Содержание

Теологическая теория права______________________________________ 3

Теория естественного права______________________________________ 5

Юридический позитивизм, нормативизм___________________________ 7

Социологическое направление в праве______________________________ 9

Теория «возрожденного» естественного права_____________________ 10

Психологическая теория права___________________________________ 12

Марксистско-ленинская теория права____________________________ 13

Теория государства и права как наука_____________________________ 14

Список литературы____________________________________________ 17

Теологическая теория права

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

На рубеже XII — XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».[1]

Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 — 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (XII– XIII века), утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права.

В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом. Вот как об этом, например, говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его»[2].

Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теологические учения о праве в процессе эволюции государственно–правового устройства общества оказали как позитивное, так и негативное воздействие на развитие политико–юридической мысли. Первая из эти черт несла в себе оздоровление духовного климата наций, а также законопослушничество, порожденное боязнью греха и всеобщего порицания (в период становления права еще слишком сильно чувствовалось влияние обычаев и традиций). Неготивная сторона заключалась в том, что церковь зачастую злоупотребляла своей правотворческой властью, подавляя свободомыслие и прогресс цивилизации и тем самым тормозила формирование рационалистических правовых начал.

Теория естественного права

Естественно-правовая теория происхождения права связывает происхождение и существование права с вечной и неизменной природой человека. Для древних римлян признание естественного права являлось средством устранения пробелов и недостатков позитивного права. Опираясь на естественно-правовые представления, римские юристы признавали за рабами возможность вступать в гражданско-правовые сделки, иметь предусмотренные договорами права и обязанности. Основоположники буржуазной школы естественного права (Г. Гроций, Д. Локк, Т. Гоббс и другие) стояли на позиции правового дуализма и подразделяли право на естественное и позитивное, причем естественное право (притязания новых собственников) ставили выше позитивного права феодального государства.

Школа естественного права, особенно при том направлении, которое она приняла в XVIII столетии, стала в оппозицию к исторически сложившемуся праву. Государственный порядок и положительное право составляет продукт искусственного творчества прежних времен. Государство и право выдуманы, изобретены так же, как и религия. И то и другое - орудие порабощения мысли, совести и свободы человека в интересах властвующих. С течением времени они покрылись авторитетом старины и создали в умах людей политические и юридические предрассудки.

Государственный и правовой строй, основанный на исторических началах, по мнению естественной школы права, перестал удовлетворять запросам современности. Его нужно сокрушить, чтобы на его месте воздвигнуть новый строй. Протест против исторического начала в праве был поднят во имя разума, не примиряющегося с тем, что есть, а диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано на началах разума. Если государство и право были произвольно созданы вопреки требованиям разума, они могут быть создано применительно к требованиям разума.

В борьбе рационализма против историзма имеется два момента: философский и политический. Ум, воспитанный на математическом методе и на механическом мировоззрении, не мог не увлечься мыслью, что социальные отношения построены так же, как и все, сделанное человеком. Политический момент выразился в сознании полного несоответствия между исторически сложившимся правом и требованиями разумности и нравственности.

Если право было некогда создано произволом людей, если право может быть произвольно преобразовано на началах разума, то в учении школы естественного права выдвигается представление о произвольности в образовании права. Разум ведет человека к открытию тех естественных норм права, которые лишь затемнены предрассудками, развившимися на почве исторического произвола. Среди многообразия исторического права возвышается единое, вечное и неизменное право разума. Отсюда второй вывод, делаемый из рационалистического учения школы естественного права - это неизменность права, основанного на природе. Право разума, к которому человечество должно стремиться, не подлежит развитию, а поддается только раскрытию. Право разума - то, что называют обыкновенно Правом Природы или Законом Природы и что можно было бы также назвать Всеобщим Законом, потому что соблюдать его обязан весь род человеческий, или еще Вечным законом, потому что оно не подлежит изменениям подобно положительным законам.

Природа и разум едины. Поэтому естественное право не зависит от особенностей того или иного народа. Отсюда третий вывод в учении рассматриваемой школы - космополитизм права. Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может быть и не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно - человеческое. Если в действительности наблюдается различие в правах не только между странами, но даже в пределах той же страны, то это лишь плод исторических предрассудков.

Исторически сложившееся право есть произвольное уклонение от права природы; основная задача государственной власти - создать право, соответствующее праву природы. В этом основном положении раскрывается главный недостаток теории школы естественного права - полное игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом творчестве и начала закономерности в развитии права. Законодатель, кто бы он ни был, самодержавный монарх или республиканский парламент, является продуктом своего времени, его идей, его стремлений, его потребностей. Законодатель творит право не из абсолютного разума, а из относительных условий своей деятельности. Чтобы право вошло в жизнь и не встречало трений, способных противодействовать его применению, необходимо, чтобы, оно соответствовало историческим условиям существования данного общества. Единство права может быть достигнуто лишь путем сближения условий существования различных народов.

Отношение к теории естественного права в отечественном правоведении неоднозначно. Для советского периода характерно открытое непринятие естественно-правовых взглядов, которые оценивались как метафизические и субъективные[3]. В последние годы отношение к теории естественного права подвергается пересмотру: от скрытого непринятия и сдержанных оценок до восторженного признания этой доктрины единственно верным учением.

Юридический позитивизм, нормативизм

Юридический позитивизм возникает в начале XIX в., когда буржуазия достаточно упрочила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма, свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя, в могуществе ее государства и права. Буржуазия видит в своем праве фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории юридического позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.

Юридический позитивизм связан с философским позитивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является основой любого строя.[4] Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, в формально-логическом исследовании его догмы. Формально-догматический описательный метод признается в качестве основного метода исследования. В рамках юридического позитивизма создается концепция  правового государства. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах.

Одним из направлений современного позитивизма является нормативизм. Нормативизм - это крайнее проявление формализма в теории права. Создатель нормативизма, Г. Кельзен, воспринял от позитивизма формально догматический метод, от И. Канта - деление сферы познания на сферу бытия и сферу долженствования. Кельзен относит право к сфере долженствования, которая никак не связанна с миром бытия, не зависит от действительности. Свою теорию он именует «чистой теорией права». Сила права в самом праве. Кельзен строит пирамиду норм. Каждая норма низшего порядка действует только потому, что создана согласно процедуре, указанной высшей нормой. Сила одних норм опирается, следовательно на другие, высшие нормы, но не на реальные факторы. Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая презюмирует существующей. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы (решения судов или администраций, договоры и т.п.), включенные в право. Таким образом, суд рассматривается как правотворческий орган. Здесь Кельзен отходит от позитивизма, приближаясь к позиции социологического направления. Государство у него растворяется в праве, которое есть не что иное, как правопорядок, отражение прав.[5]

Юридическая наука, заявлял Кельзен, должна заниматься только нормами, должна отбросить экономическую и тем более классовую обусловленность права. Оценка права с позиции морали недопустима, ибо связь между этими явлениями не существует.

Перенося учение Кельзена в реальность, можно выделить как положительные так и отрицательные моменты. Вначале о положительном:

 Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права - его нормативность. Иметь в виде руководство общее правило - это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое.

 Нормативность в данном подходе органически связанна с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.

 Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права.

  Противостояние режиму произвола и беззаконию.

  Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной) воли.

  Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.

  Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.

Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положение в степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствие их объективным потребностям общественного развития.

Социологическое направление в праве

Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. Муромцев» Е. Эрлих, Р. Паунд.[6] Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Hopмы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор b той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

 а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;

 б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;

 в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебном власти.

Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства правам недооценке в праве нравственно-гуманистических начал смешению одного из факторов образования права — интереса — самим правом.[7]

Социологическая юриспруденция (социологическая школа права) - направление в современной теории права. Формирование С. ю. началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. Социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - в результате применения социологических понятий и методов в области юридических наук. Современные исследователи проводят поэтому различие между социологией права и социологической юриспруденции.

Теория «возрожденного» естественного права

Современный английский правовед Лон Фуллер считает, что правовая норма должна содержать в себе умопостигаемую цель и указывать на средства её достижения. В этом смысле каждая норма права субстанциональна (имеет сущностное содержание, несёт значение должного и, таким образом, является ценностью). Ценностью нагруженной, с учётом сказанного, является и вся правовая система. Проясняя свою позицию, Фуллер вводит различение права имплицитного (подразумеваемого) и эксплицитного (внешнего, оформленного, сделанного). Имплицитное право – это обычаи и сходные типа нормативного упорядочивания человеческого общения, которые часто лишены словесного и символического обозначения и фиксирования. Сделанное право – это внешне выраженные точные правила, заключённые в нормах и требованиях договора, статута и др. И эксплицитное, и имплицитное право суть целеположенное право, поскольку совмещают и сущее и должное. В отличие от позитивизма, объявляющего правом практически любой приказ суверенной власти, и в отличие от нормативизма с его иерархией норм и вершинной нормой, и от социологии с её восприятием нормы права как предсказания возможного поведения суда Фуллер делает акцент на целеполагании в праве, на средствах его реализации, которые также заложены в праве, что придаёт праву и всей правовой системе свойство ценностной системы. Правовая норма как некое сочетания должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. Так, мораль приобретает в естественно-правовой концепции Фуллера конкретный характер, в то время как для теории "чистого" права и "чисто юридической" трактовки событий и конфликтов является характеристикой безразличной, несущественной. Свою преемственную связь с естественно-правовой традицией древних авторов Фуллер фиксирует в тезисе о том, что право есть разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях. Фуллер не противопоставляет позитивное право и естественное право, а только право и неправо. Дж. Роулз основывает свою теорию справедливости на аристотелевской концепции распределяющей справедливости (блага, существующие в обществе, должны распределятся на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства). Роулз использует конструкцию-понятие "первичные блага", которые подлежат распределению. В их число он включает свободу, равные возможности, определённый уровень материального достатка. Существенное значение автор придаёт установлению принципов справедливого распределения. Первым таким принципом Роулз считает требование, чтобы каждый человек в равной степени обладал основными правами и свободами. Система индивидуальных прав и свобод должна совпадать со всеобщей свободой, причём свобода должна быть максимизирована, её ограничение может быть оправдано только в целях её лучшей защиты. Второй принцип – требование равенства как равного обладания свободой и равного распределения благ. Этот принцип конкретизируется как принцип равных возможностей, нацеленный на максимальное устранение неравенства, возникающего или сложившегося на базе богатства или рождения. Новые моменты привнесены американским теоретиком в истолковании категории справедливости – она характеризуется им как правильность, добросовестность, беспристрастность, как своего рода "процессуальная справедливость", которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. При этом очень существенна роль конституции, которая определяет основные распределительные процедуры, с наибольшей вероятностью приводящие к созданию справедливого и устойчивого порядка.

Психологическая теория права

Представителями этой теории, Возникшей также в 19 в. были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объяснили появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, сознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч. Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида»[8].

Л.И. Петражицкий подразделяет право как переживания правового характера на интуитивное право (основанное на внутреннем голосе совести) и позитивное право (основанное на внешних предписаниях). По мнению представителей психологической ориентации, законы, обычаи, судебная практика представляют собой нормативные факты, которые переживаются индивидом как позитивное право, но принимаются им во внимание ровно настолько, насколько соответствуют его интуитивному праву[9]. Подобный субъективно-идеалистический подход к праву характерен для скандинавской школы права (Оливеркон, Росс) и находит своих сторонников в России (В.Н. Синюков, Л.В. Петрова) среди тех, кто отвергает материалистический подход к праву и отдает предпочтение герменевтике как непосредственному и во многом интуитивному проникновению в сущность изучаемых явлений.

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистско-ленинская теория права

Марксистская теория права названная так по имени одного из основоположников К. Маркса характеризуется признанием связи права с государством. Государство создает и обеспечивает соблюдение права. В праве выражена государственная воля. По этим признакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма. Однако волевой характер права отмечали еще древнеримские юристы. Отличительной особенностью марксистской теории является то, что государственная воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля экономически и политически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата или всего народа в социалистическом праве).[10]

Другой важной чертой этой теории является положение о том, что указанная воля - не произвол определенного класса, а содержание ее предопределенно материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом.

Однако материальными, производственными отношениями (базисом) содержания права обусловлено лишь в конечном счете. На право оказывают влияние и многие другие факторы (соотношение классовых сил, традиции,

мораль, правосознание, политика и др.), а потому оно относительно самостоятельно по отношению к экономике. В силу этого оно оказывает обратное влияние на развитие экономических, да и других отношений, выступает в качестве важного фактора стабилизации и развития общественных отношений.

Марксизм выдвинул также гипотезу об отмирании государства и права.

Теория государства и права как наука

Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.[11]

Теория государства и права изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде. Она исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем. Данные специфические закономерности не следует смешивать с общесоциологическими законами, составляющими предмет изучения других гуманитарных наук. Например, закон обусловленности сознания бытием относится к предмету исторического материализма, а закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил общества — к предмету экономической теории.

Общие законы общественного развития рассматриваются теорией государства и права, она опирается на них. Но предметом специального изучения теории государства и права являются не общие закономерности развития общества, а специфические закономерности возникновения, развития и функционирования таких его составных частей, как государство и право.

Однако и специфические закономерности государства и права неоднозначны, они тоже различаются. Те из них, которые отражают разнообразные стороны и сферы государства и права, в частности, отдельные звенья государственного механизма, отрасли права, относятся к предмету той или иной специальной отраслевой или другой частной юридической науки. Например, специфические закономерности формирования, развития и функционирования представительных органов государственной власти относятся к предмету науки государственного (конституционного) права; органов государственного управления — к административному праву; отрасли трудового права, складывающейся из норм, регулирующих труд рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях, организациях — к предмету трудового права; государства и права отдельных стран в хронологически определенных, конкретно-исторических условиях их развития — к предмету истории государства и права. [12]

Теория государства и права изучает общие специфические закономерности государства и права в целом, которые вместе с тем распространяются и на их структурные части и стороны, служат теоретической основой их познания. Это закономерности: возникновения, исторического движения и функционирования государства и права; единства и соответствия типа государства и права, перехода одного типа государства и права к другому; сочетания в сущности государства и права общечеловеческих и классовых начал; соотношения типа и формы государства и права; формирования и функционирования государственного механизма и системы права; правотворческой и правоприменительной деятельности государства; соотношения нормы права и правоотношения; развития демократии, законности и правопорядка; формирования правового государства. Тем самым теория государства и права разрабатывает методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; раскрывает взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.

Круг вопросов, относящихся к предмету теории государства и права, не ограничивается их закономерностями. Любая попытка такого ограничения ведет к искусственному упрощению и обеднению наших представлений о предмете данной науки. В действительности она изучает еще целый ряд важных, имеющих общее значение для всех юридических наук вопросов, которые, будучи тесно связаны с закономерностями государства и права, тем не менее не могут быть с ними отождествлены. [13]

Разумеется, не все многочисленные, в том числе весьма существенные, вопросы, изучаемые теорией государства и права, могут быть включены в определение ее предмета. Главное требование — дефиниция должна отражать основные коренные вопросы, характеризующие и раскрывающие государство и право в целом, изучаемые и разрабатываемые теорией государства и права для всего правоведения: сущность, тип, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система. С ними непосредственно связано рассмотрение и таких важных вопросов теории государства и права, как эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем; основные проблемы современного понимания государства и права; общая характеристика современных политико-правовых доктрин.

Рассматриваемая нами наука есть общая теория государства и права. Изучая общие для данной области знаний вопросы, она разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются все без исключения науки о государстве и праве; многими из них оперирует правотворческая и правоприменительная практика.

Теория государства и права вырабатывает и формулирует, например, понятия государства и права, типа, формы, функций, органа и механизма государства, правосознания, нормы права, формы (источника) права, отрасли и института права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности, законности и правопорядка, применения и толкования норм права, юридической ответственности и т. д. Эти понятия даются как данность, на них основываются частные или структурные науки при изучении своих вопросов.

Каждая частная или структурная юридическая наука, конечно, также разрабатывает, применительно к своему предмету, свою теорию, ибо без самостоятельной теории не может существовать никакая наука. Например, принято различать теорию государственного права и теорию административного права, теорию гражданского права и теорию трудового права, теорию уголовного права и теорию уголовного процесса. Но теория той или другой отдельной отрасли правоведения относится только к ней самой, распространяется только на круг изучаемых ею вопросов и при этом опирается на понятийный и категориальный аппарат теории государства и права, конкретизируя и развивая его.

Теория государства и права по отношению к структурным юридическим наукам выступает как общая теория государства и права, общая теория для юридической науки в целом. Именно этим определяется ведущая, методологическая роль обшей теории государства и права по отношению к историко-правовым, отраслевым и другим юридическим наукам, ее приоритетное место в юриспруденции как теоретической основы всей правовой науки.

Список литературы

1.           Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1984.

2.           Ветхий Завет. Исход. 15.25.

3.           Всеобщая история государства и права. З. М. Черниловский, "Юрист", Москва 1995,

4.           Г. Кельзена "Динамический аспект права" // Полит. наука. - М.: ИНИОН, 1999. - N 4. - С. 144-164.

5.           Гольбах Поль. Священная зараза. Разоблаченное христианство / Под редакцией и спредисловием И.К.Луппола М., 1936. 344 с.

6.           Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 47.

7.           Дидро Д. Соч. Т. VII. М., 1939. С. 236.

8.           Е. Эрлих. Основы социологии права. 1913.

9.           Ж. Гобино. О неравенстве человеческих рас. 1853-1855.

10.      История государства и права зарубежных стран, под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенниковой, в 2-х частях, ч. I, "НОРМА", Москва, 1996,

11.      История государства и права России. Исаев И. А., "Юрист", Москва, 1994,

12.      К. Бергбом. Юриспруденция и философия права. 1892 г.

13.      Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и развитие общества. М.; Л., С.86.

14.      Конституционное право. Общая теория государства:: Перевод с французского / Дюги Л.; Пер.: В. Краснокутский, Б. Сыромятников, А. Ященко; Предисл.: Л. Дюги, П. Новгородцев. – М.: Изд. Т-ва И.Д. Сытина, 1908.

15.      Коркунов М.Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1894 С. 184-185.

16.      Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 52.

17.      Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

18.      Основы религиоведения: Учеб./ Под ред. И.Н. Яблокова.– М.: Высшая школа, 1994г.

19.      Петражицкий Л. И. Теория права н государства в свя.чи с те­орией нравственности. СПб., 1909. Т. 1. С. 84

20.      Проблемы теории государства и права. (Юриспруденции): Учебный курс / Раянов Ф.М., Бобылев А.И.. - М.; Право и государство, 2003. - 304 с.

21.      Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре., М., 1938 С. 13.

22.      Синюков В.Н. Российская правовая система.- Саратов, 1992.

23.      Т.Гоббс "Избранные произведения".,М,1978.

24.      Теория государства и права / Под ред. А.И. Денисова. — М., 1980. С. 32-33.

25.      Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т. I, "Юридический колледж МГУ", Москва, 1995,

26.      Теория права, С. С. Алексеев, "БЕК", Харьков, 1994,

27.      Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — М., 1985. С. 201-202.


[1] Основы религиоведения: Учеб./ Под ред. И.Н. Яблокова.– М.: Высшая школа, 1994г.– 368с.

[2] Ветхий Завет. Исход. 15.25.

[3] Теория государства и права / Под ред. А.И. Денисова. — М., 1980. С. 32-33.

[4] К. Бергбом. Юриспруденция и философия права. 1892 г.

[5] Г. Кельзена "Динамический аспект права" // Полит. наука. - М.: ИНИОН, 1999. - N 4. - С. 144-164.

[6] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. /Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1998.

[7] Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А. С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ 2000.

[8] Петражицкий Л. И. Теория права н государства в свя.чи с те­орией нравственности. СПб., 1909. Т. 1. С. 84

[9] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — Спб. 1910.

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, 39.

[11] Венегеров. Б. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 1995.

[12] Венегеров. Б. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 1995.

[13] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1998.