Содержание
6. Хозяйственные товарищества, как организационно- правовая форма субъектов коммерции: понятие, виды общность и отличительные черты. 1
13. Планировка складов, взаимосвязь помещений. Определение потребности в складской площади. 5
23. Аукционы: понятие, назначение и организация работы. 10
Задача 37. 16
Литература. 18
6. Хозяйственные товарищества, как организационно- правовая форма субъектов коммерции: понятие, виды общность и отличительные черты.
Юридическим лицом (ст.48 ГК РФ)[1] считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.
Юридическими лицами (ст.50 ГК РФ) могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества и общества выступают как наиболее часто встречающиеся в рыночном обороте субъекты предпринимательской деятельности. Во всем мире эти товарищества и общества именуются "торговыми", т.е. коммерческими.
Сущность хозяйственных товариществ[2] состоит в том, что они представляют собой объединение лиц. Следовательно, товарищи обязаны лично участвовать в его деятельности. При этом такая деятельность не обязательно должна вестись как трудовая, но обязательно как предпринимательская. Из необходимости личного ведения деятельности следует, что лицо может быть участником только одного полного товарищества или полным товарищем только в одном товариществе на вере. Кроме того, участники товарищества отвечают по его долгам при недостатке имущества товарищества своим личным имуществом.
Действующим законодательством предусмотрено два вида товариществ: полное и коммандитное (на вере).
Наиболее простой по конструкции является форма товарищества. Полное товарищество характеризуется двумя основными признаками: во-первых, любой из его участников вправе заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества, причем его действия признаются действиями самого товарищества, и, во-вторых, товарищи несут ответственность по долгам юридического лица принадлежащим им имуществом.
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников.
Товарищество обязательно[3] должно иметь фирменное наименование с указанием имен всех его участников и слов "полное" товарищество либо имени одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания". Указание в фирменном наименовании организационно-правовой формы позволяет всем заинтересованным лицам - контрагентам, инвесторам, кредиторам - сразу понять, с организацией какого вида они имеют дело, какие у нее особенности.
Личная ответственность своим имуществом требует доверительных отношений между полными товарищами. Доверие необходимо, поскольку один будет совершать сделку, а другой может отвечать по возникающим в связи с исполнением этой сделки долгам. Эта очень удобная форма семейного предпринимательства. Помимо доверительных отношений удобства такой формы определяются простотой организации и управления. В условиях нестабильности экономики и правового регулирования современной России такая форма не нашла еще должного распространения.
Другим видом товариществ являются коммандитные товарищества (товарищества на вере). Сохраняя все преимущества полных товариществ, эта организационно-правовая форма позволяет привлекать дополнительный капитал третьих лиц.
Коммандитное товарищество характеризуется смешанным составом его участников (недаром в ранее действовавшем законодательстве оно именовалось смешанным товариществом). Полные товарищи осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательством своим имуществом. Коммандитисты, т.е. вкладчики, не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности, не отвечают своим имуществом по обязательствам товарищества, а только несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.
Поскольку[4] полные товарищи действуют от имени товарищества в целом, полному и коммандитному товариществу не нужен устав. Учредительным документом товариществ является учредительный договор. Учредительный договор представляет собой договор о совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, где фиксируются их обязанности, порядок передачи имущества в складочный капитал, размер и порядок изменения долей, совокупный размер вкладов, определяется порядок управления.
В отличие от товариществ, общество представляет собой объединение капиталов. Действующим законодательством предусмотрена возможность образования обществ трех видов: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерных обществ.
Признаки хозяйственных товариществ и обществ[5]
Основные признаки и различия хозяйственных товариществ и обществ[6]
Товарищество Общество |
||
Объединение лиц |
Главное различие |
Объединение капиталов |
Участники должны непосредственно (лично) участвовать в деятельности |
УЧАСТИЕ |
|
Только юридические лица и индивидуальные предприниматели |
УЧАСТНИКИ |
Любые субъекты гражданского права |
Действия самого товарищества |
ДЕЙСТВИЯ |
Права и обязанности приобретаются действиями его органов |
Нет нормы |
уставный КАПИТАЛ |
Установлен минимальный размер |
Полная имущественная ответственность (в субсидиарном порядке) |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
Участники никакой имущественной ответственности не несут (только риск убытков в размере этих вкладов) |
13. Планировка складов, взаимосвязь помещений. Определение потребности в складской площади.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи; использование транспортных средств и издержек обращения.
Современный крупный склад[7] — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями.. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии её оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.
Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет в конечном счете основным критерием выбранной общей концепции.
При разработке системы для действующих складов она должна быть ориентирована на уже существующие здание и его параметры. Поэтому подсистема «здание» будет определяющей для всех остальных подсистем.
Склады различаются по виду складских зданий (по конструкции): открытые площадки, полузакрытые (навес) и закрытые. Закрытые являются основным типом складских сооружений, представляя собой обособленное здание со складскими помещениями.
Само здание может быть
многоэтажным и одноэтажным, при этом последние в зависимости от высоты делятся
на обычные (с высотой, как правило,
На практике различают
следующие основные «типы-размеры» складов: 600;
800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10000;
Эффективность[8] использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования груза, которая должна максимально приближаться к высоте склада.
Все помещения на общетоварных складах делят на следующие группы: основного производственного назначения, вспомогательные, подсобно-технические и административно-бытовые.
К помещениям основного производственного назначения относятся помещения для хранения товаров, экспедиции по приему и отпуску товаров, приемораспаковочные, упаковочные и помещения для фасовки товаров.
Вспомогательные помещения предназначены для хранения
тары, многооборотных контейнеров и поддонов. Сюда же относятся тароремонтные мастерские.
Подсобно-технические помещения — это помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д.
Административно-бытовые помещения предназначены для размещения административно-конторских служб, мест отдыха и приема пищи, красных уголков, гардеробных, зала товарных образцов, душевых, санитарных узлов и др. Зал товарных образцов должен быть непосредственно связан с помещениями вычислительного центра или бюро по механизированной обработке информации.
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются соответствующие зоны.
На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта.
Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами.
Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров.
Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров. Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.
Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов здесь должны быть выделены функциональные зоны, обеспечивающие, прежде всего, возможность размещения необходимого набора оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов-коммерсантов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образцам товаров. Количество таких зон и их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.
Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.
Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Они оборудуются конторскими столами и рабочими креслами, счетной техникой или персональным компьютером, передвижной картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.
Зона экспозиций разделяется на отдельные подзоны, оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консолями, штангами и т. д.). Под зоны выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т. п.
Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.
Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Желательно, чтобы эта зона была отделена от основной экспозиции товаров и рабочих мест товароведов-реализаторов. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах, нормативно-техническая документация (стандарты и т. д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации.
Зона проходов
служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие
помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее
Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера.
23. Аукционы: понятие, назначение и организация работы.
Аукцион (от латинского auctio - продажа с публичного торга) представляет собой продажу таких товаров, которые обладают индивидуальными свойствами и ценностями. Их реализация осуществляется с публичного торга в определённом месте и в заранее установленное время. В гражданском Кодексе РФ правила, и порядок аукционной торговли определены в ст. 448 «Организация и порядок проведения торгов»[9].
Аукционы бывают на повышение или понижение цены в гласной или негласной форме. При так называемом гласном аукционе на повышение цены торги начинаются после объявления минимальной цены, установленной продавцом. После этого покупатели делают добровольные прибавки до окончательной цены покупки, которые прекращаются после третьего удара молотка аукциониста и гласного объявления номера покупателя и окончательной цены. Первоначальная цена определяется в договоре между организатором аукциона и владельцем товара.
При негласном (немом) аукционе покупатели подают аукционисту заранее установленные знаки согласия на поднятие цены. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Негласное проведение аукциона позволяет сохранить в тайне покупателя. Аукционы как форма организации продажи товарных и иных ценностей по принципу "кто больше" бывают товарными и валютными. Основными сторонами аукциона являются: владелец ценностей - продавец - организатор аукциона - покупатель. Аукционные торги проводит аукционист, наделённый полномочиями объявления цен во время торгов. При аукционной продаже аукционист не несёт ответственности за проданный товар, так как покупатели имеют возможность достаточно подробно с ним познакомиться предварительно до проведения торгов. Аукционы могут проводиться и на понижение цены, так называемые голландские аукционы. Они начинаются с объявления первоначально явно завышенной цены, которая постепенно понижается до той, по которой один из участников торга не выразит согласие продать свой товар. Валютные аукционы организуются для конкурсной продажи за национальную валюту свободно конвертируемой валюты, имеющей высокую покупательскую способность. Валютные аукционные торги являются прообразом валютных биржевых торгов.
В последнее время[10] получает распространение новая форма аукционных торгов в банковской системе - ломбардно-кредитные аукционы, организуемые Центральным банком России с приглашением многочисленных представителей промышленности и коммерческих банков. В качестве аукционного лота (типовая единица купли-продажи в натуральном выражении) выставляются кредиты на товары, ресурсы и материалы.
В зависимости от порядка их организации, аукционы бывают принудительные, которые проводят, как правило, государственные организации с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и невыкупленного в срок имущества и т.п., и добровольные, проводимые по инициативе владельцев товаров с целью наиболее выгодной их продажи.
Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированными специалистами. Организационное построение аукциона как коммерческой организации напоминает построение ярмарок. Управление осуществляет аукционный комитет, в состав которого входит директор аукциона, представители местных органов муниципальных властей. Директору аукциона непосредственно подчинены исполнительные службы, в том числе: финансовая, правовая, экспертная, транспортная, общего хозяйства и др. Аукционный комитет разрабатывает и утверждает правила аукционных торгов с графиком их проведения и назначением ведущего торгов - аукциониста. Для участия в торгах каждый желающий должен оформить заявку и предложение на выдвижение товара с подробным указанием его наименования, описанием, характеристикой потребительских свойств и данных о количестве и качественных особенностях. Экспертная работа завершается установлением стартовой цены. Все условия аукционной продажи фиксируются в аукционном соглашении, подписываемом торгующими сторонами.
Принятые от продавцов товары сортируются в зависимости от качества по стандартным партиям или единицам товара, т.е. по лотам. От каждой партии отбирается образец. Каждому лоту присваивается номер, по которому он будет выставляться на аукцион. Перед открытием аукциона подготавливается рекламный каталог с включением всех номеров лотов, который вместе с пригласительным билетом и правилами участия и проведения аукциона высылается всем приглашенным участникам. Все товары, включённые в рекламный каталог, вносятся в аукционную ведомость и в обязательном порядке выставляются для предварительного осмотра. До начала аукциона, заблаговременно, обычно за 1,5-2 месяца, в прессе помещаются рекламные объявления с подробной информацией о времени проведения аукциона, месте, сроках, количестве и видах основных товарах, допущенных к торгам. Как правило, торги проводятся в специальном аукционном зале, имеющем форму амфитеатра.
Бывают случаи[11], когда аукционист не достигает намеченной цели, т.е. не удовлетворён предложенными ценами. В этих случаях он имеет право без лишних объяснений снять лот с торгов и выставить его в следующий раз. По окончании торгов покупатель оформляет аукционную сделку, при этом получает от бухгалтера аукциона товарный чек в двух экземплярах. На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего перераспределения полученной выдержки, т.е. разницы между стартовой ценой и полученной. Порядок распределения выручки между организаторами аукциона и владельцами товаров предусмотрен в подписанном аукционном соглашении.
В практике проведения зарубежных аукционов используются автоматизированные способы. При этом изменение цены на повышение или понижение фиксируется покупателями с помощью нажатия электрических кнопок, отражающих цену на циферблате. Лот покупает тот, кто первый нажмёт электрическую кнопку, останавливаемую стрелкой циферблата. Эта система проведения аукционов снижает трудоёмкость и время проведения торгов. Возможно проведение и "заочных аукционов", когда заявки подаются в запечатанных конвертах.
На российском аукционном рынке[12] наиболее популярными являются аукционы по продаже пушнины, например, всемирно известный аукцион в Санкт-Петербурге, а также международные аукционы по торговле уникальными племенными рысаками в Пятигорске, Ростове-на-Дону, Москве.
Заключительная стадия аукциона состоит в оформлении аукционной сделки и сдаче товара покупателю. Во время аукциона или на следующий день администрация аукциона вручает покупателю контракты на купленный товар; эти контракты подписываются покупателем и являются для него обязательными. Контракт имеет типовую форму. В контракте на пушнину, например, указывается наименование фирмы покупателя, наименование товара, номер лота, количество купленных шкурок, цена за шкурку и общая сумма сделки. Покупатель также указывает в контракте, на чье имя необходимо выписать смет, куда и каким видом транспорта отправить товар.
Покупатель подписывает контракт и возвращает его в контору аукциона, оставив себе копию. На основании контракта выписывается счет, который оплачивается покупателем. Немедленно после подписания контракта покупатель выписывает письменное поручение об отправке товара, в котором указывается, как следует замаркировать товар, точный адрес, по которому необходимо отправить товар, порядок страхования товара. Платеж за проданный на аукционе товар обычно осуществляется по частям: 30-35 % вносятся при подписании контракта, а остальная сумма - при получении товара или после его отгрузки, но не позднее установленного срока. По условиям большинства пушных аукционов запрещается перепродажа товара покупателем до полной его оплаты. Это гарантирует продавца от неоплаты проданных лотов, что потребовало бы их хранения до следующего аукциона. Сроки вывозы товара с аукционного склада зависят от вида товара. Некоторые виды товаров - цветы, овощи, рыба и другие скоропортящиеся товары вывозятся немедленно после оформления контракта, некоторые - через 2-3 недели в зависимости от условий аукционной торговли. Последствия нарушения правил проведения торгов установлены ст.449 ГК РФ. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Задача 37
Магазин направил 20 марта письмо поставщику обуви о том, что он просит изменить ассортимент на 2 квартал, так как изменился спрос на данный товар. Однако 5 апреля получил товар в ранее согласованном ассортименте, несоответствующему реальному спросу.
1. Выясните виновных в несоответствии. Каковы последствия несоответствующей поставки?
Виновным в несоответствии ассортимента товара является магазин, который не согласовал с поставщиком в установленный срок необходимый ассортимент, поскольку исходя из ст. 452 ГК[13] следует, что магазин должен был заранее обратиться к поставщику с просьбой об изменении ассортимента и внести соответствующие изменения в имеющийся договор, поскольку срок подачи предложения магазина поставщику не превышал 30 дней, то требования магазина к поставщику не правомерны. Так, согласно п.2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Следовательно магазин, должен принять данный товар без каких либо оговорок на основании п.1 ст. 467 ГК. Согласно данной статьи, если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
А если ассортимент[14] в договоре купли-продажи не определен и в договоре не установлен порядок его определения, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте, продавец вправе передать покупателю товары в ассортименте исходя из потребностей покупателя, которые были известны продавцу на момент заключения договора, или отказаться от исполнения договора.
Литература.
1. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). М.: Ассоциация авторов и издателей
"ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС",
2. Гражданское право. Учебник для вузов. Часть I / Под ред. д-ра юр. наук, проф. Т.И. Илларионовой. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
3. Н.М.Голованов. Гражданское право. Краткий курс. СПб, Питер, 2003г.
4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Под ред. д-ра юр. наук, проф. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М-КОНТРАКТ, 1998.
5. В.В. Поляева. Гражданское право в схемах и определениях/ Учебное пособие/ М., «Кнорус»-2004г.
6. Логистика: Учебное пособие/Под ред. Б.А.Аникина – М: Инфра-М, 1998г.
7.Романов А. Н. и др. Маркетинг: Учебник./Под ред. Романова А. Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999. С.35
[2] Н.М.Голованов. Гражданское право. Краткий курс. СПб, Питер, 2003г. С.74
[3] Гражданское право. Учебник для вузов. Часть I / Под ред. д-ра юр. наук, проф. Т.И. Илларионовой. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. С-178
[4] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Под ред. д-ра юр. наук, проф. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М-КОНТРАКТ, 1998. с.245
[5] В.В. Поляева. Гражданское право в схемах и определениях/ Учебное пособие/ М., «Кнорус»-2004г. – С.68
[6] В.В. Поляева. Гражданское право в схемах и определениях/ Учебное пособие/ М., «Кнорус»-2004г. – С.69
[7] Логистика: Учебное пособие/Под ред. Б.А.Аникина – М: Инфра-М, 1998 –С.56
[8] Логистика: Учебное пособие/Под ред. Б.А.Аникина – М: Инфра-М, 1998 –С.58
[9] Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999. С.148
[10] Романов А. Н. и др. Маркетинг: Учебник./Под ред. Романова А. Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С.126
[11] Романов А. Н. и др. Маркетинг: Учебник./Под ред. Романова А. Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С.131
[12] Л. В. Осипова, И. М. Синяева. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С.189
[13] Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999. С.150
[14] Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999. С.170