Содержание

Введение. 3

1. Состояние кондитерской отрасли сегодня. 4

2. Описание деятельности предприятия ЗАО «Сластена». 8

2.1. Направления деятельности. 8

2.2. Система управления предприятием. 10

2.3. Входные и выходные потоки предприятия. 11

2.4. Система функций для преобразования  входных потоков. 11

2.5. Структурно- логическая схема  функционирования предприятием. 11

3. Выявление проблем  деятельности  предприятия  ЗАО «Сластена». 11

4. Направления решения выявленных проблем. 15

5. Структурно- логическая  схема комплексной обработки информации. 18

Заключение. 21

Список литературы.. 22

Приложения. 23

                                             

Введение

Системный анализ представляет собой совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы.

Назначением системного анализа является решение таких проблем, которые не могут быть полностью формализованы. Системный анализ использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа, то есть методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов, принимающих решения. Системный анализ объединяет разные методы с помощью единой методологии, дает возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления.

В данной контрольной работе продемонстрирована методика применения системного анализа  на базе предприятия ЗАО «Сластена».

Целью работы является  системное исследование предприятия ЗАО «Сластена»

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть  состояние кондитерской отрасли сегодня

2. рассмотреть направления деятельности предприятия ЗАО «Сластена».

3. рассмотреть систему управления предприятием

4. рассмотреть систему потоков предприятия

5. рассмотреть систему преобразования функций

6. рассмотреть структурно- логическую схему предприятия

7. рассмотреть основные проблемы предприятия

8. рассмотреть направления решения выявленных проблем

9. рассмотреть систему комплексной обработки информации на предприятии.

1. Состояние кондитерской отрасли сегодня

По подсчетам Союза мороженщиков России, в прошлом году производство мороженого выросло на 2,5%. Заводы всей страны наморозили около 380 тыс. тонн мороженого.

Этот рыночный сегмент динамично развивается, растет и производство, и потребление. Если для 90-х годов было характерно буквально взрывное увеличение числа операторов, то сейчас новые производители появляются все реже. Нынче "новости с фронтов" сводятся, скорее, к сообщениям о реструктурировании: кто-то укрупняется, объединяясь в союзы и альянсы, а кто-то сходит с арены.

В экономической литературе изучена динамика основных показателей исследуемого рыночного сегмента производства и реализации мороженого, которая отражена на рисунке 1.

Рис. 1. Годовые объемы производства мороженого в России в 1993- 2005 годах.

Как видно из рисунка 2, к началу 90- х годов рынок производства мороженого во времена существования плановой системы хозяйствования был развит достаточно хорошо. В связи с переходом на рыночные рельсы, экономика страны попала в  серьезный кризис, большинство предприятий не смогли существовать в новых условиях. Поэтому к середине 90 – х годов наблюдается тенденция падения объемов продаж. Однако ситуация в отрасли после 1997 ода меняется в лучшую сторону в связи с рядом положительных тенденций в политической и экономической жизни страны.

В настоящее время российский рынок мороженого растет, хоть и медленными темпами. По оценкам  экспертов, за прошлый год потребление мороженного выросло почти на 10 %.

Однако, все же положение многих средних и мелких фирм – производителей в отрасли достаточно сложное. Дорожает сырье, приходится выдерживать серьезную конкуренцию с  более крупными производителями. Тем не менее, производство мороженого как отрасль промышленности является высокорентабельным.

Следует отметить еще одну особенность внешней среды рассматриваемого сегмента рынка. Это крайне неравномерное размещение его по территории Российской Федерации, что отражено на рисунке 2.

Рис. 2. Производство мороженого по регионам Российской Федерации в 2005 году

Как видно из рисунка 2, в Центральном районе сосредоточено около 23% производства мороженного в России, а в Северном районе всего лишь 2 %. Наиболее крупные мощности по производству мороженого сосредоточены в Центральном районе, а Западная Сибирь занимает 6 место среди всех остальных регионов.

Непростая экономическая ситуация (низкая платежеспособность населения, высокие ставки налогов и ставки платы за кредиты, высокая стоимость сырья и энергоресурсов) привела к резкому спаду производства на отечественных предприятиях и, следовательно, к уменьшению коэффициента использования производственных мощностей.

Изменение курса рубля в августе 1998 года серьезно повлияло на рынок мороженого. Прекратились поставки сырья в кредит, что привело к остановке некоторых заводов и переходу на одну смену работы. производителя оказались в жестокой зависимости от поставщиков сырья (шоколада, молока и прочих ингредиентов). Если сырье подорожало в 3-4 раза, то цены на мороженое по данным прошлого года выросли примерно в 2- 2,5 раза. Больше превышать цены было невозможно из- за ограниченной покупательской способности населения России. Результатом стали существенные финансовые потери предприятий.

Другой действующей силой в отрасли  производства мороженого является наличие барьеров  для входа в отрасль. Барьеры входа во всю отрасль пищевой промышленности в целом существенны и носят различный характер для предприятий разной мощности. Для крупных предприятий, желающих войти на российский рынок мороженого барьер заключается в отсутствии каналов дистрибьюции и недоверие местных жителей к новой продукции. Преодолеть этот барьер позволяет приобретение крупными фирмами акций крупных  предприятий отрасли (особенно это касается зарубежных инвесторов). Например, у одной только компании «Nestle», которая в последнее время занимается и производством мороженого помимо своей кондитерской деятельности, есть три крупнейших представительства в Самаре, Перми и Барнауле. В этой компании хорошо налажены маркетинговые исследования, прекрасные складские помещения, нормальные отношения с  таможенными органами и множество других преимуществ, однако если не приостановить скупку отечественных предприятий отрасли производства мороженого западными фирмами, есть угроза их полной потери.

Следует подчеркнуть, что рост производства мороженого в последние два- три года в том числе  был обеспечен предприятиями, построенными за счет иностранных вложений и инвестиций, так как эта отрасль привлекательна по широкому спектру позиций, в частности, своим коротким циклом  и высокими доходами. На рисунке 3  отображена структура общих иностранных инвестиций в целом в пищевую отрасль в 2005 году по данным Госкомстата.

Рис. 3. Структура иностранных инвестиций в  пищевую отрасль в России в 2005 году, млн. $

         Характерной особенностью отрасли является тот факт, что инвестиционные средства стали использоваться преимущественно на установку нового оборудования. На эти цели выделяется около 60 % средств. Эту тенденцию следует признать положительной, так как в  промышленности мороженого имеются свободные производственные площади. При обновлении производства, замене устаревшего оборудования затраты на строительную часть незначительны.

         Ряд крупных предприятий отрасли производства мороженого целиком изменил форму собственности, их пакет акций находится у отечественных и зарубежных представителей и инвесторов. Многие предприятия отрасли объединяются друг с другом в концерны. В такие концерны объединяются несколько фабрик, каждая из которых имеет свою историю, узнаваемое название, сложившийся круг потребителей, но переживает сейчас нелучшие времена. Объединение таких фабрик в концерны позволяет в целом снизить себестоимость  продукции местных фабрик при  производстве мороженого, соответственно,  отпускные цены на готовую продукцию, а также создает условия для повышения качества производимой продукции. Примером может служить объединение АО «Шоколадная фабрика «Россия» и АО «Кондитер», которые занимаются не только изготовлением кондитерских изделий, но и  производством мороженого. Результатом стало единое акционерное общество, получившее название «Кондитерское объединение «Россия» под руководство  фирмы «Nestle».

         Позитивным сдвигам в производстве мороженого, безусловно, способствовали принятые в последние годы федеральные законы, указы Президента,  и Постановления Правительства РФ, направленные на поддержку отечественных производителей. К числу мер государственного регулирования следует отнести регулирование таможенных пошлин на поступающее по импорту сырье и продовольствие для предприятий отрасли. Такие меры, например, принимались в отношении белого сахара, сахара- сырца, растительного масла и ряда других продовольственных товаров, которые используются в процессе производства мороженого.

         Однако, несмотря на наметившийся в последние годы рост производства мороженого в целом объемы его выпуска по сравнения с 1990 годом остаются на уровне 40- 60 %.

2. Описание деятельности предприятия ЗАО «Сластена»

2.1. Направления деятельности

В качестве объекта исследования в данной работе выступает кондитерская организация Закрытое акционерное общество «Сластена», которое было основано и зарегистрировано в Хабаровской  городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

 Местонахождение общества: г. Хабаровск, ул. Ленина -211.

Предлагая кондитерские изделия на рынке, организация гарантирует индивидуальный дизайн и неповторимость вкуса, что является большим преимуществом для потребителей.

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в кондитерских товарах.

Краткосрочная стратегия организации  на сегодняшний день заключается в завоевании доли рынка кондитерских изделий, краткосрочная стратегия состоит в укреплении своих позиций и захвате существенной доли рынка.

Уже в ближайший плановый год (2006 год) организация, судя по проведенным расчетам, планирует получить прибыль, превышающую значение  в 2005 году более чем в 6- 7 раз.

Как прописано в Уставе, ЗАО «Сластена», основной вид деятельности – производство сахаристых кондитерских изделий (конфет, шоколада, ириса, восточных сладостей). Организация является универсальным кондитерским предприятием.

Уставной капитал организации составляет 250000 рублей. Акционерами являются два юридических и восемь физических лиц, каждый из которых располагает 1000 акциями номинальной стоимостью 250 рублей каждая.

На сегодняшний день по большинству экономических показателей (рентабельность, ликвидность, платежеспособность) ЗАО «Сластена» можно считать вполне процветающим и устойчивым в финансовом плане.

В целом, финансовое положение ЗАО «Сластена» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.

2.2. Система управления предприятием

Структурная организационно-производственная схема ЗАО «Сластена» изображена на рис.4.

 

директор по производству

 

финансовый директор

 

директор по общим вопросам

 
                                        

 

 

Рис. 4. Организационно- производственная структура ЗАО «Сластена»

Высшим органом управления в ЗАО «Сластена» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 205 человек.

Отдел кадров занимается вопросами приема на работу, а также кадровой  работой предприятия.

Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции[2, c. 188].

Управленческий персонал организации весьма квалифицирован в области исследований рынка кондитерских изделий, что весьма положительно сказывается на хозяйственной деятельности организации.

2.3. Входные и выходные потоки предприятия

На рис. 5. (приложение 1) отражена структура входных и выходных потоков предприятия.

Входными потоками являются материальные и информационные потоки от поставщиков, выходные потоки – это потоки к заказчикам[4, c. 201].

2.4. Система функций для преобразования  входных потоков

         На рис. 6. отображена система функций для преобразования потоков на ЗАО «Сластена».

Рис. 6. Система функций для преобразования потоков ЗАО «Сластена»[1, c. 165]

2.5. Структурно- логическая схема  функционирования предприятием

         На рис. 7 (приложение 2) отражена структурно- логическая схема функционирования ЗАО «Сластена».

3. Выявление проблем  деятельности  предприятия  ЗАО «Сластена»

         ЗАО «Сластена» на сегодняшний день как и ряд других предприятий имеет немало проблем. В рамках данного раздела рассмотрим процесс выявления основных проблем предприятия на сегодня.

         Проводим экспертную оценку  основных проблем ЗАО «Сластена».

1. Создание группы экспертов  из 5 человек  среди  персонала организации.

2. Сбор мнений специалистов путем экспертного отбора представлен в таблице 1.

Таблица 1

Матрица рангов[5, c. 16]

№ п\п

Основные проблемы

Эксперты

1

2

3

4

5

1

Низкая ликвидность

2

1

2

1

3

2

Низкая платежеспособность

5

5

4

6

2

3

Низкая финансовая устойчивость

3

3

3

2

4

4

Низкая рентабельность

3

4

3

3

5

5

Высокая задолженность поставщикам

1

2

1

1

1

6

Недисциплинированные заказчики

4

4

6

4

6

3. Составление сводной матрицы рангов  в таблице 2.

Таблица 2

Переформирование рангов

Номера мест в упорядоченном ряду

1

2

3

4

5

6

1 эксперт

1

2

3

3

4

5

Расположение параметров  по оценке эксперта

х5

х1

х3

х4

х6

х2

Новые ранги

1

2

3,5

3,50

5

6

2 эксперт

1

2

3

4

4

5

Расположение параметров  по оценке эксперта

х1

х5

х3

х4

х6

х2

Новые ранги

1

2

3

4,5

4,5

6

3 эксперт

1

2

3

3

4

5

Расположение параметров  по оценке эксперта

х5

х1

х3

х4

х2

х6

Новые ранги

1

2

3,5

3,5

5

6

4 эксперт

1

1

2

3

4

5

Расположение параметров  по оценке эксперта

х1

х5

х3

х1

х6

х2

Новые ранги

1,5

1,5

3

4

5

6

         На основании переформированных рангов строиться  новая матрица рангов в таблице 3.

Таблица 3

Матрица рангов

Факторы

Эксперты

Сумма рангов

2

1

2

3

4

5

х1

2

1

2

1,5

3

9,5

-8

64

х2

6

6

5

6

2

25

7,5

56,25

х3

3,5

3

3,5

3

4

17

-0,5

0,25

х4

3,5

4,5

3,5

4

5

20,5

3

9

х5

1

2

1

1,5

1

6,5

-11

121

х6

5

4,5

6

5

6

26,5

9

81

Сумма

21

21

21

21

21

105

331,5

4. Анализ значимости исследуемых параметров проводим в таблице 4

Таблица 4

Анализ значимости параметров

Параметры

х5

х1

х3

х4

х2

х6

Сумма рангов

6,5

9,5

17

20,5

25

26,5

         Для наглядности полученных результатов  оценок параметров  построим гистограмму  распределения сумм рангов (рис. 8)

6,5

 

9,5

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

20,5

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

26,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х5

х1

х3

х4

х2

х6

Рис. 8. Гистограмма распределения сумм рангов

         Гистограмма позволяет сгруппировать параметры (проблемы) по своей значимости:

1 группа: х5 -  высокая задолженность поставщикам, х1- низкая ликвидность

2 группа: х3 –  низкая финансовая устойчивость, х4-низкая рентабельность

3 группа: х2-низкая платежеспособность,  х6- недисциплинированные заказчики.

         Важнейшие проблемы – х1 - низкая ликвидность , х5 –-  высокая задолженность поставщикам, х3 – низкая финансовая устойчивость

 5. Оценка степени согласованности мнений экспертов[3, c. 109]

         При расчете коэффициента конкордации получаем значение 0,8, что говорит о наличии высокой степени согласованности мнений экспертов.

6. Оценка значимости  коэффициента конкордации

         Для цели исчислим значение критерия Пирсона

         Вычисленный критерий Пирсона  сравним с табличным значением  для числа степеней свободы  К = 6-1 = 5 и при заданном уровне  значимости 0,05 Так как расчетное значение критерия (27,39)  больше табличного ( 11,97), то величина W = 0,8  не случайная, а потому  полученные результаты по оценке значимости проблем имеют значение и   могут использоваться в дальнейших расчетах.

4. Направления решения выявленных проблем

         В целях решения предложенных проблем  для организации ЗАО «Сластена» предлагается план финансового оздоровления.

Структура плана финансового оздоровления, разрабатываемого для ЗАО    « Сластена», содержит основные элементы традиционного бизнес-плана и состоит из восьми разделов.

          Цель разработки плана финансового оздоровления заключается в восстановлении или укреплении платежеспособности предприятия.

План финансового оздоровления для  организации рассматривается как инструмент дополнительного привлечения источников финансирования. Поэтому он должен содержать убедительные обоснования, подкрепленные расчетами.

План финансового оздоровления должен содержать реальную оценку финансово- экономической ситуации в организации, что требует постоянного его уточнения по мере реализации. Помимо этого, план финансового оздоровления должен быть разработан в соответствии с типовыми документами ( формами). Он должен в полной степени отражать специфику деятельности ЗАО                                   « Сластена».

Все разделы разрабатываемого плана финансового оздоровления должны быть взаимоувязаны, а представленные в различных разделах расчеты не должны  иметь расхождений.

         Структура плана финансового оздоровления ЗАО « Сластена» представлена на рисунке 9 (приложение 3).

В первом разделе плана финансового оздоровления ЗАО «Сластена» даются основные краткие сведения о нем, описываются общие направления и срок реализации плана, условия и суммы, представляемые в качестве финансовой помощи и инвестиций.

Во втором разделе дается общая характеристика организации. В нем излагаются основные направления деятельности предприятия, оценка его значимости для области.

  При разработке третьего раздела планам финансового оздоровления проводится анализ финансового состояния организации за два- три года, предшествующие наступлению неплатежеспособности. Анализ финансового состояния проводится с учетом рекомендаций, разработанных в специальной литературе. На основе проведенного анализа намечаются основные пути восстановления платежеспособности организации за счет мобилизации внутренних расчетов, а при их недостаточности- за счет привлечения заемных средств.

  Результатом четвертого раздела является план мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности хозяйственной деятельности, включаемых в стратегию предотвращения банкротства для  организации.

            В пятом разделе обоснование объемов сбыта состоит из следующих основных этапов:

1)    прогнозирование объемов продаж по периодам;

2)    прогнозирование объемов продаж по основным видам продукции;

3)    прогнозирование объемов продаж по основным потребителям;

4)    анализ и прогнозирование доли предприятий на соответствующих товарных рынках.

  Разработка шестого раздела очень важна в составе плана финансового оздоровления, так как только поддержание уровня объема продаж на определенном уровне способно обеспечить выживание предприятия в условиях жесткой конкуренции. При разработке этого раздела рассматриваются следующие вопросы:

1)    определение спроса на выпускаемую продукцию или производимые работы и услуги;

2)    изучение рынка и оценка возможностей данного товарного рынка;

3)    изучение воздействия конкуренции и других факторов;

4)    прогнозирование объемов продаж и разработка стратегии маркетинга.

            7 раздел разрабатывается на основе прогнозов объемов продаж. Помимо необходимых расчетов план производства ЗАО « Сластена» должен содержать характеристику базовых технологических процессов, материально- технической базы производства и основных видов используемых ресурсов, характеристику ведущих поставщиков. В этом же разделе описываются основные требования к трудовым ресурсам. Разработанные в разделе мероприятия по снижению себестоимости должны учитываться при формировании сводной сметы расходов.

            При  разработке восьмого раздела необходимо учитывать данные предыдущих разделов. Финансовый план отражает ожидаемые финансовые результаты хозяйственной деятельности ЗАО « Сластена». Поэтому расчеты восьмого раздела должны быть полностью увязаны с расчетами предыдущих разделов. рассчитываемые в финансовом плане коэффициенты и показатели должны быть точными и обоснованными, так как именно они изучаются потенциальным кредитором или инвестором.

            Составление плана финансового оздоровления для ЗАО «Сластена» заканчивается оформлением листа и приложений.

         Таким образом, в данном разделе были изучены основные рекомендации при составлении плана финансового оздоровления. При его разработке обязательным элементом является обоснование необходимости его создания. С этой целью проводится углубленный финансовый анализ организации и характеризуется ее современное финансовое состояние. На основании полученных результатов предлагаются конкретные мероприятия по финансовому оздоровлению, и разрабатывается стратегия предотвращения банкротства.

5. Структурно- логическая  схема комплексной обработки информации

Комплексная обработка информации  представляет  собой эффективный способ получения скоординированного и  непрерывного потока важных данных, необходимых  руководству для принятия каких-либо решений, контролю и планированию.

Как и традиционный "бумажная", автоматизированная обработка  заключается в упорядочивании, накоплении и последующей обработке сведений о хозяйственной деятельности предприятия (рис. ).

Обобщенная схема учета

Рис.10.  Комплексная обработка информации ЗАО «Сластена»

К данным настройки относятся:

1.     нормативно-справочная информация (план счетов, административная структура предприятия, справочник товаров, перечень статей начислений/удержаний...)

2.     образцы операций (разрешенная корреспонденция бухгалтерских счетов, схемы прохождения платежных документов...)

3.     схемы расчета (схема распределения производственных затрат, формулы расчета заработной платы и налогов...)

Фактические данные:

1.     объекты учета (банковские счета, склады, инвентарные объекты, лицевые счета сотрудников...)

2.     хозяйственные операции (факты движения материальных ценностей, денежных средств, начисления и удержания на персонал...)

3.     составная часть информации о хозяйственных операциях – бухгалтерские проводки.

Результаты обработки:

1.     обобщенные показатели (сальдо и обороты счетов, остатки на складах и на расчетных счетах, итоговые задолженности по зарплате...)

2.     подготовленные системой отчетные формы (журналы операций, финансовые отчеты, аналитические разрезы, синтетические сводки...)

Общая последовательность работы с системой:

В процессе установки система настраивается на условия конкретного предприятия. В дальнейшем данные настройки по мере необходимости корректируются и дополняются администраторами соответствующих подсистем. Одновременно в систему вводится начальная информация о расчетных счетах предприятия, инвентарных объектах и других объектах учета.

Операторы регистрируют хозяйственные операции в виде компьютерных документов. По ним автоматически формируются бухгалтерские проводки. Операции, выходящие за рамки одного участка учета, проходят по нескольким подсистемам. Операции регистрируются в связи с нормативно-справочными данными и объектами учета. Перечень объектов учета по мере надобности расширяется.

По зарегистрированным фактам система в оперативном режиме рассчитывает состояние бухгалтерских счетов, рассчитывает текущие остатки и дает прогноз на произвольную дату остатков денежных средств на расчетных счетах и товаров на складах.

После того, как все данные текущего отчетного периода зарегистрированы, запускается программа подведения итогов. Введенные вручную исходные данные дополняются фактами, создаваемыми по нормативам, выполняется переоценка части фактов, по всей совокупности фактов рассчитываются обобщенные показатели.

После подведения итогов готовится отчетная документация для внешнего представления и для использования внутри предприятия.

Заключение

         В ходе выполнения работы была рассмотрена основная цель предприятия и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

По подсчетам Союза мороженщиков России, в прошлом году производство мороженого выросло на 2,5%. Заводы всей страны наморозили около 380 тыс. тонн мороженого.

Этот рыночный сегмент динамично развивается, растет и производство, и потребление.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает кондитерская организация Закрытое акционерное общество «Сластена», которое было основано и зарегистрировано в Хабаровской  городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

Высшим органом управления в ЗАО «Сластена» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 205 человек.

         Важнейшие проблемы организации:  низкая ликвидность ,  высокая задолженность поставщикам, низкая финансовая устойчивость.

         В целях решения предложенных проблем  для организации ЗАО «Сластена» предлагается план финансового оздоровления.

Структура плана финансового оздоровления, разрабатываемого для ЗАО    « Сластена», содержит основные элементы традиционного бизнес-плана и состоит из восьми разделов.

Список литературы

1.     Диев В. С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск: НГУ, 2003. – 164с.

2.     Кричевский А.И. Системный анализ: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. – 124с.

3.     Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. – М.: Дело, 2002 – 392с.

4.     Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – 360с.

5.     Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 591с.

6.     Петровский А.М. Организация экспертных процедур / А.М. Петровский, Л.А. Панкова, М.В. Шнейдерман. – М, 2003. – 231с.

7.     Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 271с.

8.     Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 140с.

Приложения