Содержание

Введение. 3

1. Т. Джефферсон о государстве и праве. 4

2. Т.Пейн о государстве и праве. 8

3. Федералисты: А.гамильтон, дж.Мэдисон, Дж. Адамс о государственном устройстве США и принципах республиканского правления. 11

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

В XVII веке прогрессивная политическая и правовая мысль получила распространение не только в Европе. Демократические идея уже достигли Британских колоний, основанных в XVII-XVIII веках на Американском побережье Северной Америки. Повышенный интерес к политической теории был связан здесь с интенсивным развитием капиталистических отношений и политической обстановкой между колониями и метрономией. Следствием всех этих противоречий явилась Война за Независимость 1775-1783 гг.

Движение американских колонистов против метрополии дало мощный толчок развитию демократических идей. Пропагандой идей договорного происхождения государства, тираноборчества занимались многочисленные массовые организации: "Сыны свободы", "Дочери свободы", городские собрания и др. В резолюциях, принимаемых городскими собраниями, высказывались радикальные политические и правовые взгляды: о праве народа возвратить себе естественные права, о народном суверенитете, разоблачались теории несопротивления злу.

Ожесточенная классовая борьба в США в период борьбы за независимость также получила свое отражение в идеологии. Наиболее прогрессивные идеи мелкой буржуазии отстаивали Т. Джефферсон и Т. Пейн. Они выражали интересы широких слоев мелких производителей. Проводниками политических взглядов крупной буржуазии и плантаторов- рабовладельцев были А. Гамильтон, Джей и др. Между этими двумя течениями разгорелась борьба по вопросу о государственном строе США и Конституции 1787 г.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основных политических и правовых учений в США в период войны за независимость.

1. Т. Джефферсон о государстве и праве

Т. Джефферсон (1743-1826 гг.) - выдающийся американский политик и просветитель. Особую известность в истории Т. Джефферсон получил как один из создателей Декларации независимости и Конституции США. Социально-политические идеи Джефферсона нашли воплощение в его работах: "Общий обзор Британской Америки" (1774), "Заметки о штате Верджиния" (1785), "Автобиография" (1821), а также в многочисленных (около 25 тыс.) письмах.

С позиции теории общественного договора и естественных прав человека Джефферсон критиковал монархическую форму государства и отстаивал идею народного суверенитета. Опираясь на теорию договорного происхождения государства, Джефферсон считал королевскую власть производной от власти народа. Никто из людей, по его мнению, не может быть лишен права участвовать в создании государственной власти и контроля над нею. Если же власть пожирает права народа, последний вправе переменить правительство и заменить его таким, которое наилучшим способом служит его интересам. Этим Джефферсон обосновывал право народа на восстание против тирании, идею народного суверенитета.[1]

В отличие от европейских просветителей, которые делили историю человечества на жизнь в естественных и общественных условиях, Джефферсон был уверен, что жить в обществе - это значит жить в неестественных для человека условиях. Другое дело, следует различать три формы общественной жизни: первая - догосударственная ("без правительства, как это обстоит с индейцами"), вторая - народовластная ("при правительствах, на которые воля каждого человека оказывает свое справедливое влияние: так обстоит дело ... в наших штатах"), третье - деспотическую ("при правительствах силы; так обстоят дела во всех... монархиях"). Естественные права американский просветитель понимал не как права, которые они получают по природе своего естественного рождения в качестве членов общества независимо от формы его существования. Естественные права врожденны и неизменны, в то время как гражданские права обретаются человеком в процессе его жизни в обществе, устанавливаются им и в общем преходящем.

В качестве основополагающих естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство, право на восстание. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними всегда разрешается в пользу естественных прав.

К числу естественных прав человека Джефферсон также относил:

-             право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы, плоды своих трудов;

-             право личной неприкосновенности;

-             право свободы мысли и слова, свободы переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе общих интересов;

-             право свободы совести и вероисповедания;

-             право избирать ту форму общественной жизни, которая более всего поможет человеку стать счастливым и устранять ту, которая делает его несчастным.[2]

Естественные права Джефферсон считал первичными и приоритетными по отношению к гражданским. Для защиты и сохранения естественных прав образуется государство и устанавливается законы, которые призваны сдерживать людей, что бы они не нарушали естественное право других. Назначение органов государственной власти состоит в охране тех естественных прав человека, которые не могут быть защищены им самостоятельно. В спорных же ситуациях судьей должна быть незаинтересованная и беспристрастная сторона. Данные идеи были развиты мыслителем в Декларации независимости США.

Путем включения в Декларацию так называемые естественные права превращаются в естественные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Государственное признание субъективных прав личности ставило известную преграду произволу государственной власти.

Декларация независимости США - первый в истории государственный акт, провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни. Из народного суверенитета проистекает право народа на восстание, а также установление угодной ему политической формы. В случае злоупотреблений и насилия со стороны государственной власти не только правом, но и естественной обязанностью людей является свержение такой государственной власти.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается для охраны людьми естественных прав человека, а власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. В силу такого происхождения власти правительства и такого условия его существования народ вправе изменить или уничтожить такую форму правления, заключает Джефферсон, если оно стремиться к деспотизму.

Далее в Декларации независимости 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму. Это дает основание провозгласить в Декларации об отделении от Англии и образование независимых Соединенных штатов.

Таким образом, Джефферсон выразил в Декларации независимости три основополагающие доктрины буржуазного просвещения: о равенстве естественных прав человека; об "общественном договоре" как основе политической власти; о праве на революционные ниспровержение деспотического правительства.

Политическим идеалом Т. Джефферсона, как защитника интересов мелких производителей, стало демократическая республика фермеров.

Под республикой Джефферсон понимал такое государственное устройство, в котором правление осуществляется в пределах компетентности и возможности самими гражданами или через избранных ими непосредственных представителей осуществлять управление государством. Развивая идеи Руссо о суверенитете народа при республиканской форме правления, Джефферсон видел проявление власти народа в господстве воли избирателей, в расширении способов участия всех граждан в управлении общественными делами, в постоянном контроле со стороны народа за деятельностью государственных органов.

Форма власти - республика с разделением властей. Ее социальная основа - частная собственность (общество фермеров). Политический режим - демократия. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (палата депутатов, сенат), при котором действует Совет по проверке законов. Центральная исполнительную власть осуществляет президент, который избирается на 4 года не более двух раз. Исполнительная власть на местах - губернаторы и совет штатов.

Образование США на основе федерализма поставило перед Джефферсаном вопрос о демократическом соотношении центрального и местного управления. Заявляя о том, что 17 штатов, объединившихся в единое государство, отдали в ведение федеральной власти то, что связано с их интересами за рубежом штата, а себе оставили все, что "касается внутреннего управления", Джефферсонс подчеркивал, что правительство каждого штата и правительство федерации - равные партнеры.

Серьезной критике подверг Т. Джефферсон Конституцию США 1787 г. за ряд ее антидемократических черт: отсутствие в ней билля о правах, предусматривающего право на свободу слова, печати и др. По инициативе Джефферсона и других политических деятелей были приняты 10 дополнений к тексту Конституции. Они вступили в силу в 1791 г.

Джефферсон был сторонником сословного деления общества. Среди сословий его внимание привлекала лишь аристократия, где он различал: природную аристократию - те, кто признавался таковыми за их физическую силу и достоинства; искусственную аристократию - те, которые выделялись своим особым происхождением и богатствами, и духовную аристократию - те, кого выделили за интеллектуальные и нравственные достоинства. Духовную аристократию он называл естественной и считал ее "самым драгоценным даром природы, данным людям для того, что бы учить и ... управлять обществом".

Джефферсон был против рабства. Он заявлял, что природа наделила черных и краснокожих собратьев "равными талантами с людьми других цветов", что рабство и национальная дискриминация - это моральный и политический порядок общества, что рабы и индейцы так же обладают естественными правами. В то же время как политическому деятелю ему приходилось считаться с устоявшимся традициям в отношении к неграм и индейцам и той политикой, которую проводили по отношению к ним правительства различных штатов.

Джефферсон вошел в историю политической мысли как автор Декларации Независимости США, провозгласившей наиболее передовые политические и правовые идеи того времени.

2. Т.Пейн о государстве и праве

Томас Пейн (1737 - 1909 гг.) относился к тому числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода войны за независимость.

Подробное исследование "хваленой конституции Англии" приводит его к убеждению, что она представляла собой нечто благородное лишь в те мрачные времена рабства, когда создавалась. Теперь же легко показать ее несовершенство и неспособность дать то, что она будто бы обещает.

Составные части Английской конституции являются порочными остатками двух древних тираний (монархической тирании в лице короля и аристократической в лице пэров), к которым примешены новые республиканские элементы (палата общин). Оба первых учреждений, будучи наследственными, не зависят от народа и поэтому "в конституционном смысле" ничем не способствуют свободе государства.

Как представитель естественно-правовой теории Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе (например: право на счастье, свободу совести, свободу слова, равенство перед законом и др.). Этими правами человек, обладая в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом и сохранялось еще у североамериканских индейцев. Гражданские же права принадлежат человеку, как члену общества и обеспечиваются государством (например право собственности), т.е. с образованием общества люди передают часть своих естественных прав.

Одним из первых в истории политической мысли он приводит различие между обществом и государством.

Они различаются не только своей ролью, но и своим происхождением: "общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками". Первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь".

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в обществе, потому что объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Пейн считает, что зарождение и существование государственной власти строиться только на согласии управляемых (по общественному договору), поэтому верховная власть государства должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления, то есть о праве на восстание. Этими же идеями народного суверенитета и право на революцию Пейн обосновал допустимость отделения колоний от Англии и образование собственного независимого государства.

Все формы государственного правления Пейн делит на два вида:

1) правление на основе выборов и представительства;

2) Правление на основе права наследования.[3]

Первое известно под именем республики, второе - монархии и аристократии. Обе формы различны и противоположны от того, что воздвигнуты на двух различных и противоположных основах - разуме и невежестве. Поскольку правительственная деятельность требует таланта и способностей, а они не могут происходить по наследству, то очевидно, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканской, а для монархической и аристократической формы.

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права (исходя из принципа естественного равенства людей).

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию 1787 г. Недостаток Конституции он видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, Пейн был сторонником однопалатной структуры парламента, в то время как для других мыслителей она представлялась прямой угрозой скорого самовырождения и компрометации. Возражая на этот аргумент, Пейн делал ставку на наличие Конституции. Она должна определять полномочия и устанавливать правила, в рамках которых будет действовать парламент. Такая Конституция, по его мнению, сама по себе более эффективное, сдерживающее средство, чем любой другой контроль.

Важным инструментом, призванным нейтрализовать вредное следствие импульсивности работы однопалатного парламента, он считал единообразный принцип представительства. Слишком большим был (6 лет), по его мнению, срок полномочий сенаторов.

Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом "вето", против несменяемости судей, которые должны были переизбираться и быть ответственными перед народом.

Вывод: Политические взгляды Пейна выражали интересы наиболее широких слоев американцев - фермеров. Они оказали большое воздействие на ход Войны за Независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и способствовали формированию идеологии чартистского движения в Англии.

3. Федералисты: А.Гамильтон, Дж.Мэдисон, Дж. Адамс о государственном устройстве США и принципах республиканского правления

Александр Гамильтон (1754-1804 гг.) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на создание Конституции США 1787 г.

В период непосредственной подготовки Конституции, и особенно после ее принятия, в стране разгорелась острая политическая борьба между федералистами и антифедералистами. Основой раскола на эти политические группировки было отношение к намеченной конституции федеральной форме государственного устройства США.

Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты, выступавшие за сохранение конфедеративного устройства Соединенных Штатов, выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, удовлетворенных полученной свободой в фактически независимых штатах и опасавшихся диктата сильной центральной власти, напоминавшего об английском колониальном господстве.

А. Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов. Наполовину англичанин, наполовину француз, он родился в Вест-Индии. Человек выдающихся способностей и ясного ума, прекрасный юрист, умный руководитель, государственный деятель широкого кругозора, Гамильтон определил основную политическую линию федералистов, руководил ее проведением в жизнь и добился ее торжества. Он очень хорошо подходил для такой деятельности, ибо, в отличие от коренных американцев, его не связывали узкие местные интересы. Гамильтон мыслил категориями всей страны, а не одного штата. Он стремился уничтожить самостоятельность местной власти и свести отдельные штаты до положения церковных приходов. К демократии городского собрания и законодательным собраниям, где большинство принадлежало фермерам, он относился с нескрываемым презрением. Гамильтон не знал и не понимал сельского жителя-фермера Америки. Он выражал интересы крупных собственников: плантаторов-земледельцев, богатых купцов, промышленной буржуазии, т. е. антиаграрных классов. По мнению Гамильтона, только сильная центральная власть была способна остановить демократическое движение масс, возросшее после победы в войне за независимость. Федерация будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Политические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествующий войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под влиянием Монтескье: его теории разделения властей и идеализации конституционного устройства английской монархии. Это устройство Гамильтон считал необходимым положить в основу Конституции США.[4]

Он был убежденным приверженцем английского образца "смешанного правления", в котором законодательная власть делилась между тремя политическими формами - монархической в лице короля, аристократической в лице палаты лордов, демократической в лице палаты общин. Однако концепция "смешанного правления", бравшая под защиту интересы имущих "верхов", находилась в противоречии с доктриной естественного равенства Декларации Независимости. Противоречила она и положению Декларации о том, что государство создается для защиты прав на жизнь, свободу, стремление к счастью, а не право на собственность.

В некоторых своих принципах Гамильтон был также последователем Гоббса. Его философия логически подводила к государству - Левиофану с высокоцентрализованной, принудительной и действенной властью. Но Гамильтон не был идеалистом и не считал государство божественным вместилищем власти, вечной сущностью, независимой от гражданина и стоящей над ним.

Гамильтон рассматривал государство, как весьма полезное орудие, которое во имя законности и порядка должно служить интересам власть имущих и сдерживать проявления тех, кто лишен власти. Он понимал, что в государстве, основанном на принуждении, а не на доброй воле, вечное брожение среди тех, кому применяется принуждение составляет серьезную угрозу и в конце концов эксплуатируемые могут наброситься на эксплуататоров. Поэтому в таких государствах эгоистические интересы требуют, чтобы общественные беспорядки предавались посрамлению и подавлялись полицейскими силами. Критерий сильного государства заключается в его способности защитить привилегии меньшинства от анархии большинства.

В Конституционном конвенте Гамильтон горячо отстаивал идею государства, основанного на принуждении. В его планы государственного устройства принцип централизованной власти развивался значительно глубже того, на что было готово пойти большинство, а в выступлениях в защиту этого плана Гамильтон высказывал мысли, которые пугали некоторых его слушателей. Он был откровенным монархистом и отстаивал монархические принципы с гоббсовской логикой: "Принцип, который должен быть принят, - это необходимость постоянной воли. Государство должно строиться на основе, способной сдерживать народный поток".

Однако логика освободительной борьбы колонии вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от монархической.

Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительные органы законодательной власти, который под давлением избирателей может принять "произвольное решение". Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически неответственными перед парламентом. Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом.

Гамильтон считал, что государство и собственность должны выступать в тесном и действенном союзе. "Новое государство останется слабым и неспособным действовать, если оно будет враждебно капиталу. Но лишь только оно станет относиться к капиталу дружелюбно, как капитал поспешит прийти к нему на помощь".

Союз государства и капитала, по Гамильтону, это основа экономического переворота, которым предстоит превратить Америку из страны аграрной в высокоразвитую индустриальную державу. В отличии от Джефферсона Гамильтон считал, что главной целью государственного управления является не благоденствие отдельных граждан, а достижение материального могущества государства и защита интересов частной собственности.

Гамильтон отрицал теорию естественного равенства людей. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества, было для него бесспорным. По этому поводу он писал следующее: "Во всяком обществе происходит деление на большинство и меньшинство. К первым относятся масса народа, ко вторым - богатые и знатные. Глас народа называют гласом божим, однако, как бы часто это положение не повторялось и сколько бы людей в него не верило, оно не соответствовало действительности. Народ - буйная и изменчивая сила. Его суждения редко правильны. Посему второму классу надлежит представить твердую и постоянную роль в управлении государством. Он будет обуздывать непостоянство первого и, поскольку изменения не несут ему выгод, навсегда обеспечит хорошее правление. Можно ли описать, что демократическое законодательное собрание, ежегодно переизбираемое народом, будет стремиться неуклонно к всеобщему благу? Только постоянно существующий орган в состоянии сдержать неразумие демократии. Её бурный и необузданный нрав нуждается в узде ограничения".[5]

Гамильтон был убежден, что единственно эффективный способ обуздания демократической фракционности заключается в создании органа судебного надзора - Верховного суда, обладающего широкими полномочиями. По его мнению, пожизненно назначаемые независимые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с ответственностью. Они смогут сделать это отчасти потому, что сами являются не избираемыми и не ответственными. Таким образом, потерпев неудачу в попытке добиться признания монархического принципа, Гамильтон посвятил свои усилия изобретению всевозможных ограничений демократической власти.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основные политические и правовые учения в США в период войны за независимость.

Американские мыслители не внесли существенно-новых положений в Западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но, бесспорно, их заслуга в ее пропаганде и оригинальной трактовке некоторых положений применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США (пример: выведение из права на революцию право на образование независимого государства). Характер этой трактовки определялся теми классовыми интересами, которые они отражали. В политических и правовых взглядах Пейн и Джефферсона отразились демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов. У Гамильтона естественно-правовая доктрина получила иное истолкование, отвечающее компромиссным тенденциям в среде высших слоев колонистов в борьбе с Англией.

Общие, в принципе, теоретические посылки привели поэтому к различным практически-политическим и конкретно-правовым выводам. В области политической это проявилось в разном отношении к государственному строю Великобритании. Если Пейн и Джефферсонс не считали этот строй идеальным, то Гамильтон стоял на противоположных позициях. В области правовой такое же различие в отношении к естественному равенству людей и вытекающему из него равноправию граждан, противником которого был Гамильтон.

Оценивая политические и правовые взгляды Пейна, Джефферсонса и Гамильтона, необходимо иметь в виду и еще одно существенное обстоятельство - впервые в истории идеи естественно-правовой доктрины были конкретизированы и закреплены в конституционных документах.

Так, Декларация независимости, провозглашая образование США как независимого государства, закрепила развитые Пейном и Джефферсоном идеи народного суверенитета и права народа на революцию. А правовые взгляды Гамильтона послужили теоретической базой для разработки Конституции США 1787 г.

Список литературы

1.           Кобылев В. П. Всеобщая история государства и права. - М.: Наука, 2004.

2.           Мавродин В.В.  История государства и права зарубежных стран. – М.: Инфра-М, 2003.

3.           Марьясов Д.В.  История политических учений. – М.: Инфра-М, 2003.

4.           Мишин А. А. История политических и правовых учений. - М.: Наука, 2004.

5.           Савченко Н.С. История политических и правовых учений. - М.: Юристъ, 2004.


[1] Мавродин В.В.  История государства и права зарубежных стран. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 251.

[2] Кобылев В. П. Всеобщая история государства и права. - М.: Наука, 2004. – с. 314.

[3] Марьясов Д.В.  История политических учений. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 286.

[4] Мавродин В.В.  История государства и права зарубежных стран. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 267.

[5] Савченко Н.С. История политических и правовых учений. - М.: Юристъ, 2004. – с. 346.