Содержание

 

Введение. 3

1. Общая характеристика клубов. 5

1.1. Сущность клубов. 5

1.2. Признаки клубного объединения. 8

1.3. Функции клубов. 12

2. Формы и типы клубной деятельности. 16

3. Проблемы и перспективы клубной деятельности. 29

3.1. Проблемы клубной деятельности. 29

3.2. Пути решения проблем и перспективы развития клубов. 33

Заключение. 36

Список литературы.. 38

Приложение

Введение

Клуб - объединение детей и подростков на основе совпаде­ния интересов, стремления к общению, совместному проведе­нию досуга и отдыха.

Главные принципы клуба - добровольность членства, само­управление, единство цели, совместная деятельность в непо­средственном контакте друг с другом (в этом плане клуб явля­ется группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то же время состав клуба не отличается обя­зательным постоянством. Скорее обратное - клуб является вре­менным, неустойчивым объединением для большинства и то­лько для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.

Типология клубов еще полностью не разработана, но разли­чают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); по сте­пени организованности (официальные и неформальные); по воз­растному признаку членов клуба (одновозрастные или разновоз­растные); по временному фактору (постоянные, временные).

Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (уси­лиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союз­ников, равных и самостоятельных позволяет в привлекатель­ной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность лич­ной свободы, ценность мышления и т. д.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, ку­льтуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорово­го образа жизни.

Для написания представленной курсовой работы, нами были изучены труды следующих авторов: М.Д. Виноградовой; В.С. Владимирова; В.А. Караковского; А.С. Макаренко и др.

В представленной курсовой работе использовались метод сравнения и анализа (анализируется российский и зарубежный опыт типологии клубов).

В настоящей работе преимущественно будут анализироваться многопрофильные клубы. Это связано с тем, что в настоящее время они получили широкое распространение как в России, так и за рубежом.

Актуальность представленной работы заключается в наличии проблем деятельности клубов, таких как недостаточная материальная база; низкая квалификация работников клубов; не совсем хорошо продуманные клубные мероприятия и  программы.

Цель работы – рассмотреть проблему типологии клубов.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

1) Представить общую характеристику клубов;

2) Рассмотреть формы и типы клубной деятельности;

3) Изучить проблемы и перспективы клубной деятельности.

1. Общая характеристика клубов

1.1. Сущность клубов

Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.

Клубную деятельность в школе можно рассматривать как составную часть внеучебной воспитательной работы. Она организуется как фронтальная, групповая и индивидуальная. Фронтальная клубная работа – это крупные школьные акции, организуемые по инициативе самих детей при условии их добровольного участия в них (праздники, смотры, ярмарки и др.). Групповая – это деятельность различного рода клубных объединений. Индивидуальная клубная работа в условиях школы организуется чаще всего не самостоятельно, а в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральном объединении, репетиция индивидуального номера для концерта, консультация по разработке проекта в техническом кружке и др.).

Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.

Слово «клуб» пришло в русский язык из английского в середине ХУ111 века и означало «объединение людей». Интересны славянские корни слова В старославянском языке слово «клуб» образовалось путем усечения суффикса от слова «клубок», означая «шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар».

Старославянское и английское определения теснейшим образом переплелись в современных трактовках «клуба». Определенная замкнутость, ограниченность пространства, некая «кружковость» стали неотъемлемой частью многих объединений детей и взрослых, указывая на одну из особенностей клубов – коллективизм и сплоченность (единый «шар»).

Клубные объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции, общества. Каждое из них имеет свои особенности, но все они добровольные объединения учащихся по интересам.

Сегодня в справочной, клубоведческой, педагогической литературе не существует единого, общепринятого понятия клубного объединения; однако определяющей для каждого из них является названная нами характеристика.

«Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений».

«Клубы детские и подростковые – общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения…»

Детский клуб – это «такое объединение детей, которое ставит своей задачей организацию во внеурочное время свободных занятий для желающих учеников».

Тем не менее каждое из типов клубных объединений имеет свои специфические черты, и мы попытались отразить их в соответствующих определениях.

Клуб в школе – это объединение учащихся по интересам на добровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную структуру и орган самоуправления.

Кружок – это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера.

Студия – определение, чаще всего применяемое к тем объединениям клубного типа, в которых учащиеся занимаются искусством (хореографическая, хоровая, театральная).

Секция – это тематическая часть какой-то определенной деятельности, осуществляемой по специальной программе. Чаще термин используется для обозначения структурного подразделения, например, клуба.

Общество – это добровольное, постоянно действующее объединение школьников или их групп (кружков, секций), занимающихся какой-то тематической деятельностью (научное общество школьников, природоохранное общество и др.).

Наиболее распространенными типами клубных объединений в школах сегодня являются кружки и клубы. Формально кружок от клуба отличается тем, что по количественному составу он, как правило, меньше; деятельность его узконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается орган самоуправления. Однако в практике понятия «клуб» и «кружок» рассматриваются педагогами чаще всего как условные, и это не имеет принципиального значения в воспитательном процессе. Важнее другое – соответствие клубного объединения тем признакам, которые характеризуют его как объединение особого рода.

Несмотря на внешние различия разнообразных объединений по интересам они характеризуются общими признаками, в совокупности отражающими их внутреннюю сущность.

Первый признак – добровольность вхождения в объединение. Неверно называть клубами (что, к сожалению, нередко встречается в практике) разнообразные штабы, советы, в состав которых входят выборные представители каждого класса, ибо именно добровольность прихода детей в объединение прежде всего определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методов работы.

Клубное объединение характеризуется общедоступностью его для любого члена школьного коллектива. «Школа там, где она организует те или иные виды внешкольной работы, не должна ставить каких-то условий и препятствий».

Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий. Нельзя ограничивать доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины, конкурсностью приема в объединение. Несправедливо для вступления в некоторые клубы (кружки) устраивать экзамены и просмотры. Деятельность школьных клубных объединений носит характер любительской, не ставит своей задачей достичь классных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.

В практике встречаются факты, когда клубные объединения создаются на базе одного класса или школьного актива. Очевидно, деятельность учащихся по интересам способствует сплочению детей, что может повысить воспитательную эффективность классного коллектива, работы школьного актива. В то же время, по нашим наблюдениям, деятельность таких объединений зачастую приводит в первом случае - к автономии классных коллективов в школе, во втором – к созданию группы школьников, считающих себя элитой и становящейся «недоступной» для остальных учащихся[1].

1.2. Признаки клубного объединения

Важнейший признак клубного объединения – относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива.

Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, а объединение по интересам приобретает свое «лицо» в школе. Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.

В то же время заметим, что стабильность состава клубного объединения относительна. При педагогически целесообразно организованной деятельности в нем уход из него, переход в другие объединения, - в общем, нормальное явление. «Естественное движение» является обычно поиском школьниками наиболее благоприятных условий для пробы своих сил и возможностей, для приобретения новых знаний, для осуществления желания найти свое призвание или реализовать уже сложившиеся индивидуальные творческие планы.

Длительность пребывания школьника в объединении зависит от нескольких причин. Во-первых, от соответствия его целевой установки тем условиям, которые предоставляются ему в клубе (кружке) для ее реализации. Во-вторых, от возраста члена объединения. Так, младшие школьники и подростки, проверяющие свои интересы, пробующие силы в разных видах деятельности, нередко меняют занятия в разных клубных объединениях; иногда они состоят одновременно в нескольких коллективах. Это в определенной степени актуализирует создание многопрофильных клубов в школах. Объединения старшеклассников, связывающих свое пребывание в клубе с выработкой каких-то качеств, возможностью самовыразиться, а нередко – и со своей будущей профессией, более стабильны по составу. В-третьих, от стиля руководства коллективом. Если в нем подавляется инициатива школьника, его активность, и он вынужден руководствоваться лишь идеями и вкусами педагога, он быстро уходит из объединения.

В то же время, как мы уже отмечали, создание в клубе (кружке) коллектива возможно при каком-то номинально постоянном составе участников. Постоянный состав их участников должен быть не менее 75% от общего числа его членов.

В коллективе объединения школьник, выполняя определенную роль, принимает на себя обязательства, вступает с другими его членами в отношения взаимной зависимости и ответственности; поэтому выход из коллектива может в определенной степени ограничиваться его волей. Здесь проявляется противоречие в организации жизнедеятельности коллектива клубного типа: с одной стороны, занятия в нем строятся на принципе добровольности, с другой стороны - он вправе на какое-то время задержать выход своего члена из объединения. Такой опыт был, например, в практике работы А.С.Макаренко.

Желающий выйти из оркестра должен был за три месяца до ухода подать заявление; это позволяло подготовить уходящему замену.

Еще один признак клубного объединения – диалектическое единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности. В клуб школьники приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, только участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности. В этом специфика логики организации работы клубного объединения, отличие ее от логики познавательного процесса, в котором реализация коллективной цели обеспечивается индивидуальной деятельностью.

В связи с такой особенностью клубного объединения у его членов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении формального объединения по интересам в коллектив, что, безусловно, будет способствовать более быстрому его развитию. Наблюдения подтверждают, что действительно коллектив клубного объединения, как правило, складывается быстрее (чем, скажем коллектив класса) и не так болезненно. Этому способствуют, по крайней мере, еще два обстоятельства. Во-первых, разделение труда в клубе обычно осуществляется самими детьми на основе добровольности выбора участка работы и партнеров по совместной деятельности. Во-вторых, в клубные объединения школьники нередко приходят не поодиночке, а со своими друзьями, хорошо сложившейся контактной группой, с близкими интересами, и в сложной разнообразной деятельности коллектива они сразу определяют свое место. Все это ведет к более быстрой гуманизации и демократизации их отношений в объединении.

Придать общественно полезный характер деятельности в клубе обычно несложно. Для этого надо поставить ее на службу школьному коллективу.

Самый целесообразный и естественный путь для этого – включение клубного коллектива в систему деятельности коллектива общешкольного, становление объединения неотъемлемой органической его частью.

Признаком клубного объединения, характеризующим его в качестве воспитательного феномена, является организация его деятельности как коллективной, то есть такой, в которой «цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего коллектива; организация деятельности предполагает известное разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива».

Как мы уже отмечали, организация деятельности клуба как коллективной, конечно же, не означает, что в функционировании его не может быть деятельности индивидуальной. Напротив, ее сочетание с коллективной повышает эффективность работы объединения (скажем, деятельность хореографической студии, драматического кружка немыслима без основательной работы каждого участника).

В клубных объединениях школьники участвуют в различных видах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Творчество – норма развития детей; по утверждению Л.С.Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение. Творчество – это такое состояние ребенка и такая его деятельность, «когда проявляется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, способность предложить новое решение известного вопроса, найти оптимальный выход из сложной ситуации».

Известно, что творчество характеризуется новизной, оригинальностью, нестандартностью самой деятельности и ее продуктов. Очевидно, что уровень его будет определяться социальной значимостью результатов, степенью обогащенности предшествующего опыта. Наше исследование показало, что повышение общественной роли клубных объединений через включение их деятельности в воспитательную систему школы может стать важным стимулом развития творчества участников коллектива по интересам; и чем выше этот уровень включенности в жизнедеятельность школы, тем больше возникает возможностей для развития творческого потенциала клубного коллектива[2].

1.3. Функции клубов

К функциям клубов относятся:

- создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников;

- предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в творческой деятельности; -

- организация общения учащихся по интересам;

- предоставление им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания;

- организация отдыха детей во внеучебное время;

- реализация гедонистических потребностей детей (Гедонистическая потребность – та, которую люди придумали специально для получения удовольствия. Например: потребность в развлечениях);

- систематизация внеучебной деятельности школьного коллектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.

Специфика функций клубного объединения определяет и своеобразие положения школьника в нем. Оно заключается в том, что ребенку не надо мириться с положением, неудовлетворяющим его (как это часто бывает в классе), потому что объединения по интересам организуются на основе добровольности вхождения в них участников. В клубе школьнику легче найти самого себя, самоутвердиться, в каком-то отношении почувствовать себя первым среди равных, что необходимо молодому человеку в процессе его развития для преодоления комплекса собственной неполноценности. Наблюдения показывают также, что в клубном объединении школьник, как правило, не стремиться к положению «примы»; его удовлетворяют любые роли, если они индивидуальны, особенны.

Мы уже отмечали, что клубные объединения эффективно реализуют свои воспитательные функции, если их деятельность станет органичным элементом школы. При этом объединения по интересам могут позитивно влиять на ее жизнедеятельность, способствовать развитию ее воспитательной системы.

По отношению к школе и к ее структурным элементам, прежде всего, к классу, клубные объединения выполняют по крайней мере три функции: компенсаторную, стимулирующую и интегративную.

Компенсаторная функция проявляется в том, что, во-первых, в деятельности по интересам ребенку легче самореализоваться, самоутвердиться среди сверстников, что не всегда возможно в других сферах деятельности (скажем, в учебной), где много обязательного, не всегда соотносящегося с интересами и потребностями школьника; во-вторых, в связи с интенсивными процессами дифференциации обучения в школе (создание специальных классов с углубленным изучением учебных дисциплин, классов выравнивания, коррекции и др.) наблюдается «расслоение» учащихся по интеллектуальным возможностям, и клубная работа, основанная на интересах детей и общедоступная для всех, в определенной степени компенсирует это «расслоение».

Педагогически целесообразно организованная деятельность объединений по интересам стимулирует развитие потребностно-мотивационной сферы детей; учащиеся, занимающиеся в них, как правило, проявляют больший интерес к познавательной деятельности, владеют творческими способами ее организации и т.д. Клубная деятельность стимулирует также педагогов к поиску творческих путей организации учебно-познавательной деятельности, способствует «поддержанию ее тонуса». Деятельность объединений по интересам как наименее запрограммированная, более творческая и нестандартно организованная, зачастую являющаяся «зоной неупорядоченности» (А.М.Сидоркин), способна поддерживать активное состояние воспитательной системы, стимулировать процесс ее развития в целом.

Интегративная функция клубных объединений по отношению к школе и ее структурам реализуется в том, что, с одной стороны, в деятельности клубов в значительной степени усиливается познавательный компонент, а с другой – клубность становится характерной чертой жизни школы, класса.

Изучение опыта разных школ различных территорий страны, собственное исследование, проводившееся в течение длительного времени в городских и сельских школах, убедили нас в том, что процесс становления клубного объединения органичным компонентом целостной воспитательной системы образовательного учреждения проходит три этапа: сначала объединение живет своей «внутренней жизнью», происходит становление системы его деятельности; затем, активно взаимодействуя с общешкольным коллективом, становится его органической частью; наконец, эффективная работа на внешкольной среде укрепляет его позиции в воспитательной системе школы.

Заметим, что становясь органичным компонентом коллектива школы, фактором развития ее воспитательной системы, клубное объединение само развивается как коллектив, усиливается его воспитательная эффективность, характер воздействия на личность школьника. Процесс формирования коллектива и личности мы рассматриваем как целостный, учитывая, что развитие коллектива не может быть оторвано от развития личности, а основой их формирования и развития является коллективная деятельность.

Таким образом, клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива, что возможно тогда, когда деятельность объединения по интересам становится органической частью воспитательной системы школы[3].

2. Формы и типы клубной деятельности

 

Необходимо понять, что каждая клубная форма обладает какими-то специфическими качествами, совокупность которых и делает ее данной конкретной формой.

В свою очередь, выявление этого особенного позволяет зафиксировать и то общее, что характерно для совокупности род­ственных или смежных явлений и понятий в клубной методике. В конечном же итоге это помогает максимально использовать воз­можности той или иной формы клубной ра­боты, добиться усиления эффективности клубной работы[4].

Зададимся тогда таким вопросом: а что же следует иметь в виду, выявляя это общее и особенное?

Во-первых, ее целевую установку, говоря иначе — сверхзадачу клубного мероприятия. Читатель непременно вспомнит, как мы на­стойчиво, чуть ли не в каждом примере ста­вили совсем не риторический вопрос «Для чего?».

Во-вторых, общее и особенное можно вы­делить, если организатор ответил и на сле­дующий, вопрос — «Для кого?». Какой, ина­че говоря, должна быть наиболее желаемая в данной ситуации аудитория.

Третий вопрос, требующий от организато­ра точного ответа, — «Что?». Стало быть, ка­ково содержание этого мероприятия, над ко­торым идет работа. Содер­жание — это определенная взаимосвязь явлений, событий, фактов, составляющих материал проводимого мероприятия.

Нельзя в процессе его организации проиг­норировать и два следующих вопроса: «Ка­кова структура мероприятия?» и «Какие средства следует использовать?» Понятно, что так начинается разговор о драматургии любого вечера, представления, праздника, монтаже их фрагментов, взаимосвязи доку­ментального и художественного — словом, всех тех аспектов, о которых мы уже гово­рили (где достаточно подробно и обстоя­тельно, а где кратко, лишь определив суть проблемы).

Процесс создания меропри­ятия един; здесь переплетаются разнообраз­ные аспекты как групповой и индивидуаль­ной, так и массовой работы. Ведь и любое заседание любительского объединения, и массовое мероприятие требуют обязательно­го художественного осмысления. А раз это так, то и непременной драматургической разработки. Еще раз повторим: непремен­ной, обязательной — ибо материал не терпит хаоса, он жаждет гармонического сопряже­ния, выстраивания. Только в этом качестве он становится выразителен и заметен ауди­тории.

Да и сам конечный результат, продукт клубной деятельности, в том числе и в лю­бительском коллективе, — это все же некое мероприятие. У коллекционеров это — вы­ставка их сокровищ (а собирают, как изве­стно, не только марки и значки, но и какту­сы, бинокли, самовары и даже... кирпичи. Польский коллекционер В. Тираль как-то подсчитал, что в мире существует 1019 ви­дов коллекционирования). Недостаточно — просто что-то копить. Недостойно — просто что-то накапливать. Подлинный коллекцио­нер — это не Скупой рыцарь, созданный пушкинским гением. Он не мыслит себя без общения с людьми, он готов приобщить их к пониманию и восхищению — нет! — не своей коллекции и уж конечно же не своей персоны, — к восхищению человеческим та­лантом, умением, мастерством, сотворившим ту или иную удивительную вещь, находящу­юся ныне (счастливый случай!) в его кол­лекции. Сделать это можно, разумеется, только организовав выставку всех этих и по­добных им сокровищ. Выставка — это не только размещение экспонатов в выделенном про­странстве фойе или комнаты; это и рассказ о поисках (здесь же, у экспонатов или на странице устного журнала); это и экскурсия по выставке; это, наконец, и конференция, на которой обсуждаются ее итоги, выявля­ются впечатления посетивших эту выставку зрителей.

Совокупность различных массовых (и не только массовых — групповых, индивидуаль­ных) акций пронизывает существование и других любительских объединений. Вот, ска­жем, к примеру, одно из таких объединений — клубы политической песни.

Поскольку пока что не существует ни фи­лософского, ни социологического исследова­ния, посвященного анализу данного явления, чисто условным является как сам термин «политическая песня», так и выражение «движение политической песни», подразуме­вающее взаимосвязь ансамблей политиче­ской песни, рост их мастерства, деятельность фестивальных оргкомитетов, создание клу­бов политической песни.

Что же означает понятие «полити­ческая песня»?

Не следует сводить его к некоей песне-плакату, что характеризуется активным лозунго-лобовым текстом, призывающим со­хранить мир, демократию, положенным на бодрую маршеобразную мелодию. Это было бы очень поверхностное, примитивное пони­мание того, что есть в сущности «политиче­ская песня».

Политическая песня — это прежде всего песня, выявляющая личностную, граждан­скую позицию ее исполнителей. Таковой яв­ляется и песня времен гражданской или Великой Отечественной войн. Таковой явля­ется и песня солидарности, песня борьбы народов, отстаивающих свою независимость, свою свободу. И не только! Все дело, иначе говоря, в точке отсчета, который и призван обеспечить наибольший политический эф­фект исполнению той или иной песни.

Уже из сказанного ясно, что основные формы деятельности клубов (равно как и ансамблей) политической песни — это кон­церты, которым, естественно, предшествует многоплановая работа. Ведь песню надо найти, разучить и отрепетировать, выстроить драматургию концерта.

Только ли? А собрать коллекцию пласти­нок и магнитофонных записей этих песен? А подобрать библиотечку сборников песен? Нот? Плакатов? Публикаций периодиче­ской печати? Ведь надо же знать, что дела­ют другие клубы политической песни.

Мы назвали лишь некоторые грани внутри-клубной работы. Однако даже из этого краткого перечня дел, которые должен был бы делать любой клуб политической песни, ясно, что он требует прежде всего создания коллектива единомышленников. Без единого понимания целей и задач, стоящих перед ним, без увлеченности и самоотверженности каждого его члена — можно ли говорить об успешной его деятельности и в работе со зрителями, приходящими на концерты кол­лектива?

А ведь порой это не просто концерты в на­шем привычном понимании. Это — своеоб­разные политико-культурные акции, имею­щие целью содействовать формированию не только эстетической, но и политической, нравственной культуры как непосредствен­ных участников этих концертов, так и зри­телей, которые нередко становятся здесь са­мыми активными соучастниками.

Формами такого единения сцены и зри­тельного зала становятся митинги-концер­ты, включающие и острое политическое сло­во (речь оратора, стихи в исполнении чте­цов), и демонстрации слайдов и кинокадров, и выставки политических плакатов. Так, на одном из таких концертов монтаж стихов татарского поэта Мусы Джалиля, турецко­го — Назыма Хикмета, палестинского — Му-ина Бсису, соединенных с мелодией песни А. Богословского «Рисуют мальчики вой­ну», позволил рассказать о трагическом по­ложении палестинских мальчишек, лишенных не только детства, но родины. И вот смолкли струны гитары, но в зале все еще стояла тишина. Та тишина, о которой порой только мечтать могут иные исполнители. Ти­шина потрясения, скажем так. И только «пе­реведя дыхание», аудитория смогла награ­дить исполнителей долгими взволнованными аплодисментами.

От митинга-концерта отличают зонг-концерт. Так принято стало называть сцениче­ское представление, построенное на репер­туаре трех-четырех профессионально очень сильных коллективов клубов (или ансамб­лей) политической песни[5].

Нельзя здесь не упомянуть и фестивали политической песни, предполагающие не только организацию концертов в крупней­ших залах того или иного города, но и про­ведение конкурсов на лучшую песню, сти­хотворение, рассказ, темой которых станет какая-либо злободневная, волнующая всех международная проблема и многое-многое другое.

Трудно переоценить значимость клубов политической песни. Используя свое глав­ное оружие — песню, они содействуют прив­лечению все более широкого круга молоде­жи к осознанному политическому мыш­лению, способствуют патриотическому и интернациональному воспитанию, вносят значительный вклад в сохранение и пропаган­ду национального и международного песен­ного наследия.

Дис­ко клуб — это своеобразный самодеятельный коллектив, объединяющий людей на основе общего интереса к музыке, искусству, вза­имному общению, ставящий своей задачей не только организацию развлечения, но в рамках, границах этого развлечения стре­мящийся к созданию совместно со всеми присутствующими яркого идейно-художест­венного зрелища. Именно в процессе его создания, в скрупулезной творческой работе над сценарием и его воплощением и осуще­ствляется творческий и духовный рост самих членов щискоклуба. Именно в процессе вос­приятия подготовленной дископрограммы, ориентированной на непременное активное соучастие в ней всех присутствующих на дискотеке, и особенно — в процессе ее пос­ледующего осмыслс яия, происходит осозна­ние тех ценностей, о которых повествовала программа. Разумеется, мы упомянули сей­час идеальную ситуацию. Процесс приобще­ния к культурным ценностям сложен. Одна­ко в том, что подобный процесс идет именно таким образом, нас убеждают наблюдения за молодежной аудиторией, посещающей дискотеки.

Ажиотаж «запретного плода» исчез. Ту­пая толкотня на крохотном пространстве, отвоеванном локтями, надоедает. Обнажен­ная социальная направленность многих произведений рок-музыки вынуждает к оп­ределенной реакции: либо я это отвергаю, либо — принимаю. Не забудем и о направ­ляющей роли ведущего (диск-жокея), умело и точно ставящего акценты, лидера, которо­му доверяют собравшиеся на дискотеку.

Да, процесс осознания себя в условиях дискотеки только начинается. Делаются еще только первые шаги. Но — делаются! Дискотека может быть не только местом танцевального марафона, но и местом ор­ганизованного и увлекательного досуга. И разнообразного к тому же.

Дискоклуб, о кото­ром мы говорим, есть высшая форм разви­тия дискотеки. Здесь собираются те, кото­рые прошли первичный этап увлечения дис­котекой, которые уверовали в ее специфич­ность, видят динамику ее развития. Поняли, наконец, что дискотека — это новая форма художественного или технического творче­ства в условиях клуба, требующая к тому лее и творческого подхода к вопросам ее ор­ганизации. А это, в свою очередь, означает, что дискотека существует не только для раз­влечения. Она, образно говоря, покоится на «трех китах». Ибо выступает, во-первых, как форма деятельного отдыха, создавая ус­ловия для того, чтобы человек мог отвлечь­ся, освободиться от ритмов трудового дня, снять накопившееся трудовое напряжение. Иначе говоря, несколько расслабиться.

И этому и должна способствовать атмосфе­ра дискотеки: ее оформление, освещение, звучащая музыка, реальные возможности общения с близкими, хорошо знакомыми людьми.

Кроме того, дискотека — это и своеобраз­ная форма просвещения и воспитания. Ин­формация, получаемая на дископрограмме, равно как и ее комментарий, ориентирова­ны на ликвидацию односторонности запро­сов посетителей дископрограммы, дальней­шее углубление и расширение их кругозо­ра. Разумеется, не только в сфере современ­ной музыкальной культуры. Подобное расширение кругозора и приводит в конеч­ном итоге к побуждению каждой (в идеа­ле!) присутствующей на дископрограмме личности к самовоспитанию.

И наконец, еще одно. С дископрограммы никто не снимал задачи организации раз­влечения. Причем такого развлечения, кото­рое помогло бы восстановить психическое равновесие человека, дать разрядку его эмо­циональному напряжению. Развлечение, осо­бенно если ему отдаешься полностью, акти­визирует воображение человека, его воспри­ятие, мышление, эмоции. Создаваемое на дископрограмме «игровое общение» приме­чательно именно спонтанностью самовыра­жения, в процессе которого партнеры, образ­но говоря, «обмениваются» чувствами, на­строениями. Стало быть, можно сказать, что дискотека (дископрограмма) предполагает не только «развлечение ногами», скажем так, но и развлечение интеллектуальное. А это, понятно, диктует определенные требования и к содержанию программы, и к ее драма­тургии, то есть сценарию.

У него есть одна принципиальная особен­ность: здесь теснейшим образом переплета­ются публицистика, информация и развле­чение. Разумеется, каждый из названных блоков дископрограммы может быть пред­ставлен в ее драматургии в большей или меньшей степени, какой-либо — отсутство­вать полностью. Принципиально понять вот что: драматургия дископрограммы не исчер­пывается танцевально-развлекательным бло­ком. Дискотека потому и перспективная форма современной культурно-просветитель­ной работы, что предлагает всякий раз не­исчислимое богатство различных видов со­держательно организованного досуга.

Тем более что она по-хозяйски вобрала в себя многие позитивные моменты организа­ции досуга в прошлом: и задушевную атмо­сферу посиделок и домашних вечеров, и тен­денцию к информативности, присущую не­которым его формам, и склонность к импро­визационное, без которой немыслимы вечера-викторины, и т.д.

Конечно же, в условиях дискотеки, в усло­виях демонстрации дископрограммы опыт прошлого основательно был переосмыслен. Появилось новое качество — широкая тех­низация программы, которое заставляло за­ново осмысливать положительные уроки прошлого. В том числе и некоторые уроки драматургической организации материала.

В одной из предыдущих глав мы размы­шляли с вами, читатель, о взаимосвязи те­мы и сюжета. Если вы помните, мы говорили о том, что сюжет есть какое-либо кон­кретное событие, составляющее содержание действия массового мероприятия, компози­ционно выстроенное. Мы приводили в под­тверждение тому немало примеров.

Очевидно, следует привести примеры, по­казывающие сюжетное построение и в дископрограммах. Тем более, что некоторые «сюжетные ходы» используются в драма­тургии дископрограммы достаточно часто.

Отнесем к ним прием «путешествия», ко­торое в условиях дископрограммы соверша­ется на воображаемых авиалайнерах, кос­мических кораблях и других средствах пе­редвижения современного человека. Этот прием, пожалуй, наиболее распространен в сценарной практике создания дископрог-рамм. С одной стороны, он имитирует как бы стремительные перемещения во времени и пространстве — и в этом его своеобразие. Но вместе с тем он таит в себе и опасность распространения примитивного, шаблонного решения. Если...

Если сценарист дископрограммы не суме­ет найти некоей «изюминки», способной оживить ситуацию, придать ей достовер­ность.

Разберем такой пример: сценарий диско­программы «Городской парк» в одной из подмосковных дискотек был задуман как своеобразное путешествие — прогулка по аллеям и памятным местам реального» всем присутствующим на дискотеке хорошо известного городского парка. И тогда «зе­леный театр», изображение которого в раз­личных ракурсах возникало на экране, становился поводом для демонстрации кон­цертных номеров исполнителей всех стран и народов, будто бы посетивших этот под­московный город. И тогда «музей», распо­ложенный на территории парка, становится великолепным поводом для демонстрации слайд-фильма по балладе Д. Кедрина «Зод­чие». А «аллея цветов» парка — осно­ванием для показа программы песен и слай­дов о цветах и т. п. Сочетание разнообраз­ных, со вкусом отобранных музыкальных произведений и слайдов, к тому же проком­ментированных диск-жокеем умело, тактич­но, не без юмора, позволило создать диско-программу, в которой лирическая настроен­ность соединялась с веселой улыбкой, что и сделало данную программу непохожей в ряду прочих.

Можно в качестве примера назвать и та­кой сюжетный ход построения дископрограммы, как воображаемая организация «школьных занятий». Суть этого приема также не слишком сложна: посетителям дискотеки предлагается провести несколько часов как бы в «школе», на самых различ­ных «уроках». Понятно, что каждый «урок» — это эпизод дископрограммы. Так было, например, на дископрограмме «Школа музыки» (дискотека ДК «Горняк»). Школьный звонок приглашал всех присутствующих на занятия в «класс». «Классом» был, конечно же, дискозал. Чере­довались «уроки» и «перемены», в которые организовывались игры, викторины, кон­курсы. «Уроки» тоже были достаточно свое.

Без предварительной и многообразной работы сотворить увлекательную дископрограмму нельзя. Такое — под силу лишь дискоклубу. Вот почему несколько ранее мы и говорили о том, что в клубе неразумно строить забо­ры и изгороди между его массовыми и групповыми формами. Клубная жизнь — ор­ганизм единый. Здесь живо и творчески пе­реплетаются разнообразные формы. И раз­говор о клубе политической песни, и о дис­котеке, думается, достаточно наглядно это подтверждает.

Возьмем тогда иную сторону клубной деятельности. Давно известна, еще с 20-х годов, форма устного журнала. Где-то в 50-е годы появилась еще одна, похожая даже на­званием — устный альманах. В конце 70-х родился информационный (или клубный, как иногда его называют) вестник. Каждая из этих перечисленных форм — «законно­рожденное», то есть обусловленное атмос­ферой, обстановкой, «дитя» своего времени.

Так, огромная испепеляющая жажда знаний и вместе с тем недостаток средств информации (радио, не говоря о телевиде­нии, ведь еще не было) вызвали к жизни сначала — устную газету, а затем — устный журнал. Стремление к помпезности в пода­че информационного материала — одна из существенных причин возникновения устных альманахов. Недостающая информирован­ность о событиях местной жизни привела к появлению клубных вестников.

Нетрудно заметить, что все перечислен­ные формы в большей ли, меньшей ли сте­пени, но прежде всего выполняют задачу информирования населения об актуальных событиях и проблемах современной жизни. Разумеется, наряду с организацией расска­зов об увлекательных проблемах, пред­ставляющих научный или художественный интерес; повествований о зарубежных по­ездках или о путешествиях по нашей стра­не; выступлений людей, интересных своей судьбой, профессией, проблемой, над кото­рой они работают, и т. д[6].

Интересен в этом отношении зарубежный опыт работы подростковых клубов, в частности Швеции и Франции. В настоящее время только в столице Швеции Стокгольме подростковых клубов насчитывается около семидесяти (в Тобольске – всего пять, хотя справедливости ради необходимо указать на различия в статусе указанных городов (столица государства и российская глубинка), а также в финансовых возможностях местных муниципалитетов). Подростковые клубы по месту жительства стали в этой скандинавской стране одним из важнейших звеньев в воспитании молодежи. Они пользуются большой популярностью в основном у подростков 13-17 лет. Эти центры отдыха работают всю неделю за исключением двух выходных. Штат профессиональных педагогов в каждом из семидесяти клубов насчитывает от пяти до десяти человек. Не меньшей популярностью пользуются подобные учреждения и во Франции, получившие там название культурно-досуговых центров молодежи, контингент которых строго распределён в зависимости от возраста: дошкольные лагеря для 4-6-летних детей, центры каникул для 6-14-летних детей, центры совместных каникул для подростков 13-18 лет и центры досуга под открытым небом для детей от 16 лет.

Возвращаясь к затронутой выше проблеме авторитаризма в отечественной педагогике, полезно проанализировать опыт реализации в 1980-х гг. в Стокгольме так называемого «Демократического проекта», охватившего порядка десяти подростковых клубов столицы Швеции. В основе данного эксперимента лежала идея перехода к педагогике сотрудничества (следует отметить тот факт, что в отечественной педагогике того времени в лице так называемых «педагогов-новаторов» также начали говорить о «педагогике сотрудничества») и самоуправлению членов клуба, наряду со штатными социальными педагогами получивших равные права (чего, как можно было заметить выше, лишены подростки в нашем случае). Причем, взрослые лишились права налагать запреты на проекты деятельности досугового центра. И педагоги, и члены клуба стали совместно распоряжаться финансами (о чём в нашем случае не может быть и речи), определять направления деятельности, осуществлять разработку и претворение в жизнь различных проектов. Другими словами, всю ответственность за злополучные «разработку» (программ), «распределение» (финансов) и «принятие» (решений) стали поровну делить между собой как педагоги-воспитатели, так и подростки-воспитанники (обращаем ваше внимание, что этот проект начал реализовываться ещё в 1980-е годы. С тех пор прошло уже порядка двадцати лет, а отечественная педагогика всё ещё продолжает во многих случаях носить авторитарный характер).

Для оказания помощи молодежи были выбраны представители из числа местных политиков, к которым в случае несогласия с педагогами могли бы аппелировать подростки, используя его, таким образом, в качестве третейского судьи. В основу деятельности клубов был положен т.н. «принцип трёх «нет» - «нет расизму», «нет насилию» и «нет наркотикам». В обязанности местных педагогов и административных работников входило лишь наблюдение за соответствием деятельности досуговых центров поставленным перед ними целям и задачам, обеспечение безопасности и защиты подростков, а также предупреждение их противоправной деятельности. При этом между педагогами досугового центра, подростками – членами клуба и местными комитетами заключался договор, который гарантировал строгое соблюдение добровольно принятых на себя обязательств, что способствовало реальному росту авторитета руководителя и педагога.

Результаты проведённого эксперимента показали, что наиболее оптимальной и эффективной моделью организационного построения такого подросткового клуба является выборный комитет из 25 человек, в ведении которого находились вопросы заключения соглашений, оформления их в форме договоров и т.п. Выборный комитет полностью состоял из подростков – воспитанников данных подростковых клубов по месту жительства, и в его власти, как уже отмечалось выше, находились даже вопросы распоряжения финансами клуба.

Программу работы клуба определяло открытое собрание, на котором могли присутствовать все желающие. Штатные педагоги и администрация досугового центра имели на собрании, как и все члены клуба, один голос, что особо подчеркивало равенство прав с подростками в сфере управления. Подлинной основой демократии являлись рабочие группы, разнообразные по своему составу. Решающее значение придавалось осознанию каждым подростком значения своей работы, своего места и участия в деятельности рабочей группы.

Новый демократический стиль взаимоотношений (как в сфере управления деятельностью клуба, так и в неформальном взаимодействии), выбранный авторами проекта для взаимодействия с подростками-воспитанниками стиль сотрудничества, который начал складываться в группах, ничуть не мешал развитию других не менее известных форм досуговой деятельности (дискотеки, вечера отдыха, туристические походы и т.п.) Но выбранный стиль коренным образом поменял содержание указанных форм деятельности: подростки становились более толерантными, терпимыми, раскованными, избавлялись от разнообразных комплексов, вырабатывали в себе чувство истинной солидарности со сверстниками, чувство собственной значимости и нужности (чего, к сожалению, так не хватает нашим подросткам), начинали видеть в педагогах не надсмотрщиков, а соисполнителей и соучастников их совместной деятельности, которым не безразличны личностные интересы подростков.

Реализация данного «Демократического проекта» очень тесно в своих методологических основах связана, по нашему мнению, с активно развивающейся во Франции так называемой педагогической анимацией (во Франции организаторов внешкольной деятельности детей в свободное время называют педагогами-аниматорами.). Термин «анимация» в педагогической науке появился в связи с разработкой проблемы динамики группы и свободного воспитания. Педагогическая анимация, признавая плюрализм (множественность) мнений и позиций, способствует свободному и автономному самоопределению личности в группе, создает наиболее благоприятные условия для поиска правильного решения проблем, являясь, тем самым, школой подлинного гражданского становления личности. Педагогическая анимация пробуждает у индивида веру в свои силы, активизирует процесс общения, самопознания, устанавливает новый стиль человеческих отношений, отвечающий потребности человека в проявлении своего творчества. Именно эти идеи, на наш взгляд, и были реализованы в шведском проекте.

Аниматор старается создать все необходимые условия для увлекательной, вызывающей интерес деятельности, вдохновляет детей и побуждает ею заниматься. Он воспринимается как член группы, участвующий в ее жизни, а не находящийся вне ее или рядом с нею. Задачей педагога-аниматора является установление между членами группы атмосферы сотрудничества, взаимного уважения, творческого поиска и творческой деятельности. Естественно, в подобных условиях нет места авторитарным методам взаимодействия с воспитанниками, которые характерны для ряда отечественных подростковых клубов[7].

3. Проблемы и перспективы клубной деятельности

3.1. Проблемы клубной деятельности

Обозначим основные проблемы клубов:

1. Ни один клуб не стимулирован на рост мастерства своих членов.

2. Неурегулированность взаимоотношений: Клуб-Федерация, танцор-тренер, тренер-родители (инвесторы), Клуб-Инвесторы и пр. Нет ни прав, ни обязанностей Сторон ни в одной из связок.

3. Не понятна система взаимоотношений Клуба с другими общественными, спортивными, учебными, финансовыми и государственными организациями. Вопрос - должен ли Тренер иметь Лицензию на ведение преподавательской деятельности? Это, например. Какие взаимоотношения ТСК с системой детского образования и воспитания?

Следует обратить внимание на клубы, сегодня это необыкновенно актуально, ибо подчеркивается непереходящая сущностность этих учреждений куль­туры для всестороннего воспитания лич­ности советского человека, для усиления и углубления процесса ее социализации. И это во-первых.

Деятельность клуба, во-вторых, никогда не сводилась ранее, да и не сводится в на­стоящее время, сугубо к политической про­паганде. Ведь когда-то именно в его залах и комнатах началось массовое обучение грамоте, были организованы общеобразова­тельные и агрономические кружки, возник­ли коллективы художественной самодея­тельности. Так утверждалась в жизни еще одна ленинская мысль. Мысль о клубе как одной из важнейших позиций для просве­щения народа. И это еще одна грань его существования, также не потерявшая своей сегодняшней значимости, несмотря на бур­ное развитие средств массовой информации.

И наконец, еще одно, чем полезен и сла­вен клуб — и в прошлые, и в нынешние вре­мена. Он — уникальная форма организа­ции досуга. Причем не пустого времяпре­провождения. Ибо свободное общение, ор­ганизованное в его стегах, не ограничива­ется только созданием условий «общест­венного домашнего очага». Здесь осуществлялось широкое культурное коопе­рирование масс, необходимое как для развертывания разнообразной групповой деятельности, так и для создания всякого рода массовых действ,— в этом и заключа­лась изначальная подлинная суть клуба.

И заметим, без какого бы то ни было противопоставления форм его существова­ния. Без каких-либо шараханий из одной крайности в другую. Полное единение мас­совых и групповых форм клубной практики естественно и закономерно, ибо подлинное воспитание может быть осуществлено, как отмечал еще А. С. Макаренко, не «через первичный (контактный) коллектив, ибо в таком коллективе... появляется семейст­венность и получается тот род воспитания, который нельзя назвать вполне советским воспитанием. Только через большой кол­лектив, интересы которого вытекают не из простого общения, а из более глубокого со­циального синтеза, возможен переход к ши­рокому политическому воспитанию...». А оно-то и составляет одну из существенных задач гармонического развития личности, ее совершенствования.

Напомню, что выдающийся советский педагог полагал, что политическое воспита­ние есть зерно всесторонне и гармонично развитой личности. И в клубе оно может быть достигнуто лишь при одном условии: его любительские объединения консолиди­руются при создании различных массовых мероприятий. Разнообразие коллективов, их творческих концепций и создает, в ко­нечном итоге, возможности организации увлекательного и интересного досуга в клубе. Вот тогда-то и массовая его работа (вечера, встречи, праздники и т. п.), и ра­бота групповая (выступления ансамблей политической песни, клубов самодеятель­ной песни, дискоклубов и т. п., проведение заседаний любительских объединений) об­разуют тот своеобразный, известный нам по школьному курсу физики сообщающий­ся сосуд, в котором ассимилирующиеся частицы веществ создают некое новое ка­чество, новое, по сути, вещество. Без этой каждодневной и скрупулезной работы по созданию досуга нет и не может быть сов­ременного клуба.

Отметим,   что примерно  так же  когда-то объяснял суще­ство этого слова и В. И. Даль в своем «Тол­ковом словаре живого великорусского язы­ка»: «...собрание, постоянное общество, ко­торое собирается в особом помещении, для беседы и увеселений...»  Итак,     клуб — явление      многофункцио­нальное,    ибо    многофункциональна   сама культура,   частью   которой  он  и является. Ошибка, и довольно распространенная, ви­деть в нем только одну  какую-либо  сторо­ну:    пропагандистскую,   просветительскую, развлекательную. В том-то и   состоит  осо­бенность   этого   учреждения культуры, что все стороны в его деятельности теснейшим образом взаимосвязаны, ни на йоту не изо­лированы, не отдалены друг от друга. Точ­кой-то их соприкосновения и является куль­тура.   Вот почему формирование культуры политической,   нравственной,   эстетической, экономической, правовой и т. д., если и не стало еще четко  ощутимой  каждым  клуб­ным работником наиглавнейшей зада­чей, завтра будет необходимо пронизывать всю его деятельность. И к этому надо быть готовым, ибо, приступая к формированию культуры, он сам должен быть культурно развитым и всесторонне образованным че­ловеком. Это — очевидно.

Все сказанное и определяет возрастаю­щую культурно-организующую роль клуба. Сегодня в нашем обществе наблюдается взрыв духовной активности... Люди хотят больше знать о прошлом, на­стоящем и будущем страны, острее и при­стальнее стало внимание к общественным и государственным делам, к мировоззрен­ческим и морально-этическим проблемам.

Присмотримся к этим пожеланиям, за­думаемся над ними — ведь в них четкая программа деятельности всех социальных институтов общества. И клуб здесь, как го­ворится, не составляет исключения.

Есть и еще один принципиальный аспект в его нынешней, современной деятельности. Речь идет о самом, может быть, остром и болезненном для нашего общества вопросе: пассивности к переменам у определенной части людей, их социальной инерции. И хотя это только часть населе­ния, и пусть даже не очень большая, но ее настроение неустойчивости, ощутимое в об­ществе, конечно же, не способствует стреми­тельному движению вперед.

Задача клубного работника — понять причины этой неустойчивости и помочь че­ловеку обрести уверенность. Помочь прео­долеть психологическую боязнь всего ново­го. Помочь преодолеть страх.

Да, конечно, страх — и как кратковре­менная эмоция, и как устойчивое чувство — в природе человеческой натуры. В его ге­нетическом коде. Еще совсем недавно он был в избытке у каждого из нас. Страх пе­ред теми, кто может оскорбить или уда­рить. И перед теми, кто должен был бы нас от этого защитить. Страх перед начальни­ком и перед властью. Нужно ли перечис­лять далее?

Страх сковывает ум и волю. Заставляет пригибаться. Приучает прошмыгнуть неза­меченным. Спрятаться от бурной действи­тельности в увлечении ли восточным мистицизмом, экзотическим хобби или давним примитивным вещизмом. Вот они — истоки пассивности советского человека. Вот она, довольно-таки дорогая «плата за приниже­ние индивидуальности, бюрократизацию общественной жизни и невыполненные обе­щания» (И. Кон).

И  вот  почему  необходимо найти слова, которые помогли бы снять это бремя стра­ха. Которые могли бы проникнуть в созна­ние человека, пробудить в нем доброе, сер­дечное  отношение к людям, его окружаю­щим.    Поднять   на   дела,   способствующие демократизации общества,   раскрепощению личности, распространению   культуры,   ко­торая,   как  цемент пропитывает различные стороны нашей   жизни.   Призвать   к  строительству общества, в котором бы человеку было  не страшно жить.

Клуб, будучи частью общественного ме­ханизма, не может не болеть теми же «бо­лезнями». Вот почему столь важно разоб­раться в их истоках. Понять, что же мешает организации здесь разнообразной, увлека­тельной и интересной жизни.

3.2. Пути решения проблем и перспективы развития клубов

Первая из этих «болезней», во многом тормозящая решение того или иного чело­века провести свой досуг в клубе, — запус­тение и разор, царящие здесь. В громадном, подавляющем большинстве этих учрежде­ний, особенно в сельской местности.

Что и говорить, материально-техническая база современного клуба и на селе, и в городе ниже всякой критики. До­бавьте к этому упомянутое отсутствие здесь уюта, домашней ухоженности. Где уж большинству современных клубов до того состояния, которое определялось ког­да-то как «общественный домашний очаг». Какой уж там «очаг», если в зале — сло­манные стулья да ряд скамеек, если доб­ротное оборудование может явиться хозяи­ну этой «обители» лишь в каком-то горя­чечном сне[8].

Одним из решений сложившихся «клубных» проблем видим в повышении квалификации работников клубов.

Здесь клуб­ный работник мог бы стать его первейшим и   надежнейшим   помощником.  

В современном клубе творческий поиск постоянно вступает в конфликт с парагра­фом тех или иных инструкций и распоря­жений. Очевидно, они необходимы. Но ориенти­рованы-то они должны быть не на вче­рашний день. В них следует учесть сегод­няшнюю ситуацию, уже достигнутый уро­вень работы, постоянное стремление пере­довых клубных специалистов к поиску. Надо уметь заглядывать в завтрашний день.

Вот тогда-то не в десятках, а в сотнях клубов вас встретят с цветами у входа, предложат во время встречи с интересным человеком — журналистом, поэтом, конст­руктором чашку чая или кофе, а участвуя в каком-либо конкурсе, вы получите шанс выиграть книгу известного писателя, а не погремушку из «Детского мира».

Вот тогда-то и сможет клубный работник «сеять разумное, доброе, вечное». Созда­вать увлекательные программы, развивать творческие коллективы, исходя из интере­сов и потребностей посетителей клуба, а не из инструкций, отказывающих ему в самом главном — признании его творческим уч­реждением. Позиция для нынешнего руко­водителя культуры, порой бывшего дирек­тора кирпичного завода или бани—долж­ности, сами понимаете, номенклатурной, весьма удобная. Ведь в его представлении клубный работник — всего лишь чиновник, обязанный, не слишком умствуя, выполнять изданные директивы и указания.

Какой может быть разговор о творческой профессии? — искренне удивляются подоб­ные руководители. Абсурд, нонсенс! Клуб­ный работник, утверждают эти руководите­ли «культурного фронта», всего лишь орга­низатор массово-политических мероприятий. Не более того! Ну еще там — организатор досуга. И все! Вот она — еще одна сторона «остаточного принципа» в организации клубной работы. Вот оно — подлинное су­щество авторитарно-административного синдрома! Убеждены, что существование это­го «синдрома» — первопричина многих не­суразностей, встречающихся в практике.

Вот, например, судьба слова — едва ли не самого ведущего, существенного выразителя творческого замысла в клубе. Которое к тому же всегда было и будет показателем нашей культуры: ее уровня, качества, глу­бины. Увы, приходится констатировать, что, если будущий исследователь лет, эдак, через пятьдесят станет изучать сценарные материалы нынешних массовых мероприя­тий, боюсь, он не будет слишком высокого мнения о качестве нашей культуры. Прежде всего он непременно заметит, что в общест­ве, особенно на уровне 60—70-х годов, произошла значительная «девальвация» слова. Это особенно заметно по тем из них, которые призваны были определить смысл и характер существования нашего социа­листического общества.

Если этот будущий исследователь хоть не­много любопытен, он обратит внимание и на то, что данная аномалия характерна не только для массовых мероприятий этого от­резка времени. Об этом же с горечью и тре­вогой на своих пленумах размышляют пи­сатели, об этом же пишут театроведы, кино­веды и другие специалисты, призванные анализировать слово во всех видах его существования — устное ли оно, письмен­ное ли.

Действительно, исчезают, девальвируясь — от слишком ли усердного и часто­го употребления? от общего нашего неверия ли и апатии? — такие столь нужные и необ­ходимые слова, как «коммунизм» и «ком­мунист», «гражданский идеал» и «положи­тельный герой» и некоторые другие, не менее принципиальные для нашего общест­ва[9].

 

Заключение

Творчество в клубе – не столько индивидуальный, сколько коллективный процесс.

Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность, В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.

В клубном объединении это в значительной степени облегчается и спецификой решения проблемы привлечения его участников к управлению жизнью своего коллектива. В целом сделать это при условии педагогически целесообразно организованной деятельности в клубе можно гораздо быстрее, чем в первичных коллективах других типов. Это связано, с одной стороны, с добровольностью вхождения школьников в объединение по интересам, а с другой – с тем, что достижение индивидуальных целей возможно только при условии активного включения в реализацию цели коллективной.

Известно, что уровень активности людей зависит от возможности удовлетворения ими потребностей, которые проявляются в мотивах, побуждающих к деятельности и являющихся формой проявления потребностей.

Поскольку «глубочайший смысл воспитательной работы … заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей», которые удовлетворяются и развиваются в деятельности, то от того, насколько разнообразна будет эта деятельность, насколько педагогически целесообразно она организуется, будет зависеть и степень реализации потребностей школьников.

Седи мотивов, приводящих учащихся в клубные объединения, наиболее значимыми являются мотивы познавательного характера, общения, самоутверждения и самовоспитания. Естественно, что с развитием коллектива объединения место каждого из мотивов в их иерархии изменяется, и, прежде всего, усиливается роль мотивов коллективистических, выражающихся в росте потребности участников объединений в реализации общественно значимых целей их деятельности[10].

 

Список литературы

1.     Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. Т.12. М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 324.

2.     Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2004. С.7-8.

3.     Владимиров В.С. Каким быть клубу. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 448.

4.     Гагин В.Н. Интересно ли в Вашем клубе? М.: Юнити, 2004. С. 240.

5.     Караковский В.А., Полукаров В.В. Педагогика коллектива: Книга в газете. Глава седьмая // Учительская газета. 2005. 14 мая.

6.     Куракин А.Т., Лийметс Х.Й., Новикова Л.И. Коллектив и личность школьника. Вып.1. В 2-х ч. Ч.11. Таллин, 2001. С.22-24.

7.     Макаренко А.С.: Пед.соч. В 8-ми т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С.307-308.

8.     Пинкевич А.П. Педагогика. В 2-х т. Т.2. Школьный возраст. Трудовая школа. М.: Работник просвещения, 1999. С. 116.

9.     Пистрак М.М. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1995. С. 369.

10.                      Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 446.

Приложение

Анкета

1.     Фамилия имя отчество

2.     Ваш возраст

А) До 18

Б) 18-30

В) Старше 30

3.     Являетесь ли Вы членом какого-либо клуба?

А) Да

Б) Нет

В) Нет, но хотел(а) бы

4. Как часто Вы посещаете клубы?

А) Раз в месяц

Б) Раз в неделю

В) Два раза в неделю

5. Все ли устраивает Вас в клубе, который Вы посещаете?

А) Да

Б) Нет

6. Каким мероприятиям Вы отдаете большее предпочтение?

А) Просветительным

Б) Развлекательным

В) Никаким

7. Ваши пожелания и предложения клубу

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты анкеты

Анкету заполнили 120 человек, в возрасте от 18 до 33 лет. Преимущественно это были молодые люди от 18 до 26 лет (76%).

Большинство людей, заполнивших анкету являются членами каких-либо клубов (70%). Почти вся оставшаяся часть хотели бы стать членами каких-либо клубов (28%).

Респонденты, как показали результаты анкеты, часто и регулярно посещают всевозможные клубы (89%-раз в месяц; 10% - раз в неделю).

Большинство опрошенных людей отдают предпочтение просветительным и развлекательным мероприятиям. Эти предпочтения набрали почти одинаковое число голосов – 43 и 48% соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод, что большая масса людей входит в члены каких-либо клубов и регулярно их посещают; основное преимущество имеют развлекательные и просветительные мероприятия.


[1] Пистрак М.М. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1995. С. 369.

[2] Пинкевич А.П. Педагогика. В 2-х т. Т.2. Школьный возраст. Трудовая школа. М.: Работник просвещения, 1999. С. 116.

[3] Караковский В.А., Полукаров В.В. Педагогика коллектива: Книга в газете. Глава седьмая // Учительская газета. 2005. 14 мая. С. 22.

[4] Гагин В.Н. Интересно ли в Вашем клубе? М.: Юнити, 2004. С. 240.

[5] Владимиров В.С. Каким быть клубу. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 448.

[6] Макаренко А.С.: Пед.соч. В 8-ми т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С.307-308.

[7] Киселёва Т.Г., Красильникова Ю.Д. Подготовка социальных работников-организаторов семейного досуга // Социальная работа. Отв. ред. Зимняя И.А., Вып. 1. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. – М., 1992. – С. 172-177.

[8] Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2004. С.7-8.

[9] Гагин В.Н. Интересно ли в Вашем клубе? М.: Юнити, 2004. С. 240.

[10] Куракин А.Т., Лийметс Х.Й., Новикова Л.И. Коллектив и личность школьника. Вып.1. В 2-х ч. Ч.11. Таллин, 2001. С.22-24.