшних условиях необходим симбиоз того лучшего, что накоплено опытом кадровой работы в советское время и новых технологий в управлении персоналом.

Рассмотрим положительные и отрицательные черты советского опыта кадровой работы.

Отрицательные черты:

- вертикальное управление подчиненными, «управление кадрами» - отдельная, слаборазвитая  функция управления;

- централизованная кадровая функция, которую выполняет отдел кадров; специалисты занимаются сбором, обработкой и хранением информации о персонале; линейные руководители управляют кадрами;

- кадровое планирование – следствие производственного плана и реакция на него односторонняя;

- цель управления кадрами – обеспечить наличие нужных людей  в нужном месте в нужное время и освобождение от ненужных;

- обращение с сотрудниками как с «фактором производства», их «расставляют» как фигуры в шахматах;

- кадровая политика направлена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами;

- аттестация кадров, как оценка персонала – формальное мероприятие, с достаточно недостоверной и субъективной оценкой;

- уравнительная система оплаты труда, зависящая, как правило, только от стажа работы;

- отсутствие анализа и исследования персонала и рынка труда;

- функция управления кадрами – жесткая, застывшая система неспособная и не стремящаяся к совершенствованию и изменениям.

Положительные черты:

- постоянное обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров;

- развитая система профориентации;

- подготовка кадрового резерва на всех уровнях управления, от государственного, до предприятия;

- кадровая работа строилась в строгом соответствии с трудовым законодательством;

- наличие системы организационного поведения (в настоящее время системы, как таковой, нет), охватывающей все уровни управления;

- возможность вертикальной карьеры (от рабочего до директора) на одном предприятии;

- культивирование трудовых династий на предприятиях;

- высокая социальная защищенность работников.

         

2.   Использование советского опыта кадровой работы в практике управления современной организацией.

Объектом оценки использования советского опыта управления кадрами в практике управления современной организацией будет среднее и типичное предприятие нашего региона.

ООО «Гурман» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим торгово – посредническую  деятельность.

         Основным видом деятельности является оптовые поставки и реализация консервированных  продуктов питания на дальневосточном рынке.

ООО было организовано в апреле 1998 года и осуществляет свою деятельность на основании устава предприятия.

В состав предприятия  входят подразделения:

- бухгалтерия, экономический отдел;

- отдел персонала;

- отдел поставок;

- отел продаж;

- транспортный отдел;

- склад продукции.

Количество работающих в организации 114 человека.

Деятельностью фирмы руководит исполнительный директор, который назначается на должность и освобождается от должности советом учредителей, подчинен им и подотчетен  в своей деятельности.

Структура предприятия является линейно-функциональной и представлена на рисунке № 1.

ООО «Гурман» является средним предприятием по численности, с высококвалифицированными управленческими кадрами.

Рисунок № 1. Организационная структура предприятия.

Надпись: Отдел управления персоналом

Надпись: Отдел поставок Надпись: Склад  продукции

            

                        

За последние 3 года предприятие вдвое увеличило свой оборот и прибыль, за счет подъема экономики государства и грамотной политики управления ООО.

Перспективного плана развития на ближайшие годы как такового нет, но процесс развития предприятием и качество управления позволяет предполагать  рост объемов производства на ближайшие 3 года – 40 – 50%.

Отдел управления персоналом состоит из 3 человек: начальник отдела и два менеджера по персоналу.

Из традиционного советского кадрового управления в организации применяется как положительные, так и отрицательные моменты.

- В фирме существует вертикальное управление подчиненными, основной упор делается на административные способы работы;

- При отсутствии серьезных социальных программ на предприятии кадровая политика направлена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами;

- Финансовое состояние позволяет организации проводить постоянное обучение и повышение квалификации менеджеров, этот процесс стимулирует так же серьезная конкуренция на рынке;

         - В лучших советских традициях строится кадровая работа относительно трудового законодательства. Трудовой кодекс РФ является обязательным к исполнению, что в средних фирмах явление достаточно редкое.

- Усиливающаяся конкуренция заставляет руководство искать новые методы развития и мотивации персонала.

-  Управление организацией и управление персоналом в ООО составляют единую систему, что благотворно влияет на рост организации и увеличения объема продаж.

- Проводится регулярная оценка персонала, которая  направлена в основном на обучение и  подбор  необходимых по квалификации кадров.

Управление персоналом в ООО «Гурман» строится на традиционном опыте управления кадрами, который органично совмещен с новыми технологиями управления персоналом.

Можно смело предположить, что, поближе познакомившись с кадровой работой любого предприятия, мы обязательно найдем в ней использование советского опыта кадровой работы.

Заключение

Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновид­ность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кад­ровой работы.

Если до этого кадровая работа была функцией ли­нейных руководителей различного уровня и ранга, а также ра­ботников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администратор­ской) деятельностью, то возникновение управленческой (штаб­ной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кад­рового потенциала организации, существенным образом расши­рило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента.

Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе совре­менного менеджмента связано становление кадрового менедж­мента, который постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода, разра­ботка различных моделей организации как системы (не только функционирующей, но и развивающейся), на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими ресурсами.

Для России становление этой новой профессиональной дея­тельности происходит в условиях коренных социально-экономических и социально-политических преобразований, по­этому незрелость институциональной среды приводит к тому, что освоение новых кадровых технологий тормозится традици­онными формами кадровой работы, унаследованной инфраструктурой.

В связи с этим институционализация профессии «менеджер по персоналу», как и многих других специализаций в области менеджмента, без которых не может нормально функ­ционировать в наши дни ни бизнес, ни государственные структу­ры, идет своим извилистым путем.

Список литературы

1 Аверин А.Н. Социальная информация и се роль в управлении: Учеб. по­собие. —  М., 1985.

2 Агеев B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления соци­ально-психологической характеристики для аттестации кадров. — М.: МГУ, 1986.

3     Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 199,6.

4 Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровле­нию / Под ред. Г. П. Иванова. — М.: ЮНИТИ, 1995.

5 Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служа­щих. Проблемы конкурсного отбора. — М.: ИПК ГС, 1995.

6 Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М.: ИПК ГС, 1996.

7 Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. — М.: ИПК ГС, 1995.

8 Базаров Т.Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кри­зиса// Теория и практика антикризисного управления. — М.: ЮНИТИ, 1996.

9 Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов: Ключ к успеху: Пер. с исп. — М.: Дело, 1996.

10 Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз = Public relations: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений; Учеб. пособие для деловых людей. — М.: ИМА-пресс, 1994.

11 Блэк С. PR: международная практика. — М.: Издательский дом «Дов­гань», 1997.

12   Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М.: Новости, 1990.

13 Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л.А. Петровской, О. В. Соловьевой. — М.: Наука, 1994.

14 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, органи­зация, процесс. — М.: МГУ, 1995.

15 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 1999.

16.  Волкова Т.Р. Карьерный рост.  –  Справочник  по управлению персоналом, 2002, №2

17   Грачев М.В. Суперкадры. — М.: Дело, 1993.

18 Грейсон Дж. К. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: Экономика, 1991.

19   Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб: Питер, 2000.

20   Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. — М., 1996.

21   Дарендорф Р. Конфликт и свобода// Реферативный журнал. 1974.

22   Десслер Г. Управление персоналом. — М.: Бином, 1997.

23 Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. — СПб: Пи­тер, 2001.

24   Дизель П.М., Раньян У. М-К. Поведение человека в организации. — М, 1993.

25 Дэнэ Д. Примирение разногласий. Как создать оптимальные взаимоот­ношения на работе и дома. — М., 1993.

26 Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурса­ми // Стратегия развития персонала (Материалы конференции). Нижний Новгород, 1996. — с.

27    Еремин Б.Л. Выбор путей преодоления конфликтов // Реформа. № 1. 1997.

28 Еремин Б.Л. ПР как инструмент работы в конфликте и проблемы управления персоналом // Современный кадровый менеджмент. Вып.1. — М: ИПК ГС, 1997.

29   Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.

30 Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.

31 Мордовин С.К. Переосмысление сферы управления в новой Европе //Вестник CAMAN, № 9, 1999.

32 Российский рынок труда: путь от кризиса к восстановлению: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. – 242с.

33 Сотникова С.И. Основы управления персоналом: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ,2004. – 188 с.

34. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.- 560с.


[1] Мордовин С.К. Переосмысление сферы управления в новой Европе //Вестник CAMAN, № 9, 1999. С.18.

[2] Российский рынок труда: путь от кризиса к восстановлению: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. С. 26.

[3] Сотникова С.И. Основы управления персоналом: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ,2004. С. 42.

[4] Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.С 26-28.

[5] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 1999.С 43.