Содержание

1. Актуальность и значимость  борьбы с безнадзорностью и преступностью в России сегодня. 3

1.1. Проблемы безнадзорности и наркомании в России сегодня: актуальность и обоснование исследования. 3

1.2. Цели и задачи профилактики борьбы с безнадзорностью и  наркоманией  11

2. Проект организации борьбы с безнадзорностью и  наркоманией  в городе Хабаровске и Хабаровском крае. 13

2.1. Общая характеристика проекта. 13

2.2. Нормативно- правовая база  проекта и  его информационное обеспечение  17

2.3. Организационно- управленческая структура  и кадровое обеспечение. 20

2.4. Финансовое обеспечение. 22

3. Этапы внедрения проекта. 23

4. Препятствия и риски проекта. 29

5. Ожидаемые результаты проекта, его эффективность. 30

Список литературы.. 34

Приложения. 35

 1. Актуальность и значимость  борьбы с безнадзорностью и преступностью в России сегодня

1.1. Проблемы безнадзорности и наркомании в России сегодня: актуальность и обоснование исследования

Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников.

В таблице 1 (приложение 1) отражены данные о детской  преступности в Российской Федерации[1].

В таблице 2 (приложение 2) отражены данные  о численности несовершеннолетних, осужденных  за отдельные виды преступлений в РФ

В России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости обусловили появление групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что зачастую приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности, социальному сиротству[2].

Проблема социального сиротства, когда дети по разным причинам оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях, относится к числу вызывающих особую обеспокоенность в России. Усилилась ранняя алкоголизация подростков, увеличилось число потребляющих наркотики.

Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных - беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, подростков, совершивших правонарушения. Особую актуальность и остроту эта проблема приобрела в период современных политических, социальных и экономических реформ.

В условиях нестабильного социально-экономического развития страны имеют место массовые нарушения прав детей. Только в 2005 году органами прокуратуры Российской Федерации выявлено свыше 50 тыс. таких нарушений.

Растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей, по данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в это.

Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.

Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (около 23% от общего числа рожденных детей)[3].

В 2005 году по сравнению с 2004 годом на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней рассмотрено более 155 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 2006 года на учете в органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей.

Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Имеет место тенденция к увеличению численности подростков, госпитализированных по поводу наркологических заболеваний, Безнадзорные дети с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев нуждаются в серьезной медицинской помощи.

В последние годы фиксируемый устойчивый рост венерических заболеваний имеет распространение в детской среде, особенно среди социально-дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия.

Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность. Не случайно число несовершеннолетних, совершивших правонарушения, увеличилось в 2005 году на 24 % (с 24 до 31 тыс. человек), из них 60% детей и подростков (18,7 тыс.) проживали в детских домах и школах-интернатах.

По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. Около тысячи детей в месяц исчезают бесследно.

Одним из самых трагических последствий кризиса является детская беспризорность.

Беспризорность как общественное явление тесно связана с тяжелой  экономической ситуацией в стране. Причем ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков.

Можно отметить появление в последние годы следующих негативных тенденций[4]:

1.     резкий рост социальной дезадаптации детей, подростков и молодежи выражающийся в широком спектре девиантного поведения (ранняя алкоголизация и наркомания, аморальное поведение, противоправные действия);

2.     обострение проблем социального сиротства;

3.     угрожающий рост детской и подростковой преступности, особенно настораживает увеличение девочек и девушек в числе участников преступлений;

4.     увеличение количества детей, ставших жертвами преступного посягательства. эксплуатации и сексуального насилия;

5.     возрождение детской беспризорности как социального явления.

По данным статистики в России насчитывается 573 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных детей, детей лиц без определенного места жительства, беженцев, вынужденных переселенцев. Около 2 млн. детей в РФ нигде не работают и не учатся. Есть основания полагать, что они также могут являться потенциальными беспризорниками.

Положение усугубляется практическим отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между государством и человеком, лишенным и средств к существованию, и нормальных условий жизнедеятельности. Беспризорный, как правило, предоставлен самому себе, связь с семьей утрачена, нет нормального жилья, возможности получить образование, медицинскую помощь. Трудовая сфера жизнедеятельности для него закрыта, да и не вызывает у такого подростка никакого интереса.

По данным Института социально-экономических проблем народонаселения тенденция к социальной деградации, особенно среди представителей нового поколения, усиливается. Она находит свое проявление в отказе части молодежи от образования, ориентации молодых людей на удовлетворение краткосрочных потребностей, росте преступности, наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков.

Рассмотрим основные негативные тенденции развития наркомании в Росси сегодня.

Во-первых, наркомания сейчас становится проблемой все большего числа государств практически во всем мире. И эта тенденция только усиливается. Злоупотребление наркотическими средствами стало глобальным явлением: свыше 150 как развитых, так и развивающихся стран и территорий сталкиваются сегодня с проблемой злоупотребления наркотиками[5].

Во-вторых, криминогенная ситуация в России свидетельствует о дальнейшем обострении проблемы, связанной с распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Возрастная категория большинства потребителей наркотиков - лица, моложе 30 лет. Под угрозой находится здоровье значительной части молодого поколения.

В-третьих, обострение наркоситуации напрямую связано с усилением взаимозависимости наркоторговли и уголовной преступности и завоеванием доминирующих позиций организованными группами наркодельцов. Более того, уже сегодня создаются целые преступные наркосообщества. Повышается уровень профессионализма и организованности лиц, занимающихся этим преступным ремеслом. Это позволяет криминальным структурам совершать наркопреступления в размерах и объемах, которые несколько лет назад им были не под силу.

И, наконец, в-четвертых, посткоммунистическая Россия сегодня имеет большую протяженность границ со странами - традиционными производителями наркотиков. Фактором, определяющим обострение и без того сложной ситуации, является прозрачность и открытость этих границ.

Сегодня в России, как и в ряде других европейских государств, организованная преступность - это реальная угроза любого сообщества, и ее главная задача - получение прибыли. Доход этот можно получить только в одном случае: торговля или продажа как можно большего количества товара. Для того, чтобы он покупался, надо иметь покупателя, а для того, чтобы он пользовался спросом, необходимо проводить маркетинговые операции, рекламу и пропаганду. Таким образом, наркотики - это теневой товар, который хотят вывести на легальную основу, получая за это большие деньги, и принимают все силы для того, чтобы этот товар легализовать.

По оценкам экспертов, несмотря на ряд принимаемых профилактических мер, незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими в нашей стране в ближайшие годы сохранит тенденцию к дальнейшему росту. Наркоситуация будет определяться рядом факторов, среди которых отмечают значительное увеличение спроса на наркотики (особенно среди несовершеннолетних и молодежи), увеличение числа лиц, больных наркоманией и связанными с ней сопутствующими заболеваниями, возрастающее влияние наркомании на экономику государства, уголовную преступность и состояние общественного порядка.

В настоящее время для России характерно преобладание героиновой наркомании. По мнению медицинских работников, количество героинщиков достигает в общей массе больных 90-95%. Сейчас это наиболее доступный и относительно дешевый наркотик. Но для молодежи  даже самая низкая цена на героин зачастую оказывается недоступной. И часто им приходится довольствоваться самыми дешевыми, а значит, наименее качественными и особенно опасными наркотическими веществами. Как показывает опыт, в воинские части обычно попадают самые низкопробные наркотики, приготовленные кустарным способом.

В последнее десятилетие прошлого века в нашей стране наблюдались высокие темпы роста числа больных наркоманией в целом среди всех слоев населения. Наркомания сегодня - настоящий бич общества. Особенно остро эта проблема стоит среди подростков.

Согласно данным Госкомстата России, наиболее интенсивный рост наркотизации населения отмечался в 1995-1999 годах. Количество больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением среди подростков, на конец 2005 года составило 317,2 тысячи человек, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 году (64,9 тыс. человек).

Рис. 1. Динамика  количества больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением среди подростков в 2005 году[6]

По данным Министерства здравоохранения России, в 2005 году этот показатель увеличился на 1,8 % и достиг 323 тысячи человек. Хотя среди потребителей основную группу по-прежнему составляют лица в возрасте 18-39 лет (80%), к потреблению наркотических средств активно привлекаются дети и подростки допризывного возраста. Уровень учтенной заболеваемости наркоманией у подростков с 1991 по 2005 год увеличился в 11 раз и достиг своего максимального значения – 124 больных на 100 тысяч подросткового населения. По состоянию на декабрь 2004 года на учете в наркологической службе состояли 9 тысяч подростков в возрасте от 14 до 18  лет  среди призывников с диагнозом наркозависимость и еще 16 тысяч – на профилактическом учете.

О темпах наркотизации свидетельствуют, в частности, данные о молодежи допризывного возраста. С 1995 по 2005 год число лиц, освобожденных от призыва на военную службу в связи с заболеванием наркоманией, выросло – с 4,7 тысяч до 20,9 тысяч человек. Количество злоупотребляющих наркотическими средствами, за период от постановки на воинский учет до призыва на военную службу, увеличилось в 6,5 раза.

Рис. 2. Динамика численности допризывников,  освобожденных от  службы в связи с наркоманией с 1995 по 2005 год[7]

Продолжает расти число лиц, потребляющих наркотические средства инъекционным способом, что способствует увеличению численности пораженных ВИЧ-инфекцией и другими опасными заболеваниями. По состоянию на июнь 2004 года выявлено более 111 тысяч случаев заражения ВИЧ-инфекций среди больных наркоманией.

По данным МВД России, за 10 лет количество ежегодно регистрируемых наркопреступлений среди молодежи  увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли – в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности – в 9 раз.

Не прекращаются незаконное культивирование наркосодержащих растений, подпольное производство наркотических средств и психотропных препаратов, их утечка из легального оборота, не в последнюю очередь – из учреждений здравоохранения.

Согласно данным Государственного таможенного комитета РФ, общая масса изъятой контрабанды наркотических средств и психотропных препаратов в 2005 году составила примерно 9 тонн (в том числе: 308 кг героина, 16,5 кг кокаина, 11,5 кг опия, более 3 тонны марихуаны, гашиша, соломки мака). Указанный объем соответствует 194,9 миллионов условных доз. Кроме того, таможенными органами задержано 155,4 тонн химических продуктов, являющихся сырьём для нелегального производства наркотических средств.

1.2. Цели и задачи профилактики борьбы с безнадзорностью и  наркоманией

Основными задачами профилактики безнадзорности и правонарушений , а также наркомании  среди несовершеннолетних являются[8]:

а) обеспечение правовых и социальных гарантий для предупреждения безнадзорности и правонарушений, а также наркомании среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, в том числе установление профилактического контроля и учета;

б) проведение профилактической работы с законными представителями, не выполняющими своих обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних, а также отрицательно влияющими на их поведение;

в) обеспечение гарантированной защиты и законных интересов несовершеннолетних, их законных представителей;

г) социальная реабилитация, адаптация и полноценное социально-бытовое устройство несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также несовершеннолетних с девиантным поведением;

д) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных противоправных действий и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними;

е) расширение сети внебюджетных фондов, государственная поддержка и стимулирование деятельности неправительственных организаций, объединений, центров по оказанию помощи различным категориям детей и молодежи, направленных на создание условий для их полноценного развития, реализующих различные программы в интересах детей и молодежи и осуществляющих адресную помощь наиболее нуждающимся категориям;

ж) расширение сети научных подразделений по исследованию социальных проблем детства, поддержка и развитие фундаментальных и прикладных исследований в области проблем молодежи и детей.

2. Проект организации борьбы с безнадзорностью и  наркоманией  в городе Хабаровске и Хабаровском крае

2.1. Общая характеристика проекта

         Вопросами профилактики безнадзорности наркомании занимаются  и в Хабаровском крае. Направлением профилактики в рамках предлагаемого проекта выступает  создание Центра по  профилактике и борьбе с безнадзорностью и наркоманией  в городе Хабаровске и Хабаровском  крае.

         В рамках  создания подобного центра  предлагается федеральная целевая  программа профилактика безнадзорности , правонарушений и наркомании».

В рамках программы поставляется дезинфекционное оборудование для санитарной обработки детей, поступающих в учреждения с улицы, больных педикулезом и чесоткой; кухонное, прачечное оборудование для вновь создаваемых учреждений; медицинское оборудование для проведения мероприятий по оздоровлению детей; оборудование для трудовой, социально-психологической реабилитации воспитанников; компьютерная техника для формирования банков данных семей и детей группы риска, обеспечения возможности внедрения в практику работы специалистов современных технологий диагностики, коррекции девиантного поведения, реабилитации дезадаптированных детей и подростков.

Следует подчеркнуть, что система служб, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений, а также наркоманией в городе Хабаровске  только формируется. Вновь создаваемые социозащитные учреждения, как правило, не имеют необходимой материальной базы, а местными бюджетами, на содержании которых они находятся, выделяются средства только на питание детей и зарплату сотрудникам. Оказываемая за счет средств федерального бюджета помощь в оснащении требуемым оборудованием существенно повышает эффективность работы этих учреждений, улучшает условия проживания в них детей и подростков, укрепляет материальную, а также техническую базу служб, что особо важно для внедрения современных технологий реабилитации и коррекции[9].

В рамках данного проекта предполагается разработать механизмы:

·        защиты прав несовершеннолетних в семье, учебных заведениях, судах;

·        поддержки и создания экономических стимулов и условий развития системы неформального контроля за детьми (соседский контроль; группы (объединения) родителей детей, обучающихся в одной школе, проживающих в одном микрорайоне и т.п.).

На основе взаимодействия подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (милиции, общественной безопасности, органам здравоохранения, образования, социальной защиты, опеки и попечительства)  в рамках программы предполагается выработать:

1.     механизмы своевременного выявления и учета неблагополучных семей, оказание адресной помощи семьям с трудными детьми через Центры социального обслуживания семей с детьми, возродить деятельность комнат школьника по месту жительства;

2.     меры (правового, медицинского, психологического и социального характера) воздействия с целью устранения негативного влияния семьи на подростка, а также лечение и реабилитацию несовершеннолетних, испытывающих наркотическую, алкогольную и другие виды зависимости, способствующие асоциальному поведению.

В сфере образования  в рамках проекта предполагается.

1.     Создать условия для получения всеми желающими бесплатного среднего (полного) общего образования.

2.     Разработать новую концепцию профессиональной подготовки в школе, учитывая тенденции структурных изменений в экономике и трудовых ориентациях школьников.

3.     Принять меры к развитию учреждений начального профессионального образования всех типов (профессиональное училище, профессиональный лицей-центр непосредственного профессионального образования, учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение начального профессионального образования).

В рамках проекта  относительно труда несовершеннолетних предполагается[10]:

1.     Образовать в структуре органов содействия занятости населения специализированные подразделения по обеспечению занятости несовершеннолетних. Возложить на них функции по взаимодействию всех государственных и негосударственных учреждений, общественных объединений, занимающихся трудоустройством и организацией труда несовершеннолетних.

2.     Разработать целевые региональные и муниципальные программы, дающие гарантию первого рабочего места.

3.     Поддержать образование групп содействия трудоустройству несовершеннолетних в структуре молодежных бирж труда и других негосударственных служб содействия занятости.

4.     Предусмотреть в местных и региональных бюджетах средства для финансирования деятельности по созданию рабочих мест для несовершеннолетних.

5.     Установить в регионах льготное налогообложение, кредитование, целевое финансирование и иные формы поддержки и стимулирования деятельности работодателей по обеспечению занятости несовершеннолетних.

6.     Расширить практику организации временной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, обратив особое внимание на обеспечение возможности вовлечения в трудовую деятельность 14-15-летних подростков (в соответствии с действующим законодательством).

7.     Предусмотреть вовлечение несовершеннолетних в производственные сферы с внедрением наиболее передовых технологий.

В рамках проекта в направлении решения проблем досуга молодежи предполагается:

1.     В основу досуговой деятельности заложить принцип ориентации подрастающего поколения на отечественные духовные ценности, включить в этот процесс и религиозные организации.

2.     Объединить усилия государства и общественности по утверждению среди детей и подростков здорового образа жизни, популяризации физкультуры и спорта. Обеспечить возможность занятий детей и подростков в спортивных и творческих клубах, стимулируя создание необходимого количества таких клубов и их финансовую поддержку различными фондами и благотворительными организациями. Предусмотреть освобождение от оплаты детей из малообеспеченных семей, воспитанников интернатов и детских домов.

3.     Возродить в полном объеме деятельность детских Дворцов культуры и детских кинотеатров.

4.     Разработать и принять нормативный акт, запрещающий передачу в аренду коммерческим структурам помещений, предназначенных для использования или используемых для работы с детьми и подростками.

5.     До создания в Российской Федерации системы ювенальной юстиции решить проблему о специализации судей по делам несовершеннолетних и семейным делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних детей.

6.     Разработать механизм постоянного обмена информацией между органами опеки и попечительства, учебными заведениями, дошкольными учреждениями, детскими поликлиниками, службами департамента социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и подразделениями по предупреждению правонарушений несовершеннолетних о подростках, воспитывающихся в неблагополучных условиях.

7.     Учитывать в государственной статистике несовершеннолетних, не занятых учебой и трудом.

8.     Выработать механизм привлечения общественных формирований и негосударственных структур к работе с воспитанниками специальных школ, профтехучилищ и осужденными в ВТК.

9.     Разработать механизм своевременного информирования комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности о возвращающихся из специальных учебных заведений и воспитательно-трудовых колоний несовершеннолетних.

Но решение проблем детской безнадзорности возможно при условии корректировки экономической политики в интересах человека, усилении роли государства в подготовке к жизни подрастающего поколения, проведении активной семейной политики и переходе от идеологии выживания к идеологии созидания.

2.2. Нормативно- правовая база  проекта и  его информационное обеспечение

Федеральные Программы

1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[11]: Федер. целевая программа (1997-1998 гг.): Утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 27 июля 1996г. №906

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Федер. целевая программа (1998-2000 гг.): Утв. Постановлением

Правительства Рос. Федерации от 19 сент. 1997г. №1207

Указы Президента Российской Федерации

1. О федеральных целевых программах “Профилактика безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних” и “Развитие социального

обслуживания семьи и детей” на 1997-1998 годы: Указ Президента Рос.

Федерации от 18 сент. 1996г. №1367

2. О президентской программе “Дети России” на 1998-2000 годы: Указ

Президента Рос. Федерации от 15 янв. 1998г. №29: Ввод. со дня

Опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств

1. О нарушениях законодательства о социальной защите несовершеннолетних: Представление Генер. прокуратуры Рос. Федерации от 30 дек. 1993 г. N 7/5-1-1230-93

2. О нарушениях законодательства о социальной защите несовершеннолетних: Письмо М-ва образования Рос. Федерации от 14февр. 1994 г. N 43

3. Об утверждении Рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Постановление М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации от 30 янв. 1997 г. N 3; Бюл. М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации.- 1997.- № 3. - С. 46-53. - Прил.:

4. Рекомендации по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

Рекомендации: Утв. Постановлением М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации от 30 янв. 1997 г. № 3; Бюл. М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации.- 1997.- № 3. - С. 46-53. - Прил.: Пример, штат. расписание специализир. учреждения.

Для решения задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних создается единый краевой банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении. Порядок создания единого краевого банка данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении, устанавливается постановлением Совета администрации края.

Сведения о несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении, передаются в единый краевой банк данных с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего. Если родители несовершеннолетнего злостно уклоняются от обязанностей по его воспитанию, согласие на передачу в единый краевой банк данных сведений о несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении, дают органы опеки и попечительства.

Документом, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, является учетная карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, или учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении.

Форма учетной карты несовершеннолетнего или семьи, находящихся в социально опасном положении, перечень сведений, входящих в учетную карту, устанавливаются постановлением Совета администрации края.

Информация в единый краевой банк данных передается всеми органами системы профилактики, проводящими работу с несовершеннолетним, не позднее трех дней со дня обнаружения оснований, указанных в статье  Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Сбор, хранение, использование информации, имеющейся в едином краевом банке данных, допускается исключительно в интересах несовершеннолетнего для решения задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с соблюдением принципа конфиденциальности.

Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют информацию, имеющуюся в едином краевом банке данных, в порядке, установленном постановлением Совета администрации края.

2.3. Организационно- управленческая структура  и кадровое обеспечение

Решение обозначенных проблем во многом будет зависеть от кадрового обеспечения проекта. Задача подготовки кадров социальных работников для работы с несовершеннолетними беспризорными или просто подростками с трудной судьбой является в настоящий период чрезвычайно актуальной для России.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском  крае в соответствии с федеральным законодательством входят[12]:

1.     Совет администрации края;

2.     комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Совете администрации края, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3.     краевые и муниципальные органы управления социальной защитой населения;

4.     краевые и муниципальные органы управления образованием;

5.     муниципальные органы опеки и попечительства;

6.     краевые и муниципальные органы по делам молодежи;

7.     краевые и муниципальные органы управления здравоохранением;

8.     краевые органы, уполномоченные осуществлять государственную семейную политику и управление системой учебных заведений военно — патриотического и духовно — нравственного воспитания в крае;

9.     органы внутренних дел Хабаровского  края;

10.                       органы службы занятости, расположенные на территории края.

Отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском  крае осуществляют расположенные на его территории:

1) учреждения социального обслуживания населения, в том числе центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи населению, социальные приюты, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

2) образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;

3) социально — реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально — психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения, созданные для реализации молодежной политики;

4) учреждения здравоохранения, в том числе специализированные;

5) центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

В порядке, установленном федеральным и краевым законодательством, в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае в пределах их компетенции принимают участие расположенные на его территории:

1) органы и учреждения культуры;

2) органы и учреждения физической культуры, спорта и туризма;

3) уголовно — исполнительные инспекции Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Хабаровскому  краю;

4) военные комиссариаты и командование воинских частей;

5) другие органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.

2.4. Финансовое обеспечение

         В процессе организации Центра  по борьбе и профилактике с беспризорностью и наркоманией необходимы следующие затраты.

Все необходимое оборудование для реализации проекта перечислено в таблице 3.

Таблица 3

Оборудование и сопутствующие расходы при функционировании Центра

№ п/п

Вид оборудования

Количество, шт.

Стоимость каждого предмета, руб.

Общая сумма расходов, руб.

1

Стулья

12

560

6720

2

Столы письменные

6

1570

9420

3

Видеокамера

1

7500

7500

4

Кондиционер

2

4500

9000

6

Шкаф для документов

3

5650

16950

7

Мягкая мебель «Лаура»

1

15690

16910

8

Мусорные корзины

6

125

750

9

Шторы, тюль

1

890

890

10

Прочие расходы на оборудование

1

12450

12450

11

Музыкальный центр

1

3550

3550

ВСЕГО

-

-

81700

Все расходы (бюджет) проекта при функционировании Центра   постатейно указаны в таблице 4.

Таблица 4

Смета затрат  на функционирования Центра  на 2006 год

№ п/п

Показатели

Плановые данные

Месяцы

% от

оказанных

 услуг

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 2

Затраты

163400

13674

13655

13273

13389

13820

13915

12719

13568

13631

13726

13898

14132

86,00

 2.1

материалы

81700

6837

6828

6637

6695

6910

6957

6360

6784

6816

6863

6949

7066

43,00

 2.2

зарплата

45752

3829

3823

3717

3749

3870

3896

3561

3799

3817

3843

3891

3957

24,08

 2.3

ЕСН

16699

1397

1396

1357

1368

1412

1422

1300

1387

1393

1403

1420

1444

8,79

 2.4

амортизация

5229

438

437

425

428

442

445

407

434

436

439

445

452

2,75

 2.5

прочие

13072

1094

1092

1062

1071

1106

1113

1018

1085

1090

1098

1112

1131

6,88

3. Этапы внедрения проекта

1 этап: Индивидуальная профилактическая работа

Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении лиц и по основаниям, указанным в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей может проводиться с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних при поступлении информации о наличии любого обстоятельства, создающего угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей проводится путем разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, включают оценку состояния несовершеннолетнего и условий его жизни, перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.

Индивидуальные программы реабилитации и адаптации разрабатываются и реализуются специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Индивидуальные программы реабилитации и адаптации и отчеты об их исполнении утверждаются руководителями органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2 этап:  Помещение несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специализированные учреждения для несовершеннолетних

Основанием помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, является личное обращение несовершеннолетнего, заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей, направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вынесенные должностными лицами в пределах своей компетенции, в которых имеются данные о том, что несовершеннолетний находится в социально опасном положении. Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации, могут быть помещены в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или оказавшиеся в социально опасном положении по иным причинам, находятся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации, до решения вопроса об их устройстве органами опеки и попечительства.

Несовершеннолетний, помещенный в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по личному обращению, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

Администрация специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не позднее трех суток уведомляет родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения. В случае, когда местонахождение родителей и законных представителей неизвестно, администрация специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимает меры к его установлению и извещению родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

3 этап:  Осуществление медицинского обследования и медицинской помощи несовершеннолетним, лишившимся родительского попечения

Руководители специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, организуют прием, санитарную обработку, медицинское обследование поступивших в специализированное учреждение несовершеннолетних для своевременного выявления заболеваний и травм, в том числе следов насилия, а также признаков, свидетельствующих об употреблении наркотиков. По результатам медицинского обследования должны быть оформлены медицинские документы для дальнейшего устройства ребенка.

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения осуществляют круглосуточный прием и оказание медицинской помощи несовершеннолетним в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при наличии показаний медицинского характера.

В краевом бюджете на очередной финансовый год предусматриваются средства, необходимые для медицинского обследования несовершеннолетних, поступающих в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с обязательным перечнем обследования, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

4 этап:  Устройство несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, в интернатные учреждения

Несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни детские дома и школы — интернаты для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эти учреждения принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев.

В детские дома и школы — интернаты для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут временно помещаться беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние до решения органами опеки вопроса об их постоянном устройстве или возвращении в семью.

5 этап: Организация досуга и занятости несовершеннолетних

Для организации досуга и занятости несовершеннолетних социально — реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально — психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные организации органов по делам молодежи участвуют в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем организации секций, клубов, объединений, работающих с несовершеннолетними, проведения других мероприятий, направленных на формирование у несовершеннолетних уважения к законам, навыков правомерного поведения.

Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры.

6 этап:  Осуществление профилактической работы центрами временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Несовершеннолетние правонарушители в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений помещаются в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают их круглосуточный прием и временное содержание. Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей проводит индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляет среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливает обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информирует об этом соответствующие органы внутренних дел и другие органы и учреждения системы профилактики, представляет информацию о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении, в единый краевой банк данных.

Несовершеннолетние беспризорные, а также несовершеннолетние правонарушители подлежат в случаях, установленных федеральным законодательством, государственной дактилоскопической регистрации для установления их личности. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и побегам из дома или воспитательных учреждений, может проводиться по письменному заявлению и в присутствии их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей.

Таблица 5

Календарный план функционирования Центра  на 2006 год

Наименование работы и ее описание

Кто выполняет

Ресурсы

Ожидаемый результат

Сроки

1

Планирование деятельности работы Центра

бухгалтерия

знания бухгалтеров

сметы затрат, план денежных поступлений, расчет экономической эффективности проекта

1,5 недели

2

Оформление юридических документов

юрист

знания юриста

оформленные документы на право ведения деятельности

1,5 недели

3

Подготовительные работы (устройство помещения)

все  сотрудники открываемого Центра

оборудование

помещение готово для работы

2 недели

4

Основной этап работы

все сотрудники, предусмотренные в штатном расписании

собственные средства

работа проведена успешно

1 год

5

Отчет о деятельности Центра  за год

бухгалтерия

знания бухгалтеров

фактические данные о результатах работы центра

1 неделя

4. Препятствия и риски проекта

С целью оценки эффективности реализации проекта проводим оценку рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта.

В данном разделе выделим основные риски, которые сопутствуют реализации данного проекта организацией. К таким рискам отнесем:

1)    экономические  риски:

-         риск неполучения финансирования в надлежащем объеме от одного или нескольких инвесторов в силу причин различного характера;

- риск нехватки полученных денежных средств для реализации проекта в силу ошибок и неверных расчетов при планировании бюджета проекта;

2)    организационные риски:

-         риск срыва всего проекта или одного из мероприятий по организационным причинам (например, болезнь или уход одного или нескольких участников проекта);

3)    организационно-технические риски:

-         риск поломки транспорта при перемещении участников и оборудования.

Оценить вышеперечисленные риски можно при использовании метода вероятностной оценки риска. В ходе  использования данного метода отображается частота возникновения аналогичных рисковых ситуаций исходя из опыта организации или статистического материала. В таблице 6 представлена оценка рисков  проекта вероятностным методом.

Таблица 6

Финансово- экономические риски деятельности Центра

№ п/п

Виды рисков

Отрицательное влияние рисков на прибыль

Оценка

3

Увеличение роста объемов  аналогичных услуг

Падение продаж или снижение цен

0,12

4

Рост налогов

Уменьшение чистой прибыли

0,13

5

Снижение платежеспособности населения

Падение продаж

0,2

6

Рост цен на сырье, материалы

Снижение прибыли из- за роста себестоимости

0,24

7

Недостаток оборотных средств

Увеличение кредитов и выплат по ним

0,004

Среднюю оценку риска всего проекта можно оценить как среднеарифметическую величину среди оценок каждого из рисков в отдельности. Тогда примерная оценка риска в целом по проекту будет равна 0,1 или 10 %. Это означает, что вероятность невыполнения проекта составляет  10 %.

5. Ожидаемые результаты проекта, его эффективность

         В результате внедрения проекта должны быть достигнуты  следующие социальные результаты:

1.     социальная адаптация и социально — педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, путем оказания помощи и поддержки;

2.     поддержка любых форм, способствующих позитивной социализации детей и подростков (клубы, секции, кафе, развлекательные мероприятия, дополнительные школьные занятия, бесплатные столовые и т. д.);

3.     индивидуальная профилактическая работа с семьей, как основным институтом социализации детей и подростков, в первую очередь — с семьями, находящимися в социально опасном положении;

4.     сочетание защиты прав и законных интересов несовершеннолетних с обеспечением условий для активной защиты несовершеннолетними своих прав и интересов в рамках закона путем формирования у них правосознания и гражданской позиции;

5.     переход от карательных мер воздействия на несовершеннолетних к осуществлению индивидуальных реабилитационных и адаптационных программ, к широкому внедрению социальных тренингов;

6.     обеспечение приоритета индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними перед проведением массовых мероприятий для детей и подростков;

7.     выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

         Для оценки реализации проекта используем два метода: опрос и тестирование.

Критерии оценки реализации проекта:

1)    доля положительных ответов в общем количестве опросов о результатах работы Центра;

2)    средний балл оценки всего проекта.

Опрос представляет собой метод словесного опроса  молодежи- посетителей Центра ответов на вопрос: «Как вы оцениваете результаты работы Центра?». Далее подсчитывается доля положительных ответов и отрицательных ответов, представляется структура всех  ответов по категориям: «положительно», «отрицательно», «воздержался». Если доля положительных ответов превышает доли ответивших «отрицательно» или «воздержался», это означает, что по одному  из критериев проект достиг своих задач и целей.

Метод тестирования состоит в ответах на вопросы составленного  теста, представленного в таблице 7. Оценка проводится по пятибалльной шкале.

Таблица 7

Тест- вопросник о результатах  работы Центра  за год

№ п\п

Вопрос

Ваша оценка, баллы

1.

Насколько Вам понравилась организация Центра?

2.

Как Вы оцениваете персонал Центра?

3.

Как Вы оцениваете  работу психологов Центра

5.

Как Вы оцениваете работу ассистентов психологов в Центре?

6.

Как Вы оцениваете используемые в Центре методы?

7.

Как вы оцениваете оформление и дизайн построенных помещений Центра?

8.

Как вы оцениваете  в целом работу

ИТОГО

∑ аi

        

Такие тесты- вопросники раздаются  всем клиентам Центра и отдельно местным жителям, не посещающим Центр, но наслышанным о его работе. Далее подсчитывается средний балл по каждому тесту по формуле (1):

Б = ∑ аi : i,                            (1)

где Б – средний балл по тесту- вопроснику, баллы;

      ∑ аi – общая сумма баллов в тесте;

      i – количество вопросов в тесте.

         Затем суммируются все полученные средние баллы тестов среди клиентов  и «неклиентов» Центра. Общая оценка реализации проекта определяется  по формуле (2):

Оц =          [ ∑ Б (инв) • Д (инв) +  ∑ Б (мест.) • Д (мест) ]: n,          (2)

где    Оц – общая оценка реализации проекта, баллы

         ∑ Б (инв) – общая сумма средних баллов по тестам- вопросникам только клиентов Центра

Д (инв) – отношение числа клиентов к общей сумме опрошенных и протестированных людей

         ∑ Б (мест.) - общая сумма средних баллов по тестам- вопросникам прочих «неклиентов» Центра

Д (мест)  - отношение числа «неклиентов» Центра к общему количеству опрошенных

         n – общее число опрошенных

         Критерии оценки отображены в таблице 8.

Таблица 8

Критерии оценки реализации проекта

№ п/п

Оценка проекта, баллы

Характеристика реализации проекта

1

5

проект выполнен самым наилучшим образом ( эффективность- 100 %)

2

от 4 до 5

проект выполнен, однако есть небольшие нюансы и обстоятельства, которые можно было бы устранить (эффективность – 80 –90 %)

3

от 3 до 4

проект выполнен с некоторыми недостатками (эффективность – 70 – 80 %)

4

от 2 до 3

проект выполнен наполовину  (эффективность – 50 %)

5

от 1 до 2

проект выполнен очень  плохо (эффективность 20- 30 %)

6

менее 1

проект выполнен наихудшим образом (эффективность – 0 – 10 %)

        

Таким образом, в соответствии со значением среднего балла по проведенному опросу можно сделать выводы о результатах работы Центра .

Список литературы

1)      Кравченко О.А. Подростки и их проблемы   в Хабаровском   крае .- Российская газета. -  2005. – 2 августа.- № 368. – С. 5

2)      Медицинское  обеспечение молодежи в Хабаровске. – Российская газета. –  2005. – 11 сентября. – С. 25- 27

3)      Морозова Е.А. Наркотизм  в России.- Честное слово. – 2005 год. – 11 апреля. - № 273. – С. 12

4)      Об утверждении  городских мероприятий по совершенствованию допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания на 2004-2008 год в Хабаровском  крае// Дальний Восток. -  № 45. – С. 48-49

5)      Организация работы с молодежью. – Российская газета. – 2005. – 10 сентября. – С. 46

6)       «О ходе реализации программы «Здоровье» в Хабаровском крае.  – Российская газета . – 2005. – 12 октября. - № 35 .- С. 1-4

7)      www.khabarovsk.ru

8)      www.adm.khb.ru

9)      www.budgetrf.ru

10) www.minfin.ru

Приложения


[1] www.budgetrf.ru

[2] Там  же

[3] Кравченко О.А. Подростки и их проблемы   в Хабаровском   крае .- Российская газета. -  2005. – 2 августа.- № 368. – С. 5

[4] Морозова Е.А. Наркотизм  в России.- Честное слово. – 2005 год. – 11 апреля. - № 273. – С. 12

[5] Организация работы с молодежью. – Российская газета. – 2005. – 10 сентября. – С. 46

[6] www.minfin.ru

[7] www.minfin.ru

[8] Организация работы с молодежью. – Российская газета. – 2005. – 10 сентября. – С. 46

[9] Кравченко О.А. Подростки и их проблемы   в Хабаровском   крае .- Российская газета. -  2005. – 2 августа.- № 368. – С. 5

[10] www.khabarovsk.ru

[11] www.adm.khb.ru

[12] www.adm.khb.ru