Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

1 Система государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации_____________________________________________________________ 5

1.1 Нормативно-правовые основы государственного регулирования рынка труда_____________________________________________________________ 5

1.2 Деятельность Федеральной службы занятости России_____________ 18

2 Основные направления государственной политики в сфере труда в 2004-2005 г.г.____________________________________________________________ 24

Заключение__________________________________________________ 30

Библиографический список_____________________________________ 32

Введение

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.

В настоящее время государственное регулирование является наиболее действенным механизмом обеспечения и регулирования занятости граждан и рынка труда, так как именно государство обеспечивает гарантии гражданам в сфере труда и их социальную защищенность.

Объект исследования: рынок труда.

Предмет исследования: система государственного регулирования рынка труда.

Цель исследования: рассмотреть деятельность по регулированию рынка труда в Росси органами Министерства труда.

Задачи исследования:

1       проанализировать нормативно-правовые основы государственного регулирования рынка труда

2       рассмотреть деятельность Федеральной службы занятости России

3       проанализировать итоги деятельности территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения в Уральском федеральном округе за 2003 год по сравнению с 2003 годом

4       провести оценку эффективности деятельности службы занятости населения

1 Система государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации

1.1 Нормативно-правовые основы государственного регулирования рынка труда

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

разработку и реализацию федеральных и территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

создание федеральной государственной службы занятости населения;

внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.[1]

Несоответствие спроса и предложения специфического товара (рабочей силы) на рынке труда, особенно в условиях нестабильной, развивающейся российской экономики, требует от государства серьезного вмешательства в эту сферу общественных отношений для обеспечения баланса интересов предпринимателя и каждого конкретного гражданина, предлагающего свои способности на рынке труда. Естественно, в наименее выгодном положении на рынке труда (с учетом дефицита сфер приложения труда) оказывается собственник рабочей силы.

В природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена. Чтобы обеспечить подобную защищенность, ее нужно ввести извне. Именно социальная политика государства и право как наиболее эффективный способ воздействия на поведение участников рыночных отношений призваны решить данную задачу.

Поэтому социальная политика на рынке труда должна ориентироваться на оказание содействия менее защищенному субъекту (гражданину) в возможности обеспечения его определенной формой занятости и, при необходимости, предоставить надлежащую защиту от безработицы.

Для осуществлении эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.

Основополагающими положениями, регулирующими отношения граждан в сфере занятости, являются статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: ТК РФ, Закон РФ "О занятости населения в РФ", Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", а также ряд других законов, содержащиеся в которых положения о занятости будут раскрыты в настоящей работе.

Нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и другими федеральными органами государственного управления. Например, постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" (с последующими изменениями и дополнениями).

Законодательные акты субъектов РФ, принимаемые ими в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий с федеральным центром, а также постановления их правительств.

Решения, принимаемые органами представительной и исполнительной ветвей власти муниципальных образований.

Генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные соглашения.

Коллективный договор.

Основополагающие гарантии гражданам в области занятости содержатся в ст.37 Конституции РФ.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Как видим, среди прав, гарантируемых Конституцией, нет действовавшего в СССР права на труд, т.е. гарантированного права на занятость.

Если же мы обратимся к ст.40.1 "Гарантии реализации права граждан на труд" КЗоТ РФ и ст.12 "Гарантии государства в реализации права граждан на труд" Закона РФ "О занятости населения в РФ"*(1), то увидим, что в них также не предусматривается право граждан на труд как право на гарантированную занятость.

Какие же гарантии в области занятости предоставляет гражданам российское законодательство, чего конкретно они вправе требовать от органов государственной власти, обращаясь при необходимости за защитой своих прав в суд?

Ответ на этот вопрос дают положения Закона о занятости. Закон предусматривает систему гарантий государства его гражданам в области занятости и социальной поддержки безработных. Приведем эти гарантии.

Так, согласно п.1 ст.12 Закона, государство гарантирует гражданам:

свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости*(2).

Что же касается безработных граждан, то для них в п.2 ст.12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных.

Согласно п.2 ст.12, государство гарантирует безработным гражданам:

бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

обеспечение социальной поддержки;

компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Статьей 13 Закона предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем: разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ". Механизм введения квоты определяется Правительством РФ.

3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.

Гарантии социальной поддержки безработных приводятся в ст.28 Закона.

1. Государство гарантирует безработным:

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

3. Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с федеральным законом.

В настоящее время в региональных и отраслевых соглашениях предусматриваются различные мероприятия по сохранению занятости работников, а в случае их высвобождения - социальной защиты последних. Остановимся на некоторых из них.

Так, в случае угрозы массовой безработицы в Ульяновской области, Хабаровском крае стороны регионального соглашения разрабатывают программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, определяют источники их финансирования.

Во Владимирской области администрация взяла на себя обязательство в случае существенных изменений на рынке труда в сфере образования, здравоохранения, культуры принимать меры к обеспечению рабочими местами высвобождаемых работников.

В Кировской области администрация разрабатывает специальные программы поддержки и развития депрессивных территорий и градообразующих предприятий.

Отраслевым соглашением работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства России предусмотрено, что работники предпенсионного возраста (за три года до установленного срока пенсии), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери-одиночки не могут быть уволены без трудоустройства по сокращению штатов или численности работников в действующих организациях и при ликвидации организации.

Для защиты отечественного производителя социальные партнеры в Тюменской области совместно обязуются, в случае привлечения к строительству с государственным финансированием иностранных фирм, предусматривать выполнение областными организациями не менее 50% объема работ и услуг.

В Пензенской области намечено осуществить квотирование не менее 2,5 тыс. рабочих мест для обеспечения занятости инвалидов, молодежи, молодых специалистов и других слабо защищенных категорий населения.

В Курской и Орловской областях в случае признания предприятия банкротом предполагается предоставлять высвобождаемым работникам преимущественное право трудоустройства на не менее чем 70% рабочих мест, вновь образуемых на базе его имущества.

В Республике Коми, Республике Адыгея, Санкт-Петербурге, Волгоградской, Ульяновской областях в соответствии с соглашениями предполагается создание в организациях страховых фондов с целью использования средств в случаях остановок производства и банкротства.

В Хабаровском крае сторонами разрабатывается комплекс дополнительных мер по социальной поддержке работников в условиях применения процедур при несостоятельности (банкротстве) предприятий, особенно градообразующих.

По инициативе ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов и ЦК профсоюза работников лесных отраслей РФ в отраслевые соглашения внесены положения о материальной поддержке безработных. Так, при высвобождении работника предпенсионного возраста (мужчин - с 58, женщин - с 53 лет) по договоренности с ним применяют следующую меру социальной защиты, предусматриваемую коллективными договорами, - выплату за счет средств организации ежемесячного пособия в размере пенсии по старости до достижения неработающим работником пенсионного возраста, установленного законом.

В соглашении работников лесных отраслей России предусмотрено: оказывать материальную помощь семье безработного в размере 25% минимальной месячной тарифной ставки, установленной отраслевым соглашением, на каждого иждивенца в течение 6 месяцев со дня получения статуса безработного; выплачивать ежемесячную денежную помощь работникам организаций, получившим статус безработного, в размере 25% заработной платы, установленной отраслевым соглашением (или не менее 25% размера пособия по безработице).

В соответствии с некоторыми региональными соглашениями администрация берет на себя обязательство не допустить превышения безработицы сверх оговоренного в соглашении уровня: в Республике Тыва -5%, в Республике Адыгея - 4,0, в Санкт-Петербурге - 3,5, в Волгоградской области -1,65% и т.д.

Как в отраслевых, так и региональных соглашениях имеется раздел, в котором предусмотрены мероприятия по сохранению численности занятых работников и социальной защите тех из них, которые все же были высвобождены с производства.

Многие профсоюзные комитеты используют коллективный договор как эффективный инструмент по защите занятости работников, тем самым расширяя социально-правовую базу законодательства о занятости, которое предусматривает в основном защиту работников, уже высвобожденных с предприятий.

При разработке раздела по занятости в коллективном договоре профсоюзные комитеты учитывают такие факторы, как:

положение предприятия на рынке выпускаемых товаров и производимых услуг;

эффективность хозяйствования и финансовая ситуация на предприятии;

наличие свободных рабочих мест в регионе, в том числе по профессиям и специальностям, аналогичным существующим на данном предприятии;

возможность трудоустройства на других предприятиях.

Все больше профсоюзных комитетов вносят предложения по включению в коллективные договоры мероприятий, позволяющих подготовиться к массовому высвобождению работников на предприятии. При этом стороны договариваются о критериях массового высвобождения. В Законе о занятости эти критерии не определены, но в условиях высвобождения Закон предоставляет профсоюзным органам право вносить предложения по приостановке такого высвобождения или по его поэтапному проведению.

Например, в АО ЗАЗС (Саратовская область) массовым высвобождением считается высвобождение 3% и более работников в течение 30 календарных дней. В случае массовых сокращений высвобождаемым работникам предоставляется возможность получить на предприятии другую профессию за счет предприятия. Работники (при стаже работы на заводе не менее 10 лет) вплоть до трудоустройства, но не более чем в течение 6 месяцев могут пользоваться существовавшими социальными льготами.

Однако те трудовые коллективы, которые в прошлые годы уже почувствовали на себе все тяготы массовых увольнений, вводят более жесткие критерии. Так, профкомы Комсомольска-на-Амуре Авиационного производственного объединения и ОАО "Завод искусственных кож" включили в действующие коллективные договоры следующие критерии массового увольнения: 3% и более численности работающих в течение 90 дней.

Профкомы предусматривают в коллективных договорах меры по созданию благоприятных условий по опережающему переобучению работников, рабочие места которых находятся под угрозой сокращения. В АОЗТ "Смоленская чулочная фабрика" для этих целей введен раздел "Обязательства по повышению квалификации кадров".

Коллективный договор Смоленского завода "Измеритель" предоставляет работникам, желающим получить вторую профессию, следующие льготы:

сохраняется средняя зарплата на весь период переподготовки, но на срок не более трех месяцев;

производится доплата до прежнего среднего заработка работника, направленного на выпуск новых изделий, при условии выполнения сменно-суточных заданий, на период до трех месяцев;

срок переквалификации устанавливается в зависимости от сложности профессии - от 3 до 12 месяцев.

Некоторые профсоюзные комитеты добились принятия от администраций предприятий мер по созданию новых рабочих мест. На АО "Северсталь" (Вологодская область) работодатель создал в соответствии с коллективным договором 1500 дополнительных рабочих мест для трудоустройства сокращаемых работников. В ОАО "Самеко" (г. Самара) предусмотрено, что при невозможности создания новых рабочих мест сокращению подлежат в первую очередь лица, допускающие брак в работе, нарушения трудовой дисциплины и пьянство; имеющие замечания по качеству труда и не работающие над повышением своей квалификации.

На случай возникновения критических ситуаций, связанных с высвобождением работников или с наступлением их, в коллективных договорах может предусматриваться проведение различных мероприятий, направленных на стабилизацию численности занятых.

Например, при сокращении объемов производства предусматривается:

перепрофилирование отдельных производств на выпуск продукции с учетом конъюнктуры рынка;

организация цехов, участков по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг населению;

создание или расширение на предприятии подсобных хозяйств, цехов надомного труда, мелких арендных и коллективных предприятий, товариществ;

создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства высвобождаемых с производства лиц, особо нуждающихся в социальной защите;

организация переподготовки и переобучения работающих с учетом их обязательного трудоустройства внутри предприятия или на других предприятиях районах (города).

При принятии администрацией решения о сокращении персонала предусматривается:

использовать естественное сокращение рабочих мест (ликвидация вакансий, добровольный уход работников, досрочный выход на пенсию, увольнение совместителей и т.д.);

сократить административно-управленческие расходы;

ограничить или полностью запретить совмещение профессий, сверхурочные работы, многостаночное обслуживание;

не заключать новых контрактов и срочных трудовых договоров, передать коллективу работы, выполняемые на стороне;

проводить внутрипроизводственные переводы намеченных к увольнению работников;

ограничить круг временных работников;

расширить применение индивидуальных рабочих графиков (гибкий режим работы, сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя);

с согласия работников проводить временное разделение работ, т.е. распределять имеющийся объем работ между всеми работниками, даже с неполной загрузкой и зарплатой; использовать как крайнюю меру перевод предприятия на режим неполного рабочего времени;

предоставлять долгосрочные (до нескольких лет) отпуска без сохранения зарплаты тем работникам, которые захотят попробовать свои силы в предпринимательской или иной деятельности;

предоставлять по желанию работников краткосрочные отпуска без сохранения зарплаты;

предоставлять возможность высвобождаемым работникам получить другую профессию и образование за счет предприятия;

выплачивать дополнительно к выходному пособию единовременную материальную помощь, зависящую от стажа работы на предприятии;

при нетрудоспособности в течение более трех месяцев оказывать материальную помощь безработному, уволенному с предприятия;

предусмотреть возможность досрочного выхода на пенсию за счет средств предприятия;

не давать согласия на увольнение работников по инициативе работодателя (предпринимателя), прежде чем им не будут предложены на выбор все имеющиеся вакантные должности (рабочие места) или предоставлена возможность переобучения;

не снимать с профсоюзного учета высвобождаемых работников вплоть до их трудоустройства, с тем чтобы они могли пользоваться социальными льготами, установленными на предприятии;

привлекать на предприятие иностранную рабочую силу только по согласованию с профсоюзным комитетом.

Как было показано выше, разделы занятости коллективных договоров разрабатываются, исходя из ситуации с занятостью, сложившейся в организации на момент заключения договора, а также с известным опережением, с расчетом на возможность возникновения критической ситуации, - массового высвобождения работников.

Учитывая, что коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет, предугадывать развитие событий становится все труднее по мере увеличения этого срока.

Поэтому во многих организациях, а также в некоторых отраслевых профсоюзах, обобщающих практику заключения и выполнения коллективных договоров в своих отраслях, пришли к выводу, что коллективный договор не должен быть только набором взаимных обязательств работодателя и работников на текущий срок.

Коллективный договор должен стать инструментом предотвращения, по мере возможности, сколько-нибудь значительного высвобождения работников в более длительный перспективе, чем тот срок, на который он заключается. Согласно договору, следует систематически проводить дополнительную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, с тем чтобы работники получили возможность при необходимости так или иначе изменить род своей деятельности, для того чтобы не быть уволенными. Или же выйти на рынок труда, будучи уверенными в том, что найдут достойную для себя работу.

Наряду с изложенным раздел коллективного договора о занятости является планом действий администрации с участием профсоюзного комитета по предотвращению высвобождения работников, а также по смягчению социальных последствий для тех из них, кто не смог его избежать.

1.2 Деятельность Федеральной службы занятости России

Успешное функционирование рынка труда во многом зависит от эффективной работы системы государственной службы занятости. Данная служба осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 году в соответствии с Законом РФ “О занятости населения в РФ” и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. В августе 1996 года на базе трех социальных ведомств – Министерства труда, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерство труда и социального развития РФ.

Основными направлениями деятельности службы занятости являются:

-         разработка и реализация Федеральной, территориальных и иных целевых программ занятости населения;

-   содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

-         организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

-         обеспечение социальных гарантий в виде выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании.[2]

Для осуществления указанных функций Министерство труда и социального развития Российской Федерации создает свои органы по вопросам занятости населения на территориальном и местном уровнях.

Первостепенная задача органов службы занятости населения - наполнить активную политику на рынке труда новым содержанием, с учетом изменившейся психологии безработных и работодателей. Серьёзная  государственная  проблема  -  остановить развивающийся процесс деквалификации профессиональных кадров, снижение мотивации населения к трудовой деятельности. Проблема деквалификации кадров характерна и для самой службы занятости молодые специалисты, получив необходимый опыт работы и ознакомившись с порядком формирования информационных банков данных, уходят в предпринимательскую среду, где услуги содействия в трудоустройстве крайне востребованы.

На основе накопленного опыта работы с работодателями и незанятым населением, с учетом позитивно развивающихся тенденций на рынке труда и финансовых возможностей важнейшим направлением работы становится целевой подбор, обучение и переобучение нужного работодателю специалиста. В связи с чем, должны серьёзно перестроиться как служба трудоустройства, так и профессионального обучения. Необходимо работать не только с зарегистрированными безработными, но и со всеми, кто обращается за содействием в трудоустройстве.

Естественно, это потребует усиления взаимодействия органов службы занятости с работодателями. Критерием деятельности центров занятости должны стать не регистрация безработных и выплата им пособий, а эффективность их работы с руководителями и кадровыми службами предприятий. Если благодаря тесному сотрудничеству работодателей с органами службы занятости увеличился банк вакансий, больше безработных трудоустроено, на предприятиях организовано переобучение на новые рабочие места или проводятся общественные оплачиваемые работы - значит, коллектив центра работает хорошо.

Часть работодателей всё еще сторонится службы занятости, низка их ответственность в сохранении, создании новых и квотировании рабочих мест. Поэтому директорам центров занятости необходимо укреплять деловые связи с первыми руководителям больших и малых предприятий.

Допускается возможность оказания платных услуг в содействии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основе лицензии, выдаваемой местной администрацией.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ.[3]

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения (далее именуются - органы службы занятости).

Общественные работы проводятся в организациях по договорам.

Общественные работы призваны обеспечивать:

осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);

сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:

строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

уход за престарелыми, инвалидами и больными;

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

другим направлениям трудовой деятельности.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.[4]

Общественные работы позволяют смягчить социально-экономические последствия безработицы, создать условия для временной занятости безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, имеющих длительный перерыв в работе.

Виды и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных коммуникаций, некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.

Большую роль в организации общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается договор между органами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направляемыми службой занятости для участия в общественных работах.

Общественные работы оплачиваются. Оплата труда производится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими 'в общественных работах, сохраняется право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.[5]

2 Основные направления государственной политики в сфере труда в 2004-2005 г.г.

На основе изученной литературы можно сформулировать следующие основные положения необходимого государственного регулирования рынка труда:

1)в области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:

обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;

разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;

создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;

2) в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации:

разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи; создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;

развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию; разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;

3) в области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:

проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;

разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности; поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;

поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;

развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда; развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики;

содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;

организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

4) в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите:

внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы; реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.;

создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам;

обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса;

развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;

С целью повышения эффективности государственного регулирования рынка труда можно предложить:

1) увеличение числа предпринимателей в данной сфере за счет содействия развитию предоставления платных услуг населению и облегчения  порядка  лицензирования  предпринимательской деятельности в этой сфере;

2) воздействовать на структуру спроса и предложения труда путем воздействия на качество и структуру спроса и предложения труда ^ методами государственной поддержки занятости в определенных отраслях хозяйства, законодательного регулирования подготовки кадров, государственного заказа на специалистов определенных профессий и т.д.;

3) регулирование    количественно-качественного    соответствия занятых в основном вышеуказанными методами;

4) обеспечение равновесия на рынке труда путем соответствующей технической,  инновационной,  инвестиционной,  финансово-кредитной, демографической политики и т.д., правовых норм, в том числе недопускающих широкого толкования и отсутствия четких формулировок, а также нарушения трудовых прав граждан;

5) социальная   защита   экономически   активного   населения, позволяющая расширить число занятых и снизить число безработных;

6) повышение роли бирж труда, привлечение населения к услугам данных субъектов рынка труда.

Заключение

В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости, государство  также предоставляет определенные гарантии безработным гражданам.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется во многом благодаря Государственной службе занятости населения.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ.

Современная ситуация характеризуется сочетанием новых, еще слабых рыночных механизмов и старых командных рычагов. Кроме того, нельзя забывать и самое главное - Менталитет народов России. Ведь в стране исторически весьма сильна была роль государства в решении многих экономических и социальных задач. У народа велика тяга к справедливости, понимаемой зачастую как уравнительное распределение благ, достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества. Устранение этих негативных моментов, характеризующих жизнедеятельность общества, требуют времени и активного участия Предпринимателей и государства. В такой ситуации необходимы усложнение инфраструктуры рынка труда и существенное увеличение численности его субъектов.

Государственное регулирование рынка труда может быть эффективным при воздействии на основные показатели экономической деятельности страны, прежде всего реальной заработной платы, имеющей прямую взаимосвязь со спросом  и предложением на рынке труда. Государственное воздействие на инфляцию может быть неэффективным, так как современные исследователи считают модель Филлипса слишком упрощенной.

На основе анализа ситуации в сфере государственного рынка труда в данной работе были предложены  основные направления государственной политики в сфере труда на 2004-2005 г.г.

Библиографический список

1.     Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2002.-80с.

2.     Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2003.–№2

3.     Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8.С.20-26.

4.     Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2002.№2.С.3-27.

5.     Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2003.–№7.

6.     Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.-120с

7.     Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2002

8.     Кузьмин С.А. Эффективность занятости населения.М.,1990.-143с

9.     Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2003.№5.С.39-84

10.       Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г.)

11.       Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд.1999.№2.С.28-33, №3.С.48-52.

12.       Семенов А.С., Кузнецов С.Г. Взаимосвязь динамики занятости и важнейших

13.       Старовойтова Л.И. Занятость и ее регулирование.  М.,2002

14.       Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2002


[1] Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2002 г., 25 июля 2003 г., 10 января 2003 г.), Статья 14

[2] Старовойтова Л.И. Занятость и ее регулирование.  М.,2002. с.126-128

[3] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2002.–с.235

[4] Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г.)

[5] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2002.–с.235