Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы исследования преступности. 4
1.1. Понятие, виды и значение прогнозирования преступности. 4
1.2. Основы планирования работы по борьбе с преступностью.. 6
2. Практические аспекты деятельности администрации города Хабаровска по усилению борьбы с преступностью.. 10
2.1. Состояние преступности в Хабаровском крае. 10
2.2. Характеристика органов управления города Хабаровска. 13
2.4. Деятельность администрации города Хабаровска в направлении борьбы с преступностью.. 18
2.3. Направления борьбы с преступностью в городе Хабаровске. 22
2.4. Сетевая модель планирования деятельности по усилению борьбы с преступностью.. 24
Заключение. 28
Список литературы.. 31
Приложение 1. 32
Введение
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Все вышесказанное в особенной степени касается уголовно-правовых наук, в том числе и криминологии - науки, изучающей преступность.
Целью данной работы является исследование процесса планирования деятельности администрации города по усилению борьбы с преступностью.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть понятие, виды и значение прогнозирования преступности
2. рассмотреть теоретические основы планирования борьбы с преступностью
3. рассмотреть состояние преступности в Хабаровском крае
4. рассмотреть характеристику органов управления города Хабаровска
5. рассмотреть деятельность администрации города в направлении борьбы с преступностью
6. рассмотреть направления борьбы с преступностью
7. рассмотреть сетевую модель планирования борьбы с преступностью
1. Теоретические основы исследования преступности
1.1. Понятие, виды и значение прогнозирования преступности
Современная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только возможен, но и необходим. Прогноз в современном значении слова - не просто предвидение, а специальный вид его, который существенно отличается от всех прочих видов (например, от предвосхищения) высокой степенью обоснованности, научной основательностью. Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить.
Разумеется, прогнозы выявляют вероятностную картину ожидаемых событий. Но их ценность состоит в том, что они обладают необходимой достоверностью, которая обеспечивается выбором правильных методов прогнозирования и надежной исходной первичной информацией.
Во многих экономических, философских исследованиях проблемам прогнозирования уделяется значительное внимание, подчеркивается необходимость и важность познания будущего[1].
Основной целью прогнозирования преступности является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление нежелательных и положительных тенденций, закономерностей и отыскание способов изменения или стабилизации этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.
Степень вероятности прогноза преступности в значительной мере зависит от числа различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Как справедливо указывают Г.А.Аванесов и С.Е.Вицин, “нужно учитывать и изучать не только данные о преступности, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: социально-политические явления, организационно-правовые, экономические, демографические и т.д.”[2].
Конечно, при таком положении чрезвычайно сложно добиться абсолютного точного прогноза в данной области, да и вряд ли это будет возможно в будущем. Однако это не означает нецелесообразности составления прогнозов преступности. Даже прогноз, который лишь частично оправдывается, полезен и нужен. В литературе правильно отмечается, полезен и нужен. В литературе правильно отмечается, что “даже плохой прогноз лучше хорошей неопределенности”. Основная задача прогноза состоит в том, “ чтобы найти хорошее или даже наилучшие решения в условиях неопределенности”.
Прогноз преступности должен опираться на учет: общих причин преступности причин, обусловливавших отдельные виды преступлений. К ним, в частности, относятся демографические данные об изменении населения, его численности, состава по полу, возрасту, образованию и др., миграции, в которой следует различать как внешнюю, так и внутреннюю. Во внутренней миграции, необходимо выяснение соотношения механического и маятникового /сезонного/ прироста населения. Важным обстоятельством, влияющим на прогноз, выступает урбанизация, характерной чертой которой является увеличения доли скрытого населения, т.е. населения, проживающего в сельской местности, но работающего в городах. Кроме того, урбанизации свойственны и отдельные своеобразные стороны, нередко имеющие криминогенный характер.
Нельзя не учитывать изменения, вносимые в уголовное законодательство. Так, в истекшем десятилетии имела место интенсивная законодательная деятельность в области совершенствования борьбы с преступностью. На основе новых законодательных актов активизировалась борьба с многими видами преступлений, что повлекло увеличение числа регистрируемых преступлений.
При прогнозе преступности следует обращать внимание и на преступность, ее характер и виды в зарубежных странах , которые в определенной мере могут оказывать свое влияние на преступность и ее характер в нашей стране в целом и в отдельных регионах в частности.
Необходимость увязки прогнозирования преступности с другими социальными причинами обуславливается многообразными социальными связями и взаимозависимостью самого объекта прогнозирования - преступности.
1.2. Основы планирования работы по борьбе с преступностью
Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности[3].
Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.
Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.
Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.
Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.
Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.
Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности [4].
В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности. К ним , в частности, относятся: 1) недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов; 2) неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов; 3) отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы; 4) разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов; 5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.
Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющее на состоянии преступности).
Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.
Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.
Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.
2. Практические аспекты деятельности администрации города Хабаровска по усилению борьбы с преступностью
2.1. Состояние преступности в Хабаровском крае
В таблице 2.1 представлены основные показатели состояния преступности в городе Хабаровске.
Таблица 2.1
Состояние преступности в Хабаровском крае[5]
|
2005г. |
в % к 2004г. |
Справочно: 2004г. в % к 2003г. |
Зарегистрировано преступлений, всего |
47500 |
104,1 |
95,9 |
из них: |
|
|
|
особо тяжкие |
1736 |
104,2 |
100,1 |
тяжкие |
25421 |
108,8 |
90,0 |
средней тяжести |
6504 |
89,0 |
98,5 |
небольшой тяжести |
13839 |
104,1 |
106,3 |
убийство и покушение на убийство |
577 |
119,2 |
94,0 |
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью |
914 |
100,8 |
118,6 |
изнасилование и покушение на изнасилование |
67 |
78,8 |
104,9 |
разбой |
440 |
111,1 |
78,6 |
грабеж |
2359 |
124,6 |
86,4 |
кража - всего |
19160 |
101,0 |
87,4 |
в том числе из квартир |
7304 |
99,4 |
83,4 |
мошенничество |
798 |
97,6 |
84,2 |
хулиганство |
1180 |
109,8 |
96,8 |
преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков |
4082 |
100,9 |
102,9 |
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения |
432 |
94,9 |
101,3 |
В расчете на 100 тыс. человек населения зарегистрировано 3164 преступления, что на 4,8% больше предыдущего года. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе зарегистрированных составила 57,2%. Рост общей преступности отмечен на 10 территориях края.
Традиционно преобладающую долю в структуре преступлений составляют преступления против собственности - 25619 (53,9%).
Против личности зарегистрировано 7276 преступлений, что на 10,5% больше, чем в 2004г.
Зарегистрировано 704 преступления, совершенных с применением оружия (в 2004г. - 729), 2416 - с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (1979), 760 нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (654), из них 200 - повлекших смерть человека (196), 1399 преступлений связаны с незаконным оборотом оружия (1406).
Выявлено 4082 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, против 4046 в 2004 году.
Таблица 2.2
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков[6]
|
2005г. |
В % к 2004г. |
Справочно: 2004г. в % к 2003г. |
Зарегистрировано преступлений, всего |
4082 |
100,9 |
102,9 |
из них: |
|
|
|
тяжкие и особо тяжкие |
1579 |
118,6 |
124,6 |
Из общего числа преступлений совершены: |
|
|
|
в крупных и особо крупных размерах |
3373 |
98,7 |
96,7 |
группой лиц по предварительному сговору |
81 |
137,3 |
103,5 |
организованной группой |
34 |
75,6 |
в 5,6 р. |
неоднократно |
519 |
135,5 |
169,5 |
С начала года зарегистрировано 5725 преступлений экономической направленности, что на 2,6% больше, чем в 2004 году.
Таблица 2.3
Распределение числа преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым обязательно, по составам преступлений[7]
|
2005г. |
В % к |
Справочно: 2004г. в % к 2003г. |
|
итогу |
2004г. |
|||
Всего преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым обязательно, ед. |
2605 |
100,0 |
125,8 |
143,7 |
из них: |
|
|
|
|
тяжкие и особо тяжкие |
1724 |
66,2 |
146,1 |
125,7 |
cвязанные с : |
|
|
|
|
потребительским рынком |
201 |
7,7 |
102,6 |
в 2,3 р. |
финансово-кредитной системой |
522 |
20,0 |
170,6 |
124,4 |
внешнеэкономической деятельностью |
16 |
0,6 |
100,0 |
114,3 |
приватизацией |
2 |
0,1 |
100,0 |
50,0 |
против собственности |
1351 |
51,9 |
149,9 |
124,1 |
из них: |
|
|
|
|
присвоение или растрата |
805 |
30,9 |
183,0 |
107,6 |
мошенничество |
375 |
14,4 |
126,3 |
123,2 |
в сфере экономической деятельности |
702 |
26,9 |
122,9 |
163,6 |
из них: |
|
|
|
|
незаконное предпринимательство |
70 |
2,7 |
104,5 |
106,3 |
изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг |
218 |
8,4 |
139,7 |
104,7 |
контрабанда |
19 |
0,7 |
126,7 |
83,3 |
против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления |
208 |
8,0 |
123,8 |
102,4 |
из них взяточничество |
104 |
4,0 |
120,9 |
114,7 |
Несовершеннолетними или при их соучастии совершено 3114 преступлений, что на 1,3% меньше, чем в 2004 году. Ими совершено 31 убийство (с покушением), 10 изнасилований (с покушением), 50 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 1893 кражи, 274 грабежа, 83 разбоя, 149 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 112 фактов неправомерного завладения транспортными средствами.
Таблица 2.4
Характеристика лиц, совершивших преступления[8]
|
2005г. |
В % к 2004г. |
Справочно: 2004г. в % к 2003г. |
Выявлено лиц |
29696 |
95,7 |
96,0 |
в том числе: |
|
|
|
несовершеннолетних |
3115 |
101,7 |
89,8 |
учащихся, студентов |
2408 |
98,6 |
95,3 |
женщин |
6855 |
94,1 |
101,7 |
лиц, не имеющих постоянного источника дохода |
16275 |
96,6 |
93,4 |
из них безработных |
56 |
18,9 |
98,3 |
ранее совершавших преступления |
8528 |
99,5 |
100,9 |
из них особо опасным рецидивом |
54 |
59,3 |
135,8 |
Из общего числа выявленных лиц: |
|
|
|
совершили преступления в группе |
6573 |
91,4 |
88,5 |
из них в организованной группе или в преступном сообществе |
238 |
72,3 |
99,4 |
в состоянии опьянения: |
|
|
|
алкогольного |
6329 |
94,8 |
95,3 |
наркотического и токсического |
24 |
126,3 |
118,7 |
К уголовной ответственности привлечено 23657 человек, что на 5,5% больше, чем в 2004г.
Общая раскрываемость преступлений составила 74,3% (в 2004г. – 74,9%).
2.2. Характеристика органов управления города Хабаровска
На рис. 2.1. (приложение 1) отражена общая схема управления городом Хабаровском.
На рис. 2.2. отражена структура органов, задействованных в работе по борьбе с преступностью в городе Хабаровске.
Рис. 2.2. Структура органов по борьбе с преступностью в городе Хабаровске[9]
Административно-правовое управление (в дальнейшем — АПУ) является самостоятельным структурным подразделением администрации г. Хабаровска.
Целью создания АПУ является правовое обеспечение деятельности главы самоуправления и администрации города Хабаровска, а также координация деятельности правоохранительных органов города в борьбе с преступностью, охране общественного порядка.
АПУ руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации Хабаровского края, Уставом города Хабаровска, нормативными правовыми актами Думы г. Хабаровска, постановлениями и распоряжениями главы самоуправления, касающимися деятельности управления.
В составе АПУ функционируют следующие структурные подразделения[10]:
1. отдел правового обеспечения;
2. отдел административных органов;
3. отдел защиты прав несовершеннолетних, профилактики их беспризорности и правонарушений;
4. отдел профилактики наркотизма.
В компетенцию управления входит также руководство работой постоянно действующими комиссиями при главе самоуправления — «административной», «по безопасности дорожного движения».
Основными задачами АПУ являются:
1. формирование единой правовой политики в системе органов самоуправления города Хабаровска на основе постоянного обобщения нормативных актов, издаваемых городской Думой и главой самоуправления (администрации);
2. обеспечение соответствия действующему законодательству принимаемых органами самоуправления правовых актов;
3. разработка проектов нормативных правовых актов самоуправления по предметам его ведения;
4. представительство и защита законных интересов самоуправления в судебных и иных органах;
5. общее руководство муниципальными органами охраны общественного порядка;
6. защита прав несовершеннолетних, профилактика их безнадзорности и правонарушений;
7. профилактика распространения наркомании;
8. обеспечение формирования главой самоуправления национальной политики на территории города.
9. разработка в установленном порядке проектов нормативных правовых актов, в т.ч. с целью последующего их внесения в порядке законодательной инициативы в органы государственной власти;
Административно-правовое управление обладает следующими правами[11]:
· привлекать представителей городской Думы (по согласованию) и структурных подразделений администрации города к разработке проектов правовых актов;
· запрашивать и получать в установленный АПУ срок от структурных подразделений администрации города Хабаровска любую информацию и документы, необходимые для выполнения управлением возложенных на него задач и функций;
· устанавливать необходимые связи с правовыми службами органов местного самоуправления других субъектов Федерации, обмениваться информацией по опыту работы;
· рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, а также прав и интересов юридических лиц;
· разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
· в установленном порядке представлять интересы органов местного самоуправления в судах и иных государственных органах.
Руководство управлением
Непосредственное руководство управлением осуществляет начальник АПУ, назначаемый и освобождаемый от должности главой самоуправления города Хабаровска. Срок полномочий начальника АПУ ограничивается сроком полномочий главы самоуправления.
Начальник управления:
1. руководит структурными подразделениями управления, издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками управления приказы, указания, распоряжения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности АПУ, порядок реализации предоставленных полномочий и обеспечения возложенных обязанностей;
2. распределяет обязанности между своими заместителями, возлагает исполнение обязанностей на период отсутствия какого-либо сотрудника;
3. является председателем административной комиссии и комиссии по безопасности дорожного движения при главе самоуправления города Хабаровска.
Начальник АПУ имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению главой самоуправления. В отсутствие начальника АПУ его обязанности исполняет первый заместитель начальника АПУ (заместитель начальника по правовой работе).
Начальники структурных подразделений АПУ:
1. руководят деятельностью этих подразделений на основе действующего законодательства и нормативно - правовых актов городского самоуправления;
2. дают обязательные для исполнения указания подчиненным работникам.
2.4. Деятельность администрации города Хабаровска в направлении борьбы с преступностью
По состоянию на 01.01.2006 из 6006 сотрудников хабаровской милиции 2024 сотрудника содержатся за счет средств бюджета г.Хабаровска.
За последние 5 лет в г.Хабаровске построены современное, соответствующее всем требуемым нормативам, новое здание Управления внутренних дел г.Хабаровска, новый изолятор временного содержания на 250 мест, современный отдел милиции в пригородной зоне отдыха горожан, здание отдела милиции[12].
После реконструкции введены в строй новые современные здания регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД города со специальным автодромом, здания Управлений внутренних дел ряда районов города Хабаровска, здание прокуратуры.
Кроме того, за последние 5 лет в г.Хабаровске построен целый ряд зданий и комплексов правоохранительных органов края.
В структуре УВД г.Хабаровска в 2005 г. создана информационно-справочная служба "Бюро несчастных случаев" (служба "0-53"), которая, взаимодействуя с медучреждениями, территориальными органами и подразделениями внутренних дел г. Хабаровска, оказывает содействие гражданам и заинтересованным органам в поисках пропавших граждан.
В целях повышения активности населения в поддержании общественного порядка используется телефон доверия населения "052", где каждый гражданин может анонимно сообщить любую информацию о готовящемся или совершенном преступлении (правонарушении).
В целях усиления мер по борьбе с преступностью и ее профилактики Главой администрации г.Хабаровска принята "Программа борьбы с преступностью в г.Хабаровске на 2006-2008 годы", основные мероприятия которой направлены на совершенствование правоохранительной деятельности, укрепление общественного порядка и защиту прав жителей города, организацию профилактической работы с детьми и молодежью, борьбу с тяжкими и экономическими преступлениями, профилактику дорожно-транспортных происшествий, борьбу с наркоманией и пьянством, совершенствование профессиональной подготовки сотрудников милиции.
Решениями администрации г.Хабаровска был усилен кадровый состав городской милиции. На базе существующих батальонов созданы полки патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы ГИБДД, усилены службы участковых уполномоченных милиции, создан Центр регистрации иностранных граждан, Центр автоматизированной справочной службы - АСУ "Патруль" и т. д.
В 8-ми общеобразовательных школах г.Хабаровска и одном юридическом лицее города создано 29 лицейских-милицейских классов, а также один класс пожарных кадетов, в которых обучается более 750 школьников.
В городе создана городская молодежная организация "Молодежное объединение содействия правоохранительным органам г.Хабаровска", объединяющая молодежно-студенческие формирования с общей численностью 680 человек.
В целях обеспечения участия общественности, граждан в охране правопорядка в городе, профилактика преступлений по месту жительства, создания необходимых условий для работы участковых уполномоченных милиции по решению Главы администрации г.Хабаровска в микрорайонах города за последние 5 лет создан и функционирует 90 общественных пунктов охраны правопорядка (ОПОП) во всех районах города, на базе которых осуществляют свою деятельность участковые уполномоченные милиции и зональные инспекторы по делам несовершеннолетних, а также Советы общественности. 87 ОПОП оснащены телефонной связью, 23 - оснащены компьютерами. С 2005 года в городе были открыты 12 ОПОП[13].
Начиная с 2005 г. и по настоящее время, участковым уполномоченным милиции, нуждающимся в улучшении жилищных условий, выделено 74 благоустроенных квартиры. В целях улучшения социально-бытовых условий, сотрудникам хабаровской милиции в 2004 году было выделено 18 квартир. Кроме того, 2 здания на 32 квартиры малосемейного типа переданы в безвозмездное пользование УВД г.Хабаровска для использования под служебное жилье.
Ежегодно в г.Хабаровске проводятся конкурсы: 'Образцовый микрорайон по поддержанию общественного порядка и порядка управления', 'Лучший общественный пункт охраны правопорядка', 'Лучший участковый уполномоченный милиции', 'Лучший инспектор по делам несовершеннолетних', 'Лучший зональный оперуполномоченный уголовного розыска', 'Лучшая общественная организация правоохранительной направленности'.
На Всероссийском конкурсе профессионального мастерства 'Лучший милиционер ППСМ МВД России' 2002 года победил командир отделения первой роты полка патрульно-постовой службы милиции УВД г.Хабаровска прапорщик милиции Евгений Смирнов.
На проведенном в 2004-2005 г.г. краевом телевизионном конкурсе 'Твой городовой' главный приз телевизионного проекта - автомобиль 'Жигули' и звание лучшего участкового края достались участковому уполномоченному милиции УВД Железнодорожного района г.Хабаровска Ленару Гайсину.
По инициативе Главы администрации г.Хабаровска на базе Управления внутренних дел города создана волейбольная команда 'Динамо', которая успешно выступает на чемпионатах России среди мужских команд первой лиги, результатом стал выход команды 'Динамо' в высшую лигу Чемпионата России по волейболу. Команда заняла первое место в Чемпионате России по волейболу среди команд высшей лиги группы А.
Ежегодно в г.Хабаровске проводятся краевые и городские соревнования по пожарно-прикладному спорту, в том числе детско-юношеские соревнования.
В январе 2005 года в г.Хабаровске было проведено 5-е зимнее краевое первенство по пожарно-прикладному спорту среди юношей на приз Главы администрации г.Хабаровска.
В целях снижения количества дорожно-транспортных происшествий в последние годы в городе регулярно проводятся массовые мероприятия, направленные на популяризацию идей безопасного поведения всех участников дорожного движения.
Ежегодно в г.Хабаровске проводятся закрытый чемпионат города Хабаровска и Хабаровского края среди пилотов машин формулы "Карт", слет Юных инспекторов движения среди школ г.Хабаровска и края, конкурс водительского мастерства среди женщин - автомобилистов 'Автоледи', операции 'Внимание дети', 'Юный пассажир', смотр-конкурс 'Зеленый огонек', фестиваль 'Город примерных пешеходов', конкурс 'Безопасное колесо' и многое др.
В 26 школах города оборудованы автоклассы для обучения детей навыкам дорожного движения. Кроме того, в г.Хабаровске на базе общеобразовательных школ организовано 7 детско-юношеских автомобильных школ[14].
Команда Юных инспекторов движения г.Хабаровска заняла I место в краевом фестивале-конкурсе 'Безопасное колесо', проходившем с 18 по 21 мая 2005 года в г.Хабаровске.
В целях обеспечения безопасности, решения организационных вопросов в 2005 году организовано и проведено 8 заседаний городской Комиссии по безопасности дорожного движения и 6 заседаний - городской антитеррористической комиссии.
Ежегодно УВД г.Хабаровска проводятся операции 'Нелегальный мигрант', 'Урожай', операции по контролю за безопасностью автопассажирских перевозок, 'Внимание - дети!', 'Арсенал' и другие.
В настоящее время рассматриваются различные варианты строительства в городе многоярусных стоянок, подыскиваются инвесторы, перераспределения транспортных потоков, маршрутов общественного транспорта, установки новых светофорных объектов с более современным оборудованием. А в 2005 году произведена замена технических средств регулирования дорожного движения старого образца на новые - светодиодные светофоры - в количестве 12 единиц на 3 перекрестках города. Эти мероприятия в значительной мере должны решить многие вопросы, связанные с безопасностью движения.
Проведена активная организационная работа по строительству (за счет инвесторов) многоярусных парковок и надземных (двухуровневых) пешеходных переходов около крупных торговых комплексов и рынков города.
В результате в городе построены парковки на 2420 машино/мест около 9-ти крупных торговых комплексов города, на 2006 год планируется работа по строительству еще 14 парковок на 5630 машино/мест.
2.3. Направления борьбы с преступностью в городе Хабаровске
К основным мероприятиям деятельности муниципального образования в части усиления борьбы с преступностью[15]:
- обеспечение контроля и организация исполнения краевыми администрациями и правоохранительными органами города законов, действующих на территории края, указов края, Хабаровского Совета депутатов и Главы администрации г.Хабаровска по вопросу укрепления законности и борьбы с преступностью;
- систематический анализ результатов деятельности администраций районов и правоохранительных органов города по борьбе с преступностью и другими нарушениями законности, вскрытие недостатков в этой работе и их причин, внесение предложений Главе администрации г.Хабаровска и его заместителям по улучшению деятельности организаций и учреждений органов правопорядка;
- предварительное изучение, подготовка и согласование вносимых Главе администрации г.Хабаровска правоохранительными органами проектов постановлений, распоряжений и решений сессий объединенного городского Совета народных депутатов и других документов по вопросам, касающимся деятельности этих органов;
- обеспечение, в пределах установленной компетенции руководства администрации города, деятельностью органов внутренних дел и его структурных подразделений, налоговой полиции, пожарными частями;
- координация деятельности городской комиссии по безопасности дорожного движения, комиссии по реабилитации жертв политических репрессий;
- рассмотрение и организация, по указанию Главы администрации г.Хабаровска и его заместителя, работы по рассмотрению запросов депутатов, жалоб, заявлений, писем граждан и должностных лиц, касающихся деятельности правоохранительных органов, органов юстиции, пожарной охраны и других подведомственных администрации города структур;
- подготовка совместно с заинтересованными организациями проектов планов и мероприятий по обеспечению законности и правопорядка в городе, обеспечение включения в проекты общегородских планов и мероприятий вопросов, касающихся деятельности правоохранительных органов;
- решение вопросов капитального строительства и вопросов, направленных на улучшение материально-технического обеспечения правоохранительных органов;
- организация участия общественности в охране общественного порядка.
Нормативно – правовое обеспечение мероприятий[16]:
1. постановления и распоряжения Главы администрации, распоряжения заместителей Главы администрации и руководителя аппарата администрации г.Хабаровска;
2. указы Президента Российской Федерации;
3. законы Российской Федерации.
2.4. Сетевая модель планирования деятельности по усилению борьбы с преступностью
В рамках данного раздела рассмотрим сетевую модель планирования мероприятий по усилению борьбы с преступностью в городе Хабаровске. Примерная сетевая модель представлена на рис. 2.3.
В таблице 2.5 представлены исходные данные по продолжительности выполнения работ.
Таблица 2.5
Продолжительность выполнения работ в рабочих днях
Код работы |
1-2 |
1-3 |
1-4 |
2-3 |
2-5 |
3-4 |
3-6 |
3-7 |
4-8 |
5-9 |
6-9 |
6-10 |
7-8 |
7-10 |
8-11 |
9-12 |
10-12 |
11-12 |
Продолжительность, раб. дни |
140 |
150 |
100 |
80 |
160 |
0 |
120 |
90 |
110 |
50 |
70 |
20 |
0 |
20 |
130 |
80 |
140 |
100 |
30 90 120
140 420 300 130 410 80
140 10 160 20 50 60
80
20 70 -
0 560 40 80 120 560 0
- 220 340 360 140 110
20 100 60
150 340 160 20 140
30
80
310 230
0 90 30 20 120
80 460 100
220 340 0 110 80
30 330 230
40 100
100 110 130
Рис. 2.3. Сетевой график выполнения работ
В какой- то момент выполнения работ был произведен съем информации о выполнении работ по проекту в таблице 2.6
Таблица 2.6
Информация о работах в момент ее съема по проекту
Код работы, находящейся в стадии выполнения |
3-6 |
5-9 |
7-10 |
8-11 |
Количество рабочих дней до конца работ |
60 |
10 |
10 |
110 |
Параметры событий сетевого графика рассчитываются следующим образом:
a
b c
d
где a – номер конечного события выходящих работ, через которое проходит путь наибольшей продолжительности от данного события до завершающего;
b – ранний срок совершения события, который в то же время есть ранний срок начала последней работы;
c – потенциал события, величина наиболее продолжительного пути от данного события до завершающего;
d – номер начального события входящих работ, через которое к данному событию проходит путь максимальной продолжительности от исходного события.
На рисунке 2.3 пунктирной линией изображена линия съема информации, которая делит график на две половины. Работы, лежащие слева от линии съема информации уже выполнены, а работы, лежащие справа от линии еще предстоит выполнить за оставшиеся дни.
Определяем продолжительность критического пути. Он равен 560 дней. Критический путь обозначен жирной черной линией. Он проходит через события 1-2-3-4-8-11-12.
Анализ хода выполнения программы осуществляем с использованием формулы (1):
Rij = Пс.н. – П (j) – tnij, (1)
где Rij – резерв времени работы, находящейся в стадии выполнения
Пс.н.- потенциала объема информации, показывающей время, оставшееся до окончания выполнения всех работ строительства
П (j) – потенциал конечного события работ, находящихся в стадии выполнения
tnij – время, оставшееся до окончания работ, находящихся в стадии выполнения
Пс.н. = tкр – tс.и., (2)
где tкр – критический путь, равный 560 рабочих дней,
tс.и. – время съема информации равное 350 рабочих дней.
Используя формулу (8), составим таблицу 2.7
Таблица 2.7
Данные по анализу хода выполнения работ
Код работ в стадии выполнения |
Пс.н. |
П (j) |
tnij |
Rij |
3-6 |
210 |
160 |
60 |
-10 |
5-9 |
210 |
80 |
10 |
+120 |
7-10 |
210 |
140 |
10 |
+60 |
8-11 |
210 |
100 |
110 |
0 |
Данные таблицы 2.7 показывают, что в сверхкритическом положении оказался ход выполнения работ 3-6, оставшаяся невыполненной ее часть имеет отрицательный резерв времени (- 1 день). Следовательно, критический путь увеличился на 1 день и стал равным 570 дней.
Появился сверхкритический путь, который проходит через работу 3-6 (ее часть, расположенную справа от линии съема информации). Далее сверхкритический путь проходит через события 3-6-10-12.
Для выполнения работ в срок необходимо сократить выполнение оставшейся части работы 3-6 на 1 день, то есть выполнить ее не за 60 , а за 50 дней. Этого можно достичь путем переброски трудовых сил с работ, имеющих большие положительные резервы, то есть с работ 5-9 и 7-10 на работу 3-6. Критический путь равен 560 рабочих дней.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.
Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.
Степень вероятности прогноза преступности в значительной мере зависит от числа различного рода факторов, используемых при прогнозировании.
Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.
Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.
В расчете на 100 тыс. человек населения зарегистрировано 3164 преступления, что на 4,8% больше предыдущего года. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе зарегистрированных составила 57,2%. Рост общей преступности отмечен на 10 территориях края.
Несовершеннолетними или при их соучастии совершено 3114 преступлений, что на 1,3% меньше, чем в 2004 году. Ими совершено 31 убийство (с покушением), 10 изнасилований (с покушением), 50 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 1893 кражи, 274 грабежа, 83 разбоя, 149 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 112 фактов неправомерного завладения транспортными средствами.
Административно-правовое управление (в дальнейшем — АПУ) является самостоятельным структурным подразделением администрации г. Хабаровска.
Целью создания АПУ является правовое обеспечение деятельности главы самоуправления и администрации города Хабаровска, а также координация деятельности правоохранительных органов города в борьбе с преступностью, охране общественного порядка.
По состоянию на 01.01.2006 из 6006 сотрудников хабаровской милиции 2024 сотрудника содержатся за счет средств бюджета г.Хабаровска.
За последние 5 лет в г.Хабаровске построены современное, соответствующее всем требуемым нормативам, новое здание Управления внутренних дел г.Хабаровска, новый изолятор временного содержания на 250 мест, современный отдел милиции в пригородной зоне отдыха горожан, здание отдела милиции.
К основным мероприятиям деятельности муниципального образования в части усиления борьбы с преступностью: обеспечение контроля и организация исполнения краевыми администрациями и правоохранительными органами города законов, систематический анализ результатов деятельности администраций районов и правоохранительных органов города по борьбе с преступностью и другими нарушениями законности, - предварительное изучение, подготовка и согласование вносимых Главе администрации г.Хабаровска правоохранительными органами проектов постановлений, распоряжений и решений сессий объединенного городского Совета народных депутатов и других документов по вопросам, касающимся деятельности этих органов, обеспечение, в пределах установленной компетенции руководства администрации города, деятельностью органов внутренних дел и его структурных подразделений, налоговой полиции, пожарными частями, координация деятельности городской комиссии по безопасности дорожного движения, комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, рассмотрение и организация, по указанию Главы администрации г.Хабаровска и его заместителя, работы по рассмотрению запросов депутатов, подготовка совместно с заинтересованными организациями проектов планов и мероприятий по обеспечению законности и правопорядка в городе, решение вопросов капитального строительства и вопросов, направленных на улучшение материально-технического обеспечения правоохранительных органов
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2001. – 455 с.
2. Аванесов Г.А. Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. - М., 2004. – 432 с.
3. Актуальные проблемы предупреждения дезорганизационной деятельности в исправительных учреждениях. // Российское государство и углубление реформ в контексте глобализации мировых процессов, внешних и внутренних угроз безопасности России, борьбы с организованной преступностью и коррупцией. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). М.: Московский институт МВД России. – М, 2003. – 218 с.
4. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации (на период до 2006 года). // Преступление и наказание. - 2004. - № 8. – С 24-45
5. Кудрявцев В.Н. Причинность криминологии. – М., 2004. – 277 с.
6. Научные основы экономического прогнозирования. – М., 2003. – 541 с.
7. Глушков В.М. О прогнозировании на основе экспертных оценок// Науковедение. Прогнозирование. Информатика. - Киев.,2004. – 367 с..
8. Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. – М.,2004. – 378 с.
9. www. adm.khb.ru
10. www.khabarovsk.ru
Приложение 1
[1] Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации (на период до 2006 года). // Преступление и наказание. - 2004. - № 8. – С 24-45
[2] Актуальные проблемы предупреждения дезорганизационной деятельности в исправительных учреждениях. // Российское государство и углубление реформ в контексте глобализации мировых процессов, внешних и внутренних угроз безопасности России, борьбы с организованной преступностью и коррупцией. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). М.: Московский институт МВД России. – М, 2003. – С. 211
[3] Кудрявцев В.Н. Причинность криминологии. – М., 2004. – С. 119
[4] Научные основы экономического прогнозирования. – М., 2003. – С. 311
[5] www. adm.khb.ru
[6] www. adm.khb.ru
[7] www. adm.khb.ru
[8] www. adm.khb.ru
[9] www.khabarovsk.ru
[10] www.khabarovsk.ru
[11] www.khabarovsk.ru
[12] www.khabarovsk.ru
[13] www.khabarovsk.ru
[14] www.khabarovsk.ru
[15] Актуальные проблемы предупреждения дезорганизационной деятельности в исправительных учреждениях. // Российское государство и углубление реформ в контексте глобализации мировых процессов, внешних и внутренних угроз безопасности России, борьбы с организованной преступностью и коррупцией. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). М.: Московский институт МВД России. – М, 2003. – С. 119
[16] Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. – М.,2004. – С. 210