Содержание

Введение. 3

1. Историческая справка. 5

2. Место и роль регионов Дальнего Востока в экономике России. 7

2.1. Краткая характеристика регионов Дальнего Востока. 7

2.2. Значение Дальнего Востока в экономике России. 8

3. Состояние экономики Дальнего Востока на начало ХХI века. 14

4. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Дальнего Востока. 23

Заключение. 27

Список используемой литературы.. 28

 

Введение

Дальний  Восток  занимает  особое  место  в  России   и   Азиатско-Тихоокеанском  регионе  и   представляет   собой   уникальный   субконтинент Евразийского  материка,  омываемый  с  севера  и  востока  морями  Северного Ледовитого и Тихого океанов. Западная граница региона  проходит  от  слияния рек Шилки и Аргуни (начало реки Амур)  через  хребты  Становой,  Джугджур  и Колымское нагорье до Чаунской губы в Восточно-Сибирском море. С юга  Дальний Восток граничит с территориями КНР и КНДР. Его крайняя северная точка –  мыс Шелагинский, самая южная – в устье реки Тюмень-Ула.

Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является  большая удаленность от основного экономического потенциала России. Район расположен на  восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от  индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров.

Дальневосточный регион России является одним из немногих регионов России, который в силу ряда объективных причин как географического, так и экономического порядка имеет большие возможности для осуществления и расширения внешнеторгового сотрудничества. С началом осуществления экономической реформы в стране внешнеэкономическое сотрудничество получило качественно новый импульс для своего развития. В условиях резкого сокращения централизованного финансирования экономического развития Дальнего Востока, а также колоссального роста транспортных издержек, что привело к снижению конкурентоспособности продукции Дальневосточного региона  на внутреннем рынке страны, нарастающей проблемы неплатежей внешнеэкономическая деятельность  превратилась в важнейший фактор выживания, и прежде всего для экспортоориентированных секторов экономики региона.[1]

Актуальность данной темы в том, что Дальневосточный федеральный округ имеет очень богатые сырьевые ресурсы. В территориальном разделении труда Российской Федерации округ выделяется цветной металлургией – добычей и обработкой цветных и драгоценных металлов: меди, никеля, свинца, цинка, олова, золота, платины, серебра, а также алмазов и других драгоценных камней. Отраслями рыночной специализации помимо цветной металлургии являются для Дальнего Востока рыбная промышленность, пушной промысел, лесное хозяйство со всеми его отраслями, судостроение и судоремонт, оленеводство, мясное животноводство.

Велика роль Дальневосточного округа во внешних экономических связях со странами мира, особенно со странами Тихоокеанского региона.

 Цель работы состоит в оценке потенциала, тенденций и основных направлений развития Дальневосточного региона России.

Задачи:

1.  Дать краткую характеристику регионов дальнего Востока и определить значение данного региона в экономике России;

2. Описать состояние и тенденции развития сельского хозяйства, промышленности и внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона России в конце 90-х годов;

3. Рассмотреть результаты экономического развития регионов Дальнего Востока России и обозначить перспективы дальнейшего развития региона в ХХI веке.

1. Историческая справка

Открытие и заселение Дальнего Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижением русских к берегам Тихого океана. Пути отрядов казаков-первопроходцев сначала пролегали по студеным морям Северного Ледовитого океана и рекам, лишь затем они направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и Приморья.

В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья вверх по Лене и основал острог, получивший название Якутск, который вскоре стал центром Восточно-Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на восток и на юг.

В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков вышел к Охотскому морю, заложил острожек в устье реки Улья, обследовал на значительном протяжении побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков совершил поход к низовьям Амура. В 1649-1652 годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции в приамурские земли и основал там несколько городов - Албазин, Ачин и др. С.Дежнев и Ф.Алексеев на кочах (лодках) в 1648 году достигли восточной оконечности Азии. Выступив из Анадырского острога, отряд В.Атласова добрался до Камчатки.

Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связан со знаменитыми Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1725-1730 и 1733-1743 гг.), во время которых были определены очертания северной части Дальнего Востока, открыты Алеутские и Командорские острова, разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.

Географические открытия и обследования, сделанные в 18-ом веке, подготовили исторические плавания русских моряков вокруг света к берегам Дальнего Востока: И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 гг.), В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819 гг.), М.П.Лазарева (1813-1816 и 1822-1825 гг.), Ф.П.Литке (1826-1829 гг.) и др.

Интерес к Дальнему Востоку возрос, когда в 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Были развернуты геологические, географические, экономические и другие исследования. Все это дало импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока: появились промышленные (горные, рыбные) и транспортные предприятия, расширились промыслы пушнины и морского зверя (котиков), увеличилось сельскохозяйственное производство, возросла торговля.

Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался крайне отсталым регионом царской России. Правительство видело в нем сырьевой “придаток” для метрополии. Использовались лишь те из природных богатств Дальнего Востока (золото, цветные металлы, пушнина, лососевые рыбы), которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции в экономике Дальнего Востока занимали иностранные монополии, безжалостно эксплуатировавшие его ресурсы и население.

Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово, Охотское, Японское, образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны, дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами, берега обрывисты, слабо изрезаны, естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.

   Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удаленность от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров. И по-прежнему единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль, по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров, что составляет примерно неделю езды на скором поезде. [2] 

2. Место и роль регионов Дальнего Востока в экономике России

2.1. Краткая характеристика регионов Дальнего Востока 

        

На  территории  региона   располагаются   республика   Саха-Якутия, Хабаровский край,  Приморский  край,  Амурская,  Сахалинская,  Камчатская  и

Магаданская   области.   По   ряду   основных   характеристик    (экономико- географическому  положению,  природным  ресурсам,  условиям   их   освоения, специализации  хозяйства)  выделяют  два  подрайона:  Север  (Якутия-Саха  и Магаданская  область)  и  Юг  (Хабаровский  и  Приморский  края,   Амурская, Сахалинская  и  Камчатская  области).  Дальневосточный  Юг   гораздо   более благоприятен для  хозяйственного  освоения,  нежели  Север.  На  территории, составляющей около 30% площади всего региона,  проживает  80%  его  жителей. Север,  напротив,   отличается   суровой   природой   и   малонаселенностью. Разработка  ценных  полезных  ископаемых  -  главная  специализация  района, определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные,  в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга.

Дальний  Восток  занимает  особое  место  в  России   и   Азиатско- Тихоокеанском  регионе  и   представляет   собой   уникальный   субконтинент Евразийского  материка,  омываемый  с  севера  и  востока  морями  Северного Ледовитого и Тихого океанов. С юга  Дальний Восток граничит с территориями КНР и КНДР. Его крайняя северная точка –  мыс Шелагинский, самая южная – в устье реки Тюмень-Ула.

Важнейшей    особенностью    экономико-географического    положения Дальневосточного экономического  района  является  большая   удаленность  от основного экономического потенциала России. Район  расположен  на  восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от  индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров.

Общая площадь Дальнего Востока составляет 6215,0 тыс.  кв.  км.(36% от площади страны). Территория Дальнего Востока протянулась вдоль  побережья Тихого океана на 4500 км.  Здесь  расположены  самый  крупный  полуостров  – Камчатка (350 тыс. кв. км.), крупнейший остров страны  –Сахалин  (76,4  тыс. кв. км.), архипелаг с наибольшим числом островов – Курилы  и  многие  другие архипелаги и острова. Дальний Восток имеет самую протяженную среди  регионов береговую линию – 17,7 тыс. км. (с островами).

Территория Дальнего Востока располагается в 4 часовых поясах.  Многолетняя  мерзлота  занимает  до  90%  площади  Дальнего   Востока,   что затрудняет строительство и земледелие.

В 1999 г. общая  численность  населения,  проживающего  на  Дальнем Востоке, составила 7263,1 тыс. человек или 5,0% населения России.

Динамика  численности  населения  на   Дальнем   Востоке   отражает общероссийскую тенденцию, с 1991 г. происходит  его  постоянное  сокращение.

В 1999 г., как и в предыдущие годы, на Дальнем Востоке  преобладало городское  население   (75,9%   общей   численности).   Сельское   население составляло 24,1%.        

2.2. Значение Дальнего Востока в экономике России

Существуют  два  наиболее  важных   фактора,   которые   определяют положение Дальнего Востока в  системе российских регионов.  Прежде  всего  – особое  экономико-географическое  положение  региона.  Для  него  характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а  так же  окраинность  и  ограниченность  контактов  с  единственным   соседом   – Восточной Сибирью.

Второй  фактор  –  мощный  ресурсный  потенциал.   Дальний   Восток относится  к  числу  наиболее  богатых  регионов  России.   Это   дает   ему возможность занимать важное  место  в  экономике  страны  по  ряду  сырьевых Позиций.[3]

На Дальнем Востоке находятся крупнейшие запасы минеральных ресурсов,  по объему запасов  которых  регион  занимает  ведущее место в России. Дальневосточные запасы сурьмы, бора, олова составляют  около 95% всех запасов этих ресурсов России, плавикового шпата и ртути –  до  60%, вольфрама – 24% и около 10% общероссийских запасов  железной  руды,  свинца, самородной серы, апатита.

На северо-западе республики Саха (Якутия) располагается  крупнейшая в  мире  алмазоносная  провинция:  месторождения  алмазов  «Мир»,   «Айхал», «Удачное» составляют свыше 80% российских запасов алмазов.

Подтвержденные запасы железных руд на юге Якутии составили более  4 млрд. т. (около  80%  от  регионального),  значительны  запасы  этих  руд  в Еврейской автономной области. Крупные запасы угля расположены  в  Ленском  и Южно-Якутском  бассейне  (Якутия),  в   Амурской   области,   Приморском   и Хабаровском краях.

Дальневосточный регион – один  из  важнейших  золотоносных  районов России. Рудные и россыпные месторождения золота сосредоточены  в  Республике Саха, Магаданской, Амурской областях, в Хабаровском крае и на Камчатке.        

Оловянные  и  вольфрамовые  руды  открыты   и   разрабатываются   в Республике  Саха,  Магаданской  области,  Хабаровском  и  Приморском  краях. Основные промышленные запасы свинца и цинк  (до  80%  от  общерегионального) сосредоточены  в  Приморском  крае.  На  территории   Амурской   области   и Хабаровского  края  выделена  крупная  титановорудная  провинция  (Каларско-Джугджурская).  Основные  месторождения  ртути  расположены  в   Магаданской области, на Чукотке, в Якутии и хабаровском крае.

Помимо  указанных   выше   существуют   запасы   нерудного   сырья: известняки, мергель, огнеупорные глины, кварцевые  пески,  сера,  графит.  В Томмоте, на верхнем Алдане, разведаны уникальные месторождения слюды.

Велики  и  разнообразны  запасы  лесных  ресурсов Дальнего Востока. Леса здесь составляют свыше 35%  общероссийских  ресурсов. Самые  распространенные  леса  –  лиственничные,  в  которых   сосредоточена основная часть запасов древесины (более 60%). Этот вид  лесов  распространен на территории Якутии, Амурской и Магаданской областей  и  Хабаровском  крае. Елово-пихтовые леса составляют более 5% площади всех  лесов  и  12%  запасов древесины Дальнего Востока. Эти леса преобладают  в  Приморском  крае  и  на Сахалине. К  наиболее  ценным  относятся  кедрово-широколиственные  леса  (с наибольшей концентрацией древесины),  составляющие  около  3  млн.  га.  Ими покрыт 1% территории Дальнего Востока.

Из  лесных  ресурсов  недревесного  происхождения  нужно   отметить уникальные  виды  лекарственных  растений  (женьшень,  элеутерококк,  аралия маньчжурская и другие, всего – более тысячи видов),   а  также  сотни  видов пищевых растений, грибов и т.д.

Главным  ресурсом,  к  которому  привязаны  все остальные  вида,   являются  земельные  ресурсы.  Земельный  фонд   Дальнего Востока составляет 616,9 млн. га.  В  нем  отмечается  пять  основных  типов угодий: леса (45,5%), оленьи пастбища (30,3%), сельскохозяйственные  угодья, и прочие земли. Очень  мала  площадь  земельных  угодий   (1,1%),на  которых возможно  размещение   сельскохозяйственного   производства.   Конечно   же, возможно некоторое увеличение площадей за счет  осушения  болот,  проведения мелиорации, но это требует значительных финансовых ресурсов. Здесь  на  душу населения, даже при довольно  низкой  плотности,  приходится  только  1,32 га сельскохозяйственных   угодий,   да    и    земли    эти    малоплодородные, переувлажненные, неудобные, требуют огромных затрат на мелиорацию.

Территориально земельные  ресурсы  распределены  неравномерно.  Так основная часть  сельскохозяйственных  угодий  расположена  на  юге  Амурской области, Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев.

Дальний Восток богат  ресурсами  морей,  океанов  и суши. Моря принадлежат бассейнам  Северного  Ледовитого  и  Тихого  океанов. Реки в основном относятся к бассейну двух крупнейших рек  –  Лены  и  Амура, впадающих соответственно в Северный Ледовитый и  Тихий  океаны,  причем  они настолько велики, что впадающие  в  них  притоки  в  свою  очередь  являются крупными реками, по  которым  возможно  судоходство.  Гидрографическая  сеть Дальнего Востока включает много сравнительно мелких озер.

По общей увлажненности Дальний Восток обеспечен  водными  ресурсами для хозяйственной деятельности. Средняя водообеспеченность одного  жителя  в 5 раз выше, чем в среднем по России.  Но  эти  цифры  обманчивы.  Наименьшая водообеспеченность одного жителя в Сахалинской области  и  Приморском  крае, самых густо населенных территорий  региона.  Причем  на  юге  приморского  и Хабаровского краев, а также  в  некоторых   республики  Саха  (Якутия),  где проживает большая часть  населения  региона,  наблюдается  реальный  дефицит пресной воды. Это связано либо  с  перемерзанием  рек,  либо  с  засухами  в межтайфунный период.[4]

Богатство Дальнего Востока водными и лесными ресурсами  обеспечивает  разнообразие  биологических  ресурсов,  к   которым относятся ресурсы морей, рек и озер, а также ресурсы суши.          Биологические ресурсы моря. Огромны морские  биологические  ресурсы Дальнего Востока, в основном  сконцентрированные  в  200-мильной  прибрежной зоне и на шельфе дальневосточных морей. Общий объем рыбы и  морепродуктов  в российской экономической зоне достигает 26 млн. т., среди  которых  16  млн. т. тресковых пород рыб (минтай, навага,  треска,  хек  и  др.),  3  млн.  т. сельдь, от 0,3 до 0,7  млн.  т.  камбалы,  окуня,  сардин,  лососей,  сайры. Запасы морепродуктов составляют 2,5 млн. т.  –  это  криль,  кальмар,  краб, трубач, морской гребешок, анфельция, креветка, трепанг, морская капуста.  По акватории  дальневосточных  морей  эти  ресурсы  распределены  неравномерно. Наиболее продуктивными являются Охотоморский (46% добычи) и  Южно-Курильский (18% добычи) промысловые районы.

Нужно также выделить многообразие морских животных.  Здесь  обитают тюлени, моржи, котики, каланы, встречаются киты и кашалоты. 

В тайге, занимающей значительную  часть территории Дальнего  Востока,  обитает  значительное  число  редких  крупных животных.  К  ним  относятся  свыше  10  видов  хищников  (тигр,   бурый   и гималайский медведь, волк, различные виды рысей, леопард и  др.),  около  40 видов пушных зверей (лоси, кабаны, олени, косули  и  др.)  и  до  100  видов охотничьих птиц.

Самым богатым разнообразием фауны обладает южная уссурийская тайга, где сосуществуют около 700 видов животных,  среди  которых  встречаются  как северные, так и южные виды.[5]

 На    Дальнем   Востоке   границы растительных  зон  очень  извилисты.  Тем  не  менее,  выделяются  несколько основных  зон:  зону  арктических  тундр  (острова  и  побережье   Северного Ледовитого океана), зону тундр (Чукотский  и  Корякский  автономные  округа, незначительно – Якутия), лесотундровую зону. Наибольшую площадь  имеет  зона хвойных лесов (тайга).  Южнее  располагаются  зона   хвойно-широколиственных лесов тайги, до смешанных и широколиственных лесов на юге.

Животный  мир   Дальнего   Востока   многообразен. Промышленное значение  имеют  морские  животные:   рыбы,  моллюски,  морские звери и др. уникальнейшими видами животных суши являются  уссурийский  тигр, бурый и гималайский медведи, восточносибирский  леопард  и  др.  На  Дальнем Востоке обитает около 40 видов пушных зверей.  К  наиболее  известным  видам животных Дальнего Востока относятся белка, выдра,  горностай,  заяц-беляк, енотовидная собака, колонок, лисица,  американская  норка,  ондатра,  песец, соболь, изюбр, кабан, кабарга, косуля, лось, северный олень, снежный  баран, и многие другие. Здесь гнездится до 100 видов (часто редчайших) птиц.

Рекреационные  ресурсы  обусловлены   большим количеством других  видов  природных  ресурсов.  Из  рекреационных  ресурсов необходимо отметить пляжно-аквоториальные  (песчаные и мелкогалечные  пляжи, прибрежные воды), лечебно-оздоровительные и спортивные  (уникальные  условия для спортивного рыболовства и охоты, зимних видов спорта и отдыха,  целебные минеральные и термальные источники, лечебные грязи и т.п.,  редчайшие  типы микроклимата и фитонцидности отдельных  территорий),  туристические  (рельеф обеспечивает  возможности   для  всех  видов  туризма  –  пешего,   конного, водного, автомобильного – всех категорий сложности,  вплоть до  альпинизма).

Практическое   пищевое   и   лечебное   значение    представляют    собой гидроминеральные ресурсы.  Во  всех  административных  территориях  Дальнего Востока  имеются  высокоэффективные  минеральные  воды.  Наиболее   известны минеральные воды курортов Шмаковка (Приморский край)  и  Кульдур  (Еврейская АО).

К топливно-энергетическим ресурсам, имеющимся  на  Дальнем  Востоке  относятся  крупные  месторождения нефти и газа, бурого и каменного угля,  горючего сланца,  гидроэнергоресурсы и глубинное тепло Земли, энергия ветра, солнца и океана.[6]

3. Состояние экономики Дальнего Востока на начало ХХI века

По стоимости валового объема сельхозпродукции первое место  в  1999 г. занимала Амурская область (23,4% продукции  регионов  Дальнего  Востока).

На втором месте находился Приморский край (18,2%), На  третьем  месте  -  Республика  Саха   (18,0%),  

В   структуре   сельского   хозяйства   наблюдаются    естественные закономерности: в северных регионах (Магаданской области и Республике  Саха) доля животноводства выше (61,1 и 59,0% соответственно), чем  растениеводства (38,9% и 41%). Благодаря этому Республика  Саха  является  лидером  Дальнего Востока по  производству  продукции  животноводства  (23,3%  всей  продукции животноводства ДВ)[7]

В остальных регионах, составляющих  около  четырех  пятых  валового производства  сельского  хозяйства  ДВ,  доля  растениеводства в конце 90-х годов была   выше. Наибольший   вес   среди   регионов   ДВ    растениеводство    занимало    в сельхозпродукции  Амурской  области  -  62,5%.   В   1999   г.   в   области производилось  около  27%  растениеводческой  продукции  ДВ.  В  Сахалинской области  производство  в  секторе  растениеводства  составляло  60,2%  всего объема валовой продукции сельского хозяйства. Хабаровский край и  Камчатская область имели несколько менее выраженную специализацию на растениеводстве  - 58,4% и 57,5%. В Приморском крае и Еврейской АО доли растениеводства  (51,3% и  52,4%  соответственно)  и  животноводства  (48,7%   и   47,6%)   примерно одинаковые.

Валовое  производство  сельского  хозяйства  включает   не   только стоимость сырых продуктов растениеводства и  животноводства:  в  нее  входит стоимость незавершенного производства в  растениеводстве  (затрат  на  посев озимых и яровых культур, обработку  почвы  и  другие  работы,  проводимые  в оцениваемом году до начала уборки под  урожай  следующего  года),  стоимость выращивания скота, птицы и прочих сельскохозяйственных животных  в  отчетном году, а также стоимость продукции пчеловодства и рыборазведения.

Поэтому важным индикатором динамики  сельского  хозяйства  является оценка валовых сборов основных сельскохозяйственных культур  и  производства важнейших продуктов животноводства в натуральном выражении. Сравнение  1999  г.  с  показателями  1991   г.   показывает,   что натуральные объемы сбора овощей  и  подсолнечника  выросли.  В  целом  объем сбора картофеля на ДВ в  1999  г.  был  больше  на  22,1%,  чем  в  1991  г. Бесспорным лидером-производителем  картофеля  стал  Приморский  край  (33,7% валового сбора картофеля на ДВ). Сбор овощей на ДВ также  значительно  вырос - на 39,4%. Основными производителями были Хабаровский и Приморский  края  и Амурская область (28,6%; 22,4%  и  20,1%  соответственно).  Причем  основная доля этих культур в 1999  г.  выращивалась  в  хозяйствах  населения  (88,3% картофеля и 77,1% других овощей). На  11%  возрос  сбор  подсолнечника,  при этом основной прирост наблюдался в 1999  г.  (темп  прироста  к  предыдущему году составил 54%).

Сбор зерновых и зернобобовых культур в 1999 г. на ДВ составил 49,8% от объема 1991  г.  Около  54%  валового  сбора  этих  культур  принадлежало Амурской области. Производство животноводческой продукции в 1999 г. было  значительно ниже объемов 1991 г., производство мяса на Дальнем  Востоке  сократилось  на 53,7%  (по  сравнению  с  1997  г.  наблюдался  спад  на  22%).   Важнейшими производителями мяса являлись Республика  Саха  (27,3%  натуральных  объемов производства  ДВ)  и  Амурская  область  (24,5%).  Удельный   вес   хозяйств населения в общем, объеме производства мяса в 1999 г. достиг 60,5%.

Производство молока на ДВ составило в 1999 г. 45,4% от объема  1991 г. Наибольший объем был произведен в Амурской области  (200  тыс.  тонн  или 30,4% производства ДВ). В целом для ДВ удельный  вес  хозяйств  населения  в общем, объеме производства молока на ДВ превысил 63%.

Основная доля производства яиц (77,5%)  обеспечивалась  в  1999  г. сельскохозяйственными   предприятиями    и    фермерскими    (крестьянскими) хозяйствами. 33,2%  всего  производства  яиц  на  ДВ  было  сосредоточено  в Приморском крае, 28,3% - в Хабаровском. В целом для ДВ  объемы  производства в 1999 г. составили 36,1% объема 1991 г.

Дальний  Восток  располагает  колоссальными  запасами бурых и каменных углей.  Прогнозные  ресурсы  региона,  по  разным  оценкам, составляют 1,2-1,8 трлн т. Основные ресурсы (1,7  трлн  т)  сосредоточены  в Якутии, где известно около 900 угольных месторождений и  проявлений.  На  ее долю приходится 11% общемировых запасов углей и более  30%  запасов  России. Наиболее обширные угленосные отложения находятся на северо-западе Якутии,  в Ленском угольном бассейне. Однако горно-геологические условия этого  района, его удаленность  и  неосвоенность  не  позволяют  считать  бассейн  р.  Лены перспективным для  масштабного  наращивания  здесь  угледобычи,  по  крайней мере, в ближайшее десятилетие. Эти  же  причины  будут  сдерживать  развитие угледобывающей промышленности и в Зырянском районе, расположенном в  северо- восточной части Якутии, хотя его прогнозные ресурсы оцениваются высоко -  30 млрд. т.[8]

Почти во всех регионах Дальнего Востока имеются угли, пригодные  для коксования и химической переработки с возможностью получения  широкой  гаммы продуктов, пока не производимых в регионе.  Некоторые  месторождения,  кроме того, перспективны для  извлечения  из  углей  редкоземельных  элементов,  в первую очередь германия (Чульмиканское, Бикинское, Павловское, Шкотовское  и др.)

Угольная промышленность занимает  существенное  место  в  отраслевой структуре   большинства   регионов.   В   Якутии,   Амурской,   Сахалинской, Магаданской областях, в меньшей степени  в  Приморском  крае.  Это  одна  из ведущих отраслей экономики и в последние годы, несмотря  на  падение  добычи угля, удельный вес отрасли в промышленной структуре регионов вырос

Схема  размещения  угледобывающих  предприятий,   сформированная   в прошлые десятилетия, в условиях рынка оказалась  неэффективной.  На  Дальний Восток ежегодно завозилось до 10 млн.  т.  энергетических  углей.  В  то  же время местные ресурсы осваивались недостаточно. В  настоящее  время  дефицит твердого топлива в  большинстве  регионов  сохраняется.  В  больших  объемах ввозится уголь в Хабаровский и Приморский края  (по  8-10  млн.  т.).  Почти полностью на привозном топливе работает энергетика Камчатки (около 500  тыс. т). Частично в других регионах закупает  уголь  Сахалин.  Амурская  область, после  исчерпания  Райчихинского  месторождения,  также   поставлена   перед необходимостью ввоза топлива из Восточной Сибири и Якутии.

Угольной  отрасли  Дальнего  Востока  в  ближайшие  годы   предстоит преодолеть ряд серьезных  проблем,  свойственных,  впрочем,  всей  топливной промышленности  России.   Главная   из   них   -   повышение   эффективности производства в добывающем секторе за счет  технического  и  технологического обновления   угольных   компаний   и    реструктуризации    либо    закрытия нерентабельных предприятий. Политика государства  в  решении  этой  проблемы направлена на  превращение  угольной  промышленности  в  бездотационную  или малодотационную отрасль.

Горнорудная промышленность района представляет собой добычу золота, алмазов, оловосодержащих,  вольфрамовых,  свинцово-цинковых  и  других  руд, производство цветных металлов, а также  чёрную металлургию.

Очевидно, что горнорудная промышленность  ориентируется  на  запасы сырья, следовательно, центры  горнорудной  промышленности  находятся  вблизи богатых месторождений  сырья.  Также  большое  значение  имеют  2  следующих фактора: фактор природных условий и экологический фактор.

Быстро росла на Дальнем Востоке  добыча  цветных  металлов,  да  и сейчас она испытывает не такой значительный  спад,  как  в  других  отраслях производства. На Дальнем Востоке добывается  основная  часть  олова  страны, значительна доля района в общероссийской добыче золота, серебра,  вольфрама, свинца,  цинка,  ртути,  флюорита,  висмута  и  других  ценнейших   полезных ископаемых.[9]  Подготовка  к  более  широкому  использованию  рудной сырьевой  базы  требует  изыскания  лучших   способов   отработки   коренных месторождений, создания оборудования  для  условий  Дальнего  Востока.  Руды цветных металлов обычно  являются  комплексными.  Поэтому  одной  из  важных задач является извлечение не только основных металлов,  но  и  сопутствующих элементов, содержащихся в рудах.

Наибольшего  расцвета  рыбная   промышленность   Дальнего   Востока достигла в 70-80 годы.  В  то  время  на  его  долю  приходилась  почти  1/3 общесоюзного улова рыбы, добычи морского зверя и  морепродуктов. В  конце 90-х ситуация нисколько не ухудшилась,  сейчас  дальневосточные  моря  дают около 60% добычи рыбы в Российской Федерации, и даже теперь, в наше  сложное время, рыбные консервы, консервы из  продуктов  моря,  свежемороженая  рыба, соленая сельдь и некоторые другие виды рыбопродукции поставляются отсюда  во многие районы страны, а также на  экспорт. 

В  рыбной  промышленности   основная   задача   —   ликвидировать диспропорцию  в  развитии  флота  и  его  береговой  базы.   В   перспективе расширение  океанического  рыболовства  будет   сопровождаться   увеличением прибрежного лова.  Большое  значение  придаётся  мероприятиям  по  охране  и разведению  лососевых  рыб.  Одним  из  перспективных  направлений  является товарное  разведение  морского  гребешка  и  других   моллюсков,   а   также водорослей. Рост вылова рыбы  будет  сопровождаться  переработкой  по  новой технологии низкокачественного рыбного сырья в  продукты  повышенной  пищевой ценности.

Огромные лесные богатства Дальнего Востока (около 11 млрд. куб. м.) обусловили  здесь  создание  одного  из  крупнейших  лесозаготовительного  и деревоперерабатывающего  комплекса,  эффективность   которого   определяется концентрацией крупных лесных ресурсов,  в  том  числе  многих  ценных  пород древесины, с высокой долей в составе лесов спелых и переспелых  деревьев.

Есть на  Дальнем  Востоке  породы  деревьев,  занимающие  небольшие площади,  но  играющие  существенную  роль  в  хозяйстве.  Таков,  например, амурский бархат, из древесины которого делают  пробки,  изоляционные  плиты, линолеум и т.д. Очень красивая и прочная древесина  амурского  ореха  высоко ценится в столярном, мебельном и фанерном производствах.  Из  многочисленных видов берёз, распространённых на Дальнем Востоке, следует особенно  выделить так называемую железную берёзу, которая по твёрдости  не  уступает  самшиту. Из жёлтой берёзы, тоже  имеющей  твёрдую  древесину,  изготовляются  ткацкие челноки. Древесина белых берёз хороша для производства фанеры и мебели.

Развитие  отрасли.  В  отраслевой  структуре   экономики   регионов Дальнего Востока энергетика занимает весьма заметное  место  -  от  12,7%  в

Приморском крае и до  37%  в  Магаданской  области.  По  стоимости  основных производственных фондов это одна из самых емких сфер народного хозяйства.  В Магаданской и Амурской областях, к примеру, в  энергетике  сосредоточено  до 40% всех ОПФ. В Приморском и  Хабаровском  краях,  экономика  которых  более диверсифицирована, на долю электроэнергетики приходится около 10%  ОПФ.  Тем не  менее,  электроэнергетика  на  Дальнем  Востоке  не   является   отраслью специализации. Ее высокий  удельный  вес  сегодня  обусловлен  более  резким спадом производства в других отраслях промышленности.[10]

К    концу    1999    г.    суммарная    установленная     мощность электроэнергетической промышленности на Дальнем Востоке достигла  13,4  млн. кВт. Электрическую энергию вырабатывают более  8800  установок,  как  общего пользования, так и ведомственных. При этом около  85%  энергии  вырабатывают электростанции  общего  пользования,  принадлежащие  крупным  энергетическим компаниям, входящим в структуру РАО "ЕЭС  России".  Для  региона  характерно наличие большого количества маломощных  дизельных  установок,  работающих  в отдаленных и труднодоступных в транспортном отношении населенных пунктах. Дальнейшее  развитие   электроэнергетической промышленности на Дальнем Востоке  продиктовано  необходимостью  технической модернизации,  более   широкого   использования   высокорентабельных   видов энергетики и дешевых местных ресурсов.

Удельный вес легкой промышленности в общем,  производстве  Дальнего Востока – менее  1%.  Легкая  промышленность  ДВ  представлена  текстильной, трикотажной, кожевенно-обувной  и  другими  отраслями,  предприятия  которых размещены в основном в крупных и средних городах. Значительное снижение объемов  производства  за  1990-е  годы  было вызвано   не   конкурентоспособностью    основной    массы    продукции    и переориентацией спроса на импортную продукцию.

Морской транспорт играет  важную  роль  в  экономике Дальнего Востока и  России  в  целом.  Через  морские  порты  обеспечиваются экспортные потоки российских товаров на мировые рынки и  поставки  импортной продукции из стран Азиатско-Тихоокеанского региона  в  Россию.  Кроме  того, для  некоторых  регионов  (Магаданской,  Камчатской,  Сахалинской  областей, северных  районов  Хабаровского  края)  морской  транспорт   -   практически единственный путь доставки туда грузов.[11]

Вдоль побережья Дальнего  Востока  расположено  32  морских  порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также  около  300  гаваней,  где  имеются пристани  и  якорные  стоянки.  Всего  в  регионе  насчитывается  около  270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции.

При   недостаточно   развитой    авто-    и железнодорожной инфраструктуре обеспеченность Дальнего  Востока  судоходными речными путями в три раза выше среднероссийского уровня. На каждые  10  тыс. кв. км территории здесь приходится 31 км речных путей. Судоходными  являются реки Амур (на территории Хабаровского края, Еврейской автономной  области  и Амурской области), Уссури, Амгунь, Мая, Тунгуска (в Хабаровском крае),  Зея, Селемджа, Бурея (Амурская область), Лена,  Вилюй,  Киренга,  Витим,  Олекма, Алдан, Индигирка (Республика Саха), Колыма (Магаданская область,  Республика Саха), Анадырь (Магаданская область). Однако  большинство  рек  протекают  в северных  приполярных  широтах,  по  малонаселенным  территориям  Якутии   и Магаданской  области,  и  потому  интенсивность  использования  этих  водных артерий невелика.

Развитие железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке началось  в конце позапрошлого века, с закладки в 1891 г. Южно-Уссурийской  железной  дороги и железнодорожного вокзала во Владивостоке.  Бурное  строительство  железных дорог продолжалось до 1916 г. В этот период были пущены  поезда  на  участке Владивосток-Хабаровск, проложена  однопутная  колея  от  станции  Куэнга  до Завитинска, а  позднее  и  до  Хабаровска  (Амурская  железная  дорога),  и, наконец, в 1916 г., с завершением строительства моста через  Амур,  началось сквозное  движение  по  Транссибирской  магистрали,  соединившей   восточные окраины с центром России.

Общая протяженность сети автомобильных дорог  на  Дальнем  Востоке, включая ведомственные, составляет  78,3  тыс.  км.  Плотность  автомобильной сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России,  и  лишь  Приморский край имеет показатель, близкий к среднероссийскому.

Почти 80% дорог с твердым  покрытием  сосредоточено  в  южной  зоне Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям  проходят  автомобильные дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".

Автомобильный  транспорт  в  южной  зоне  Дальнего  Востока  играет исключительно важную роль в  торговле  с  Китаем.  В  конце 90-х годов  здесь открыто 13 автодорожных пунктов пропуска на границе,  в  том  числе  пять  в Приморском крае, три в Амурской области, два в  Хабаровском  крае  и  три  в Еврейской АО.

Обширные пространства дальневосточных  территорий  и  недостаточное развитие  наземных  путей  сообщения  предопределяют  повышенную  значимость здесь  авиационного   транспорта.   Особенно   это   касается   пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую роль как на внутрирегиональных, так  и на межрегиональных линиях.  В  целом  на  Дальнем  Востоке  доля  воздушного транспорта  в  пассажирских  перевозках  составляет  около  38%.  Однако,  в регионе есть немало районов и населенных  пунктов,  для  которых  самолет  - единственное средство связи с "большой землей".

На территории Дальнего  Востока  трубопроводный  транспорт  получил развитие в трех регионах - на Сахалине, в Хабаровском крае и в Якутии.

4. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Дальнего Востока.

Несмотря на уникальные природные ресурсы и исключительно выгодное географическое  положение Дальневосточного федерального округа, его социально-экономическое состояние нельзя считать благополучными. Для экономики округа характерны диспропорции, слабое развитие топливно-энергетической базы, недостаточное развитие таких базовых отраслей, как черная металлургия машиностроение. В последние десять лет наблюдается спад производства. Все субъекты Федерации, входящие в состав Дальневосточного округа, дотационные.

Перспективы развития округа в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориального производственного комплекса.

В будущем в районе БАМа возможно создание еще одного комплекса, в основе которого будет развиваться черная металлургия на базе коксующихся углей Южной Якутии и железорудных месторождений этого района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Введена в эксплуатацию Зейская ГЭС. На базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения будет создаваться Ургальский ТПК. Энергетическая база нового комплекса  станет более мощной за счет строительства  тепловой электростанции. Возникнут новые отрасли машиностроения (производство дорожных машин), будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая отрасли.

В районе г. Комсомольск-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти Сахалинского шельфа, якутского природного газа,  южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Семмджинского района.

На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова – Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем должен быть расширен.

На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань  превратится в мощный транспортный  узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта. Введена паромная переправа на Саалин через Татарский пролив Ванино - Холмск. Развивается судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность.

В перспективе намечается освоить ололо 40 млн га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется довести заготовку древесины до 6 млн куб м (в основном ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

В настоящее время продолжается развиваться Южно-Якутский ТПК, построены мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС.

Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне реки Алдана на 80 – 100 км севернее Станового хребта, недалеко от южно-якутских железных руд, находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское месторождения. Мощность пластана Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульманском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн т угля в год.

Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, пионерское, Сиваллинское, запасы которых составляют 2,5 млрд т.

В бассейнах рек Олекмы и чары  разведаны магнетитовые кварциты; это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых. Однако освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходимы приоритетная   инвестиционная программа для региона и привлечения иностранных инвестиций в первую очередь со стороны соседних государств – Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов Сахалинского шельфа. Подписано соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов; будут создаваться совместные предприятия.

В развитии Находки ведущее место будет занимать цветная металлургия. Намечается расширение геологических исследований, планируется повышение темпов подготовки к эксплуатации новых  месторождений полезных ископаемых, расширении в 1,5 раза добычи угля за счет реконструкции и строительства новых шахт. Особое внимание уделяется развитию электроэнергетики за счет увеличения мощности Бурейской ГЭС, реконструкции Уссурийской ГЭС, Партизанской ГРЭС и ряда ТЭЦ. На Камчатке в перспективе планируется сооружение каскада ГЭС небольшой мощности на р. Толмачёво.

Намечается в ближайшие годы увеличение добычи нефти и газового конденсата на Сахалине, в том числе за счет освоения континентального шельфа, а также в Республике Саха. Большие перспективы имеет золото – и алмазодобывающая промышленность.

При слабой обеспеченности округа железными дорогами особое значение приобретает строящаяся ветка от БАМа протяженностью 70 км к Чинейскому месторождению титаномагнетитовых, ванадиевых и медно-платиновых руд, расположенному в Ковдорских горах. Продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали от Нерюнгри (БАМ) до Якутска. В настоящее время эта дорога доведена до Алдана.

Федеральными органами власти разработано и осуществляется ряд государственных программ развития отдельных регионов Дальнего Востока:

- Программа социально-экономического развития Республики Саха на 1995 – 2005 гг.;

- Программа экономического развития Забайкалья на 1996 – 2005 гг. и др.

Первоочередными экономическими задачами Дальневосточного региона являются перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, их реконструкция и наращивание мощностей. В недалекой перспективе проблема будет решаться за счет строительства магистрального газопровода от Кавыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства – Китай, Японию и др.

Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии округа является развитие промышленности по добыче и переработки природного сырья за счет конверсии оборотного комплекса, предприятиями которого насыщен регион. Поставлены задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, социологизации экономики за счет структурной перестройки, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расширения транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной в регионе должна стать задача развития малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.[12]

Заключение

Все развитие Российского Дальнего Востока базируется на освоении его природных ресурсов. К концу ХХ века внутри региональной системы природопользования назрели драматические изменения. Они связаны с появлением двух новых аспектов: ее трансформацией в связи с переходом к рыночной экономике и ее вхождением в систему природопользования Северо-Восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Сейчас, как никогда нужны концептуальные разработки, которые определят стратегию дальнейшего освоения природно-ресурсного потенциала региона, позволяет понять, с чем входит природопользование РДВ в XXI век. Чем будет богатый природный регион: сырьевым придаткам, сырьевым донором России, сырьевой базой СВА? Либо он все же может через свои природные богатства обрести достойное место в мировой экономике?

Существенными чертами природно-ресурсной политики на Дальнем Востоке являются незавершенность процесса освоения и поляризованность территориальной структуры. С самого начала и до настоящего времени использование много функционального природоресурсного потенциала имело характер моноресурсного истощительного пользования.         Использование природных ресурсов остается экстенсивным. При сохранении такой направленности трансформация природных ресурсов ускоряется во времени. В работе было отмечено, что на природопользование Дальнего Востока большую роль стали играть международные связи.

В целом региональная политика в сфере пользования природно-ресурсного потенциала отличается противоречивостью, неадекватностью воздействия на систему природопользования, которая находится в стадии радикальных преобразований и нуждается в четких целенаправленных регулирующих действиях.

Список используемой литературы

1.               Алимов, Жохова. Анализ эффективности  размещения  производственных  сил Сибири и Дальнего Востока. – М. Финансы, 1999.

2.               Ишаев, В.И. Интеграция регионов Востока России - требова­ние времени / В.И. Ишаев // Региональное развитие и сотрудничество. Мо­сква. 1999, нулевой вып.

3.               Иванов А.С. Морские перевозки грузов в международной торговле //Внешнеэкономический бюллетень. 2000. №2.

4.               Минакир П.А. Региональная экономическая политика. Стра­тегия      Развития Дальневосточного региона. - Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2001.

5.               Новая   Россия   Информационно-статистический   альманах.   М. Экономика, 1998.

6.               Региональная экономика: Учебник для ВУЗов / Под ред. Морозовой Т.Т. – М.: ЮНИТИ, 2000

7.               Ром В.Я., Дронов В.П. География России – 2-е изд. 1996.

8.               Советский союз. Геогр. Описание в 22 томах. Дальний Восток / Под ред. Долгополова К.В. – М., «Мысль», 1971

9.               Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. — М., 1975-1985

10.          Экономическая политика Дальнего Востока. Хабаровск. 2003.

11.          http://www.zdp.ru


[1] http://www.zdp.ru

[2] Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. — М., 1975-1985

[3] Алимов, Жохова. Анализ эффективности  размещения  производственных  сил Сибири и Дальнего Востока. – М. Финансы, 1999. стр. 147

[4] Ром В.Я., Дронов В.П. География России – 2-е изд. 1996. стр. 69.

[5] Ром В.Я., Дронов В.П. География России – 2-е изд. 1996. стр. 78

[6] См Советский союз. Геогр. Описание в 22 томах. Дальний Восток / Под ред. Долгополова К.В. – М., «Мысль», 1971

[7] Алимов, Жохова. Анализ эффективности  размещения  производственных  сил Сибири и Дальнего Востока. – М. Финансы, 2001. стр. 273.

[8] Минакир П.А. Региональная экономическая политика. Стра­тегия      Развития Дальневосточного региона. - Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2001.

[9] Ишаев, В.И. Интеграция регионов Востока России - требова­ние времени / В.И. Ишаев // Региональное развитие и сотрудничество. Мо­сква. 1999, нулевой вып.

[10] Новая   Россия   Информационно-статистический   альманах.   М. Экономика, 1998. стр 136

[11] Иванов А.С. Морские перевозки грузов в международной торговле //Внешнеэкономический бюллетень. 2000. №2. стр 219.

[12] См. Экономическая политика Дальнего Востока. Хабаровск. 2003.