Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам: фирмы, домохозяйства, государство.

Фирма это экономический агент, который производит товары и услуги для продажи. Фирма обладает технологической и организационной целостностью. В экономической теории под фирмой понимается не только предприятия, зарегистрировавшиеся в качестве юридического лица, а любой экономический агент, который производит товары и оказывает услуги для домохозяйств, других фирм, государства. Фирмой является завод, производящий военную технику, частная мастерская по ремонту часов, банк, магазин и т.д.

Фирма получает доход в виде выручки от реализации продукции. В процессе производства она терпит издержки. Разница между выручкой и затратами называется прибылью. Главной целью фирмы является максимизация прибыли.

Фирмы классифицируются по нескольким признакам:

1. Вид деятельности.

2. Время функционирования.

3. Масштабы деятельности.

Фирмы занимаются в основном тремя видами деятельности - производственной, коммерческой, финансовой. Наибольший удельный вес в рыночной экономике имеют фирмы, производящие товары и услуги - примерно 75%, затем фирмы, осуществляющие коммерческую деятельность (торговую и снабженческо-сбытовую) - около 20%, финансовыми операциями занимается лишь 5% от общего числа фирм.

По времени функционирования фирмы делятся на временные и постоянные. Фирмы, создаваемые на длительный период времени как самостоятельные хозяйственные единицы называются постоянными. Временные фирмы представляют собой временный союз самостоятельных фирм с целью объединения усилий по осуществлению крупных проектов и программ. Такое временное объединение предприятий для координации действий фирм называется консорциумом.

По масштабам деятельности различают мелкие, средние и крупные фирмы. Критерием отнесения фирмы к той или другой группе являются численность рабочих, объем производимой продукции, размер выручки. В России размер предприятия определяется численностью рабочих. К малым предприятиям относятся предприятия с количеством работников - меньше 100, к средним - от 100 до 500, к крупным - более 500.

Фирма может включать в себя одну или несколько производственных единиц (заводов, фабрик, шахт, ферм), осуществляющих хозяйственную деятельность. Фирмы, включающие в себя несколько предприятий, образуют объединения и конгломераты. Комбинирование (объединение) предприятий может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное комбинирование представляет собой объединение предприятий, находящихся на различных стадиях единого технологического процесса по преобразованию исходного сырья в готовый продукт. Например, нефтеперерабатывающий комбинат может последовательно заниматься добычей нефти, ее транспортировкой до пункта переработки, преобразованием нефти в химические продукты для изготовления на их основе товаров конечного потребления - краски, масла, пластмассу, синтетические волокна.

При горизонтальном комбинировании предприятия находятся на одной стадии преобразования исходных материалов в готовую продукцию. Примером такого комбинирования может служить объединение двух швейных фабрик, выпускающих разные виды продукции. Обе фабрики могут выпускать по отдельности готовую для конечного потребления продукцию, но решили объединить свои капиталы в целях лучшего маневрирования своими ресурсами и оперативного реагирования на потребности людей.

Возможно комбинирование предприятий, совершенно технологически несопряженных (из разных отраслей экономики). Например, нефтеперерабатывающий комбинат начинает вкладывать капиталы в развитие судоходства.

Группа фирм выпускающих однородную по предназначению продукцию, использующие сходные технологии, использующие похожие ресурсы образуют отрасли. Все отрасли, производящие различные товары и услуги, можно подразделить на три большие группы: первичные, вторичные и третичные. Первичные отрасли объединяют предприятия, обеспечивающие первый этап технологического процесса. Они занимаются производством или выращиванием сырых материалов. К первичным отраслям относятся добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.

Обрабатывающие отрасли, обеспечивающие второй этап технологического процесса, называются вторичными отраслями. Эти отрасли осуществляют производство готовой продукции или полуфабрикатов из сырых материалов: машин, станков, продуктов питания, одежды, зданий, сооружений, дорог и т.д.

Третичные отрасли предоставляют предприятиям двух первых групп отраслей разнообразные услуги. Сюда относятся банки, страховые компании, предприятия связи, транспорта, оптовой и розничной торговли. Третичные отрасли предоставляют также услуги непосредственно конечным потребителям - населению. Это медицинское обслуживание, услуги образования, общественного питания, туризма, развлечений.

Взаимодействие отдельных предприятий определяет хозяйственную жизнь страны. Поэтому важно рассмотреть, что такое предприятие и формы его организации.

На положение фирмы в экономической системе действует три группы факторов: внешние, промежуточные и внутренние. К внешним факторам относятся демография, социально-культурная среда, экология и экономико-правовая сфера. Внутренними факторами являются производственные мощности предприятия (количество ресурсов, которыми обладает предприятие), цели, стоящие перед фирмой, организационная структура фирмы и кадры работников. К промежуточным факторам относятся партнеры, конкуренты, банки, биржи труда и союзы предпринимателей.

Фирма - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

Фирмы бывают разного размера - один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.

Целевые установки фирмы.

Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка (например, увеличение объема продаж, достижение более высоких темпов роста, увеличение доли рынка, увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу, увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания) и т.д.).

Фирма - это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей. Экономисты выделяют следующие свойства фирм:

1) каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства - аналогичной компонентой процесса потребления;

2) большинство своих решении фирмы принимают, преследуя единственную цель - получить максимальную прибыль; 3) фирмы являются полновластными пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм аналогична роли, которую играют домохозяйства на рынке товаров и услуг. Основой частного предпринимательства служат фирмы - производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы изготовить товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Какие мотивы заставляют, стимулируют каждую фирму участвовать в столь сложном и рискованном процессе как производство товаров и услуг, какими принципами она руководствуется в своей деятельности? Строго говоря, таких мотивов и принципов может быть много - и желание проявить себя, и благотворительность, и нанесение минимального экологического урона, и зависть и т.п. Однако экономисты считают, что главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Иными словами, экономическая наука строится на предположении, что любая фирма, принимая свое решение всегда будет придерживаться той альтернативы, которая обещает принести ей максимальную прибыль. В западной экономической литературе разработаны теории оптимизации деятельности фирмы, в основе которых не заложен принцип максимизации прибыли.

По мнению некоторых исследователей, целью фирмы является максимизация не прибыли, а объема продаж. Утверждается, что менеджеры стремятся проводить политику фирмы так, чтобы получать какой-то минимальный уровень прибыли, удовлетворяющий держателей акций и создающий у них иллюзию благополучия, а основные усилия направлять на увеличение объема продаж. Это отражается на престиже фирмы, положении и заработке менеджера. В крупной корпорации менеджер получает жалование, значительно превышающее жалование менеджера мелкой высокорентабельной корпорации.

В 1978 г. Нобелевскую премию в области экономики получил американский профессор Г.Саймон за исследования поведения фирмы. Согласно его теории «удовлетворения», фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать. Значит, и количество продукции, которое она выпускает, не соответствует максимальному уровню прибыли. Существует также эволюционная теория, в соответствии с которой фирмы могут только стремиться, но не достигают максимальной прибыли, так как они функционируют в мире неполной, порою искаженной, информации, в постоянно меняющихся условиях, на которые фирма не может адекватно реагировать. Несовершенство информации, на основании которой принимаются решения, а также отсутствие или неполное знание предельных величин, в частности предельных издержек, предельной выручки, не позволяют получать максимально возможную прибыль. Хотя фирмы ориентируются на максимальную прибыль, они никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно. Сторонники эволюционной теории подкрепляют свои выводы материалами из практики, которые свидетельствуют о том, что фирмы направляют свои усилия главным образом на то, чтобы добиться определенной доли на рынке и удержать ее, а не на то, чтобы выйти на новый или покинуть завоеванный рынок. Свои взгляды «эволюционисты» основывают на теории эволюции в биологии, где поведение биологических индивидуумов предопределяется генами. Так и поведние фирмы в принятии решений, по словам одного из основателей данной теории С.Винтера, является «рутинным». Рутинное принятие решений распространяется, по его мнению, на ценообразование, инвестирование, научно-исследовательские разработки и т.п. Сторонники данной теории считают, что к эволюционному развитию фирму побуждают инновации, включая новые правила поведения. Фирма меняет рутинный характер, только если ее вынуждают обстоятельства, она «сопротивляется» крупным, «структурным» изменениям. Во всех названных теориях, хотя цель фирмы и не составляет максимизация прибыли, но последняя сохраняет свою функцию - быть движущей силой в экономике и производить товары и услуги. Изменения в спросе и предложении

непременно сказываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы.

Факторы производства экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействуюцее единство его факторов.

В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, с помощью которых осуществляется производство товаров и услуг.

ЗЕМЛЯ. Что вкладывает экономист в понятие «земля»? Гораздо больше, чем большинство людей. К понятию "земля" относятся все естественные ресурсы все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

КАПИТАЛ. Что такое капитал? Понятие "капитал", или "инвестиционные ресурсы", охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.

Здесь важно отметить еще два момента. Во-первых, инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, термин "капитал" не подразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о "денежном капитале", имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал инструменты, машины и друтое производительное оборудование это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

ТРУД. Труд это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которую мы, в силу ее специфической роли в капиталистической экономике, решили рассматривать отдельно).

Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинисгом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, все они охватываются общим понятием "труд".

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ. Наконец, что можно сказать о том особом человеческом ресурсе, который мы называем предпринимательской  способностью, или, проще, предприимчивостью? Мы раскроем специфическое значение этого термина, определив четыре взаимосвязанные функции предпринимателя.

1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, пред приниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, то есть те нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия.

3. Предприниматель это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.

4. Предприниматель это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и в конце концов банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами своими собственными и своих компаньонов или акци  онеров.

Литература.

1.        Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Т.1, 1996г.

2.        Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник, 1996г.

Задача фирмы, как производственной единицы, сложна и многогранна - начиная от организации производства и кончая благотворительной деятельностью. Естественно, математической моделью нельзя охватить весь спектр деятельности фирмы и отразить все преследуемые цели. Поэтому при формализации задачи рационального функционирования фирмы учитываются лишь основные конечные цели.

Конечной целью фирмы является получение наибольшей прибыли от реализации своей продукции. Напомним в этой связи, что прибыль понимается как разность двух величин: выручки от реализации продукции (дохода) и издержек производства. Издержки производства равны общим выплатам за все виды затрат, иначе говоря, издержки - это денежный эквивалент материальных затрат. В общем случае издержки состоят из двух слагаемых: постоянных издержек и переменных издержек. Постоянные издержки (расходы на закупку и ремонт оборудования, содержание фирмы, страховку и пр.) фирма несет независимо от объема выпуска. Переменные издержки (расходы на заработную плату, сырье и пр.) касаются использования уже имеющихся в распоряжении фирмы ресурсов, производственных мощностей и меняются вместе с объемом выпуска.

Согласно с поставленной целью, задача фирмы сводится к поиску такого способа производства (сочетания затрат и выпуска), который обеспечивает ей наибольшую прибыль с учетом и в рамках имеющихся у нее ограниченных ресурсов. Данная трактовка цели фирмы и наилучшего способа производства не является единственно возможной. Речь идет о некоторой гипотезе относительно предпочтений производителя, а не о логической необходимости. В действительности же мотивы принимаемых руководителями фирм решений могут быть продиктованы другими соображениями, например, гуманного или социально-политического характера. Поэтому в отличие от математической теории потребления, где существовала единственная, логически оправданная оптимизационная модель потребителя, здесь нецелесообразно говорить об "оптимизационной модели фирмы" как таковой. Задачи фирмы могут существенно отличаться как преследуемой целью, так и временным периодом ее решения.

Обсужденную выше задачу будем называть задачей фирмы на максимизацию прибыли. Двойственной к ней (в некотором смысле) является задача фирмы на минимизацию издержек при фиксированном уровне планируемого выпуска (дохода). Именно такая формализация цели производства в последнее время становится более популярной в связи с глобальной проблемой "устойчивого развития" общества, так как она созвучна с задачами рационального использования природных ресурсов.

Из приведенного выше краткого описания сути производства видно, что основными факторами, которые должны быть учтены при моделировании задачи фирмы, являются выпуск продукции, затраты ресурсов, их цены, доход, издержки и производственные возможности фирмы. Перед тем, как построить ту или иную оптимизационную модель задачи фирмы, более подробно остановимся на способах формализации этих понятий и рассмотрим некоторые их свойства.