Содержание

Задание № 1____________________________________________________ 3

Задание № 2____________________________________________________ 6

Задание № 3____________________________________________________ 9

Список источников и литературы_______________________________ 11

Задание № 1

Межрегиональное общественное объединение "Партия зеленых" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления правительства Ленинградской области от 19 декабря 1995 г. № 526 "О признании границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствии со статусом 1952 г." Государственный заказник местного значения "Линдуловская роща" был создан решениями исполкома Ленинградского областного Совета народных депутатов от 30 июня 1946 г. и 29 марта 1976 г. Этими решениями были утверждены границы и площадь заказника - 939 га. Обжалуемым постановлением правительства области 584 из 939 га леса заказника были изъяты. По мнению заявителя, данное постановление не соответствует требованиям ранее принятого нормативного акта, а также нарушает права граждан на благоприятную среду, изменение режима природопользования может отрицательно повлиять на состояние животного мира.

Судом было установлено, что проект обжалуемого постановления правительства области государственную экологическую экспертизу, как это предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе», не проходил. Исходя из -этого, Ленинградский областной суд требования  заявителя удовлетворил.

В кассационной жалобе представители правительства Ленинградской области просили об отмене решения суда, считая, что факта нарушения прав граждан на благоприятную среду в результате исполнения обжалуемого постановления судом не установлено. Кроме того, по мнению представителей правительства, объединение "Партия зеленых", согласно Уставу объединения, неправомочно оспаривать нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Оцените доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Каким образом может быть установлено возможное наступление или отсутствие вредных экологических последствий в результате реализации постановления правительства области? Каково значение экологической экспертизы?

Какое решение должен принять суд кассационной инстанции?

Ответ:

В соответствии с преамбулой и ст.ст. 1, 2, 34 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (с последующими изменениями и дополнениями) природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основной их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека и будущих поколений. При осуществлении хозяйственно-управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и граждане должны руководствоваться приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, соблюдать требования природо-охранительного законодательства.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники и заказники, памятники природы...

С учетом важности природоохранной деятельности вышеназванным законом, а также Федеральным законом от 15.12.95 г. "Об экологической экспертизе" предусмотрена обязательность государственной экологической экспертизы в отношении всех предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемых к реализации на территории Российской Федерации.

Возможное наступление или отсутствие вредных экологических последствий в связи с изменением правового статуса, режима и размера государственного заказника "Линдуловская роща" может быть установлено только государственной экологической экспертизой, которая вопреки требованиям закона не состоялась и принятию правительством области оспариваемых заявителем положений нормативного акта не предшествовала.

При таком положении довод кассационной жалобы "об отсутствии негативного воздействия постановления правительства на окружающую природную среду" и нарушения прав граждан на проживание в благоприятных для их здоровья природных условиях никаких правовых последствий по данному спору не создает и не может быть принят во внимание.

Задание № 2

Министерство атомной энергии РФ обратилось в Министерство природных ресурсов РФ с ходатайством о выдаче разрешения на ввоз и захоронение на территории России радиоактивных отходов (отработавшего ядерного топлива) атомных электростанций.

Какой ответ должно дать МПР РФ?

Ответ:

В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" право пользования недрами для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов (далее - право пользования недрами), возникает на основании решения Правительства Российской Федерации.

Право пользования недрами предоставляется только юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации и имеющим разрешения (лицензии) на ведение работ по обращению с радиоактивными, токсичными и иными опасными отходами, выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.

Заявитель подает в Федеральное агентство по недропользованию заявку, к которой прилагаются следующие документы:

1) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);

2) копия бухгалтерского баланса заявителя за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии;

3) данные о финансовых, технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков;

4) копии лицензий на осуществление деятельности по обращению с радиоактивными, токсичными и иными опасными отходами;

5) сведения о размерах участка недр, требованиях к составу и свойствам горных пород, в которых будет осуществляться захоронение радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов;

6) данные о видах, составе и свойствах предполагаемых к захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов;

7) сведения об общих и среднегодовых объемах предполагаемых к захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов;

8) перечень мероприятий по обеспечению экологической и промышленной безопасности намечаемых к строительству и эксплуатации объектов захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов (далее - объекты захоронения);

9) технико-экономическое обоснование (проект) создания объекта захоронения или его реконструкции;

10) заключение государственной экспертизы геологической информации об участке недр для целей размещения объекта захоронения;

11) заключение государственной экологической экспертизы на технико-экономическое обоснование (проект) создания объекта захоронения или его реконструкции;

12) заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на указанное технико-экономическое обоснование (проект);

13) заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, на указанное технико-экономическое обоснование (проект) - при захоронении радиоактивных отходов;

14) копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) заявителя земельного участка или предварительное согласие собственника (владельца) на отвод земельного участка, необходимого для строительства и эксплуатации объектов захоронения.

При необходимости у заявителя могут быть запрошены дополнительные документы, уточняющие изложенные в заявке данные.

Федеральное агентство по недропользованию:

1) в течение 60 дней с даты получения заявки со всеми необходимыми документами рассматривает поступившие документы, осуществляет в установленном порядке подготовку проекта решения Правительства Российской Федерации о предоставлении права пользования недрами и направляет указанный проект, а также документы, обосновывающие предоставление такого права, на государственную экологическую экспертизу;

2) в 2-недельный срок со дня получения заключения государственной экологической экспертизы на указанный проект решения представляет в Министерство природных ресурсов Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении права пользования недрами, а также документы, обосновывающие предоставление такого права, либо направляет заявителю мотивированный отказ.

Задание № 3

Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организацию активного отдыха и туризма населения.

Понятие и состав особо охраняемых природных территорий.

Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач. Объясните, почему.

Ответ:

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

На основании ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. Лит., 1993. 64 с.

2.     Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 12. Ст. 1024

3.     Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (с изменениями от 26 июня, 25 декабря 1992 г., 1 июля 1994 г., 3 марта 1995 г., 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

4.     Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)

5.     Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г.)