Содержание

7. Мероприятия по защите селитебной территории городов от транспортного шума. Шумозащитные полосы зеленых насаждений. 3

11. мероприятия по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами. Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы.. 7

17. Правовая охрана воздушной среды. Контроль качества воздуха населенных мест. 10

Задача 5. 15

Задача 9. 16

Список использованной литературы.. 18

7. Мероприятия по защите селитебной территории городов от транспортного шума. Шумозащитные полосы зеленых насаждений

Создание разного рода защитных лесных насаждений, озеленение городов и поселков особенно необходимо. Множество различных промышленных предприятий, развитая сеть городского транспорта, плотная жилая и общественная застройка неизбежно создают условия, неблагоприятно влияющие на здоровье человека.

Широкое развитие системы зеленых насаждений - основное средство оздоровления воздуха населенных пунктов. Многочисленными научными исследованиями установлена их решающая роль в улучшении состава воздуха - обогащение его кислородом и очищение от вредных примесей. Зеленые растения благотворно влияют на температурный режим и влажность воздуха, защищает от сильных ветров, уменьшает городской шум.

Сады, скверы, бульвары, парки, зеленые насаждения в жилых кварталах - лучшее место для отдыха населения. Зеленые насаждения - одно из средств решения ландшафтной архитектуры города и самый эффективный и дешевый способ улучшения сложившейся экологической ситуации.

Озеленение городов и поселков - большое и важное дело. Роль зеленых насаждений в оздоровлении среды, их эстетическое и рекреационное значение, огромные площади, которые они занимают - придают делу их охраны и развития общегосударственный характер.

Однако, многие проблемы озеленения городов и сел пока не решены - не хватает квалифицированных специалистов, слаба база питомников, недостаточно эффективно используются механизмы и оборудование, существующие парки, скверы, сады требуют реконструкции и уже не удовлетворяют потребностям населения. Нередко при озеленении не учитывается необходимость обогащения ассортимента растений, созданий единой системы насаждений, их равномерного размещения в городах и селах, функционального зонирования территории, повышения гигиенической эффективности и художественного уровня озеленения. Часто допускается неудовлетворительная ландшафтная организация зеленых насаждении, не всегда соблюдаются агротехнические требования к их созданию.

Улучшить условия существующих зеленых насаждений в городе, продлить сроки их эффективного функционирования можно, добиваясь сохранения экологического равновесия, гармоничного и целенаправленного развития урбанизированных территорий и природной среды.

Зеленые насаждения любого размера и типа должны быть многофункциональными и выполнять следующие основные функции: градостроительную, архитектурно-художественную и эстетическую, санитарно-гигиеническую и микроклиматическую, рекреационную. Чем большее число функций выполняют зеленые насаждения, тем более значительна их роль в формировании и оздоровлении городской среды.

Существующие системы зеленых насаждений по ряду причин не всегда выполняют свои основные функции в формировании и оздоровлении городской среды. Первая и наиболее объективная причина, далеко не достаточное количество зеленых насаждений на одного жителя и неравномерное их распределение. Недостаточно площадей зеленых насаждений даже по нормативам, разработанным давно и ориентированным на меньший уровень загрязнений и поэтому не ставящим задачу оздоровления окружающей среды применительно к современным условиям. Вторая причина того, что зеленые насаждения плохо выполняют свои функции (в формировании и оздоровлении городской среды) заключается в низком качестве их устройства и содержания. Третья причина - отставание в создании санитарно-защитных зеленых зон вокруг промышленных предприятий и не соответствующие современным требованиям границы удаленности зданий от транспортного потока и техногенных территорий, т.е. от всего спектра загрязняющих веществ.

С помощью зеленых насаждений подчеркиваются или сглаживаются недостатки рельефа. Они придают городу своеобразные черты, украшают берега рек и водоемов. Красота города в значительной степени определяется красотой улиц. На наш взгляд, каждая улица должна иметь свой подбор деревьев и кустарников и цветов, тогда они будут иметь свой архитектурный облик. К сожалению, на это еще мало обращается внимание.

Озеленение улиц довольно однообразно. Они представлены рядовыми посадками вдоль тротуаров и проезжей ее части. Магистральные улицы зачастую озеленены бессистемно. В некоторых районах даже магистральные улицы плохо озеленены, мало скверов, нет парков.

Удручающая монотонность городского пейзажа нарушает психологическую комфортность. В качестве примера можно указать бедный видовой ассортимент деревьев и кустарников, применяемых в озеленении и преобладающие рядовые посадки в парковых насаждениях. Основу озеленения составляет вяз мелколистный, клен ясенелистный, тополь пирамидальный, невелик набор кустарников, а ведь они наиболее выносливы и адаптированы.

Сплошные зеленые насаждения создают изнурительный для человека застой воздуха. Во избежание этого следует предусматривать разрывы - не засаженные деревьями пространства, необходимые для воздушного дренажа, ландшафты парковых территорий следует формировать по типу закрытых, полуоткрытых и открытых пространств.

Зеленые насаждения значительно снижают воздействие шума на человка. Интенсивность шума на тротуаре без посадок в 10 раз выше, чем на озелененном

В городах следует с особым вниманием заниматься формированием озеленительных пространств в целях рекреации. Это заключается в проведение таких мероприятий, как:

-создание непрерывной единой системы озеленения (включая поймы рек, лугов, водоемов);

-выделение в системе озеленения рекреационных центров;

-разработка специальных режимов пользования для особо охраняемых территорий;

-выделение и сохранение ремизных участков;

-организация на озелененных участках дорожно-тропиночной сети и других видов благоустройства;

-создание насаждений адаптированных декоративных деревьев и кустарников, осуществлении постоянного ухода за ними.

На состояние зеленых насаждений, особенно в крупных городах, действуют как естественные факторы нарушения устойчивости, так и антропогенные.

Загрязнение воздушной, водной и почвенной среды в некоторых городах существенно влияют на рост и состояние древесной и кустарниковой растительности, хотя в среднем вредные выбросы не достигли еще концентраций, лимитирующих рост растений, т.е. этот фактор не является доминирующим среди факторов неблагоприятного воздействия на зеленые насаждения.

За последние годы огромный вред зеленым насаждениям городов был нанесен и продолжает наноситься при строительстве бетонных площадок для торговых ларьков и палаток. Разбросанные хаотично, без планировки, они не только нарушают общий архитектурный план городов и их ландшафт, но приводят к усыханию и последующей гибели растущие в непосредственной близости с ними растения. Часто деревья и кустарники целенаправленно уничтожаются с целью освобождения мест для новых торговых точек.

Таким образом, осуществление всех планов зеленого строительства наталкивается на целый ряд трудностей. Особое опасение вызывает то, что существующие и предусмотренные генеральным планом зеленые массивы рассматриваются как некие резервные площадки для строительства. Предусмотренные под парки территории застраиваются при попустительстве городских и районных властей.

Озеленение - существенная отрасль, которую необходимо целенаправленно организовать. Она нуждается в программе долгосрочного развития, стратегия которой должна базироваться на современных потребностях в зелёных насаждениях с учётом эколого-ландшафтной ситуации территории. Разобщенность объектов зеленого строительства по различным ведомствам и организациям наносит серьезный ущерб делу. Зеленые насаждения нуждаются в едином хозяине, обеспеченном кадрами специалистов, машинами, оборудованием и механизмами. Этот хозяин должен отвечать за правильное создание и эксплуатацию насаждений. Формирование надлежащего архитектурного облика зеленых объектов процесс весьма длительный и осуществляется он как при посадке, так и уходах за растениями.[1]

11. мероприятия по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами. Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы

В соответствии с «Временной типовой методикой определе­ния экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды», экономический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающею среду. Он равен сумме затрат на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов и затрат, связанных с воздействием на реципиентов. В состав реципиентов входят: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта, трудовые ресурсы, рекреационные ресурсы.

При снижении негативного антропогенного воздействия на окружающую среду достигаются экологические, социальные и экономические результаты. В соответствии с методикой экологический результат природоохранной деятельности выражается в уменьшении выброса вредных веществ в окружающую среду и уровня ее загрязнения, увеличении и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных, водных ресурсов и атмосферного воздуха. Социальный результат проявляется; в улучшении физиологических, культурных, творческих и рекреационных условий жизни человека. Экономический результат выражается в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда во всех сферах народного хозяйства и личного потребления.

Под экономическим ущербом отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) понимают те потери (затраты), которые несет предприятие вследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающую среду с выбросами собственного производства. Исходя из этого экономический ущерб от негативного воздействия вредных веществ представляет собой часть издержек предприятия, связанных с компенсацией этого воздействия на ресурсы предприятия. Это воздействие выражается в повышенном износе основных фондов, потерях продукции и полуфабрикатов с отходящи­ми газами и сточными водами, недополучении готовой продукции вследствие повышенной заболеваемости работников, а также расходов на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды.[2]

Экономический ущерб является первой составляющей издержек предприятия на природоохранную деятельность. Второй составляющей выступают текущие затраты на природоохранную деятельность, которые зависят от уровня негативного воздействия вредных веществ технологических процессов на предприятии на окружающую среду.[3]

Таким образом, общие издержки предприятия на охрану окружающей среды складываются из текущих затрат на природоохранную деятельность и экологического ущерба.

Текущие затраты на природоохранную деятельность складываются из затрат:

- на содержание и обслуживание основных фондов природоохранной деятельности;

- на мероприятия природоохранной деятельности;

- на эксплуатацию основных производственных фондов по основной деятельности и обусловленные совершенствованием производственной технологии для снижения экономического ущерба (дополнительные затраты);

- на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды (например, очистка сточных вод на других предприятиях).

Экономический ущерб предприятию представляет собой:

1. Затраты, вызываемые воздействием загрязненной окружающей среды на предприятие:

- компенсации потерь продукции (стоимость потерь про­дукции) из-за снижения производительности труда и невыходов на работу работников из-за повышенной заболеваемости от воздействия конкретного вредного вещества;

- компенсации потерь продукции, сырья, полуфабрикатов, отходящих в виде выбросов (с отходящими газами или сточными водами);

- возмещение потерь продукции вследствие воздействия загрязненной окружающей среды на основные фонды (внеплановый ремонт и простой оборудования);

- компенсации повышенного износа фондов технологического назначения вследствие воздействия загрязненной окружающей среды (увеличение затрат на текущий и капитальный ремонты).

2. Затраты на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды:

- разбавление сточных вод и предварительная очистка воды для технических целей;

- перенос водозабора к более чистым источникам;

- эксплуатацию систем очистки воздуха для производствен­ных помещений и производственных нужд;

- создание санитарно-защитных зон;

- обеспечение приспособляемости основных фондов к воздействию химически активных веществ (антикоррозионные покрытия и т.п.).[4]

17. Правовая охрана воздушной среды. Контроль качества воздуха населенных мест

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.

Правовую базу экологического контроля со стороны государства составляют природоресурсное и природоохранное законодательство, нормативно-правовые акты других отраслей права (административного и др.), а также подзаконные правовые акты министерств и ведомств, регулирующие производственные отношения, связанные с переработкой природных ресурсов и использованием природных комплексов и объектов.

К такому законодательству необходимо отнести, прежде всего, Закон об «Охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и ряд других федеральных законов.

Природоохранительное законодательство имеет свою систему. Во главе всего экологического законодательства стоит Закон «Об охране окружающей среды», но само оно шире и является комплексной отраслью, включающей в себя природоресурсовое (земельное, о недрах, лесное, водное, о животном мире, об атмосферном воздухе) и природоохранительное законодательство. Природопользование и охрана окружающей природной среды, как две стороны одной медали, образуют единый сплав общественных отношений, регулируемых экологическим законодательством.

Охрана природы - задача именно всего природоохранительного законодательства (как системы), что закреплено в ст. 2 Закона «Об охране окружающей среды». Систему эту следует рассматривать по вертикали и по горизонтали.

По вертикали данное законодательство представляет собой иерархию, соподчиненность соответствующих актов Российской Федерации и ее субъектов. Ими являются Закон «Об охране окружающей среды» и другие акты Российской Федерации, например, законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, «Об экологической экспертизе» и др. Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты являются подзаконными.

Задачами законодательства об охране атмосферного воздуха, почвы, водных ресурсов является:

·        регулирование общественных отношений в данных областях, в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния этих ресурсов,

·        предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на природу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, экономики страны, растительного и животного мира, укрепления законности в сфере охраны окружающей среды.

Антропогенные источники - это первичное и вторичное производство цветных металлов, стали, чугуна, железа; добыча полезных ископаемых; автомобильный транспорт; химическая промышленность; производство меди, фосфатных удобрений; процессы сжигания угля, нефти, газа, древесины, отходов и др. Антропогенный поток поступления токсикантов в окружающую среду превалирует над естественным (50—80%) и лишь в неко­торых случаях сопоставим с ним.

В качестве критериев количественной оценки уровня загряз­нения окружающей среды могут быть использованы индекс за­грязнения, предельно допустимая, фоновая и токсическая кон­центрации.

Индекс загрязнения (ИЗ) — показатель, качественно и количе­ственно отражающий присутствие в окружающей среде вещест­ва-загрязнителя и степень его воздействия на живые организмы.

Основной физической характеристикой примесей в воздухе является концентрация - масса (мг) вещества в единице объема (м3 ) воздуха при нормальных метрологических условиях.

Нормирование содержания вредных веществ в воздухе производится по предельно допустимым концентрациям (ПДК).

Нормирование содержания вредных веществ в воздухе производят для атмосферного воздуха населенных мест по списку Минздрава №3086-84, а для воздуха рабочей зоны производственных помещений по ГОСТ 12.1.005-88.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоян­ном контакте или при воздействии за определенный промежу­ток времени практически не влияет на здоровье человека. Пре­дельно допустимые концентрации веществ, загрязняющих био­сферу, вводились как нормирующие показатели во многих странах, в том числе и в нашей стране. Они устанавливались в приземной атмосфере, водах, почвах, растениях, продуктах пи­тания (табл.1).

Существующая система ПДК недостаточно достоверно ин­формативна, поскольку предусматривает определение индивиду­ального токсиканта, дистанцируясь от вопроса о комплексном воздействии различных загрязнителей. Между тем совместное действие, например, органокомплексов тяжелых металлов кар­динально меняет ПДК, экспериментально полученные для от­дельного тяжелого металла.

Фоновая концентрация — содержание вещества в объекте ок­ружающей среды, определяемое суммой глобальных и регио­нальных естественных и антропогенных вкладов в результате дальнего или трансграничного переноса.

Под токсической концентрацией понимают либо концентра­цию вредного вещества, которое способно при различной длительности воздействия вызывать гибель живых организмов, либо концентрацию вредного начала, вызывающую гибель живых организмов в течение 30 суток в результате воздействия на них вредных веществ.

Говоря о токсической концентрации как о своеобразном ин­дикаторе токсичности природно-антропогенных экосистем, нельзя не коснуться и таких важных понятий в экотоксикологии, как вредное вещество или токсикант — загрязнитель, мета­болизм, канцерогенез, токсичность как результат избытка необ­ходимых веществ и соединений, биогеохимические свойства токсикантов и их химически активные миграционные формы в окружающей природной среде.

Задача 5

Определить уменьшение шума от железнодорожного транспорта на территории жилой застройки за счет  шумозащитных экранов и полос озеленения.

Высота, м, от земли:

Экрана

Источника шума h1

Расчетной точки h2

5,5

1,65

2,75

Расстояние, м:

От источника шума до экрана

От экрана до расчетной точки

6,75

96

Ширина полосы лесопосадок между экраном и жилмассивом

31

Решение:

Снижение шума составит 7 дБ. Уровень звука = 99 дБ. f=500.

Определим длину волны:

Λ=C/f.

С = 341м/с. Исходя из формулы, Λ= 0,7.

Угол α=13,5.

Определим величину W:

W = α* Λ=9,45.

Снижение шума за счет расстояния составит 12дБ.

Суммарное снижение шума за счет экрана, лесопосадок и расстояния составит 87дБ (12дБ + 7 дБ + 68дБ).

Таким образом, уменьшение шума от железнодорожного транспорта на территории жилой застройки за счет  шумозащитных экранов и полос озеленения составит 87 дБ, что уменьшает уровень шума на 12дБ, что соответствует нормам.

Задача 9

Рассчитать максимальную концентрацию вредного вещества в приземном слое атмосферы при выбросе через вытяжную шахту очишенного в пулеуловителях вентиляционного воздуха..

Решение:

Объем воздуха, Q, тыс., м3

4,8

Высота трубы, Н, м

24

Масса вредного вещества, М, г/с

2,1

Диаметр устья вытяжной шахты, D, м

1,1

Климатическая зона

2

Примем значения А = 160; η = 1; К = 1.

Определим среднесуточную ПДК вредностей в атмосфере воздуха для оксида углерода:

ПДК = Q*C=28*0,04 = 1,12.

Найдем величину параметра Vм:

Vм = 0,65* = 1.9.

Определим допустимую концентрацию оксида углерода в приземном слое атмосферы, мг/м3:

Сд = Спдк – Сф =  0,04 – 0,01 = 0,03.

Найдем предельно допустимый выброс оксида углерода, г/с:

ПДВ = Сд*Н2*3/А*Kf*m*n*η.

N = 3. ПДВ = 0,03*529*3.5/160*1*0,6*3*1 = 0,251.

Определим концентрацию вредного вещества около устья источника, мг/м3:

Сд = ПДВ/Q = 0,251/28 = 0,009.

Таким образом, концентрация вредного вещества около устья источника составит 0,009, что не является большим отклонением от нормы.

Список использованной литературы

1.     Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. – М.: Энергоатомиздат, 1984.

2.     Гражданская оборона на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж-д. транспорта/Под ред. И.И. Юрпольского. – М.: Транспорт, 1981.

3.     Кирсанов А.Г., Миташова Н.И. Охрана окружающей среды на предприятиях бытового обслуживания: Справочное пособие. – М.: Леспромбытиздат, 1987.

4.     Охрана окружающей среды: Учебник для техн.спец. вузов/Под ред. С.В. Белова. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Высшая школа, 1991.

5.     Охрана труда в строительстве. Инженерные решения: Справочник/В.И. Русин, Г.Г. Орлов, М.Н. Неделько и др. 2-е изд., перер. И доп. – М.: Лесная промышленность, 1989.


[1] Охрана труда в строительстве. Инженерные решения: Справочник/В.И. Русин, Г.Г. Орлов, М.Н. Неделько и др. 2-е изд., перер. И доп. – М.: Лесная промышленность, 1989. – с.78.

[2] Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – 212 с.

[3] Борисов Е.Ф. Лесное хозяйство: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2002. – 568 с.

[4] Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – 212 с.