Содержание

10. Понятие, содержание  и сущность заключения договора. 1

20. Договоры поручения и комиссии. 5

30. Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. 8

Задача 10. 15

Литература. 17

10. Понятие, содержание  и сущность заключения договора.

Договоры делятся:

а) по моменту возникновения обязательства:

Основной договор[1] непосредственно порождает права и обязанности сторон. Предварительный договор — соглашение сторон о заключении основ­ного договора в будущем (ст. 429 ГК). Предварительный договор заклю­чается в форме, установленной для основного договора, а если форма ос­новного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

б) по субъекту, в пользу которого совершен договор:

Договор в пользу их участников — право требовать исполнения та­кого договора принадлежит только их участникам. Договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК) — договор, в котором установлено, что должник обязан произвести исполнение не кредито­ру, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (договор денежного вклада на имя другого лица с банком, договор личного страхования жизни с указанием лица, которое вправе требовать вы­платы определенной в договоре суммы);

в) по соотношению прав и обязанностей сторон:

Односторонний договор порождает у одной стороны только права, а у другой — только обязанности (например, договоры займа, поручительства). Взаимный договор — каждая из сторон приобретает права и обязанности по отношению к другой стороне (договоры купли-продажи, пе­ревозки, аренды, хранения, подряда и др.);

г) в зависимости от возмездности:

Возмездный договор — договор, по которому имущественное пре­доставление одной стороны обусловливает встречное имущественное предоставление от другой стороны.

Безвозмездный договор — имущественное предоставление произво­дится только одной стороной без получения встречного имуществен­ного предоставления от другой стороны (договор дарения, безвозмезд­ного пользования имуществом). Некоторые договоры могут быть как возмездными, так и безвозмезд­ными (договор поручения, хранения);

д) в зависимости от степени обязательности заключения договора:

Свободный договор — договор, заключение которого всецело зави­сит от усмотрения сторон.

Обязательный договор — договор, заключение которого обязатель­но для одной или обеих сторон в силу действующего законодательства (в случае создания юридического лица заключение договора банков­ского счета становится обязательным как для банковского учрежде­ния, так и для созданного юридического лица (п. 2 ст. 846 ГК), выдача ордера на жилое помещение обязывает жилищно-эксплуатационную организацию заключить договор социального жилищного найма с тем гражданином, которому выдан ордер).

Среди обязательных договоров особое значение имеют публичные договоры (ст. 426 ГК)[2].

Признаки публичного договора:

1)обязательным участником договора является коммерческая организация;

2)коммерческая организация должна осуществлять деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

3)деятельность коммерческой организации должна осуществлять­ся в отношении каждого, кто к ней обратится.

К публичным договорам применяются следующие специальные правила (ст. 426 ГК). Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора потребитель вправе обратиться в cуд с требованием о понуждении ее заключить договор. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цены товаров, услуг, работ, а также иные условия публичного дого­вора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исклю­чением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

е) по времени возникновения правоотношения:

Консенсуальный договор — договор, для заключения которого доста­точно соглашения сторон, права и обязанности по нему возникают с мо­мента достижения такого соглашения (купля-продажа, имущественный наем, подряд и др.).

Реальный договор — договор, права и обязанности по которому устанавливаются только с момента передачи вещи или для возникно­вения которого, кроме соглашения сторон, необходима и передача вещи (договор займа, хранения с участием граждан);

ж) в зависимости от участия сторон в согласовании условий договора:

Взаимосогласованные договоры — условия устанавливаются всеми сторонами, участвующими в договоре. Договоры присоединения — условия устанавливаются только од­ной стороной (п. 1 ст. 428 ГК).  Например, договоры перевозки, про­ката, страхования, бытового подряда и т. д.

Различают также смешанный и учредительный договоры[3].

Смешанный договор — договор, в котором содержатся элементы различных договоров. Соответственно к ним применяются правила о договорах, элементы которых имеются в смешанном договоре (напри­мер, договор о передаче имущества на хранение с предоставлением хранителю права безвозмездного пользования имуществом; о купле-продаже вещи с условием оплаты ее стоимости деньгами и выполнени­ем определенной работы, о продаже предприятия и поставке нового оборудования, подлежащего использованию в составе данного предприятия; о поставке оборудования, монтаже и наладке поставленного оборудования).

Учредительный договор — договор о создании и порядке деятельности хозяйственных товариществ, обществ, ассоциаций и других объединений — юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК).

Общий порядок заключения договоров

Заключение договоров проходит две стадии: оферта (предложение заключить договор); акцепт (согласие заключить договор). Соответственно стороны называются оферент и акцептант. Офертой признается такое предложение, которое в силу ст. 435 ГК:

а) должно быть достаточно определенным и выражать явное намерение лица заключить договор;

б) должно содержать все существенные условия договора;

в) должно быть обращено к одному или нескольким конкретным лицам.

Оферта может быть отозвана. Она считается не полученной, если извещение о ее отзыве поступило раньше или одновременно с офертой (п. 2 ст. 435 ГК).

Акцептом признается согласие лица, которому адресована оферта, принять это предложение, причем не любое согласие, а лишь такое, которое является полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК).

Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или предыдущих деловых отношений сторон. Акцептом считается также совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для акцепта, действий по выполнению указан­ных в ней условий договора, если иное не предусмотрено законом или не указано в оферте (п. 3 ст. 438 ГК). Акцепт может быть отозван. Если извещение об отзыве акцепта по­ступило оференту ранее акцепта или одновременно с ним, акцепт считается не полученным (ст. 439 ГК).

Будучи полученными, оферта и акцепт порождают определенные юридические последствия для совершивших их лиц. С момента получения оферты ее адресатом она юридически связывает оферента. Так, оферта не может быть отозвана в течение срока, уста­вленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте, либо это вытекает из существа предложения или обстановки (ст. 436 ГК). Оферент не может в течение этого срока в одностороннем порядке снять оферту или заключить договор, указанный в оферте, с другим лицом. В противном случае он будет обязан возместить своему контрагенту в понесенные убытки. Акцепт также связывает акцептанта с того момента, когда он получен оферентом. С этого момента он не вправе в одностороннем порядке от казаться от акцепта, кроме случаев, указанных в законе. В противном случае акцептант будет нести гражданско-правовую ответственность

20. Договоры поручения и комиссии.

Понятия и сущность договоров поручения и комиссии определены в ГК РФ.

Так, по договору комиссии[4] одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии. Законом и иными правовыми актами могут быть предусмотрены особенности отдельных видов договора комиссии.

В статьях 991-1004 ГК РФ[5] оговорены отдельные атрибуты и ответственность сторон участвующих в договорах данного вида, таких как: комиссионное вознаграждение (ст.991), исполнение комиссионного поручения (ст.992), ответственность за неисполнение сделки, заключенной для комитента (ст.993), и т.д.

По договору поручения (ст.971 ГК РФ) одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Согласно Указу Президента[6] РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 агенту (поверенному, комиссионеру) не может поручаться исполнение юридических действий, вытекающих из правоотношений принципала (доверителя, комитента), регулируемых налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о труде.

 Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения.

В случаях[7], когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном договоре поручения условия о размере вознаграждения или о порядке его уплаты вознаграждение уплачивается после исполнения поручения в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ.

Поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными. Поверенный вправе отступить от указаний доверителя, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Поверенный обязан уведомить доверителя о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным.

Кроме этого[8], другими статьями ГК РФ определены: обязанности поверенного (ст.974), обязанности доверителя (ст.975), передоверие исполнения поручения (ст.976), прекращение договора поручения (ст.977), последствия прекращения договора поручения (ст.978), Обязанности наследников поверенного и ликвидатора юридического лица, являющегося поверенным (ст.979).

30. Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Правовое[9]  регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в таких правовых областях как:

- лицензирование внешнеэкономической деятельности;

- правовой статус и виды субъектов внешнеэкономической деятельности;

- правовой режим имущества предприятий осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в таких правовых областях как:

- квотирование внешнеэкономической деятельности;

- экспортный контроль;

- импортный контроль.

- договоры по  внешнеэкономической деятельности;

- основные формы расчетов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Основными нормативными актами по ВЭД являются:

1.Таможенный кодекс Российской Федерации.

2.Закон  РФ  "О таможенном  тарифе"  от  21 мая   1993 года № 5003-1 (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ).

3.Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регу­лировании  внешнеторговой  деятельности"   от   13 октября   1995 года № 157-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.02.99 № 32-ФЗ).

4.Федеральный закон Российской Федерации "Об экспортном контро­ле" от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ).

Ввиду большого объема материала мы остановимся на отдельных аспектах внешнеэкономической деятельности.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенный кодекс (ТК РФ), состоящий из 64 глав, регулирует:

-       порядок перемещения через границу товаров и транспортных средств;

-       виды таможенных режимов и платежей;

-       порядок производства таможенного оформления;

-       осуществление таможенного и валютного контроля;

-       определяет виды и случаи таможенных льгот;

-       правовой статус таможенных органов;

-       правоохранительную деятельность (таможенные преступления и пра­вонарушения);

-       порядок проведения дознания и ОРД при рассмотрении дела о нару­шении таможенных правил.

В Российской Федерации таможенное дело относится к ведению фе­деральных органов власти. Общее руководство осуществляют Президент и Правительство; оперативное руководство - Государственный таможен­ный комитет РФ.

Система таможенных органов включает:

1. Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ).

2.     Региональные таможенные управления ГТК РФ.

3.     Таможенные посты.

Реализация правоохранительных функций таможенных органов

К правоохранительным функциям[10] относятся: борьба с контрабандой; борьба с нарушениями таможенных правил и законодательства; пресечение незаконного оборота наркотиков, оружия, предметов ху­дожественного, исторического, археологического достояния народов РФ, объектов интеллектуальной собственности, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения; борьба с международным терроризмом; меры по государственной безопасности; защита российских потребителей.

Виды таможенных режимов товаров и транспортных средств (ст. 23 ТК РФ)

1. Выпуск товаров для свободного обращения. Ввозимые на территорию РФ товары остаются там без обязательства их вывоза.

2. Реимпорт товаров. Российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозят­ся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, без применения к товарам мер экономической политики. При этом:

-      товары должны быть ввезены в течение 10 лет после вывоза;

-      товар должен находиться в том же состоянии.

3.       Транзит товара. Товары перемещаются под таможенным контро­лем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через террито­рию иностранного государства без взимания таможенных пошлин. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

-      неизменное состояние товара;

-      недопустимость использования товара в нетранзитных целях;

-      доставка в срок;

-      сохранение (возложение) ответственности на перевозчике.

4. Таможенный склад.  Ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов на период хра­нения. При этом могут перемещаться любые товары, за исключением запрещенных к вывозу и ввозу; срок хранения - 1 - 3 года.

5. Магазин беспошлинной торговли. Товары реализуются в специальных магазинах беспошлинной торговли под таможенным контролем и на таможенной территории РФ (аэропорт, порт). С товаров не взимаются таможен­ные пошлины, сборы, к ним не применяются меры экономической полити­ки (МЭП). Беспошлинный магазин может учреждаться на основе лицензии.

6.  Переработка товаров на таможенной территории. Иностранные то­ вары используются в установленном порядке для переработки на тамо­женной  территории   РФ  без  применения   МЭП.   Изготовление  товара (монтаж, сборка, подгонка, переработка, обработка, ремонт) - при нали­чии лицензии таможенного органа.

7.  Переработка товара под таможенным контролем. Иностранные то­ вары[11] используются в установленном порядке без взимания пошлин и налогов, без применения МЭП для переработки под таможенным кон­тролем с последующим выпуском для свободного обращения.

8.  Временный ввоз и вывоз. Пользование товарами на территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождени­ем от таможенных пошлин, налогов, МЭП. Сроки устанавливаются та­моженным органом (не более двух лет). Вопрос о полном освобождении решается Правительством.

9.  Свободная таможенная зона.

10.     Свободный склад. Иностранные товары размещаются и использу­ются в соответствующих территориях, границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов.

11. Переработка товара вне таможенной территории. Российские то­ вары вывозятся без применения к ним МЭП и используются вне тамо­женной территории РФ с целью их переработки и с последующим вы­ пуском продукта переработки в свободное обращение по территории РФ с полным или частичным освобождением от пошлин, налогов, МЭП.

12.Экспорт товаров. Вывоз товаров (иностранных) за пределы тамо­женной территории РФ без обязательства их ввоза в РФ.

13.Реэкспорт товаров.  Вывоз иностранных товаров  с таможенной территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных по­шлин, налогов, без применения МЭП. Ввоз должен быть произведен не позднее 6 месяцев со дня принятия таможенной декларации.

14.Уничтожение товара. Иностранные товары уничтожаются под кон­тролем таможенных органов, включая приведение их в состояние, непри­годное для использования. Пошлины, налоги при этом не взимаются. Унич­тожение производится заинтересованными лицами за свой счет.

Отказ от товара в пользу государства. Не влечет расходов у госу­дарства, не облагается пошлинами и налогами.

Экспортный и импортный контроль

Экспортный контроль предусмотрен Законом "Об экспортном кон­троле"[12]. В России осуществляется единая политика экспортного контроля. Ее цели - обеспечение национальной безопасности, политических, воен­ных и экономических интересов. Экспортный контроль устанавливается также с целью выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти порядка вывоза за пределы Российской Федерации некоторых групп товаров, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений такого порядка.

В соответствии с законодательством можно выделить три группы товаров, подпадающих под экспортный контроль.

-       вооружение и военная техника;

-       товары двойного применения  (отдельные виды сырья,  материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, кото­рые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники);

-       оружие массового уничтожения и иные наиболее опасные виды ору­жия и технологии их создания, экспорт которых запрещен во испол­нение международных обязательств Российской Федерации по их не­ распространению.

Механизм контроля предусматривает:

-       подготовку и выдачу соответствующими министерствами и ведомст­вами заключений о возможности экспорта товаров;

-       лицензирование;

-       таможенный контроль и таможенное оформление.

Возможно установление прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта. Такие меры могут устанавливаться исходя из националь­ных интересов, включающих:

-       соблюдение общественной морали и правопорядка;

-       охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

-       сохранение культурного наследия  народов  Российской  Федерации, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и переда­чи прав собственности на них;

-       необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природ­ных ресурсов;

-       обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

-       защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса;

-       выполнение международных обязательств.

Запреты и ограничения могут устанавливаться федеральными закона­ми, которые должны вступать в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.

В целях защиты российского рынка установлен контроль за качеством товаров. Законодателем установлены стандарты и требования, которым должны соответствовать ввозимые на территорию Российской Федерации товары. Такие стандарты и требования, а также правила контроля за им­портными товарами являются едиными и обязательными на всей терри­тории России.

Для обеспечения соответствия импортных товаров установленным требованиям в Российской Федерации действует система сертификации. Таможенное оформление товаров, подлежащих обязательной сертифика­ции, не производится.

В целях усиления контроля за обеспечением качества и безопасно­стью использования на территории Российской Федерации импортных товаров запрещается реализация на территории Российской Федерации импортных товаров без информации на русском языке.

Задача 10.

В мае 1996 г. поставщик отгрузил стройуправлению в Братске цемент в количестве, выделенном на весь 3 квартал 1996 г. В связи с досрочной поставкой значительного количества цемента вагоны простояли под разгрузкой на подъездном пути сверх установленного времени, и железная дорога взыскала с получателя цемента штраф.

Вправе ли получатель взыскать сумму уплаченного штрафа с поставщика, поскольку простой вагонов имел место по его вине. Как называется обязательство в котором возможно право обратного требования, его правовая сущность?

Решение

Так, на основании ст.315 ГК РФ, должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо не вытекает из его существа. Однако досрочное исполнение обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается только в случаях, когда возможность исполнить обязательство до срока предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства.

Для исполнения[13] обязательств иногда важно и соблюдение промежуточных сроков. За нарушение промежуточных сроков могут устанавливаться имущественные санкции в виде неустойки. Кроме этого ст.508 ГК РФ (Периоды поставки товаров) гласит, что в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Следовательно, поскольку данная досрочная поставка с получателем согласована не была, согласно действующего законодательства, получатель имеет право сумму уплаченного штрафа с поставщика, поскольку простой вагонов имел место по его вине и в данном случае имело место досрочное исполнение обязательств, предварительно не согласованное с получателем.

Обязательство в котором возможно право обратного требования называется регрессным.

Регрессным[14] признается обязательство, по которому одно лицо (ре­гредиент) вправе требовать от другого лица (регрессата) имущество,  переданное вместо него или по его вине третьему лицу. Так, банк или страховая организация (гарант), предоставившие по просьбе другого  лица письменное обязательство (гарантию) уплатить кредитору этого лица денежную сумму, вправе требовать от этого лица в порядке ре­гресса (обратного требования) возвращения уплаченных ими сумм по банковской гарантии (ст. 368, 379 ГК).

Объем регрессного (обратного) требования не может превышать суммы, выплаченной по основному обязательству.

Литература

1.      Таможенный кодекс Российской Федерации.

2.      Закон  РФ  "О таможенном  тарифе"  от  21 мая   1993 года № 5003-1 (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ).

3.      Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регу­лировании  внешнеторговой  деятельности"   от   13 октября   1995 года № 157-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.02.99 № 32-ФЗ).

4.      Федеральный закон Российской Федерации "Об экспортном контро­ле" от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ).

5.      Н.М.Голованов, Гражданское право, Курс лекций,  СПб, Питер, 2003г.

6.       Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Под ред. д-ра юр. наук, проф. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М-КОНТРАКТ, 1998.

7.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999.

8.      И.В. Дойников. Предпринимательское право, М. «Приор», 2004г.


[1] Н.М.Голованов. Гражданское право. Краткий курс. СПб, Питер, 2003г. –С.357

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999. С.146

[3] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Под ред. д-ра юр. наук, проф. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М-КОНТРАКТ, 1998. С.358

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999. статья 990, С.318

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999.  С.318-324

[6] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Под ред. д-ра юр. наук, проф. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М-КОНТРАКТ, 1998. С.235

[7] Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999.  С.972, стр.314

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть I и II). — М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Изд-во "ЭКМОС", 1999, статьи .974-979, стр.314-316

[9] И.В. Дойников. Предпринимательское право, М. «Приор» -С.265

[10] И.В. Дойников. Предпринимательское право, М. «Приор» -С.268

[11] И.В. Дойников. Предпринимательское право, М. «Приор» -С.268

[12] Федеральный закон Российской Федерации "Об экспортном контро­ле" от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ

[13] Н.М.Голованов, Гражданское право, Курс лекций,  СПб, Питер, 2003г. Стр.366.

[14] Н.М.Голованов, Гражданское право, Курс лекций,  СПб, Питер, 2003г. Стр.343.