Содержание
1. Актуальность и значимость борьбы с безнадзорностью и преступностью в России сегодня. 3
1.1. Проблемы безнадзорности и наркомании в России сегодня: актуальность и обоснование исследования. 3
1.2. Цели и задачи профилактики борьбы с безнадзорностью и наркоманией 11
2. Проект организации борьбы с безнадзорностью и наркоманией в городе Хабаровске и Хабаровском крае. 13
2.1. Общая характеристика проекта. 13
2.2. Нормативно- правовая база проекта и его информационное обеспечение 17
2.3. Организационно- управленческая структура и кадровое обеспечение. 20
2.4. Финансовое обеспечение. 22
3. Этапы внедрения проекта. 23
4. Препятствия и риски проекта. 29
5. Ожидаемые результаты проекта, его эффективность. 30
Список литературы.. 34
Приложения. 35
1. Актуальность и значимость борьбы с безнадзорностью и преступностью в России сегодня
1.1. Проблемы безнадзорности и наркомании в России сегодня: актуальность и обоснование исследования
Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников.
В таблице 1 (приложение 1) отражены данные о детской преступности в Российской Федерации[1].
В таблице 2 (приложение 2) отражены данные о численности несовершеннолетних, осужденных за отдельные виды преступлений в РФ
В России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей.
Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости обусловили появление групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что зачастую приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности, социальному сиротству[2].
Проблема социального сиротства, когда дети по разным причинам оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях, относится к числу вызывающих особую обеспокоенность в России. Усилилась ранняя алкоголизация подростков, увеличилось число потребляющих наркотики.
Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных - беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, подростков, совершивших правонарушения. Особую актуальность и остроту эта проблема приобрела в период современных политических, социальных и экономических реформ.
В условиях нестабильного социально-экономического развития страны имеют место массовые нарушения прав детей. Только в 2005 году органами прокуратуры Российской Федерации выявлено свыше 50 тыс. таких нарушений.
Растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей, по данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в это.
Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.
Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (около 23% от общего числа рожденных детей)[3].
В 2005 году по сравнению с 2004 годом на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней рассмотрено более 155 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 2006 года на учете в органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей.
Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Имеет место тенденция к увеличению численности подростков, госпитализированных по поводу наркологических заболеваний, Безнадзорные дети с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев нуждаются в серьезной медицинской помощи.
В последние годы фиксируемый устойчивый рост венерических заболеваний имеет распространение в детской среде, особенно среди социально-дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия.
Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность. Не случайно число несовершеннолетних, совершивших правонарушения, увеличилось в 2005 году на 24 % (с 24 до 31 тыс. человек), из них 60% детей и подростков (18,7 тыс.) проживали в детских домах и школах-интернатах.
По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. Около тысячи детей в месяц исчезают бесследно.
Одним из самых трагических последствий кризиса является детская беспризорность.
Беспризорность как общественное явление тесно связана с тяжелой экономической ситуацией в стране. Причем ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков.
Можно отметить появление в последние годы следующих негативных тенденций[4]:
1. резкий рост социальной дезадаптации детей, подростков и молодежи выражающийся в широком спектре девиантного поведения (ранняя алкоголизация и наркомания, аморальное поведение, противоправные действия);
2. обострение проблем социального сиротства;
3. угрожающий рост детской и подростковой преступности, особенно настораживает увеличение девочек и девушек в числе участников преступлений;
4. увеличение количества детей, ставших жертвами преступного посягательства. эксплуатации и сексуального насилия;
5. возрождение детской беспризорности как социального явления.
По данным статистики в России насчитывается 573 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных детей, детей лиц без определенного места жительства, беженцев, вынужденных переселенцев. Около 2 млн. детей в РФ нигде не работают и не учатся. Есть основания полагать, что они также могут являться потенциальными беспризорниками.
Положение усугубляется практическим отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между государством и человеком, лишенным и средств к существованию, и нормальных условий жизнедеятельности. Беспризорный, как правило, предоставлен самому себе, связь с семьей утрачена, нет нормального жилья, возможности получить образование, медицинскую помощь. Трудовая сфера жизнедеятельности для него закрыта, да и не вызывает у такого подростка никакого интереса.
По данным Института социально-экономических проблем народонаселения тенденция к социальной деградации, особенно среди представителей нового поколения, усиливается. Она находит свое проявление в отказе части молодежи от образования, ориентации молодых людей на удовлетворение краткосрочных потребностей, росте преступности, наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков.
Рассмотрим основные негативные тенденции развития наркомании в Росси сегодня.
Во-первых, наркомания сейчас становится проблемой все большего числа государств практически во всем мире. И эта тенденция только усиливается. Злоупотребление наркотическими средствами стало глобальным явлением: свыше 150 как развитых, так и развивающихся стран и территорий сталкиваются сегодня с проблемой злоупотребления наркотиками[5].
Во-вторых, криминогенная ситуация в России свидетельствует о дальнейшем обострении проблемы, связанной с распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Возрастная категория большинства потребителей наркотиков - лица, моложе 30 лет. Под угрозой находится здоровье значительной части молодого поколения.
В-третьих, обострение наркоситуации напрямую связано с усилением взаимозависимости наркоторговли и уголовной преступности и завоеванием доминирующих позиций организованными группами наркодельцов. Более того, уже сегодня создаются целые преступные наркосообщества. Повышается уровень профессионализма и организованности лиц, занимающихся этим преступным ремеслом. Это позволяет криминальным структурам совершать наркопреступления в размерах и объемах, которые несколько лет назад им были не под силу.
И, наконец, в-четвертых, посткоммунистическая Россия сегодня имеет большую протяженность границ со странами - традиционными производителями наркотиков. Фактором, определяющим обострение и без того сложной ситуации, является прозрачность и открытость этих границ.
Сегодня в России, как и в ряде других европейских государств, организованная преступность - это реальная угроза любого сообщества, и ее главная задача - получение прибыли. Доход этот можно получить только в одном случае: торговля или продажа как можно большего количества товара. Для того, чтобы он покупался, надо иметь покупателя, а для того, чтобы он пользовался спросом, необходимо проводить маркетинговые операции, рекламу и пропаганду. Таким образом, наркотики - это теневой товар, который хотят вывести на легальную основу, получая за это большие деньги, и принимают все силы для того, чтобы этот товар легализовать.
По оценкам экспертов, несмотря на ряд принимаемых профилактических мер, незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими в нашей стране в ближайшие годы сохранит тенденцию к дальнейшему росту. Наркоситуация будет определяться рядом факторов, среди которых отмечают значительное увеличение спроса на наркотики (особенно среди несовершеннолетних и молодежи), увеличение числа лиц, больных наркоманией и связанными с ней сопутствующими заболеваниями, возрастающее влияние наркомании на экономику государства, уголовную преступность и состояние общественного порядка.
В настоящее время для России характерно преобладание героиновой наркомании. По мнению медицинских работников, количество героинщиков достигает в общей массе больных 90-95%. Сейчас это наиболее доступный и относительно дешевый наркотик. Но для молодежи даже самая низкая цена на героин зачастую оказывается недоступной. И часто им приходится довольствоваться самыми дешевыми, а значит, наименее качественными и особенно опасными наркотическими веществами. Как показывает опыт, в воинские части обычно попадают самые низкопробные наркотики, приготовленные кустарным способом.
В последнее десятилетие прошлого века в нашей стране наблюдались высокие темпы роста числа больных наркоманией в целом среди всех слоев населения. Наркомания сегодня - настоящий бич общества. Особенно остро эта проблема стоит среди подростков.
Согласно данным Госкомстата России, наиболее интенсивный рост наркотизации населения отмечался в 1995-1999 годах. Количество больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением среди подростков, на конец 2005 года составило 317,2 тысячи человек, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 году (64,9 тыс. человек).
Рис. 1. Динамика количества больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением среди подростков в 2005 году[6]
По данным Министерства здравоохранения России, в 2005 году этот показатель увеличился на 1,8 % и достиг 323 тысячи человек. Хотя среди потребителей основную группу по-прежнему составляют лица в возрасте 18-39 лет (80%), к потреблению наркотических средств активно привлекаются дети и подростки допризывного возраста. Уровень учтенной заболеваемости наркоманией у подростков с 1991 по 2005 год увеличился в 11 раз и достиг своего максимального значения – 124 больных на 100 тысяч подросткового населения. По состоянию на декабрь 2004 года на учете в наркологической службе состояли 9 тысяч подростков в возрасте от 14 до 18 лет среди призывников с диагнозом наркозависимость и еще 16 тысяч – на профилактическом учете.
О темпах наркотизации свидетельствуют, в частности, данные о молодежи допризывного возраста. С 1995 по 2005 год число лиц, освобожденных от призыва на военную службу в связи с заболеванием наркоманией, выросло – с 4,7 тысяч до 20,9 тысяч человек. Количество злоупотребляющих наркотическими средствами, за период от постановки на воинский учет до призыва на военную службу, увеличилось в 6,5 раза.
Рис. 2. Динамика численности допризывников, освобожденных от службы в связи с наркоманией с 1995 по 2005 год[7]
Продолжает расти число лиц, потребляющих наркотические средства инъекционным способом, что способствует увеличению численности пораженных ВИЧ-инфекцией и другими опасными заболеваниями. По состоянию на июнь 2004 года выявлено более 111 тысяч случаев заражения ВИЧ-инфекций среди больных наркоманией.
По данным МВД России, за 10 лет количество ежегодно регистрируемых наркопреступлений среди молодежи увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли – в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности – в 9 раз.
Не прекращаются незаконное культивирование наркосодержащих растений, подпольное производство наркотических средств и психотропных препаратов, их утечка из легального оборота, не в последнюю очередь – из учреждений здравоохранения.
Согласно данным Государственного таможенного комитета РФ, общая масса изъятой контрабанды наркотических средств и психотропных препаратов в 2005 году составила примерно 9 тонн (в том числе: 308 кг героина, 16,5 кг кокаина, 11,5 кг опия, более 3 тонны марихуаны, гашиша, соломки мака). Указанный объем соответствует 194,9 миллионов условных доз. Кроме того, таможенными органами задержано 155,4 тонн химических продуктов, являющихся сырьём для нелегального производства наркотических средств.
1.2. Цели и задачи профилактики борьбы с безнадзорностью и наркоманией
Основными задачами профилактики безнадзорности и правонарушений , а также наркомании среди несовершеннолетних являются[8]:
а) обеспечение правовых и социальных гарантий для предупреждения безнадзорности и правонарушений, а также наркомании среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, в том числе установление профилактического контроля и учета;
б) проведение профилактической работы с законными представителями, не выполняющими своих обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних, а также отрицательно влияющими на их поведение;
в) обеспечение гарантированной защиты и законных интересов несовершеннолетних, их законных представителей;
г) социальная реабилитация, адаптация и полноценное социально-бытовое устройство несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также несовершеннолетних с девиантным поведением;
д) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных противоправных действий и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними;
е) расширение сети внебюджетных фондов, государственная поддержка и стимулирование деятельности неправительственных организаций, объединений, центров по оказанию помощи различным категориям детей и молодежи, направленных на создание условий для их полноценного развития, реализующих различные программы в интересах детей и молодежи и осуществляющих адресную помощь наиболее нуждающимся категориям;
ж) расширение сети научных подразделений по исследованию социальных проблем детства, поддержка и развитие фундаментальных и прикладных исследований в области проблем молодежи и детей.
2. Проект организации борьбы с безнадзорностью и наркоманией в городе Хабаровске и Хабаровском крае
2.1. Общая характеристика проекта
Вопросами профилактики безнадзорности наркомании занимаются и в Хабаровском крае. Направлением профилактики в рамках предлагаемого проекта выступает создание Центра по профилактике и борьбе с безнадзорностью и наркоманией в городе Хабаровске и Хабаровском крае.
В рамках создания подобного центра предлагается федеральная целевая программа профилактика безнадзорности , правонарушений и наркомании».
В рамках программы поставляется дезинфекционное оборудование для санитарной обработки детей, поступающих в учреждения с улицы, больных педикулезом и чесоткой; кухонное, прачечное оборудование для вновь создаваемых учреждений; медицинское оборудование для проведения мероприятий по оздоровлению детей; оборудование для трудовой, социально-психологической реабилитации воспитанников; компьютерная техника для формирования банков данных семей и детей группы риска, обеспечения возможности внедрения в практику работы специалистов современных технологий диагностики, коррекции девиантного поведения, реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
Следует подчеркнуть, что система служб, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений, а также наркоманией в городе Хабаровске только формируется. Вновь создаваемые социозащитные учреждения, как правило, не имеют необходимой материальной базы, а местными бюджетами, на содержании которых они находятся, выделяются средства только на питание детей и зарплату сотрудникам. Оказываемая за счет средств федерального бюджета помощь в оснащении требуемым оборудованием существенно повышает эффективность работы этих учреждений, улучшает условия проживания в них детей и подростков, укрепляет материальную, а также техническую базу служб, что особо важно для внедрения современных технологий реабилитации и коррекции[9].
В рамках данного проекта предполагается разработать механизмы:
· защиты прав несовершеннолетних в семье, учебных заведениях, судах;
· поддержки и создания экономических стимулов и условий развития системы неформального контроля за детьми (соседский контроль; группы (объединения) родителей детей, обучающихся в одной школе, проживающих в одном микрорайоне и т.п.).
На основе взаимодействия подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (милиции, общественной безопасности, органам здравоохранения, образования, социальной защиты, опеки и попечительства) в рамках программы предполагается выработать:
1. механизмы своевременного выявления и учета неблагополучных семей, оказание адресной помощи семьям с трудными детьми через Центры социального обслуживания семей с детьми, возродить деятельность комнат школьника по месту жительства;
2. меры (правового, медицинского, психологического и социального характера) воздействия с целью устранения негативного влияния семьи на подростка, а также лечение и реабилитацию несовершеннолетних, испытывающих наркотическую, алкогольную и другие виды зависимости, способствующие асоциальному поведению.
В сфере образования в рамках проекта предполагается.
1. Создать условия для получения всеми желающими бесплатного среднего (полного) общего образования.
2. Разработать новую концепцию профессиональной подготовки в школе, учитывая тенденции структурных изменений в экономике и трудовых ориентациях школьников.
3. Принять меры к развитию учреждений начального профессионального образования всех типов (профессиональное училище, профессиональный лицей-центр непосредственного профессионального образования, учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение начального профессионального образования).
В рамках проекта относительно труда несовершеннолетних предполагается[10]:
1. Образовать в структуре органов содействия занятости населения специализированные подразделения по обеспечению занятости несовершеннолетних. Возложить на них функции по взаимодействию всех государственных и негосударственных учреждений, общественных объединений, занимающихся трудоустройством и организацией труда несовершеннолетних.
2. Разработать целевые региональные и муниципальные программы, дающие гарантию первого рабочего места.
3. Поддержать образование групп содействия трудоустройству несовершеннолетних в структуре молодежных бирж труда и других негосударственных служб содействия занятости.
4. Предусмотреть в местных и региональных бюджетах средства для финансирования деятельности по созданию рабочих мест для несовершеннолетних.
5. Установить в регионах льготное налогообложение, кредитование, целевое финансирование и иные формы поддержки и стимулирования деятельности работодателей по обеспечению занятости несовершеннолетних.
6. Расширить практику организации временной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, обратив особое внимание на обеспечение возможности вовлечения в трудовую деятельность 14-15-летних подростков (в соответствии с действующим законодательством).
7. Предусмотреть вовлечение несовершеннолетних в производственные сферы с внедрением наиболее передовых технологий.
В рамках проекта в направлении решения проблем досуга молодежи предполагается:
1. В основу досуговой деятельности заложить принцип ориентации подрастающего поколения на отечественные духовные ценности, включить в этот процесс и религиозные организации.
2. Объединить усилия государства и общественности по утверждению среди детей и подростков здорового образа жизни, популяризации физкультуры и спорта. Обеспечить возможность занятий детей и подростков в спортивных и творческих клубах, стимулируя создание необходимого количества таких клубов и их финансовую поддержку различными фондами и благотворительными организациями. Предусмотреть освобождение от оплаты детей из малообеспеченных семей, воспитанников интернатов и детских домов.
3. Возродить в полном объеме деятельность детских Дворцов культуры и детских кинотеатров.
4. Разработать и принять нормативный акт, запрещающий передачу в аренду коммерческим структурам помещений, предназначенных для использования или используемых для работы с детьми и подростками.
5. До создания в Российской Федерации системы ювенальной юстиции решить проблему о специализации судей по делам несовершеннолетних и семейным делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних детей.
6. Разработать механизм постоянного обмена информацией между органами опеки и попечительства, учебными заведениями, дошкольными учреждениями, детскими поликлиниками, службами департамента социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и подразделениями по предупреждению правонарушений несовершеннолетних о подростках, воспитывающихся в неблагополучных условиях.
7. Учитывать в государственной статистике несовершеннолетних, не занятых учебой и трудом.
8. Выработать механизм привлечения общественных формирований и негосударственных структур к работе с воспитанниками специальных школ, профтехучилищ и осужденными в ВТК.
9. Разработать механизм своевременного информирования комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности о возвращающихся из специальных учебных заведений и воспитательно-трудовых колоний несовершеннолетних.
Но решение проблем детской безнадзорности возможно при условии корректировки экономической политики в интересах человека, усилении роли государства в подготовке к жизни подрастающего поколения, проведении активной семейной политики и переходе от идеологии выживания к идеологии созидания.
2.2. Нормативно- правовая база проекта и его информационное обеспечение
Федеральные Программы
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[11]: Федер. целевая программа (1997-1998 гг.): Утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 27 июля 1996г. №906
2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Федер. целевая программа (1998-2000 гг.): Утв. Постановлением
Правительства Рос. Федерации от 19 сент. 1997г. №1207
Указы Президента Российской Федерации
1. О федеральных целевых программах “Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних” и “Развитие социального
обслуживания семьи и детей” на 1997-1998 годы: Указ Президента Рос.
Федерации от 18 сент. 1996г. №1367
2. О президентской программе “Дети России” на 1998-2000 годы: Указ
Президента Рос. Федерации от 15 янв. 1998г. №29: Ввод. со дня
Опубликования.
Нормативные акты министерств и ведомств
1. О нарушениях законодательства о социальной защите несовершеннолетних: Представление Генер. прокуратуры Рос. Федерации от 30 дек. 1993 г. N 7/5-1-1230-93
2. О нарушениях законодательства о социальной защите несовершеннолетних: Письмо М-ва образования Рос. Федерации от 14февр. 1994 г. N 43
3. Об утверждении Рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Постановление М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации от 30 янв. 1997 г. N 3; Бюл. М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации.- 1997.- № 3. - С. 46-53. - Прил.:
4. Рекомендации по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
Рекомендации: Утв. Постановлением М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации от 30 янв. 1997 г. № 3; Бюл. М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации.- 1997.- № 3. - С. 46-53. - Прил.: Пример, штат. расписание специализир. учреждения.
Для решения задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних создается единый краевой банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении. Порядок создания единого краевого банка данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении, устанавливается постановлением Совета администрации края.
Сведения о несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении, передаются в единый краевой банк данных с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего. Если родители несовершеннолетнего злостно уклоняются от обязанностей по его воспитанию, согласие на передачу в единый краевой банк данных сведений о несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении, дают органы опеки и попечительства.
Документом, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, является учетная карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, или учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении.
Форма учетной карты несовершеннолетнего или семьи, находящихся в социально опасном положении, перечень сведений, входящих в учетную карту, устанавливаются постановлением Совета администрации края.
Информация в единый краевой банк данных передается всеми органами системы профилактики, проводящими работу с несовершеннолетним, не позднее трех дней со дня обнаружения оснований, указанных в статье Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Сбор, хранение, использование информации, имеющейся в едином краевом банке данных, допускается исключительно в интересах несовершеннолетнего для решения задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с соблюдением принципа конфиденциальности.
Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют информацию, имеющуюся в едином краевом банке данных, в порядке, установленном постановлением Совета администрации края.
2.3. Организационно- управленческая структура и кадровое обеспечение
Решение обозначенных проблем во многом будет зависеть от кадрового обеспечения проекта. Задача подготовки кадров социальных работников для работы с несовершеннолетними беспризорными или просто подростками с трудной судьбой является в настоящий период чрезвычайно актуальной для России.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае в соответствии с федеральным законодательством входят[12]:
1. Совет администрации края;
2. комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Совете администрации края, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3. краевые и муниципальные органы управления социальной защитой населения;
4. краевые и муниципальные органы управления образованием;
5. муниципальные органы опеки и попечительства;
6. краевые и муниципальные органы по делам молодежи;
7. краевые и муниципальные органы управления здравоохранением;
8. краевые органы, уполномоченные осуществлять государственную семейную политику и управление системой учебных заведений военно — патриотического и духовно — нравственного воспитания в крае;
9. органы внутренних дел Хабаровского края;
10. органы службы занятости, расположенные на территории края.
Отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае осуществляют расположенные на его территории:
1) учреждения социального обслуживания населения, в том числе центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи населению, социальные приюты, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
2) образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;
3) социально — реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально — психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения, созданные для реализации молодежной политики;
4) учреждения здравоохранения, в том числе специализированные;
5) центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
В порядке, установленном федеральным и краевым законодательством, в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае в пределах их компетенции принимают участие расположенные на его территории:
1) органы и учреждения культуры;
2) органы и учреждения физической культуры, спорта и туризма;
3) уголовно — исполнительные инспекции Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Хабаровскому краю;
4) военные комиссариаты и командование воинских частей;
5) другие органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
2.4. Финансовое обеспечение
В процессе организации Центра по борьбе и профилактике с беспризорностью и наркоманией необходимы следующие затраты.
Все необходимое оборудование для реализации проекта перечислено в таблице 3.
Таблица 3
Оборудование и сопутствующие расходы при функционировании Центра
№ п/п |
Вид оборудования |
Количество, шт. |
Стоимость каждого предмета, руб. |
Общая сумма расходов, руб. |
1 |
Стулья |
12 |
560 |
6720 |
2 |
Столы письменные |
6 |
1570 |
9420 |
3 |
Видеокамера |
1 |
7500 |
7500 |
4 |
Кондиционер |
2 |
4500 |
9000 |
6 |
Шкаф для документов |
3 |
5650 |
16950 |
7 |
Мягкая мебель «Лаура» |
1 |
15690 |
16910 |
8 |
Мусорные корзины |
6 |
125 |
750 |
9 |
Шторы, тюль |
1 |
890 |
890 |
10 |
Прочие расходы на оборудование |
1 |
12450 |
12450 |
11 |
Музыкальный центр |
1 |
3550 |
3550 |
ВСЕГО |
- |
- |
81700 |
Все расходы (бюджет) проекта при функционировании Центра постатейно указаны в таблице 4.
Таблица 4
Смета затрат на функционирования Центра на 2006 год
№ п/п |
Показатели |
Плановые данные |
Месяцы |
% от оказанных услуг
|
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||||
2 |
Затраты |
163400 |
13674 |
13655 |
13273 |
13389 |
13820 |
13915 |
12719 |
13568 |
13631 |
13726 |
13898 |
14132 |
86,00 |
2.1 |
материалы |
81700 |
6837 |
6828 |
6637 |
6695 |
6910 |
6957 |
6360 |
6784 |
6816 |
6863 |
6949 |
7066 |
43,00 |
2.2 |
зарплата |
45752 |
3829 |
3823 |
3717 |
3749 |
3870 |
3896 |
3561 |
3799 |
3817 |
3843 |
3891 |
3957 |
24,08 |
2.3 |
ЕСН |
16699 |
1397 |
1396 |
1357 |
1368 |
1412 |
1422 |
1300 |
1387 |
1393 |
1403 |
1420 |
1444 |
8,79 |
2.4 |
амортизация |
5229 |
438 |
437 |
425 |
428 |
442 |
445 |
407 |
434 |
436 |
439 |
445 |
452 |
2,75 |
2.5 |
прочие |
13072 |
1094 |
1092 |
1062 |
1071 |
1106 |
1113 |
1018 |
1085 |
1090 |
1098 |
1112 |
1131 |
6,88 |
3. Этапы внедрения проекта
1 этап: Индивидуальная профилактическая работа
Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении лиц и по основаниям, указанным в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей может проводиться с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних при поступлении информации о наличии любого обстоятельства, создающего угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего.
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей проводится путем разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, включают оценку состояния несовершеннолетнего и условий его жизни, перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.
Индивидуальные программы реабилитации и адаптации разрабатываются и реализуются специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Индивидуальные программы реабилитации и адаптации и отчеты об их исполнении утверждаются руководителями органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2 этап: Помещение несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специализированные учреждения для несовершеннолетних
Основанием помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, является личное обращение несовершеннолетнего, заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей, направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вынесенные должностными лицами в пределах своей компетенции, в которых имеются данные о том, что несовершеннолетний находится в социально опасном положении. Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации, могут быть помещены в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или оказавшиеся в социально опасном положении по иным причинам, находятся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации, до решения вопроса об их устройстве органами опеки и попечительства.
Несовершеннолетний, помещенный в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по личному обращению, имеет право покинуть его на основании личного заявления.
Администрация специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не позднее трех суток уведомляет родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения. В случае, когда местонахождение родителей и законных представителей неизвестно, администрация специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимает меры к его установлению и извещению родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
3 этап: Осуществление медицинского обследования и медицинской помощи несовершеннолетним, лишившимся родительского попечения
Руководители специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, организуют прием, санитарную обработку, медицинское обследование поступивших в специализированное учреждение несовершеннолетних для своевременного выявления заболеваний и травм, в том числе следов насилия, а также признаков, свидетельствующих об употреблении наркотиков. По результатам медицинского обследования должны быть оформлены медицинские документы для дальнейшего устройства ребенка.
Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения осуществляют круглосуточный прием и оказание медицинской помощи несовершеннолетним в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при наличии показаний медицинского характера.
В краевом бюджете на очередной финансовый год предусматриваются средства, необходимые для медицинского обследования несовершеннолетних, поступающих в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с обязательным перечнем обследования, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
4 этап: Устройство несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, в интернатные учреждения
Несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни детские дома и школы — интернаты для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эти учреждения принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев.
В детские дома и школы — интернаты для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут временно помещаться беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние до решения органами опеки вопроса об их постоянном устройстве или возвращении в семью.
5 этап: Организация досуга и занятости несовершеннолетних
Для организации досуга и занятости несовершеннолетних социально — реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально — психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные организации органов по делам молодежи участвуют в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем организации секций, клубов, объединений, работающих с несовершеннолетними, проведения других мероприятий, направленных на формирование у несовершеннолетних уважения к законам, навыков правомерного поведения.
Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры.
6 этап: Осуществление профилактической работы центрами временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
Несовершеннолетние правонарушители в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений помещаются в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают их круглосуточный прием и временное содержание. Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей проводит индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляет среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливает обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информирует об этом соответствующие органы внутренних дел и другие органы и учреждения системы профилактики, представляет информацию о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении, в единый краевой банк данных.
Несовершеннолетние беспризорные, а также несовершеннолетние правонарушители подлежат в случаях, установленных федеральным законодательством, государственной дактилоскопической регистрации для установления их личности. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и побегам из дома или воспитательных учреждений, может проводиться по письменному заявлению и в присутствии их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей.
Таблица 5
Календарный план функционирования Центра на 2006 год
№ |
Наименование работы и ее описание |
Кто выполняет |
Ресурсы |
Ожидаемый результат |
Сроки |
1 |
Планирование деятельности работы Центра |
бухгалтерия |
знания бухгалтеров |
сметы затрат, план денежных поступлений, расчет экономической эффективности проекта |
1,5 недели |
2 |
Оформление юридических документов |
юрист |
знания юриста |
оформленные документы на право ведения деятельности |
1,5 недели |
3 |
Подготовительные работы (устройство помещения) |
все сотрудники открываемого Центра |
оборудование |
помещение готово для работы |
2 недели |
4 |
Основной этап работы |
все сотрудники, предусмотренные в штатном расписании |
собственные средства |
работа проведена успешно |
1 год |
5 |
Отчет о деятельности Центра за год |
бухгалтерия |
знания бухгалтеров |
фактические данные о результатах работы центра |
1 неделя |
4. Препятствия и риски проекта
С целью оценки эффективности реализации проекта проводим оценку рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта.
В данном разделе выделим основные риски, которые сопутствуют реализации данного проекта организацией. К таким рискам отнесем:
1) экономические риски:
- риск неполучения финансирования в надлежащем объеме от одного или нескольких инвесторов в силу причин различного характера;
- риск нехватки полученных денежных средств для реализации проекта в силу ошибок и неверных расчетов при планировании бюджета проекта;
2) организационные риски:
- риск срыва всего проекта или одного из мероприятий по организационным причинам (например, болезнь или уход одного или нескольких участников проекта);
3) организационно-технические риски:
- риск поломки транспорта при перемещении участников и оборудования.
Оценить вышеперечисленные риски можно при использовании метода вероятностной оценки риска. В ходе использования данного метода отображается частота возникновения аналогичных рисковых ситуаций исходя из опыта организации или статистического материала. В таблице 6 представлена оценка рисков проекта вероятностным методом.
Таблица 6
Финансово- экономические риски деятельности Центра
№ п/п |
Виды рисков |
Отрицательное влияние рисков на прибыль |
Оценка |
3 |
Увеличение роста объемов аналогичных услуг |
Падение продаж или снижение цен |
0,12 |
4 |
Рост налогов |
Уменьшение чистой прибыли |
0,13 |
5 |
Снижение платежеспособности населения |
Падение продаж |
0,2 |
6 |
Рост цен на сырье, материалы |
Снижение прибыли из- за роста себестоимости |
0,24 |
7 |
Недостаток оборотных средств |
Увеличение кредитов и выплат по ним |
0,004 |
Среднюю оценку риска всего проекта можно оценить как среднеарифметическую величину среди оценок каждого из рисков в отдельности. Тогда примерная оценка риска в целом по проекту будет равна 0,1 или 10 %. Это означает, что вероятность невыполнения проекта составляет 10 %.
5. Ожидаемые результаты проекта, его эффективность
В результате внедрения проекта должны быть достигнуты следующие социальные результаты:
1. социальная адаптация и социально — педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, путем оказания помощи и поддержки;
2. поддержка любых форм, способствующих позитивной социализации детей и подростков (клубы, секции, кафе, развлекательные мероприятия, дополнительные школьные занятия, бесплатные столовые и т. д.);
3. индивидуальная профилактическая работа с семьей, как основным институтом социализации детей и подростков, в первую очередь — с семьями, находящимися в социально опасном положении;
4. сочетание защиты прав и законных интересов несовершеннолетних с обеспечением условий для активной защиты несовершеннолетними своих прав и интересов в рамках закона путем формирования у них правосознания и гражданской позиции;
5. переход от карательных мер воздействия на несовершеннолетних к осуществлению индивидуальных реабилитационных и адаптационных программ, к широкому внедрению социальных тренингов;
6. обеспечение приоритета индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними перед проведением массовых мероприятий для детей и подростков;
7. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.
Для оценки реализации проекта используем два метода: опрос и тестирование.
Критерии оценки реализации проекта:
1) доля положительных ответов в общем количестве опросов о результатах работы Центра;
2) средний балл оценки всего проекта.
Опрос представляет собой метод словесного опроса молодежи- посетителей Центра ответов на вопрос: «Как вы оцениваете результаты работы Центра?». Далее подсчитывается доля положительных ответов и отрицательных ответов, представляется структура всех ответов по категориям: «положительно», «отрицательно», «воздержался». Если доля положительных ответов превышает доли ответивших «отрицательно» или «воздержался», это означает, что по одному из критериев проект достиг своих задач и целей.
Метод тестирования состоит в ответах на вопросы составленного теста, представленного в таблице 7. Оценка проводится по пятибалльной шкале.
Таблица 7
Тест- вопросник о результатах работы Центра за год
№ п\п |
Вопрос |
Ваша оценка, баллы |
1. |
Насколько Вам понравилась организация Центра? |
|
2. |
Как Вы оцениваете персонал Центра? |
|
3. |
Как Вы оцениваете работу психологов Центра |
|
5. |
Как Вы оцениваете работу ассистентов психологов в Центре? |
|
6. |
Как Вы оцениваете используемые в Центре методы? |
|
7. |
Как вы оцениваете оформление и дизайн построенных помещений Центра? |
|
8. |
Как вы оцениваете в целом работу |
|
ИТОГО |
∑ аi |
Такие тесты- вопросники раздаются всем клиентам Центра и отдельно местным жителям, не посещающим Центр, но наслышанным о его работе. Далее подсчитывается средний балл по каждому тесту по формуле (1):
Б = ∑ аi : i, (1)
где Б – средний балл по тесту- вопроснику, баллы;
∑ аi – общая сумма баллов в тесте;
i – количество вопросов в тесте.
Затем суммируются все полученные средние баллы тестов среди клиентов и «неклиентов» Центра. Общая оценка реализации проекта определяется по формуле (2):
Оц = [ ∑ Б (инв) • Д (инв) + ∑ Б (мест.) • Д (мест) ]: n, (2)
где Оц – общая оценка реализации проекта, баллы
∑ Б (инв) – общая сумма средних баллов по тестам- вопросникам только клиентов Центра
Д (инв) – отношение числа клиентов к общей сумме опрошенных и протестированных людей
∑ Б (мест.) - общая сумма средних баллов по тестам- вопросникам прочих «неклиентов» Центра
Д (мест) - отношение числа «неклиентов» Центра к общему количеству опрошенных
n – общее число опрошенных
Критерии оценки отображены в таблице 8.
Таблица 8
Критерии оценки реализации проекта
№ п/п |
Оценка проекта, баллы |
Характеристика реализации проекта |
1 |
5 |
проект выполнен самым наилучшим образом ( эффективность- 100 %) |
2 |
от 4 до 5 |
проект выполнен, однако есть небольшие нюансы и обстоятельства, которые можно было бы устранить (эффективность – 80 –90 %) |
3 |
от 3 до 4 |
проект выполнен с некоторыми недостатками (эффективность – 70 – 80 %) |
4 |
от 2 до 3 |
проект выполнен наполовину (эффективность – 50 %) |
5 |
от 1 до 2 |
проект выполнен очень плохо (эффективность 20- 30 %) |
6 |
менее 1 |
проект выполнен наихудшим образом (эффективность – 0 – 10 %) |
Таким образом, в соответствии со значением среднего балла по проведенному опросу можно сделать выводы о результатах работы Центра .
Список литературы
1) Кравченко О.А. Подростки и их проблемы в Хабаровском крае .- Российская газета. - 2005. – 2 августа.- № 368. – С. 5
2) Медицинское обеспечение молодежи в Хабаровске. – Российская газета. – 2005. – 11 сентября. – С. 25- 27
3) Морозова Е.А. Наркотизм в России.- Честное слово. – 2005 год. – 11 апреля. - № 273. – С. 12
4) Об утверждении городских мероприятий по совершенствованию допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания на 2004-2008 год в Хабаровском крае// Дальний Восток. - № 45. – С. 48-49
5) Организация работы с молодежью. – Российская газета. – 2005. – 10 сентября. – С. 46
6) «О ходе реализации программы «Здоровье» в Хабаровском крае. – Российская газета . – 2005. – 12 октября. - № 35 .- С. 1-4
7) www.khabarovsk.ru
8) www.adm.khb.ru
9) www.budgetrf.ru
10) www.minfin.ru
Приложения
[1] www.budgetrf.ru
[2] Там же
[3] Кравченко О.А. Подростки и их проблемы в Хабаровском крае .- Российская газета. - 2005. – 2 августа.- № 368. – С. 5
[4] Морозова Е.А. Наркотизм в России.- Честное слово. – 2005 год. – 11 апреля. - № 273. – С. 12
[5] Организация работы с молодежью. – Российская газета. – 2005. – 10 сентября. – С. 46
[6] www.minfin.ru
[7] www.minfin.ru
[8] Организация работы с молодежью. – Российская газета. – 2005. – 10 сентября. – С. 46
[9] Кравченко О.А. Подростки и их проблемы в Хабаровском крае .- Российская газета. - 2005. – 2 августа.- № 368. – С. 5
[10] www.khabarovsk.ru
[11] www.adm.khb.ru
[12] www.adm.khb.ru