СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Основы построения финансово-кредитной системы России 5
1.1 Понятие финансово-кредитной системы 5
1.2 Структура финансово-кредитной системы 7
2.Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ 10
2.1 Государственные финансы 10
2.2 Фонды страхования 20
2.3 Особенности финансов хозяйствующих субъектов 22
3. Тенденции развития финансово-кредитной системы РФ 25
3.1 Тенденции развития банковского сектора в РФ 25
3.2 Расширение возможностей рынка государственных долговых обязательств 26
Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Финансово-кредитная система — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.
Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения. Главным критерием функционирования предприятий различных форм собственности в современных условиях стала их прибыль.
Не менее важным для обеспечения расширенного воспроизводства в народном хозяйстве являются укрепление денежного обращения и деятельность кредитной системы страны.
Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов.
Хотелось бы отметить, что усиление роли государства в экономике, расширение его функций стало общемировой тенденцией. Характерно в этом отношении мнение Президента Всемирного банка Джеймса Д.Вульфенсона, высказанное им в работе «Государство в меняющемся мире»: «В течение последнего столетия функции государства значительно расширились, особенно в промышленно развитых странах. В период после второй мировой войны доверие к правительствам возросло, но в то же время от них стали и требовать большего. В промышленно развитых странах расширилась сфера государства всеобщего благосостояния, в большинстве развивающихся стран была сделана ставка на те стратегии общественного развития, в которых ведущую роль играло государство. В результате размеры и сферы деятельности правительства во всем мире невероятно расширились. Государственные расходы достигают сейчас половины ВВП в промышленно развитых странах и примерно одной четверти – в развивающихся».
В данной работе рассматриваются следующие вопросы:
· В первом разделе курсовой работы «Основы построения финансово-кредитной системы Российской Федерации» дана характеристика финансово-кредитной системы и представлена ее структура;
· Во втором разделе работы представлена характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ:
1) бюджета государства, государственного кредита, бюджетного устройства и бюджетной система РФ, а также внебюджетных специальных фондов государства;
2) социального обеспечения и страхования, рассмотрены виды страхования;
3) финансам предприятий, учреждений и организаций.
· В третьем разделе работы рассмотрены основные тенденции развития финансово-кредитной системы РФ на примере развития банковского сектора и финансовых рынков государственных долговых обязательств и корпоративных заимствований.
1.Основы построения финансово-кредитной системы России
1.1 Понятие финансово-кредитной системы
Понятие финансово- кредитной системы объединяет в себе два понятия: понятие финансовой системы и кредитной системы. Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия – финансы. Если финансы – это экономические отношения, то финансовая система – это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств /8/.
Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
Децентрализованные – на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.
Кредитная система — это совокупность банковских и иных кредитных учреждений, правовые формы организации и подходы к осуществлению кредитных операций.
В зависимости от строгости регламентации и лицензирования банковской деятельности выделяют 2 типа организации кредитного дела:
n Специализированное кредитное дело, когда существует жесткая грань между операциями банков и пара банков, вводятся запреты и лимиты для банков по осуществлению квазибанковских операций и не разрешается осуществление классических банковских функций СКФИ, т.е. привлечение средств на расчетные счета и срочные вклады, предоставление ссуд на условиях платности, срочности и возвратности.
n Универсальное кредитное дело.
В зависимости от соподчиненности кредитных институтов выделяют 2 основных типа построения банковской системы:
n одноуровневая;
n двухуровневая.
Одноуровневая — преобладание горизонтальных связей между банками, унификация их операций и функций.
Двухуровневая банковская система — взаимоотношения в 2х плоскостях: по горизонтали и по вертикали. По вертикали — ЦБ как руководящий, управляющий центр и остальные как низовые звенья. По горизонтали — отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. Происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием предприятий. ЦБ остается банком в полном смысле слова этого слова только для двух категорий клиентов — коммерческих и специализированных банков и правительственных структур и для него преобладающими становятся функции "банка банков" и управление деятельностью банковских учреждений в целях регулирования контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.
По определению, финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
1.2 Структура финансово-кредитной системы
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов – соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. В составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы Российской Федерации. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность /2/.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансы предприятий, Страхование Государственные
учреждений, организаций финансы
финансы предприятий, социальное страхование внебюджетные фонды
функционирующих на
коммерческих началах личное страхование государственный
кредит
финансы учреждений, имущественное
осуществляющие неком- страхование государственный
мерческую деятельность бюджет
страхование
финансы общественных ответственности
|
страхование предприне-
мательских рисков
2.Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ
2.1 Государственные финансы
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с «Бюджетным кодексом Российской Федерации». Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение /2/.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
n специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
n отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
средства бюджета;
n прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
n займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе:
социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;
экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.
Рассмотрим подробнее отдельные фонды.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением /4/.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованьях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.
Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд /5/.
Основные задачи Фонда:
· обеспечение гарантированных государством пособий;
· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
· подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение — оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет: /6/
· страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
· доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;
· добровольных взносов граждан и юридических лиц;
· ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях — аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях — координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ" (от 28 июня 1991 г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников /7/.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
· выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
· финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
· осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
· части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
· взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
· ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
· добровольных взносов юридических и физических лиц;
· доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
· нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет /7/:
· финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда;
· финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
· выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
· предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
· накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
· контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Государственный кредит.
Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.
Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.
2.2 Фонды страхования
Из фондов, традиционно относящихся к учреждениям социального страхования, у нас действуют только следующие:
· пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся по большей степени не к сфере социального страхования;
· фонд социального страхования, также не могущий служить основой для создания в России стройной системы социального страхования;
· фонд медицинского страхования, который фактически так же к страхованию имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную медицину с несколько иными источниками формирования бюджета.
В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков
Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.
Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица.
Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.
Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты — жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе.
Особое место на российском страховом рынке занимает медицинское страхование граждан, осуществляемое в соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 28 июля 1991 г. Проводимое в обязательной форме медицинское страхование, по сути, является отраслью социального страхования, так как распоряжаются средствами страховых фондов и осуществляют страховые выплаты органы территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а не коммерческие страховые организации.
Добровольное медицинское страхование можно отнести к классическому виду личного страхования, поскольку его организация и проведение относятся к компетенции страховых медицинских компаний.
Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.
С расширением сферы банковской деятельности, связанной с повышенным риском проведения активных кредитных операций по выдаче ссуд, становится актуальным страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Договор страхования заключается между страховой компанией (страховщиком) и предприятиями-заемщиками (страхователями). Объектом страхования является ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит.
Страхование предпринимательских рисков - новая отрасль страхования для России, охватывает те виды страхования, в которых, прежде всего, заинтересован предприниматель. Объект страхования – предпринимательская деятельность страхователя, под которой понимается инвестирование денежных и материальных ресурсов в какой-либо вид производства или бизнеса и получение от этих вложений соответствующей финансовой отдачи в виде прибыли. Покрытие предпринимательских рисков осуществляется при помощи:
· страхования от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятельности;
· страхования от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции.
2.3 Особенности финансов хозяйствующих субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
Финансы предприятий – являются системой отношений, которые связаны с их денежными платежами и возникают в процессе индивидуальных кругооборотов средств предприятий и источников этих средств. Другими словами, финансовые процессы предприятий заключаются в формировании их денежных доходов и расходов. Финансовые отношения имеют место между /9/:
предприятиями при оплате разнообразных поставок, работ, услуг, реализации продукции, уплате и взыскании штрафных санкций;
предприятиями при взаимных финансовых вложениях (долевое участие, приобретение ценных бумаг, предоставление займов);
предприятиями и индивидуальными акционерами при распространении акций и выплате дивидендов по ним;
предприятиями и трудовыми коллективами в процессе расчетов по оплате труда;
предприятиями и подотчетными лицами, персоналом предприятий по операциям, не относящимся к расчетам по оплате труда, а также разными дебиторами и кредиторами;
предприятиями, арендаторами, вышестоящими организациями по арендным платежам;
предприятиями и государственным бюджетом при начислении и уплате налогов и санкций, целевом бюджетном финансировании, предоставлении налоговых льгот;
предприятиями и органами социального страхования, внебюджетными фондами при начислении и уплате страховых взносов, отчислений в Пенсионный фонд и т.д.;
предприятиями и банками в процессе кредитования и погашения кредитов, при уплате процентов, при осуществлении прочих видов банковского обслуживания.
Финансы предприятий обслуживают непрерывный кругооборот средств предприятия и источников их формирования, заключающийся в снабжении, производстве, сбыте, получении и распределении финансовых результатов (выручки, прибыли), привлечении и возврате заемных средств. В процессе кругооборота происходит непрерывное изменение структуры средств предприятия и их источников, определяемой как соотношение между элементами имущества и элементами формирующего его капитала /10/.
Структура средств предприятия складывается как пропорция между стоимостными величинами основных средств и других внеоборотных активов, запасов и затрат, денежных средств, расчетов и других оборотных активов. Структура источников имущества предприятия - это пропорция между стоимостными величинами источников собственных средств, долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов, расчетов с кредиторами и других краткосрочных пассивов. Каждый из перечисленных агрегатов соответственно имеет свою структуру, определяемую более мелкими элементами.
Соотношение структуры средств предприятия и структуры источников их формирования в каждый фиксированный момент времени задает финансовое состояние предприятия, определение степени устойчивости которого является одной из наиболее важных задач финансового анализа. Операции, осуществляемые в ходе финансово-хозяйственного кругооборота и составляющие содержание процессов снабжения, производства, сбыта и т.д., непрерывно изменяют финансовое состояние предприятия. Совокупности однородных хозяйственных операций, воздействующих на финансы предприятия, образуют хозяйственные процессы.
3. Тенденции развития финансово-кредитной системы РФ
Основные тенденции развития финансово-кредитной системы Российской Федерации рассмотрим на примере развития российского банковского сектора и расширение возможностей рынка государственных долговых обязательств.
3.1 Тенденции развития банковского сектора в РФ
В последние годы развитие российского банковского сектора характеризовалось закреплением ряда положительных тенденций /11/:
· повышение функциональной роли в экономике. В настоящее время соотношение с ВВП банковских активов превышает 40%, капитала - приближается к 6%, кредитов нефинансовым предприятиям и организациям - к 16% (за последние два с половиной года эти показатели выросли соответственно на 8,0; 2,0 и 5,0 процентных пунктов). По сравнению со странами, имеющими, по мнению международных рейтинговых агентств, аналогичный с Россией уровень кредитного риска (к примеру, Мексика, Болгария, Казахстан) показатели российского банковского сектора (активы, кредиты) в соотношении с ВВП несколько выше;
· динамичное расширение объемов финансового посредничества. На протяжении 2000-2003 гг. банковские активы, капитал, кредиты и депозиты в России увеличиваются более высокими темпами, чем ВВП, что в целом соответствует прогнозу динамики параметров банковской деятельности, приведенному в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации. Восстановлено доверие кредиторов и вкладчиков, банки ориентируются преимущественно на кредитование нефинансового сектора, расширяется спектр банковских продуктов и услуг. Реальные темпы роста показателей банковской деятельности весьма высоки и по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы (в Польше, Венгрии, Чехии - они ниже в 3-4 раза, в Болгарии - в 1,5 раза);
· сохранение доминирующих позиций в системе финансового посредничества. По финансовым возможностям, степени влияния на процессы в монетарной и хозяйственной сферах банки многократно превосходят остальные финансовые институты (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды и т.д.). В сопоставлении с другими хозяйствующими субъектами кредитные организации в России (как и во всем мире), работают в гораздо более регулируемой среде, российское законодательство и практика банковской деятельности по основным параметрам последовательно приближаются к международным нормам.
3.2 Расширение возможностей рынка государственных долговых обязательств.
Финансовый рынок является критически важной финансовой инфраструктурой для реализации приоритетов и решения задач, обозначенных программой социально-экономического развития. Важнейшей составляющей финансового рынка любого государства выступает государственный рынок заимствований. Общеизвестно, что во многих странах с помощью таких долговых обязательств - федеральных, субфедеральных и муниципальных - решаются актуальные хозяйственные и социальные задачи /11/.
В Российской Федерации в течение последнего десятилетия долговая политика была направлена, прежде всего, на покрытие бюджетного дефицита (для того, чтобы избежать дополнительной эмиссии денег в обращении и не допустить нарастания инфляции). Вместе с тем, следует признать, что регулирование экономической активности с помощью долговых инструментов сколько-нибудь существенного развития в России не получило. То есть рынок государственных заимствований фактически как бы «замкнут» сам на себя, не оказывая стимулирующего воздействия на реальную экономику. В связи с этим, при определении целей и задач долговой стратегии эти позиции должны быть уточнены.
За годы, прошедшие после финансового кризиса 1998 года, экономика России сильно изменилась. Это сказалось на росте золотовалютных резервов, стабильности курса, снижении темпов инфляции и экономическом росте. Изменилась бюджетная политика и политика внутренних и внешних заимствований. Как известно, начиная с 2000 г. фактически федеральный бюджет исполняется с профицитом. Поэтому необходимость в масштабных заимствованиях отпала. В настоящее время объем рынка внутреннего государственного долга составляет 310-315 млрд. рублей, или примерно 5% ВВП, тогда как, к примеру, в 1997 г. он составлял около 18% ВВП. Это объясняется тем, что в последние годы (2000-2002 гг.) новые внутренние заимствования не превышали погашение основного долга.
В течение последних лет долговая политика остается достаточно консервативной. Все основные усилия направлены на урегулирование и обслуживание прежних долговых обязательств. Однако следует отметить, что с октября 2002 г. по апрель 2003 г. на внутреннем рынке государственного долга был период значительного “оживления”, когда спрос на государственные ценные бумаги значительно возрос. В основном это было обусловлено благоприятной конъюнктурой, сложившейся на мировых рынках сырья (прежде всего, на нефть) и укреплением курса рубля, когда Минфином России были размещены средне- и долгосрочные долговые облигации. При этом значительно снизились ставки доходности и одновременно произошло удлинение сроков заимствований. Только за пять месяцев текущего года средневзвешенные сроки погашения государственного долга возросли вдвое, а предусмотренный бюджетом объем размещений на весь год был выполнен более чем на 60%.
Вместе с тем, в последнее время правительством была заявлена необходимость изменения «идеологии» долговой политики, ориентации ее на сокращение внешних и увеличение внутренних заимствований. Если сейчас объем внутреннего долга составляет порядка 17% общего объема долга, то до конца следующего года его доля должна превысить 25%, а рынок внутреннего долга планируется увеличить до 500-550 млрд. (для сравнения, можно сказать, что в США, Великобритании вообще нет такой четкой градации, и внутренний долг в общей сумме составляет порядка 100%, а в Словакии, Украине – около 50%).
«Выход» пенсионных денег на рынок внутреннего долга, а также снижение барьеров для привлечения на рынок госзаимствований розничных инвесторов, - все это делает особо острым и вопрос о степени надежности государственных долговых обязательств, гарантий своевременных выплат и приемлемого уровня доходности. Это, в свою очередь, заставляет по-новому посмотреть на проблемы, связанные с развитием инфраструктуры фондового рынка, с появлением новых, более разнообразных и инвестиционно-привлекательных инструментов, а также созданием системы хеджирования рисков.
В целом представляется, что для эффективного функционирования рынка государственных заимствований первостепенное значение имеет выстраивание такой долговой политики, которая бы отражала не только текущее состояние в экономике, но и соответствовала долгосрочным задачам социально-экономического развития, отвечала интересам граждан и предприятий нашей страны.
Развитие рынка корпоративных заимствований.
Рынок корпоративных заимствований является одним из наиболее бурно развивающихся сегментов финансового рынка. Наблюдаемый в течение 1999-2003 гг., в России экономический рост и значительный приток доходов от экспорта, привели к падению процентных ставок и повышению доступности кредитных ресурсов. В результате количественные показатели, описывающие состояние финансового рынка, существенно улучшились. Наблюдается опережающий рост активов основных видов финансовых институтов, расширение кредитования экономики. Последовательно растет международный рейтинг долговых обязательств Российской Федерации.
Отношение объема кредитов частному сектору к ВВП выросло в последние годы до 15%, что, однако, намного ниже показателей других развивающихся стран (143,0% в Португалии, 129,2% в Китае, 27,7% в Бразилии). Доля финансирования с помощью облигаций и векселей остается крайне низкой.
Мировой опыт показывает, что рынок корпоративных заимствований является важным источником инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся странах. Обеспечивая превращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов между секторами экономики, он в значительной мере способствует экономическому росту. Учитывая сырьевой характер экономики России проблема доступности финансовых ресурсов для перерабатывающего сектора стоит особенно остро. И развитие российского рынка корпоративных заимствований служит необходимой предпосылкой ухода от “сырьевой” модели развития и создания финансовых возможностей для расширения отраслей перерабатывающей и высокотехнологичной продукции.
Пока, к сожалению, средства, привлеченные на рынке корпоративных заимствований, несмотря на бурный рост этого сегмента, занимают все еще низкую долю среди источников финансирования инвестиций в основной капитал. Так, по итогам первого полугодия 2003 г. доля корпоративных облигаций в валовом объеме инвестиций составила 4,2% (в 2002 г. всего 2,7%). Для сравнения: в США и странах Западной Европы посредством выпуска облигаций привлекается от 20% до 50% всех инвестиций.
Общий объем обращения корпоративных облигаций за полтора года увеличился более чем на 90% и достиг 130 млрд. рублей. За 9 месяцев т.г.он составил 151 млрд. рублей, а к концу года он может вырасти до 170 млрд. рублей. Рынок векселей, хотя и не рос такими темпами, все еще составляет основную долю рынка корпоративного долга - 150-170 млрд. рублей.
Заключение
Развитие финансово-кредитной системы России трудно назвать эволюцией. Смена политических и социально-экономических приоритетов, дважды на протяжении последнего столетия вызывавшая коренные изменения во всех сферах общественной жизни, лишила отечественную финансово-кредитную систему возможности поступательного роста. В результате, когда с конца восьмидесятых в стране начался процесс возврата к общемировым экономическим принципам, мы вынуждены были нагонять весь мир, создавая новые финансы и увязывая их со строящейся системой рыночных отношений.
Одним из ключевых аспектов этого строительства является создание цельной и непротиворечивой системы правового регулирования экономических отношений в целом, и финансово-кредитных отношений в частности. Государственное управление экономикой, в советские годы основанное на централизованном планировании ресурсов и тотальном контроле за расходами, не требовало развернутого гражданского и финансового законодательства, регулирующего движение средств. Такая необходимость возникла в связи с переходом к рынку. Ведь существование эффективной финансово-кредитной системы, выполняющей задачу обслуживания хозяйственной деятельности, немыслимо без четких механизмов управления, в т. ч. и прежде всего – законодательного.
Таким образом, отказ от тоталитарной модели управления финансами не снизил роль государственного управления. Напротив, высокая степень самостоятельности каждого субъекта экономики потребовала создания развитого гражданского законодательства, особой тщательности при выработке механизмов управления хозяйственным оборотом и предпринимательской деятельностью. Меняя стратегические приоритеты в пользу безусловного примата общечеловеческих ценностей, государство обязано становиться главным гарантом незыблемости этих ценностей, определяя в качестве основного государственного интереса права и свободы человека и гражданина. Роль государства при этом должна не ослабевать, а приобретать новое качество. Государство должно продолжать отстаивать интересы всей страны, всего народа, - однако отстаивать их, опираясь на четкие нормы закона.
Это особенно важно в отношении регулирования экономической деятельности граждан своей страны. Исторически сложилось так, что наша власть чаще всего использовала по отношению к гражданам механизмы принуждения. Она руководствовалась нормами закона в гораздо меньшей степени, чем это принято в странах с развитой рыночной экономикой.
Нынешнее строительство нового общества дает России шанс встать в один ряд с этими странами – и потому столь важным является достижение российскими гражданами высокого уровня экономического и финансового образования.
Тенденция развития различных финансовых рынков является важной финансовой инфраструктурой для реализации приоритетов и решения задач, обозначенных программой социально-экономического развития. Важнейшим инструментом финансового рынка любого государства выступает государственный рынок заимствований. Важным условием развития финансовых рынков России являются институциональные преобразования в системе их регулирования, в частности, более широкое использование принципа саморегулирования. В статье о саморегулируемых организациях основное внимание уделено изучению зарубежного опыта функционирования СРО и проблемам развития их в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) в ред. от 02.11.2004г.;
2.Бюджетный кодекс РФ по состоянию на 15 марта 2003 г. – М.: Юрайт-Издат, 2003г. – 16с.;
3. О бюджетной классификации РФ: Федеральный закон №115-ФЗ от 15.08.1996г;
4. Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон №167-ФЗ от 15.12.2001г. (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) в ред. от 28.12.2004г.;
5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ: Федеральный закон №125-ФЗ от 24.07.1998г. (принят ГД ФС РФ 02.07.1998) в ред. от 24.07.1998г.;
6. Об основах обязательного социального страхования в РФ: Федеральный закон №165-ФЗ от 16.07.1999г. (принят ГД ФС РФ 02.07.1999) в ред. от 05.03.2004г.;
7. О медицинском страховании граждан в РФ: Федеральный закон №1499-ФЗ от 28.06.1991г. (принят ГД ФС РФ 02.06.1991) в ред. от 23.12.2003г.;
8. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под редакцией профессора Л. А. Дробозиной - М.: ЮНИТИ, 2001г.- 479c.
9. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под редакцией В.К.Сенчагова, А.И.Архипова – М.: ООО «ТК Велби», 2002г. – 496 с.
10. Финансы предприятий: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Т.Н.Василевская и др. - Мн.: Высш.шк., 2004г. - 256 с.
11. Миронова Т.А. Рынки заимствований в Российской федерации // Аналитический вестник, 2003г. №27 – с.37