Содержание

1.Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования рекреационных систем. 1

2.Место продажи турпродукта. 7

Литература: 15

1.Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования рекреационных систем.

Экологическое воздействие туризма.

Туризм[1] – это сложная система симбиоз экономической, политической, социальной, экологической культуры, поэтому для достижения положения маркетинговой эффективности необходима тесная координация различной организации сферы туризма. В процессе туристической деятельностью неизбежно происходит изменение окружающей среды. С экономической точки зрения туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения. Туризм является самым экологически чистым видом природопользования.

Положительное воздействие туризма включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов. Однако во многих странах при создании рекреационных туристических систем не предпринимается никаких шагов для защиты и сохранения природы из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Негативные последствия часто берут верх над положительными. Это воздействие на качество воды в реках, морях, озёрах, качество воздуха из-за применения транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, уничтожение местной и дикой фауны. Кроме экономического эффекта от реализации программы, ожидается эффект в сфере экологии.

Одной из проблем, стоящих на пути соблюдения такого рода баланса, когда речь идет об экологическом туризме, является проблема использования его потенциала. Суть проблемы в том, чтобы при сохранении в ненарушенном виде экологической чистоты природных территорий, обеспечить доступ на них широких масс населения. Тем самым и должен обеспечиваться баланс интересов: природоохранных – охрана природных ценностей от неуправляемого потока туристов; экономических – получение средств от посещения туристами природных территорий; социальных – воспитание любви к природе и предоставление людям возможности полноценного духовного и физического отдыха в общении с нею. Нетрудно заметить органическую взаимосвязь всех элементов этой триады.

Развитие туризма[2] позволит решить ряд природоохранных мероприятий, выполнение которых в настоящее время затруднено из-за отсутствия  необходимых средств. Расширение числа мест, пригодных для цивилизованного отдыха, позволит естественным, а не «административным путем сократить число «дикарей, которые по ряду субъективных и объективных причин наносят довольно существенный вред природе. Этот же шаг позволит существенно сократить число несчастных случаев среди туристов.

Постоянный и существенный доход бюджета от туристической деятельности может стать важным аргументом при решении вопросов, связанных с определением наиболее эффективных направлений дальнейшего использования природного потенциала России, в пользу не техногенного его использования.

Сегодня понятия экологии и туризма объединяются в таком относительно новом понятии экотуризм. Под экотуризмом подразумеваются "любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения". Нас сегодня волнует последствия, которые могут отразиться на природе в ходе формирования туристических рекреационных систем.

Чрезвычайно важно, поэтому четко сформулировать основные принципы экологического туризма.

Экологический туризм должен быть:

·                   обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;

·                   не наносящим ущерба природной среде нашего обитания;

·                   нацеленным на экологическое образование и просвещение;

·                   заботящимся о сохранении местной социокультурной среды;

экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется. Целевая направленность туризма обширна и разнообразна.

В общем виде[3] ее можно прокомментировать как сочетание рекреационно- познавательного и природоохранного компонентов путешествия, совершаемого по заповедным местам. Если конкретизировать эту общую цель, то из нее следует ряд взаимосвязанных задач:

1)               постоянно, систематически и целенаправленно культивировать критерий равновесия окружающей нас природной среды;

2)               гармонизировать отношения между экологией, обществом и экономикой;

3)               ориентировать турорганизации на сохранение и приумножение потребительской стоимости природной среды за счет выделения части туристских доходов на решение связанных с этим задач;

4)               подчинять кратковременные интересы получения прибыли от туризма долговременным интересам сохранения природы для будущих поколений, а также для дальнейшего развития туризма;

5)               формировать у туристов чувство личной ответственности за состояние природы и ее будущее, утверждая в их сознании принадлежность к ней в качестве ее органической части;

6)               не наносить ущерба природной среде и не подрывать ее экологическую устойчивость;

7)               принимать посильное участие в решении местных экологических проблем;

8)               использовать рекреационные возможности мест посещения туристами;

9)               использовать рыночные механизмы формирования экологического мировоззрения населения;

10)          демонстрировать красоту, величие природы , ее значимость и ценность.

Эти и другие цели четко фиксируют общественно значимую пользу от экологического туризма. Ведь природа – это достояние общества и ее величайшая ценность.

Одной из важнейших составляющих рекреационной системы являются средства размещения туристов.  Современная гостиница призвана создать комфортабельные условия для ночевки туриста и предоставить ему ряд дополнительных услуг. Здание гостиницы является многофункциональным сооружением и содержит технологически сложное оборудование. Основные принципы, принимаемые во внимание при сооружении здания гостиницы. Так, здание (или комплекс зданий) должны органически вписываться в окружающую среду, сохраняя особенности городского или сельского ландшафта. Следует учитывать природно-климатические факторы, температуру и влажность воздуха, количество осадков, скорость и направление ветра и пр. Отели, кемпинги или приюты, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и должны быть построены из экологических материалов, которые не нанесут вреда окружающей природе. Здание должно соответствовать эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим, экологическим нормам.

Всемирный фонд дикой природы[4] (WWF) - одна из крупнейших в мире независимых международных природоохранных организаций. Сегодня WWF занимается практической реализацией экологических программ и влияет на природоохранную политику государств. Главная цель - сохранение биологического разнообразия Земли.

Российское представительство WWF открыто в 1994 году.  На территории России и в Средней Азии расположено 18 экорегионов. Среди них - Алтай-Саянская горная страна, Дальний Восток, Кавказ, где WWF осуществляет экорегиональные проекты. На протяжении трех лет WWF активно поддерживает работу мобильных бригад по борьбе с нелегальными рубками на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что в составе бригад "Кедр" в Приморье и "Сова" в Хабаровском крае работали всего 10 человек, их деятельность по выявлению и пересечению варварских рубок оказалась большим подспорьем в работе служб лесной охраны Хабаровского и Приморского краев.

Ситуация с лесными пожарами особенно неблагоприятна на Дальнем Востоке России, где в отдельные годы сгорает до 1 миллиона гектаров леса. Лесные пожары разрушают целые экосистемы, создавая угрозу обитанию многих видов животных и растений. Экспертами WWF созданы критерии и индикаторы определения девственных лесов на Дальнем Востоке России.

На Дальнем Востоке колоссальные размеры приобретает незаконная добыча рыбы, крабов и других промысловых животных, разворачиваются широкомасштабные проекты освоения нефтегазовых  месторождений.  В ответ на сложившуюся ситуацию WWF подготовил в 1999-2000 годах первую в России стратегию сохранения морского биологического разнообразия (Морскую стратегию) для Дальнего Востока, предполагающую партнерство государственных и общественных организаций. Ее общая цель на 2000-2005 годы определена как "Сохранение и восстановление биоразнообразия и предотвращение нарушений естественных экологических процессов в морях Дальнего Востока России". Природоохранная деятельность на Дальнем Востоке может стать моделью для решения проблем других российских морей.

Морская стратегия состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

·                   Развитие морских заповедников, национальных парков и других охраняемых участков и включение их в общую сеть особо охраняемых природных территорий.

·                   Сохранение находящихся под угрозой видов морских животных - прежде всего, серого и гренландского китов, некоторых видов лососей и дальневосточного трепанга.

·                   Рациональное управление морскими биологическими ресурсами и сбор исчерпывающей информации о незаконном промысле тех или иных видов морских животных.

·                   Развитие морского экологического законодательства.

·                   Экологическое образование, просвещение населения и поддержка местной природоохранной инициативы.

·                   Предотвращение разрушительного промышленного воздействия на шельфовую зону (подводную окраину материка) и загрязнения прибрежных участков моря и побережья. Создание механизмов стратегической экологической оценки программ развития морской нефте- и газодобычи.

Инспекция по борьбе с браконьерами "Тигр", действующая под эгидой WWF на Дальнем Востоке, в первую очередь, для охраны амурского тигра и мест его обитания, с 2000 года распространила свою деятельность и на море. Бригады представляют серьезную угрозу браконьерам, нелегально добывающим редкие виды морских промысловых животных, в том числе трепанга и морского ежа.

По утверждению Питера Шэклфорда[5], регионального представителя ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм - это путешествия, предпринимаемые в не тронутые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе. В другом - термин «экотуризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже турпродукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Транспорт использует невосполнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду.

2.Место продажи турпродукта.

Основными понятиями[6] в продаже туристических услуг являются:

- туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;

- туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

- турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

Для большинства рынков расстояние между производителем то­варов и услуг индустрии гостеприимства и конечными пользова­телями таково, что эффективное согласование спроса и предложения требует наличия посредников. Необходимость сбытовой сети обусловлена тем, что изготовитель не способен принять на себя вce обязанности и функции, вытекающие из требований свобод­ного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потре­бителей. Обращение к посредникам означает для фирмы потерю контроля над определенными элементами процесса коммерциа­лизации. Поэтому выбор сбытовой сети для фирмы — это страте­гическое решение, которое должно быть совместимо не только с ожиданиями в целевом сегменте, но и с ее собственными целями. Так, гостиницы Ritz-Carlton и Kempinski активно развивают взаимоотношения с туристскими агентствами, благодаря чему по­лучают существенную долю бизнеса. Фирма Marriott вошла в маркетинговый союз с фирмой New Otani, что дает ей возмож­ность принимать японских путешественников в Северной Аме­рике. В свою очередь, фирма New Otani получила выгодные условия для ведения бизнеса и канал для получения американских туристов, путешествующих по Японии.

Условия конкуренции, глобализация рынка, электронные методы распространения и небольшой срок годности товара (услуги) повышают значение сбытовой сети. Новому и существующему рынкам необходимы творческие подходы. Глобализация подразумевает, что многие гостиничные компании должны подбирать иностранных партнеров, которые помогут им стать проводника для расширения бизнеса в новых географических регионах. Экономическая роль каналов сбыта.

Сбытовая сеть[7] может быть определена как структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей или индустриальных пользователей.

Партнерами в индустрии гостеприимства и туризма могут быть:

- туристские агентства;

- туроператоры;

-туристские брокеры и индивидуальные агенты;

- специалисты;

- национальные и государственные агентства;

- консорциумы и системы бронирования

Партнеры канала распределения выполняют следующие функции:

-информация — любые действия, повышающие знание потребностей рынка и условий конкурентного обмена, т.е маркетинг среды. Информационные потоки распространяются в двух направлениях:

- сведения о рынке движутся в сторону производителя услуг и товаров;

- сведения о предлагаемых товарах по инициативе производителя и посредников направляются в сторону рынка;

- установление контакта — любые действия, облегчающие доступ к многочисленным и удаленным группам покупате­лей (нахождение, установление с ними контакта, поддержа­ние отношений);

- сортировка и адаптация — любые действия по созданию наборов специализированных или взаимодополняющих то­варов или услуг, адаптированных к ситуациям потребле­ния (включая сборку и упаковку);

- переговоры или передача прав собственности — передача прав собственности на товары от одних организаций к другим, про­ведение переговоров о цене и других пунктах предложения;

- физическое распределение — транспортировка и хранение, а также последовательное физическое перемещение товаров от производителя через посредников к конечному потребителю;

- финансовый поток — различные выплаты, счета, комисси­онные, которые движутся от конечного пользователя к изготовителю и посредникам.

Обоснованность использования посредников.

Высокий уровень затрат постоянно побуждает предприятия к поиску более совершенных методов сбыта. При этом, очевидно, что функции сбыта можно передать, но их нельзя исключить. С точки зрения фирмы передача указанных функций посредникам оправдана в той мере, в которой они, благодаря своей специализации, способны выполнять их лее эффективно и с меньшими затратами, чем сам производитель Посредники уменьшают затраты производителя, поскольку способны выполнять определенные функции в большем объеме

Уменьшение функционального несоответствия.

Приобретая крупные количества товаров, обеспечивая их хранение и разбие­ние на мелкие партии, оптовые и розничные торговые компании дают возможность изготовителям и потребителям иметь дело с более удобными для них масштабами поставок. В отсутствие посредников изготовителю пришлось бы самому адаптироваться к объему заказчиков и покупателей. Например, менеджеру рес­торана достаточно позвонить поставщику ресторанной утвари и получить необходимое количество тарелок, бокалов, ножей, ви­лок, салфеток, наборов для специй и многое другое. Для покупа­теля (ресторана) возможна закупка небольших количеств изде­лий, ставших частью большого заказа фирмы-посредника. Именно заказ посредника уменьшает потребность в товарах, число поста­вок и число обработанных счетов для производителя.

Улучшение ассортимента.

Посредник аккумулирует у себя определенное количество видов товаров, обеспечивая тем самым разнообразие товаров и услуг, чтобы покупатели могли в одной сделке приобрести несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые усилия.

Улучшение обслуживания.

Как правило, посредник ближе к конечному пользователю и поэтому лучше знает его потребнос­ти, так что ему легче приспособиться к местным условиям. Одна­ко это превосходство посредников не является непоколебимым. Посредник сохраняет свое положение в канале лишь до тех пор, пока другие участники процесса обмена считают, что он выпол­няет свои функции лучше, чем это могли бы сделать они сами или какие-либо другие организации.

Число уровней каналов.

Каналы распространения могут ха­рактеризоваться числом уровней. Под уровнем канала сбыта по­нимается любой уровень, на котором выполняется определенная работа по доставке товара от производителя к конечному поку­пателю. И производитель, и потребитель исполняют некоторую работу в системе сбыта и являются частью каждого канала. Ка­нал может быть прямым, не имеющим уровня посредников. На­пример, ресторан может напрямую закупать продукты у произ­водителя — совхоза, колхоза, фермерского хозяйства.

Есть каналы, имеющие одного посредника — розничного тор­говца. Например, игорные клубы закупают оборудование залов (бильярдные, карточные столы и рулетку) у одного дистрибью­тора который имеет прямые поставки игорного оборудования от  зарубежных производителей.

Канал, содержащий два уровня, состоит из оптового и роз­ничного продавца, трехуровневый канал — из оптового, мелко­оптового и розничного продавцов. Такое распространение при­меняется при реализации авиабилетов на чартерные рейсы для групповых поездок и шоп-туров.

С точки зрения производителя, большое число посредников в канале означает меньший контроль системы сбыта и создает до­полнительные сложности.

Оптовые продавцы туристских услуг.

Туроператоры[8] собира­ют «пакеты путешествий», которые обычно включают размеще­ние в гостинице, транспортные услуги, питание, наземное обслу­живание: трансферы, экскурсии и развлечения. Оптовые посред­ники, как правило, осуществляют продажи другим продавцам, а не конечным покупателям. Туроператор приобретает необходи­мые для туристского пакета компоненты в больших объемах, приобретает права собственности и обеспечивает перепродажу небольшими партиями. При осуществлении всех операций туро­ператор должен обеспечить комиссионные для турагента и пре­доставить потребителям пакет услуг по турпоездке, который бу­дет воспринят как лучший и выгодный вариант по сравнению с тем, что потребители могли бы составить сами.

Кроме того, туроператор должен получить прибыль и для себя. Чтобы деятельность оптовиков была прибыльной, ему необходи­мо продать 85% имеющихся пакетов. Такое высокое положение точки безубыточности оставляет небольшое место для ошибки. Многие туроператоры не достигают уровня покрытия расходов, поэтому при работе с ними очень важно защитить свой бизнес, требуя получение предоплаты или полной оплаты за предоставля­емые услуги (если речь идет о гостинице или наземном обслужи­вании). Для рынка США характерно наличие дополнительных га­рантий участников туристского рынка.

Немаловажную роль для участников канала сбыта, особенно российского, имеет нравственный аспект, так как многие из них в момент сделки вынуждены доверять некоторой части информа­ции без предварительной проверки в силу объективных обстоя­тельств. Умение непредвзято донести все плюсы и минусы, не по­теряв «своего лица», приносит, в конечном счете, лучшие резуль­таты, чем утаивание негативной информации. Объективная подача информации укрепит взаимоотношения гостиницы с турагентом или туроператором и позволит не только сохранить рынок, но и расширить его в дальнейшем.

В настоящее время все большую актуальность получает воз­можность работы через компьютерные системы бронирования и Интернет. Эти системы позволяют гостиницам показывать инфор­мацию о наличии своих номеров для использования ее турагент­ствами при резервировании. Многие организации подписывают эксклюзивные соглашения с одним турагентством и требуют от служащих заказывать отели только через эту туристскую фирму.

Взаимодействие участников российского рынка определяется законами и правовыми нормативными документами, регулирую­щими их деятельность: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ», Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности, ГОСТ  51185-98. Туристские услуги. Средства в размещении. Об­щие требования. Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Туристские агентства и туроператоры также создают свои сайты в Интернете, где клиенты могут оставить запрос на информацию по определенному направлению, передать просьбу выслать брошюру и материалы, что позволяет агентам сосредоточиться на сложных маршрутах, эксклюзивных, специальных заказах и дорогостоящих направлениях. В настоящее время аудитория российских пользователей охватывает более 2 млн., и отечественным туристским фирмам есть с кем общаться и на кого рассчитывать свой про­дукт.

Российские туристские компании достаточно быстро сориен­тировались и поняли все выгоды использования Интернета. Мно­гие крупные туроператоские туристские компании, такие как ВАО «Интурист», уже создали виртуальные магазины, где мож­но не только купить заинтересовавшую выставленную на про­дажу поездку, но и осуществить предварительный заказ, а также самостоятельно скомпоновать тур из имеющихся в магазине ком­понентов. Такие компании, как «Natalie Tours», «DixiTour», «KMP Group», «Нева», «Зевс Трэвел», «DSBW» и другие активно про­дают свои продукты через сайты, используя Всемирную сеть.

Туристские компании, занимающиеся реализацией поездок в Египет и Турцию, были одними из первых, кто понял полез­ность регулярного и оперативного обновления информации на своих сайтах. При этом выяснилась прямая зависимость дина­мики реализации поездок от динамики обновления информации на сайтах.

Системы бронирования, помимо создания собственных сай­тов в Интернете, предлагают услуги Интернет-провайдеров на очень привлекательных условиях и по выгодным ценам. Анали­тики предсказывают, что в скором будущем пользователи будут больше обращаться к тем сайтам, где наиболее полно представлены возможности комплексного бронирования поездки и при­влекательным образом преподнесены услуги. Поэтому уже сегодня можно предположить, что будущее за крупными специализированными туристскими сайтами. Учитывая, что аудитория, которая обращается к услугам Интернета, молодая — в среднем их возраст находится в диапазоне от 23 до 33 лет (для российских граждан, то перспективы развития этого вида услуг обнадежива­ющие и будут в дальнейшем все более совершенствоваться. Этот факт подтверждается инвестициями, осуществляющимися ведущи­ми мировыми гостиничными корпорациями, уже присутствую­щими на российском рынке, а также проявляющими интерес к нему, и российскими компаниями, работающими в российском туристском бизнесе. В настоящее время ведутся разработки более удобных для пользователя привлекательных и информативных сайтов для того, чтобы еще больше расположить аудиторию к поиску и бронированию гостиниц через Интернет, а также для разработки двустороннего интерфейса с собственными системами центрального бронирования для организации автоматического изменения количества номеров, выделенных на свободную про­дажу.

Литература:

1.            Биржаков М.Б. Введение в туризм – М.: 2001г.

2.            Борисов Ю.Н. Маркетинг в туризме – М.: 1996г.

3.            Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003..

4.            Менеджмент туризма: учеб. для вузов/ А.Д. Чудновский, М. А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002г.

5.            Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме. – М.:1997.–86с.

6.            Туристическая отрасль. http://subsribe.ru/archive/rest trevel.turnews

7.            Янкевич В. С, Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. — М., 2002.


[1] Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России // Международный бизнес России. – 1996 - №11 – С.24

[2]Менеджмент туризма: учеб. для вузов/ А.Д.Чудновский, М. А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С.135

 

[3] Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме. – М.:1997.–С.86

[4] Туристическая отрасль. http://subsribe.ru/archive/rest trevel.turnews

[5] Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.

[6] Менеджмент туризма: учеб. для вузов/ А.Д. Чудновский, М. А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002г.-С.156

[7] Янкевич В. С, Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. — М., 2002. С.196

[8] Янкевич В. С, Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. — М., 2002. С.208