1. Теоретическая часть

1.1 Принципы формирования антикризисной инвестиционной политики предприятия

Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной поли­тики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Тактические и стратегические инвестиционные решения разли­чаются масштабами финансовых вложений и степенью неопреде­ленности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков.

В управлении инвестиционным процессом необходимо опираться на определение следующих важных моментов[1]:

1) должны быть четко очерчены цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т. д.);

2) необходимо выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях пре­имущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой ско­ростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой прин­цип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат;

3) следует выявить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осу­ществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.

Предотвращение экономического кризиса предприятия, эффективное его преодоление и ликвидация негативных его последствий обеспечивается в процессе особой системы инвестиционного менеджмента, которая получила название «антикризисная инвестиционная политика».

Инвестиционная политика организации – составная часть экономической политики, выражающая совокупность мероприятий по предотвращению экономического кризиса предприятия.

Инвестиционная политика задает направление финансовой деятельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в указанном направлении.

В большинстве современных отечественных работ антикризисная политика рассматривается как «система мероприятий, направленных на вывод предприятия из кризисного состояния», т.е. на преодоление его финансового кризиса[2]. Такое понимание антикризисной финансовой политики представляется недостаточно полным. Действительно, мероприятия по выводу предприятия из финансового кризиса составляют основу антикризисной инвестиционной политики, но далеко не полный объем его функций. К функциям этой системы управления следует относить также разработку превентивных профилактических мероприятий по предупреждению финансовых кризисов, а также мероприятий по устранению негативных последствий финансового кризиса. Только в таком понимании антикризисная инвестиционная политика получает необходимую комплексность.

Антикризисная инвестиционная политика представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.

Главной целью этой политики является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

Система антикризисной финансовой политики базируется на определенных принципах.

К числу основных их этих принципов относятся:

1. Принцип постоянной готовности реагирования. Теория антикризисной финансовой политики утверждает, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию предприятия, повышают его финансовый потенциал и рыночную стоимость; другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике (т.е. объективная вероятность возникновения финансовых кризисов предприятия) определяют необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.

2.  Принцип превентивности действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Поэтому в тех случаях, когда финансовый кризис может быть предотвращен (если его возникновение генерируется только внутренними факторами или нейтрализуемыми внешними факторами), принцип превентивности действий приобретает первостепенное значение. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса. В этом случае антикризисное финансовое управление использует методологию «управления по слабым сигналам».

3.  Принцип срочности реагирования. В соответствии с теорией антикризисного финансового управления каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные финансовые механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного равновесия будет располагать предприятие.

4. Принцип адекватности реагирования. Используемая система финансовых механизмов по нейтрализации угрозы финансового кризиса или его разрешению в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями (вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п.). При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности финансовых механизмов такой нейтрализации и масштабов их использования. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы финансового кризиса и его разрешения должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект антикризисного финансового управления (если действие антикризисных механизмов или масштабы их применения недостаточны), или предприятие в процессе антикризисного финансового управления будет нести неоправданно высокие затраты и потери (если действие антикризисных механизмов или масштабы их применения избыточны для данного уровня угрозы возникновения финансового кризиса или данной формы его проявления).

5. Принцип комплексности принимаемых решений. Практически каждый финансовый кризис предприятия по источникам генерирующих его факторов, а соответственно и по формам проявления своих негативных последствий носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных инвестиционных мероприятий, обеспечивающих эффективную нейтрализацию влияния таких факторов и их негативных последствий.

6. Принцип альтернативности действий. Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых антикризисных инвестиционных решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат. В процессе оценки результативности таких альтернативных проектов решений следует исходить из определенных критериев, обеспечивающих достижение цели или отдельных задач антикризисного финансового управления.

7. Принцип адаптивности управления. В процессе развития финансового кризиса, генерирующие его факторы характеризуются обычно высокой динамикой. Это предопределяет необходимость высокого уровня гибкости антикризисного финансового управления, его быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней финансовой среды.

8.  Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов. В процессе антикризисного управления, особенно на ранних стадиях диагностики финансового кризиса, предприятие должно рассчитывать преимущественно на внутренние финансовые возможности его нейтрализации. Опыт показывает, что если финансовый кризис генерируется только финансовыми факторами, т.е. носит структурный характер, то при нормальных маркетинговых позициях предприятия он полностью может быть разрешен за счет использования исключительно внутренних механизмов антикризисного управления и собственных финансовых ресурсов. В этом случае предприятие может избежать потери управляемости и процедур внешнего контроля своей финансовой деятельности.

9. Принцип оптимальности внешней санации. Если финансовый кризис диагностирован лишь на поздней стадии своего развития, носит системный характер и оценивается как глубокий или катастрофический, а механизмы внутренней его нейтрализации не позволяют достичь равновесия предприятия, оно должно инициировать свою внешнюю санацию. Такая санация должна быть направлена на предотвращение банкротства и ликвидации предприятия в других ее формах. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе антикризисного финансового управления. Такими критериями могут быть сохранение управления предприятием его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости предприятия и другие.

10.  Принцип эффективности. Реализация этого принципа обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисного финансового управления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов. Эффект антикризисного финансового управления может характеризоваться уровнем достижения отдельных его целей — по предотвращению финансового кризиса, смягчению негативных условий его протекания или связанных с ним негативных финансовых последствий. Учитывая, что выразить этот эффект в денежной форме затруднительно, оценка эффективности отдельных мероприятий антикризисного финансового управления носит сравнительный характер (на основе сопоставления уровня достижения отдельных целей и объема затрат финансовых ресурсов по альтернативным вариантам управленческих решений).

1.2 Характеристика внешних источников финансирования инвестиций (заемные и привлеченные финансовые ресурсы)

Совершенствование механизма привлечения заемных средств для финансирования капитальных вложений является одной из важнейших составляющих инвестиционной стратегии. Использование относительно дешевых источников заемных средств позволит компаниям осуществлять инвестиции с большим финансовым эффектом[3]. В современных условиях предприятия имеют возможность использовать широкий спектр кредитных инструментов, как в России, так и за рубежом.

Заемные инвестиционные ресурсы – это:

-         долгосрочные кредиты банков и других кредитных структур;

-         эмиссия облигаций компании;

-         целевой государственный кредит;

-         инвестиционный лизинг;

-         инвестиционный селенг.

Привлеченные инвестиционные ресурсы представляют собой:

-         эмиссию акций компаний;

-         эмиссию инвестиционных сертификатов инвестиционных фондов;

-         паевые взносы сторонних отечественных и зарубежных инвесторов в уставный фонд;

-         безвозмездное предоставление государственными органами и коммерческими структурами средств на целевое инвестирование.

Одним из наиболее перспективных инструментов привлечения финансовых ресурсов является эмиссия акций. Основным плюсом дополнительного выпуска акций в качестве способа заимствований для компаний является то, что акции обеспечивают большую мобильность привлеченных финансовых ресурсов. Это происходит в силу возможности компаний дифференцировать суммы выплачиваемых дивидендов в зависимости от итогов деятельности (в частности, прибыли).

Одним из возможных способов привлечения заемных средств, альтернативных выпуску акций, является выпуск облигаций на мировом и российском рынках.

Мобилизация финансовых ресурсов с помощью эмиссии облигаций позволяет компаниям аккумулировать в своем распоряжении средства, гарантированные от досрочного отзыва, так как установлен четкий срок погашения облигаций. Выпуск облигаций имеет также ряд преимуществ по сравнению с дополнительной эмиссией акций или привлечением долгосрочных кредитов банков. По сравнению с акциями – выпуск облигаций не ведет к потере контроля над предприятием. Кроме того, инвесторы – владельцы облигаций участвуют в прибыли нефтяных компаний лишь до срока погашения данных облигаций.

По сравнению с долгосрочными кредитами банков облигации позволяют привлечь заемные средства по более низкой цене. Это достигается за счет того, что облигационный заем полностью обеспечивается имуществом компании или гарантиями третьих лиц.

Эмиссия еврооблигаций имеет по сравнению с выпуском облигаций в России следующие преимущества:

-         в силу большей емкости рынка еврокапиталов компании смогут привлечь больший объем средств по более низкой стоимости;

-         успешное размещение и обслуживание еврооблигаций предоставляет нефтяной компании возможность повысить свой международный кредитный рейтинг. В дальнейшем это положительно отразится на стоимости привлекаемых заемных средств.

Другим эффективным способом привлечения инвестиционных ресурсов является получение долгосрочных кредитов иностранных банков в рамках проектного финансирования. К положительным сторонам данного вида заимствований относятся:

-         их долгосрочный характер, так как обычной является практика предоставления кредитов в рамках проектного финансирования на срок 8-10 лет;

-         относительно низкий уровень процентной ставки по ним. По уровню процентной ставки с проектным финансированием сопоставимы лишь заимствования на европейском фондовом рынке посредством выпуска облигаций;

-         возможность переложения части рисков проекта на банки-кредиторы. Так, при выдаче долгосрочных кредитов в рамках проектного финансирования без регресса на заемщика банки-кредиторы принимают на себя весь риск, связанный с реализацией инвестиционного проекта. В случае же, например, кредитов без регрессии на заемщика в период, следующий за вводом проекта в эксплуатацию часть рисков перекладывается на подрядчиков, которые гарантируют завершение освоения капитальных вложений, ввод объекта кредитования в эксплуатацию, соблюдение сметной стоимости и прочее.

Однако необходимо отметить наличие ряда условий, ограничивающих применение проектного финансирования:

во-первых, данный вид кредитования подразумевает существование инвестиционного проекта с подробным просчетом всех финансовых потоков. Однако существует ряд направлений инвестиционной деятельности, в том числе приоритетных для нефтяных компаний (например, участие в собственности нефтеперерабатывающих заводов), точный подсчет финансовых результатов по которым сильно затруднен;

во-вторых, совокупный объем предоставляемых кредитов по конкретному инвестиционному проекту может существенно меняться под влиянием изменения одного или нескольких факторов;

в-третьих, при проектном кредитовании существенно ограничивается свобода компании распоряжаться полученными финансовыми ресурсами в соответствии с приоритетами стратегического инвестиционного развития.

Таким образом, компаниям представляется необходимым использовать проектное кредитование преимущественно для финансирования инвестиционных проектов, связанных с основной деятельностью. Это обусловлено долгосрочным характером капитальных вложений в интенсификацию основной деятельности, а также необходимостью их осуществления в несколько этапов. В тоже время финансирование инвестиций в другие приоритетные для компаний сферы деятельности (сбыт, смежные производства) представляется оптимальным осуществлять за счет иных источников привлечения долгосрочных заемных средств.

1.3 Инвестиции в производные ценные бумаги

Внедрение и распространение на российском фондовом рынке производных финансовых инструментов – срочных контрактов – обусловлены решением проблемы оптимального размещения свободных денежных средств и выбором такой инвестиционной стратегии, которая обеспечивала бы не только получение дохода, но и страхование от рисков, связанных с неблагоприятным изменением цен[4].

В России рынок срочных контрактов начал развиваться с ноября 1992 г. Однако до октября 1995 г. этот сектор финансового рынка не имел достаточной законодательно-нормативной базы[5]. Единственным законом, где упоминались срочные контракты, являлся Закон «О товарных биржах и биржевой торговле», принятый ВС РСФСР 20 февраля 1992 г. Правительство РФ 9 ноября 1995 г. утвердило Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные, фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле.

Сделки, предполагающие поставку актива в будущем, когда их исполнение предусматривается через определенный срок по курсу, зафиксированному в момент заключения договора, называются срочными

В момент заключения срочного контракта стороны оговаривают все условия соглашения. В основе срочных контрактов лежит понятие «отложенная поставка», что позволяет заранее установить цену будущей сделки. Предметом срочного контракта могут выступать разнообразные активы: ценные бумаги (акции, облигации, векселя), банковские депозиты, индексы, валюта, драгоценные металлы, сырьевые товары, сами срочные контракты.

Срочные сделки подразделяются на:

-         условные сделки, предоставляющие одному из контрагентов право исполнить или не исполнить заключенный контракт (к ним относятся опционы);

-         твердые сделки, обязательные для исполнения, - это форвардные, фьючерсные сделки.

Опцион – контракт, дающий его владельцу право купить или продать в течение установленного срока определенное количество акций по фиксированной цене. Покупатель опциона принимает решение о том, реализовать купленное им право или нет, в зависимости от движения курсов акций в период действия опциона. Опционы существую двух видов: опцион с правом купить (пут)  - сделка с предварительной премией , и правом продать (колл) - сделка с обратной премией.

Форвардные контракты представляют собой внебиржевые срочные сделки о купле-продаже в будущем товара с исполнением в заранее оговоренный срок. Они заключаются для страхования сделки с соответствующим активом от неблагоприятного изменения его цены: при росте цены выигрывает приобретатель контракта, при ее снижении - продавец.

Форвардный вид контракта, не являясь стандартным, сложен при передаче взятых обязательств третьему лицу, обладает высокой вероятностью неисполнения в случае благоприятной экономической ситуации для одного из контрагентов.

С развитием фондового рынка, усложнением операций с ценными бумагами потребовалась стандартизация совершаемых сделок, и в фондовой торговле стали использоваться производные ценные бумаги.

В список литературы добавить:

Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2002. – 704 с.

Рунова Л.Н. Проблемы активизации инвестиционной политики в переходный период экономического развития России. - М.:  МГАПИ, 2000г.

Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 448 с.

Шиманаев Н. Г.Тактические аспекты антикризисного управления на предприятии // Деловой мир. - №7. - 2001.


[1] Антикризисное управление: Учебник / Под.ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2002.

[2] Шиманаев Н. Г.Тактические аспекты антикризисного управления на предприятии // Деловой мир. - №7. - 2001.

[3] Рунова Л.Н. Проблемы активизации инвестиционной политики в переходный период экономического развития России. - М.:  МГАПИ, 2000г.

[4] Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2002.

[5] Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 448 с.