Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА  5

1.1. Сущность и структура рынка труда. Механизмы формирования параметров рынка труда      5

1.2. Виды, формы занятости и безработицы. Факторы, формирующие динамику и структуру занятости и безработицы................................................................................................................................ 10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В РФ........................................................ 17

2.1. Характеристика современного рынка труда в РФ............................................................. 17

2.2. Специфика российского рынка труда................................................................................. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 33

ВВЕДЕНИЕ

Либерализация экономики России в начале 90-ых годов прошлого века помимо появления ряда новых для современной России экономических явлений во многих сферах деятельности, также вызвала появление безработицы. В то же время, вопреки широко распространенным на начало реформ прогнозам, при всей масштабности произошедших перемен и структурных сдвигов, необходимо отметить, что безработица на протяжении всего периода реформ и до сегодняшнего дня не стала доминирующим фактором на рынке труда России, а её уровень не принял катастрофических размеров. При совокупном спаде общей экономической активности в стране почти на 50%, максимальное снижение численности занятых в экономике не превысило 18%, а численность безработных на протяжении всего периода не превышала 13-14% и снизилась к 2003 г. до 8% от общей численности экономически активного населения.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента[1].

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии[2].

В настоящее время государственное регулирование является наиболее действенным механизмом обеспечения и регулирования занятости граждан и рынка труда, так как именно государство обеспечивает гарантии гражданам в сфере труда и их социальную защищенность.

Все перечисленное выше показывает на сколько данная тема актуальна в данном периоде времени.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

1.1. Сущность и структура рынка труда. Механизмы формирования параметров рынка труда

Труд – самый важный фактор среди всех других факторов производства. Человеческий труд – главный источник и движущая сила экономического развития и общественного благосостояния.

Смена экономического режима неизбежно приобретает на рынке труда наиболее острые формы, поскольку для миллионов людей труд – основной источник дохода и средств существования.

В дореформенный период в нашей стране трудовые отношения были одним из наиболее жестко регулируемых секторов плановой экономики. Использование трудовых ресурсов происходило в строгом соответствии с нормами распределительной системы хозяйствования с присущими ей административно-командными методами управления. Именно государство через свои центральные органы определяло основные направления потоков рабочей силы, устанавливало уровень оплаты труда и строго контролировало доходы населения буквально во всех секторах и отраслях народного хозяйства, в городах и селах. Рынок труда в нашей стране пока еще окончательно не сложился, он все еще опутан разного рода ограничениями. Тем не менее вторжение рыночных начал в сферу трудовых отношений существенно изменило условия функционирования живого труда в экономической системе и вызвало целый комплекс социальных последствий.

Подавляющая часть населения страны, чтобы обеспечить себя необходимыми средствами существования, вынуждена предлагать свои услуги по труду за определенное денежное вознаграждение, называемое заработной платой. Эта часть населения продает особый товар – рабочую силу. Для торговли ею существует особый рынок – рынок труда. Последний напрямую связан с юридической свободой людей труда и их экономическим принуждением: «свободный» человек, не имеющий ни средств производства, ни средств существования, вынужден вступать в отношения найма. Но методы насилия (использование законодательства, полиции и даже армии против работников) не сразу исчезли, а широко применялись для того, чтобы заставить наемных работников смириться с невыгодными для них условиями купли-продажи рабочей силы, которые способствуют росту прибыли работодателей. Это, естественно, вызывало сопротивление, которое усиливалось по мере увеличения численности наемных работников и обогащения арсенала их борьбы за свои права. Новым в отношениях между трудом и капиталом стало образование профсоюзов, представляющих интересы наемных работников в переговорах с предпринимателями[3].

Немаловажное значение в подвижности рынка труда имеет развитость его инфраструктуры, призванной своевременно обеспечить полной и достоверной информацией о наличии свободных рабочих мест и структуре имеющейся незанятой рабочей силы. Речь идет о биржах труда, бюро по трудоустройству, от организации работы которых зависит быстрота и четкость функционирования рынка труда. Однако не следует упрощать и ограничивать рынок труда биржей труда и другими институтами по трудоустройству. В связи со спецификой рынка труда, с высокой степенью его регулированности торг начинается гораздо раньше на всех уровнях отношений найма. Во-первых, на уровне генеральных и отраслевых соглашений между профсоюзами и союзами промышленников и предпринимателей с участием правительства. Во-вторых, на уровне предприятий, осуществляющих наем работников с участием или без участия профсоюзов. В-третьих, на уровне непосредственно рабочих мест, где осуществляется перезаключение трудовых соглашений по найму в связи с повышением квалификации, профессиональной переподготовкой, продвижением по служебной лестнице. Поэтому биржа труда — важное инфраструктурное звено рынка труда, но всего лишь один из институтов системы отношений найма.

В целом функционирование рынка труда схематично можно представить в виде потоков движения рабочей силы (рис. 1.).

 

Рис. 1. Блок-схема рынка труда (потоки рабочей силы)

На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

На рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму.

При всей схожести развития экономики и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.

Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда – гибкий рынок труда.

Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости, направленная на максимизацию занятости, стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.

Сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

-         высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.

-         работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции.

-         работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.

-         работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована.

-         контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

-         через миграцию труда и капитала;

-         путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.

Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

Тем не менее, рынок труда имеет свою специфику, особенности:

-         специфика товара;

-         спрос на труд является производным от спроса на товары;

-         рынок труда несовершенен по степени симметрии информации, работники пытаются завысить рентную ставку (их самооценка).

1.2. Виды, формы занятости и безработицы. Факторы, формирующие динамику и структуру занятости и безработицы

1) Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества[4].

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.

Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.

2) Безработица – экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.

Уровень безработицы – процентное отношение незанятых к рабочей силе, к которой не относятся студенты, пенсионеры, заключенные, а также юноши и девушки до 16 лет.

Общий уровень безработицы – процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе.

Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т.п.

3) Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.

4) Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т. к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Циклическая безработица. Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

5) Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

6) Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы

Уровень

безработицы

=

безработица

*100

рабочая сила

Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы.

В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.

Гибкие формы занятости допускают большую степень свободы действия, самостоятельности при значительно меньшей (по сравнению со стандартной, традиционной занятостью) внешней регламентации в организации труда и производства, принятии хозяйственных решений.

Под гибкими формами занятости понимаются:

-         занятость, связанная со специфическим социальным статусом работников – самостоятельные работники, неоплачиваемые члены семьи;

-         занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда – надомный труд, "работники по вызовам" и т.д.;

-         занятость по нестандартным организационным формам – временные работники, работники, добровольно занятые в режиме неполного рабочего дня с гибким графиком работы. Такая занятость обусловлена не только возможной безработицей, но и потребностями отдельных категорий, работников в гибкой организации их труда, возможностью совмещения работы с другими видами деятельности.

Гибкие формы занятости позволяют обществу на макроэкономическом уровне снизить остроту незанятости, давая возможность в т.ч. наиболее уязвимым на рынке труда категориям населения получать доход, поддерживать уровень своей квалификации и трудоспособности, а предприятию на микроуровне манипулировать объемом используемой рабочей силы, не создавая социальной напряженности из-за увольнений работников при изменении потребностей производства.

К нетрадиционным формам занятости такие формы, как работа на дому, свободный график присутствия, электронное надомничество.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями.

Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу и без того нестабильной экономике России.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В РФ

2.1. Характеристика современного рынка труда в РФ

В последние годы в экономике России специалисты фиксировали довольно устойчивые позитивные тенденции. По данным Госкомстата промышленное производство в России за период после кризисного 1998 года (то есть за 1999-2001 годы) увеличилось на 30,3 %. По статистике, в 1999 году промышленное производство в России увеличилось на 11 %, в 2000 году - на 11,9 %, в 2001 году - на 4,9 %, в 2002 г. – на 106%, в 2003 г. – на 108%, в 2004 г. – 107%,. Среди важнейших отраслей российской промышленности в 1999-2001 годах наибольшие темпы роста пришлись на такие отрасли как машиностроение, где производство выросло на 50,8 %, химическую и нефтехимическую промышленность (на 49,5 %) и легкую промышленность (на 42,6 %). В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности России за три послекризисных года производство выросло на 37,1 %, в черной металлургии - на 34,9 %, цветной металлургии - на 33,1 %, в промышленности стройматериалов - на 31,5 %, в пищевой промышленности - на 28,5 %. Наименьшие темпы роста производства в 1999-2001 годах были отмечены в топливной промышленности (рост на 14,1 %) и в электроэнергетике (на 2,7 %).

Возросли реальные располагаемые денежные доходы населения, среднемесячная заработная плата и средний размер месячной пенсии. Рост денежных доходов населения способствовал увеличению объема розничного товарооборот.

К основным факторам, способствовавшим достижению положительных результатов, следует отнести:

­         высокий уровень мировых цен на ряд важнейших товаров российского экспорта;

­         некоторое смягчение денежно-кредитной политики;

­         увеличение бюджетного финансирования по отдельным направлениям государственных расходов;

­         относительное улучшение платежно-расчетной дисциплины;

­         активизацию спроса на продукцию инвестиционных отраслей;

­         постепенный рост потребительского спроса со стороны населения.

Качественные и количественные прогнозные оценки развития социально-экономических процессов в Российской Федерации находятся под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

К группе наиболее значимых для обеспечения роста экономики внутренних факторов относятся:

­         структурные преобразования в промышленности и модернизация российской экономики в целом; динамика цен и тарифов на продукцию (работы, услуги) субъектов естественных монополий и цен производителей промышленной продукции; сокращение непроизводительных затрат и внедрение ресурсосберегающих технологий; инновационная деятельность российских предприятий, их научный и инженерно-технический потенциал; инвестиционная активность и формирование механизмов, гарантирующих эффективный режим трансформации сбережений в инвестиции; институциональные преобразования на уровне предприятий (уровень корпоративной культуры, защита прав собственников, "прозрачность" финансово-хозяйственной деятельности предприятий и др.);

­         развитие отношений собственности в аграрном секторе экономики и расширение прослойки эффективных собственников, агропромышленной интеграции и институтов кредитования АПК, ресурсное обеспечение сельскохозяйственных предприятий, их финансовое оздоровление, формирование системы продовольственных бирж и других институтов рыночной инфраструктуры, государственная поддержка агропромышленного производства;

­         проводимая бюджетная политика, снижение общего уровня налогообложения, упрощение налоговой системы, более равномерное распределение налоговой нагрузки между субъектами экономической деятельности; капитализация и финансовая устойчивость банковской системы, уровень заинтересованности банков в кредитовании реального сектора экономики, развитие региональной банковской структуры; состояние платежно-расчетной дисциплины; динамика валютного курса российского рубля и ее экономически обоснованная оптимизация;

­         создание новых рабочих мест и изменение ситуации на рынке трудовых ресурсов, мотивация качественного и производительного труда, развитие системы социальных выплат населению, динамика инфляции цен потребительских товаров (услуг) с учетом платежеспособного спроса населения.

К числу внешних факторов, способных оказать весьма заметное влияние на перспективы развития российской экономики отнесены следующие из них: динамика платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга; перспективы развития мировой экономики, ценовая динамика на основные товары российского экспорта, тенденции российского импорта; взаимоотношения Российской Федерации с международными финансовыми организациями, уровень влияния на изменение кредитного рейтинга России и позиция иностранных инвесторов по отношению к российской экономике.

В этой ситуации эксперты рассматривают два основных варианта развития экономической ситуации в стране в ближайшей перспективе.

Первый, пессимистический вариант возможен при неблагоприятном стечении обстоятельств: снижении мировых цен на нефть до уровня 18-19 долларов за один баррель; отсутствии договоренностей о реструктуризации государственного внешнего долга; снижении среднегодовых темпов развития мировой экономики до уровня 1,5-2%; замораживании объема привлеченных прямых иностранных инвестиций на уровне 4,5-5,5 млрд. долларов в год.

В соответствии с этим вариантом ухудшение мировой экономической конъюнктуры и снижение мировых цен на нефть на 25-30% к среднегодовому уровню 2000 года приведет к уменьшению объемов экспорта не менее, чем на 10%, существенно сократит объемы налоговых поступлений в бюджет, серьезно ухудшит условия финансово-хозяйственной деятельности отраслей промышленности (в первую очередь группы отраслей, ориентированных на внутренний рынок), будет способствовать расширению применения бартера и других неденежных форм расчетов, заметно ограничит инвестиционный спрос и возможности для повышения кредитного рейтинга Российской Федерации а, следовательно, обострит проблему модернизации производственной базы экономики.

В сочетании с возрастающими платежами по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга это постепенно приведет к прекращению роста официальных валютных резервов и даже к их сокращению, усилению давления на валютный курс рубля и даже его девальвацию, снижению финансовой устойчивости банковской системы при сокращении средств, размещенных на счетах организаций и депозитах физических лиц, ускорению роста цен производителей промышленной продукции, а также тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) субъектов естественных монополий, быстрому росту потребительских цен, замедлению и приостановке роста реальных располагаемых денежных доходов населения. В конечном итоге под вопросом оказывается перспектива роста валового внутреннего продукта.

В подобных условиях успешная реализация ранее одобренных "Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу" не представляется возможной.

Прогноз второго варианта развития исходит из сохранения статус кво.

Мировые цены на нефть останутся на уровне 21-23 долларов за один баррель. Договоренности о реструктуризации государственного внешнего долга (в части долга Парижскому клубу кредиторов) и фиксация выплат по его обслуживанию и погашению на уровне 14-15 млрд. долларов в год будут достигнуты. Среднегодовые темпы развития мировой экономики не опустятся ниже 3,0-3,5%. Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составит в 2002 году не менее 7-8 млрд. долларов.

При таких условиях представляется возможным: обеспечить объемы российского экспорта на уровне не ниже 95-105 млрд. долларов, сохранить приемлемые условия финансово-хозяйственной деятельности для экспортоориентированной части предприятий реального сектора экономики, обеспечить рост инвестиционной активности, продолжить наращивание валютных резервов Банком России (в объеме несколько миллиардов долларов в год), обеспечить контроль за темпами инфляции, умеренными темпами повышать уровень денежных доходов населения (в пределах 3-5% в реальном исчислении).

Данный вариант рассматривается в докладе Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ в качестве базового варианта. При этом, по мнению Центра, для его реализации потребуется концентрация усилий государственных органов исполнительной власти и Банка России по обеспечению решения социально-экономических задач, сформулированных Президентом Российской Федерации в документах по вопросам основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также предусмотренных документом Правительства Российской Федерации "Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу".

Под воздействием позитивных тенденций в развитии ряда отраслей экономики в 2000 году начали расти доходы работников негосударственного сектора, была проведена индексация заработной платы в бюджетной сфере и повышен средний размер пенсий. В течение всего года устойчиво росли реальные располагаемые денежные доходы населения, значительно увеличились уровни реальной начисленной среднемесячной заработной платы и среднемесячных назначенных пенсий.

Закрепление и развитие в 2002 году позитивных тенденций, определяющих финансово-экономическую ситуацию в стране, а также решение проблемы погашения просроченной задолженности по заработной плате может обеспечить увеличение номинальных денежных доходов населения примерно в 1,2 раза по сравнению с предыдущим годом. При условии прироста индекса потребительских цен в 2002 году не более чем на 15% реальные располагаемые денежные доходы на 5-5,5% превысят уровень предыдущего года.

В 2003-2004 годах динамика реальных денежных доходов населения в значительной степени будет зависеть от денежно-кредитной политики и условий функционирования реального сектора экономики. Значительное влияние на уровень жизни населения будет оказывать ценовое регулирование естественных и локальных монополий.

Номинальные денежные доходы населения в 2003 году увеличатся на 16-17% по сравнению с предыдущим годом, а реальные денежные доходы населения при росте индекса потребительских цен не более чем на 13% возрастут на 3-4%. В 2004 году рост номинальных денежных доходов составит 16-18% по сравнению с предыдущим годом. Если удастся удержать инфляцию на уровне 11%, реальные денежные доходы населения могут вырасти на 5,5-6% по сравнению с 2003 годом.

Ожидаемые изменения динамики реальных доходов населения практически не скажутся на структуре использования денежных доходов в 2002-2004 годах, главным образом из-за сохраняющейся существенной дифференциации населения по уровню доходов и значительной доли лиц, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума. Это обусловит высокий уровень потребительских расходов: основная часть доходов (более 78%) будет направляться населением на покупку товаров и оплату услуг, причем доля оплаты услуг будет увеличиваться в большей степени, чем доля покупки товаров. Доля обязательных платежей может составить в общем объеме денежных доходов от 8,4% в 2001 году до 8,7% в 2004 году.

Однако следует отметить, что продолжение в 2002-2004 годах реформы жилищно-коммунального хозяйства заметно перераспределит структуру потребительских расходов населения (особенно у социально-незащищенных групп: пенсионеров, многодетных семей и работников бюджетной сферы). Это может существенно ухудшить материальное положение примерно трети населения страны, если не будет предусмотрена соответствующая компенсация увеличения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг этим группам населения. Увеличение доли потребительских расходов повлечет за собой уменьшение доли сбережений во вкладах и сокращение остатков денежных средств на руках.

Улучшение ситуации на рынке труда России вызвано общим экономическим ростом.

При сохранении положительных тенденций в развитии экономики России в 2002 году среднегодовая численность занятых может составить 65,1 млн. человек, а среднегодовая численность безработных – 7,7 млн. человек (10,6% экономически активного населения). Некоторое увеличение общей численности безработных по сравнению с предыдущим годом (на 1,3% в 2001 году и на 1,9% в 2002 году) может быть вызвано как продолжающимся ростом численности населения в трудоспособном возрасте, так и ожидаемыми структурными изменениями в экономике.

В 2003-2004 годах численность занятых может несколько уменьшиться до 64,7-64,8 млн. человек при соответствующем росте общей численности безработных 7,8 – 7,9 млн. человек, или 10,8-10,9% экономически активного населения.

Оживление производства в ряде отраслей экономики и повышение активности граждан в самостоятельном трудоустройстве (минуя органы государственной службы занятости) - основные причины, влияющие на процесс сокращения численности официально зарегистрированных безработных. Кроме того, на уменьшение численности зарегистрированных безработных определенное воздействие оказывают жесткие правила регистрации граждан, нуждающихся в трудоустройстве, а также тот факт, что примерно половине зарегистрированных безработных пособие по безработице начисляется в минимальном размере (на уровне минимальной оплаты труда).

В то же время ситуацию на регистрируемом рынке труда нельзя назвать благополучной. Сохраняется значительная дифференциация регионов России по уровню регистрируемой безработицы. Кроме того, при условии осуществления структурных реформ в экономике в 2002 - 2004 годах на рынке труда неизбежно увеличится предложение рабочей силы, что в свою очередь может привести к росту численности официально зарегистрированных безработных. Осложнить ситуацию на регистрируемом рынке труда может также тот факт, что среди предлагаемых органами государственной службы занятости вакансий, как правило, преобладают рабочие специальности, непрестижные и малооплачиваемые рабочие места, что значительно затрудняет трудоустройство обратившихся в службу занятости граждан и ведет к застойной безработице.

По оценке Центра экономической конъюнктуры, численность официально зарегистрированных безработных (в среднем за год) может несколько увеличиться по сравнению с соответствующим показателем предыдущего года на 14% в 2002 году, на 11,5% в 2003 году, на 12% в 2004 году) и составит соответственно 1,2 – 1,7 млн. человек (1,6 – 2,3% экономически активного населения).

Таким образом, на российский рынок труда оказывают влияние следующие факторы:

-         в условиях глубокого системного кризиса 90-х годов падение производства не привело к адекватному сокращению численности занятых, что, естественно, сопровождалось падением производительности труда, а значит, и снижением эффективности занятости. В следствие этих процессов накапливалась относительно избыточная рабочая сила, т.е. скрытая безработица. И хотя она за последние четыре года сократилась, масштабы этого явления еще довольно велики;

-         по-прежнему острой остается проблема занижения заработной платы, причем не только с точки зрения потребителей отдельного человека, но и с макроэкономических позиций;

-         рынок труда сегментирован на три сегмента: «элитарный» (современные рабочие места с высокой заработной платой, в основном связанные с финансово-банковской сферой, внешними и внутренними торговыми операциями), «основной» (большинство рабочих мест в обрабатывающей промышленности и других отраслях, включаю «бюджетную сферу») и «маргинальный» (наихудшие рабочие места с мизерной заработной платой – в строительстве, на транспорте и в ряде других отраслей).

2.2. Специфика российского рынка труда

Особенности функционирования рынка труда (ограниченность действия закона спроса и предложения, недостижимость устойчивой полной занятости) обусловлены спецификой обращающегося на нем товара; производным характером спроса на него, зависимостью предложения от демографической ситуации; уровнем оплаты труда, который должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы. В российских условиях ситуация усугубляется тем, что становление рыночных отношений сопровождалось возникновением массы новых проблем, которые наложились на старые:

сверхзанятость населения (из-за неэффективности использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы, достигавшей, по разным оценкам, 10 - 25% работающих;

значительное количество вакансий (около 3 млн.) при дефиците рабочей силы по ряду профессий, определявшемся недостатками подготовки, отсутствием трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;

большие масштабы занятости неквалифицированным трудом (до 25 млн. человек);

неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;

существование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда);

сохранение психологических установок традиционного общества (чувство солидарности, взаимопомощи, коллективизма; скромные потребности и весьма умеренные представления об обеспеченности).

Утверждение многоукладности в экономике, принципа добровольности труда, появление новых форм взаимодействия между субъектами рынка труда и др. в сочетании с продолжавшимся до 1999 г. спадом производства, неблагоприятными сдвигами в отраслевой структуре, снижением уровня жизни, социальным расслоением населения, усилением негативных демографических тенденций породили в сфере занятости гамму новых проблем.

Переплетаясь и дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.

Важнейший фактор обостряющий старые и новые проблемы, - обесценение труда. Если в 1992 г. заработная плата составляла 70% получаемых денежных доходов, то в 1998 г. - лишь 45,5% (хотя в декабре 2001 г., по некоторым оценкам, этот показатель достиг 60,4%; правда, он рассчитывался с учетом скрытой зарплаты). Резко снизилась и ее доля в издержках предприятий. Характерный пример: с января по август 1996 г. стоимость добытого в Приморье угля превысила более 300 млн. долл., а сумма выплаченной зарплаты (причем с задержкой более восьми месяцев) - 150 млрд. руб. (30 млн. долл.). То есть шахтеры не получили вовремя даже 10% стоимости произведенного ими продукта.

Статистические данные по России показывают тенденции в оплате труда прямо противоположные тем, которые характерны для развитого рынка труда. В декабре 2001 г. минимальная заработная плата приближалась к 7% среднероссийской (в развитых рыночных экономиках - 40-50%) и 19% прожиточного минимума. Разрыв между средней зарплатой в высокооплачиваемых отраслях (нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, газовой промышленности, а также кредитно-страховой сфере) и средней по стране, а тем более минимальной, остается колоссальным. Заработки руководящих работников нередко на порядок превышают среднюю зарплату рядовых работников. По данным, приведенным в материалах парламентских слушаний, соотношение заработной платы крайних децильных групп составляет 23,5 раза (в строительстве - 26 раз, сельском хозяйстве - 20, промышленности - 21,4, на транспорте - 12,5 раза).

Сегодня немалая часть специалистов, занятых в науке и научном обслуживании, здравоохранении, культуре и образовании, вместе с работниками оборонки, машиностроения, легкой промышленности, жителями сельской глубинки, образуют многочисленную категорию "новых бедных". Особая группа - получающие минимальную заработную плату (по оценкам Н.Римашевской, таких в России 2-3%, или почти 1,7 млн. человек) и ниже минимальной (по данным социологических опросов, в легкой промышленности - 20%, в машиностроении и металлообработке - 2,6-4,4%). Заработную плату ниже прожиточного минимума, по расчетам Н.Римашевской, получает почти каждый четвертый в стране.

Таким образом, сегодня зарплата большинства россиян не выполняет ни воспроизводственной, ни стимулирующей функции.

Это в значительной мере объясняет некоторые иррациональные с точки зрения теории рынка мотивы формирования предложения труда и спроса на него, что особенно наглядно проявляется в условиях становления многоукладности.

Возникновение частного предпринимательского сектора в экономике привело к оттоку рабочей силы из государственного, на долю которого теперь приходится менее 40% занятых. Перераспределение рабочей силы по секторам происходит не только в результате акционирования и приватизации госпредприятий, но и вследствие создания новых структур в сфере малого бизнеса. По данным Госкомстата России, в среднем каждый владелец малого предприятия создает 20 рабочих мест. В начале 1996 г. в этом секторе трудилось 8,5 млн. (примерно 12% всех занятых), а с учетом вторичной занятости - 15,2 млн. В дальнейшем число мелких предприятий не росло, а в отдельные годы и сокращалось. В начале 2001 г. их насчитывалось 879,3 тыс. В торговле и общественном питании действуют 46,3% МП; в стройиндустрии - 14,4%, промышленности - 15,3%, науке и научном обслуживании - 3,5%, в сфере, связанной с обслуживанием рынка - 4,1%, в других отраслях - 14,2%. По оценкам, в 1998 г. индивидуальной трудовой деятельностью занимались 4 млн. человек. Следует иметь в виду, что официальная статистика не учитывает, например, численность "челноков" - микропредпринимателей (по разным подсчетам, их не менее 10 млн. человек), поставляющих на "блошиные" рынки товары из Турции, Китая, Южной Кореи.

Выбор человеком сферы занятости (государственный или негосударственный сектор), ее формы (по найму или самозанятость) в значительной степени зависит от его возраста, пола, профессии, места работы. Согласно результатам социологических обследований, наибольшую склонность к предпринимательству демонстрирует молодежь. Для одних это связано с возможностями повысить свои доходы, для других - в первую очередь молодых специалистов - проявить индивидуальность, удовлетворить потребность в творчестве. Для женщин (по оценкам СЗН, доля желающих открыть собственное дело среди ищущих работу - 16%) привлекательность мелкого и мельчайшего бизнеса связана скорее с возможностью свободнее распоряжаться своим временем по сравнению с традиционными формами занятости в госсекторе.

Значительная часть специалистов, занятых в науке и образовании, при переходе из государственного сектора в негосударственный в качестве основного выделяет материальный мотив. За 1992-1994 гг., по данным Госкомстата, кадровый потенциал сферы науки и научного обслуживания снизился на 40%, причем 71,5% уволились по собственному желанию главным образом из-за низкой зарплаты. Самый большой урон понес оборонно-промышленный комплекс: по оценкам, с начала реформ ОПК покинуло более 1 млн. высококлассных специалистов.

Отток квалифицированных кадров из государственного сектора в негосударственный в большинстве случаев сопровождается сменой ими отрасли и профессии. Лишь около четверти уволившихся из 42 российских НПО опрошенных молодых специалистов (до 30 лет) отметили, что связывают свое будущее с наукой. Чаще всего уходят в торговлю (почти 30%), промышленность (20%), в сферу финансов (10%), а также в посреднические и консультационные фирмы. Аналогичные тенденции наблюдаются и в системе высшего образования.

Вместе с тем мотив получения большего дохода при смене занятости для многих категорий рабочей силы выражен не столь явно. Причин несколько: например, нежелание рисковать невысоким, но стабильным заработком в госсекторе, наличие второй работы, позволяющей некоторым получать доходы, иногда более высокие, чем на основной работе. Этот своеобразный эффект замещения, заставляющий интенсивнее трудиться на дополнительной работе, не бросая основной, характерен для различных категорий населения - для пожилых, жителей больших и малых городов, лиц с образованием ниже среднего и специалистов. Многие профессионалы, понимая, что превращение дополнительного занятия в основное чревато для них деквалификацией, не желают отказываться от своей специальности (лишь трети вторично занятых удается трудоустроиться по той же профессии, что и на основной работе). Но в последнее время найти дополнительную работу могут далеко не все желающие (по данным социологических обследований, проведенных центром "Труд-мониторинг", более 85% всех категорий, занятых в производстве стройматериалов, почти 80% рабочих и около 87% служащих - в машиностроении и металлообработке, нуждающихся в дополнительных заработках, так и не находят их).

Как ни странно, выбор сферы деятельности почти не зависит от регулярности выплаты заработной платы. Задержки наблюдаются и в частном секторе. Более того, по данным фонда "Общественное мнение", в 1997 г. среди тех, кто получал зарплату не вовремя и не в полном объеме, бюджетники составляли одну треть. Хотя в дальнейшем задолженность по заработной плате сократилась, она все еще весьма значительна - 33,9 млрд. руб. на 1 сентября 2002 г.

Относительная слабость материальных стимулов в предложении труда для отдельных групп объясняется весьма скромными представлениями об обеспеченности, сохранившимися у рабочих и служащих с советских времен. Уровень достатка, при котором человек начинает ценить свободное от работы время, для многих категорий российских трудящихся наступает при получении ими довольно скромных доходов (по сравнению с заработками работников тех же профессий и квалификаций в развитых странах).

Не отрицая значимости стремления к большему заработку как причины перехода из государственного сектора в негосударственный и смены профессии, следует выделить и другой мотив. Для значительного числа рабочих, инженеров, научных работников занятость в негосударственном секторе, главным образом в сфере услуг, - это возможность получить больше свободы, избежать жесткой регламентации, контроля, физических и нервно-психологических нагрузок. Даже если переход был вынужденным (из-за остановки предприятий, прекращения выплат заработной платы и т.д.) и связан с понижением социального статуса, многие, скорее всего, не вернутся к прежней деятельности. У "бывших" формируется особая маргинальная психология.

Крайнее проявление тенденции к маргинализации - рост численности (особенно в крупных городах) бомжей, профессиональных нищих, вовлеченных в криминальную сферу и лиц с негативным отношением к трудовой деятельности. Поскольку очень сложно количественно точно оценить данную категорию граждан, воспользуемся имеющимися подсчетами: в стране насчитывается 300 тыс. "кормящихся" поборами с торговцев, более 1 млн.(по официальным данным) подростков, которые не учатся и не работают (приводится и другая цифра - свыше 2 млн.). Более того, "семья" российских маргиналов пополняется иностранцами - выходцами из стран Азии, Африки, Ближнего и Дальнего Востока.

Причины, удерживающие разные категории работников в рамках госсектора, также различны, как и причины, побуждающие к смене сферы деятельности. Особое место занимают специалисты высокого класса, прежде всего "оборонщики", для которых уход из государственного сектора (в большинстве случаев связанный со сменой профессии) означает отказ от личностной самореализации, крушение профессиональных и жизненных планов. В последние годы оплата их труда была примерно в 1,6-1,7 раза ниже, чем в промышленности в целом, причем в научно-исследовательских, конструкторских подразделениях - еще в 1,5-1,8 раза ниже, чем в целом по ОПК. Несмотря на задержки в выплате и такого скудного заработка, эта часть специалистов-"оборонщиков" сохраняет высокую ответственность и дисципину. Достаточно характерным представляется поведение научных сотрудников НПО "Исток" (г. Фрязино Московской области), которым было предложено работать в США по контрактам с оплатой 60-100 тыс. долл. в год (в России - в 100 раз меньше). Они отказались, понимая, что за год американцы вытянут из них бесценную информацию. Другой пример: специалисты, согласившиеся на приглашение южнокорейской фирмы "Самсунг" и зарплату в 2 тыс. долл. в месяц, вскоре вернулись. Основная причина - отсутствие творческой атмосферы, профессиональное неудовлетворение.

Конечно, трудно оценить действенность такого стимула, как профессиональная и личностная самореализация, потребность в труде как в творчестве, однако, очевидно, что для значительной части экономически активного населения заработная плата не является решающим мотивом поведения на рынке труда.

Спад производства, наблюдавшийся до 1999 г. практически во всех отраслях промышленности, одинаково затронул предприятия всех форм собственности. В результате происходящих сдвигов накопленный в производственной сфере капитал стал активно изыматься из нее и перераспределяться в непроизводственную - торговлю, посредническую деятельность и т.п. В условиях инфляции подобные сдвиги связаны прежде всего с резким сокращением спроса на высокотехнологичную продукцию: со стороны государства он резко упал, а в частном секторе - пока невелик. Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, промышленность переориентируется на изготовление более дешевой, технически менее сложной продукции: например, выпуск робототехники и станков с ЧПУ заменяется производством станков с ручным управлением, что приводит к уменьшению потребности в высококвалифицированной рабочей силе. Этому же способствует и конверсия значительной части оборонных предприятий. Причем, в самом кризисном положении с точки зрения занятости оказался сектор военных разработок. Уменьшение госзаказа на 80% стало главной причиной сворачивания деятельности оборонных институтов и высвобождения значительного числа квалифицированных кадров. Сегодня ОПК производит лишь 6-10% объема продукции 1991 г. При этом многие предприятия и НИИ ожидает вторичная конверсия. Поскольку не у всех гражданских фирм есть деньги на оплату продукции и разработок, почти 80% оборонных предприятий могут обанкротиться. По некоторым оценкам, их количество может сократиться до 300 (более чем в пять раз).

Изменяется и структура занятости. На фоне сокращения кадрового потенциала в промышленности, строительстве, торговле, материально-техническом снабжении и науке численность управленцев и занятых в кредитной и страховой сферах постоянно увеличивается.

Говоря о новых факторах, влияющих на рынок труда, нельзя не коснуться темы социального партнерства. Особенности нынешней социально-экономической ситуации отражаются на роли, правах и обязанностях партнеров. Социальное "партнерство" администрации и трудового коллектива нередко выливается в негласное соглашение, позволяющее оказывать совместное давление на государство в целях получения финансовой поддержки, выгоды от которой достаются преимущественно директорату. На большинстве малых предприятий коллективные договоры практически не заключаются. Одно из свидетельств неэффективности системы тарифного регулирования - и упоминавшаяся дифференциация в заработной плате между профессионально-квалификационными группами.

С сожалением приходится признать, что существующий механизм согласования интересов на рынке труда мало напоминает классический трипартизм, зато отчетливо проявляется его односторонняя монополизация работодателем, сопровождающаяся ростом социальной незащищенности граждан и социальной напряженности в обществе, возникновением новых форм трудовых конфликтов, в том числе с применением насилия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

За январь – сентябрь 2004 года в центры занятости населения обратилось 504874 чел., из них за консультацией - 374746 чел., что, соответственно, на 5,3% и 4,5% больше, чем за январь – сентябрь 2003 года

В структуре общего количества населения, преобладает городское, оно составляет примерно от 75% до 80%, а сельское – от 25% до 20%.

Также на снижение численности постоянного населения влияет ожидаемая продолжительность жизни населения. Общая тенденция ожидаемой продолжительности жизни населения свидетельствует о том, что она снижается. Так в 1994 г. она составляла 64,93 лет, а к 2002 г. снизилась до 64,75 лет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Зверева Н. Безработица и политика занятости // Федерализм, 2000, №1, с. 154-156

2.      Автономов В.С. Введение в экономику. - М.: Вита - пресс, 2000, С.254-257

3.      Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации. – Самара,2002.-80с.

4.      Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2003.–№2

5.      Булатов А.С. Экономика - М.: Юристъ, 1999

6.      Васильев А.В. Безработица // Человек и труд. 2001. № 5. С.18-17

7.      Видяпин В.Л. Экономическая теория - М.: Инфра-М, 1999

8.      Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8.С.20-26.

9.      Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2002.№2.С.3-27.

10. Государственная и корпоративная политика занятости / Малева Т.М. - М.: Инфра-М, 1999. С.35-38

11. Закон Российской Федерации "О занятости населения РФ". -М.:Ось-89,2004.-32с.

12. Зверева Н. Безработица и политика занятости // Федерализм. 2000. №1. С.156-159

13. Иохин В.Я. Экономическая теория - М.: Юристъ, 2000

14. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 309 с.

15. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. – М.: МАКС Пресс, 2001. –320 с.

16. Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2003.–№7.

17. Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.-120с

18. Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2002

19. Кузьмин С.А. Эффективность занятости населения.М.,1990.-143с

20.  Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости - М.: Инфра-М, 1999

21. Носова С.С. "Экономическая теория" - М., "Владос", 2000

22. Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2003.№5.С.39-84

23. Организация работы центра занятости: сборник нормативных документов. - М.: Федеральная служба занятости, 1994. С. 190.

24. Осанкин В. Челябинская область: как достичь равновесия на рынке труда// Человек и труд, 2000, №11, с. 56-57

25. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г.)

26. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд.1999.№2.С.28-33, №3.С.48-52.

27. Семенов А.С., Кузнецов С.Г. Взаимосвязь динамики занятости и важнейших

28.  Соловых И.Н., Соболев А.В., Волкова Т.Н. Экономическая теория - М.: Талант, 1998

29. Старовойтова Л.И. Занятость и ее регулирование.  М.,2002

30. Экономическая теория / Соловых И.Н., Соболев А.В., Волкова Т.Н. - М.: Талант, 1998, С.170-173

31. Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2002

32. Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)


[1] Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. – М.: МАКС Пресс, 2001. – с.78

[2] Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. Б.Д. Бреев; Н.А. Волгина. – М.: 2000. – с.25

[3] Катаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: 1997. - с.168

[4] Павленков В.А. Рынок труда. – М., 1999, – с. 50-52