Содержание
Введение. 3
1. Экономическая сущность и причины образования запасов. 4
2. Транспортные запасы. Факторы определяющие их величину. 9
3.Особенности управления запасами на ОАО “Электроагрегат”................... 11
Заключение........................................................................................................ 13
Список литературы........................................................................................... 14 Введение
Состояние и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов приобретают все большую значимость.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов по эффективности управления производственными запасами и особенности управления запасами ОАО "Электроагрегат".
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность запасов;
проанализировать транспортные запасы;
проанализировать процесс управления производственными запасами ОАО «Электроагрегат».
1. Экономическая сущность и причины образования запасов
Материально-производственные запасы являются составной часть оборотных активов организации.
Наиболее общую формулировку понятия запасы дает своей книге «Логистика» Гаджинский А. М.: - «Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления» [3, с.184].
Материально-производственные запасы в самом общем виде классифицируются по трем видам [15, с. 109]:
1. Производственные запасы;
2. Незавершенное производство;
3. Готовая продукция.
К первой группе относятся запасы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топливо, тару и тарные материалы, отходы, запасные части, прочие материалы.
Для каждого производственного процесса (или стадии производственного процесса) могут быть выделены следующие виды исходных материалов [16, с. 588]:
а) Сырье, образующее в результате переработки значительную часть (по количеству или стоимости) конечного продукта. К сырью, как правило, относятся первичные материалы, не прошедшие переработки вообще или прошедшие ее в незначительной степени. Примерами могут служить продукты растениеводства, животноводства или рыболовства; продукты добычи и обогащения руды в горнодобывающей и металлургической промышленности, а также материалы, получаемые в результате специфических технологических процессов химической и физической обработки. Исходные продукты более высокой степени переработки, например предварительно смонтированные детали, составляющие значительную по количеству часть конечного продукта, такого, как электромотор, относятся к категории полуфабрикатов. Процедура закупки таких продуктов на стороне аналогична закупке остальных видов сырья.
б) Вспомогательные материалы, занимающие незначительную (по количеству или стоимости) часть в составе конечного продукта. Тем не менее такие материалы могут иметь важное функциональное значение. Примерами вспомогательных материалов являются швейные нитки при пошиве одежды, монтажные болты, проволока. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что отнесение продукта к той или иной категории материалов зависит от особенностей производственного процесса. Так, те же нитки в текстильной промышленности служат сырьем для изготовления ткани. Из проволоки определенного вида могут изготавливаться скрепки, и она в данном случае будет являться сырьем.
в) Производственные материалы, не входящие в отличие от сырья и материалов в состав конечного продукта, но необходимые для нормального хода производственного процесса. Они обеспечивают ввод в действие и эксплуатацию оборудования. К таким средствам относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость для сверлильного оборудования, чистящие и моющие средства. К числу производственных материалов принадлежит также энергия, в силу высокой стоимости и значительной потребности в ней учитываемая, как правило, отдельно от остальных видов производственных материалов.
г) К числу комплектующих относятся продукты, не требующие обработки вообще или требующие ее в незначительной степени. К числу производящихся с ними операций могут относиться пересортировка, изменение размера партии, маркировка и т. п.
Сырье, полуфабрикаты, вспомогательные материалы относятся к общей категории сырье и материалы (так как подвергаются обработке или переработке в процессе изготовления конечной продукции).
Различные виды материалов представим на рис. 1.
Рис. 1. Классификация материалов [16, с. 589]
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов (см. рис.2).
Рис. 2. Основные виды материальных запасов [3, с. 187]
Охарактеризуем каждый из названных запасов
Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса
Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути [9, с. 187].
Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления.
В условиях производства продукции на основе заказа на текущий период времени (месяц, квартал) управление производственными запасами приобретает особую важность, вследствие чего сосредоточимся в данной работе на всестороннем изучении проблем управления производственными запасами.
Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, страховые и сезонные [3, с. 188].
Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.
Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:
- отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
- возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
- непредвиденного возрастания спроса.
Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.
Таким образом, можно заключить, что в настоящее время в экономической литературе категория запасов описана достаточно полно и подробно. Основные причины возникновения запасов очевидны исходя из их классификации.
2. Транспортные запасы. Факторы определяющие их величину
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) - это запасы продукции, находящиеся в процессе транспортировке. Сокращение затрат на транспортировку является одной из важнейших задач управления запасами. Ключевая роль транспортировки объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.
Транспортировка включает в себя следующие составляющие:
- экспедирование;
- грузопереработку;
- упаковку;
- передачу прав собственности на груз;
- страхование.
Управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:
- выбор способа транспортировки;
- выбор транспортного средства;
- выбор перевозчика и партнеров по транспортировке;
- оптимизация параметров транспортного процесса.
Существуют следующие основные виды транспорта:
- железнодорожный;
- морской;
- речной;
- воздушный;
- трубопроводный.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования.
В процессах осуществления закупок и доставки продукции потребителям фирма-поставщик может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а различных партнеров (посредников).
Прежде всего, менеджмент фирмы должен решить вопрос создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наемный транспорт (общего пользования или частный).
Основными факторами определяющими величину транспортных запасов являются: топливные запасы, инструментарные, количество единиц техники и так далее.
Таким образом, транспортные запасы предприятия являются одними из главных.
3. Особенности управления запасами на ОАО “Электроагрегат”
ОАО “Электроагрегат” — промышленное предприятие, специализирующееся на выпуске передвижных и стационарных источников энергообеспечения мощностью от 1 до 1000 кВт, генераторов переменного тока и преобразователей частоты, а также широкой гаммы товаров народного потребления.
В связи с общим спадом в экономике, снижением платежеспособного спроса потребителей финансовое положение предприятия в настоящее время довольно сложное. Особую актуальность для предприятия, таким образом, приобретают все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов.
Необходимость оптимизации системы управления запасами возникает еще и потому, что на предприятии за последние годы накопились значительные объемы запасов так называемых «материалов без движения». Свое название данные материалы получили вследствие того, что по ним не осуществлялось операций расходования в течение определенного периода времени.
Проанализируем объемы и динамику запасов, отнесенных к категории «материалов без движения по складу» № 102. Для упрощения расчетов воспользуемся средствами программного продукта MS Excel. Так на складе № 102 на 25.04.01 г. общая сумма «материалов без движения» составляла 420873,94 руб. Из них материалы, которые не использовались в производстве в течение 40 месяцев и выше составляют 36645,76 рублей (или 8,71% от их общей величины).
Материалы, которые не использовались от 20 до 40 месяцев, в денежном выражении составляют 27303,93 руб. (6,49% от общей величины «материалов без движения» по складу № 102).
Материалы, которые не использовались от 1 года до 19 месяцев, составляют запасы на сумму 169022,3 руб. (40,16% от общей величины «материалов без движения» по складу № 102).
Таким образом, процесс управления запасами материальных ценностей нуждается в существенной доработке.
Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
1. Организовать эффективную систему контроля за состоянием материальных запасов. Одним из возможных направлений организации данной системы является применение современных разработок в области управленческого учета, и в частности, компьютеризации учета прихода и расхода материалов. Ведь в настоящий момент для того, чтобы отследить динамику движения материалов на предприятии необходимо проделать довольно трудоемкую задачу. При условии же компьютерного учета движения материалов можно практически мгновенно получать как подробную, так и обобщенную информацию о использовании или же наоборот, пролеживании какого либо материала.
2. Несмотря на значительные, порой непредсказуемые колебания факторов внешней среды необходимо иметь проработанную систему управления запасами если не по всем, то хотя бы по основным номенклатурным позициям материалов и комплектующих.
Заключение
В процессе выполнения данной работы по управление запасами предприятия, в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методологии управления запасами предприятия; на основе анализа предметно-объектного материала были разработаны предложения ОАО "Электроагрегат" по повышению эффективности управления производственными запасами предприятия.
Таким образом, состояние и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной деятельности предприятия.
Главной задачей любого предприятия является – эффективное управление запасами.
Список литературы
1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.
2. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. Пер. с датского. - М.: Высшая школа, 2004. - 272 с.
3. Гаджинский А. М. Логистика. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. - 228 с.
4. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1998. -208 с.
5. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. - 352 с.
6. Ефимова О. В. Оборотные активы предприятий и их анализ // Бухгалтерский учет. - 2000. - №9. - с. 72 - 78.
7. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 336 с.
8. Кейлер В. А. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. - 132 с.
9. Логистика. Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 327 с.
10. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 271 с.
11. Практикум по логистике. Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 270 с.
12. Раицкий К. А. Экономика предприятия. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 690 с.
13. Стоянова Е. С. и др. Управление оборотным капиталом. - М.: Изд-во «Перспектива», 2004. - 128 с.
14. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Е. С. Стояновой. - М.: Изд-во «Перспектива», 2005. - 656 с.