Содержание

1. Специфика и структура философского знания. Основные разделы философии (онтология, гносеология, философская антропология, этика, эстетика, социальная философия) 3

2. Древняя философия. 6

1. Специфика и структура философского знания. Основные разделы философии (онтология, гносеология, философская антропология, этика, эстетика, социальная философия)

Философия в отличие от науки, религии и искусства не ограничивается каким-нибудь одним предметом или сферой реальности и пытается охватить в своей деятельности и естественный, и сверхъестественный и внутренний, духовный мир человека. При этом она признает в качестве средств освоения этих миров и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство. Как видим, философия имеет нечто общее и с наукой, и с религией, и с искусством, но в то же время значительно отличается от этих форм духовной культуры прежде всего своим масштабом. Поэтому можно определить философию как специфическую форму духовной культуры (наряду с наукой, религией и искусством), которая пытается различными способами охватить, описать, объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мироздание, и человека.

Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, а лучше нет ни одной».

Философия тесно связана с другими формами духовной культуры: с наукой, моралью, искусством.

Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.

В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины:

-              Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;

-              Гносеология как учение об общих законах и формах познания;

-              Логика как учение о нормах и законах мышления;

-              Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;

-              Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.[1]

На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.

В общей структуре философии выделяются следующие элементы:

1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.;

2) философские идеи (выражения концептуальных замыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы;

3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единства мира; принцип детерминизма (причинности);

4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

5) философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Свое концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений.

В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества, техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества (философии истории). Философию познания называют гносеологией или эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология. Как учение о путях творчества  философия есть эвристика.  Разветвленными областями философии являются философия науки, философия религии, философия языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия практики (этика), история философии. В философии науки относительно самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук (логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу.

Так вот, философия – это (условно говоря) наука, которая и занимается поиском и исследованием этих общих черт всего окружающего мира в целом (и внутреннего, духовного мира человека). Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Поэтому мы и говорим, что она - наука обо всем. Но не обо всем вообще, а только о самых главных чертах, основных признаках мироздания и человека. Таким образом, философия – это наука обо всем, то есть – о наиболее широком, общем, важном, главном, основном.

Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук и даже противопоставляет ее им.

2. Древняя философия

а) Философия древнего Востока

(философские школы Древней индии и Древнего Китая)

Древнеиндийская философия уже в своих истоках была представлена множеством школ и направлений. В ней можно выделить два лагеря: ортодоксальный, так он называется потому, что допускает высшую реальность, как "душу", внутреннюю сущность вещей и, следовательно, признает авторитет Вед; неортодоксальный – джайнизм, буддизм, чарвака и др. Они отрицают авторитет Вед и составляют главную оппозицию ведическому брахманизму.

Джайнизм появился в VI в. до н.э. Критикуя брахманизм за ритуализм и отвлеченную умозрительность, он тем не менее сохранил такие его элементы, как вера в перевоплощение душ, учение о карме. В основе же мировоззрения джайнов лежало представление о жизни как о страдании, которое связывалось с законом воздаяния. Но, с их точки зрения, этот закон можно было победить на пути благих дел и строгого соблюдения аскезы (ограничения). Основоположник джайнизма Махавир Вардхаман проповедовал пять истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным благам, будь целомудрен.

Буддизм зародился в Бенгалии, и его основоположником был принц Сиддхартх Гаутама. Богатый, заботливо оберегаемый от жестокостей внешнего мира, находившегося за стенами царского дворца, он все-таки однажды покинул его и столкнулся с нищетой, болезнями, тяготами жизни, со смертью. Сиддхартх решил найти ответ на вопрос, почему мир таков?

После долгих странствий и размышлений на него снизошло озарение, и открылась истина. Он стал называться Буддой, что означало "просветленный", "пробужденный", и сложилось его учение о смысле человеческой жизни, давшее начало новому мировоззрению, религии и философии.

В отличие от брахманизма, учившего, что страдание есть наказание за грехи прошлых перевоплощений, а избавлением и достижением счастья является благочестие, Будда пришел к другому выводу: страдание – такая же сторона бытия, как и освобождение от него. Всякая жизнь – это страдание, и кем бы ни был человек, он обречен на страдание: в рождении, в болезни, в старости, в смерти. Перед страданием все равны.

Чарвака – школа, которая также подвергла критике все ведийские авторитеты, обвинив Веды в лживости, многословии и противоречивости. Расхождение с брахманизмом было в главном: чарваки признавали объективность мира и отрицали его сотворение каким-либо духовным началом. Мир, по их мнению, - комбинация четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Из этих же элементов возникает сознание, которое неотделимо от тела и умирает вместе с ним.  Таким образом, существует только реальный мир, реальная жизнь и нет ничего потустороннего, и нет никаких Богов. Человек должен заниматься действительными делами (отсюда второе название – школа локаята – учение, "направленное на этот мир") и искать счастье в земной жизни.

Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они постепенно были вытеснены обновленной ортодоксией – индуизмом, такими его школами, как: веданта, миманса, санхья, йога, ньяя, вайшешика.

В целом же переход от мифологии к философии в Индии происходил на основе сильного укоренения в культуре ритуала, отсюда – слабая связь с научной мыслью. Предметом же философских размышлений, по преимуществу, становятся: мир человека, его отношение к безличностно-духовному началу и к другим людям. На первый план выступают этико-психологические проблемы.

Расцвет древнекитайской философии приходится на VI - V вв. до н.э., которые называют "золотыми" в культуре Китая.

Это был период соперничества ста школ, в рамках которых сформировались и такие как: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей философской мысли Китая.

Конфуцианство – наиболее зрелая философская концепция, ее создателем был Кун Фу-цзы (551 - 479 гг. до н.э.), почтенный учитель Кун (европейское произношение Конфуций). По его мнению, верховной силой выступало Небо (тянь) – высшая безличная сила, следившая за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности людей также считались заданными Небом.

Даосизм. У истоков этого течения философской мысли находится Лао-цзы (580-500 гг. до н.э.). Основные его идеи последователи "почтенного учителя" изложили в книге "Дао дэ-цзин" – "Книге о дао-пути и благой силе дэ", названной еще "Путь добродетели".

В отличие от этико-политических взглядов Конфуция, Лао-цзы размышляет о мироздании, о мировом естественном ритме событий, используя для этого два основных понятия: "дао" и "дэ". Если для основателя конфуцианства дао   - путь поведения человека, путь Китая, то для даосов это – всеобщее мировоззренческое понятие, обозначающее первоначало, основу и завершение всего сущего, некий всеохватывающий закон бытия.

Развитие философской мысли Древнего Китая происходит и в рамках таких школ, как: моизм, школа имен, легизм, но все они так или иначе используют понятия и принципы разработанные конфуцианством и даосизмом.

Древнекитайскую философию отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем

б) Античная философия

(Сократ, Аристотель, Платон)

Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

В античной философии выделяют следующие периоды:

1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит);

2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека;

3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля;

4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека);

5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация;

6. зарождение христианской мысли.

Отличительные особенности античной философии:

1. античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок);

2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - "сома");

3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы);

4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.

Из среды софистов вышел величайший философ древности и один из великих людей в истории человечества – Сократ (369-399 гг. до н.э.). Восприняв от них интерес к человеку и его внутреннему миру, мыслитель считал, что философия должна заниматься не природой и поиском первоначал, ее цель – человек, но ни его анатомия, физиология и даже ни юридическая сторона дела, а самосознание. Философ более стремится обнаружить внутренние мотивы человеческого поведения, нежели внешние импульсы его: богатство, слава, почести. Сократ к ним относит нравственные добродетели и прежде всего – достоинство, справедливость, благо, они-то и становятся предметом бесконечным дискуссий.

Основной метод нахождения истины для Сократа - диалог. Знание - это не механическая передача знаний от человека к человеку.

Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет его убеждением. Истина рождается в диалоге (коммуникации).

Алгоритм ведения продуктивного спора, предложенный Сократом:

1. сомнения - вступая в диалог, Сократ говорил "я знаю, что я ничего не знаю", т.е., что у собеседников нет знаний о предмете, о котором будет идти речь;

2. ирония над знанием человека;

3. "майевтика" - метод, помогающий собеседнику "родить" истину. Сократ помогал человеку самому "дойти до истины";

4. индукция от фактов к общим положениям;

5. "дифиниция" - окончательное определение исследуемого предмета.

Методом Сократа была диалектика как искусство спора.

Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ ценил добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу - знания, т.е. человек совершает неблагие деяния, т.к. не знает о том, что они неблагие.

В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм. Платон - основатель первой философской системы объективного идеализма.  Впервые дал обоснование примата (превосходства) идеи над материей.

Идея (эйдос) - центральная фигура философии Платона. Всякое физическое тело - воплощение идеи. Идея - это первообраз, оригинал, а вещь - это копия (причем некачественная). Любой материальный объект можно разрушить, а идея останется.

Идеи Платон называл парадигмами - образцами, по которым из бесформенной материи организуются реальные вещи. Важная заслуга Платона - в разделении вещи как материального тела от идеи вещи. Платон первым осознал конструктивную роль идей. Учение об идеях - метафизическая часть философии Платона (у него есть также социально - политическое учение).

Аристотель - ученик Платона.  Центральная категория учения Аристотеля - "эйдос" (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания. Гиперурания - за пределами пещеры и поэтому до людей доходят лишь отблески света из нее.

Учение Аристотеля демократично (у каждой вещи - своя идея), а в социально-политическом учении Платона можно увидеть зачатки тоталитарного государства с единой идеей. У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона - да.

Аристотелевская материя двояка: бесформенное вещество (первоматерия); то, из чего вещь состоит.

Материя - потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение.

Причины вещей (любая вещь обязана своим существованием четырем причинам): 1. материальная (из чего); 2. формальная (форма); 3. деятельная (мастер); 4. целевая (ради чего).

Мировоззрение Аристотеля телеологично - все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.


[1] Лешкевич Т.Г. Философия как наука: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002. – с. 17.